На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ операционной деятельности предприятия НТП "Альтернатива"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Южно-Уральский государственный университет”
Международный факультет
Кафедра антикризисного управления 
 
 
 

курсовая  работа по дисциплине
''ЭКОНОМИКА  Организаций (предприятий)'' 
 
 

НА  ТЕМУ: 

АНАЛИЗ  ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
ПРЕДПРИЯТИЯ НТП “АЛЬТЕРНАТИВА”
 

Выполнила: студентка группы Мн-304
Грубых  А.А.
Проверила: преподаватель кафедры АКУ
Сорокина  Е.С. 
 
 
 
 
 
 

г. Челябинск  – 2011
 


    СОДЕРЖАНИЕ 
     
     

 


    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 
    СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
     
     

   Введение
   Общество  представляет собой достаточно сложную, многогранную систему, частью которой является и экономика как особая сфера жизнедеятельности людей. С экономикой соприкасается каждый человек и уже в детстве знает что-нибудь о ней. Однако не всегда это знание истинное, так как человеку свойственно принимать во внимание в первую очередь те экономические явления, которые затрагивают его интересы. Экономист же интересуется функционированием экономики как единого целого.
   Экономика – это особая сфера общественной жизни, основной задачей которой является производство, распределение и потребление различных благ, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей людей.
   Конечной целью экономической жизни является потребление, а важнейшей сферой экономики-производства. Без производства не может быть экономики, ведь именно производство порождает товарную массу, удовлетворяющую потребности.
   Любой производственный процесс реализуется на предприятии, которое является элементарной единицей национальной экономики любого государства. Именно предприятие является основным звеном экономики на всех этапах развития.
   Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей общества и получения прибыли.
   Предприятие, его деятельность и процесс разработки и принятия экономического решения  являются предметом изучения экономики предприятия.
   Таким образом, экономика предприятия – это наука, изучающая вопросы возникновения, функционирования и развития предприятия, его ресурсы, организацию производственной деятельности, а также вопросы эффективного управления предприятием.
   Цель  теоретической части данной курсовой – изучить основные теоретические аспекты деятельности предприятия.
   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
        Изучить понятие стратегии предприятия, её виды;
        Изучит понятие производственной мощности и производственной программы, а также рассмотреть их взаимосвязь и факторы, влияющие на производственную мощность.
   Цель  данной курсовой работы является научное познание хозяйственной деятельности предприятия, изучение основных фондов предприятия, оборотных средств предприятия, использование трудовых ресурсов предприятия, себестоимость и прибыль предприятия, а также рентабельность продукции. 

 

   
    Стратегия предприятия
   Стратегия – это средство достижения конкретного результата. Целесообразно придерживаться последовательности этапов разработки стратегии.
   На  первом этапе определяются цели (система  целей). Проектирование цели обеспечивается формулировкой качественных и количественных показателей; срока достижения; ответственного исполнителя; ограничений по ресурсам.
   Далее идёт блок этапов под общим названием  «анализ ситуации», который предполагает рассмотрение внешней и внутренней среды предприятия. Однако с точки зрения системно-целевого подхода, система целей должна анализироваться в комплексе с факторами окружения.
   Основные  факторы, влияющие на комплекс «цели-стратегии», могут быть представлены в следующую схему:  

   
   Рисунок 1 – Факторы, влияющие на комплекс «цели-стратегии» 

   Для качественной проработки стратегии  могут быть существенны любые  из указанных факторов в зависимости от специфики предприятия.
   В ходе стратегического анализа необходимо рассмотреть внешнее окружение предприятия (прямого и косвенного действия) и его потенциал в рамках поставленных целей.
   В результате анализа внутренней среды  выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны – это возможные ключевые факторы успеха.
   Анализ  внешней среды фирмы позволяет  оценить стратегический климат или стратегические условия, оценить возможности и угрозы.
   Анализ  ни в коем случае не заканчивается  двумя этапами. Третий этап заключается в совместном исследовании потенциала и климата, или в оценке стратегической позиции предприятия в пространстве из двух координат: горизонтальной, по которой откладывается значение потенциала, и вертикальной, отражающей состояние климата (привлекательности условий внешней среды). Произведение потенциала (Пот) и климата (Кл) даёт основной результат аналитической стадии – значение стратегической позиции(Поз) предприятия: Пот * Кл = Поз.
   Стратегическая  позиция предприятия – всего  лишь статическая «масса». Её реальная сила определится лишь при определённом уровне стратегической активности руководства, специалистов и всего персонала. Можно сказать, что именно произведение стратегической позиции (Поз) на стратегическую активность (Акт) даст некую стратегическую силу (или определит так называемый стратегический успех), которую часто называют конкурентным преимуществом (Кпр): Поз * Акт = Кпр.
   Разработка  маркетинговой и  товарной стратегии.
   Маркетинговая стратегия есть ряд скоординированных воздействий, направленных на завоевание устойчивых конкурентных преимуществ (Джон Скалли). Маркетинговая стратегия – это средство, с помощью которого достигаются цели маркетинга. Она связана с товарами, ценообразованием, рекламой, продвижением и распределением.
   Приступая к рассмотрению стратегий, необходимо определить их общий характер – защитный, развивающий или атакующий.
   Защитные  стратегии используются для того, чтобы предотвратить потерю существующих покупателей. Они могут быть ориентированны на преодоление внутренних слабостей и упрочнение положения предприятия на рынке.
   Развивающие стратегии предполагают расширение предлагаемого покупателям компании ассортимента товаров и услуг.
   Атакующие стратегии направлены на привлечение новых покупателей товаров компании (на новых географических или отраслевых сегментах рынка).
   Задача  маркетинговой стратегии состоит  в перемещении предприятия с  нынешней позиции на более сильную.
   Разработка  маркетинговой стратегии предприятия осуществляется в 6 этапов:
   1.     Предварительное формулирование целей
   2.     Анализ потенциала предприятия
   3.     Поиск и оценка рыночных возможностей
   4.     Прогноз (исследование тенденций)
   5.     Детальная разработка стратегий
   6.     Внедрение
   Основные  этапы процесса разработки маркетинговой  стратегии могут быть схематически представлены следующим образом:
   
