На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Педагогика

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2.Категориальный аппарат любой науки – это система понятий, которые используются для описания, анализа исследуемых явлений, процессов, феноменов.
      К основным педагогическим категориям относятся  воспитание, развитие, образование, самосовершенствование (самовоспитание) . 
Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Следовательно, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 
–определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 
–мировоззрения; 
–поведения  
Виды воспитания: 
–умственное;

      нравственное; 
физическое; 
–трудовое; 
–эстетическое  
Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений. 
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности. 
Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов.. 
Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. 
Ядро образования – это обучение . 
Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. 
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних духовных факторов, обеспечивающих развитие. 
 
Педагогическая практика – это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки.

      Педагогическая  теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что в итоге способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки. 
Одна из форм проявления единства науки и практики в сфере образования заключается в том, что они осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества путем приобщения каждого человека к культуре, развития его личности. Другая форма – единая система их взаимосвязи, наличие которой – необходимое условие влияния педагогической науки на практику и выполнение практикой роли источника научного знания.  
Сопоставим науку и практику по характеристикам, которые присущи любой деятельности, это: объекты, средства, результаты. Объектом практической педагогической деятельности является человек, которого воспитывают и обучают. Объект научной педагогической деятельности – это образование как система практической педагогической деятельности в единстве всех ее компонентов. Средства, применяемые в научной и практической педагогической деятельности, соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической деятельности людей. Для педагогической практики это методы, приемы, организационные формы воспитания и обучения, а также наглядные пособия, технические средства и пр. Для науки – методы научного познания: наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теорий, проверка их путем эксперимента, материальное оснащение экспериментальной работы и т.п. Цель и результат практической работы учителя – обученность и воспитанность как качества личности. В основе научных познаний в педагогике выделяют следующие уровни знаний:  
- на эмпирическом уровне формируется знания о фактах, т.е. знание об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания; о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты; об успешной или неудачной работе учителей по новому учебнику и т. п. 
- знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях, т. е. знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, о классификации учебных предметов и т. п. 
- знания нормативные – о должном, о том, что следует делать; к ним относятся общие и частные указания, предписания к деятельности (принципы, правила, рекомендации и т. п.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Понятие «методология» используется в науке в двух основных смыслах:
а) методология  как «знание о знании» – анализ понятия «научное знание», путей познания, сущности научного факта, закономерности, концепции;б) методология как система методов и исследовательских процедур, позволяющих получить научное знание.
«Различают  несколько уровней методологии. Содержание 1 их них – философские знания. 2 уровень – общенаучная методология. (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.). Третий уровеньконкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной «научной дисциплине, например, в педагогике»
«Методология педагогики – это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний о педагогической действительности, а также деятельность по получению таких знаний»
В методологии  выделяют такие понятие как, метод  исследования имеет обеспечение.
Задача  методических исследований – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки и ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов.
Методологическое  обеспечение - возможность использования определ совокупности знаний для обоснования процесса исследоват деятти, ее логики и методов, а также для оценки ее качества.
Источниками знаний, позволяющих обеспечить исследование методологически, являются:
– общефилософские положения и категории
– общенаучная методология;
– знания, полученные в результате методологических исследований в области педагогики;
– специально-научные теории, которые могут стать средством методического обеспечения конкретного исследования;
В последние годы у образовательных учреждений появилась новая функция – исследовательско-поисковая, реализация которой способствует повышению эффективности всего педагогического процесса.
Учитель становится исследователем, т. е. субъектом познания, следовательно, его деятельность также нуждается в научном обеспечении (прежде всего методологическом). Методологическое обеспечение – это совокупность средств познания, выполняющих роль регулятора, с помощью которых планируется, корректируется и контролируется собственный научный поиск, процесс исследования.
Методологическая  культура – особая культура научного мышления, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, который пытается понять свою деятельность).Методол культура ученого и учителя, по мысли В.В. Краевского, отличается тем, что первый получает, «производит» научные пед знания, а второй использует их в своей пед практике: при проектировании пед процесса, формулировании и решении пед задач и т.д.Для педагога-исследователя важно знать сложившиеся сегодня подходы к исследоват деятти и опираться на них.
Деятельностный  подход ориентирует на исследование уч деятти школьника, проф деятти учителя, на выявление их структур, условий формирования, типов ориентировочной основы действия и т. д. Он позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств школьников, студентов, учителей в различных видах деятти.
