На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по «Экономике отрасли»

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Учреждение  образования
МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОДОВОЛЬСТВИЯ 
 
 
 

                                       Кафедра экономики и организации производства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект  лекций по дисциплине «Экономика отрасли» 
 

Специальность 91 01 01 «Производство продукции и организация общественного питания»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Могилев 2011
 


Введение 

    Экономика (в переводе «вести хозяйство») дает ответ на три основных вопроса: Что? Как? Для кого?
    Каждая  экономическая система стоит  перед проблемой выбора: из множества альтернатив выбрать наиболее оптимальный, эффективный вариант, так как ресурсы ограничены.
    Экономику называют наукой об объективных, экономических  законах, действующих как на микроуровне, так и на макроуровне. Эта наука  о проблеме выбора при ограниченных ресурсах.
    Экономика предполагает разумность, рациональность и эффективность в исполнении всех ресурсов и в принятии решений.
    Основой изучения экономики является экономическая теория, микро- и макроэкономика, так же философия, как наука о методах познания действительности.
    Экономическая теория изучает общие единые законы общественного производства, распределения и потребления материальных благ в целом по народному хозяйству.
    Макроэкономика изучает экономику государства как единое целое, то есть вопросы формирования спроса и предложения, национального дохода, ВВП, так же вопросы налоговой, ценовой политики государства и т.д.
    Микроэкономика изучает отдельные субъекты хозяйствования, конкуренцию и т.д.
    Предметом изучения экономики  общественного питания (далее ОП) являются действия и формы проявления экономических законов в ОП, так же условий и факторов, под влиянием которых эти законы действуют с наибольшей эффективностью, то есть получение максимального результата с минимальными затратами.
    Объектом  изучения данного курса является объединение организаций предприятий общественного питания (далее ПОП), которые делятся по различным признакам. Основными задачами изучения экономики являются:
    Изучение сущности и целей экономической политики государства, путей и методов их осуществления в ОП;
    Исследование новых методов хозяйствования и их развитие в рыночных условиях;
    Изучение роста объема производства и реализации продукции, выявление резервов и оптимальных путей решения конкретных задач;
    Разработка научно-обоснованной методики расчета экономических показателей и эффективности хозяйствования.
    Экономика как наука тесно связана с  анализом хозяйственной деятельности (далее АХД), статистикой, ценообразованием, логикой, социологией, маркетингом, финансами, кредитом и т.д.
    Экономика ОП является одной из базовых дисциплин, формирующих высококвалифицированных  специалистов для отрасли.
    Содержание  курса – это перечень конкретных тем, в которых раскрывается сущность данного предмета.
 

    Тема 1: Общественное питание в народно – хозяйственном комплексе Республики Беларусь.
    (НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ) 
 

    ОП  как вид предпринимательской  деятельности и бизнеса.
    Функции и формы ОП в Республике Беларусь.
    Социально – экономическое значение ОП.
    Сущность и методы государственного регулирования в рыночных условиях.
 
    Вопрос 1. ОП как вид предпринимательской деятельности и бизнеса.
    Одним из видов деятельности в рыночных условиях является предпринимательская деятельность, которая представляет собой самостоятельную инициативную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение доходов за счет удовлетворения потребностей отдельных потребителей и общества в целом.
    Бизнес («дело») – в широком смысле – деловые отношения между людьми, отношения между участниками какого – либо дела.
    Система бизнеса включает деловые отношения  в процессе производства товаров, работ  и услуг, при выполнении каких-то коммерческих операций, посреднических функций, в процессе финансово-кредитного и банковского обслуживания и  при осуществлении различных сделок.
    Таким образом, бизнес более широкое понятие, чем предпринимательство.
      Предпринимательство,  как правило, осуществляется в производственной сфере. Бизнес же охватывает более широкий спектр вопросов.
    Так как предприятия торговли и ОП являются самостоятельными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и созданы для производства продукции и оказания услуг, с целью удовлетворения потребности населения и получения прибыли, то их деятельность можно рассматривать как в узком понятии предпринимательство, и как бизнес.
    Бизнес  в ОП может осуществляться в двух основных формах, каждая из которых  определяется отношением собственности на имущество (средства производства):
    Означает сочетание в одном лице бизнесмена и собственника капитала и непосредственного организатора какого – либо дела.
    В этом случае конкретное лицо (группа лиц)является собственником имущества, сам (сами) определяют сферу приложения капитала, организует свое дело, управляют им, начиная от производства продукции  и заканчивая реализацией и оказанием услуг.
    Осуществляется на правах хозяйственного ведения.
    В этом случае бизнесмен не является собственником используемого капитала, а получает на основе заключенного собственником договора, право хозяйственного ведения, установленного собственником имущества.
    Правовой  статус предпринимательства и бизнеса  в Республике Беларусь приобретается  посредствам государственной регистрации  данного предприятия в установленном  законодательством порядке. 

