На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Подготовка специалистов в области высоких технологий

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

Введение………………………………………………………………………... 2-3 

    Причины спроса предприятий на квалифицированных  специалистов…. 4
 
      Проблемы  кадрового обеспечения предприятий  электроники……… 5-6
 
      Повышение качества подготовки специалистов……………………… 7-8
 
 
    Автоматизированные  системы, ориентированные на управление процессами подготовки кадров…………………………………………… 9
 
      Подготовка  кадров ……………………………………………………… 10
 
      Модель  специалиста ………………………………………………… 11-13
 
      Модель  требуемых знаний……………………………………………14-15
 
    Этапы процесса формирования опережающего учебного плана  с учетом требований работодателей………………………………………………... 16
 
4. Подготовка высококвалифицированных специалистов в областях электроники и радиоэлектроники на примере Института электронных и информационных систем (ИЭИС) Новгородского государственного университета (НовГУ)……………………………………………………… 17-18 

4.1. Решение проблем подготовки специалистов в областях электроники и радиоэлектроники…………………………………………………………... 19-20 

Заключение………………………………………………………………………21 

Список  литературы…………………………………………………………. 22-23 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    В России в настоящее время существует определенный дисбаланс между спросом предприятий промышленности на квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в конкретной области деятельности на высоком уровне, с одной стороны, и ограниченными возможностями высших учебных заведений удовлетворить этот спрос, с другой.
    Опыт  развитых индустриальных стран показывает, что для долгосрочного устойчивого  роста экономики необходимо осуществить  ее перевод на инновационный путь развития. Для этого нужны квалифицированные  специалисты в области инновационной  деятельности, которые смогли бы создавать  инновационную цепочку: анализ рынка — научный поиск — опытно-конструкторская разработка — технологический дизайн — разработка промышленного образца — продвижение продукта на рынок.
    Мировой опыт показывает, что подготовка кадров для инновационной деятельности имеет два направления. Первое — подготовка управленцев, способных руководить инновационными процессами на различных уровнях. Второе — подготовка инновационных менеджеров, маркетологов, аналитиков и т. д. С целью решения этой задачи должна быть создана многоуровневая система по кадровому обеспечению сферы инновационной деятельности.
    Подобная  многоуровневая система по подготовке специалистов в области инновационной  деятельности формируется в настоящее время в России. Основу этой многоуровневой системы инновационного образования составляют опорные (специализированные) центры по подготовке специалистов для инновационной деятельности в научно-технической сфере. Кроме того, свои услуги в области подготовки специалистов, занимающихся вопросами инновационного менеджмента в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации, предоставляют многие образовательные учреждения: государственные и негосударственные учебные заведения, специализированные институты, ориентированные на переподготовку и повышение квалификации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Причины спроса предприятий  на квалифицированных  специалистов.
    В России в настоящее время существует определенный дисбаланс между спросом предприятий промышленности на квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в конкретной области деятельности на высоком уровне, с одной стороны, и ограниченными возможностями высших учебных заведений удовлетворить этот спрос, с другой. Это происходит по следующим причинам:
    при формировании и выполнении образовательного заказа учебными заведениями не учитывается конъюнктура рынка труда;
    работодатели зачастую не указывают свои требования к профессии и не участвуют в уточнении образовательных программ при подготовке под конкретное рабочее место;
    образовательные учреждения оказываются не готовыми обеспечить образование выпускников по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
    к моменту окончания обучения предприятия отказываются от выпускников из-за сокращения объемов производства;
    обучающиеся не проявляют должной мотивации к освоению знаний, умений и навыков, в результате не проходят отбор при трудоустройстве из-за неспособности выполнять требования работодателей.
 
 
 
