На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование цен

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

Введение 2
Глава 1. Регулирование цен в условиях рыночной экономики. 3
1.1. Основы государственного регулирования цен в странах с рыночной экономикой. 3
1.2. Методы административного регулирования и контроля цен. 6
Глава 2. Анализ ценообразования в капиталистических странах. 10
2.1. Особенности ценообразования и регулирования цен в США. 12
2.2. Особенности ценообразования и регулирования цен во Франции. 16
2.3. Особенности ценообразования и регулирования цен в Испании. 21
2.4. Особенности ценообразования и регулирования цен в других капиталистических странах. 24
Заключение 32
Список использованной литературы 33
 

   Введение

 
     Одним из главных видов государственного воздействия на экономику является ценовое регулирование.
     Государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров, анализировать причины этих изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы ценообразования.
     Сегодня российская экономика вернулась  к необходимости государственного регулирования ценообразования, в  той части, которая является эффективным  механизмом функционирования экономик всех развитых рыночных стран.
     Изучение  Россией опыта ценообразования  в капиталистических странах  важно как само по себе, то есть  для понимания его закономерностей  и тенденций, так, и это более  важно, для его творческого использования  с учетом национальных особенностей для формирования ценового механизма  и ценовой политики в нашей  стране в период переход к рыночному  хозяйству.
           Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования цен, и анализ ценообразования в капиталистических странах.
     Исходя  из поставленной цели, задачами работы являются:
      Рассмотреть государственное регулирование цен в рыночной экономике.
      Анализ ценообразования в капиталистических странах.
      Рассмотреть особенности ценообразования в отдельных капиталистических странах.
 
 

     

  Глава 1. Регулирование цен в условиях рыночной экономики.

1.1. Основы государственного регулирования цен в странах с рыночной экономикой.

     В настоящее время многие страны отдают предпочтение рыночной модели управления хозяйством, как наиболее эффективной  системе функционирования экономики, созданной обществом на современном  этапе.
     Казалось  бы, в рыночной экономике нет существенной необходимости во вмешательстве  правительства в ее функционировании. Она по природе является саморегулирующей и самокорректирующей экономикой, исключающей  значительную роль государства в  ее управлении, в установлении цен  на товары и услуги, ставок процента на капитал и роль государства  в рыночной экономике может ограничиться лишь зашитой частной собственности  и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающих функционирование свободных рынков.
     Однако  во всех странах ориентированных  на рыночную экономику, правительства  играют активную роль в управлении экономикой, кроме того, активное вмешательство  государства в экономическую  жизнь страны - одна из наиболее значимых особенностей современного капитализма.
     Система цен - один из важнейших элементов  рыночной экономики, взаимодействующий  с другими элементами рыночного  механизма. В то же время цена сама является экономическим инструментом и используется государством для  регулирования экономических процессов.[9]
     Государственное регулирование цен в странах  с рыночной экономикой - является попыткой государства с помощью законодательных, административных, бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической  системы в целом, т. е. Через цены нивелировать циклическими колебаниями  процессов воспроизводства.[6]
     Прежде  всего, следует отметить, что либерализация  цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении  политики ценообразования. Она заключается  не в установлении конкретных цен, а  воздействии с помощью экономических  мер на принятие товаропроизводителем оптимальных решений по ценам, оказании им методической и методологической помощи, разработке правовых норм и  законов по ценообразованию. Ценовое  регулирование преследует следующие  цели:
      не допустить инфляции в результате возникновения устойчивого дефицита;
      резкого повышения цен на экспортируемое сырье и топливо;
      монополизма производителей;
      способствовать созданию нормальной конкуренции;
      усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках; стимулированию и модернизации производства;
      добиваться конкретных социальных результатов, в частности обеспечивать поддержание определенного прожиточного минимума и возможность приобретения товаров первой необходимости.
       Регулирующие акции государства  в области цен могут преследовать  краткосрочные цели или даже  экстренные цели, в данный конкретный  момент не совпадающие с другими  целями, но в конечном итоге  такие акции служат осуществлению  темпов и пропорций экономического  развития и стабилизации социальной  системы.
     Степень государственного регулирования цен  зависит от состояния экономики. Она усиливается в кризисных  ситуациях ускоренной инфляции, при  росте дефицита отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной  перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса.[5]
     Меры  воздействия государства на производителей могут быть как прямыми (установление общих правил ценообразования), так  и косвенными (через различные  экономические механизмы).
     Прямое  регулирования цен осуществляется в основном в сфере деятельности монопольных рынков и естественных монополий. Кроме того, регулированию  всегда подвергаются цены на товары и  услуги, имеющие жизненное значение для общества, т.е. на товары и услуги первой необходимости (топливо, энергия, стратегическое сырье, продукция оборотного значения, общественный транспорт, потребительские  товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Методы административного регулирования и контроля цен.