                   
                  
             
              
   
                                                                              
 
 

   Анализ  ситуации 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рисунок 2 –  Процесс разработки маркетинговой стратегии 

   Основными функциями стратегического маркетинга являются:
   1.Формирование  рыночной стратегии;
   2. Реализация концепции маркетинга;
   3. Стратегическая реклама и стимулирование сбыта товара;
   4. Обеспечение маркетинговых исследований.
   В рыночных условиях предприятия применяют ряд стратегий, зависящих от их целей и конкурентной позиции. Стратегии выбираются относительно одного из четырёх рыночных положений фирмы, является ли она лидером, претендентом, последователем или занимает некую нишу. 

 

      Производственная  мощность и производственная программа предприятия.
 
   Производственная  программа – это план по производству и реализации продукции предприятия, основной раздел перспективного плана развития и бизнес-плана предприятия.
     Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами. Предприятия самостоятельно планируют номенклатуру и объем производимой продукции, руководствуясь при этом государственным заказом, обязательствами перед партнерами, обязательствами по поставкам сбытовым организациям. 
     На  малых предприятия, работающих в сфере нематериального производства, производственная мощность определяется в стоимостной оценке объёма продаж на принятую численность работающих по найму и возможности привлечения временных работников. Производственная мощность или максимально-возможный объём работ (услуг) малого предприятия сравнивается с имеющимися заказами и определяется коэффициент использования производственной мощности (Кпм):
     Кпм = Производственная программа / Производственная мощность тыс. рублей
     Если  количество заказов превышает производственную мощность, то изыскиваются возможности выполнения заказов, сохранения клиентов и доли рынка по данной работе (услуге). Если производственная программа не дает полной загрузки имеющегося персонала (производственных площадей, других ресурсов), то следует принять решение в области управления сбытом.
   Производственная  мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции соответствующего ассортимента и качества или объем переработки сырья при полном использовании установленного оборудования и производственных площадей в соответствии с утвержденным режимом работы предприятия. Она рассчитывается в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и пр.), отнесенных к определенному периоду времени.
   Существуют  следующие основные виды производственных мощностей:
    проектная, которая определяется в процессе проектирования строительства предприятия или реконструкции производства и отражает его возможности для принятых в проекте условий функционирования. Фактически достигнутую для устойчивой работы мощность называют освоенной;
    входящая (входная), т.е. мощность предприятия на начало периода (года);
    выходящая (выходная), т.е. мощность предприятия на конец года:
   Мк = Мн + Мввед - Мвыб
    среднегодовая – рассчитываемая с учетом неравномерности ввода нового оборудования и выбытия старого в течение года. Она определяется по формуле:
   М ср = Мн + Мввед* Т1/12 – Мвыб*Т2/12
   где Т1, Т2 – число полных месяцев с  момента ввода (Т1) и выбытия (Т2) до конца года
   Уровень (эффективность) использования производственных мощностей предприятия оценивают при помощи коэффициента использования мощности, который рассчитывается как отношение планового или фактического объема производства продукции в натуральном выражении к рассчитанной (среднегодовой) величине производственной мощности:
   Ким = Упрод/М * 100%
   Расчет  производственной мощности предприятия  начинается «снизу», т.е. с ведущих производственных подразделений: от группы однотипного оборудования к производственным участкам, от участков – к цехам и т.д. (т.е. по мощности ведущего участка устанавливается мощность цеха, по мощности ведущего цеха – мощность предприятия). Общая мощность предприятия по выпуску данной продукции рассчитывается как сумма мощностей всех его подразделений.
   Производственная  мощность цеха, участка или группы оборудования определяется как произведение паспортной производительности оборудования в единицу времени (час), планового фонда времени работы оборудования (в часах) и количества установленного оборудования:             
   М = к * Тэф  * п                                   или                             М = к * Тэф  / Нт
   где Т эф – плановый (максимально  возможный, рабочий и пр.) фонд времени  работы единицы оборудования, час;
   к – количество однотипных аппаратов, машин, оборудования, установленных в производственном подразделении (участке, цехе);
   п – часовая производительность единицы  оборудования по паспорту завода-изготовителя, выраженная в конечном продукте (изделий /час и др.);
   Нт  - прогрессивная норма трудоемкости обработки единицы продукции (час)
   При расчете производственной мощности предприятия различают:
   Календарный фонд времени работы оборудования – это полное количество часов в году:   Ткал =Д кал * 24 = 365 (366) * 24 = 8760 (8784) час
   где Дкал – число дней в календаре
   Режимный фонд времени работы оборудования – это количество часов работы оборудования в году в соответствии с установленным режимом (сменностью) работы предприятия:    Треж = (Дкал – П – В) * с * Тсм
   где  П – праздничные дни;      
     В – выходные дни;
   с – количество смен в соответствии с режимом;      
     Тсм – продолжительность смены,  час.       
   Плановый фонд времени работы оборудования – это режимный фонд времени за вычетом регламентированных потерь рабочего времени
   Тплан = Треж * (100 – а)/100
   где  а - % регламентированных потерь рабочего времени
   Основные  пути улучшения использования производственных мощностей предприятия:
    активная работа на рынке, информирование о деятельности предприятия;
    развитие долговременных связей, в т.ч. по кооперации;
    создание маркетинговых, логистических и других подразделений;
    избавление от излишнего и ненужного оборудования;
    использование гибкого режима работы, переход на многосменный режим;
    совершенствование организации и управления производством и сбытом;
    улучшение материального и морального стимулирования работников.
   На  величину производственной мощности оказывают  влияние следующие  факторы:
   1. Технические факторы:
    количественный состав основных фондов и их структура;
    качественный состав основных фондов;
    степень механизации и автоматизации технологических процессов;
    качество исходного сырья.
   2. Организационные факторы:
    степень специализации, концентрации, кооперирования производства;
    уровень организации производства, труда и управления.
   3. Экономические факторы:
    формы оплаты труда и стимулирования работников.
   4. Социальные факторы:
    квалификационный уровень работников, их профессионализм;
    общеобразовательный уровень подготовки.
   Теория оптимального объема выпуска продукции.
   Определение оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей. Предприятие, как правило, стремится получить максимальную прибыль. При прочих равных условиях наибольшее влияние на максимизацию прибыли оказывают объем производства (реализации) продукции и цена выпускаемого товара. Пройдя объем производства, соответствующий точке самоокупаемости, предприятие в последующем при увеличении объема производства будет получать определенную прибыль. Метод оптимизации – метод сопоставления валовых показателей. Его использование предполагает ряд допущений: 1) предприятие производит и реализует только один товар; 2) целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый период; 3) оптимизируются только цена и объем производства. Суть действия этого метода, когда производитель не оказывает никакого влияния на формирование цены, сводится к определению количества товара, которое он может предложить покупателям по сложившейся на рынке цене. Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет прибыли при различных значениях объема производства и реализации продукции путем вычета суммы валовых издержек из валовой выручки. Валовые издержки определяются умножением себестоимости единицы продукции на ее количество. Валовая выручка рассчитывается умножением цены на то же количество.  

