На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банковский менеджмент

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                             Содержание 

      ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3 

      1 Сущность и специфика банковского менеджмента…………………...5 

      2 Управление банком как коммерческим предприятием………......….15 

      2.1  Управление активами и пассивами банка……………………….....17
      2.2 Управление ликвидностью……………………………………….....19
      2.3 Управление банковскими рисками…………………………………25 

      3 Управление банковским персоналом………………………………….31 
     

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….42 

      Список  использованных источников…………………………………....45 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                         ВВЕДЕНИЕ 

         Современное банковское дело относится к одной  из самых динамичных сфер экономики. Техническая революция, усиление конкурентной борьбы, стремительная инфляция, экономические  кризисы привели к повышению  рискованности банковской деятельности. На нынешнем этапе развития банковской системы главная задача заключается  в поиске реальных путей минимизации  рисков и получения достаточных  доходов для сохранения средств  вкладчиков и поддержания жизнедеятельности  банка. Успешное решение этой сложной  проблемы требует использования  многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к  управлению коммерческим банком, объединенных понятием менеджмента.
         В общем понимании менеджмент - это  наука о наиболее рациональных системах организации и управления определенными  видами деятельности. Отметим, что единого  мнения относительно определения термина  «менеджмент» в экономической литературе не существует. Под менеджментом понимают как систему управления финансовыми  и организационными сферами деятельности, так и управленческий персонал, осуществляющий управление, т.е. руководящий состав организации.
         Все принципы менеджмента, цели и задачи присущи и банкам. 
    Банковский менеджмент нельзя изучать отдельно от понятия «менеджмент» в целом. Менеджмент – это система управления, подходы к управлению, это совокупность человеческой мысли и его действия.

                        В условиях рыночной экономики любая компания, корпорация, предприятие  любой сферы деятельности, в том числе банковской, требует управления. Управление, или менеджмент, предполагает учет колебаний рыночной коньюнктуры, обеспечение конкурентоспосбности, стремление к эффективной, рентабельной, социально ориентированной деятельности.
           Банковский менеджмент как составная  часть современной теории управления  рассматривает сущность и роль  банков в экономике, содержание  целей и задач управления банком, специфику обьектов, методов и  инструментов банковского менеджмента.
           Банковский менеджмент постепенно  развивается и совершенствуется  по мере развития науки, практики  и появления новых аспектов  деятельности банков. Кроме того, в качестве его теоритической  основы широко используется психология, деловая этика, социология, математические  и статистические модели применительно  к отдельным сферам управления  банковской деятельностью.
          Каждый блок банковского менеджмента  имеет определенную направленность, что обусловлено спецификой деятельности  банка как особого кредитно-финансового  института.
         Цель курсовой работы- изучение системы управления банком, её особенности
                Задачи исследования:
      1) исследовать теоретические аспекты  банковского менеджмента;
      2) изучить основные направления финансового менеджмента: управление рисками, ликвидностью, балансом;
        3) выявить специфику управления банковским персоналом в системе банковского менеджмента ; 

    Объектом  исследования является изучение направлений  банковского менеджмента: управление персоналом и управление деятельностью  коммерческого банка. 

                

               1 Сущность и специфика банковского менеджмента 

      Трактовки термина «банковский менеджмент»  различны. Чаще всего банковский менеджмент трактуется как управление банком в  условиях рыночной экономики. Научное  определение рассматривает банковский менеджмент как теоритические и  методические основы  управления определенной сферой деятельности- банковской деятельностью.
      С  точки зрения функционального подхода  даются следующие определения банковского менеджмента:
         Профессор А.М. Бандурка определяет  банковский менеджмент, как правильные пути управления банковскими активами для обеспечения прибыльной работы банка и сохранения его устойчивости.
      Менеджмент  в банке – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей, посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов, с применением своих особых принципов, функций и методов. Такое определение дается д.э.н., профессором Жуковым Е.Ф.
      Мищенко В.В., д.э.н., предлагает следующее определение: «… банковский менеджмент - это управление банком в условиях рынка, что означает: 
    - Ориентацию банка на спрос и потребности рынка, на запросы клиентов и создание таких банковских продуктов и услуг, пользующихся спросом и могут дать банку запланированную прибыль; 
    - Постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов; 
    - Корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от конъюнктуры рынка; 
    - Необходимость использования современной информационной базы (компьютерных сетей и связей с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений; 
    - Рациональный подбор персонала и его эффективное использование ».

