На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психология конфликта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по психологии и педагогике
На тему: 

«Психология конфликта» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: ???????
Группа: ????? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2003

 

  Оглавление

Введение
Структура конфликта
Типология конфликтов
Возникновение конфликта
Причины возникновения  конфликтов
Конфликтогены
Закономерность: эскалация конфликтов
Типы конфликтогенов.
Как избежать конфликтогенов
Типология конфликтных  личностей
Развитие конфликта  и его завершение
Технология разрешения конфликта
Управление конфликтом
Предупреждение  и стимулирование конфликтов
Регулирование конфликта
4 правила бесконфликтного  общения (конфликты в нашей  жизни)
Кто живет без  конфликта (заключение)
Список использованной литературы 

 

   Введение.
  В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить ( М. Хайггедер ).
  До  поры до времени практика обходилась без специального знания о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между и государственной властью, и обществом, отдельными социальными группами, что нашло отражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в систематическом анализе всех, существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Эта потребность была продиктована самой природой современного общества, способному к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.
  Представители ранних школ управления, в том числе  сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак  неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
  Классики  теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию «конфликт». Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт.
  Одна  группа ученых-социологов считает, что  конфликт должен включать особую переменную - разногласия (Дерендорф). Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разногласия или противоречия интересов (Томас, Аксельдорф). Для третьих представителей конфликтологии, конфликт возникает в тех случаях, когда разногласия предполагают противоборствующие типы поведения.
  Согласно  концепции психологов-бихевиористов  конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп  с противоречивыми интересами с  целью осуществления собственного интереса за счет интересов других.
  Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом аномальное, деформированное состояние чувства, установок и отношений между разными сторонами.
  Итак, что же такое конфликт?
  Конфликт - (от лат. “conflictus”- столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.[словарь практического психолога].
  Конфликт - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. [основы конфликтологии].
  Существуют  различные определения конфликта, но в основе всякого конфликта  лежит противоречие, т.е., такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Об этом устройстве говорят, что оно амбивалентно, двойственно. Конфликт разворачивается в контексте противоречивого мира, являясь, с одной стороны, формой существования противоречия, а с другой стороны - одним из элементов бесконечного ряда противоречий действительности, а с третьей - источник всякого развития, движения.
  “Добро” и “зло”, “день” и “ночь”, “молодость”  и “старость”, “жизнь” и “смерть”, “хочу” и “надо”, “сила” и “слабость”, “мечта” и “реальность”, “бедность” и “богатство”, “щедрость” и “скупость”, “любовь” и “ненависть”... - когда  в этом содержательном ряду присутствует конфликт?
  Только  тогда, когда противоречие рождается  и разворачивается в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир.
  Там, где нет субъекта, нет и конфликта. Вернее противоречие, возникшее во взаимодействии двух существ, не являющихся личностями, субъектами, не характеризуется как конфликт, не обозначается понятием “конфликт”. Для  сферы столкновений животных и природных стихий есть другие категории. Понятие “конфликт” - достояние сферы социальной, психологической, личностной, отношенческой.
  Два лица, столкнувшиеся с течением обстоятельств  в противоречии, должны быть способны осознать как свое “Я” в данном столкновении, так и “Я” другого субъекта. В случае, когда осознание противоречия между двумя внутренними мирами разных “Я” не происходит, столкновение следует квалифицировать как столкновение с препятствием - и тогда возникает ссора, драка, скандал - препятствие устраняется средствами, которыми владеют партнеры взаимодействия.
  Конфликт  всегда сопровождается большим психологическим напряжением (вот почему так не любят конфликты!), а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом.
  Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем  противоречия личностно для нас  значимы. Хотя, в масштабе общечеловеческом они могут показаться совершенно бессмысленными. К тому же, кого-то они могут волновать больше, кого-то меньше, а для иного могут быть и вовсе безразличными. Личностный смысл - это значение такой меры, от которой зависит наше состояние, самочувствие  и ход жизни, так как то, что вызывает противоречие, составляет часть личностного нашего содержания. “Личностный смысл” - то, что данное явление “означает для меня”, то что значимо и затрагивает нашу душу.
  До  тех пор, пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Мы можем любить осень, а кто-то зиму, но это противоречие не породит конфликта, пока не возникает вопрос предоставления отпуска для заслуженного отдыха. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье. И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном и том же месте и в одно и то время. Конфликт вокруг истины “2X2=4” не возникает именно потому, что данная объективная истина никак не касается наших интересов, момента проживания жизни. Но если вдруг сведения об истине повышают либо понижают статус человека в группе, он станет сражаться за истину в том ее виде, в каком она предстает перед ним.
