На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Темперамент, нервная система, успешность деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Украины
Донецкий  национальный университет экономики  и торговли
имени Михаила  Туган - Барановского 
 
 
 

Кафедра философских наук 
 
 
 
 

Реферат
по дисциплине : «Педагогика и психология»
на тему:
«Темперамент, нервная система, успешность деятельности.» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель:
студент группы ОА-09-А
Герман  Я. Ю. 

Руководитель:
Кулешова  В.А. 
 
 

Донецк  – 2010
Содержание
                    Введение
      Из истории учений о темпераменте.                                                           
      Понятие темперамента.
      Типология темпераментов.
      Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека.
      Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
      Заключение
      Список использованных источников 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Введение. 

   Известный психолог Мерлин  писал:  «Представьте  себе  две  реки  –  одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную.  Течение  первой  едва
заметно, она  плавно несет свои воды,  у  нее  нет  ярких  всплесков,  бурных
водопадов и  брызг. Течение второй – полная  противоположность.  Река  быстро
несется, вода в  ней грохочет, бурлит и, ударяясь  о  камни,  превращается  в
клочья пены…  Нечто подобное можно  наблюдать  и в поведении людей».
   Наблюдения  показали, что все люди различны  не только по внешности,  но  и
по поведению, движениям. Например, если последить  за поведением учеников  на
уроке, то можно  сразу заметить разницу в  поведении,  движениях  каждого.  У
одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие  во  взгляде,  а
у других резкие движения, суета в глазах, но большинство  из  них  показывают
похожие  результаты  в  развитии.  Чем  же  объясняется  такая   разница   в
поведении? Прежде всего темпераментом,  который  проявляется  в  любом  виде
деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая),  в  походке,  жестах,
во  всем  поведении.  Индивидуальные  психологические  особенности  личности
человека, его  темперамент придают своеобразную окраску всей  деятельности  и
поведению.
      Темперамент легко определить  по скорости движений человека,  по  темпу
его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по  отзывчивости  на
чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом  большую
настойчивость  и  страстность,  по  суетливости,  по  желанию   общаться   с
товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и  даже  по  выражению
лица и тембру голоса. Приведенные выше примеры  подводят  к  пониманию  того,
что темперамент  является динамической  характеристикой  человека  и  что  от
темперамента  зависят  психический  темп  и  ритм,  быстрота   возникновения
чувств, их длительность и  устойчивость,  смекалистость,  направленность  на
определенные  контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе  или
другим.
      Темперамент относится к числу  таких психологических понятий,  о которых
"все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и  дело  употребляем
названия различных  темпераментов - об одном утверждаем: "типичный  холерик",
другого  именуем  "сангвиником",  третьего  -  "флегматиком",  четвертого  -
"меланхоликом". Да и себя обычно относим  к одной из четырех категорий.
      Оказывается, чаще всего люди  считают себя холериками или  сангвиниками.
Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как  бы  стыдясь,  редко
кто соглашается  признаться. Между тем, люди самого  различного  темперамента
могут добиться высоких достижений в одном и  том же виде  деятельности.  Если
взять  крупнейших  писателей,  то  А.И.Герцен  был   типичным   сангвиником,
И.А.Крылов  -  флегматиком,  А.С.Пушкин  -   холериком,   а   Н.В.Гоголь   -
меланхоликом.
      Знакомство с понятием и типологией  темпераментов позволяет  не  только
удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области  необходимы  для
профессиональной  деятельности педагога при выборе индивидуального  подхода  к
процессу обучения,  для руководителей всех уровней  при  построении  тактики
деловых взаимоотношений  с подчиненными, при выборе профессии,  а  также  при
профессиональном  отборе, при общении людей  друг  с  другом,  при  выработке
профессиональных  навыков и т.д. 

