На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности агрессивности в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Владимирский  государственный  гуманитарный университет
(ВГГУ) 
 
 

Кафедра общей и педагогической психологии 
 
 

Курсовая  работа 

Особенности агрессивности в подростковом возрасте 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса
Филологического факультета
Группы  Я-43
Князева Ольга 

Научный руководитель:
Малова  Елена Николаевна 
 
 
 

Владимир 2011 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Особенности агрессии и агрессивного поведения у подростков
1.1. Понятие агрессии  и подходы к её изучению…………………………....
1.2. Теории агрессии………………………………………………………......
1.3. Особенности  агрессивного поведения подростков в возрасте 15-17 лет
………………………………………………………………………………
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей  агрессивности подростков 
§ 1. Организация  и методы исследования…………………………………. 
§ 2. Исследование особенностей  агрессивности подростков….................. 
§ 3. Интерпретация полученных результатов исследования........................

Заключение……………………………………………………………………. 
Список литературы……………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Термин «агрессия» сегодня часто употребляется  в широком контексте. Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо уточнение смысла и значения этого понятия.
Объектом  исследования нашей курсовой работы является агрессивное поведение подростков.
Предметом исследования особенности агрессивности в подростковом возрасте
Цель  исследования - выявить детей с повышенным уровнем агрессивности.
Для решения  поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность»
- Рассмотреть основные теории и концепции человеческой агрессии
- Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков
- Выявить факторы, влияющие на подростковую агрессию
- Предложить методы  профилактики и агрессивного поведения у подростков
Гипотеза  исследования: подростковый возраст является одним из самых противоречивых периодов, который характеризуется глубокими физиологическими и психическими изменениями.
Актуальность  темы: тема агрессии, а тем более подростковой агрессии, изучена довольно таки плохо, но это не потому что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с агрессией, однозначно никто не смог (в связи с этим существует множество определений подростковой агрессивности от разных авторов).
Период взросления характеризуется стремлением ребенка  к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей, ощущает настоятельную потребность поступать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями.
Большинству же взрослых подобная позиция ребенка  кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают родители, ребенок же просто слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и родителями, преодолеть который с течением времени становится все труднее. Подросток принимает по отношению к родителям позицию противоборства. Его орудием в этой нравственной борьбе чаще всего становится агрессивность.
Различные авторы в своих исследованиях, монографиях  по-разному определяют агрессию и  агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренц, Ардри); как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм).
Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений.
Агрессия представляет собой совокупность показателей  – физической, косвенной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические направления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.
1. Психоаналитическое направление представленное З. Фрейдом, Э. Фроммом А. Адлером, К.Юнгом, К. Хорни  и др.  определяет агрессию как инстинктивное, врожденное поведение, конфликт между сознанием и бессознательным, как один из способов  психологической защиты человека.
2. Поведенческое направление – эта школа возникла как противопоставление концепции влечения. Агрессивное поведение рассматривается  как ситуативное. Дж. Доллард, Л. Берковитц, С. Розенцвейг рассматривали агрессию как следствие фрустрации. Д. Уотсон, А. Бандура понимали под агрессией усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.
3. Гуманистическое направление (К. Роджерс, В Франкл, Ф. Перлз)  объясняет, что агрессия является вынужденным ответным действием индивида на ограничение  его свободы. Агрессия понимается как разновидность психологической защиты.
4. Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г.А. Андреева, Л.П. Колчина,  О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др.).
Однако при  всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ  
 

1.1. Понятие агрессии и подходы к её изучению 
 

Агрессия —  это любая форма поведения, нацеленного  на оскорбление или причинение вреда  другому живому существу, не желающему  подобного     обращения.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Агрессивные проявления различаются по своей структуре:
1. По направленности:
- Агрессия, направленная  вовне;
- Аутоагрессия - направленная на себя.
2. По цели:
- Интеллектуальная  агрессия;
- Враждебная  агрессия.
3. По методу  выражения:
- Физическая  агрессия;
- Вербальная  агрессия.
4. По степени  выраженности:
- Прямая агрессия;
- Косвенная агрессия.
5. По наличию  инициативы:
-Инициативная  агрессия;
-Оборонительная  агрессия. 
 