Личностный  подход ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как чел, что, в свою очередь, требует исследования условий развития человеческого в человеке, изучение механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, соц самозащиты, адаптации человека к соц условиям.
Системный подход (метод системного анализа) позволяет исследователю вычленить элементы и определить состав системы; найти способ, при пом кот элементы связаны между собой; выделить системообразующие, доминирующие факторы; установить уровень целостности системы; изучить ее взаим-ие с внешней средой; выявить ее функции.
Вероятностный подход ориентирует исследователя на вычленение проф вероятных задач, с кот педагог чаще всего сталкивается. Выделив опред тип таких задач, разработать технологию их решения.
Методы  исследования – это способы решения научноисследовательских задач.
Пед наблюдение Изучение педа явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к пед работе.
Исследоват  беседа С помощью этого метода исследователь выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педа фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
Изучение  школьной документации и продуктов деятти учащихся
Изучая  стимулирующую роль оценки знаний учащихся для их успеваемости, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения.
Пед эксперимент Сущность эксперимента как метода исследования заключается в спец организации пед деятти учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теор предложений, или гипотез.
В зависимости  от целевых установок различают  следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный .
К эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме.
Сущность  с-п эксперимента заключается в разработке теор основ и конкретных методических мер по решению исследуемой проблемы. Создается новая псих ситуация, с тем чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону.
Дальнейшим  этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной  методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью  к эксперимента. Суть естественного эксперимента состоит в анализе тех или иных педагогических явлений, стремлении создавать пед ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.
Изучение  и обобщение передового педагогического  опыта
Этот  метод основан на изучении и теор осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.При необходимости массового изучения тех или иных вопросов правомерно провести анкетирование и предложить школьникам ответить на несколько специально подобранных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество учащихся.
Рейтинг – метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является метод компетентных оценок .Методы математической статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.
17Патриотизм и культура межнациональных отношений являются частью морального воспитания личности. На основе такого воспитания возникает любовь и уважение к родине, ее духовным и материальным ценностям, ответственность за могущество и независимость своего государства, бережное отношение к традициям своего народа уважение к особенностям культуры других народов и наций.
 Истинный  патриотизм имеет гуманистическую  природу и неразрывно связан  с благожелательным и уважительным  отношением ко всему человечеству, пониманием и сознанием огромного значения общечеловеческих ценностей и идеалов, их роль в прогрессивном развитии общества. Такая гуманистическая направленность воспитания обеспечит в дальнейшем мирное и сотрудническое сосуществование разных народов в пределах одного государства и дружеские отношения разных стран мира..
Начиная работу по патриот воспитанию, прежде всего, нужно привить любовь и преданность к тем местам, где они родились и выросли.
Организуя воспитательную деят-ть, педагог должен создавать условия, побуждающие учеников овладевать новыми знаниями и умениями, присущих своему народу и другим народам мира. Например, организовав выставку поделок учеников, на тему особенностей стилей и направлений предметов быта разных народов, воспитатель побуждает ребят изучить эти особенности у разных народов и выбрать наиболее понравившееся из них. Таким образом, человек проникает в атмосферу национальных особенностей разных народов, любуется произведениями древних ремесленников, учится уважать и ценить достижения других наций и т. д.
Немаловажную  роль в воспитании патриотизма и  культуры межнациональных отношений  играет формирование интеллектуально-эмоциональной  сферы личности. В этом отношении  следует проводить работы по ознакомлению воспитанников с особенностями культуры, языка, традиций и обычаев своего народа, приводить примеры из истории становления государства о различных подвигах народа и его отдельных представителей в борьбе за независимость и политическое устройство родины. Эффективным методическим приемом в данном случае является обращение к художественной литературе отечественных классиков и современных поэтов и писателей, которые зачастую, ярко выражая чувства и эмоции своих героев, вызывают глубокие переживания в сознании читателей, благодаря чему оставляют глубокий след в памяти человека.