      С точки  зрения д.э.н., профессора Лаврушина  О.И., банковский менеджмент- это организация  управления деятельностью банка  и его персоналом.
      Т.о., единого  представления о понятии менеджмента в банках не существует.
      В общем  виде банковский  менеджмент представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.
      Специфика банковского менеджмента связана  со спецификой банковского продукта и спецификой банковского дела.
      По сути, банковский продукт- это комплекс услуг  банка по активным и пассивным  операциям. Банковским услугам, как  и всем другим видам услуг, присущи специфические характеристики, которые должны быть учтены при разработке стратегии менеджмента:
    Неосязаемость услуг, их абсрактный характер;
    Непостоянство качества услуг;
    Несохраняемость услуг;
         Неосязаемость услуг означает, что их невозможно ощутить материально, увидеть и  оценить до тех пор, пока клиент их не получит. Поэтому ключевым словом в менеджменте услуг является польза, которую получит клиент, обратившись к услугам банка. Но чтобы реально оценить и представить в рекламе эту пользу, необходимо знать своих конкурентов, специфику их услуг, используемые ими методы рекламы и стимулирования.
         Основные  пути повышения осязаемости банковских услуг:
    акцентирование внимания на потенциальных выгодах взаимоотношений с клиентами;
    привлечение к рекламе солидных организаций.
         Непостоянство качества и неотделимость услуг  от квалификации людей предъявляют  особые требования к обучению кадров. Работники банка должны знать  на только технику банковского дела, но и психологию общения с людьми. Дополнительное качество оказываемых  банком услуг создает окружающая обстановка (интерьер банка, офисная  мебель и прочие внешние элементы).
         Несохраняемость услуг означает, что должен быть особый механизм выравнивания спроса и предложения. Услуги нельзя хранить, как товары.
         Поэтому в периоды пикового спроса важно  заранее планировать, что будет  предпринимать банк для того, чтобы  не было очередей: привлекать дополнительных работников из других отделов; стимулировать  обращение в банк в другое время  и т.д.
         Наряду  с перечисленными характеристиками, присущими всем видам услуг, банковский продукт имеет свои отличительные  особенности.
         Во-первых, оказание банковских услуг связано  с использованием денег в различных  формах (наличные, безналичные деньги и расчеты).
         Во-вторых, нематериальные банковские услуги приобретают  зримые черты посредством имущественных  договорных отношений.
         В-третьих, большинство банковских услуг имеет  протяженность во времени: сделка, как  правило, не ограничивается однократным  актом, устанавливаются более или  менее продолжительные связи  клиента с банком.
         Эти специфические свойства банковского  продукта требуют от потребителей довольно высокой экономической культуры, вызывают небходимость разъяснения  содержания услуги клиенту, усиливают  значение такого фактора, как доверие  клиентов.
    Что касается специфики банковского дела, здесь  необходимо отметить, что, во-первых, любой  коммерческий банк является хранителем и распорядителем общественного  капитала;
        во-вторых,  сфера управления банковской  деятельности очень широка
     в-третьих, банковской деятельности  присущ повышенный риск ( в банке применяется принцип коллективного принятия наиболее ответственных решений, используются разнообразные способы защиты кредитора от возможных рисков, осуществляется распределение прав в области совершения кредитных операций между головным банком и его филиалами);
         и, наконец, банковский бизнес является наиболее контролируемой сферой деятельности со стороны государства (в целях защиты интересов владельцев денежных вкладов и депозитов. В данном случае для коммерческих банков существует наличие определенных границ в самостоятельном принятии решений, обусловленных соблюдением обязательных нормативов и предписаний, а также необходимость поиска менеджерами путей обеспечения ликвидности банка (исходя из установленных нормативов). 