                             
 

1. Из  истории учений о темпераменте 

      Учение о темпераменте возникло  еще в древности. Слово «темперамент»   в
переводе с  латинского обозначает  «надлежащее  соотношение  частей»;  равное
ему  по  значению  греческое  слово  «красис»  ввел   древнегреческий   врач
Гиппократ (Y-IY вв. н.э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент»
и более  или  менее  подробно  описал  темпераменты.  Под  темпераментом  он
понимал   анатомо-физиологические    и    психологические     индивидуальные
особенности  человека.  Он,   а   затем   Гален,   наблюдая   индивидуальные
особенности поведения  людей, сделали попытку данные  особенности  объяснить.
Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются  соотношением
основных видов  жидкостей в их организме. При  правильном их смешении  человек
бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей  преобладает,  что
и определяет темперамент  человека. По Гиппократу, таковых жидкостей  четыре:
кровь, два сорта  желчи и слизь (или лимфа). У  сангвиников преобладает  кровь
(лат. sanguis), у  холериков - желтая  желчь  (лат.  chole),у  флегматиков  -
слизь (лат. phegma). И наконец, меланхолики - это  люди  с  избытком  черной
желчи (лат. melanos chole).  Названия  темпераментов  сохранились  до  наших
дней.
   Дальнейшее  развитие  учения  о  темпераменте   происходило  в  следующи   направлениях.
      Все более  расширялась   психологическая  характеристика  темперамента.
Римский врач Гален (II в.), в отличие от  Гиппократа,  характеризует типы
темперамента   наряду   с   физиологическими,   психологическими   и    даже
нравственными свойствами.
      Немецкий философ И.Кант в конце XYIII  в.  рассматривает темперамент
только как  психические свойства. Вплоть до новейшего  времени  характеристика
темперамента  оставалась преимущественно  психологической.  В  связи  с  этим
изменяется понятие  о типах темперамента. Они характеризуются  пропорцией  не
физиологических, а психических свойств. У Канта –  это  соотношение   разных
чувств и  разной  степени  активности  деятельности.  Он  утверждал,  что  у
сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное  с
легкой возбуждаемостью  чувствований и  с  их  малой  продолжительностью.  Он
увлекается всем, что ему  приятно.  Склонности  его  непостоянны,  и  нельзя
слишком много  на  них  рассчитывать.  Доверчивый  и  легковерный,  он  любит
строить проекты, но скоро их бросает.
      У меланхолика господствующая  наклонность есть  наклонность   к  печали.
Безделица его  оскорбляет, ему все кажется, что  им пренебрегают. Его  желания
носят грустный оттенок,  его  страдания  кажутся  ему  невыносимыми  и  выше
всяких утешений.
      Холерический   темперамент   обнаруживает   замечательную    силу    в
деятельности, энергию  и настойчивость, когда находится  под  влиянием  какой-
нибудь  страсти.  Его  страсти   мгновенно   воспламеняются   от   малейшего
препятствия, и  его гордость, мстительность, честолюбие, сила его  чувств  не
знают  пределов,  когда  душа  его  находится  под  влиянием   страсти.   Он
размышляет мало и действует быстро, потому что  такова его воля.
      И, наконец, по мнению Канта,  чувствования  не  овладевают  флегматиком
быстро. Ему не нужно делать над собой больших  усилий, чтобы  сохранить  свое
хладнокровие.  Для  него  легче,  чем  для  других,  удержаться  от  скорого
решения, чтобы  обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко  жалуется,
переносит свои страдания терпеливо и мало  возмущается  страданиями  других.
      У Вундта (конец XIX в.) темперамент – это соотношение скорости и силы
“душевных движений”. В процессе развития учения  о  темпераменте  изменяется
характеристика  четырех  основных   типов   темперамента.   Пересматривается
представление об их количестве. Начиная  с  Канта  стали  отличать  свойства
темперамента   от  других  индивидуальных  психических  свойств   (характера
личности), хотя строгих критериев для такого различения не было предложено.
      В истории учений о темпераменте  изменялось  понимание  физиологических
