На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Публичное выступление

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание 

Введение………..……………………..…..........................................................................................3
1. Сущность  публичного выступления…………………………………………………………….4
2. Подготовка  к публичному выступлению…………………………………………………….....5
3. Композиция и построение эффективного публичного выступления……………………...….6
Заключение……...…..……………………………………………………………………………...13
Список  использованной литературы ………………………………………………………....….14 
 

 

       Введение 

      Публичное выступление – любая ситуация, когда необходимо воздействовать на партнёра или группу людей в общении (от индивидуальной презентации или тоста в компании до выступления в огромном зале). 
      Публичная речь - это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И, тем не менее, она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.
      Грамотность, логичность и эмоциональная окраска  речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.
      Владение, словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.
      С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или  результат длительного кропотливого обучения и самообразования.
      Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика.
      Понятие "риторика" охватывает следующие  области знаний: теория речи, искусство  речи и ораторское мастерство.
      Любой человек, который поставил перед  собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике.
      Деятельность  человека, профессия которого связана  с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие.
      Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
      Публичная речь может рассматриваться как  своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
      Для большинства людей выступление  перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто.
      Цель  работы: рассмотреть публичное выступление (подготовку, композицию).
 

       1. Сущность публичного выступления 

      Публичное выступление - составная часть исполнительской деятельности отдельного музыканта, ансамбля или оркестрового коллектива, связанная с реализацией художественно-творческих намерений в виде двухстороннего эстетического контакта (общения) со слушательской аудиторией.
      Без наличия условий музыкально-эстетической "коммуникации" публичное выступление теряет свою сущность и смысл. Публичное выступление - это кульминационный этап творческой работы музыканта-исполнителя (группы, коллектива исполнителей) над воплощением художественного замысла композитора и эмоциональной программы (исполнительского "я") произведения.
      Публичное выступление может быть реализовано как в условиях учебно-педагогического процесса (прослушивания пьесы, программы в рамках зачета, экзамена), так и в форме концерта (в концертном зале, на открытой эстраде, воздухе и т. п.).
      Непосредственному публичному выступлению исполнителя (исполнителей) предшествует предварительная работа над произведением, концертной программой в виде индивидуальных занятий на музыкальном инструменте или репетиции в составе ансамбля, оркестра.
      Готовность  к публичному выступлению - это результат поэтапной психологической подготовки, характеризующейся стабилизацией так называемого предконцертного состояния музыканта, которое создается как под влиянием внешних воздействий преподавателя, дирижера, друзей, коллег по учебе, работе, так и в процессе самомобилизации и саморегуляции волевых и эмоциональных состояний.
      Качественный  уровень публичного выступления связан с его организацией и проведением, что определяется такими факторами, как регламент, очередность и порядок выступления; форма его проведения, ритуал открытия концерта или конкурса; состав и объективность оценки комиссии или жюри; акустические свойства зала, помещения; количество присутствующих слушателей, уровень музыкальной подготовленности публики, ее эмоциональная реакция, настрой и т. п.
      В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны  окружающих и обстановки, в которой  протекает разговор. Мы знаем, что  в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него.
      Такие условия общения позволяют нам  сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей и информации.
      Иначе обстоит дело, когда мы предстаем  перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед  слушателями, оратор знает, что ему  предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей.
      В частном разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдется кто-нибудь, кто его продолжит. Во время разговора по лицам и высказываниям ваших собеседников вы сразу же можете оценить эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание. Никто, как правило, не реагирует, открыто на ваши высказывания. Никто не отвечает на ваши вопросы, никто не выказывает ни поддержки, ни осуждения.
      Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет? Именно поэтому, прежде всего следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими приемами, а также знать правила и принципы построения речи.
 