      Проблемы  кадрового обеспечения  предприятий электроники.
    Рассматривая  проблемы кадрового обеспечения  предприятий электроники, нельзя не учитывать особую ситуацию, сложившуюся  в отечественной электронике [1]. Российские электронщики вынуждены  существовать в условиях снижения государственного заказа, отсутствия инвестиций для  модернизации технологического оборудования, дефицита необходимых материалов, жесткой  конкуренции со стороны зарубежных производителей. При такой принципиально  изменившейся ситуации задачей высшей школы стала максимально быстрая  адаптация к этому учебного процесса, направленная на выпуск инженеров нового поколения - разработчиков высоких технологий, владеющих современной элементной базой, умеющих работать с современными средствами разработки. Проведенный анализ тенденций развития таких областей как электроника, автоматика, радиотехника, информатика и связь свидетельствует о нарастании интеграционных процессов в указанных научно-технических направлениях. Возникает необходимость подготовки специалистов с универсальной базовой компонентой, способных работать в любой из указанных областей при определенной дополнительной специальной подготовке (либо в рамках специализации). Поэтому главными чертами инженера как личности и как работника должны быть: 
    понимание инженерной деятельности как интегративного процесса; 
    аналитическое мышление со способностью критической оценки объектов и проблем путем моделирования, имитации, оптимизации на базе глубоких знаний в области фундаментальных наук;  
    способность синтезировать нововведения на этапах их проектирования и производства с рациональной оценкой последовательности и полноты их реализации; 
    учет экономических, производственных, международных и других условий, в которых осуществляется инженерная деятельность; 
    способность пополнять свои знания в течение всей трудовой деятельности и адаптироваться к изменениям технической и технологической среды, требованиям мирового рынка.
    Здесь необходимо отметить, что и проблемы восстановления промышленного потенциала, и проблемы обновления и востребованности технического образования могут  и должны решаться совместно, при  объединении возможностей, потенциалов  и ресурсов промышленности и технических  вузов страны. В России партнерские  связи высшего профессионального  образования с промышленностью  уже приобретают масштабный характер. Разнообразные формы такого сотрудничества зависят от профиля подготовки, особенностей региона и конкретной местности, организационно-правовых параметров предприятия  и т. д. К ним можно отнести:
    внедрение в образовательный процесс технологических "ноу-хау";
    подготовку и переподготовку работников предприятий;
    организацию производственной практики обучающихся;
    обязательное трудоустройство выпускников;
    совместную исследовательскую работу;
    финансовую помощь и поддержку;
    уточнение, обновление и разработку квалификационных характеристик;
    совместное обновление содержания образования.
 
 
 
      Повышение качества подготовки специалистов.
    Основным  стимулом возникновения сотрудничества является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов. Предприятия заинтересованы в гибкой форме обучения, оперативно адаптирующейся к изменяющимся условиям и конъюнктуре рынка. Переход  к новому характеру взаимодействия науки, техники, технологий и промышленного  производства вызвал необходимость  изменения системы образования, ее технологий, методик обучения, усиления их действенности по развитию творческого  мышления, ее инновационности, т.е. вызвал необходимость формирования так  называемого "опережающего" образования [2].
    Сама  идея опережающего профессионального  образования как существенного  свойства профессионального образования  лежит в основе развития способностей и возможностей человека самоопределяться в мире профессионального труда  и его подготовки к динамично  меняющимся производству и социосфере. Усиление действия опережающего профессионального  образования, степень и полнота  его проявления становятся также  условием развития самого производства, благодаря повышению общей и  профессиональной готовности возможных  претендентов на те или иные вакантные  места, что делает менее острой проблему "авральной" подготовки и переподготовки кадров к постоянно развивающемуся производству.
    Процесс подготовки кадров не может быть пущен  на самотек, ибо слишком велики издержки при получении предприятием от системы  образования рабочей силы, не приспособленной  к конкретным условиям производства. Отсюда стремление предприятий активно  воздействовать на процесс базовой  профессиональной подготовки. Это означает, в первую очередь, создание внутрифирменных  учебных центров, где труд на производстве сочетается с продолжительным теоретическим курсом. Большинство учебных центров, даже крупных корпораций, не могут обеспечить не только теоретическую часть базовой подготовки высококвалифицированных специалистов, но и опережающий характер подготовки. Отсюда их стремление к активному воздействию на процесс обучения в высших учебных заведениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Автоматизированные  системы, ориентированные  на управление процессами подготовки кадров.
    В настоящее время одной из характерных  особенностей как систем управления подготовкой специалистов в вузах, так и систем управления персоналом на предприятиях является информатизация, основанная на внедрении новых информационных технологий. Проведенный анализ показал, что в настоящее время практически  все существующие вузовские автоматизированные системы, ориентированные на управление процессами подготовки кадров, не способны учитывать требования конкретных работодателей. Наряду с этим, главной чертой всех рассмотренных систем управления персоналом является их ориентация внутрь предприятия, практически полное отсутствие связей с внешней средой. Поэтому задача создания автоматизированной системы  взаимодействия вуза и предприятий  с целью более качественной подготовки кадров с учетом требований работодателей  и с использованием принципа опережающей  подготовки весьма актуальна [3]. Подобная автоматизированная система управления (АСУ) подготовкой кадров должна обеспечивать:
    интеграцию АСУ персоналом предприятия и АСУ вузом;
    уточнение, обновление и разработку квалификационных характеристик специалистов с учетом будущих задач предприятия;
    учет требований предприятий к содержанию обучения и уровню подготовки кадров вузом;
    оперативное формирование учебных планов подготовки и переподготовки кадров для предприятий с учетом перспектив развития науки, техники и технологий.
 