Формирование  устойчивых взглядов и убеждений  является задачей особенно сложной  и требует долгого и терпеливого  педагогического труда. Работая  в этом направлении, воспитатель  должен подбирать такие средства и методы, которые вызывают в душе воспитанников сильные переживания, способные превратить их смысл в личностную необходимость, устойчивые качества. Такими средствами и методами могут быть различные примеры исторических личностей или литературных героев, организация дискуссий, а так же различные виды внеклассной деятельности. Постоянное обсуждение вопросов патриотизма и межнациональных отношений помогает выработать под влиянием педагога свою точку зрения у воспитанников. Проявить патриотическое отношение помогает общественно полезный труд на благо школы, родного города, дома или двора. Интерес у школьников вызывает поисковая работа, направленная на восстановление пробелов истории Великой Отечественной войны, поиск информации о выпускниках родной школы прошлых лет и их дальнейшей судьбе. Внеклассная работа, связанная с художественной самодеятельностью тоже имеет определенную связь с патриотическим воспитанием. В ее рамках готовятся концерты, посвященные различным знаменательным датам и событиям родной страны, а, следовательно, имеют соответствующую тематику.
Практическая  деятельность, формирующая культуру межнациональных отношений, сводится к ознакомлению с особенностями  родственных народов, изучению вопросов о возникновении разных направлений  в развитии одного народа, формировании государств, их распадах и слияниях и т. д. Хорошие результаты дают поездки в соседние государства, при наличии таких возможностей, рассказы учеников о личных поездках в другие страны. 

Терпимость  – это качество, это ценность, значение которых актуализируется в современном мире. Подавляющее большинство этих конфликтов окрашены конфессиональной и этнической нетерпимостью. Все это делает проблему терпимости и, более широко, проблему культуры мира, в которой терпимость занимает важное место, весьма и весьма важной не только с этической, но и с политической точки зрения.
      Под терпимостью понимается уважение к  чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
      проблема  толерантности. Восходящее к латинскому tolerantia слово «толерантность» уже давно вошло в состав русского языка, во-вторых, как этико-политический термин, обозначающий (довольно близко к обиходному пониманию терпимости) признание каким-то человеком (людьми, группой) права другого человека (людей, группы) на собственное мнение, убеждение, вкус, позицию, независимо от возможного различия их интересов.
      Как и в чем проявляется терпимость в отношениях между людьми? Здесь  можно выделить по крайней мере три момента. Во-первых, это сознательное подавление в себе чувства неприятия, вызванного инаковостью другого.
      Во-вторых, терпимость проявляется в признании  права другого на сохранение своей  самобытности. право на свободу самовыражения, особым проявлением которого является свобода слова.
      терпимость выражается именно в уважении самобытности, инаковости другого.Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения. Можно предложить в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религий народов России, включив в него, прежде всего, изучение религии своего народа, во-вторых, ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России.
Веротерпимость – мировоззренческая установка на право разных людей и общностей исповедовать свои религиозные взгляды, конфессиональные традиции либо нерелигиозные убеждения, концепции. Интернационализм – мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов независимо от их национальной, расовой принадлежности; уважение и признание социально-исторического и культурного наследия народов всего мира.
5.Дидактика -важнейшая отрасль научн знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке для обозначения искусства обучения . основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; когда, где, кого и зачем учить.Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения.
В Национальной доктрине образования в качестве целей образования обозначено:
- разностороннее  и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности, формирование трудовой мотивации, активной жизненной и проф позиции, обучение основным принципам построения проф карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- непрерывность  образования в течение всей  жизни человека;
- многообразие типов и видов образов учреждений и вариативность образоват программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание.
Все указанные аксиологические блоки (государственная, общественная и личностная ценность образования) составляют единство категории «ценность образования».
Образование как система- совокупность взаимодействующих: преемственных образов программ и гос образ стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образов учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Различают по уровню: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, высшее образование. По форме получения: стихийное, получаемое в процессе как целенаправленных, так и спонтанных действий; и формальное, организованное, получаемое в специальных образовательных системах. По содержанию: общее, профессиональное, специальное (предоставляемое детям и взрослым, имеющим отклонения в псих и физич развитии).
Управление  образованием – сложная организационно-структурная  система, внутри которой выделяются:
-  федеральный  орган исполнительной власти - Министерство образования и науки Рф, Федеральное агентство по образованию как структурное подразделение министерства;
- организационная структура регион управления образованием;
- муниципальные  структуры управления образованием;
- организационные структуры управления самих образов учреждений.
Образование как процесс-освоение человеком в условиях образов учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деят-ти, ценностных ориентаций и отношений.