    Вопрос 2. Функции и формы ОП в Республике Беларусь.
    ОП  – особая отрасль экономики, в  которой органически сочетаются функции производства, реализации продукции, организации ее потребления в  обслуживании посетителей.
    На  ООП в результате переработки  сырья и товаров создается  новая продукция. Труд работников носит производительный характер, то есть создает новую стоимость, а это дает основание относить эту отрасль к сфере материального производства.
    Предметы  производства ПОП выступают как товары, то есть обладают определенной потребительской стоимостью. Поэтому они могут потребляться через куплю – продажу, то есть, путем реализации. Таким образом, имеет место наличие функции реализации. Выполнение ПОП организации производства и реализации продукции делает их похожими с предприятиями пищевой промышленности и торговлей. Но прослеживаются и существенные различия.
    Особое  место в ОП занимает функция организации потребления и обслуживания посетителей, которая свойственна только ОП и делает его специфической отраслью народного хозяйства.
    В Республике Беларусь можно выделить два вида организации питания:
1. Индивидуально организованное питание – домашнее питание.
2. ОП.
    Приблизительно 80% продуктов питания готовится  в домашних условиях.
    ОП  связано со многими отраслями  народного хозяйства: с торговым машиностроением, почти со всеми отраслями пищевой промышленности и сельским хозяйством, которые обеспечивают ОП сырьевыми ресурсами.
    ОП  в Республике Беларусь развивается  в трех формах:
    Платное питаниеорганизованное государственными, кооперативными и частными предприятиями.
    Льготное питание – санатории, пансионаты и т.д.
    Бесплатное питание – больницы.
    Государственные предприятия ОП основаны на государственной форме собственности и находятся в ведение таких государственных торговых систем, как: система Минторга Республики Беларусь, система ОРСА, промышленных, транспортных и других министерств, система Военторгов.
    Кооперативные ПОП основаны на кооперативной форме собственности и находятся в сельской местности или небольших городах.
    Коллективные  ПОП – коллективная форма собственности. Это различные объединения, товарищества, ООО, ОАО и др.
    Частные ПОП – принадлежат отдельному гражданину или члену его семьи на правах частной собственности.
    В  Республике Беларусь при переходе к  рыночным отношениям осуществлялось разгосударствление собственности, и, прежде всего, в торговле и ОП.
    Разгосударствление  собственности  – процесс последовательного преобразования государственных предприятий в предприятия, основанные на других формах собственности.
    В торговле и ОП этот процесс осуществляется путем приватизации.
    Приватизация – процесс приобретения у государства предприятий и их имущества гражданами или коллективами, деятельность которых основывается на негосударственной форме собственности.
    Основные  формы приватизации:
    Прямой выкуп;
    Преобразование предприятий в АО;
    Продажа предприятий на аукционе или по конкурсу;
    Аренда с правом выкупа (лизинг);
    Безвозмездная передача государством.
 
    Вопрос 3. Социально – экономическое значение ОП.
    Тесная  связь ОП со всеми фазами воспроизводства  обуславливает его активное воздействие на развитие рыночных отношений и на социально – экономическую жизнь общества.
    ОП  рассматривается как важнейший  фактор, способствующий решению многих социально – экономических задач:
    ОП является важнейшим источником экономии трудовых затрат. Экономически подсчитано, что при современном развитии отрасли производство продукции на ПОП в расчете на единицу продукции, сокращает затраты труда в 5-6 раз, по сравнению с домашним приготовлением.
    ОП способствует укреплению здоровья трудящихся. При предоставлении в рабочее время работникам горячей и полноценной пищи быстрее восстанавливаются физические силы.
    ОП является важнейшим условием роста производительности труда во всех отраслях народного хозяйства.
    ОП способствует высвобождению времени трудящихся для отдыха, учебы, спорта, повышению культурного уровня.
    ОП, по сравнению с домашним приготовлением, позволяет эффективнее использовать продукты, разные виды энергии, сокращать их потери, рационально использовать отходы производства.
    ОП играет важнейшую роль для научной организации труда на промышленных и сельхозпредприятиях, значит, при хорошо налаженном питании сокращается время на прием пищи.
    Только  в условиях ОП есть возможности организовать питание населения на научной  основе, то есть, в соответствии с физиологическими нормами потребления, с учетом профессии, возраста, состояния здоровья. Есть возможность наладить диетическое и детское питание. 

    Вопрос  4. Сущность и методы государственного регулирования в рыночных условиях.
    Одним из важнейших элементов рыночного механизма является госрегулирование экономики и деятельности ее отраслей.
    Госрегулирование  – система хозяйственных, экономических и политических мер, которые предпринимает государство в целях укрепления и усиления всех сфер хозяйственной жизни.
    В соответствии с теорией экономиста Китиса должна быть обеспечена экономическая стабильность государства, а для этого необходимо поддерживать на определенном уровне национальный доход.
    Одним из основных методов стабильности национального дохода является поддержание динамичного равновесия между спросом и товарным предложением.
    Основными рычагами управления спросом и предложением являются: цены, налоги, субсидии, кредиты.
    В настоящее время ни в одной  стране мира нет чисто рыночной экономики. В руках государства, как правило, находится государственный бюджет, государственное планирование, финансово-кредитная система и др.
    Активно воздействовать на объем спроса и  предложения государство и налоговыми методами. При необходимости сдерживания  спроса и предложения налоговая ставка обычно увеличивается. А при необходимости роста спроса и предложения вводятся различные льготы по налогам.
    Не  смотря на то, что налоги – универсальный  инструмент регулирования экономики, ими надо пользоваться умело. Неразумное использование налогов может привести к социальной незащищенности населения, поэтому каждое государство для регулирования экономики должно создать механизм социальной защиты населения.
    Важную  роль играет и кредитно-финансовая политика государства. Через кредиты может обеспечиваться приоритетное развитие отдельных отраслей экономики.
    Влияние кредита на развитие отрасли определяется величиной процентной ставки кредита. При высоких ставках спрос  на кредит сокращается, а значит и  уменьшаются инвестиции в развитие отрасли.
    Для регулирования экономики с помощью  кредита необходимо создание рынка  капиталов, т.е. кредитного рынка, рынка  денежных средств, рынка ценных бумаг.
    В зарубежных странах особое значение придается развитию мелкого бизнеса, как одному из методов государственного регулирования экономики. Мелкий бизнес способствует занятости рабочей силы, создает условия для развития гибкой экономики, устраняет монополизм. Поэтому в этих странах применяются различные формы поддержки малого бизнеса: выделение бюджетных средств, создание страховых и рисковых фондов, льготное налогообложение, выдача гарантий под кредиты банков, подготовка специалистов.
    Функционирование  рынка обеспечивается свободной  конкуренцией товаропроизводителей. И  государство должно содействовать устранению монополизма и появлению предприятий-конкурентов.
    Таким образом, государство несет ответственность  за динамичное развитие спроса и предложения, за покупательную способность национальной валюты, за занятость населения и  в целом за сбалансированность всех отраслей.
 