основ темперамента.  Выделялось два основных направления:  объяснение  типов
темперамента  соотношением деятельности желез внутренней  секреции  (немецкий
психолог Кречмер, американский Шелдон),  или  соотношением  свойств  нервной
системы (И.П.Павлов).
      С древнейших времен исследователи,  наблюдая значительное  разнообразие
поведения,  совпадающие  с  различиями  в  телосложении  и   физиологических
функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом  их  группировать.  Так
возникли  самые  различные  типологии  темпераментов.   Наибольший   интерес
представляют  те из них, в  которых  свойства  темперамента,  понимаемые  как
наследственные  или врожденные, связывались с  индивидуальными  различиями  в
особенностях  телосложения. Эти типологии получили название  конституционных
типологий. Так  наибольшее распространение получила  типология,  предложенная
Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу  “Строение
тела  и  характер”.  Главная  его  идея  заключалась  в  том,  что  люди   с определенным типом сложения имеют определенные психические  особенности.  Им
было проведено  множество измерений частей тела, что позволило  ему  выделить
4 конституциональных  типа:
1. Лептосоматик  (астенический  тип)-  характеризуется  хрупким   телосложением
высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи  узкие,  нижние  конечности  -
длинные и худые.
2. Пикник  -  человек  с  выраженной  жировой   тканью,   чрезмерно   тучный.
характеризуется  малым  или  средним  ростом,  расплывающимся  туловищем   с
большим животом  и круглой головой на короткой шее.
 3. Атлетик-  человек  с   развитой   мускулатурой,   крепким   телосложением,
характерен высокий  или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
4. Диспластик - люди с бесформенным,  неправильным  строением.  Индивиды  этого
типа  характеризуются  различными   деформациями   телосложения   (например,
чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
  С названными  типами строения тела Кречмер   соотносит  3  выделенных  типа
темперамента,  которые  он  называет:  шизотимик,  иксотимик  и  циклотимик.
Шизотимик  имеет   астеническое  телосложение,   он   замкнут,   склонен   к
колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению  установок и  взглядов,  с
трудом приспосабливается  к окружению. В отличие от него  иксотимик  обладает
атлетическим  телосложением. Это  спокойный  маловпечатлительный  человек  со
сдержанными  жестами  и  мимикой,  с  невысокой  гибкостью  мышления,  часто
мелочный. Пикническое  телосложение имеет циклотимик, его  эмоции  колеблются
между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми  и  реалистичен  во
взглядах.
  Теория Э.Кречмера  была очень распространена в  Европе, а  в США  приобрела
популярность  концепция  темперамента  У.Шелдона,  сформулированная  в 40-х
годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также  лежит  предположение
о том, что тело и темперамент - это 2 параметра  человека,  связанных  между
собой.  Структура  тела  определяет  темперамент,   который   является   его
функцией. У.Шелдон  исходил  из  гипотезы  о  существовании  основных  типов
телосложения, описывая которые он заимствовал  термины  из  эмбриологии.  Им
выделены 3 типа:
    1. Эндоморфный  (из  эндодермы  образуются  преимущественно  внутренние
       органы);
    2. Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);
    3. Эктоморфный   (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).
  При этом  людям  с  эндоморфным   типом  свойственно  относительно  слабое
телосложение  с избытком жировой ткани; мезоморфному типу  свойственно  иметь
стройное  и  крепкое  тело,  большую  физическую  устойчивость  и  силу;   а
эктоморфному - хрупкий организм,  плоскую  грудную  клетку,  длинные  тонкие
конечности со слабой мускулатурой.
  По У. Шелдону,  этим типам телосложений  соответствуют   определенные  типы
темпераментов, названные им в зависимости от  функций  определенных  органов
тела: висцеротония (лат.  viscera- “внутренности”), соматотония (греч.  soma
- “тело”) и церебротония (лат.  cerebrum - “мозг”). 
 

