Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эмоционально-волевая регуляция поведения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Оглавление 

    Ведение
    Глава 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
    1.1. Эмоциональные процессы и управление  эмоциями
    1.2. Воля в процессе управления
    1.3. Стрессовые ситуации в управленческой  деятельности
    Глава 2 Специфика регуляция стрессовых ситуации в управленческой деятельности
    2.1. Программа по управлению стрессом и отработки волевых качеств
   Заключение
   Литература
 

     Введение
    В процессе познания действительности человек  по-разному относится к объектам и явлениям окружающего мира. К некоторым он испытывает симпатию, чему-то радуется, о чем-то печалится, а чего-то боится. Эмоции, таким образом, входят в процесс познания человека как специфический вид субъективного отражения действительности. Но эмоции становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют. Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, то очень часто все происходит именно так.
    Воля  направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.
    Сейчас  в  новых условиях жизнедеятельности  особое значение приобретают волевые качества руководителя:
    • упорство в работе;
    • настойчивость и целеустремленность;
    • воспитание потребности доводить начатое  до конца.
    Важной  основой работоспособности делового человека является деятельное, хорошее настроение. Мощный интеллектуальный и эмоциональный потенциал — это колоссальный фактор здоровья.
    Любовь  к своему делу дает руководителю новые  импульсы работоспособности. Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен жить и работать в атмосфере доброжелательности.
    Неблагоприятное воздействие на здоровье оказывает  состояние стресса. Существуют две основные формы снятия стресса:
    - изменение психотравмирующей ситуации;
    -  контролирование (регулирование)  своего эмоционального состояния.
    Труд  менеджера требует периодического отдыха, смены рода занятий, локализации  стрессовых ситуаций. Большое распространение для уменьшения стресса получили различные релаксационные методики и аутогенная тренировка.
    В наше время стрессовых ситуаций происходит очень много, поэтому необходимо научиться противостоять стрессу. Поэтому, на наш взгляд, тема исследования актуальна особенно в современных  условиях.
    При работе использовались исследования Я. Рейковского [13],который утверждает, что эмоции являются специфической  реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Потребностный подход к определению знака эмоции в управленческой деятельности был предложен отечественным психологом C. Самыгиным[16]. А С. Д Резник [14] выделил основные функции воли в управленческой деятельности.
    Необходимо  было так же познакомиться с работами основоположника учения о стрессе  Ганса Селье, который занимался  определением реакции организма  на предельную нагрузку, вызываемую различными причинами.
    Объект  исследования: влияние состояние  эмоционально – волевой  сферы  в управленческой деятельности.
    Предмет исследования: эмоционально- волевая  регуляция в управленческой деятельности.
    Цель  исследования: изучить эмоционально – волевую регуляцию в управленческой деятельности.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    - познакомиться с литературой  по данной теме;
    - выявить приемы эмоционально  – волевой регуляции;
    - обобщить практическую  работу  по коррекции эмоционально волевой  сферы личности в управленческой  деятельности.
    Гипотеза: если  руководитель  в глазах других умеет «владеть собой», существеннейшим  образом влияет и на восприятие его подчиненными, на его принятие или неприятие ими, то это определяет и общую эффективность его деятельности, и его авторитет.
    Методы  исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, методы обработки данных.
    Методический  инструментарий: анкета, деловые игры, аутотренинг
    Эмпирическая  база исследования: группа из 5человек.
    Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения. 

    Глава 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
    1.1. Эмоциональные процессы и управление  эмоциями
    Анализируя  причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к  выводу, что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его внезапным страхом, кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел преодолеть волнения.
    Эмоции  определяются психологами как особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.
    Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. При этом самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности[4,78].
    Эмоции  являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский[13] в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.
    Первый  — это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, это приводит к возникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.
    Второй  компонент эмоции связан с тем, какое  значение эмоциональное событие  имеет для субъекта — позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.
    Третий  компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психологи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания».
    Рейковский  Я[13]. подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление.
    Аффект  — это наиболее мощная эмоциональная реакция; проявляется как сильное, бурное и относительно эмоциональное кратковременное переживание. Аффект полностью захватывает всю психику человека и предопределяет реакцию на ситуацию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуправляемости этим состоянием).
    При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся  в обратной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
    Аффекты, как правило, искажают нормальную организацию  поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют  сильные и устойчивые следы в  долговременной памяти.
    Собственно  эмоции, в отличие от аффектов, —  более длительные состояния. Они  — реакция не только на события  совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий характер, при этом человек отражает события в форме обобщенной субъективной оценки определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и завершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению.
    Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым — приводит к отрицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отечественным психологом C. Самыгиным[16].
    Эмоция  может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает.
    Однажды пережитый страх может закрепиться  и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном  совещании. Такое состояние называется фобией. 