    Тема  2: Потребительский рынок и спрос на продукцию ОП.
    (НА  САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ) 

    Понятие рынка, его основные элементы. Виды рынков.
    Емкость, доля, конъюнктура рынка.
    Платежеспособный спрос населения и факторы, влияющие на его развитие.
    Определение общего объема спроса населения.
    Особенности и методы изучения спроса на продукцию ОП.
    Прогнозирование спроса на продукцию ОП.
 
Вопрос 1. Понятие рынка, его основные элементы. Виды рынков.
    Рынок возник еще в Античные времена, когда началось общественное разделение труда.
    Рынок – сфера обмена внутри страны, между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
    Рынок бывает:
    Внутренний,
    Внешний.
    Внутренний  рынок страны представляет собой совокупность социально-экономических условий для реализации товаров.
    Рынок является сферой экономики, в которой  совершается процесс товарного  обращения (превращение товара в  деньги и наоборот).
    Внутренний  рынок – сложная система, состав и структуру которой можно классифицировать по различным признакам:
    Прежде всего рассматривают рынок страны в целом,
    Региональные рынки (областные, городские, районные),
    Рынки крупных товарных групп, рынки мелких товарных групп и отдельных товаров.
    Основными элементами рынка  являются:
      Стоимость,
      Цена,
      Спрос,
      Предложение,
      Конкуренция.
    Основным  законом рыночной экономики является закон стоимости, который регулирует связь между товаропроизводителем и потребителем.
    Согласно  этому закону, обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда на производство этих товаров.
    На  практике закон стоимости реализуется через цены.
    Цена – денежное выражение стоимости товара, которая под влиянием различных факторов может повышаться или понижаться.
    При равновесии спроса и предложения цена будет равна стоимости товара (равновесная цена). Если производитель обеспечит рост производительности, то он может установить цены и ниже стоимости. Если товара производится мало, то повышенный спрос на него и недостаток предложения ведут к росту цен.
    Таким образом, уровень цены зависит от стоимости товара, спроса и предложения.
    Спрос – та часть потребностей, представленных на рынке, которая обеспечена денежным эквивалентом.
    Предложение характеризуется совокупностью товаров и услуг, находящихся на рынке.
    Конкуренция – соперничество между товаропроизводителями за лучшие, более экономически выгодные условия производства и реализации товаров.
    Конкуренция – особый вид соревнований, характерный для товарно-денежных отношений и рыночной экономики.
    Различают:
    рынок товаров и услуг,
    рынок финансовых ресурсов,
    рынок рабочей силы,
и другие, которые, в свою очередь, делятся  на более мелкие.
    Дополняет рыночную экономику рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг на рынке (банки, биржи, страховые компании, посреднические фирмы и т.д.). 
 
 

Вопрос 2. Емкость, доля, конъюнктура рынка.
    Емкость рынка товаров народного потребления – максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне спроса, предложения и цен.
    При изменении хотя бы одного из этих составляющих меняется и емкость рынка.
    Различают:
    емкость товарного рынка,
    емкость регионального рынка,
    емкость насыщенного товарами рынка,
    емкость ненасыщенного товарами рынка.
      Емкость товарного рынка определяется:
                            Ет = Сн + Со.у.
    Где Сн – спрос населения,
           Со.у. – спрос организаций и  учреждений.
      Емкость регионального рынка:
                                      Ер = Сн + Со.у. +(-) Ис
    Где Ис – инорайонный спрос (миграция денежной массы в регион и из него).
    Емкость рынка является важнейшим показателем  для определения товарооборота, объема товарных ресурсов, уровня и  соотношения цен на товары.
    Состояние рынка характеризуется долей предприятия на рынке.
                                   ,
Где  Т/об – объем товарооборота,
            С – объем спроса.
    Состояние рынка также характеризуется  и конъюнктурой рынка -  складывающаяся на рынке в данный момент конкретная экономическая ситуация, которая определяет соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов.
    Конъюнктура характеризуется  конъюнктурными циклами, которые происходят за 1,5-2 года.
                           
    1 – подъем конъюнктуры;
    2 – конъюнктурный бум;
    3 – ослабление конъюнктуры;
    4 – конъюнктурный спад.
    Изучение  емкости, доли и конъюнктуры  рынка включает следующие основные этапы:
    Анализ современного состояния этих показателей на рынке;
    Составление научно-обоснованного прогноза их на перспективу;
    Разработка конкретных предложений и рекомендаций по развитию рынка на текущий период.
    Соотношение между спросом и предложением характеризует также состояние  сбалансированности рынка.
    Сбалансированность  всех элементов рынка  – одно из основных условий развития рыночной экономики. Поэтому, что бы определить, соответствует ли  спрос предложению (с учетом цен), разрабатывают специальные балансы спроса и предложения.
    Этот  баланс представляет собой двухстороннюю  таблицу: 1 – отражает спрос, 2 – предложение.
    основные элементы спроса, отражаемые в балансе спроса и предложения:
    возможный объем спроса населения,
    потребность организаций и учреждений,
    естественная убыль товаров,
    запасы на конец периода,
    отклонение спроса и предложения.
 
    вторая  сторона баланса – предложение:
    запасы на начало периода,
    готовые товарные ресурсы,
    местные ресурсы,
    поступление товаров от производства колхозов, личных хозяйств и др.,
    отклонение предложения от спроса.
    Между двумя сторонами этого баланса  должно быть обеспечено равенство.
    Анализ  этого баланса позволяет предвидеть конъюнктуру рынка, т.е. выявить возможные диспропорции между спросом и предложением и принять меры к соответствию спроса и предложения. 