  Конфликт - явление сложное, многообразное  и далеко не однозначное. Несмотря на усложненность данного социально-психологического феномена, возможно выделить его существенные признаки:
  - субъектность носителя противоречия;
  - личностный смысл предмета противоречия  для каждого из субъектов;
  - обстоятельства, выявившие противоречие  и столкнувшие интересы субъектов.
  Конфликт - это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.
  Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической, потому что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения.
  Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. Если мы не выдерживаем напряжения, то скрываем, нарушаем границы общения и поведения: повышаем голос, кричим, размахиваем руками, используем недозволительные приемы подавления противника. Потом очень сожалеем о случившемся, терзаем себя за потерю контроля над собой, нам стыдно за некрасивое поведение. Если бы в момент такого разочарования конфликта мы бы взглянули в зеркало, то были бы потрясены собственной некрасивостью.
  Иногда  человек долго не успокаивается, вновь и вновь проживает в  мыслях ситуацию, проговаривает еще раз то, что сказал, ищет другие варианты собственной реакции, жует интеллектуальную жвачку. Даже понимая, что следует забыть о незначительном эпизоде, упорно возвращается к происшедшему: ах, если бы все заново, я вел бы себя иначе! Я бы сказал... я бы сделал ... я бы был спокоен, как скала, и достойным, как джентльмен ...
  Успокоение  придет позже. Но след останется. Порезы души зарубцуются.
  Конфликты - константа человеческой жизни, от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если это - жизнь, а не прозябание, не биологическое существование, не болотистый застой. И природа этой закономерности связана с общим законом развития жизни через преодоление противоречий.
  Структура конфликта.
  Анализ  конфликта включает рассмотрение его  структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями и вообще осмысленно подходить к этому явлению. В любом конфликте функции зависят от структуры, а последняя, в особенности ее субъекты, могут видоизменяться под влиянием доминирующей функции.
  Чем прежде всего характеризуется всякий конфликт? Конечно же конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Эти два определяющие элемента конфликта не исчерпывают его структуру. Последняя включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации.
  Субъектами  конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты и пр.
  Для анализа конфликта, его динамики важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем, это не всегда один и тот же субъект. Агент, спровоцировавший конфронтацию, зачастую оказывается не ведущей, не определяющей, а ведомой, определяемой стороной.
  Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращении их в мотивацию активности.
  Теперь  о предмете конфликта. Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази-предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени.
  Как следует из сказанного, понимание  предмета конфликта имеет концептуальное значение и связано с общим подходом тех или иных авторов к пониманию механизма социального процесса в целом. Предмет конфликта - это источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Скажем, Т. Парсонс ограничивается объяснением большинства конфликтов отклоняющимся поведением людей. “Одним из источников изменения, - пишет он, - служит распространение отклоняющегося поведения, равно как и разрастание различного вида  конфликтов, причем большинство конфликтов содержит в качестве существенных ингредиентов то, что может быть с полным основанием названо отклоняющимся поведением”. Отсюда, естественно, вывод о конфликте как о временном, патологическом явлении.
  Предмет конфликта - это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, какими бы ни были конфликтные отношения.
  Для лучшего понимания конфликта необходимо обозначить, что существует различного рода конфликтное поведение, которое обобщается в следующие виды:
    достижение одним субъектом своих целей за счет другого;
    частичная и полная уступка одним субъектом своей позиции другому;
    взаимное удовлетворение интересов обоих конфликтных субъектов и достижение какой-то общей цели;
    взаимное неудовлетворение интересов противоборствующих сторон и стремление перевести конфликт на новый уровень и новую форму.
  Главная линия конфликта или ядро конфликта - это сектор поля, характеризующий тот элемент взаимодействия, который определяет противоположность позиций сторон. Иными словами, это конфликтогенный фактор, прежде всего противопоставляющий оппонентов.
  Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации - неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры.
  Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего  основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства.
  Наличие конфликтной ситуации свидетельствует  о сформировавшихся конфликтогенных  факторах, говорит о появлении инициатора конфликта.
  Типология конфликтов.
  Конфликт, как любое жизненное явление, проанализированное и изученное, обладает рядом существенных признаков.
  Овладеть  конфликтом - прежде всего, обнаружить его сущностные черты, понять его содержание.
  Прежде  всего, конфликты могут различаться  по содержанию, то есть по предмету его столкновения. Если условно обозначить субъект конфликта буквами «S1» и «S2», а предмет их интереса - объект столкновения - «О», то формулой содержания конфликта станет «S1®ОS2», а дополнением к ней предметное обозначение объекта столкновения. С этой точки зрения, конфликты по их содержанию могут быть охарактеризованы как бытовые, административные, профессиональные, идеологические, психологические, амбиционные, этические.
  Если  конфликт между субъектами не имеет  предмета столкновения, то он, разумеется, является пустым. В подобном «пустом конфликте» нет содержательного компонента. Основа его - неблагоприятное психологическое состояние субъекта. Принцип действия таких конфликтов - «Я против, потому что мне сейчас плохо!»