     Административное  или прямое регулирование ценообразования  предполагает прямое установление или  изменение уровня цен. Осуществление  административного регулирования  происходит посредством выпуска  законодательных актов и основывающихся на них действий исполнительной власти.
     В целях регулирования ценообразования  страны с рыночной экономикой имеют  специальные административно-правовые механизмы. Обычно это один или несколько  правительственных органов.
     При административном регулировании и  контроле цен могут использоваться следующие методы:
     - "замораживание" или блокировка  или фиксация цен (цены законодательно  стабилизируются на определенный  период);
     - таксация цен (правительство получает  информацию от производителей, анализирует  рыночную ситуацию и на этой  основе определяет цены, которые  подразделяются на твердо фиксированные,  максимальные и минимальные);
     - плавающие цены (государство применяет  так называемую "вилку" цен,  определив верхнею и нижнею  границы);
     - государство устанавливает гарантированную  минимальную цену товара;
     - применение базисных минимальных  цен (основано на фиксации базисного  размера и базисного качества  той или иной продукции, причем  фактические цены не должны  отличаться от базисных более,  чем на величину установленного  отклонения);
     - "сметные" цены (производителю  указывается способ расчета цен  исходя из сметной стоимости  работ);
     - "рамочные" цены (указывается способ  расчета цен на основе круга  затрат);
     - применение ценовых режимов, или  декларирования цен (производители  сами определяют цены, но должны  получить согласие на их введение).
     Существует  режим свободных контролируемых цен, режим обусловленной свободы  ценообразования, режим свободных  наблюдаемых цен.
     - Режим свободных контролируемых  цен предполагает, что на повышение  цен должно быть получено согласие  правительственных органов.
     - Режим обусловленной свободы  ценообразования (обязательное декларирование  с правом вето) основывается на  самостоятельном установлении цен  без получения предварительного  согласия, за правительственными  органами сохраняется право на  непосредственное вмешательство  в процесс установления и изменения  ценовых уровней.
     - Режим свободных наблюдаемых  цен (простое обязательное декларирование, предварительная нотификация, уведомительные  цены) предполагает, что предприятия  должны в обязательном порядке  заявлять о ценах, но при  этом администрация не имеет  право возражать. Т.о., нотификация  носит в определенной степени  формальный характер. Однако она  все же способствует сдерживанию  цен. Администрация может в  любой момент ввести более  жесткую систему, если выявлены  злоупотребления. 
     Все вышеперечисленные методы регулирования  можно условно подразделить на жесткие  и мягкие.
     Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры  рынка, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в конечном счете - на установление определенного  соотношения между спросом и  предложением на рынке. Косвенное влияние  на цены оказывают, по существу, все  государственные регулирующие действия, какой бы непосредственно цели они  первоначально не служили.
     В системе методов косвенного или  экономического регулирования важное место занимает политика налогообложения. С ее помощью государство регулирует размеры совокупного спроса, при "перегреве" экономики сокращает  его, а при спаде - расширяет. Например, в начале 60-х годов налоговые  ставки и правила налогообложения  в США изменялись в зависимости  от фаз цикла. С другой стороны, налоги (особенно косвенные) в значительной мере непосредственно влияют на уровень  цен. Самый низкий уровень цен  наблюдается в Швейцарии и  Японии, наивысший - в Голландии, Норвегии, Франции, где установлены высокие  ставки косвенных налогов.[11]
     Проведение  налоговой политики включает в себя также правила амортизационных  отчислений и налоговые льготы (на инвестиции, на новое оборудование и т.п.). Например, значительные размеры  налоговых льгот и амортизационных  отчислений во Франции в 60-80-х гг. позволили увеличить капиталовложения, объем производства и реализации продукции.
     Размеры денежной эмиссии имеют важнейшее  значение для динамики и уровня цен. Ограничение массы денег в  обращении сокращает совокупный платежеспособный спрос. Несбалансированность же между денежной и товарной массой считается инфляционным фактором.[7]
     Кредитная политика (изменение ставки процента, регулирование нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке  с государственными ценными бумагами) играет огромную роль в развитии производства. При спаде производства государство  может стимулировать спрос путем  удешевления кредита (снижение процентной ставки в государственных банках, что приводит к ее снижению и в  частных банках). В США при возникновении  инфляционного давления на рынок  ситуация анализируется Федеральной  комиссией по свободным рынкам, которая  рекомендует Федеральной резервной  системе изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования.
     Бюджетная политика, т.е. перераспределение средств  через бюджет, основана на уже анализированных  налоговых выплатах. Однако важной ее составной частью является прямая финансовая помощь (предоставление субвенций, дотаций, субсидий). Государственные  субсидии снижают издержки индивидуальных производителей в рамках подотрасли, отрасли или региона. Один из видов  таких субсидий - снижение или замораживание  цен на отдельные товары и услуги, достигнутое путем специальных  доплат производителю или потребителю.
     Таможенная  политика включает в себя целый набор  средств, обеспечивающих протекционизм  или свободу торговли импортными товарами. Государственное воздействие  на внешнеторговые цены ведется государственным  поощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых  странах - с помощью экспортных субсидий, предоставление льготных кредитов и  транспортных тарифов. Все это существенно  отражается на условиях ценовой конкуренции  на мировом рынке.[12] Одним из эффективных инструментов государственного регулирования внутренних цен являются качественные и количественные ограничения импорта. Ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также воздействия на цену импортного товара размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутренним рынке, повышению цен на импортные товары.[8]
     Итак, с помощью разнообразного инструментария государство вмешивается в хозяйственную  жизнь и соответственно в процессы ценообразования. Его влияние осуществляется через финансовую, таможенную, валютную, структурную, инвестиционную и т.п. политику.
     На  способы и методы государственного регулирования цен оказывают  влияние национальные и климатические  факторы, сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда.