Вопрос 3. Платежеспособный спрос населения и факторы, влияющие на его развитие.
    Платежеспособный  спрос – форма проявления потребностей населения в товарах и услугах, обеспечиваемая денежными доходами.
    Потребности – совокупность материальных, духовных, социальных благ, необходимые для жизни человека.
    Спрос в ОП имеет особенность, т.к. выступает  в форме проявления потребностей на продукты питания и услуги ПОП. Особенности спроса на продукцию ОП в том, что он имеет физиологические пределы.
    Развитие  платежеспособного спроса зависит  от различных факторов, которые можно  классифицировать по:
    природе возникновения,
    характеру воздействия,
    возможности количественного измерения.
    1.   экономические: экономическая ситуация в стране, инфляция, объем продовольственных ресурсов, денежные доходы населения, цены на товары и т.д.
    социальные: социальная политика государства (школьное питание), уровень жизни населения, культура потребления, эстетические вкусы.
    демографические: общая численность населения, состав, средний состав семьи, соотношение между сельским и городским населением, процессы миграции населения.
    природно-климатические: температура воздуха, сезонность потребления товаров, географические условия.
    национально-исторические: традиции, обычаи, привычки.
 
    1.  общие: т.е. которые оказывают влияние на все процессы развития спроса: уровень доходов, численность населения, цены.
    специфические: влияют на развитие спроса по отдельным видам продукции. Например, специфические требования различных групп потребителей на продукцию ОП, т.е. дети, пенсионеры, молодежь, туристы и т.д.
 
    1.  количественно-измеряемые;
 2. неподдающиеся количественной  оценке и влияющие косвенно: рекомендации врачей, предпочтения, вкусы и т.д.
    Спрос, являясь платежеспособной потребностью, может принимать различные виды:
        реализованный спрос – спрос, который, будучи предъявленным, будет удовлетворен в результате обмена денег на продукцию и услуги (это объем продаж);
      неудовлетворительный – возникает в результате отсутствия в продаже товаров (услуг) – это та часть фактически предъявляемого населением спроса, которая не будет реализована по каким-либо причинам (отсутствие необходимой продукции, высокие цены, низкое качество продукции). Данный спрос определяется путем специальных исследований, анкетирования, оценкой специалистов и экспертов.
      формирующийся спрос – спрос, в основном, на новые виды товаров и представляет собой совокупность новых требований потребителя. Например, формирующийся спрос на кулинарную продукцию национальных кухонь, на определенные виды морепродуктов и т.д.
    Спрос населения на товары народного потребления  характеризуется объемом и структурой. 

 Вопрос 4. Определение общего объема спроса населения.
    Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которую население обменивает на товары и услуги. Он определяется величиной покупательных фондов населения, размером неудовлетворенного спроса и миграцией денежных средств.
    Покупательный фонд населения – расчетный показатель, который представляет собой часть денежных доходов населения, предназначенных для покупки товаров и оплаты услуг. Этот показатель рассчитывается на основе баланса денежных доходов и расходов населения.
    Данный  баланс разрабатывается как по республике в целом, так и по отдельным  регионам. В нем отражается размер и источники денежных доходов, размер и структура расходов денежных средств населения.
    Источниками информации для составления этих балансов являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, народно-хозяйственные планы по отраслям, государственный бюджет, кассовые планы банков и другие документы.
    Баланс  обычно разрабатывают за три периода:
    прошлый год,
    отчетный год,
    планируемый год,
    что позволяет изучить показатели баланса в динамике.
    Таблица 2 - Баланс денежных доходов и расходов населения.
Денежные  доходы Денежные  расходы
    1.Оплата труда  рабочих служащих и колхозников,  в т.ч.:
а. зарплата,
б. оплата труда работников кооперативов,
в. доходы рабочих и служащих от предприятий, организаций, кроме зарплаты,
г.  денежные доходы от колхозов.
    2. Доходы  от продажи продуктов сельского хозяйства.
    3. Пенсии, пособия, стипендии.
    4. Поступления  из финансовой системы (выигрыши  по лотереям, займы и т.д.).
    5. Доходы населения от официально учтенной предпринимательской и иной деятельности.
    1. Покупка товаров  и оплата услуг, в т.ч.:
а. покупка  товаров (товарные расходы),
б. оплата услуг (нетоварные расходы),
    2. Обязательные  платежи и добровольные взносы (нетоварные расходы) – налоги, отчисления.
    3. Прирост  вкладов, приобретений, облигаций, других ценных бумаг, покупка валюты.
Итого денежных доходов: Итого денежных расходов:
Превышение  доходов над расходами. Превышение  доходов над расходами.
Баланс Баланс
    Таким образом, расходы состоят из двух видов расходов:
    товарные
    нетоварные.
    Особенностью  разработки этих балансов в масштабах  отдельных регионов является то, что  необходимо учитывать миграцию денежных средств.
    В заключение баланса выводят результативные статьи.
    Для оценки полного объема спроса нужно  учитывать и размеры неудовлетворенного спроса.
    Существуют  различные методы определения размера неудовлетворенного спроса.
    Например, неудовлетворенный спрос можно  рассматривать как общий объем прироста сбережений, минус совокупные доходы.
    Формой  проявления неудовлетворенного спроса может быть также повышение темпа  прироста неорганизованных сбережений (хранящихся «на руках») над темпами прироста денежных доходов.
    С понятием общего объема спроса тесно  связано понятие покупательной способности населения. Если общий объем спроса – это деньги на покупку товаров (услуг), то покупательная способность – это количество товаров, которое население может приобрести на определенную денежную единицу, и она прямопропорционально зависит от уровня и соотношения цен на товары.
    Взаимоувязка  между этими показателями позволяет  своевременно среагировать на изменение  покупательной способности населения, т.е. своевременно регулировать цены.
    Общий объем спроса населения  по республике устанавливается как сумма покупательных фондов, вычисленная по данным баланса денежных доходов и расходов населения и размера неудовлетворительного спроса, установленного в результате специальных расчетов. 