 

      Издержки производства и себестоимость  продукции:
 
   Издержки  – денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления  предприятием производственной и коммерческой деятельности. Они проявляются в показателях себестоимости производства и продукции. Затраты, включаемые в состав себестоимости, классифицируются по ряду признаков.
   По  экономическому содержанию различают затраты живого труда (в стоимостном выражении – заработная плата), овеществленного труда (материальные) и связанные с использованием средств труда (амортизационные отчисления).
   По  отношению к процессам  производства и реализации – затраты в сфере производства и в сфере обращения (внепроизводственные).
   По  отношению к производственному  процессу различают основные и накладные расходы. Основные – это денежная оценка ресурсов, использованных при изготовлении продукции, накладные – ресурсы, использованные при обслуживании и управлении производством.
   По  экономической структуре различают одноэлементные и сложные (комплексные) затраты. Группировка затрат по экономическим элементам отражает их распределение по экономическому содержанию независимо от формы использования в производстве и места образования. Экономические элементы – это однородные виды затрат, которые в пределах предприятия больше нельзя разложить на более мелкие составные части. Группировка затрат по элементам используется для составления сметы затрат на производство, а на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию и для учета расходов на производство. Применяется следующая группировка:
    материальные затраты;
    затраты на оплату труда;
    отчисления на социальные мероприятия;
    амортизация основных средств и нематериальных активов;
    прочие затраты.
   Комплексные затраты состоят из нескольких экономических  элементов и образуют статью затрат в калькуляции себестоимости.
   По  способам перенесения стоимости  на продукцию выделяют прямые и непрямые (косвенные, распределяемые, расчетные) затраты.  По степени зависимости от объемов производства все затраты подразделяются на переменные и постоянные. Переменные – затраты, которые изменяются с изменением объема выпускаемой продукции в той или иной пропорции. Постоянные остаются практически неизменными при изменении объема продукции.  
     По видам продукции (работ,  услуг) различают затраты на изделие, на типовые представители изделий, на группы однородных изделий, на единоразовые заказы, на валовую продукцию, на товарную и реализованную продукцию.
   По  календарным периодам затраты могут  быть текущими и одноразовыми. К  текущим затратам относятся такие, которые осуществляются с периодичностью менее одного месяца. К одноразовым  относятся единовременные расходы, осуществляемые с периодичностью более месяца.
   По  степени регулируемости выделяют затраты регулируемые, частично регулируемые и нерегулируемые. Если руководитель или исполнитель могут регулировать или существенно влиять на уровень затрат – это регулируемые затраты.
   Калькулирование – это процесс определения  величины расходов в стоимостном  выражении на изготовление соответствующего вида продукции или расходов, которые приходятся на единицу изготавливаемой продукции. В качестве калькуляционных единиц могут выступать отдельный вид продукции, работ, услуг, а также количественная (масса, длина, объем и др.), либо качественная (содержание сухих веществ, зольность и т.п.) натуральная единица измерения. Калькуляционная единица может быть и более сложной. Например, себестоимость одной тонны угля при зольности соответственно 15, 20 и 25%. Объекты калькулирования также могут дифференцироваться по структурным подразделениям. Калькуляционными единицами в этом случае являются производственный заказ, изделие, продукт (полуфабрикат), передел (стадия, фаза).
   Себестоимость рассчитывается по калькуляционным  статьям затрат, которые могут  быть финансовыми и отраслевыми. В финансовой калькуляции выделяют две статьи – прямые и непрямые (накладные). Более широкой и разнообразной является номенклатура статей в отраслевом разрезе. Например, многие отрасли калькулируют себестоимость по следующим статьям:
   1. Сырье и материалы.
   2. Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.
   3. Топливо и энергия на технологические цели.
   4. Возвратные отходы (вычитаются).
   5. Основная заработная плата.
   6. Дополнительная заработная плата.
   7. Отчисления на социальные мероприятия.
   8. Затраты, связанные с подготовкой и освоением производства продукции.
   9. Возмещение износа специальных инструментов и устройств целевого назначения и другие специальные затраты.
   10. Общепроизводственные расходы.
   11. Потери вследствие технически неизбежного брака.
   12. Сопутствующая продукция (вычитается).
   13. Прочие производственные расходы.
   Итого себестоимость продукции.
   14. Административные расходы.
   Итого производственная себестоимость продукции.
   15. Расходы на сбыт.
   Всего полная себестоимость.
   Калькуляции классифицируются по назначению и времени  составления, по охвату затрат.
   По  назначению и времени составления  различают предварительную и  последующую калькуляции. Предварительная калькуляция составляется до начала осуществления расходов на производство и может быть плановой, нормативной и сметной. В плановой калькуляции рассчитывается средняя себестоимость единицы продукции на планируемый период. Нормативная калькуляция разрабатывается с использованием прогрессивных норм расхода производственных ресурсов, действующих на определенную дату. Сметнаякалькуляция составляется на изделия или работы и служит основанием для расчетов с заказчиками этих изделий или работ.