       2. Подготовка к  публичному выступлению 

      Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует его.
        Все зависит от того, сумеет  ли оратор найти подход к  конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит "для себя", что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей.
      Об  успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.
      Опыт  показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20-25 минут, которые траться на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов.
      Выбирая тему выступления, следует руководствоваться  соображениями, что:
      - вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;
      -то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;
      - это актуально, для слушателей.
      Название  выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.
      Привлекает  внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.
      Сравним два названия: рабочее, содержащее основную идею выступления, и рекламное: "Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности" и "Как жить, не старея". Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы.
      Готовиться  к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем  лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.
      Чтобы выступление достигло цели, необходимо задать три вопроса:
      - Кому говорить?
      - Для чего?
      - Что должны уяснить слушатели?
      Если  материала достаточно, и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана - сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.
      Речь не будет иметь успеха, если не знаешь состава аудитории. Предварительная информация о слушателях - одна из гарантий успеха. Нужно знать, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно можно их заинтересовать, как это соотносится с их насущными проблемами.
      Найти то, что нужно данным слушателям, непросто. Неопытные ораторы и начинающие деловые люди говорят обычно о том, что кажется важным им самим.
      Р. Хофф отмечал: "Чтоб дойти до сердца слушателей, нужно выйти из футляра  своих представлений и взглянуть  на тему ее (аудитории) глазами". Он описывает  такой случай: "Как-то я спросил своего бывшего начальника, для чего он подготовил речь, которую собирается произнести. Тот сказал: "А я просто хочу освежить им мозги". Прекрасно. Замечательно. Восхитительно. Только мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги. Люди рассчитывают, что вы сообщите им какую-нибудь мысль, которая может оказаться им полезной..."
      Знание  будущей аудитории позволяет  подготовить выступление так, чтобы  удовлетворить ее потребности.
      Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией - "встречный ток", как говорил К.С. Станиславский, - удовлетворение от того, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать, но и знать, как строить выступление. Главное - желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой. И глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент. А после выступления наступит ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения и окрыленности.
      Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства.
      Если  накануне выступления произошло  какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций.
      Понимая, что это не исключено, нужно заранее  узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление. А может быть, поднять настроение собравшихся, рассказав забавную историю.
      Во  всяком случае, подходить к своей теме можно лишь после того, как вы убедитесь, что настроение слушателей позволит им воспринимать информацию.
      Интеллектуальное  взаимодействие может возникнуть только при познавательном контакте.
      Важнейшее условие возникновения познавательного контакта - интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым - контакт с оратором. Говорят, что внимание - ворота познания. А открывает их ключик, который называется "интерес". Если слушатели его явно не проявляют, можно начинать с продуманного заранее введения в тему, стараясь установить межличностный и эмоциональный контакт с аудиторией.
      По  каким признакам можно судить о том, что контакт установлен?
      Конечно, по поведению слушателей: выражение  их лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции. Задача оратора - внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия - только не равнодушия, скуки.
      Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах слушателей, при их участии. Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Главное требование - развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.
      Ощущение  того, что ваши слова нужны людям  и вам есть, что сказать, снимает  всякий барьер страха перед выступлением. Чтобы его преодолеть, сосредоточьтесь  на своем ощущении и, если есть возможность, скажите вслух: "Я знаю то, чего не знают слушатели. Я хочу им об этом рассказать."
      Надо  постараться с первых минут завладеть  вниманием слушателей, и это в  первую очередь будет зависеть от того, каким будет начало вашего выступления. 