    Также, дискуссионным  является вопрос о выполняемых банковским менеджментом функций.
    Согласно классической теории  управления, к основным функциям, которые выполняет система управления в банке относятся следующие:
    1) Целеполагание ( определение для чего нужен менеджмент)
    2) Планирование (определяются цели рыночной деятельности, разрабатываются методы достижения этих целей, причем методы выбираются наиболее эффективные в конкретных условиях)
    3) Организация  (задачей является формирование  структуры банка, обеспечение  его всем необходимым для нормальной  работы: персонал, оборудование, здание, денежные средства и т.д., организационная  структура должна быть максимально  направлена на достижение поставленных  целей)
    4) Координация  (важнейшая функция менеджмента,  гарантирует бесперебойность и  непрерывность действий, традиционный  метод координации это должностные  инструкции, целью является достижение  согласованности)
    5) Мотивация  (имеет целью активизировать служащих, побудить их трудиться эффективно  для реализации намеченных целей,  для этого внедряются определенные  материальные и моральные стимулы).
    Иные функции  банковского менеджмента выделяет в своих работах  д.э.н, профессор  Жуков, который отмечает:
    1) функцию  маркетинга ( предусматривает изучение  рынка и спроса на нем в  целях удовлетворения клиентов  в банковских продуктах и услугах)
    2) функцию  планирования и прогнозирования  ( разработка банковской политики  и деятельности на ближайшее  и перспективное будущее)
    3) функцию  организации ( разработка таких  структур банка и его механизмов, которые отвечали бы требованиям  поставленных целей и стратегий  банка)
    4) функцию  контроля и учета ( предусматривает  постоянный контроль за внутрибанковской  деятельностью через внутренний  аудит и проверку работы банковских подразделений с целью поддержания оптимальной ликвидности).
    С точки зрения таких представителей экономической  мысли, как Лаврушин  и Никитина, содержание банковского менеджмента  составляют планирование, анализ, регулирование  и контроль.
      Общее планирование позволяет заглянуть  в будущее банка, предусмотреть  цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении  с источниками и затратами. Процесс  планирования включает составление  перспективных и текущих планов- прогнозов. Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и  определяющий локальные и общие  перспективы его развития. Результатом  планирования является разработка бизнес-плана, а также оперативных планов по отдельным направлениям ( кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика).
      Анализ  направлен на оценку деятельности банка  в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых  результатов с прогнозными, с  результатами истекших периодов и с  результатами лучших банков.
      Регулирование в системе банковского менеджмента  имеет определенные особенности, обусловленные  наличием государственного надзора  за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая  в оборот крупные суммы «чужих»  денег, государственное регулирование  предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внутрибанковского  регулирования направлена на соблюдение требований и нормативов, установленных  органами государственного надзора.
      Контроль  в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний  контроль осуществляют Центральный  банк Российской Федерации и внешние  аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью  менеджмента  банка. Его функции выполняют  менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего  аудита. Главным назначением внутрибанковского  контроля является создание оперативной  системы обнаружения отрицательных  тенденций и недостатков в  деятельности банка для принятия мер по их устранения.
      
                            Рисунок 1- Процесс банковского  мненджмента 

    Итак,  банковский менеджмент представляет собой совокупность двух направлений деятельности  по управлению- это:
    1. управление  финансово- экономической деятельностью  банка или финансовый менеджмент
    2. управление  персоналом
    Субъектом управления в банковской сфере деятельности выступают органы управления, в роли администрации и специальных  подразделений.
    Объектами управления в кредитных организациях  являются основные направления управления: денежные ресурсы банка и их движение, организационные  структуры  банковской системы ( отдельного банка) и персонал банка.
    Схематично  основные направления банковского  менеджмента можно представить  в следующем виде ( см. таблицу 1): 