               Типы темперамента (по У.Шелдону)                                         

|
Висцеротония. Соматотония. Церебротония.
Расслабленность в осанке и движениях. Уверенность в  осанке и движениях. Заторможенность в движениях, скованность в осанке.
Любовь  к комфорту. Склонность  к физической деятельности. Чрезмерная  физиологическая реактивность.
Медленная реакция. Энергичность. Повышенная  скорость реакций.
Пристрастие к еде. Потребность в  движениях и удовольствие от них. Скрытность  чувства, эмоциональная заторможенность. Самоконтроль мимики.
Социализация  пищевой потребности. Потребность в  доминировании. Социофобия (страх  перед общественными контактами).
Наслаждение от процесса пищеварения. Склонность  к риску в игре случая. Заторможенность в общении.
Любовь  к компаниям, дружеским излияниям. Решительные манеры. Избегание стандартных  действий.
Социофилия (любовь к общественной жизни). Приветливость  со всеми. Храбрость. Непредсказуемость установок (поведения).
Жажда любви и одобрения окружающих. Сильная агрессивность. Тихий голос, избегание  шума.
Ориентация  на других. Психологическая нечувствительность. Чрезмерная  чувствительность к боли.
Эмоциональная ровность. Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства). Агрофобия (боязнь открытого пространства).
Терпимость. Отсутствие  сострадания. Склонность  к уединению.
Безмятежная удовлетворенность. Хороший сон. Спартанская выносливость боли. Шумное поведение. Плохой сон, хроническая усталость.
Отсутствие  взрывных эмоций и поступков. Внешний вид  соответствует более пожилому возрасту. Юношеская живость  и субъективное мышление.
Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств. Объективное и  широкое мышление, направленное вовне. Концентрированное, скрытое и субъективное мышление.
Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя. Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя. Устойчивость  к действию алкоголя и других депрессантов.
Потребность в людях в тяжелую минуту. Потребность в  действиях в тяжелую минуту. Потребность в  уединении в тяжелую минуту.
Ориентация  на детей и семью. Ориентация  на занятия юношеского возраста. Ориентация  на пожилой возраст.
 