1.2. Теории агрессии 
 

Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.
Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.
Во – первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
Наиболее важно  различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным  образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).
Инструментальную  агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально  и социально мотивированную, можно  также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.
В.Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.
Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.
Реан  А.А., Бютнер К.  и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.
Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически  возникающее в недрах организма  влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.
Существует множество  теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится:
    Врожденным побуждениям и задаткам;
    Потребностям, активизируемым внешними стимулами;
    Познавательным и эмоциональным процессам;
    Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной  агрессии – жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной – драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме – недоброжелательность, озлобленность.
Таким образом, агрессия, в какой форме она  не проявлялась,  представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.
Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.
Агрессия  по Фрейду
З. Фрейд объяснял агрессию, насилие как проявление изначально присущих человеку инстинктов. Наличие противоречия между инстинктами и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождают внутреннее напряжение, которое проявляется, в том числе как  агрессия и насилие. Насилие человек совершает по отношению к себе самому и  по отношению к  другим,  к внешнему миру. В аспекте концепции Я, Сверх – Я,  насилие, агрессия является     результатом конфликта Я и Сверх -  Я, который отражает в конечном счете противоречия реального и психического, внутреннего и внешнего. Противоположностью между влечением к жизни и к смерти объясняется, что любовь к объекту свидетельствует о полярности между любовью (нежностью) и ненавистью (агрессивностью). Влечение к смерти вызывает насилие, но и сама любовь порождает агрессивность (сексуальную). Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее свое начало в присущем человеку инстинкте смерти, но, и неизбежное, поскольку, если  энергия танатоса не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Единственный проблеск  надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить вероятность появления более опасный действий. Этот аспект в теории  З. Фрейда (положение о катарсисе) совершение эмоциональных/экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения опасных поступков. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у Фрейда соотносятся со стадиями детского  развития. Отмечается, что фиксация на оральной стадии может привести к формированию таких агрессивных черт характера как наклонность к сарказму, сплетням. Фиксация на анальной стадии  может привести к формированию упрямства, которое переходит в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности.
Подход  к агрессии Э. Фромма
Агрессия –  это мазохистское влечение к смерти, к страданию. Э.Фромм  выделяет несколько  форм насилия: игровое, реактивное, насилие  из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип – жажда крови. Уделял внимание анализу такого типа как садизм – когда один человек пытается подчинить другого своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли,  иметь возможность сделать с ним что угодно, унизить, поработить, но главная цель – заставить страдать, причинить боль. Человек использует свою силу, чтобы разрушать, когда он не способен созидать, создавать новое. Тогда насилие превращается  в комперсаторное – это результат искаженной жизни человека. Единственное средство от проявления подобного насилия – увеличение творческого потенциала, развитие способностей человека к творческому использованию своих сил.  Разочарование в вере, добре, любви делают человека циником,  разрушителем. Разочарование ведет к ненависти жизни. Насилие из мести свойственно определенным индивидам  так и целым группам. Жажда мести может быть восстановлением чувства собственного достоинства, элементом самоуважения, восстановлением идентичности. Существует связь между интенсивностью чувства мести и экономическим, культурным  обнищанием социальных групп. Однако насилие, направленное на защиту жизни, имеет другую суть, чем насилие, направленное на разрушение. Реактивное насилие проявляется при защите свободы, достоинства, его целью является сохранение. Однако чувство опасности может быть основано  не на реальной данности, а на манипуляциях.
Итак, Э. Фромм  отмечал, что фрустрация потребностей и желаний является обычном явлением в обществе, отмечал, что агрессия и насилие постоянно возникают, и, так или иначе проявляют себя. Фромм связывал проблему насилия и агрессии с вопросом о социальном характере человека. Общество, группа целенаправленно формирует у своих индивидов определенные черты, в том числе и отношение к насилию.
Отечественная психология
Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности. 
В одном исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии. 
Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности. 
В том же исследовании было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.

Подводя итог всему  вышеизложенному в главе, можно  сделать следующие выводы:
1. Опираясь на  современные подходы к проблемам  нарушений поведения вообще, и детской агрессивности, в частности, можно согласиться с тем, что каждая из названных теорий обладает определенными достоинствами. Но вместе с тем и критические замечания следует признать обоснованными. В частности следует отметить, что, например, воззрения и З. Фрейда, и К. Лоренца, имеющие общее представление о человеке как о существе с постоянно возникающей агрессивно-деструктивной энергией, которая не может долго находиться под контролем и должна быть отреагирована – весьма сомнительны. Существуют как люди, имеющие очень низкий уровень агрессивности, так и люди с высоким ее уровнем, но обладающие способностью к регуляции, сублимации собственной агрессивности.
2. Фрустрационная  теория упускает из виду, что  на самом деле важнейшую роль для каждого конкретного человека играет психологическая значимость фрустрации.  Завися от общей обстановки и особенностей индивида, его жизненного (адаптивного) опыта сила фрустрации может быть различной. Следовательно, именно психологическая значимость в этом случае определяет будут ли реакции  человека агрессивными или нет. В связи с этим Э. Фромм указывал, что определяющим фактором для прогнозирования последствий фрустрации и их интенсивности является характер индивида. От его своеобразия зависит, во-первых, что вызывает в человеке фрустрацию и, во-вторых, насколько интенсивно и каким способом он будет реагировать на фрустрацию.
3. Не вдаваясь в подробности, пожалуй, можно выделить общий для всех теорий недостаток. Во-первых, несмотря на все различия, названные теории, имеют одну общую черту: они упускают из виду личность, самого действующего человека. Во-вторых, ни одна из них не представляет собой собственно психологическую модель агрессивности, т.е. четко не определяет динамику психических процессов, сопровождающих протекание агрессивной реакции, не дает представления о механизмах психологической регуляции проявления агрессивности. 
 