Вопрос 5. Особенности и методы изучения спроса на продукцию ОП.
    Спрос на продукцию ОП имеет свои специфические  особенности, которые заключаются  в следующем:
    спрос отличается частотой потребления продукции, которая, как правило, не подлежит длительному хранению и должна быть ежедневно реализована.
    спрос на продукцию ОП зависит от типизации и специализации сети предприятий, т.е. он различен в столовых, кафе, ресторанах, барах.
    спрос на продукцию ОП дифференцируется по месту работы, учебы, жительства и отдыха населения.
    спрос на продукцию ОП определяется фактором взаимозаменяемости.
    объем спроса на продукцию ОП зависит от торгового соседства.
    спрос подвержен сезонным колебаниям, т.е. меняется по времени года.
    спрос меняется по дням недели, т.е. праздничные, выходные дни, будни и даже в течении дня (завтрак, обед, ужин).
    Спрос на продукцию ОП зависит от общих факторов:
      экономических,
      социальных,
      демографических,
      климатических,
      исторических.
    Спрос подразделяется на:
        макроспро – общий объем спроса на продукцию ОП в целом по региону ,
      микроспрос – спрос на продукцию конкретного предприятия ОП или спрос на отдельные виды продукции.
    Методы  изучения спроса зависят  от:
          объема этого спроса,
          разновидностей спроса (реализованный, неудовлетворенный и др.)
    Процесс изучения спроса сложен и включает две важнейшие задачи:
          изучение и выявление закономерностей сложившегося спроса,
          прогнозирование ожидаемого в будущем спроса.
    Для изучения реализованного спроса могут быть использованы следующие основные методы:
    метод выборного или сплошного наблюдения за изменением спроса;
    метод группировок;
    графический метод;
    метод балансовой увязки.
    Метод балансовой увязки позволяет определить объем реализованного спроса по формуле:
                                             Ср = Зн + П - Зк
    Ср  – реализованный спрос,
    Зн, Зк – запасы на начало и конец  периода,
    П – объем поступления товара в  том же периоде.
    Так как спрос зависит от множества  факторов, то при изучении необходимо установить эту зависимость, которую  на практике называют эластичностью спроса.
    Определяют  коэффициент эластичности:
                                  
    Где ?Х – изменение спроса за изучаемый период,
    Х – первоначальное значение спроса,
    ?Y – изменение важнейшего фактора, влияющего на спрос (доход, цена и др.)
    Y – первоначальное значение этого фактора.
    Таким образом, Кэ показывает,  на сколько процентов изменится спрос на продукцию ОП при изменении важнейшего фактора на 1%.
    Чем больше Кэ, тем эластичнее спрос, тем  более интенсивно он реагирует на изменение этого фактора.
    При изучении структуры реализованного спроса используют многосчетчиковые кассовые аппараты, которые суммируют количество и стоимость реализуемой продукции по отдельным видам. Результаты этих аппаратов в конце дня записывают в специальный журнал.
    Неудовлетворенный спрос – доля незначительна, но его изучают методом анкетных опросов, которые могут проводиться на рабочих местах, в учебных заведениях, на почте и другим путем.
    Формирующийся спрос изучается на ярмарках, выставках, выставках-продажах, методом опроса и т.д. 

Вопрос 6. Прогнозирование спроса на продукцию ОП.
    Спрос на продукцию ОП прогнозируется на уровне отрасли и отдельных предприятий. Прогнозирование спроса на уровне отрасли направлено на решение важных задач:
    прогнозирование развития сети предприятий;
    прогнозирование объема товарооборота по отрасли в целом по регионам.
    Прогнозирование спроса на уровне отдельных предприятий  необходимо для текущего планирования основных экономических показателей  предприятия и его подразделений.
    Под прогнозированием спроса понимают определение разных вариантов предполагаемого объема спроса на продукцию ОП и выбора среди этих вариантов наиболее оптимального.
    Основными методами прогнозирования спроса являются:
    нормативные – основаны на использовании физиологических норм потребления продуктов питания. На основе их определяют суточный рацион питания по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, ужин). Исходя из этих данных определяется общая расчетная норма потребности населения в продукции ОП.  
    метод экспертных оценок – суть в том, что проводится обобщение опыта работников, которые занимаются изучением спроса и хорошо знают особенности отрасли. Используют опросы практических и научных работников. Их оценки обобщают, обрабатывают с помощью методов математической статистики и на основе этого устанавливают общий объем спроса.
    метод структурных моделей спроса – построен на основе данных выборочных обследований бюджетов семей. Структурная модель спроса представляет собой группировку семей по размерам душевого расхода и определение расхода на покупку товаров. На основе этой структурной модели определяют среднегодовой расход одного члена семьи на продукцию ОП путем умножения этих средних показателей на среднюю численность населения.
    метод на основе коэффициента эластичности спроса – можно определить:
    темп прироста спроса:

    Тпр – темп прироста спроса и темп прироста важнейшего фактора (в данном случае – дохода).
2.прогнозируемый  объем спроса:
                    
 Сп  б – объем спроса базисный,
 Тпр с – темп прироста спроса.
    метод экономико-математического моделирования – т.е. спрос представляют как функцию от изменения факторов, влияющих на спрос. Зная значения этих факторов не трудно с помощью специальных программ определить объем спроса в будущем.
    Используются  и другие методы.
 

    Тема  3: Продукция и товарооборот предприятий ОП. 
 

      Понятие продукции ПОП и ее состав.
      Товарооборот ОП и его структура.
      Производственная программа ООП и методы ее разработки.
 
    Вопрос 1. Понятие продукции ПОП и ее состав.
    Продукция ПОП представляет собой совокупность изготовленных и реализуемых предприятием блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов, готовых к потреблению продуктов.