   Последующая калькуляция составляется на основе уже произведенных расходов по выпуску продукции (фактическая, отчетная). Себестоимость единицы однородной продукции может быть определена делением общей суммы затрат по отчетным данным на объем выпуска продукции. Себестоимость единицы разнородной, но приводимой к условно-натуральному выражению, продукции рассчитывается аналогичным образом. Затем коэффициенты, использованные для расчета объема продукции в условно-натуральном выражении, применяются для перехода от себестоимости производства условно натуральной единицы к себестоимости изготовления единицы продукции каждого вида. Если предприятие выпускает весьма разнообразную продукцию, объем которой невозможно привести к условному выражению, то себестоимость единицы соответствующего вида продукции исчисляется пропорциональным методом.
   По охвату затрат различают полную, производственную, калькуляцию сокращенной себестоимости и калькуляцию отдельного вида работ или процессов. Полная калькуляция учитывает расход на производство и сбыт продукции. Производственная калькуляция содержит только затраты на производство продукции. Калькуляция сокращенной себестоимости содержит только переменные расходы.
   В практике планово-экономической работы предприятий применяется позаказный метод калькулирования, попроцессный (попередельная калькуляция), нормативный метод («стандарткост»), калькулирование переменных затрат («директ кост»).
   При позаказном методе  калькулирования себестоимости прямые и непрямые операционные затраты относятся на индивидуальный заказ, являющийся объектом учета и планирования. На каждый заказ открывается карта аналитического учета операционных затрат, которой присваивается соответствующий номер (код). По мере выполнения отдельного заказа операционные затраты  структурных подразделений учитываются в этой карточке по статьям отчетной калькуляции. Непрямые затраты на заказ относятся путем их перераспределения пропорционально количеству отработанного машинного времени или трудоемкости. Главная проблема применения этой системы – необходимо тщательное и своевременное документирование затрат по всем выполненным работам и понесенным затратам. Эта система применяется обычно в мелкосерийном или единичном производстве (энергетическое машиностроение, авиа- и судостроение, индивидуальный пошив одежды и др.).
   При попроцессном (попередельном) методе прямые и непрямые операционные затраты связаны с определенной технологической стадией производства продукции. Передел – это совокупность технологических операций, результатом выполнения которых является полуфабрикат, полупродукт. Попередельный метод имеет две модификации – однопередельный и многопередельный. При использовании однопередельного метода технологический процесс не делится на составляющие и от первой операции до последней составляет единое целое. Например, выпечка хлеба. Многопередельный метод используют, когда необходимо составить калькуляцию себестоимости полуфабриката, который будет использоваться в качестве исходного продукта на следующем технологическом переделе. Попроцессная (попередельная) система калькулирования продукции используется на предприятиях угольной, нефтяной, химической, фармацевтической, текстильной, обувной, пищевой паромышленности.
   Нормативный метод  калькулирования («стандарт-кост») предполагает регулярное сопоставление фактических операционных затрат с нормативными затратами с целью выявления размеров отклонений от норм. Таким образом, эту систему можно назвать системой управления затратами по отклонениям. Основу системы составляет нормативная калькуляция, составляемая на основании действующих норм затрат на конкретный вид продукции в разрезе элементов или статей затрат. Преимуществом применения этой системы калькулирования себестоимости продукции является быстрое выявление превышения затрат над нормативной величиной. В то же время имеет и недостатки, связанные с усложнением учета затрат и необходимостью постоянного управления системой норм и нормативов.
   Метод калькулирования переменных затрат заключается в исчислении не полной себестоимости производства и реализации продукции, а только удельных переменных операционных затрат (прямые операционные затраты). Такой способ калькулирования позволяет обеспечить контроль за формированием маржинальной (приростной)  прибыли в разрезе отдельных видов продукции.
   В 1960-х годах в Японии была разработана концепция управления по целевой себестоимости, которая впоследствии получила название системы таргет-костинг (target costing)
   Японские  менеджеры по иному рассмотрели  традиционную формулу ценообразования:
   Себестоимость + Прибыль = Цена, которая в концепции таргет-костинг трансформировалась в равенство
   Цена - Прибыль = Себестоимость.
   Цена  определяется с помощью маркетинговых  исследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги.
   Смета затрат – это совокупность затрат всех структурных подразделений предприятия, принимающих участие в производстве промышленной продукции за соответствующий период, независимо от того, относят их на себестоимость продукции в этом периоде или нет. Поэтому сумма затрат на производство и себестоимость общего объема продукции не совпадают.