  Глава 2. Анализ ценообразования в капиталистических странах.

 
     Изучение  Россией опыта ценообразования  в зарубежных странах важно как  само по себе, т.е. для понимания его  закономерностей и тенденций, так, и это более важно, для его  творческого использования с  учетом национальных особенностей для  формирования ценового механизма и  ценовой политики в нашей стране в период переход к рыночному  хозяйству.
     В ходе исторического развития экономическое  устройство многих стран претерпевало изменения. На смену свободному рынку  разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в  единую хозяйственную систему страны различные экономические уклады.
     История подтвердила неэффективность как  монополизированной, так и чисто  рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность  такой экономики состоит в  том, что она представляет собой  систему, объединяющую государственный  и негосударственный секторы, функционирующие  на условиях равноправия.
     Экономике смешанного типа присущ такой вид  управления, когда государственные  органы создают эффективную систему  регулирования экономики, не нарушая  при этом механизмов рыночного саморегулирования. В систему регулирования экономических  отношений, как правило, входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и ценового регулирования, главной целью которых является поддержание баланса спроса и  предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.
     Одной из важнейших задач государства  является обеспечение такого соотношения  монополии и конкуренции, которое  не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в  конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются такие законы, которые  запрещают соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т.д.
     Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Эти правила оформляются в  виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.
     Методологический  аспект ценообразования в развитых странах состоит в выработке  государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам, государственные  органы берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики  решающее значение.
     Наряду  с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют контроль за ценами. В развитых странах  со смешанной экономикой сфера контролируемого  государством ценообразования составляет 10–30 % от общего объема выпускаемой продукции.[4]
     Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков  отбора всего лучшего, что было накоплено  в области теории и практики ценообразования  мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки  отечественного ценообразования с  учетом национальной специфики. 
 
