На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль инноваций в конкурентной борьбе на отраслевых рынках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Роль  инноваций в конкурентной борьбе на отраслевых рынках
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности…………...…..5
1.1. Основные понятия инновационной деятельности………………………...5
1.2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации…....9
1.3. Конкурентная  борьба с внедрением инноваций  …………………………13
Глава 2. НИОКР и роль инноваций в глобальной конкуренции …………….16
2.1. Методы конкурентной борьбы на отраслевом рынке……………………18
2.2. Сущность и необходимость инноваций в конкурентной борьбе на отраслевых рынках ……………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………...……………………………26 
Введение
     Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, ключ к преуспеванию в которой - постоянное обновление своей продукции, внедрение производственных, организационных, управленческих и других новшеств. Предприятие успешно и регулярно реализующее инновационную деятельность обязательно получает конкурентные преимущества на рынке.
     В период перехода российской экономики  к новой экономике знаний значение инноваций в конкурентной борьбе предприятий только вырастет. Ведь в трансформационный период ведутся  работы по устранению существующих сейчас барьеров инновационной деятельности (например, таких как: нехватка финансовых ресурсов на инновации, отсутствие должной научно-исследовательской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-исследовательской и маркетинговой информации и т.д.). А ведь чем доступнее инновации, тем более определяющий характер они носят для конкурентной борьбы предприятий.
     Отсюда  можно сделать вывод, что менеджера  хорошо разбирающегося в сущности инноваций, не боящийся рисков, связанных с  их внедрением, составляет большую ценность для предприятий.
     Понимание сущности и значения инноваций так  же важно для остального персонала  инновационной организации. Многие организации сталкиваются с проблемами непринятия и сопротивления изменениям в организации со стороны сотрудников. А ведь если бы они хорошо понимали значение инноваций для организации, проблемы подобного рода едва ли возникали бы.
     Даже  людям непосредственно не имеющим  дело с инновационной деятельностью  понимание значения инноваций также  очень важно. Чем больше в государстве процент населения, понимающий и принимающий изменения, тем легче даётся инновационная политика этому государству. 

     Объект  исследования - инновации и инновационные процессы.
     Предмет исследования - роль инновационной деятельности в конкурентной борьбе на отраслевых рынках.
     Цель  данной работы - исследование значения инноваций на отраслевых рынках.
     Для выполнения поставленной цели, требуется  выполнить следующие задачи:
      выявить теоретические основы инновационной деятельности;
      выделить основные методы конкурентной борьбы на отраслевом рынке;
      определить необходимость инноваций в конкурентной борьбе на отраслевых рынках.
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы инновационной  деятельности
1.1. Основные понятия  инновационной деятельности
     Французское слово innovation восходит к латинскому innovatio (обновление, перемена). Еще в 80-е годы прошлого века абстрактного слова инновация не было в словарях русского литературного языка. Сам термин был введен в оборот австрийским и американским экономистом, социологом и историком экономической мысли Й. Шумпетером. Он трактовал это понятие как "изменение с целью внедрения или использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации промышленности".
     Несмотря на то, что именно Й. Шумпетер стал основоположником учения об инновациях, существует еще целый ряд трактовок этого термина. Различия в трактовках могут быть обусловлены различиями в хозяйственных субъектах, использующих инновации, разнообразием самих инноваций, уровнем развития экономики в целом и других факторов.
     Английский  ученый Фрэнк Никсон определил инновацию  как совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящий к появлению на рынке новых  и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Брайан Твисс трактует инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, её появление на рынке может принести добавочный доход.
     Элейн Дандон в книге "Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду" пишет, что суть инноваций состоит в трёх компонентах:
    Креативность, т.е. умение генерировать новые идеи.
    Стратегия - выяснение реальной новизны и полезности это идеи.
    Реализация - воплощение идеи в конкретный продукт или услугу.
   Анализируя  все определения можно заключить, что инновация - это результат  специальной деятельности, приводящей к обновлению или усовершенствованию каких-либо продуктов или технологических  процессов, основанный на порождении и  применении новых знаний. Так же можно сделать вывод, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Важно понимать, что инновациями становятся новые открытия и разработки, получившие признание рынка, т.е. доведенные до вида, коммерчески выгодного для изготовителя, посредника и потребителя.
   Существуют  множество родственных рассматриваемому понятию слова. Одни из них - это новшество  и нововведение. Часто эти два  понятия не разводят с понятием инновация, но современные ученые находят характеристики для отличия этих слов.
   Как например, И. Мирославский пишет что: "Перестановка мебели или замена портретов в кабинете - это, разумеется, новшество. А регистрация времени  прихода и ухода сотрудников, если ее раньше не было, - конечно же, нововведение. Однако ни то, ни другое инновациями назвать нельзя, поскольку эти изменения не приводят к крупным, серьезным системным последствиям. А инновация же предполагает именно такие последствия".
