На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инфраструктура рынка в РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Понятие и сущность инфраструктуры рынка…………………………...4
      Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………...4
      Основные элементы рыночной инфраструктуры………………........7
      Факторы, оказывающие влияние на формирование
              инфраструктуры рынка………...............................................................9
      Роль государства в формировании рыночной
      инфраструктуры………………………………………………............10                                                                                                                                                 
              
Глава 2. Анализ инфраструктуры рыночного хозяйства
    Республики  Беларусь………………………………………………..............13
      Инфраструктура рынка труда……………………………….............13
      Инфраструктура финансового рынка……………………….............19
      Инфраструктура информационного рынка…………………............24
 
Глава 3. Перспективы развития инфраструктуры рыночных хозяйств в
               Республике Беларусь……………………………………………..............29                                                     
      Особенности формирования рыночной инфраструктуры................29
      Проблемы формирования инфраструктуры рынка………..
      Инновационная инфраструктура Республики Беларусь…..
 
Заключение……………………………………………………………….. 

Список  использованных источников…………………………………. 

 

Введение
      Рыночная  экономика -  это экономика, развивающаяся  по законам рынка и товарного  хозяйства, спроса и предложения, стоимости. Для нее характерно наличие определенной инфраструктуры: товарные и фондовые биржи; биржи труда; рынок ценных бумаг, капиталов и т.д.
      Как и всякая, объективно существующая система, рынок обладает собственной  инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще  в начале нынешнего столетия в  экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.
      Без целостной эффективно функционирующей  инфраструктуры существование современной  рыночной экономики невозможно. В  связи с этим актуальность данной темы  не вызывает сомнения.
     Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение инфраструктуры рынка. Для достижения поставленной цели будут решены задачи:
      1. Определить понятие и сущность рыночной инфраструктуры, обозначить основные элементы инфраструктуры, выявить, какие факторы оказывают влияние на ее развитие, а также в чем заключается роль государства в формировании рыночной инфраструктуре на основе зарубежного опыта.
      2. Проанализировать инфраструктуру финансового рынка Республики Беларусь, а именно,
     3.   Определить перспективы развития инфраструктуры рыночных хозяйств в Республике Беларусь, выявить особенности и проблемы формирования инфраструктуры Республики Беларусь, а также отметить инновационную инфраструктуру нашей страны.
      Поставленные  цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из 3 глав, последовательно раскрывающих тему работы.
      При исследовании темы данной работы использовались такие универсальные методы экономической теории, как анализ, синтез, диалектики, системности и исторический метод. В основу работы положены материалы периодических изданий, учебные пособия по экономической теории и экономике.
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА 

1.1. Понятие и сущность  инфраструктуры рынка 

     Рынок - место, где происходит купля-продажа  товаров по свободно складывающимся ценам.
     Под современным рынком понимают любую  систему, дающую возможность покупателям  и продавцам совершать свободную  куплю-продажу товаров.
     Существуют  множество видов рынков, главные  из которых можно сгруппировать  по следующим трем признакам.  

Таблица 1.1 - Основные виды рынков 

     С точки зрения соответствия действующему законодательству      По  экономическому назначению объектов рыночных отношений      По  пространственному признаку
- легальный рынок - теневой рынок
- потребительский рынок - рынок капиталов
- рынок рабочей силы
- рынок информации
- финансовый рынок
- валютный рынок и др.
- местный рынок - национальный рынок
-международный                                                 региональный рынок
- мировой рынок
 
     Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т.д; рынок информации- рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
     Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть  основных  взаимосвязанных  функций.
    1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов)  и  потребителей  товаров, предоставляя им  возможность общаться  друг  с другом  на  экономическом языке цен,  спроса  и предложения,  купли-продажи.
     2. Ценообразующая  функция  рынка   возникает  при  столкновении  товарного  спроса  и  предложения, а также благодаря конкуренции.  В  результате  свободной  игры  этих  рыночных  сил  складываются  цены  на  товары  и  услуги.
     3.  Информирующая функция  рынка. Сложившиеся  цены “сообщают”  бизнесменам  о  состоянии  экономики. В частности, через  конкретный разброс  цен (скажем  на  чай, кофе и какао),  через  их падение и рост деловые люди  узнают  о  размерах  производства продукции, о насыщенности  рынка  товарами, о запросах  потребителей и т. д.
     4. Регулирующая  функция действует   через тот же  механизм  свободных  рыночных  отношений. Из  менее  выгодных  отраслей  с  пониженными  ценами (перепроизводство продукции)  капиталы  перетекают  в более  прибыльные  отрасли  с  повышенными  ценами ( недопроизводство). В результате  в  первых  отраслях  производство  сокращается , а во вторых - растет.
     5. Стимулирующая функция  также   осуществляется с помощью   рыночных цен. В  данном  случае  стимулируется  эффективность   экономики. Цены  “вознаграждают”   дополнительной  прибылью тех,  кто  производит  товары, наиболее  нужные  потребителям, кто совершенствует  производство,  увеличивает производительность,  снижает издержки.
     6. Оздоравливающая  функция   жестока,  но  экономически  оправдана.  Рынок “очищает”  экономику   от ненужной  и  неэффективной   хозяйственной  деятельности. Те  предприниматели,  которые  не  учитывают  запросы  потребителей  и  не  заботятся о  прогрессивности  и  рентабельности  своего  производства  терпят  поражение в конкурентной  “борьбе” и “наказываются”  банкротством. И  наоборот,  общественно полезные и эффективно работающие  предприятия процветают  и развиваются.
     Одной из особенностей современного этапа  развития страны является повышение  роли и совершенствование инфраструктуры.
     В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения  роли  инфраструктуры, недостаточных  капиталовложений   вследствие  понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.
     При становлении любого типа экономики  главенствующую роль выделяют производству,  которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.
     В начале   своего развития до наступления  машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную  функцию.  В  общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.
     В основе развития инфраструктуры лежит  введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда,  т.е.   происходит  общественное разделение труда,  в связи с чем,  происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная  инфраструктура   приобретает новое качество, заключающееся в том,  что она превратилась в развивающиеся   отрасли  и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса  перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь. 

     Процесс формирования инфраструктуры в качестве   относительно  самостоятельной сферы  общественного производства прошел ряд этапов,   определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.  Так,  отдельные ремесла от земледелия,  или второе крупное общественное разделение труда,  вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена  между  городом   и деревней,  что вело к развитию объектов инфраструктуры.  Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту  продуктообмена  за  счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий,  что в свою очередь,  с   необходимостью  потребовало расширения инфраструктурной сферы.
     Впервые термин «инфраструктура» был использован  в экономическом анализе для  обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). Любая сложная система (как природная, так и социальная) определенным образом структурирована и включает в себя ряд подсистем. Как система в целом, так, и ее отдельные подсистемы выполняют некую совокупность субординированных функций. Функции вообще – это способ отправления сущности системы или ее отдельных подсистем. Существует целевая функция всей системы, выражающая общую направленность ее развития, и другие важные функции, характеризующие ее существование и развитие как единого целого. В то же время отдельные подсистемы данной системы выполняют свои специфические функции, в зависимости от иерархии их взаимодействия с системой в целом и между собой. Система характеризуется наличием своих объектов, субъектов и их взаимодействия, которое обеспечивает воспроизводство и развитие системы.
     Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под; structura – строение, расположение) - в теории рынка: комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.).
Или же говоря иначе, инфраструктура – это  комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих  производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т. д. [1].
     Исходя  из выше сказанного, можно сказать, что рыночная инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, система взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, и т.п. [1].
     Следует отметить, что рыночная инфраструктура существует на нескольких уровнях. Так, имеет смысл разграничивать глобальный и локальный уровни инфраструктуры рынка. Глобальная инфраструктура реально существует как бы в двух измерениях – мировом и национальном – и включает в себя ряд локальных рыночных инфраструктур. Это относится к обоим измерениям.
     Если  рассматривать мировой уровень, то здесь в состав глобальной рыночной инфраструктуры входят в качестве элементов как все локальные (национальные) рыночные инфраструктуры отдельных стран, относительно обособленные и находящиеся под юрисдикцией соответствующей страны, так и общемировые элементы, функционирование которых регламентировано международными договорами и соглашениями (например, сеть Internet, Международный банк реконструкции и развития и т. п.).
     Если  же для анализа берется национальный уровень, то очевидно, что национальная рыночная инфраструктура, являясь локальной  по отношению к мировой, одновременно выступает глобальной в рамках соответствующей страны.
     Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и  другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальную базу составляют транспортная, банковская и страховая системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки [2].
     Рыночная  инфраструктура может быть правильно понята и классифицирована только на основе макроэкономического подхода. В соответствии с ним инфраструктура в рыночной экономической системе не обслуживает, а обеспечивает нормальное функционирование всей экономики.
     Характеризуя  рыночную инфраструктуру, следует исходить из того, что на развитие экономики влияют не только объективные, но и субъективные факторы, при этом роль последних в современных условиях возрастает. Поэтому нельзя себе представить инфраструктуру рыночного типа состоящей только из овеществленных и неодушевленных элементов. 