Образование как результат – характеристика достигнутого уровня образованности.
Обучение  – самый важный и надежный способ получения систематического образования.
Обучение  – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, мировоззрения.
Обучение  всегда происходит в общении и  основывается на вербально-деятельностном подходе.В процессе обучения реализуются три функции: образовательная (вооружение учащихся системой науч знаний, умений и навыков и ее использования на практике); воспитательная; развивающая
Процесс обучения учащихся в школе протекает  под руководством учителя. Учитель  ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
Управление  процессом обучения предполагает прохождение  определенных этапов в соответствии с заданной структурой пед процесса и самой пед деят-ти: планирование, организацию, регулирование (стимулироване), контроль, оценку и анализ результатов.
Организация деят-ти учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для ее выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.
Преподавание  предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности.
Завершающим этапом обучения, как и педагогического  процесса в целом, является анализ результатов решения пед задачи. Он осуществляется с позиции достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения.
Одной из функций  дидактики является познание процесса обучения и установление лежащих в его основе закономерностей.
закономерности  обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повтор связи между состав частями, компонентами процесса обучения.
внешние закономерности:1) процесс обучения, его цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены социально-эконом потребностями общества;2) задачи, содержание, формы и методы процесса обучения зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.(Ю.К. Бабанский)
К внутренним закономер процесса обучения относятся связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, формами, средствами. Иначе говоря – это зависимость между преподавателем, учеником и изучаемым материалом.
 Из  закономерн процесса обучения должны вытекать основополагающие требования к практич организации учеб процесса. В качестве таких требований выступают принципы обучения.
Принципы  обучения – руководящие положения, определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями обучения, образования и закономерностями процесса усвоения знаний, умений, навыков.(Н.Н. Рощина)
К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторая) и деятельностная.
Ассоциативная теория обучения оформилась в XVII в. Ее методологические основания были разработаны Дж. Локком, который и предложил термин «ассоциация». Основные принципы - механизмом любого акта учения своим основанием имеет наглядность, т.е. опирается на чувственное познание, поэтому обогащение сознания обучающегося образами и представлениями – основная задача учебной деятельности;
Ассоциативным теориям обучения, которые изначально не ориентированы на развитие творческого потенциала учащихся, противостоят теории, опирающиеся на деятельностный подход.
К ним  относятся теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), теория ученой деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.). 
 

6.Содержание образования -  один из компонентов учебно-воспит процесса. большинство соврем школ направляет свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника.
Гуманизация образования - построение отношений участников образов процесса на основе смены стиля пед общения - от авторитарного к демократическому.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (ст. 7) в нашей стране вводятся образов стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федер нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:- мин содержания основных образовательных программ;- макс объем учебной нагрузки обучающихся;- требования к уровню подготовки выпускников школы.
Наличие четко определенных стандартов позволяет  каждому учителю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался.
Являясь гос нормой образованности, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.
В практике общего среднего образования используется несколько видов учебных планов. Базисный план служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы. Регион учебный план разрабатывается регион органами управления образования и носит рекомендательный характер. Учебный план школы разрабатывается на основе базисного и регион учебных планов на длит период и отражает особенности конкретной школы.
В учебных  планах выделяется федеральный, национально-региональный, школьный компоненты.Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственные значения.Национально-региональный компонент обеспечивает особенности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культурШкольный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии с Законом "Об образовании" является исключительной прерогативой образовательного учреждения.
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Она содержит: 1)объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям  и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; 2) тематичес содержание изучаемого материала; 3) ориентировочное кол-во времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; 4) указание по реализации межпредметных и межкурсовых связей; 5) перечень уч оборудования, наглядных пособий;  6) рекомендуемую литературу.
Содержание  образования подробно раскрывается в уч литературе( школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе)
Образовательная программа. Естественно, появилась необходимость в создании индивид образоват программ, соответствующих специфике каждой образоват школы. Статья 9 Закона РФ «Об образовании» закрепила необходимость такого документа и дала его определение: «Образов программа - нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответственного уровня и направленности, а с другой - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитат процесса и управления данного учебн заведения».
Структура образоват программы состоит из следующих основных модулей:
1.Целеполагающий.( В данном модуле определяется назначение программы, цели и актуальности ее разработки.