   Так же можно встретить и другой принцип отличия новшеств, нововведений и инноваций: Новшеством может считаться новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией (такого различия будем придерживаться и мы).
   Отличие инноваций от изобретения, еще одного "родственного" инновациям понятия, кроется в том что изобретение - это открытие какого-то нового явления, принципа; создание нового знания, ранее не существовавшего. А инновация - это коммерческое применение открытия или изобретения (т.е. извлечение прибыли из изобретения).
   Помимо  этого, следует понимать связь между  понятиями инноваций и инновационной  деятельности. Инновация, как мы уже определили, - это конечный результат инновационной деятельности. Инновационная деятельность, в свою очередь, - это "деятельность, направленная на использование и коммерционализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг, работ), совершенствование технологии её изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках". Шумпетер писал, что инновационная деятельность осуществляется с созданием, новых комбинаций факторов производства. "Новые комбинации", по мнению этого ученого укладываются в пять видов:
    Изготовление нового, т.е. еще не известного потребителям, блага (продукции) или создание его нового качества.
    Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности еще практически не известного, метода (способа, технологии) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования товара.
    Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности это страны еще не была представлена, независимо от того, существовал ли этот рынок прежде.
    Получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.
    Проведение реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.
 
   Таким образом, инновации могут быть представлены в виде новой продукции, новой технологии производства, маркетинговой инновации (т.е. нового рынка сбыта), нового материала и организационной инновации, обеспечивающей монопольное положение предприятия.
   Для понимания сущности инноваций можно  рассмотреть особенности инноваций  как бизнес-процессов. Таким образом  инновационный процесс - это бизнес-процесс  с рядом важных отличительных  черт (или свойств):
    Длительность. Из всех бизнес-процессов, таких как производство, реальное инвестирование, реализация и т.д., инновационный - самый длительный. Фактически он интегрирует все эти процессы в едином цикле с добавлением к ним свой родовой инновационный этап. Сроки окупаемости инновационных разработок достаточно высокой степени радикальности могут составлять примерно от 4 до 7 лет.
    Высокая степень риска. Инновации всегда связаны с высокими рисками, неопределённостью, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Недостаточно перенимать уже подтвердившие себя решения от других, адаптировать оправдавшие себя технологии, чтобы достичь и удержаться на мировом уровне, нужно самому принимать решения, генерировать и воплощать новые идеи, что, несомненно, далеко не однозначно в плане исхода.
    Способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет на положение предприятия, его организацию и иерархию, структуру отрасли и отраслевого рынка, на экономику в целом.
    "Человекоемкость" (повышенная интеллектуальная насыщенность). Основным решающим инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность генерировать и воплощать собственные идеи. Поэтому страны в которых хорошо развита научно-исследовательская деятельность так преуспевают в этой сфере.
    Характер инновационного целеполагания. Недостижение первоначально поставленных целей в отличие от всех остальных сфер бизнеса не всегда означает провал инновационного проекта, а их достижение еще не равносильно коммерческому успеху инновации. Результата инновационной деятельности можно ждать несколько лет.
    Неформализуемые механизмы. Инновации не только сталкиваются с неопределенностями рынка, но, с неизбежностью изменяя структуру рынка, сами инициируют изменения - эффекты, которые слабо или вовсе не поддаются формализации, т.е. имеют во многом неопределенный характер.
 
1.2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации
     В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, а также появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
     Результаты  инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, причем последняя может иметь как конкретную вещественную, так и неовеществленную форму (например, ноу-хау). Создатели новшеств приобретают на свои достижения авторские и смежные с ними права.
     В связи с этим инновационным менеджерам важно хорошо ориентироваться в правовом поле интеллектуальной собственности. Данное юридическое понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), созданную в 1967 году. Главная задачей ВОИС является содействие охране интеллектуальной собственности.
     Оформление  прав на изобретение осуществляется путем получения патента –  документа, удостоверяющего авторство  и предоставляющего его владельцу  исключительное право на изобретение. Под этим подразумевается, что никто не может использовать изобретение без согласия владельца патента. Согласие на использование изобретения выражается путем выдачи (продажи) лицензии на частичное использование или полную передачу патентных прав.
     В РФ вопросы патентной защиты регулируются Российским патентным ведомством (Роспатентом), которое в соответствии с Патентным Законом Российской Федерации от 23.09.921 осуществляет единую политику в области охраны объектов промышленной собственности, принимает к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, осуществляет государственную регистрацию, выдает патенты, публикует официальные сведения, издает патентные правила и т.д.
     Патентный закон определяет сроки действия патентов, которые зависят от вида представляемой на государственную регистрацию промышленной собственности. Согласно закону, патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Роспатент, а на полезную модель – в течение 5 лет (по ходатайству патентообладателя оно может быть продлено Роспатентом до 3 лет). Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет и может быть продлен еще до 5 лет.