1.2. Основные элементы  рыночной инфраструктуры 

Изменения в   экономике страны не могут  не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих  и взаимосвязывающих отдельные  части экономики.
     При административно-командной  системе   хозяйствования   товарные рынки, обслуживающие предприятия розничной  и оптовой торговли и немногочисленными  товарными биржами, где государственный  контроль сводился до государственного управления, что подразумевает регламентацию специальными органами куплю-продажу товаров, запрет на эмиссию ценных бумаг частных  компаний,   продажу государственных ценных бумаг и т.д.,   но с развитием экономики рыночного типа, а следовательно и увеличением многообразия   связей,  не только внутри страны,  но и деловых отношений с зарубежными партнерами,   приводит к возрождению биржевой  торговли.
     Следующим показателем  развития экономики  рыночного типа является кредитная  система. В период экономики планового  типа кредитная система была развита в соответствии с условиями того времени,  т.е.  кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого предприятия,  а по решению органами государственного планирования.
     Поэтому в наше время кредитные учреждения развиваются  в   большем количестве и  с  разнообразием   услуг,  необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыночной экономики.
     Рыночная  инфраструктура включает в себя большое  количество элементов, которые тесно  связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.
     Все институты рыночной экономики можно  условно разделить на две группы:
1. институты общего назначения;
2. специальные институты.
     Деятельность  институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе в коммерческих целях. Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками.
     Товарные  потоки и потоки услуг циркулируют  как между производителями, так  и между производителями и  потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда - заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством.
     Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую  роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной  торговли, так и государством в  лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций.
     Денежные  потоки проходят через соответствующие  финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины.
     Из  частных институтов ключевую роль в  финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты  денежного рынка. Развитым элементом  современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники - торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также депозитарии, регистраторы и т.п.
     Пригодность или непригодность института  инфраструктуры, равно как и степень  его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как  через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости образуется элемент рыночной инфраструктуры - законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.
     Правовое  обеспечение инфраструктуры включает в себя систему законов и организаций (органов), которые их обеспечивают. Обычные суды разрешают имущественные споры между гражданскими лицами. Споры юридических лиц разрешают третейские суды по выбору спорщиков и арбитражные органы. 

1.3. Факторы, оказывающие  влияние на формирование  инфраструктуры рынка 

     Опишем  теперь факторы, оказывающие влияние  на формирование инфраструктуры рынка. Согласно теории длинных волн (Н.Кондратьев), научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В течение последних веков в истории технологической эволюции прошло пять волн и сложилось пять технологических укладов [3].
     Первая  волна (1785-1835 гг.) сформировала уклад, основанный на новых технологиях в текстильной  промышленности, использовании энергии  воды. Это стадия развития текстильных  производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских или предприятий с небольшим - меньше 100 человек - числом работников) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и других химических продуктов), а также металлургической промышленности. В этот период только начинается широкое применение паровых двигателей и развивается машиностроение.
     Вторая  волна (1830-1890 гг.) связана с развитием  железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов  продукции на базе использования  парового двигателя. В этот период основными становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ.
     Третья  волна (1880 - 1940 гг.) базировалась на использовании  в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и  электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно-промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала [4].
     Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в  основном базирующейся на использовании  нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических  материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывают там свои производства.
     Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х  годов, опирается на достижения в  области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу "точно в срок".
     Каждый  из укладов в своем развитии проходил разные стадии, которые различались  мерой его влияния на общий экономический рост в стране (рис. 1.1) [4]. При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объект.

Рисунок 1.1 - Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в промышленно развитых странах.  
 

1.4. Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры 

     Как правило, создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без которой  рынок не может существовать, во многом зависит от государства. Государство  призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.
     Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для эффективной  конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.
     Участие государства в экономической  жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы [5].
     В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через следующие  важнейшие функции [5]:
а) создание правовой основы для принятия экономических  решений. Государство разрабатывает  и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности  граждан;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное  распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
г) обеспечение  социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум  заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и  т. д.  
 