  Схематически эту группу конфликтов можно выразить так:
  (S1® OS2)
  Про «пустые» конфликты говорят, что  они яйца выеденного не стоят, и это  очень точно сказано, потому что  основанием такого рода столкновения является временное особое состояние  субъекта, а причина, то есть, объект интереса, отсутствует, столкновение «играется» вокруг пустоты. И как только налаживается психологическое состояние одного из субъектов, налаживаются отношения. Здесь не надо разрешать конфликт, ибо его нет. Но здесь очень надо быть внимательным к Другому, замечать его самочувствие, уважать неблагоприятное состояние партнера.
  Противоречие  между характеристиками психологических  процессов и свойств психики  двух субъектов порождают психологический конфликт: один субъект при взаимодействии с другим субъектом чувствует себя дискомфортно в силу каких-либо особенностей психики этого партнера взаимодействия, будь это особенности темперамента, мышления, воображения, воли, ощущения.
  Предметом столкновения в психологическом  конфликте является психологическое свойство, неудобное для одного из субъектов: S1® особенность свойств и психических процессов S2.
  Последняя разновидность конфликта - конфликт смещенного основания: здесь параллельно присутствуют два предмета интереса двух субъектов, и у каждого - свой, и субъекты в столкновении предъявляют друг другу различные по характеру требования. Схематически данную группу конфликтов можно отобразить так:   S2®O1           О2 S2
  Таким образом, если мы спросим себя, чем  наполнен конфликт или каково содержание конфликта, то нам следует определить объект столкновения или предмет интереса субъектов. Проделав данную духовную работу, мы почувствовали себя значительно легче, мы стали понимать суть происходящего. Более того, обнаружив, что конфликт «пустой» или «смещенного основания», мы отказываемся от поддержания столкновения, приостанавливаем ход события, высвечивая для партнера и для себя самого характер содержания случившегося.
  Осмысливая  содержание конфликта, мы уже приступаем к его разрешению.
  Межличностный конфликт - столкновение интересов двух автономных личностей, заявивших о праве на предмет столкновения. Это самый распространенный вид, когда два человека ведут конфликт и ответственны за его исход.
  Межгрупповой  конфликт - столкновение интересов двух групп как совокупных субъектов: Sгруппа1® О Sгруппа2. Это могут быть два класса, вступившие в отстаивание своих групповых интересов. Носителями и выразителями интереса группы становятся отдельные лица как представители группы, они выражают волю группы как таковой.
    Внутриличностный конфликт - это конфликт, в котором противоречие возникает между двумя внутренними мотивами одного человека. Проявление внутриличностного конфликта таков: «хочу, но не могу в силу ряда причин» или «и так плохо, и иначе плохо».
  Межличностный, внутриличностный, межгрупповой конфликты могут по содержанию быть административными, профессиональными, бытовыми, психологическими, этическими, амбиционными. Разнообразие одной характеристики, помноженное на многообразие другой характеристики конфликта, дает представление о широкой палитре конфликта.
  Способность выделять характеристики конфликта  дает возможность четко классифицировать конфликт, выбрать наиболее адекватный способ его разрешения, а, следовательно, выработать нужную стратегию и тактику  поведения.
  Особое  место занимает конфликт взрослого и ребенка. Он  существенным образом отличается от всего того, о чем мы говорили выше. Здесь заведомо субъекты конфликта неравны по уровню развития. Человек (взрослый), обладает большим жизненным опытом, у него развита способность к осмыслению ситуации. Ребенок же имеет небольшой жизненный опыт, поведение его импульсивно, воля слаба, способность аналитической деятельности развита слабо. Именно поэтому взрослый должен взять на себя ответственность за ход конфликта. Он должен умело довести его до логического завершения так, чтобы оно позволило личности ребенка подняться на новый уровень развития.
  Дети  учатся разрешать конфликты в  процессе общения со взрослыми. Благодаря  подражанию, они воспроизводят способы  разрешения конфликтов без осознания самого конфликта, опираясь на накопленный опыт, которое дает им наблюдение, они, невольно обобщая, используют этот опыт без боязни конфликтов. Иногда они поражают нас рассудительностью и находчивостью в конфликтной ситуации. Столь же часто умиляют окружающих справедливостью, проявлением в момент столкновения с интересами Другого.
  Возникновение конфликта.
  Конфликт  возникает при наличии конфликтной  ситуации, вне связи с которой нельзя понять данный процесс.