Таблица 1- Объекты  банковского менеджмента
  
         традиционные           нетрадиционные
1.собственные  средства 2. активы
3. пассивы
4. финансовый  результат
5. кадры
6. риски 

1. маркетинг 2. технологии
3. информационная  база
4. организационная  структура
5. связи с  общественностью, имидж банка
6. безопасность  банка
7. клиенты
 
    Также, необходимо отметить основные задачи банковского  менеджмента, к которым относятся:
         1) Банковская политика:
         а) Постановка главных задач, выделение  основной цели существования банка;
         б) Разработка комплексных программ и  проектов, обеспечивающих достижение основных целей деятельности банка;
         в) Разработка методологии управления деятельностью банка;
         г) Разработка организационной структуры  банка в соответствии с выбранной  политикой развития банка;
         д) Стратегия управления персоналом банка:
         - в области организации работы  персонала;
         - в области мотивации персонала;
         - в области определения эффективности  работы персонала;
         - в области стимулирования инновационного  потенциала персонала;
         - в области продвижения персонала.
         2) Банковский маркетинг:
         а) Установление существующих и потенциальных  рынков банковских услуг;
         б) Выбор конкретных рынков и выявление  потребностей банковской клиентуры;
         в) Установление долго- и краткосрочных  целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг;
         г) Внедрение новых видов услуг  в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.
         3) Создание банковских продуктов:
         а) Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств  в процессе деятельности банка для  удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка;
         б) Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов.
         4) Формирование клиентской базы  банка, обслуживание клиентов, продажа  услуг:
         а) Укрепление позиций на освоенных  сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп  клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица);
         б) Завоевание новых рынков банковских услуг;
         в) Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков;
         г) Получение прибыли.
         5) Экономика и финансы:
         а) Приращение капитала;
         б) Управление прибылью и ликвидностью;
         в) Максимизация управленческого вознаграждения;
         г) Обеспечение стабильности развития банка;
         д) Обоснование финансовых решений;
         е) Управление издержками банка.
         6) Информационно-аналитическое обеспечение:
         а) Создание информационно-аналитической  системы планирования и реализации финансовых операций.
         7) Администрирование:
         а) Приведение организационной структуры  банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной  стратегией развития банка.
    Таким образом, современное управление – это  универсальный процесс, выполняющий  несколько взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация  и контроль, направленные на формирование и достижение цели.
    Управление  в банках является обособленной системой управления, что объясняется спецификой банковской деятельности, это, например, посредничество, высокая степень  рисков, обязательность государственного регулирования банковской деятельности.
    Роль правильной и эффективной организации банковского  менеджмента очень велика, поскольку  от неё в значительной мере зависит  надежность конкретного банка и  банковской системы в целом. 
     

             

                2 Управление банком как коммерческим предприятием 

         Широко  используемое в настоящее время  понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты  сходятся в одном — в том, что  финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию  денежных ресурсов. Именно в таком  понимании финансовый менеджмент рассматривается  в работах таких известных  авторов, как И.Т. Балабанов, И.Н. Герчикова, В.В. Ковалев, Л.П. Павлова, Р.С. Сайфулин, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет.1[1]
         В гораздо меньшей степени, чем  общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового  менеджмента в коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового  посредника по управлению денежными  потоками, которым присуща вся  совокупность функций денег. К освещению  этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность  банковской системы в целом. Проблемам  финансового менеджмента в коммерческом банке с позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены  работы таких авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель, Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев1.
         В работах отечественных авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко, В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская1) также представлен и опыт зарубежных банков. Данный опыт, безусловно, важен, однако зарубежные финансовые системы существенно отличаются от кредитно-банковской системы России. Например, распространение опыта Федеральной резервной системы США на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как отечественная банковская система в отличие от системы США построена по территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и экономики.
         Отсюда  можно сделать вывод о том, что одна из особенностей финансового  менеджмента в коммерческом банке  в современных российских условиях — это отсутствие единообразной  технологии управления экономическими процессами в кредитной организации  в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность  финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический  субъект, который системно управляет  всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и  накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента  в коммерческом банке — это  совокупность финансовых отношений.
         Объект  деятельности финансового менеджмента  в коммерческом банке являются процессы исследования финансовых операций банка  и управления потоками денежных средств  банковской клиентуры.
         Предмет деятельности финансового менеджмента  в коммерческом банке: -разработка и  использование систем и методик  рационального планирования     -реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).
         Цель  финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ  построения оптимальных организационных  структур и режимов работы функционально-технологических  систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка  и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. 