   Смета затрат на производство разрабатывается  по экономическим элементам.
   Элемент «Материальные затраты» содержит следующие  виды затрат:
   – сырье и материалы, покупаемые у сторонних организаций, предприятий, которые входят в состав производимой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом для производства продукции;
   – покупные материалы, используемые в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса и упаковки продукции или других производственных и хозяйственных нужд (например, ремонт и эксплуатация оборудования зданий, сооружений), а также запасные части для ремонта оборудования;
   – покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, требующие
   дополнительной обработки на данном предприятии;
    стоимость приобретения у сторонних предприятий и организаций
   – топлива и энергии всех видов, используемых на технологические, энергетические и другие нужды предприятия;
   – расходы, компенсирующие недостачу  материальных ценностей в пределах норм естественной убыли. 
   Из  затрат на приобретение материальных ресурсов вычитается стоимость возвратных отходов.  
   Возвратные  отходы – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей, образовавшихся в процессе производства продукции (работ, услуг) и, утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного ресурса и не используемые по прямому назначению или используемые с повышенными расходами продукции.
   К элементу «Расходы на оплату труда» относятся  расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, а также выплаты, предусмотренные законодательством о труде (например, оплата ежегодных отпусков, оплата перерывов работающим матерям для кормления ребенка),расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров и др. 
     К элементу «отчисления на  социальные мероприятия» относятся  отчисления на обязательное государственное социальное страхование, в Пенсионный фонд, страховые взносы на случай безработицы, отчисления на индивидуальное страхование персонала предприятия.
   В состав элемента «Амортизация» включается сумма начисленной амортизации  основных средств,  нематериальных активов и других необоротных материальных активов.  
   К элементу «прочие операционные расходы» относятся расходы на командировки, на услуги связи, на выплату материальной помощи, плата банкам за расчетно-кассовое обслуживание и другие расходы, не учтенные в ранее перечисленных элементах затрат.
   Методы  снижения издержек.
   Выбор метода зависит от технологических  особенностей процесса производства, его сложности, длительности, наличия незавершенного производства, номенклатуры вырабатываемой продукции на предприятии и обусловливает порядок планирования и аналитического учета затрат. Поэтому, основной критерий применения «необходимого» способа калькулирования себестоимости определяется логикой планируемого бизнеса.
   Дополнительная  детализация сущностей и связей однозначно приводит к более сложным, но не всегда к более точным и  релевантным математическим зависимостям.
   Как правило, в практике моделирования экономических процессов, предпочтение отдается более тривиальной системе при условии относительно аналогичных получаемых результатов. Осуществление субъективного выбора инструментария вычислений затрат на выпуск продукции является важным и ответственным моментом. Проводимые вычисления калькуляции себестоимости производства продукции определяющим образом зависят от выбранного метода расчета.
   Однако, независимо от выбора способа отнесения  прямых затрат и распределения косвенных расходов, связанных с производством продукции, является сбалансированность себестоимости товарного выпуска с величиной общей стоимости использованных ресурсов (расходы на материальные и трудовые ресурсы, амортизационные отчисления и стоимость прочих услуг) за минусом внутреннего оборота.
   Рассмотрим  несколько наиболее применяемых  на предприятиях методов вычисления затрат на выпуск продукции.
   1. Метод на основе  средних издержек (Average Costing)
   Под средними затратами понимаются  издержки предприятия, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции, включающие стоимость всех использованных ресурсов (факторов производства).
   Различают средние общие издержки, средние  постоянные издержки и средние переменные издержки.
   Средние общие затраты (Average total costs) - общие издержки предприятия, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции, которые формируются из средних постоянных и средних переменных затрат.
   Средние переменные затраты (Average variable costs) - переменные издержки предприятия, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции.
   Средние постоянные затраты (Average fixed costs) - постоянные издержки предприятия, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции. Средние постоянные затраты определяются делением постоянных затрат на количество произведенной продукции.
   Калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг) на основе метода средних издержек состоит из следующих особенностей:
   - перенос стоимости полупродуктов  и услуг, работ внутренней кооперации  на себестоимость целевой продукции или услуги производится только в части прямых затрат.
   - единый процент накладных расходов. Расчет суммы косвенных расходов  относимых на выпускаемую товарную номенклатурную позицию осуществляется по формуле:
   