    ПСП – продукция, изготовленная из сырья и товаров, прошедшая полную или частичную тепловую или холодную кулинарную обработку и имеющая вид того или иного кулинарного изделия.
    По  степени готовности ПСП бывает:
    готовые блюда,
    кулинарные и кондитерские изделия,
    полуфабрикаты, требующие дополнительной обработки.
    В зависимости от форм потребления и назначения в питании человека ПСП бывает:
1.обеденная продукция (основная) – блюда и закуски, реализуемые через линию раздачи или буфет в торговом зале, а также отпускаемые на дом.
    Главным измерителем обеденной продукции  является физическое блюдо.
    Блюдом  называется порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшая кулинарную обработку и готовая к употреблению.
    В зависимости от назначения все блюда делятся на:
    горячие и холодные закуски,
    первые блюда,
    вторые блюда,
    сладкие блюда.
    На  долю обеденной продукции из общего объема ПСП приходится 75-80%.
2.прочая продукция – безалкогольные и горячительные напитки, кулинарные, кондитерские и мучные изделия, бутерброды, мороженное собственного производства и т.д.
    В состав ПСП включается и выручка  ПОП за изготовленную и реализованную  продукцию из сырья заказчика (без  включения стоимости сырья).
    ПСП по месту реализации делится:
    Продукция, реализуемая в предприятии и его мелкорозничной сети.
    Продукция, отпущенная в розничную торговую сеть или на другие ПОП, не входящие в состав данного объекта.
    ПТ. Помимо производства и реализации ПСП ПОП реализуют сопутствующие товары, готовые к потреблению и не требующие никакой кулинарной обработки (хлебобулочные, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, пиво и т.д.) – это покупные товары. 

    Вопрос 2. Товарооборот ОП и его структура.
    Сумма выручки от реализации ПСП составляет оборот по собственной продукции.
    Выручка от реализации ПТ составляет оборот по покупным товарам.
    Эти два оборота в своей совокупности составляют общий товарооборот ПОП.
                              
    Под структурой товарооборота понимают процентное соотношение оборота по ПСП и оборота по ПТ в общем объеме товарооборота.
    Чем выше удельный вес оборота по ПСП, тем лучше на объекте организовано питание. Этот показатель характеризует  социально-экономическое значение ПОП и показывает уровень развития отрасли.
    В настоящее время вес ОбПСП  в общем объеме в предприятиях различных типов колеблется от 50% до 90%.
    Продажа продукции ОП осуществляется за наличный расчет, безналичный и по кредитным карточкам.
    В зависимости от форм продажи различают Т/об:
1. розничный Т/об;
2. оптовый Т/об.
    Розничный Т/об – представляет собой конечную стадию движения продукции, т.е. когда она из сферы обращения попадает в сферу потребления. Это реализация продукции и товаров непосредственно населению.
    Розничный Т/об ПОП входит в состав розничного Т/об республики и составляет около 9,5% этого Т/об, являясь важнейшим  показателем на уровне отрасли.
    В состав розничного Т/об ПОП включается:
    Продажа населению готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства через торговые залы, буфеты и другую торговую сеть, принадлежащую данному объекту.
    Продажа продукции ОП организациям и учреждениям социально-культерной сферы, детским дошкольным учреждениям, школам для питания обслуживаемого ими контингента. Это продажа чаще всего по безналичному расчету.
    Реализация продукции передвижных столовых (ж/д, на лесозаготовках и др.).
    Продажа питания работникам ПОП с последующим удержанием стоимости питания из зарплаты.
    В розничный Т/об в крупных ресторанах, барах включается выручка от продажи цветов, сувениров, розничная продажа покупных товаров.
    Оптовый Т/об. Крупные ПОП, помимо продажи продукции населению, отпускают ее другим ПОП или предприятиям розничной торговли. Сумма выручки от реализации этой продукции составляет оптовый Т/об ООП.
    Если  продукция отпускается другим ПОП, то такой отпуск называется внутрисистемным отпуском.
    Розничный и оптовый товарооборот в своей совокупности составляет валовой  товарооборот ПОП:
                              
    Этот  показатель и является основным оценочным показателем хозяйственной деятельности предприятий.
    По  отношению к валовому Т/об учитываются  и планируются все другие экономические  показатели деятельности.
    Значение  показателя валового Т/об:
   1. По нему определяют долю предприятия на рынке и его конкурентоспособность.
   2 . Этот показатель характеризует жизненный уровень населения.
   3. По нему можно определить, является ли данное предприятие монополистом в данном регионе (т.е. если его доля на рынке 30% и более, и если это предприятие заносят в государственный реестр, то государство будет контролировать его деятельность).
   4. По отношению к этому показателю, как основному оценочному, планируются и рассчитываются все другие показатели деятельности предприятия. 

    Вопрос  3. Производственная программа ООП и методы ее разработки.
    Основным  показателем, характеризующим производственную деятельность предприятия, является производственная программа, поэтому планирование хозяйственной  деятельности начинается с разработки производственной программы. Т.к. в состав крупных предприятий или объединений входят структурные подразделения различной специализации и разных типов, то для разработки производственной программы могут быть использованы следующие методы:
    Разработка программы на основе постоянного контингента потребителей,
    Разработка программы на основе количества мест в предприятии,
    На основе пропускной способности торговых залов и степени ее использования,
    На основе производственной мощности и степени ее использования.
    Первый  метод. Используется в тех предприятиях, где относительно постоянный контингент потребителей.
                              ВБг = nк*ВБд.ч.р
    ВБг – выпуск блюд в год,
    nк – постоянный контингент потребителей,
    ВБд.ч. – дневной выпуск блюд на одного человека,
    Др  – дни работы в году.
    Средний дневной выпуск блюд рассчитывается по данным предпланового периода, путем деления общего выпуска блюд на численность потребителей и на среднее количество дней работы в году.
    Второй  метод.
                              ВБг =М*ВБмр
    М – количество мест,
    ВБм – выпуск блюд в среднем в день на одно место (рассматривается по данным предпланового периода)
    Третий  метод. Под пропускной способностью торговых залов понимается максимально возможное количество посетителей, которых может обслужить зал в единицу времени.
                              