                 2.1 Управление активами и пассивами банка  

      Смысл управления активами и пассивами  состоит в том, что он обьединяет использовавшиеся в течение многих десятилетий отдельные методы управления( активами, пассивами и спредом) в  один скоординированный процесс. Таким  образом, основная задача управления активами и пассивами- это скоординированное  управление всем балансом банка, а не отдельными его частями.
      Отправной точкой управления активами и пассивами  является анализ того, как банк формирует  свою ресурсную базу, т.е. анализ его  заемных и собственных средств. Затем анализируется то, как банк размещает мобилизованные финансовые ресурсы, то есть изучаются источники  и направления вложения и связанные  с этим риски.
      Комплексный подход к управлению активами и пассивами  позволяет решить задачи:
      1. обеспечение требуемой ликвидности;
      2. поддержания определенного уровня  прибыльности операций;
      3. сведения к минимуму банковских  рисков.
      Управление  активами и пассивами может быть базовым( реактивным) или усложненным( проактивным).
      Базовое управление означает, что требования регулирующих органов, например Банка  России, принимаются руководством коммерческого  банка как внутренние ориентиры  для достаточности капитала, ликвидности  и чувствительности активов и  пассивов к изменению процентных ставок и валютных курсов.
      Усложненное управление означает разработку банком стратегий, которые позволяют наращивать баланс в соответствии с заданной структурой, обеспечивая скорректированные по риску ориентиры доходности по всем направлениям деятельности; установление внутренних целевых велечин достаточности капитала, ликвидности и чувствительности процентных ставок,при этом требования регулирующих органов рассматриваются как минимальные. Преимущество данного метода сосотоит в том, что оно соответствует конкурентной стратегии и предполагает способность банка «инициировать» и «влиять». 
      Основные  функции управления активами и пассивами  в целом сводятся к методике управления балансом, состоящим из трех основных этапов, представленных в таблице 2. 

              Таблица 2- Управление балансом.
  
                                                      1 этап ( общий)
      Управление  активами   Управление  пассивами   Управление  капиталом
                                             2 этап ( спецефический)
      Управление  состоянием резервов   Управление  обязательствами по резервам
      Управление  ликвидностью   Общее управление пассивами или обязательствами  по займам
      Управление  инвестициями   Управление  долгосрочной задолженностью
      Управление  ссудами    
      Управление  реальным основным капиталом   Управление  капиталом
                     3 этап ( баланс как основа отчета  о прибылях и убытках)
      Прибыль=Доход- процентные ставки- Накладные расходы- Налоги
 
      Для организации функции управления активами и пассивами необходимо построить соответствующую организационную  структуру, правильное построение которой  обеспечивает адекватное распределение  полномочий и обязанностей между  соответствующими подразделениями  банка и уровнями управления рисками, что позволяет полнее реализовать  возложенные на них функции.
      Обьем предоставляемых полномочий зависит  от ряда факторов,и прежде всего  от типов управляемых банком рисков и деловой культуры банка, которые, в свою очередь, определяют численность  персонала,занимающегося функцией управления активами и пассивами, и  соответствующую ресурсную базу.
      Реализация  функции управления активами и пассивами  предполагает в современных условиях создание особой организационной еденицы- специального комитета при Совете директоров- Комитета по управлению активами и  пассивами (КУАП), который несет ответственность  за положение банка в области  риска и прибыли.Он анализирует  условия функционирования банка  и определяет стратегию, отвечающую целям банка.
      Таким образом, управление активами и пассивами  позволяет добиться внутреннего единства и благодаря этому максимизировать разницу между доходами и расходами, также совместное управление активами и пассивами дает банку инструментарий для формирования оптимальной структуры баланса и создания защиты от рисков, вызванных значительными колебаниями параметров финансовых рынков. 