 
 
 

2.1. Особенности ценообразования и регулирования цен в США.

     В США заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации президента США Р. Никсона впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами.
     Хотя  президент Никсон и был против установления прямого контроля над  ценами и заработной платой, однако сложное экономическое положение  в стране и давление общественного  мнения вынудили его пойти на крайние  меры. Этому способствовало следующее:
     ? в сложившейся экономической  ситуации снижение уровня инфляции могло  вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего увеличение масштабов  безработицы;
     ? доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет  введен контроль над ценами.
     Не  имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент  США был вынужден пойти на замораживание  цен и заработной платы.
     Следует отметить, что в краткосрочном  плане прямое регулирование цен  способствовало определенной стабилизации экономики страны. К осени 1972 г. в Америке снизились темпы роста оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро увеличиваться ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 г. администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.
     Попытки прямого регулирования цен предпринимались  и в последующие годы. Они затрагивали  прежде всего внутренние цены на энергоносители, которые, отражая повышение импортных  цен на нефть, нефтепродукты и  природный газ, росли в 1974–1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание  инфляционной спирали.
     Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий  в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности добывающих корпораций в разработке новых месторождений  нефти и природного газа ввиду  контроля над уровнем цен привели  к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал  вплоть до 1981 г. увеличиваться высокими темпами.
     Р. Рейган после избрания его президентом, в январе 1981 г. отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. «Контроль над ценами сдерживал производство, стимулировал потребление, подавлял технологические достижения и делал США более зависимым от энергетического импорта», – так комментировал Рейган свое решение.
     В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказывает стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие:
     ? рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных  резервных банков;
     ? сокращение дефицита государственного бюджета;
     ? федеральные закупки товаров  и услуг;
     ? налоговая политика.
     В результате эти направления государственной  макроэкономической политики повлияли на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке  США и, таким образом, определила базовые пропорции обмена и уровня цен.
     Прямое  государственное регулирование цен применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией, некоторые коммуникационные услуги.
     На  сегодняшний день в США государством регулируется от 5 до 10 % цен. Особого внимания заслуживают методы государственного регулирования цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если же рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом, фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.
     Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет «справедливый» уровень контрольных  цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены отпускаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство. Они  идут на бесплатные завтраки для школьников, на помощь беднякам, на продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продаются другим государствам.
     Сельскохозяйственный  закон, принятый в США в 1985 г., внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены залоговые ставки, определяющие объем предоставляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составлял порядка 75–85 % среднерыночной цены за предыдущие пять лет, при этом министру сельского хозяйства было предоставлено право снижать их уровень еще на 20 % в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке.[2]
     Правительство США стремится поддерживать соотношение  между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами.
     Государство оказывает влияние на цены через  стандарты, экономические требования. Под его контролем находятся  процентные ставки за кредит, оказывающие  воздействие на издержки производства и цены.
     В целом контроль за ценами в США  осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная  торговая комиссия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Особенности ценообразования  и регулирования  цен во Франции.

     Во  Франции, несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства, роль государства  сводится к прямому регулированию  цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению наблюдения (контроля) за ценами в условиях конкуренции.
     Здесь регулированием цен занимаются Департамент  по конкуренции, Министерство экономики, финансов и бюджета.
     Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в валовом  национальном продукте и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческий банки, страховые компании и отдельные  фирмы). В первом случае государство  устанавливает все экономические  параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую  продукцию, а во втором – оказывает  минимальное воздействие на экономические  параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции  с частным сектором.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.