     Патентный Закон РФ определяет совокупность критериев  патентоспособности объектов промышленной собственности. Под ними понимаются условия, которым должен удовлетворять данный объект для получения его создателем охранного патента.
     Полезным  моделям правовая охрана предоставляется, если они являются новыми и промышленно  применимыми в отраслях народного  хозяйства.
     Промышленному образцу, под которым понимается художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид, предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым в отраслях народного хозяйства.
     В Патентном Законе РФ также дается перечень объектов интеллектуальной собственности, которые не признаются патентоспособными. Так, в качестве изобретений и полезных моделей не охраняются:
– научные  теории и математические методы;
– методы организации и управления хозяйством;
– условные обозначения, расписания, правила;
– методы выполнения умственных операций;
– алгоритмы  и программы для вычислительных машин;
– проекты  и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;
– решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленных на удовлетворение эстетических потребностей;
– технологии интегральных микросхем;
– решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;
– решения, обусловленные исключительно тактической  функцией изделия;
– объекты  архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений;
– печатная продукция как таковая;
– объекты  неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.
     Патентование  удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.
     Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции  на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.
     Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для  инновационного менеджера, который  должен владеть ситуацией на рынке  инновационной продукции.
     Права на изобретения, товарные знаки и  другие результаты инновационной деятельности оформляются с помощью лицензией. Последние различаются по характеру  и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам.
     Лицензия  представляет собой разрешение отдельным  лицам (или организациям) использовать изобретение, защищенное патентом, технические  знания, технологические и конструкторские  секреты производства, товарный знак и т.д. Предоставление лицензии составляет коммерческую операцию и является объектом договора о продаже (покупке), согласно которому владелец патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.д.
     Лицензирование  осуществляется путем принятия заинтересованными  сторонами лицензионного соглашения – договора, в соответствии с  которым собственник изобретения, технологических знаний, опыта и  секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности. В соглашении определяются производственная сфера и территориальные границы использования предмета лицензии.
     Материальные  результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и  освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.
     Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках. 

     1.3. Конкурентная борьба с внедрением инноваций
     Стратегия конкуренции представляет собой набор специфических шагов и подходов, которые фирма предпринимает или собирается предпринять с целью ведения успешной конкурентной борьбы в данной отрасли. Или то же, но более простыми словами, стратегия конкуренции фирмы показывает, каким образом руководство компании пытается смягчить удары конкурентов и тем самым, выстоять против разрушительного действия пяти сил конкуренции. В зависимости от сложившейся ситуации, стратегия может носить преимущественно оборонительный или преимущественно наступательный характер.
       Компании всего мира имеют на вооружении поистине фантастически проработанные все мыслимые и немыслимые способы завоевания рыночного преимущества. В этом смысле, существует столько стратегий конкуренции, сколько конкурирующих фирм. Однако, отбрасывая все нюансы, можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы:
      1. Стремление иметь самые низкие  в отрасли издержки производства (стратегия руководящей роли в  области издержек производства).
      2. Поиск путей дифференциации  производимой продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации).
      3. Фокусирование на узкой части,  а не на всем рынке (стратегия  фокуса, или ниши).
       В таблице сгруппированы отличительные  признаки трех основных стратегий. 
       Побудительным мотивом иметь  самые низкие в отрасли издержки производства является наличие на рынке большого числа чувствительных к цене покупателей. Идея состоит в завоевании устойчивого преимущества над конкурентами в области издержек производства и использовании его в качестве основы для демпинга цен и увеличения доли рынка, либо получения более высокой нормы прибыли при продаже товаров по сложившимся рыночным ценам. Преимущество в области издержек производства может вылиться в более высокую рентабельность производства только тогда, когда оно не расточается на подрезание цены конкурентов с целью соответствующего увеличения объема продаж. Завоевание ведущей позиции в области издержек производства означает превращение задачи снижения затрат в лейтмотив генеральной стратегии фирмы - хотя это вовсе не умаляет значения других факторов успеха.
       Чтобы обладать преимуществом  в области издержек производства, фирма должна достичь самого  низкого уровня суммарных издержек  производства. Существует два основных  способа завоевания конкурентного  преимущества в этой области: 
      целенаправленная работа по снижению затрат и увеличению эффективности производства;
      пересмотр полной структуры затрат и отказ от наиболее дорогостоящих и наименее эффективных технологических операций.