  Конфликтная ситуация - первоначальный, предконфликтный этап приведения в действие причины конфликта. Показателем, а точнее, выражением конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях определенных субъектов. Напряженность есть особое состояние сознания и взаимодействия субъектов, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Напряженность представляет собой обобщающий признак конфликтной ситуации. Напряженность свидетельствует об определенном уровне сознания субъектами назревшего противоречия или противоречий и потребности их разрешения, понимания несоответствия сложившегося положения их интересам. Словом, напряженность - это состояние, когда конфликт, как говорится, стучится в дверь.
  Начало  конфликтного действия предполагает наличие  комплекса его мотивов. Мотив - не причина, а обозначение намерений субъектов, что представляется им адекватным обоснованием действий. Мотивы формируются на основе оценивания конфликтной ситуации как побуждающей к активности, а также поведения противника, противоречащего интересам одной из сторон, и собственных действий.
  Провозглашаемые мотивы конфликтного действия не всегда являются реальными, что даже не осознается в ряде случаев конфликтующими сторонами. И не случайно: в мотивах сочетаются и сознательное и подсознательное начала.
  Реализация  конфликтной ситуации, переход ее в явный конфликт всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов противоречия, или внешнего. Первоначальный акт, провоцирующий конфликт, называется инцидентом. Это - действие одной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны.
  “Конфликт, - пишут Е. Ксенчук и М. Криянова, - образуют конфликтная ситуация плюс инцидент”.
  Инцидент - это тело конфликта, его материализация, его образ, представленный для зрителя, его норма, помогающая субъекту ясно осознавать выявившееся противоречие. Степень его напряженности быстро растет, вынуждая субъектов искать выходы из противоречия.
  Инцидент  следует назвать пусковой причиной. Но не всякий инцидент выступает в этом качестве, а лишь тот, который внутренне связан с конфликтным взаимодействием. Если же инцидент является внешним по отношению к конфликтному противоречию, то его следует рассматривать в качестве повода. Провокационный акт со стороны желающего поскорее разжечь костер конфликта будет не причиной, а поводом.
  Тем не менее, самым глубоким стимулом перерастания конфликтной ситуации в реальный конфликт выступает противоположность интересов. Если исходным пунктом противоборства служит во многих случаях противоречивость ценностей и позиций, то формирование конфликта, так или иначе, ставит проблему трансформации ценностей в трансформацию интересов (Аптер).
  Незамеченная  конфликтная ситуация не столь опасна, как незамеченный инцидент, так как  первое все равно приведет к осознанию существующих противоречий, если они не будут сняты изменением обстоятельств, второе загонит противоречие внутрь, и рост напряженности станет протекать вне сознания, и повторный инцидент сразу взорвет отношения, приняв вдруг для субъектов форму бурного прорыва плотины. Вот когда начинают вспоминать про прецедент, случай, имевший ранее место (лат. «идущий впереди»).
  Чтобы фиксировать происходящее как инцидент и не пропустить прецедента, надо уметь  различать форму протекания данной стадии конфликта.
  Мера  психологического напряжения субъекта.
  Недовольство - ощущение неудовлетворенности и высказывание неудовлетворенности чем-то либо кем-то, проявляется гримасой, интонацией, пластикой, иногда - лексически. С одной стороны, недовольство еще не конфликт, потому что субъект плохо осознает причину такого состояния, объект нереализуемого интереса располагается пока на периферии сознания, но не в центре сознания. С другой стороны, недовольство - уже конфликт, потому что обстоятельства ведут к столкновению интересов, хотя не успели явственно обрисовать противоречие интересов.
  Некий человек просит заменить его на рабочем  месте, во время посещения стоматолога. Коллега соглашается выполнить  просьбу, бурча тихо: «На мне всегда ездят». Кажется, здесь нет конфликта. Но кажется, что здесь и нет отсутствия оного.
  Недовольство  - это легкое покрывало, свидетельствующее, что между субъектами, пока как призрак еле уловимый, летает противоречие. Необнаруженное, и следовательно, неразрешенное, оно, сгущаясь, обретает более четкие очертания превращается в разногласие.
  Разногласие - несходство во мнениях и взглядах, имеющих для субъектов личностный смысл, потому они не могут поступиться своими мнениями и взглядами.
  Следующая ступень развития напряженности  инцидента - противодействие, т. е. действие, препятствующее другому действию.
  Между недовольством и разногласием может  лежать длительный временной период. Между разногласием и противодействием этот период краток: ведь осмысление противоречия произошло, и каждый субъект знает, чего хочет, его желание достичь необходимого стремительно растет. Поэтому если субъекты здесь и сейчас не одумаются и не включат активное воображение, рисующее картину будущих взаимоотношений, не направят усилия на поиск способа разрешения возникшего противоречия, то не заметят сами, как окажутся на уровне противостояния, где накал напряжения чрезмерно высок.