 
  В  психологической   науке  большинство  конституционных   концепций  стало
объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в  том,
что в них  недооценивается, а иногда просто открыто  игнорируется  роль  среды
и социальных условий  в формировании психических свойств  индивида.
  Свойства  темперамента, например, социализация  пищевой потребности, любовь
к компаниям  и дружеским  излияниям,  терпимость  и  отсутствие  сострадания,
нельзя  считать  наследственными  свойствами  того   же   порядка,   что   и
телосложение.  Известно,    что   такие   свойства,   возникая   на   основе
определенных  анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются  под
воздействием  воспитания и общественной  среды.
   Гормональные  теории темперамента односторонне  преувеличивают  роль  желез
внутренней секреции и не в состоянии объяснить  приспособление  темперамента
к требованиям  деятельности.
  На  самом   деле,  давно  известна  зависимость   протекания   психических
процессов  и  поведения  человека  от  функционирования   нервной   системы,
выполняющей доминирующую  и  управляющую  роль  в  организме.  Теория  связи
некоторых  общих  свойств  нервных  процессов  с  типами  темперамента  была
предложена  И.П.  Павловым   и   получила   развитие   и   экспериментальное
подтверждение в работах его последователей.
   Наиболее  успешную  попытку  связать   темперамент   с   особенностями
организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П.Павлов,  открывший
свойства  высшей  нервной  деятельности.  В  лабораториях  Павлова,  где  на
собаках  изучали  условные  рефлексы,  обнаружили,  что  у  разных  животных
условные рефлексы образуются по-разному: у одних  они  образуются  быстро  и
долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и  угасают  быстро;  одни
животные могут  переносить большие  нагрузки  при  сильных  раздражителях,  а
другие при  тех же условиях впадают в тормозное  состояние.
      На основе полученных результатов  исследований Павлов  показал,  что  в
основе каждого  из  четырех  темпераментов  лежит  то  или  иное  соотношение
основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.  В
отличие от предшественников, он взял для исследования  не  внешнее  строение
тела, как это  делал  немецкий  психиатр  Кречмер,  и  не  строение  сосудов
(П.Ф.Лесгафт), а  организм как целое и выделил  в нем мозг.
        Учение И.П.Павлова. Им выделено три основных  свойства  нервной
системы:
      1). сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от
работоспособности нервных клеток;
      2). уравновешенность нервной системы,  т.е. степень соответствия силы
возбуждения силе торможения (или их баланс);
      3). подвижность нервных процессов,  т.е. скорость смены возбуждения
торможением и  наоборот.
      Сила возбуждения отражает работоспособность  нервной клетки. Она
проявляется в  функциональной выносливости, т.е. в  способности выдерживать
длительное или  кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при
этом в противоположное  состояние торможения.
      Сила торможения понимается как  функциональная работоспособность
нервной клетки при реализации торможения и проявляется  в способности к
образованию различных  тормозных условных реакций, таких, как угасание и
дифференцировка.
      Говоря об уравновешенности нервных  процессов, И.П.Павлов имел в  виду
равновесие процессов  возбуждения и торможения. Отношение  силы обоих
процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или
неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит  силу другого.
      Подвижность нервных процессов  проявляется в быстроте перехода  одного
нервного процесса в другой. Подвижность нервных  процессов проявляется в
способности к  изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями
жизни. Мерой  этого свойства нервной системы  является быстрота перехода от
одного действия к другому, от пассивного состояния  к активному, и наоборот.
Противоположностью  подвижности является инертность нервных  процессов.
Нервная система  тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется,
чтобы перейти  от одного процесса к  другому.
      И.П.Павлов выяснил, что темперамент  каждого животного  зависит   не  от
одного из свойств, а от  их  сочетания.   Такое  сочетание  свойств  нервной
системы,  которое   определяет   и   индивидуальные   особенности   условно-