   Сvi – сумма накладных расходов, распределенная на товарный выпуск i-ой номенклатурной позиции,
   Cv – общая сумма накладных расходов,
   Cnj - доля прямых расходов товарного выпуска i-ой номенклатурной позиции,
   - количество выпускаемых номенклатурных позиций.
   Затраты на единицу товарного и валового выпуска согласно вычислениям различные величины, что находит свое отражение в соответствующих отчетах. В незавершенном производстве аккумулируется стоимость прямых затрат направленных на изготовление продукта.
   Средние издержки представляют собой интуитивно понятный, удобный для быстрой оценки инструмент ценообразования, но, к сожалению, который в подавляющем большинстве случаев не адекватен реальному состоянию дел на предприятии, так как игнорирует существенные, бизнес образующие аспекты производства товаров и услуг. Этот метод калькуляции себестоимости приводит к занижению суммы затрат на производство единичных и инновационных продуктов, уровень рутинизации которых достаточно низок, и завышает себестоимость для стандартных массовых изделий. 

   2. Метод на основе  предельных издержек (Direct Costing)
   В основе метода директ-костинг лежит  идея о безусловности и неизбежности осуществляемых накладных затрат в  планируемом периоде, что обуславливает  отношения к ним как фиксированным, условно постоянным затратам периода. Распределение косвенных затрат на производство продукции и услуг метод на основе предельных издержек не требует. Объем накладных издержек соотносится непосредственно с общим объемом брутто прибыли.
   Калькуляция себестоимости на основе предельных издержек часто эксплуатируемый метод, который имеет множество аргументов в пользу его применения. Обобщенная классификация, типизация и структуризация всех косвенных затрат позволяет строить эффективную систему планирования и контроля над накладными расходами, осуществляя комплекс мероприятий постепенного «выпрямления» издержек.
   Позитивная  оценка экономической целесообразности выпуска товаров и услуг при  наличии свободных производственных мощностей выдается в ситуации, когда предельные издержки меньше предполагаемой отпускной цены. Если разница между отпускной ценой и предельными издержками покрывает плановые накладные расходы лишь частично, то включение такой номенклатурной позиции в план производства является экономически оправданным при отсутствии в рассмотрении лучших альтернатив. 

   3 Метод Экономии затрат.
   Экономия  затрат на материально технические  ресурсы (РМЗ) на производство продукции за счет внедрения мероприятий можно определить следующим расчетом
                                      РМЗ=(УР1-УР0) * V пл * Ц пл
   где:
   УР0, УР1 – расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения организационно – технических мероприятий
     Экономия затрат по оплате  труда (РЗП) в результате внедрения  организационно – технических мероприятий можно рассчитать по формуле:
                                      РЗП = (УТЕ1-УТЕ0) * ОТпл *Vпл.
   где:
   УТЕ0 – трудоемкость изделий до внедрения соответствующих мероприятий
   УТЕ1 – трудоемкость изделий после внедрения соответствующих мероприятий.
   ОТпл – планируемый уровень среднечасовой оплаты труда.
   Vпл – объем продукции по плану. 

   4. Метод по видам  деятельности (Activity-Based Costing)
   Данный  метод калькуляции себестоимости  позволяет наиболее достоверно исчислять стоимость задействованных ресурсов, обоснованно распределять косвенные издержки и накладные расходы. Косвенные издержки с более общих мест возникновения последовательно проецируются ниже по иерархии на все более детализированные центры затрат к конечному неразделяемому далее непосредственному месту изготовления, где в конечном результате косвенные издержки относятся на производимые номенклатурные позиции.
   Схема распределения затрат устанавливается  исходя из природы издержек и взаимозависимостей в системе мест возникновения затрат. Классическим примером является распределения цеховых затрат на содержание здания на производственные участки пропорционально занимаемой полезной площади, а расходы аппарата управления цеха пропорционально численности персонала по продуктовым направлениям.
   Декомпозиция  издержек составного общего места возникновения  затрат на составляющие места осуществляется следующими вычислениями:  

   
 

   I K+1i   - распределенные затраты на i-ое место возникновения затрат уровня x+1;
   Ik - распределяемые затраты с уровня x;
   K K+1i   - линейный коэффициент распределения на i-ое место возникновения затрат уровня x+1.
   Распределение с несоставных нераздельных мест возникновения затрат, на которых непосредственно организовано производство продукции осуществляется в зависимости от свойств изготавливаемых номенклатурных позиций, а также от характерных особенностей направленных затрат индивидуальной или групповой сущности.

   5. Target - костинг

   Сущность Таргет-костинг применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции. 
   В основу идеи Таргет-костинга положено понятие целевой себестоимости и формула ее расчета: Себестоимость = Цена - Прибыль.
   Цена - это рыночная цена изделия (услуги), которая определяется при помощи маркетинговых исследований. Прибыль - желаемая величина, которую стремится получить организация от продажи данного изделия (услуги).
   Таргет-костинг рассматривает себестоимость не как заранее рассчитанный по нормативам показатель, а как величину, к которой должна стремиться организация, чтобы предложить рынку конкурентный продукт. Поэтому задача Таргет-костинга - разработка изделия (услуги), сметная себестоимость которого равна целевой себестоимости. Если новое изделие таково, что невозможно добиться его целевой себестоимости, не ухудшив при этом качества, принимается решение о том, что это изделии не будет разработано и внедрено в производство.
   Этапы Таргет-костинга:
    Маркетологи определяют возможную рыночную цену изделия. Производится анализ объема рынка сбыта и планирование масштабов производства.
    Устанавливается величина ожидаемой прибыли на единицу изделия (и на объем производства) и рассчитывается целевая себестоимость изделия - максимально допустимое значение себестоимости при заданных рыночных условиях.
    Расчет сметной себестоимости изделия (затрат, требуемых технологией производства) и ее приведению к целевой себестоимости путем использования альтернативных материалов, дизайнерских, технических и технологических решений. Также определяются дрифтинг-затраты (затраты на производство каждого компонента нового изделия) и проводится их оптимизация.
    Разработка и тестирование макета изделия, имеющего целевую себестоимость.
    Принятие решения о начале производства нового изделия.
   Если удается добиться целевой себестоимости или разница составляет до 10%, изготавливается макет изделия и принимается решение о запуске в производство. Если целевая себестоимость не достигнута - разработка изделия прекращается.
   6. Кайдзен-костинг.
   Кайдзен (kaizen) - непрерывное, постоянное улучшение деятельности с целью увеличения ценности и уменьшения. Другие названияцелевой кайдзен, кайдзен процесса.
   Рассмотрим  основные элементы кайдзен, к которым  принято относить:
   - циклы PDCA/SDCA;
       - качество; 
       - разговор при помощи данных;
   - потребитель, в качестве любого  последующего процесса;
   PDCA/SDCA 
Известно, что согласно концепции кайдзен компании в первую очередь ориентируются на процесс, а не на результат. Это делается для того, чтобы создавать более совершенную продукцию. Компания старается на каждом этапе изготавливать бездефектную продукцию, чтобы сотрудники на следующем этапе работали с наилучшими материалами.