  Парадигма противостояния — «Не буду!» Такую позицию занимает каждый субъект. (Вариант ее - «Всё равно буду!»). Интересы субъекта заслонили весь мир, ситуацию, в которой они с другим субъектом оказались, отношения, дело, обстоятельства и, главное, будущее. Всё концентрируется на конкретном интересе. Выйти из противостояния сложно, ибо субъекты конфликта загоняют себя в жесткую позицию.
  Наивысочайшей степени напряженности конфликт достигает при противоборстве, борьбе против кого-либо или чего-либо, что, по мнению, субъекта, мешает достижению цели, реализации интересов. Так как таким препятствием чаще всего в момент высокого психологического напряжения видится именно другой человек, то все силы направляются на уничтожение данного человека. Способы уничтожения или подавления с трудом контролируются, поэтому не исключается и применение физической силы, наряду с унижением, оскорблением, ущемлением противника конфликта.
  Если  на первой ступени (недовольство) добрые отношения и связи не порваны  и еще нет конфликта, но в то же время он уже присутствует, то на последней ступени (противоборство) оборваны уже все связи и конфликта  по сути дела уже нет, но он все же еще присутствует.
  То, как будет разрешен конфликт, и  как будут складываться дальнейшие отношения между субъектами конфликта, зависит от того, какой характер разрешения мы предпочтем. Это - третья стадия конфликта.
  Если  путь разрешения будет конструктивным, т. е. плодотворным, то конфликт разрешится и отношения между субъектами конфликта перейдут на новый уровень развития. За счет чего это происходит? Каждый субъект конфликта должен сопоставить свои интересы с интересами другой стороны. Затем им необходимо признать право каждого субъекта реализовать свои интересы. И, наконец, очень важно уметь прогнозировать будущие отношения с Другим при выборе того или иного варианта разрешения конфликта.
   Но путь разрешения конфликта может  быть и деструктивным, разрушающим нормальную структуру чего-либо. Тогда каждая сторона будет упорно отстаивать свои интересы, не желая видеть интересы Другого, не желая прогнозировать будущие отношения с этим Другим. В этом случае конфликт не будет разрешен никогда и взаимоотношения войдут в тупик, а, возможно, даже будут прерваны. Третий этап в развитии конфликта является ключевым, центральным. Он решает исход всего дела. Именно поэтому, когда говорят о конфликте, имеют в виду этот момент как определяющий все дальнейшее развитие отношений. Представим конфликт как процесс, изобразив все его стадии схематически. Тогда перед нами предстает следующая схема:
   конфликтная     ?    инцидент     ?   разрешение  ?     деструктивное
   ситуация                                                конфликта    ?    конструктивное 

  Конструктивное  разрешение имеет благоприятный исход, потому что оба субъекта выходят на новый уровень отношений, более высокий в силу того, что они научились учитывать интересы другого, этот другой начинает входить в структуру их личности как некая значимость, ценность.
  Деструктивное разрешение чревато неблагоприятным исходом для обоих субъектов: их отношения достигают кризисного состояния, а личностная структура «выбрасывает» из системы ценностей жизни другого как автономную личность, заслуживающую уважения и признания.
  В конфликте главное - умение увидеть  другого.
  Когда мы говорим, что человек на земле, в отличие от всех представителей животного мира, обладает характеристикой  «homo sapiens» - «человека разумного», а еще «homo moralis» - «человека морального», а еще «homo faber» - «человека делающего» , «человека творческого», то ведь мы утверждаем такие роли человека в качестве потенциальных ролей. Родившемуся человеку надо приобрести данные характеристики, которые позволяет социально-биологическая природа человека. К тому же, и мера этих сущностных характеристик различна. Приходится констатировать, что отнюдь не все из нас достигают достаточной степени развития способности быть «разумным», «моральным», «творческим».
  А именно данных качеств требует конфликт от человека, чтобы развитие и разрешение конфликта совершалось красиво, достойно и плодотворно. Только «разумный» может предвидеть; только «моральный» может ориентироваться на интересы Другого; и лишь «творческий» созидает выход из создавшихся обстоятельств, поставивших людей на полюсные точки противоречия.
  Причины возникновения конфликтов.
  Анализ  процесса возникновения конфликта  включает изучение развития того противоречия или противоречий, которые лежат  в его основе. Л. Козер отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность решения противоречия. Добавим: обострившегося противоречия.
  Анализ  большого числа конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, “зацикливаясь” на наиболее возмущающих их моментах, лежащих на поверхности и являющихся следствием более глубоких причин.
  Конфликтогены.
  Наблюдения  показывают, что 80% конфликтов возникает  помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
  Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Слово это означает “способствующие конфликту”.
  Конфликтогены мы называем слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.
  Коварную  суть конфликтогенов можно объяснить  тем, что мы гораздо более чувствительны  к словам других, нежели к тому, что  говорим сами. Есть даже такой афоризм: “Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами”. На самом деле этим грешат все, а не только представительницы прекрасного пола. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.
  Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся «я - образу» индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.
  В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким  от реального положения дел, но реакция  человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.
  Закономерность: эскалация конфликтов.
  Гораздо большая опасность проистекает  из игнорирования очень важной закономерности - эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем:
  На  конфликтоген в наш адрес мы стараемся  ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
  Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический  проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. Трудно удержаться от соблазна проучить обидчика. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. Пытаясь оправдаться, действуем по принципу “лучшая защита - это нападение”. Вероятно, это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и оберегать свое достоинство относится к числу основных потребностей человека, и потому покушение на нее воспринимается крайне болезненно. Эту закономерность сравнивают с известным принципом механики: сила противодействия равна действующей силе, но противоположно к ней направлена. У людей противодействие обычно сильнее действия (а не равно ему), есть еще одно принципиальное отличие в том, что принцип механики действует независимо от нашей воли, а эскалацию конфликтогенов мы все же можем остановить усилием воли.
  
   Первый           более сильный         еще более сильный 
  конфлик-  ?   ответный          ?        ответный               ?    КОНФЛИКТ
  тоген                конфликтоген           конфликтоген 

  Это одна из схем, по которой рождаются  конфликты. Данная схема помогает понять, почему 80% конфликтов возникает самопроизвольно, без всякого желания всех, ставших участниками конфликта.
  Первый  конфликтоген часто появляется ситуативно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов... и вот уже конфликт налицо. Для предотвращения конфликтов надо как-то прервать цепочку конфликтогенов.
  Типы  конфликтогенов.
  Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:
    стремление к превосходству;
    проявление агрессивности;
    проявление эгоизма.
  Общим для всех этих типов является то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем  или достижение каких-то целей (психологических или прагматических).
  Рассмотрим  наиболее распространенные конфликтогены  каждого из типов.
  Стремление  к превосходству.
    снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Как можно этого не знать?», «Вам ведь русским языком сказано»...
    хвастовство, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.
    категоричность, безапелляционность - проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. (Безапелляционные фразы: «Все мужчины - подлецы», «Все женщины - обманщицы», «Все воруют» и «... и закончим этим разговор»). Именно категоричность вердикта рождает протест.
    навязывание своих советов. Есть правило: давай советы лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства. Намерения, зачастую, бывают самыми благими, а результат - совсем не тот, на который рассчитывали.
    перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым, показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.
    утаивание информации. Информация - это необходимый элемент жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги. Информация может утаиваться по разным причинам, но природа не терпит пустоты, и возникший вакуум заполняет домыслами, слухами, сплетнями, которые бывают еще худшего свойства.
    нарушение этики, намеренные или непреднамеренные (воспользовался чужой мыслью, но не сослался на автора; доставил неудобство, но не извинился и т.п.)
    подшучивание.
    обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем и является сильнейшим конфликтогеном.
    напоминание (возможно, и непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации.
    и другие.
  Проявление  агрессивности.
  В латинском языке слово «aggressio» означает «нападение». Агрессия может проявляться как черта характера и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.
  Людей агрессивных от природы - меньшинство. У подавляющего большинства природная  агрессивность в норме, а проявляется  лишь ситуативная агрессивность.
    человек с повышенной агрессивностью конфликтоген, является «ходячим конфликтогеном», поскольку выплескивает накопившееся раздражение на окружающих. Другими словами, он разрешает свои внутренние проблемы за счет окружающих.
    человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, нежели он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или с бесхарактерностью, ибо обозначает отказ от борьбы.
  Ситуативная агрессивность.
  Возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген.
  В психологии это состояние называется фрустрация. Оно возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Защитные реакции при фрустрации проявляются в агрессивности. Фрустрация нередко становится причиной неврозов.
  Проявление  эгоизма.
  Корнем  слова «эгоизм» является латинское  «ego», обозначающее «Я». Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.
  Эгоизм - это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладание своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей. Проявление эгоизма заключается в отношении к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей.
  Антиподом эгоизма является альтруизм. Это ценностная ориентация личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы других людей.
  Ф.М. Достоевский: «Эгоизм ущемляет великодушие».
  Как избежать конфликтогенов.
    Первое - это постоянно помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту. Высока плата за слово, которое, как известно, «не воробей, вылетит - не поймаешь».
    Второе - проявлять эмпатию к собеседнику.
  Это общие положения, справедливые для  любых конфликтогенов. Ниже мы дадим  дополнительные рекомендации  каждому  их типу.
  Как избавиться от стремления к превосходству.
  Известный китайский мыслитель Лао-цзы учил: «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других».
  Следовательно, всевозможные проявления превосходства - это тупиковый путь, ведущий  в противоположную сторону от цели - возвыситься над другим. Ибо человек - источник конфликтогенов - вызывает отрицательную реакцию окружающих, ценящих спокойную обстановку.