2.Аналитический, посвященный анализу реального положения образовательной деятельности на момент написания образовательной программы.
3Диагностико-прогностический, оценочный, содержащий оценку образовательной деятельности, в соответствии с социальными, концептуальными и другими требованиями.
4.Проектный,. В данном модуле определяется назначение программы, цели и актуальности ее разработки.
5.Программный, определяющий систему действий по реализации проекта, концепции, по переходу от существующего к желаемому уровню образовательной деятельности.
6. Ресурсно-материальный, определяющий возможности реализации  образовательной программы, реальность ее выполнения.
Базовая культура - есть некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее – оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.
Исходя  из современной  социально-педагогической ситуации целесообразно выделить приоритетные направления базовой культуры, которые могут составить основу содержания образования. Это – культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и экологическая, художественная и физическая культура;  культура общения и культура семейных отношений. В основе формирования  базовой культуры личности лежит отбор адекватного содержания образования.
Актуальным  в современных условиях стал компетентностный подход к отбору содержания образования. Важной особенностью компетентности человека является то, что компетентность реализуются в настоящем, но ориентирована на будущее.
Компетентность  всегда проявляется в деятельности. Нельзя «увидеть» непроявленную компетентность. При этом важную роль играет контекст, в котором проявляется компетентность. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, т.е. при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата (продукта) или способа поведения.
Проектное обучение является одним из способов развития компетентностей в образовании. К настоящему времени оно стало признанной во всем мире методологией практико-ориентированной модели образования.
      К таким умениям относятся:
      коммуникативно-обучающие умения, умения межкультурной коммуникации;
      учебно-познавательные умения, компенсаторные умения.
      Для развития умений в рамках компетентностного  подхода учитель должен использовать прогрессивные технологии: проектная деятельность, разработка кейсов, создание коммуникативных ситуаций, индивидуальная работа и работа в группах, ролевые игры и т.д. 
 

4. Естественно, что  в процессе воспитания  центральной фигурой  является тот,  кого воспитывают, воспитанник.
Вне общества, без общения с людьми ребенок  не может стать личностью, не может развиваться как человек. Это подтверждают время от времени примеры развития детей, попавших по каким-либо причинам в раннем возрасте в стаи животных и оставшихся живыми.
Для педагогики, оперирующей понятием не вообще субъекта, а субъекта воспитания, такое представление о нем оказывается слишком узким, не отражающим всю глубину отношений воспитанника с воспитателями, особенно в условиях гуманистического воспитания.
Педагогика  как наука о развитии биологических, психических и социальных черт, сторон человеческой личности должна рассматривать проблему соотношения субъекта и объекта в воспитании с учетом всех этих сторон. С этой точки зрения сама способность человеческого организма к саморазвитию в соответствующих условиях (П.Ф.Каптерев) как генетически заданное свойство характеризует внутреннюю активность индивида, присущую ему с момента рождения, - именно активность человеческого организма, а не вообще живого существа. В соответствии с этим современная российская и мировая педагогика все больше рассматривает воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития, а воспитание - как объективно-субъективный процесс саморазвития и самостановления детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений.
Признание изначальной субъектности воспитанника в воспитании подтверждается тремя фундаментальными основаниями: биологическим в виде генетически заданного свойства саморазвития, психологическим как признанием психическим своеобразия всякого психического и социальным в смысле неизбежного признания за каждым индивидом его особенного места в системе общественных отношений.
Развивается человек и в физиологическом  отношении: совершенствуются по мере взросления физиологические процессы, протекающие в организме. Значительно усложняются и стабилизируются к концу школьного обучения кровообращение и пищеварение, процессы нервной деятельности. Особое значение имеют процессы, определяющие половое развитие и созревание.
Значительные  изменения происходят и в психике  человека: изменяется скорость протекания психических процессов, формируется характер, развивается воля и др. Развиваются память и мышление детей: память - от механической к смысловой и логической, мышление - от конкретных (наглядных) ее форм к абстрактным, отвлеченно-теоретическим. Развиваются также воображение, внимание, эмоции, способности.
Развитие  человека в социальном отношении  характеризуется главным образом  усложнением отношений с людьми, обществом в целом. Младенец вступает в очень простые отношения почти исключительно с одним человеком - матерью. Затем круг его общения расширяется. Характер взаимоотношений с окружающими людьми  изменяется, они становятся все более осознанными и разносторонними. Ребенок становится все в большей степени субъектом отношений: он не только воспринимает направленные на него воздействия, но и сам сознательно оказывает воздействия на окружающих с целью изменить свое положение.