                    2.2 Управление ликвидностью 

      Банковская  ликвидность играет жизненно важную роль как в деятельности самих  банков, так и в финансовой системе  страны. Ежедневная работа по поддержанию достаточного уровня ликвидности является непременным условием самосохранения и выживания банка. Без ликвидности банк не может выполнять свои функции и проводить операции по обслуживанию клиентов, поэтому решение проблем ликвидности должно иметь наивысший приоритет в работе руководства банка. Фактически банковская деятельность основана на доверии, и если подрывается доверие к банку, то все остальное разрушается очень быстро.
      Управление  ликвидностью коммерческого банка  в России осуществляется на двух уровнях: на уровне Банка России( централизованное управление) и на уровне коммерческого  банка( децентрализованное управление).
      Особенностью  современного этапа централизованного  управления ликвидностью в России является установление Банком России единых для  всех кредитных организаций нормативов ликвидности. К их числу относятся: коэфициент мгновенной ликвидности, коэфициент текущей ликвидности и коэфициент долгосрочной ликвидности.Коэфициенты  ликвидности относятся к пруденциальным нормам, выполнение которых обязательно  для каждой кредитной организации.
      Децентрализованное  управление представляет собой сложную  систему мероприятий по измерению, контролю и регулированию ликвидности, охватывающую упарвление всеми активами и пассивами кредитной организации, включая забалансовые операции. 