  Как сдержать агрессию.
  Агрессивность требует выхода. Однако, выплеснувшись  в виде конфликтогена, возвращается бумерангом конфликта. Великий Лев Толстой точно подметил: « То, что начато в гневе, кончается в стыде».
  Однако  не «выпускать пар» агрессивности небезвредно  для здоровья: гипертония, язва желудка  и двенадцатиперстной кишки - вот  болезни сдержанных эмоций.
  Мудрость  гласит: «Язва желудка - не от того, что  едим мы, а от того, что ест нас».
  Есть  три способа снять  агрессивность - пассивный, активный и логический.
  Пассивный способ заключается в том, чтобы «поплакаться» кому-то, пожаловаться, выговориться. Терапевтический эффект этого огромен. Слезы же снимают внутреннее напряжение, так как с ними выводятся, ферменты - спутники, стресса. Дать облегчение - это одна из важнейших функций слез.
  Активные  способы.
  Все они строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин - спутник напряженности - «сгорает» во время физической работы. Лучше всего той, что, связана с разрушением целого, рассечением его на части: копка земли, работа топором и пилой, косьба.
  Из  спортивных занятий быстрее всего снимают агрессивность те виды, которые включают удары: бокс, теннис (большой и настольный), футбол, волейбол, бадминтон.
  Даже  наблюдение за соревнованиями даст выход  агрессии. Болельщики испытывают те же эмоции, что и играющие: их мышцы  непроизвольно сокращаются, как будто они сами борются на площадке. Эти эмоции и физическая нагрузка «сжигают» излишки адреналина.
  Не  менее полезны так называемые циклические упражнения, связанные  с повторением огромного количества раз элементарных движений: неторопливый бег, быстрая ходьба, плавание, велосипед. Каково бы ни было раздражение перед началом бега, уже на 2-3 километре всегда наступает облегчение, приходит простая мысль: «Жизнь прекрасна! Все остальное - мелочи».
  Увлечения типа «кто кого победит» (охота, рыбалка), чтение и просмотр детективов, фильмов ужасов также неплохо снимают агрессивность.
  Большинство из приведенных рекомендаций все  же легче реализовать мужчинам, они  им более интересны. Женщинам можно  рекомендовать дополнительно аэробику или просто потанцевать. А если уж совсем невмоготу - грохните об пол тарелку, чашку - из тех, что не жалко. Сразу почувствуете большое облегчение. (Любопытно, что на Западе можно купить крайне дешевую посуду, специально предназначенную для битья.)
  Отсутствие  возможности избавиться от заряда агрессивности не только вредно, но и мешает полноценно жить, работать. Чтобы снять раздражение на работе, японцы используют следующий необычный способ. В специальной комнате помещаются манекены, изображающие руководителей - от директора до бригадиров. Всякий работник может отдубасить любого представителя администрации, для этого имеется набор палок, плеток. Такая психологическая разгрузка улучшает атмосферу в коллективе, повышает производительность и качество труда.
  Логический  способ погасить агрессивность приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное - докопаться до сути явления. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным (и достаточно любимым) делом - работой мысли, в результате эмоции притупляются.
  Преодоление эгоизма.
  Любовь  к себе - в разумных пределах - присуща  любому нормальному человеку. Каждый должен заботиться о себе, чтобы  не стать обузой для других. Например, заботиться о своем здоровье, будущем, благосостоянии и т. п. Еще Аристотель отметил: «Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви».
  У эгоиста любовь к себе гипертрофированна, достижение целей осуществляется за счет других людей. Если эгоист проанализирует свои поступки и окружение, то увидит, что он в вакууме, у него нет друзей, что ему дается все намного труднее, чем остальным, и в итоге он в проигрыше.
  В заключение отметим, что самая почетная победа -  та, которую одерживают над эгоизмом.
  Типология конфликтных личностей.
  Немало  конфликтов возникает из-за сложности  характера некоторых людей.
  Из  числа конфликтных личностей  можно выделить 6 характерных типов. Каждый из них мы обозначим одним (для краткости) словом.
  "Демонстративные":
  Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких либо оснований  могут пойти на конфликт, чтобы  хоть таким способом быть на виду.
  "Ригидные":
  Слово «ригидный» означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих.
  Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. «Если факты нас не устраивают - тем хуже для фактов».
  "Неуправляемые":
  Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.
  "Сверхточные":
  Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике.
  Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью  к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти  особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.
  "Рационалисты":
  Расчетливые люди, готовые к конфликту в  любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей.
  «Безвольные»:
  Отсутствие  собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха.
  Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его «устами глаголет истина».