     Подводя итог главе, отметим, что инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, система взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. На развитие инфраструктуры рынка оказали влияние технологические уклады. Государство создает условия для развития рыночной инфраструктуры: корректирует отклонения рыночного механизма, берет на себя ответственность за создание равных условий для развития соперничества и т.д. 

 

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    2.1. Инфраструктура рынка труда 

    Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
    Исследуя  механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что  рабочая сила как «совокупность  физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая  личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.
    Сейчас  рынок труда представляет собой  систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый  на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.
     Функционально - организационная структура рынка  труда включает в себя  в условиях развитой рыночной экономики следующие  элементы: принципы государственной  политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
       В структуре рынка труда можно  выделить следующие компоненты:
    субъекты рынка труда;
    экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
    рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
    безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
    рыночная инфраструктура. 
       Совокупность  названных компонентов и их взаимосвязь  между собой вполне достаточны для  возникновения функционирования рынка  труда в современных условиях.
               В современных условиях рынок труда представляет собой весьма сложную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, которые несут различную функциональную нагрузку, отличаются друг от друга способами и формами аккумуляции резервов рабочей силы, ее организации и регулирования, а также характером влияния на эффективность производства. По выше отмеченным признакам рынок труда подразделяется на открытый и скрытый.
       Открытый  рынок труда - это все трудоспособное население, фактически ищущее работу и  нуждающиеся в профориентации, подготовке и переподготовке.
       Скрытый рынок труда - это работники, сохраняющие статус занятых, но для которых вероятность потерять работу очень велика; отдельные исследователи называют это явление “потенциальный” рынок труда или же “потенциальной” безработицей. Речь идет о тех работниках, которые работают неполную рабочую неделю или же рабочий день, отправляются предприятиями в вынужденные долгосрочные отпуска и т.д. Измерить масштабы скрытого рынка труда весьма затруднительно. Его величина зависит от множества факторов, среди которых важное значение имеет отраслевая и региональная специфика функционирования производственных комплексов.
    Механизм  регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.                                   
    Политика  занятости - это совокупность мер  прямого и косвенного воздействия  на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, росте доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.
    На  макроуровне новые подходы в  политике занятости способствуют повышению  гибкости рынка труда, уменьшения расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости, других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.
    Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин - умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
    Сегодня можно выделить четыре основных направления  государственного регулирования рынка труда: программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию и безработицы (т.е. по выделению средств на пособия безработным).
    Перечисленные направления не исчерпывают всей гаммы методов воздействия на занятость. Немалую роль играет комплекс мер косвенного регулирования рынка  рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная  и амортизационная политика Правительства и т.д. Основой же, определяющей политику на рынке труда, является законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.
    Меры  косвенного регулирования рынка  рабочей силы одновременно являются мерами макроэкономического регулирования и влияют на динамику занятости и безработицы через общую деловую конъюнктуру в стране.
    Эффективный инструмент занятости – содействие малому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персоналом называется структурной мерой регулирования рынка труда, т.к. она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновением других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становиться переподготовка.
    Субсидированная занятость как мера регулирования  рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью. Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы.
    Право каждого гражданина на свободный труд закреплено в Конституции.
    В соответствии с принятыми правовыми  основами регулирования государством положения на рынке труда оно  призвано:
    обеспечивать  социальную защиту в области занятости  населения;
    проведение  специальных мероприятий, способствующих созданию условий для занятости граждан особо нуждающихся в специальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
    Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих  более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.
        В процессе становления рыночных  отношений пока еще не налажены  эффективно действующие социально-экономические  механизмы регулирования занятости. Сегодня руководителям предприятий довольно трудно определить, сколько и какая рабочая сила им необходима, а какая является излишней. Поэтому они предпочитают скрытую форму безработицы (вынужденные отпуска, неполная занятость) открытой. Находясь в отпусках или оказываясь в состоянии неполной занятости по основному месту работы,  работники устраиваются на дополнительную работу, которая нередко приносит более высокий заработок. Но скрытая безработица осложняет ситуацию на рынке труда и в республике.
      В ближайшей перспективе основная  задача государства сводится  к недопущению массовой безработицы,  а в более отдаленной – поддержание  ее на допустимом уровне.
       Ограничение кассовой безработицы  возможно: за счет развития эффективного производства; продуманной налоговой политики, поддерживающей малое предпринимательство и инвестирование прибылей; санации потенциально прибыльных и ликвидации потенциально убыточных предприятий, привлечение иностранных инвесторов, способных создать хорошо оборудованные и высокооплачиваемые рабочие места.
          Кроме того, государство в ближайшее  время должно принять временные  меры поддержки, обеспечивающие  «выживаемость» предприятий, сохранение  их кадрового потенциала: налоговые  льготы, дотации, кредиты на льготных условиях, инвестиционные кредиты, льготы по выплате пошлин, валютных отчислений, дополнительные квоты на экспорт.
          Все эти меры относятся к  временным, т.к. действуют в  период кризиса на предприятиях, либо на тех из них, которые находятся в стадии оздоровления (реорганизации или санации) после объявления их банкротами. Используются эти меры в целях недопущения ликвидации самих предприятий и к тем, оздоровление которых в соответствии с заключениями аудиторов признано нецелесообразным.
Функцию мер поддержи могут играть и государственные  заказы, открытие кредитных линий  за счет иностранных материалов и  оборудования.
        А сейчас рассмотрим механизм  функционирования рынка труда  на основании показателей Республики Беларусь. 