рефлекторной  деятельности и темперамент, он назвал  типом  нервной  системы,
или тип нервной деятельности.
   Таким   образом, физиологической основой темперамента является   общий  тип  нервной  системы. Павлов связывал  общие типы нервной системы с  традиционными типами темперамента  (холерик,  сангвиник,  флегматик  и  меланхолик),  хотя понимал, что должны  существовтаь  и  другие  свойства  нервной  системы,  и другие их комбинации, и, следовательно, другие типы темперамента.
   Итак, И.П.Павлов  понимал тип нервной системы  как врожденный, относительно
слабо подверженный изменениям под воздействием окружения  и воспитания.
   Тип нервной  системы – это понятие, которым  оперирует  физиолог,  психолог
же пользуется термином темперамент. В сущности, это  аспекты  одного  и  того
же явления. Именно в этом смысел можно вслед за  И.П.Павловым  сказать,  что
темперамент человека есть не  что  иное,  как  психическое  проявление  типа
высшей нервной  системы.
   В 50-е  годы были предприняты лабораторные  исследования поведения взрослых
людей. В работах  Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына  были расширены  представления
о свойствах  нервной ситемы, открыты два новых  свойства  неврных  процессов:
лабильность и  динамичность.  Динамичность  нервных  процессов   -  свойство,
которое определяет  динамичность  возбуждения  или  динамичность  торможения
(легкость  и   быстроту  образования  положительных   и   тормозных   условных
рефлексов), лабильность  нервных процессов – свойство, определяющее  скорость
возникновения  и  прекращения   нервных   процессов   (возбудительного   или
тормозного процесса).
   В отличие  от И.П.Павлова найдены  и   другие  комбинации  свойств   нервной
системы.   Например,   кроме    неуравновешенного   типа   с   преобладанием
возбуждения существует неуравновешенный тип  с  преобладанием  торможения  и
т.д.
   Психические  свойства  темперамента  и   физиологические  свойства  нервной
системы  тесно   взаимосвязаны.   Биологический   смысл   этой   взаимосвязи
заключается в  том, что с ее помощью достигается  наиболее  тонкое,  четкое  и
своевременное приспособление к среде. Там,  где   приспособительная  функция
какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена  при  помощи
одного присущего  ей свойства темперамента,  она  осуществляется  при  помощи
другого присущего  ей свойства  темперамента,  которое  компенсирует  первое.
Например,   низкая   работоспособность    слабого    типа    может    иногда
компенсироваться  длительным отсутствием эмоционального пресыщения.
   Происхождение  типов нервной  системы   и  темперамента  и  его   изменение.
И.П.Павлов называл  общий тип нервной системы  генотипом,  т.е  наследственным
типом. Это подтверждается в опытах на селекции животных и  при изучении одно-
 и  разнояйцевых  близнецов у  человека,  воспитывающихся   в  разных  семьях.
Несмотря на это, отдельные свойства темперамента  в  определенных   пределах
изменяются в  связи  с  условиями  жизни  и  воспитания  (особенно  в  раннем
детстве),  вследствие  перенесенных  болезней,  под   воздействием   бытовых
условий и  (в  подростковом   и  даже  зрелом  возрасте)  в  зависимости  от
пережитых психологических  конфликтов.  Например,  при  суперопеке  родителей
ребенок  может  вырасти  трусливым,  нерешительным,   неуверенным   в   себе
человеком, обидчивым  до крайности и ранимым до чрезвычайной степени.
   От подобных  изменений свойств темперамента  следует  отличать  созревание
темперамента. Тип  темперамента формируется не сразу, со  всеми  характерными
для  него  свойствами.  Общие  закономерности  созревания   нервной   ситемы
накладывают  отпечаток  и  на   созревание  типа   темперамента.   Например,
особенностью  нервной  системы   в  предшкольном   и   дошкольном   возрасте
является ее слабость и  неуравновешенность,  что  накладывает  отпечаток  на
свойства темперамента. Некоторые свойства темперамента,  зависящие  от  типа
нервной системы, в этом возрасте еще не проявляются  в  достаточной  степени,
появляются  несколько позднее, фактически уже  в  школьном возрасте.
   Основные  свойства определенного типа  темперамента проявляются постепенно,
с возрастом, в  зависимости  от  созревания  нервной  системы.  Этот  процесс
называется созреванием темперамента. 
 