  Этот  тип (как и предыдущий) является «ситуативным», т.е. проявляется только при создании определенной ситуации. В данном случае - это наличие отрицательного влияния на безвольного человека. Представители всех остальных типов идут на конфликт сами.
  Развитие  конфликта и его  завершение.
  Развитие  конфликта есть процесс его перехода от неполного к полному конфликту, с последующим его завершением (разрешением и затуханием). Это включает качественные изменения субъектов и основы конфликта, усложнение форм противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы. В противоположность охарактеризованному поступательному процессу развития конфликта, в общественной жизни также закономерно нисходящее развитие (затухание) конфликта. Это переход полного или неполного конфликта из явного, открытого в латентное, потенциальное состояние или же в гармонию взаимоотношений.
  Различаются следующие стадии конфликта:
  - возникновение
  - развитие
  - завершение (разрешение, затухание)
  Развитие  конфликта - это прежде всего качественное изменение основы взаимодействия конфликтующих субъектов. Данное понятие обозначает систему или подсистему, ее отдельные элементы, на базе которых разворачивается конфликт. В основу конфликта мы включаем противоречие, порождающее конфликт, - предмет противоборства. Основа конфликта есть совокупность отношений, связывающих противоположные стороны в некоторое единство и вместе с тем обусловливающих их взаимоисключение. При разрушении основы конфликта - исчезают (гибнут) конфликтующие субъекты.
  Этап  конфликта, ознаменованный изменением его основы и соотношения противоборствующих сил, предшествует этапу затухания конфликта, если бы он разрешился. Возможные варианты подавления конфликта доминирующей стороной, разумеется, не ведут к его затуханию, а делают противоречие скрытым, латентным.
  Любой конфликт может быть более или  менее интенсивным, интенсивность, в основном, есть количественная мера активности противоборствующих сторон. Она измеряется частотой их столкновений, использованием разнообразных средств борьбы, в том числе насильственных, уровнем остроты борьбы.
  Возрастание интенсивности конфликта как  сознательно спровоцированный процесс обозначается термином “разжигание” конфликта. Интенсивность конфликта, естественно, снижается на стадии его затухания и по мере разрешения. Напротив, она нарастает, если конфликт подавляется или разрешается путем взаимного уничтожения сторон.
  Действенным средством снижения интенсивности  противостояния служит регулирование конфликта. В противоположность подавлению, этот метод ведет не к разрастанию борьбы, а делает конфликт управляемым, смягчающимся.
  На  динамику конфликтов влияют типы поведения конфликтующих. В числе последних следует отметить поведение агрессивное, склонное к компромиссу, поведение с тенденцией к подчинению, к принятию позиции противоположной стороны, стремление к уходу от конфликта (бегству от него).
  Развитие конфликта - не плавный процесс, а противоречивый, ибо он есть само противоречие в его острой форме. Сочетание и сменяемость конструктивного и деструктивного направлений, умеренных и острых форм противоборства, разрастание и мельчание конфликта, управляемости и стихийности процесса, доминирование рационального и иррационального моментов в борьбе противоположностей - все это характеризует сложную картину развития и завершение конфликта. В ходе углубления конфликта усложняется взаимодействие сторон, имеет место переплетение различных конфликтов, наслоение их друг на друга, что ведет к их взаимному усилению.
  Разрастание конфликта в значительной степени  обусловлено тем, как оценивается и осмысливается этот процесс, как воспринимаются субъектами противоположные позиции. Варианты мнений и оценок могут быть весьма неоднозначными: от признания обоснованности и закономерности развития конфликта до отрицания его целесообразности, от понимания необходимости до видения в разрастающемся конфликте одних только негативных последствий. В результате субъекты в ситуации растущего конфликта чувствуют и ведут себя по-разному: одни удовлетворены этой ситуацией, а другие ищут пути для погашения противостояния.
  Углубление  конфликта рождает больше деструктивных  явлений, нежели конструктивных. Чтобы предупредить такой ход развития, необходимо управлять конфликтным процессом, то есть удерживать его в рамках конструктивного. Эта задача решается при условии, если удается перевести конфликт в рациональное русло, ограничить до возможного минимума элемент стихийности, с чем больше всего связана разрушительная сила противоборства. Когда говорят о рационализации конфликта, то имеют ввиду осмысленное, спланированное воздействие на поведение противостоящих сторон в направление достижения положительных последствий. Формой рационального воздействия на конфликт является его регулирование.
  Понятие “регулирование” следует отличать от понятия “разрешение” конфликта. Последнее обозначает процесс устранения в первую очередь основы конфликта, его причин и предмета. Регулирование конфликта ограничивается выделением некоторых элементов конфликтного взаимодействия и устранением либо использованием их в управлении. Регулирование - это перевод конфликта в русло желательных для управляющей системы “правил игры”, иначе говоря, нужной схемы конфликтного взаимодействия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.