 
      Подготовка  кадров.
    В целях проектирования АСУ подготовкой  кадров были разработаны модель специалиста  и модель требуемых знаний. Модель специалиста отражает требования к  личностным качествам будущих специалистов; их профессиональным качествам и  умениям; знаниям, навыкам и умениям  по различным учебным предметам; характеристикам физического и  психического состояния и т.п.
    В состав модели входят тематическая и  семантическая модели. Тематическая модель, по сути дела, - это привычная всем программа читаемого курса. Она строится именно по тематическому принципу, в ней перечисляются разделы и темы, подлежащие изучению. При этом возможна детализация различной степени. В модель были введены понятия модуля - как однородного, функционально законченного раздела дисциплины и учебного элемента - как минимальной неделимой части учебного плана, некоторого понятия предметной области, теоремы, определения и т.п., реализованного в соответствующем модуле.
      Семантическая модель представляет  собой содержание предметной  области на том или ином  уровне знания. В состав модели  входят матрицы отношений очередности  и логических связей, последовательность  изучения объектов предметной  области, граф логических связей. 
 
 
 
 

      Модель  специалиста.
    Необходимость построения модели профессиональной деятельности и личности специалиста диктуется  рядом обстоятельств. Во-первых, данная модель дает представление о целостном  содержании профессиональной деятельности, ее внутренней структуре, взаимосвязи  и взаимозависимости ее элементов. Во-вторых, разработка такой модели позволяет объединить информацию об отдельных сторонах профессиональной деятельности, рассредоточенную в разных курсах учебных дисциплин, и уже  тем самым создает возможности  для систематизации, исключения дублирования, выявления недостающего материала.
    Моделирование рассматривается в литературе как  метод исследования объектов познания на их моделях; сам процесс моелирования представляет собой построение и  изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов, физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов для определения или улучшения  их характеристик, рационализации способов их построения и управления ими и  т.п.
    Модель - это «такая мысленно представленная или материально реализованная  система, которая, отображая или  воспроизводя существующий или проектируемый  объект исследования, способна замещать ее так, что ее изучение дает нам  новую информацию об этом объекте.
    Особое  значение приобретает моделирование  как метод познания в тех случаях, когда эмпирическая картина изучаемого явления неполная, не выявлена в  деталях. Синтез имеющихся знаний о  конкретном объекте и выявление  наиболее важных для исследования его  неизученных сторон - основное преимущество метода моделирования.
    Общие исходные принципы построения моделей  и последовательность операций при  их разработке предполагают:
    •  определение целей и конкретных задач моделирования;
    • сбор и систематизацию информации, относящейся к сформулированным задачам (достоверность и полнота  исходной информации - необходимое  условие построения обоснованной модели);
    • выделение основных факторов, влияющих на изменение тенденций и закономерностей  исследуемого объекта или явления;
    • построение модели исходя из задач, которые  призвана решать данная модель; при  математическом моделировании все  включаемые в модель факторы переводятся  со словесного языка на язык математики
    Отсутствие  количественных теорий, которые адекватно  отражали бы основные качественные аспекты  исследуемых педагогических явлений, приводит к тому, что при исследовании педагогических явлений используются, как правило, описательные и объяснительные модели.
    Приходится  считаться и с тем, что построение моделей социальных явлений, в том  числе педагогических процессов, осложнено  такими обстоятельствами, как многофакторность социальных явлений и процессов; наличие субъективною фактора, который  обусловливает стохастичность, недетерминированность  модели. Факторы и условия, определяющие социальные явления, обычно складываются из качественных признаков, которые  труднее поддаются количественному  измерению, чем это имеет место в естественных процессах.
    Модель  специалиста формируется для  всех инженерных специальностей и направлений  вуза с использованием рабочих программ, рабочих планов и другой методической литературы. Необходимо отметить, что модель строится на уровне учебных модулей с учетом анализа:
    требований ГОС;
    перечня критических технологий федерального уровня;
    приоритетных направлений фундаментальных исследований;
    концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации;
    научно-технических программ Минобразования РФ;
    эффективности выполнения НИОКР в вузе.
    Предложенная  модель специалиста открывает новые  возможности для проектирования и организации учебного процесса. Она позволяет:
    четко определить содержание учебного материала и цели обучения;
    представить содержание в наглядном и обозримом виде;
    привлечь экспертов для обсуждения полноты содержания уже на начальной стадии проектирования;
    обеспечить четкую преемственность учебных дисциплин;
    осуществить интеграцию дисциплин разных специальностей, интеграцию Госстандартов и требований заказчиков;
    перейти к машинным формам представления модели содержания обучения для автоматизации задачи планирования содержания образования.
 