    В – время работы торгового зала, мин,
    S – площадь торгового зала, м2,
    к – коэффициент заполнения зала,
    в – время обслуживания одного посетителя,
    Н – норма площади на одно место (1,2-2 м2).
    Коэффициент использования пропускной способности зала рассчитывается как отношение фактической пропускной способности к расчетной (теоретической) пропускной способности. Повышение этого коэффициента достигается за счет применения новых форм обслуживания посетителей.
                              ВБг =ПС*Ки*ВБпр
    ПС  – пропускная способность,
    Ки  – коэффициент использования  пропускной способности,
    ВБп – выпуск блюд в среднем на одного посетителя.
    Четвертый метод. Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции предприятием в единицу времени (за день, за смену, за месяц).
    Производственная  мощность ПОП рассчитывается отдельно по выпуску первых блюд и вторых блюд.
    Производственная  мощность по выпуску первых блюд:
                                ,
    М1 – производственная мощность по выпуску первых блюд,
    В – время работы кухни, мин,
    П – время технологических простоев оборудования, мин,
    О – общая емкость всех котлов,
    Кз  – коэффициент заполнения котлов (0,85),
    в – время одной варки,
    е – емкость одного блюда.
    Производственная  мощность по выпуску вторых блюд:
                                  ,
    В – время, за которое исчисляется мощность,
    К – количество продукции, выпускаемый  за один производственный оборот,
    в1 – время одного производственного оборота,
    в2 – время подготовительно-заключительных работ.
    Коэффициент использования производственной мощности определяется, как отношение фактического количества выпущенных блюд к расчетной производственной мощности. На этот коэффициент большое влияние оказывает организация труда, ритмичность снабжения предприятий сырьем, товарами, технический прогресс и т.д.
                               ВБг = М*Кимр
    М- общая производительная мощность,
    Ким – коэффициент использования мощности,
    Др  – длительность работы предприятия  в год.
    Планирование  выпуска прочей ПСП осуществляется опытно-статистическим методом. На основе данных анализа за предплановый период и материалов изучения спроса на эту продукцию.
    Для того, чтобы определить оборот по ПСП  необходимо умножить количество этой продукции на среднегрупповые цены.
    Оптовый отпуск продукции определяется исходя из производственных возможностей предприятия поставщика (наличие специалистов, оборудования) и количества заявок – заказов предприятий  покупателей.
    В целом, производственная программа, запланированная  предприятием на год, распределяется по кварталам и месяцам в соответствии со сложившимися удельными весами каждого квартала или месяца в общем выпуске продукции в предплановом периоде. 

 

    Тема  4: Система снабжения ПОП сырьем и товарами. 

        Понятие товарных  ресурсов региона  и источники их  образования.
        Заготовки сельскохозяйственного сырья и товаров и прогнозирование их объема.
      Запасы сырья и товаров, их виды и показатели измерения.
      Сущность и значение товарооборачиваемости. Методика ее определения.
      Нормирование и планирование товарных запасов.
 
    Вопрос 1. Понятие товарных ресурсов региона и источники их образования.
    Под товарным предложением понимается сумма товарных ресурсов региона и товарных запасов предприятий торговли  и ОП.
    Товарные  ресурсы –  это вся масса товаров, которой располагает регион на определенный период времени (год, квартал, месяц).
    При характеристике товарных ресурсов используют показатели:
    Валовая продукция,
    Товарная продукция,
    Реализованная продукция.
    Валовая продукция –  весь объем изготовленной на предприятиях продукции, независимо от того, закончено или нет ее производство.
    Товарная  продукция – это те изделия, которые закончены производством, соответствуют стандартам, сданы на склад и готовы для отправки потребителю.
    Реализованная продукция – которая поставлена потребителям и оплачена ими. Объем реализованной продукции – это основной оценочный показатель хозяйственной деятельности промышленных предприятий и сельского хозяйства.
    Основными источниками формирования продовольственных товарных ресурсов являются:
    пищевая промышленность и ее отрасли: мясомолочная промышленность, предприятия рыбной промышленности, хлебопекарной, мукомольно – крупяной, консервной, маргариновой, пищевых концентратов, сахарной, кондитерской и других отраслей.
    агропромышленный комплекс – колхозы, совхозы, фермерские хозяйства.
    импорт – чай, кофе, какао, бахчевые, фрукты, масло растительное.
    местная промышленность – выпускает в основном продукты из местного сырья и подчиняется местным органам управления.
    производственные предприятия торговли и потреб. кооперации.
    подсобные сельскохозяйственные предприятия крупных промышленных предприятий (свинооткорм, тепличные хозяйства, разведение рыбы и т.п.).
    личные приусадебные хозяйства населения и коллективные садово-огородные товарищества.
    совместные предприятия с другими странами.
    малые предприятия и индивидуальная трудовая деятельность.
    частные предприятия.
    народные промыслы.
    кооперативы.
 