         Целью управления ликвидностью является обеспечение  способности банка своевременно и полно выполнять свои денежные и иные обязательства, вытекающие из сделок с использованием финансовых инструментов.
         Управление  ликвидностью осуществляется также  в целях:
    выявления, измерения и определения приемлемого уровня ликвидности;
    определения потребности коммерческого банка в ликвидных средствах;
    постоянного контроля за состоянием ликвидности;
    создания системы управления ликвидностью, а также системы быстрого и адекватного реагирования.
      Иными словами, ликвидность коммерческого  банка базируется на постоянном поддержании  объективно необходимого соотношения  между тремя ее составляющими  – собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными им средствами.
      Существует  ряд методов управления ликвидностью. Они основаны на управлении активами, пассивами или и теми и другими  одновременно. По сравнению с другими, каждый из методов управления ликвидностью имеет как свои преимущества, так  и недостатки. Экономическая целесообразность применения того или иного метода управления ликвидностью обусловлена  характеристиками банковского портфеля, особенностями банковских операций, средой, в которой действует банк. Так, когда банк использует принципиально  различные источники привлечения  средств, задача управления ликвидностью усложняется.
         Наиболее  часто используемый способ обеспечения  потребностей банка в ликвидных  средствах известен как управление ликвидностью через управление активами. Эта стратегия требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных  активов — главным образом  денежных средств и быстрореализуемых  ценных бумаг. Когда возникает потребность  в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства. Эту стратегию управления ликвидность часто называют трансформацией активов, поскольку ликвидные средства поступают за счет превращения неденежных активов в наличные средства.
         Многие  банки в качестве источника ликвидных  средств все чаще стали использовать займы на денежном рынке. Это стратегия  заемной ликвидности, часто называемая управлением покупной ликвидностью или управлением пассивами, в  чистом виде предполагает заем быстрореализуемых  средств в количестве, достаточном  для покрытия всего ожидаемого спроса на ликвидные средства. Однако к  займам прибегают только тогда, когда  возникает такая необходимость, чтобы избежать накопления слишком  большого объема незадействованных  ликвидных средств в активах. Если спрос на ликвидные средства превышает его первоначально  ожидаемый уровень, банк будет просто поднимать предлагаемую им ставку, до тех пор, пока не получит необходимую  сумму быстрореализуемых средств. Заем ликвидных средств является наиболее рисковым способом решения  банком проблем ликвидности из-за изменчивости процентных ставок денежного  рынка и доступности кредита.
      Управление  ликвидностью можно осуществлять сравнением степени ликвидности активов  и постоянства пассивов или, иначе, методом управления фондами. Указанный  метод состоит в сопоставлении  общей потребности в ликвидности  и всех имеющихся у банка источников ее покрытия. Для этого применяются  показатели оценки ликвидности баланса.
      Состав  показателей ликвидности определяется каждым банком, исходя из рекомендаций надзорного органа и выделения спецефических  факторов, влияющих на ликвидность  конкретного банка.
      Например, оценка ликвидности по запасам. Предполагает оценку активов,которые можно превратить в наличные денежные средства.Осуществляется на основе формулы:
           (1)       Клб= *100% ,                                                                                                           
  ,где  Клб      - коэффициент ликвидности банка;
              - сумма задолженности по кредитам;
           – сумма вкладов (депозитов) в банке.
      Считается, что коэффициент ликвидности  тем выше, чем меньше банки производят вложений в ценные бумаги и предоставляют  кредиты. Если коэффициент ликвидности  возрастает, то банк также стремится  решить проблему ликвидности через  заимствование недостоющиз ликвидных  средств на рынке капитала путем  активного управления пассивами, а  не перегруппировкой своих активов  в целях продажи определенной их части.
      Показатель  ликвидности на основе запасов, который  довольно широко используется  в  мировой банковской практике, имеет  два недостатка: во-первых, он не дает представления о сроках погашения  ссуд,а во-вторых, не позволяет судить о качестве кредитного портфеля.
      Наряду  с рассмотренным,в банковской практике используют и другие коэффициенты ликвидности.
      Коэффициент абсолютной ликвидности
                 (2)         К= ,                                                                                                                            
      ,где  Нк – наличность в кассе  и банковском хранилище, почтовые  чеки, подлежащие инкассации чеки  и купоны, отдельные виды ценных  бумаг, которые можно немедленно  реализовать
               КО -  краткосрочные обязательства  банка.
      Коэффициент абсолютной ликвидности обычно не превышает  еденицы, поскольку в противном  случае он служит свидетельством нерационального  использования банком своих ресурсов из-зи их чрезмерного размещения в  наличность.
      Коэффициент покрытия красткосрочных обязательств
    (3)          Кп,
      , где БРА – наличность, остатки  средств на счетах в центральном  банке,у национальных и иностранных  банков- корреспондентов, золото  и другие быстро реализуемые активы (государственные ценные бумаги), в которые банки помещают часть своих активов
                КО – краткосрочные обязательства  банка.
      Коэффициент покрытия краткосрочных обязательств свидетельствует о степени покрытия наиболее ликвидными активами банка  его краткосрочных обязательств, однако он не может считаться абсолютным критерием ликвидности.
      Коэффициент отношения кредитов к депозитам  относится к числу наиболее важных показателей, поскольку основой  банковского дела является предоставление кредитов за счет привлеченных средств  с целью получения прибыли  на разнице между получаемыми  и уплачиваемыми процентами. Чем  выше этот показатель, тем выше риск банка и, следовательно, его доходы.
      Банки сами определяют уровень данного  коэффициента. В целом велечина данного  коэффициента зависит от типа банка, его задач, структуры, клиентуры, ориентации и политики,общего состояния национальной экономикии политической обстановки в  стране. Однако, принято считать, что  банки,у которых этот показатель составляет 75% и более, излишне увлекаются кредитными операциями.
      Данный  коэффициент прежде всего свидетельствует  о соотношении между велечиной  привлеченных ресурсов и велечиной  ресурсов, направленных в кредитные  операции. Он не отражает вероятности  погашения заемщиков полученных от банка кредитов, сроки и качество рисков.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.