1.3. Особенности агрессивного  поведения подростков в возрасте 15-17 лет 
 

Отрочество содержит в себе два поворотных момента: переход  от детства к раннему подростковому  возрасту и переход от позднего подросткового  возраста к юности. Два этих периода  считаются кризисами развития. Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций. 
В подростковом возрасте значительно изменяются тип и частота психологических расстройств. Для некоторых подростков это период адаптации, укрепления психического здоровья и преодоление трудностей предшествующих этапов развития. Для других подростков, это период дезадаптации и усиления психопатологии. 
Все психическое развитие подростков строится на противоречиях и парадоксах. Главный парадокс подросткового возраста – это мучительное желание быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова.  
Принятие решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением "показать свою независимость", а поступая наперекор родительскому слову и делая все "на зло", подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым они демонстрируют свою зависимость от родителей.  
Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны. 

Эволюционные  изменения в подростковом возрасте связаны прежде всего с тремя  направлениями развития: автономность, идентичность, сексуальность. Движение направлено на формирование этих новообразований  универсально для всех подростков. Любое вмешательство в жизнь подростка с целью позитивно повлиять на его развитие должно учитывать эти возрастные задачи – достижение автономности, идентичности, становление сексуальности. 
По Гребенкину, агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может проявляться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер. 
На агрессивное поведение влияет комплекс факторов:

- Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения
- Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость
- Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
Возможные причины:
- Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)
- Неблагополучие семьи
- Гиперопека или равнодушие со стороны родителей
- Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)
- Недовольство собственной внешностью
- Неадекватное восприятие со стороны взрослых(мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает)
- Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых.
- Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость)
- Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)
Одна из основных причин агрессивности – это отвержение ребенка родителями. К подростковому  возрасту причина равнодушного или  враждебного эмоционального отношения уже с трудом вспоминается. Подрастающий человек должен показывать, что он существует и достоин любви, поэтому использует самый, по его мнению, подходящий способ привлечь внимание – агрессивность. 
Жестокие меры наказания деструктивно действуют на поведение ребенка и подготавливают почву для  расцвета подростковой агрессивности. Попытки контролировать агрессию с помощью физических наказаний увеличивают уровень демонстрируемой агрессии на длительный возрастной период. Помимо того, что наказания становятся очевидным примером, образцом поведения ребенка, который учится общаться с другими посредством силы и давления, ребенок, а затем и подросток, начинает всеми способами избегать общества родителей. Представленный самому себе, предпочитающий проводить время вне дома, подросток имеет много шансов утвердиться в собственной агрессивной позиции. Опасность содержится так же в низкой самооценке подростка. Боль, которую причиняют родители вследствие "педагогических" мер с применением силы, не воспитывает, а формирует озлобленность и мстительность. 
Удивительным образом и противоположная стратегия воспитания – снисходительное отношение к "шалостям" ребенка, вседозволенность и отсутствие ограничений – может привести к агрессивному поведению подростка. Отсутствие внешних ограничений поведения порождают желание найти их, и ребенок устремляется от одной крайности в другую. Одна из таких крайностей – агрессивность. Если в семье игнорируется внутренний мир подростка, нет устойчивых эмоциональных отношений, у ребенка не формируется чувствительность к эмоциональному состоянию других людей, отсутствует переживание вины за агрессивные действия. В то же время воспитание через актуализацию чувства вины – еще одна распространенная ошибка родителей. Чтение морали приводит к обесцениванию тяжести проступка и деградации системы нравственного саморегулирования. 
Часто причиной агрессии ребенка выступает развод родителей. В таком случае ребенок черствеет и утверждается во мнении, что мир взрослых жесток и непредсказуем. В результате вырастает маленький диктатор, а затем большой тиран, не уважающий своего родителя. Причем грубость ребенка в отношении одного из родителей, другой родитель не способен остановить, так как для ребенка в норме супружеские отношения должны служить моделью уважительного отношения людей друг к другу.

Агрессия не всегда является следствием нарушенных детско-родительских отношений, искаженного  стиля семейного воспитания или  реакции на дисгармоничность сферы  общения со сверстниками. Даже у  самых лучших родителей в условиях благоприятной ситуации развития подросток может проявлять выраженную агрессивностью 
Агрессивные дети и подростки – трудно управляемый и плохо поддающийся терапии контингент больных. В психологии  выделяют характерологические особенности детей и подростков, агрессивность которых стала устойчивой чертой личности. 
Агрессоры:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.