 
 
 
      Модель  требуемых знаний.
Модель  требуемых знаний представляет собой  дерево G = (X, U), где X = {x1, x2, , xn} - множество вершин - совокупность учебных модулей, U = {u1, u2, , um} - дуги, отражающие взаимосвязи между модулями. Каждой вершине ставится в соответствие оценка уровня значимости данного учебного модуля при подготовке соответствующего специалиста - m (xi), xiО X, i = 1 n. Модель формируется для каждой должности с использованием математического аппарата нечеткой логики по итогам экспертного опроса. При этом учитываются:
    будущие задачи предприятия;
    состояние и перспективы развития науки, техники и технологий;
    научно-техническая и инновационная политика региона.
Нечеткость  измерения значимости данного учебного модуля для данной должности происходит из-за того, что заказчики не могут  точно сформулировать требования к  должности. Разработанная методика формирования модели требуемых знаний позволяет учесть слабоформализуемые требования работодателей к выпускаемым  вузом специалистам.
Здесь необходимо пояснить, что связующим  звеном в системе управления подготовкой  кадров является понятие профиля  должности. В профиль должности  входят:
    цели и задачи должности;
    выполняемые функции;
    должностная инструкция, включающая в себя права работника, обязанности, ответственность, подчиненность, документы и информационные связи и пр.;
    требования к должности, а именно: профессионально-квалификационные требования (знания, навыки, опыт, умения);
    требования общего характера (профессиональные, психофизиологические, социального характера);
    компетенции.
Вся совокупность требований - база требований - является стандартизованным набором параметров, характеристик, которые формируются для данного предприятия без привязки к конкретной должности, но именно из набора разных требований формируется профиль конкретной должности. Модель специалиста служит основой для формирования (или обновления) базы требований предприятия, а с учетом построенных из базы требований профилей должности строится модель требуемых знаний. В свою очередь модель требуемых знаний дает возможность формировать учебные планы только из значимых учебных модулей с точки зрения работодателя и в соответствии с принципом опережающего образования. Этапы процесса формирования опережающего учебного плана с учетом требований работодателя представлены на рисунке. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Рис. Этапы процесса формирования опережающего учебного плана с учетом требований работодателей. 

 
 
 