Глубокое  научное исследование проблемы показывает, что за исключением случаев проявления особой одаренности результаты успешной деятельности в той или иной области искусства, науки, предпринимательства обусловлены комплексом факторов, среди которых важнейшими оказываются среда и воспитание.
Ведь  среда и воспитание приспосабливают  человека к существованию в имеющихся условиях, наследственность же фактически не изменяется, а тем не менее человек из пещер переселился в хижины, а затем во дворцы, начал осваивать космос. Изменились и внешний облик человека, его мышление, весь духовный мир. Изменил он и среду своего обитания, хотя в соответствии с идеей о развитии под влиянием среды, воспитания и наследственности этого не должно было быть.
Это значит, что развитие человека определяется не только вышеуказанными факторами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Метод обучения–упорядоченная деят-ть педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.
Метод обучения характеризуется3признакамицель обучения; способ усвоения; характер взаим-ия субъектов обучения.
В структуре  методов обучения выделяются приемы.
Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения.
Методы  обучения осуществляются различными средствами обучения, к кот относятся материальные и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффект организации учебной деят-ти школьников.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.1. Традиционная классификация В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов : практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.; работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль 3.  Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)В данной классификации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.Сущность информационно-рецептивного метода выражается в признаках: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.В репродуктивном методе обучения выделяются признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.Главное преимущество данного метода – экономность.
Репродуктивный  метод должен сочетаться с другими  методами.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.частично-поискового (эвристического) метода: знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.исследовательского метода: учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной.Недостатки данного метода – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся..Выбор методов обучения зависит : от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики; особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы; особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов; цели, задач и содержания материала конкретного урока; времени, отведенного на изучение того или иного материала; возрастных особенностей учащихся; уровня их реальных познавательных возможностей; уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития); особенностей классного коллектива; внешних условий (географических, производственного окружения); материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.
Средство  обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.
1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные .
К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.2. По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения . Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения.
9. Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление); применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная  форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика; предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников; обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; создает благоприятные предпосылки дня взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся; экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.
Вместе  с тем данная форма не лишена недостатков , снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Классно-урочная  форма организации обучения включает: лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и  производственного обучения, собеседования, консультации, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся.
При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых. 
Требования, предъявляемые к современному уроку
Урок является ключевым компонентом классно-урочной системы обучения. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие.
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.
К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные  требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств; внимательное отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно  реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Типология и структура уроков
1) комбинированные (смешанные);
2) уроки изучения новых знаний;
3) уроки формирования новых умений;
4) уроки обобщения и систематизации изученного;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
6) уроки практического применения знаний, умений
Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
Этапы комбинированного урока , разложенные на отрезки времени, следующие:
1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);
2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;
3 этап – закрепление, систематизация, применение;
4 этап – задание на дом.
Подготовка  урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Вспомогательные  формы организации учебной работы– разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
К числу  основных и стабильных видов внешкольных  занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся.
Важные  дидактические функции домашней самостоятельной работы: закрепление знаний, умений, полученных на уроках; расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе; формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений; развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося; выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий для изучения новых тем на уроках.
Предметные  кружки играют благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.
Традиционно к вспомогательным формам учебной  работы относятся экскурсии.
Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.
Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные, включающие тематику нескольких смежных дисциплин.
Важное  значение имеет заключительный этап экскурсии – подведение итогов и обработка собранного материала . По теме экскурсии проводится беседа.
Учебными  планами предусматривается организация всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.
Консультации дают возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. Одно из важнейших  направлений индивидуализации  обучения – это индивидуализация содержания образования. В основе этого направления – принцип обогащения знаниями. Можно выдвинуть два вида обогащения:
горизонтальное (знания расширяются посредствам  изучения дополнительной литературы, введения дополнительных предметов, тем);
вертикальное (знания углубляются, например, посредством  выполнения более сложных заданий).
Индивидуализация  может также осуществляться по методам, формам, темпу и индивидуальному  стилю деятельности.
Личностный  подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень  важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформированность установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.