   Одним из основных элементов концепции  кайдзен является цикл «планируй, делай, проверяй, воздействуй». Его суть сводится к тому, что сначала начинается планирование какого-то нового процесса. После этапа планирования начинается непосредственное выполнение данного процесса.
   Следующий этап включает в себя проверку полученного  результата. Последний элемент цикла (если так можно назвать его) называется «воздействую». На этом этапе анализируются полученные результаты, и сотрудники думают о том, как можно улучшить текущий процесс, чтобы добиться в будущем более высоких результатов. Устанавливаются цели на будущее, которые должны привести к новым улучшениям. Грубо говоря, в рамках данного цикла сотрудники никогда не будут удовлетворены текущим положением вещей. Они всегда будут нацелены на то, чтобы внести какие-то новые элементы в процесс, способные усовершенствовать его. Интересно, что после завершения каждого круга цикла PDCA должна пройти спецификация выполненного процесса, чтобы он был стандартизирован в компании. Для этого используется цикл SDCA (стандартизируй, делай, проверяй, воздействуй).
   Стандартизация  позволяет избежать серьезных отклонений при выполнении работы, как в сроках, так и в получаемом качестве.
   Подводя итог под этим моментом можно сказать, что цикл PDCA призван улучшать текущие процессы, а SDCA стабилизировать существующие.
   Качество. 
Кайдзен, как и все в Японии, прежде всего, ориентирован на качество. Тут прослеживается некоторое важное различие между европейским (американским) руководством и японским. Последние никогда не пойдут на компромисс относительно качества продукции. Приверженность качеству одна из основных составных частей кайдзен.

   Разговор  при помощи данных.
   Звучит  очень странно, но это еще одна важная часть кайдзен. Никаких догадок  и предположений. Оперировать стоит  только реальными фактами. Точными  данными. Постоянный сбор и анализ данных является важным моментом, позволяющим совершенствовать все процессы. По сути, без этого невозможно существование всей концепции.
   Потребитель, в качестве любого последующего процесса.
   Суть  этого этапа сводится к тому, что  существует два типа потребителей для  компании – внешние и внутренние. К внешним относятся конечные потребители продукции, а к внутренними любой отдел, который получает продукцию от предыдущего. Например, одна группа рабочих изготавливает детали, используемые следующим отделом в производстве двигателей. Значит, отдел двигателей является конечным клиентом для данного отдела. И продукция должна быть поставлена потребителю в идеальном варианте. Без дефектов, на каждом предыдущем этапе. Во многом за счет такой системы и достигается знаменитое японское качество.
   Конечно, кайдзен не ограничивается на перечисленных выше системах. К нему принято относить и другие достаточно известные элементы, такие, например, как система подачи предложений. Это означает, что любой сотрудник может подать свое предложение, касательно деятельности компании, и что он будет услышан. Такой подход, несомненно, позволяет компании получить массу дополнительных идей от своих собственных сотрудников.
   Вообще, если говорить о кайдзен, то стоит  отметить, что отношение к сотрудникам в данной системе не типично. Здесь, каждый сотрудник является равноправным партнером компании.
   Сегодня многие элементы кайдзен прочно вошли  в обиход по всему миру, изменив облик менеджмента. Конечно, у кайдзен есть и определенные проблемы, которые всегда отмечали критики системы. Одной из таких проблем является то, что далеко не всегда постепенные незаметные улучшения могут изменить общее положение вещей в компании.
 