4. Подготовка высококвалифицированных специалистов в областях электроники и радиоэлектроники на примере Института электронных и информационных систем (ИЭИС) Новгородского государственного университета (НовГУ).
    Такого  рода подходы при подготовке высококвалифицированных  специалистов в областях электроники  и радиоэлектроники могут быть продемонстрированы на примере Института электронных  и информационных систем (ИЭИС) Новгородского  государственного университета имени  Ярослава Мудрого (НовГУ). В ИЭИС осуществляется многоуровневая подготовка кадров [4]:
    бакалавров по 4 направлениям;
    магистров по 7 магистерским программам;
    инженеров по 8 специальностям.
    Базовая бакалаврская подготовка ориентирована  на продолжение образования с  целью получения диплома инженера или магистра. Ее заказчиками, как  и инженерных и магистерских программ, являются промышленные и коммерческие организации, административные и социальные службы, учебные и научные учреждения. В настоящее время бакалаврская подготовка не является самодостаточной, т.к. не решены вопросы о статусе  бакалавра по Министерству труда. Тем  не менее, ряд выпускников бакалавриата успешно трудятся в образовательной  и производственной сферах.
    В системе многоуровневой подготовки ИЭИС предусмотрена фундаментализация  базового образования, открывающая  будущим бакалаврам и магистрам  широкий простор для выбора направления  узкопрофессиональной деятельности и  позволяющая легко адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка.
    Важным  условием является также ориентация магистратуры на выпуск высококвалифицированных  кадров для научно-педагогической деятельности. В счет часов регионального компонента основной образовательной программы  возможно получение дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы", что создает условия  для формирования нового поколения  преподавателей, способных проектировать  и реализовывать новые образовательные  технологии и готовить специалистов нового типа.
    Необходимо  отметить, что научно-техническая  политика Новгородского региона  в значительной степени учитывает  мировые и отечественные тенденции  развития в областях высоких технологий: разработка и производство систем и  аппаратуры промышленного телевидения  для специальных целей и народного  хозяйства, развитие средств связи, сверхвысокочастотных микроэлектронных приборов на арсениде галлия и др. [5]. Анализ тенденций развития наукоемких направлений радиоэлектронного профиля региона свидетельствует о необходимости подготовки специалистов интеграционного типа, способных работать на острие "прорывных" технологий XXI века.
    При тесном взаимодействии с представителями  работодателя и в соответствии с  разработанными методиками был сформирован  опережающий учебный план подготовки специалистов в области СВЧ микроэлектронных приборов на основе микро- и нанослоевых  композиций соединений А3В5 для ЗАО "НПП "Планета-Аргалл". Он позволяет  сформировать у обучающегося не только определенные знания и умения, но и  особые компетенции, сфокусированные  на способности применения их на практике, в реальном деле, при создании новой  конкурентоспособной продукции. Новое  качество инженерного образования  достигается на основе умений решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владения методами проектного менеджмента, готовности к коммуникациям  и командной работе.
4.1. Решение проблем подготовки специалистов в областях электроники и радиоэлектроники.
    Решение проблем подготовки специалистов в  областях электроники и радиоэлектроники требует от вуза интеграции потенциала промышленности и научных организаций  для совместной подготовки специалистов. Поэтому развивается идеология  стратегического партнерства ИЭИС - предприятие: учебно-научные лаборатории (НИИПТ "Растр", НИИ прецизионного приборостроения), филиалы кафедр (ПО "Квант"), и в перспективе - базовые кафедры.
    В 2002 году был утвержден план организационно-технических мероприятий по развитию системы подготовки инженерных кадров в НовГУ. План, разработанный научно-методическим советом по проблемам инженерно-технического образования совместно с администрацией Великого Новгорода, позволяет частично решить кадровые проблемы города на период 2002-2004 годов.
    План  включает:
    разработку рабочих программ учебных дисциплин для целевой подготовки инженерных кадров за счет предприятий;
    разработку комплексной программы для подготовки кадров высшей квалификации для предприятий;
    проведение на постоянной и плановой основе консультаций и занятий по повышению квалификации сотрудников предприятий по согласованным программам;
    открытие в ИЭИС новой инженерной специализации по промышленным системам управления с углубленным изучением иностранных языков для вновь открывающихся предприятий;
    корректировку спектра образовательных услуг на основе заключения прямых комплексных договоров с предприятиями, в том числе переподготовку инженеров по новым производственным и информационным технологиям;
    открытие кафедр, лабораторий НовГУ на предприятиях.
    НовГУ в лице инженерных специальностей с  марта 2003 г. является членом Общероссийского общественного объединения "Ассоциация инженерного образования России". Одна из задач ассоциации - содействие международной аккредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий, в том числе сертификация специалистов и преподавателей высшей школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение
    Очевидно, что для успешного решения  сложных задач в инновационной  сфере, помимо специалистов с высшим образованием, требуются научные  кадры высшей квалификации по инновационным  специальностям.
    В условиях, когда процесс введения инновационных специальностей находится  на начальной стадии, необходимо шире использовать имеющуюся систему  переподготовки и повышения квалификации кадров, а также активизировать работу по созданию специализированных образовательных  учреждений и центров, осуществляющих подготовку инновационных специалистов. Наряду с этим представляется целесообразным организовать переподготовку и повышение  квалификации специалистов по различным  направлениям инновационной деятельности в отраслевых институтах и в научных  центрах, созданных непосредственно  при промышленных предприятиях и  концернах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.