 

Таблица2.1 - Трудовые ресурсы [6], [7]   

  Годы Изменение показателей 2004г., %
1995 2000 2004 к 1995 г. к 2000 г.
Трудовые  ресурсы всего: 5848,7 6004,6 6141,6 5 2,3
в т.ч.          
трудоспособное  население в трудоспособном возрасте 5503,3 5711,3 5877,8 6,8 2,9
лица  старше и младше трудоспособного  возраста, занятые в экономике 345,4 293,3 263,8 -23,6 -10,1
 
Из приведенных  данных видно, что численность трудовых ресурсов в 2004 г. увеличилась по сравнению  с 1995 и 2000 годами на 5% и 2,3 % соответственно в результате в результате роста  количества трудоспособного населения. Уменьшилась численность лиц старше и младше трудоспособного возраста. 

Таблица2.2. - Экономически активное население  Республики Беларусь 

Экономически  активное население, тыс. чел.
Годы Изменение 2004 г., %
1995 2000 2004 к 1995 г. к 2000 г.
4524,2 4537 4480 -1 -1,3
 
Таблица 2.3. - Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года) [6], [7]   

Показатель Годы % изменения 2004г.
1995 2000 2004 к 1995г. к 2000г.
Численность безработных, тыс.чел. 131,0 95,8 136,1 3,9 42,1
Из  них женщин 84,3 58,2 90,0 6,8 54,6
Удельный  вес женщин в общей численности  безработных, % 64,3 60,7 66,1 2,8 8,9
Уровень безработицы (в % к экономически активному  населению) 2,9 2,1 3,1 6,9 47,6
   
     Численность населения в 2004г. уменьшилась по сравнению с 1995 и 2000 годами на 3,2% и 1,4%. Количество трудоспособного населения  возросло, что является причиной роста  экономически активного населения.
         Правительством Беларуси ежегодно разрабатывается Программа занятости населения, в которой предусматривается: оказание безработным помощи в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка  незанятого населения, содействие занятости граждан, неспособных на равных конкурировать на рынке труда. 

Таблица2.4. - Распределение численности занятого населения по отраслям экономики  [6], [7]   

Всего занято в экономике Годы % изменения 2004г.
1995г. 2000г. 2004г. к 1995г. к 2000г.
44090,6 4441,0 3574,1 -18,9 -19,5
Из  них:  
промышленность 1216,2 1226,7 1110,4 -8,7 -9,5
с/х 843,5 625,1 488,3 -42,1 -21,9
строительство 302,4 312,3 269 -11 -13,9
транспорт 250 255,8 221,1 -11,6 -13,6
торговля  и общественное питание, материально-техническое  снабжение и сбыт, заготовки 472,1 532,3 393,8 -16,6 -26
ЖКХ и  непроизводственные виды бытового обслуживания населения 175,6 208,1 190,3 8,4 -8,6
здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение 287,1 326,1 324,3 13 -0,6
образование 417,5 463,7 475,3 13,8 2,5
наука и научное обслуживание 45,7 42,2 40,6 -11,2 -3,8
финансы, кредит и  страхование 46,4 58,4 61 31,5 4,5
 
 
 

    2.2. Инфраструктура финансового рынка 

      Рыночная  экономика современного государства  состоит из множества рынков, которые, в свою очередь подразделяются на более мелкие сегменты. Особое место в системе экономических отношений занимает финансовый рынок или рынок капиталов, на котором происходит купля-продажа денег. Именно с финансовым рынком, в первую очередь, сталкивается предприниматель, именно на нём он ищет необходимые для себя денежные средства.
      Рис. 2.1. схематически отражает место финансового рынка в структуре рыночной экономики [8].
      