    Прибыль предприятия и рентабельность.
   Прибыль – это основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода, она является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.
   Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:
    в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;
    используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;
    выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.
     В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
      Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
      Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.
Методика  планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.
     Виды  планирования:
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).
Стратегическое  планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.
Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.
     По  классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.
Реактивное  планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.
Инактивное  планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз».
Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование, поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается.
   Механизм  формирования прибыли  содержится в «Отчете  о прибылях и убытках».
     При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус».
     Таким образом, балансовая прибыль предприятия  включает:
      1) прибыль от продаж;
      2) результат от операций с имуществом  и финансовой деятельности;
      3) результат от внереализационных  операций. При этом прибыль от  продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи, продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и общественного питания по статье себестоимость отражают покупную стоимость реализованных товаров.
     Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку  отражает результат от регулярно  осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.
   Основные показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
    рентабельность продукции;
    рентабельность капитала (активов);
    показатели рентабельности продукции и капитала, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.
   Рентабельность  продукции может быть рассчитана как отношение прибыли, полученной от ее реализации к полной себестоимости реализованной продукции за соответствующий период. Рентабельность можно определить также отношением прибыли к объему продаж за период или к сумме среднегодовых величин основных и нормируемых оборотных средств. Рентабельность отдельного изделия рассчитывается как отношение разности цены и себестоимости к себестоимости изделия.
   Рентабельность  инвестированного капитала оценивается  отношением чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств. Аналогично определяется показатель рентабельности активов делением чистой прибыли на среднегодовую сумму активов. Этот показатель должен быть выше средней ставки процента за пользование долгосрочным банковским кредитом.
   Рентабельность  продаж коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.
   Рентабельность  продаж = Чистая прибыль / Выручка
   Рентабельность  продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
   Рентабельность продукции определяют по формуле:
   Рентабельность  продукции = (Прибыль / Себестоимость )* 100%.
   Этот  показатель дает возможность определить, какая продукция более прибыльна, то есть выгоднее для производства. Однако следует учитывать, что себестоимость должна соответствовать затратам производства на основе равновесных цен. В условиях административно-командной экономики, когда цены определялись волевым (субъективным) путем.

   Рентабельность  Производства.

   Отношение общей или балансовой прибыли  к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств (запасы товарно-материальных ценностей) без учета денежных средств. Основные производственные фонды включаются в расчет по балансовой (первоначальной) стоимости.
   Рентабельность  капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
   Следовательно, для повышения эффективности  вложении можно действовать в двух основных направлениях:
       •  Увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж.
       •  Уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании
       В общем случае   для оценки целесообразности вложения средств в тот или  иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями  размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.
 


      Управление финансами предприятия
   Финансовое  планирование – это планирование действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с источниками финансирования.
   Цель  финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими по объему и структуре финансовыми ресурсами. В ходе финансового планирования выполняются следующие расчеты:
    планирование прибыли (доходов) и расходов предприятия;
    расчет потребности в собственных оборотных средствах;
    анализ и планирование денежных потоков;
    расчет необходимых финансовых ресурсов, а именно, объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, резервов и объемов дополнительного финансирования, потребности в кредитных ресурсах;
    составление баланса доходов и расходов предприятия.
   Финансовое  планирование является составной частью стратегического, текущего и оперативного планирования. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении платежного календаря, кассового плана и расчете потребности в краткосрочном кредите. Основой текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов.
   Финансовый  менеджмент – это управление финансами предприятия, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данного предприятия на рынке.
   Бюджетирование – это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. Оно позволяет контролировать и управлять материальными и денежными ресурсами предприятия и его подразделений и оценивать финансовые результаты их деятельности.
   Бюджет  – это количественные показатели плана, характеризующие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.
   Бюджеты имеют множество видов и форм. Несмотря на то что бюджет не имеет  стандартизированных форм, определяемых государственными органами, наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.
   Общий бюджет (основной бюджет) – это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
   Операционный  бюджет – это система бюджетов, характеризующих затраты на производство, реализацию продукции, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производства и функциям управления предприятием. Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым шагом в разработке которого является бюджет продаж. Целью и заключительным этапом процесса составления операционного бюджета выступает бюджет по прибылям и убыткам. В ходе разработки операционного бюджета формируются бюджеты различных расходов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и административных расходов и т.п.).
   Бюджет  продаж объединяет информацию об объемах  реализации, ценах и, соответственно, выручки от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. Сложность расчета бюджета продаж связана с тем, что объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры.
   На  основе бюджета продаж формируются  бюджеты, характеризующие затраты  на производство и реализацию продукции и/или внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджеты коммерческих и административных расходов, бюджет по труду и т.п.).
   Бюджет  производства показывает количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж и необходимый уровень запасов.
   На  основе данных бюджетов составляется бюджетный отчет о прибылях и  убытках. Информация о доходах берется из бюджета продаж.
   Финансовый  бюджет – это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования, он включает:
      бюджет движения денежных средств – план поступлений и платежей денежных средств. При расчете бюджета движения денежных средств определяющим является время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций;
      бюджет капитальных вложений, который определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить на основе выбранного критерия рентабельности инвестиций.
   Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета является разработка бюджетного бухгалтерского баланса, который характеризует изменения в финансовом и имущественном положении предприятия при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.
   Финансовая устойчивость предприятия характеризует ее финансовое положение с позиции достаточности и эффективности использования собственного капитала. Показатели финансовой устойчивости вместе с показателями ликвидности характеризуют надежность предприятия. Если потеряна финансовая устойчивость, то вероятность банкротства высока, предприятие финансово несостоятельно. 

   Применительно к предприятию финансовая устойчивость в зависимости от факторов, влияющих на нее, может быть:

1. Внутренняя устойчивость – это такое общее финансовое состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменение внешних и внутренних факторов. 
2. Внешняя устойчивость предприятия обусловлена стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется его деятельность. Она достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах всей страны. 
3. Общая устойчивость предприятия – это такое движение денежных потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления средств(доходов) над их расходованием(затратами). 
4. Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

   Финансовая  устойчивость служит залогом выживаемости и основой стабильности положения предприятия. На финансовую устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы:
    положение предприятия на товарном рынке;
    производство и выпуск дешевой, пользующейся спросом продукции;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.