      3. Композиция и построение эффективного публичного выступления 

      Не  следует начинать свое выступление сразу, лучше немного подождать. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи.
      Выступая, "не гуляйте" около трибуны, потому что слушатели станут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным  психологическим фактором, который  оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели  оценивают: как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.
      В любом случае, уверенной походкой выйдя к месту вступления, следует  сделать начальную паузу. Пауза  позволяет собрать взгляд слушателей и служит как бы приглашением к разговору.
      Первая  фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это  отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой  интонации. А если нет, тогда ему лучше вообще не брать слово.
      Гораций, знаменитый римский поэт, высказал такую мудрую мысль: "Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным  наполовину".
        Первое впечатление слушателей  должно быть позитивным, вселять  уверенность, что время не будет потрачено зря. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части выступления.
      Так, Аристотель в "Риторике", как бы предвидя современные споры, писал: "Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит  одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех других частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно помещать (это старание) в начале, когда все слушают с наибольшим вниманием".
      Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным - эффектное поражающее воображение начало и "серое" продолжение. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.
      После начальной паузы и приветствия  обычно в зале еще ощущается некоторое  напряжение, подобное тому, которое  бывает, когда в комнату входит посторонний человек. "Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?" - думают присутствующие. Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным тоном, стоит как деревянный и ни на кого не смотрит. Что делают в таком случае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или находят себе какое-нибудь занятие. Поэтому "первые слова лектора, - говорил А.Ф. Кони, - должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, должны отвлечь, "зацепить внимание".
      Первые  фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих "крючков" выступлений, существует множество.
      А.Ф. Кони советовал: "что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п.".
      Выбор варианта зачина - увлекательная творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное - создавать эмоциональный контакт с аудиторией. Домашние заготовки желательны, но они не всегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те качества, которые М.В. Ломоносов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие, быстрота мышления.
      Другой  беспроигрышный вариант - заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.п. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но здесь важно чувствовать меру.
      Неопытные ораторы часто начинают с извинений  за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать  внимание собравшихся и т.п. Это  самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к нему будут относиться слушатели? "Это уж последнее дело - объявлять во всеуслышание о своей несостоятельности. Беда в том, что, чего доброго, это удастся доказать" (Дж. Эди).
      Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.
      Образец плавного перехода от зачина, которым  служит красочное описание, к введению в тему, в котором сообщается о  плане предстоящего выступления - вступление к популярной лекции профессора М.А. Мензбира "История Средиземного моря, рассказанная его берегами, волнами и их обитателями".
      "Представьте  себя путником, который впервые  приезжает к Средиземному морю, впервые видит синеву его волн, окутанные дымкой далекие береговые  скалы, пышную зеленую растительность. И позвольте дать вам краткую характеристику современного нам средиземного побережья, начавши с его географического очерка".
      Как писал Г.А. Апресян, вступление в  искусстве публичного слова всегда трудно. Оно - своеобразный камертон, настраивающий аудиторию на слушание того, что последует затем. Оно - программа, нередко предвещающая нечто интересное и весьма важное. Оно и своеобразная самохарактеристика говорящего, которая затем выявится в ходе публичной речи.
      Как завоевать и удержать внимание аудитории
      С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению  ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.
      Именно  поэтому существует проблема "образа оратора". Много пишут и говорят  о "личности оратора", о том, что  от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.
      И здесь, прежде всего, важно помнить  о видах внимания аудитории. В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:
      1) человек сталкивается с чем-то  необычным, неожиданным, интересным  для него;
      2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;
      3) действует сильный, меняющий свою  интенсивность или контрастный  раздражитель.
      Непроизвольное  внимание не утомляет, так как оно  возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.
      Сосредоточиваясь  на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание. Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.
      Если  внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без  всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это -- проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример - ораторы древности, которых слушали по 5--6 часов).
      Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как  именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловым.
      Контакт со слушателями устанавливается  в откровенной и дружеской  манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности  или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать  состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.
      Довольно  часто употребляемое обращение "уважаемые  присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.
      Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его  правильно употребить, нужны еще  некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.
      Кроме того, очень важна настроенность  на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее.
      К сожалению, не многие ораторы могут  перенастраивать себя на различные  составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.
      Так, Гамильтон говорил: "Настройся  на своих слушателей. Подумай о  том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что  у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они  знают". Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.
      Каковы  эти люди, которые меня слушают? Что  они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?
      Поучителен  анекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в  руки книга И. Канта "Критика чистого разума ". Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой: "Дружище Кант, мне бы твои заботы!" Оратор тоже может оказаться в положении Канта.
      Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю  это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.
      Обычно  вступление способно захватить и  увлечь слушателей. Но как сохранить  и поддержать их внимание в течение  всего выступления, чтобы, как справедливо  замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"?
      Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению - его содержательность, т.е. новая. Неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
      Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать  культурно-образовательный уровень  слушателей, их жизненный опыт.
      Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят  услышать. Прав был Квинтилиан, когда говорил: "То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.