 



 

 
 

 
Рисунок 2.1. Место финансового рынка в структуре рыночной экономики. 

      Как любой рынок, финансовый рынок складывается из спроса, предложения и уравновешивающей цены на определенные товары и услуги и сводит покупателей и продавцов. В экономической литературе финансовый рынок в широком смысле характеризуется как совокупность рыночных отношений, регулирующих движение финансовых ресурсов. В узком смысле понятие финансового рынка сводится к рынку финансовых ресурсов, движение которых опосредуется ценными бумагами. Однако все существующие трактовки финансового рынка делают акценты на главной его функции — переливе избытка денежных ресурсов от одних субъектов к другим в различных отраслях и на разных рынках.
      Все участники финансового рынка  подразделяются на две группы: действующие секторы, представленные бизнесменами, и финансовые посредники.
      Финансовые  посредники подразделяются в свою очередь на три финансовые группы:
    посредники депозитного типа - коммерческие банки, сберегательные, совместные сберегательные банки, кредитные союзы;
    посредники контрактного типа - страховые компании, пенсионные фонды;
    прочие посредники - совместные фонды, финансовые компании, брокеры, дилеры по ценным бумагам.
      На  рис.2.2 показано отличие прямого финансирования от посредничества.
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.2. Отличие прямого финансирования от посредничества. 

      Финансовый  рынок или рынок капиталов  подразделяется на три составные части: рынок краткосрочного кредита, то есть денежный рынок, на котором обращаются коммерческие, финансовые и казначейские векселя; рынок долгосрочного денежного кредита (облигационный рынок) и рынок фиктивного капитала или рынок ценных бумаг (рис.2.3) [8].
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.3. Рынок капиталов. 

Структуру рынка ценных бумаг составляют:
    субъекты (участники) рынка;
    информационно-правовая инфраструктура;
    ценные бумаги различного вида как рыночный товар;
    организационно-экономический механизм функционирования рынка.
     К участникам рынка ценных бумаг относят юридические и физические лица, которые продают или покупают ценные бумаги, а также обслуживают их оборот и осуществляют расчеты по ним, то есть субъекты, вступающие в экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.
      В соответствии с Законом Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992 г. № 1512-ХII профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица любой формы собственности, осуществляющие одну или несколько видов деятельности, перечисленные в ст. 14 Закона и получившие лицензию на профессиональную деятельность по ценным бумагам [9].
     Участников  фондового рынка можно разделить  на два уровня.
Первый  составляют те, кто принимает решение  о проведении операций с ценными  бумагами. Сюда включаются эмитенты, инвесторы, брокеры и дилеры.
     Второй  — те, кто выполняет функции, связанные с осуществлением решений, принятых на первом уровне, то есть обеспечивают регистрацию и расчеты по совершенным операциям, учет прав владельцев ценных бумаг и выполнение агентских функций по начислению и выплате доходов. К ним наряду с биржами относятся регистраторы, номинальные держатели, депозитарии, торговые, расчетные системы и другие. Все они образуют инфраструктуру рынка ценных бумаг.
      Участниками рынка государственных ценных бумаг  в Республике Беларусь являются:
      1. Министерство финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг;
      2. Национальный Банк Республики  Беларусь (НБ РБ) – экономический  советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;
      3. Инвесторы – профессиональные  участники рынка ценных бумаг,  юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие  облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства [10].
      В Статье 53 Банковского кодекса Республики Беларусь [11] определены следующие операции Национального Банка с ценными  бумагами:
      1. Национальный банк при осуществлении функций денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги, а также совершает операции с ценными бумагами;
      2. Национальный банк выполняет  функции агента Правительства  Республики Беларусь (РБ) на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение;
      3. Национальный банк выполняет  функции центрального депозитария  государственных ценных бумаг  и ценных бумаг Национального  банка.
     Продажу ценных бумаг кабинета Министров  могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляется НБ РБ [11].
      Объемы  размещения государственных займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год, исходя из прогнозного уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей (рис.2.4) [12]. 

 

Рисунок 2.4. Расходы республиканского бюджета, в том числе по
обслуживанию  государственных займов 

      Расходы по обслуживанию государственных ценных бумаг в % к ВВП представим в табл. 2.5 [12].
Таблица 2.5 – Расходы по обслуживанию государственных  ценных бумаг 

Показатели 2001
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.