    Вопрос 2. Заготовки сельскохозяйственного сырья и товаров и прогнозирование их объема.
    Основной  поставщик сельскохозяйственного (далее  с/х) сырья – агропромышленный комплекс (далее АПК), который представляет собой сложную социально-экономическую систему, в которой можно выделить три группы отраслей:
    создающие средства производства для сельского хозяйства,
    производящие с/х продукцию (колхозы, фермерства),
    перерабатывающие с/х продукцию, осуществляющие ее заготовку, хранение и реализацию.
    Важнейшим звеном для ОП является вторая группа, которая является поставщиком с/х  сырья и продуктов. Поступает  сырье в государственные ресурсы  через систему заготовок.
    Заготовки – важнейшая форма связи между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.
    Система заготовок играет важную роль для  государства и сельского хозяйства. Государству она позволяет накопить ресурсов, сырья, продуктов для снабжения  промышленности сырьем и населения продуктами питания, для создания государственных резервов и поставок на экспорт.
    Одновременно  заготовки обеспечивают с/х производству устойчивый постоянный рынок сбыта  своей продукции по установленным  закупочным ценам  и иметь постоянный источник доходов для развития с/х производства.
    Заготовки с/х продукции в Республике Беларусь производится в двух формах:
    Государственные закупки,
    Свободные закупки.
    Государственные закупки производятся на основе госзаказа  на поставку этой продукции, а свободные закупки производятся на основе прямых договоров по свободным ценам.
    Госзакупки  по Республике Беларусь и по регионам проводит сеть закупочных организаций  АПК. Свободные закупки излишек с/х продуктов производят: потребкооперация, организации торговли и ОП, санатории и др.
    В основе определения объема закупок  лежит расчет потребностей населения  в продовольственном и промышленном сырье.
    Некоторые с/х продукты используются в самом  с/х производстве для создания запасов  семян, кормового фонда и для  определения размеров заготовок разрабатываются балансы валовых ресурсов по отдельным продуктам сельского хозяйства.
    Для расчета валовой продукции растениеводства  в приходной части баланса  определяют посевную площадь данной культуры и ее прогнозируемую урожайность  с 1 Га. По продуктам животноводства прогнозируется размер закупок по данным поголовья скота и его средней продуктивности.
    Баланс  ресурсов по с/х продукции представляет собой двухстороннюю таблицу.
    Первая  часть – Ресурсы.
    Запасы продукции на начало периода;
    Поступление валовой продукции из сельского хозяйства;
    Покупка у других организаций (семян, фуража);
    Прочие поступления;
    Отходы и потери при хранении.
    Вторая  часть – Распределение
    Государственные закупки;
    Использование в с/х производстве;
    Выдача продукции в счет оплаты труда колхозникам;
    Продажа продукции на рынке;
    Личное потребление;
    Прочие расходы;
    Запасы на конец периода.
    Между частями баланса должно быть равенство. 

    Вопрос  3. Запасы сырья и товаров, их виды и показатели измерения.
    Все ПОП для бесперебойной работы должны иметь определенные товарные запасы, которые учитываются в ПОП по розничным ценам. Особенность товарных запасов на ПОП связана с процессом производства и процессом реализации. Процесс производства обеспечивает запасы сырья, процесс реализации – обеспечивает готовой продукцией и ПТ. На практике их не разграничивают, а изучают как товарные запасы.
    В зависимости от назначения запасы делятся на виды:
    запасы текущего назначения – для обеспечения бесперебойной работы;
    запасы сезонного назначения;
    запасы целевого назначения (стратегические);
    запасы досрочного завоза – в местах природных катаклизмов;
    запасы страховые – на случай неравномерных поставок.
    Кроме того, запасы делятся по месту хранения:
    в торговых залах, складах, кладовых;
    находящиеся в пути – оплаченные, но еще не поступившие.
    По  времени образования:
    на начало периода;
    на конец периода.
    Средние товарные запасы рассчитываются по формуле  средней хронологической:
                      - среднеквартальные.
    n – количество используемых показателей.
    Товарные  запасы в ПОП измеряются в  абсолютных показателях (рублях) и относительных. Основным относительным показателем товарных запасов являются запасы днях-оборота:
                             
    З – запасы на определенную дату,
    Т/обд  – товарооборот за день,
    Д – количество дней в изучаемом периоде,
    Т/об – общий объем товарооборота.
    Они показывают, на сколько дней хватит предприятию запасов на выпуск продукции.
    Запасаемость:
                                 
    З – средние товарные запасы.
    Коэффициент эффективности использования  товарных запасов:
                                  
    П- прибыль предприятия.
    Показатель  рентабельности использования  товарных запасов
                                  

    Вопрос  4. Сущность и значение товарооборачиваемости. Методика ее определения.
    Товарооборачиваемость – один из важнейших качественных показателей деятельности ПОП.
    Товарооборачиваемость – это время, необходимое для полного обновления средних товарных запасов (количество дней, за которое реализуется средний товарный запас).
    Она измеряется двумя показателями:
    Товарооборачиваемость в днях:
                            ,
    З – средний товарный запас,
    Т/обд  – дневной товарооборот,
    Д – количество дней в изучаемом  периоде.
    Товарооборачиваемость в оборотах – показывает, сколько раз обновляется средний товарный запас за изучаемый период.
                                 
    Под влиянием различных факторов товарооборачиваемость может ускоряться или замедляться. При ее ускорении повышается конкурентоспособность предприятия, высвобождаются из оборота средства, вложенные в него, используются инвестиции, сокращаются расходы предприятия по хранению, уменьшаются товарные потери, следовательно – растет прибыль, рентабельность предприятия.
    При замедлении товарооборачиваемости  требуется дополнительное привлечение средств к обороту, что отрицательно сказывается на финансовых результатах работы предприятия.
    Сумму высвобожденных или  дополнительно привлеченных к обороту средств  в результате ускорения  товарооборачиваемости  или ее замедления можно определить путем умножения величины ускорения или замедления товарооборачиваемости (в днях) на фактический однодневный товарооборот.
    Ускорение или замедление товарооборачиваемости  в днях – разница между фактической товарооборачиваемостью в днях и нормой (плановой) товарооборачиваемостью.
    Знак  « - » показывает ускорение, « + » - замедление товарооборачиваемости. 

    Вопрос  5. Нормирование и планирование товарных запасов.
    Планирование  товарных запасов предполагает использование  комплекса методов, направленных на определение их оптимальной величины. При планировании товарных запасов текущего назначения используют метод их нормирования, при котором сначала рассчитывают норму запаса в днях и норматив в рублях (сутки) по каждой отдельной товарной группе, а затем общий норматив по товарным запасам определяется простым суммированием товарных нормативов.
    На  практике норма товарных запасов  одновременно является и нормой товарооборачиваемости. Нормативы товарных запасов необходимы для регулирования размера собственных оборотных средств, вложенных в товарные запасы, для определения планового размера кредита, для расчета некоторых статей расходов предприятия. Процесс нормирования товарных запасов начинается с расчета нормы товарных запасов в днях:
                          
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.