       Оба подхода следует осуществлять  одновременно. Как правило, производителя  с низкими издержками производства стараются использовать любую представившуюся возможность снижения затрат. Их деятельность вписывается в рамки особой административной культуры: спартанское оборудование, скудные чаевые, невысокие премии управляющим, нетерпимость к отходам, скурпулезный просмотр бюджета организации, внедрение системы широкого участия служащих в деле снижения издержек производства. Но даже будучи крайне бережливыми в расходовании средств, компании этого типа не скупятся на вложение капитала в ресурсосберегающие технологии.
       Как только ценовая конкуренция  становится главным фактором  борьбы на рынке, фирмы, характеризующиеся  относительно низкими издержками  производства, имеют существенное  преимущество в привлечении покупателей,  чье решение о покупке основывается главным образом на величине цен.
       Стратегия конкуренции, направленная  на завоевание руководящей роли  в области издержек производства, особенно эффективна в следующих  случаях: 
      1. Ценовая конкуренция среди продавцов  - главная сила конкуренции. 
      2. Производимый в отрасли продукт  - в основном стандартный, его  легко приобрести у широкого  круга продавцов (условия, стимулирующее  покупателей производить покупки  по более низким ценам).
      3. Очень мало возможностей дифференциации  продукции или, другими словами, покупателей мало волнует различие торговых марок.
      4. Подавляющее число покупателей  использует продукт одним и  тем же образом, в результате  формируется стандартный набор  требований покупателя к данному виду продукции.
      5. Покупателям практически ничего не стоит переключиться от одного продавца к другому; это повышает гибкость поведения покупателей, способствует покупке ими продукции по наиболее низким ценам.
      6. Покупатели, в основном, крупные  и обладают значительно покупательной  способностью.
       Тем не менее, стратегия низких  издержек производства связана  с определенным риском и имеет  ряд слабых моментов. Открытие  в области технологии может  привести к снижению уровня  затрат у конкурентов и, тем  самым, обесценить капиталовложения  фирмы в снижение издержек производства, свести на нет значение усилий по повышению эффективности производства. Конкурирующие фирмы могут относительно легко и недорого продублировать путь производителя, добивающегося снижения затрат, тем самым, делая любое преимущество в этой области недолговечным.
 

Глава 2. НИОКР и простая  модель инновационного рынка
     Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.
     НИОКР включает в себя:
      научно-исследовательские работы (НИР) — работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью определения технической возможности создания новой техники в определенные сроки. НИР подразделяются на фундаментальные (получение новых знаний) и прикладные (применение новых знаний для решения конкретных задач) исследования;
      опытно-конструкторские работы (ОКР) и технологические работы (ТР) — комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец изделия, изготовлению и испытаниям опытного образца изделия, выполняемых по техническому заданию.
     Процесс выполнения НИОКР может состоять из одной или нескольких стадий. В научно-технической деятельности под стадией (этапом) понимается совокупность работ, характеризующаяся признаками их самостоятельного планирования и финансирования, направленная на получение предусмотренных результатов и подлежащая обособленной приемке. Каждый отдельный этап может являться самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, факт внедрения которого не зависит от момента окончания работ в целом.
     Переход экономики на инновационную модель развития предусматривает создание на фоне наукоемких производств прорывных конкурентоспособных технологий. Имеющийся отечественный мощный научно-технический потенциал достаточен для интенсивного инновационного подъема экономической сферы. Однако все еще существенной проблемой остается несоответствие между накопленным научно-техническим потенциалом и производительностью национальной экономики.
     Инновационная модель развития экономики - это модель, которая основывается непосредственно  на получении новых научных результатов  и их технологическом внедрении  в производство, обеспечивая прирост ВВП преимущественно за счет производства и реализации наукоемких продукции и услуг. Ее главной целью является обеспечение повышения конкурентоспособности национальной экономики за счет использования отечественного и мирового научно-технического и образовательного потенциалов.
     Инновационная модель экономики имеет следующие  характерные черты:
     1) наличие государственной политики  и законодательства, направленного  на стимулирование инновационных  процессов;
     2) наука и образование - безусловные  приоритеты государственной поддержки;
     3) преобладание интеллектуального  характера труда над индустриальным;
     4) интегрированные технологии;
     5) высокая стоимость рабочей силы.
     Внедрение достижений науки и техники в  реальную жизнь, что предусматривает  инновационная модель развития, приведет к модернизации экономики, которая состоит в замене одних элементов производственной системы другими, более современными. Это могут быть принципиально новые технологии, являющиеся результатами завершенных научных исследований и разработок, или такие, которые усовершенствованы на базе использования новых знаний. Таким образом, наука как генератор новых знаний должна быть признана национальным приоритетом развития и главным фактором реформирования экономики. Возможным это становится только при условии последовательной государственной научно-технической политики, в основе которой лежат обеспечение инновационной безопасности страны, определение и реализация стратегических приоритетов научно-технического развития и создание посредством мер государственного регулирования благоприятных инвестиционных условий для предприятий, активно внедряющих инновации. 

2.1. Методы конкурентной 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.