    1.2. Воля в процессе управления
    Воля  — это сознательное регулирование  человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
    Воля  — это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.
    С. Д Резник [14] выделяет следующие основные функции воли:
    1) выбор мотивов и целей;
    2) регуляция побуждения к действиям  при недостаточной или избыточной их мотивации;
    3) организация психических процессов  в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;
    4) мобилизация физических и психических  возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.
    Для возникновения волевой регуляции  необходимы определенные условия — наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние — время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние — отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.
    Волевые усилия необходимы:
    1) при восполнении дефицита побуждения  к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;
    2) при выборе мотивов, целей,  видов действий при их конфликте;
    3) при произвольной регуляции внешних  и внутренних действий и психических процессов.
    Воля  неразрывно связана с познавательными  мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две  категории: непроизвольные и произвольные.
    Непроизвольные  действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
    Произвольные  действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
    Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем — самоконтроля личности.
    В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего  мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:
    1) в легком мире, где любое желание  выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);
    2) в трудном мире, где существуют  разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);
    3) в легком внешнем мире и  при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;
    4) в трудном внешнем мире и  при сложном внутреннем мире  человека требуются интенсивные  волевые усилия для преодоления  внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.
    Необходимость сильной воли возрастает при наличии:
    1) трудных ситуаций «трудного мира»;
    2) сложного, противоречивого внутреннего  мира в самом человеке.
    Выполняя  различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.
    В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:
    1) обеспечивать условия для успеха  деятельности работника, но не облегчать существенно ему задания;
    2) активизировать самостоятельную  деятельность работника, вызвать  у него чувство радости от  достигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;
    3) объяснять, в чем заключается  целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумных пределах[9].
    Результаты  любого волевого действия имеют для  человека два следствия: первое —  это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек  оценивает свои действия и извлекает  соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
    Эмоциональные и волевые процессы, таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает  как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его потенциала. Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в реальном поведении они практически неразделимы и переживаются субъектом в форме психических состояний. Понятием состояния обозначается наиболее интегративная форма организации всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это — вся психика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования. Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут, конечно, сильно меняться — при этом будет меняться и сам характер психических состояний. Изучением психических состояний занимается специальная отрасль психологии — психология функциональных состоянии.
    В изучении управленческой деятельности наиболее существенно то, что все основные типы состояний и обнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в деятельности руководителя, но и часто выступают в наиболее отчетливой форме. В психологии функциональных состояний существуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положительные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).
    В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны  — содержательную и динамическую («энергетическую»). Доказано, что на эффективность выполнения деятельности существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления — наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщенность
      Уровень активации может меняться  в широком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона  в психологии используется понятие  «континуум активации», или «шкала  уровней бодрствования». В качестве  таких уровней рассматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.
    Во-вторых, доказано, что существует прямая связь  между степенью негативного (деструктивного) влияния психических состояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образования, виды деятельности, чем на простые. Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере — моторные, исполнительские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-волевой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.
    Основной  и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наиболее высокие требования к эффективности и жесткости эмоционально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответственностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содержит столь обширного спектра причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции, как управленческая.
    Помимо  факторов, связанных с самим процессом  деятельности, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных условий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные проявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.
    Наконец, именно управленческая деятельность требует  максимального включения волевых процессов, а сами понятия «хороший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психологии управленческой деятельности обычно выделяется круг наиболее типичных аспектов, эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для ее организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема состояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистентности  руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности. 

    1.3. Стрессовые ситуации в управленческой  деятельности
    Словарное определение стресса гласит: «Это внутреннее сопротивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействующие на него»[17]. Из этого определения вовсе не следует, что стресс — только отрицательное явление. Исследования показывают, что стрессовые ситуации не только не приносят вреда, но и способствуют росту производительности труда управленческого аппарата и даже повышают удовлетворенность своей работой.
    Понятие стресса прочно вошло не только в  научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс — неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания — важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом (от англ. — давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. В управленческой деятельности число агрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы.
    Фактор  информационной нагрузки. Одной из наиболее характерных особенностей управленческой деятельности является то, что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива, противоречива, обладает разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Объем информации, требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями субъекта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обусловленная большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности, к стрессу.
    Фактор  информационной неопределенности. Информационная нагрузка — ее избыточность постоянно сочетается в деятельности руководителя с хронической неопределенностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой — нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информации часто недостает. В результате руководитель ставится в положение, когда он либо вынужден добирать, искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. Последнее является сильным стрессогенным фактором.
    Фактор  ответственности — решающий и  основной для деятельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него. Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответственность за результат» и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других». Поэтому общий феномен ответственности не только максимально выражен в управленческой деятельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольно различных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования организации.
    Фактор  дефицита времени. Хроническая нехватка времени — один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, так и жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит времени может выступать даже более сильным фактором напряженности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.