 
 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие  темперамента 

   В природе  не существует абсолютно  одинаковых  человеческих  личностей  –
личность каждого  человека  неповторима.  Однако  человек  не  рождается  уже
сложившейся личностью. Ею он  становится  постепенно.  Но  еще  раньше,  чем
человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные  особенности
психики.  Последние  весьма  консервативны,  устойчивы.  Изменяясь   гораздо
медленнее, чем  известные нам  свойства  личности,  они  образуют  у  каждого
человека  своеобразную  психологическую  почву,  на   которой   впоследствии
вырастают свойства личности, присущие только данному  человеку.  Это  значит,
что психика  ребенка не похожа на  гладкую  доску,  где  можно  писать  любые
узоры, и что  в процессе воспитания и  обучения  ребенка  надо  опираться  на
имеющиеся у  него от  рождения  свойства.  Такими  устойчивыми   и  присущими
человеку от рождения свойствами являются  свойства  темперамента.  К  свойствам  темперамента  относятся  прежде  всего   врожденные   и
индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента  есть
те природные  свойства, которые определяют динамическую  сторону  психической
деятельности. От темперамента  зависит   характер  протекания
психической деятельности, а именно:
      1) скорость возникновения психических процессов и их  устойчивость
(например, скорость  восприятия, быстрота  ума,  длительность  сосредоточения
внимания);
      2) психический темп и ритм;
      3)  интенсивность психических процессов (например,  сила  эмоций,
активность воли);
      4) направленность психической деятельности на  какие-то  определенные
объекты (например, постоянное  стремление  человека  к  контактам  с  новыми
людьми, к новым  впечатлениям от реальной действительности  или  обращенность
человека к  самому себе, к своим идеям и  образам).
      Динамика  психической  деятельности  зависит  также   от   мотивов   и
психических  состояний.  Любой  человек,  независимо  от  особенностей   его
темперамента, при  наличии интереса работает энергичнее и  быстрее,  чем  при
его  отсутствии.  У  любого  человека  радостное  событие  вызывает   подъем
душевных и  физических сил, а несчастье –  падение их.
      Но свойства темперамента, в отличие  от мотивов и психических состояний
проявляются  у него одним и тем же образом. Например,  при  наличии  высокой
тревожности  как  свойства  темперамента  студент  волнуется  перед   сдачей
экзамена,   проявляет  беспокойство  перед  проведением   урока   во   время
педагогической  практики,  находится  в   тревожном   ожидании   старта   на
соревнованиях и т.д. Темперамент проявляется  у человека  в  очень  различной
обстановке: в  том, как он  общается с людьми,  как  радуется  и  огорчается,
как  работает  и  отдыхает.  Свойства  темперамента  наиболее  устойчивы   и
постоянны по сравнению  с другими психическими особенностями  человека. Специфика темперамента заключается  также  в  том,  что   различные
свойства  темперамента  данного  человека  не  случайно  сочетаются  друг  с
другом,  а   закономерно   связаны   между   собой,   образуя   определенную
организацию, характеризующую  тип темперамента.
      Таким  образом,  под  темпераментом   следует  понимать  индивидуально-
своеобразные   свойства   психики,   определяющие    динамику    психической
деятельности  человека,  которые  одинаково  проявляются   в   разнообразной
деятельности  независимо  от  ее  содержания,   целей,   мотивов,   остаются
постоянными в  зрелом возрасте и в своей  взаимной  связи  характеризуют  тип
темперамента. В данном  определении центральное место занимают свойства темперамента,  их постоянство в течение жизни и  при различных обстоятельствах, при  этом  несколько  на  задний  план  отступает динамика  психической   деятельности,   определяемая   данными   свойствами. Определение не содержит указаний на происхождение  темперамента  (врожденные или приобретенные  свойства психики).
      Существуют несколько иные определения  темперамента и его свойств.
  Темпераментом  называют совокупность свойств,  характеризующих динамические
особенности протекания психических процессов и поведения  человека, их  силу,
скорость, возникновение, прекращение и  изменение.  В данном определении основной акцент сделан на  динамические  особенности  протекания психических процессов и поведения, оно содержит указание на эти  особенности (сила, скорость и т.д.), однако не  обозначает,  какое значение  имеют эти особенности для человека..
  Темперамент   –  это  психическое  свойство  личности,   характеризующееся
динамикой протекания психических процессов. В данном  источнике в определении темперамента сделан  акцент  на  темперамент  как  психическое свойство  личности,  а  затем  осуществлен  переход  к  динамике  протекания психических процессов как основной характеристике темперамента.
  Темперамент  – это врожденные особенности  человека, которые  обсуловливают
динамические  характеристики интенсивности и  скорости  реагирования,  степени
эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности  приспособления  к
окружающей среде. В данном  определение обращено  внимание  на
генетически  обусловленную  природу  темперамента,   связь  темперамента   с
особенностями   приспособления к окружающей среде. Определение  не  содержит
терминов “динамика  психических процессов”,  “психические  свойства”,  в  нем
говорится о  характеристиках реагирования  и  его  свойствах  (интенсивность,
скорость) без  уточнения природы  этого  реагирования,  Только  по  признакам
определения  “степень   эмоциональной   возбудимости   и   уравновешенности”
становится более  понятным, что речь идет   о  психических процессах.
  Темперамент  есть не что иное как наиболее  общая характеристика  импульсно-
динамической  стороны  поведения  человека,   выражающаяся   преимущественно
свойствами нервной деятельности .
  В данном  определении основной акцент  смещен на поведение человека  и  его
характеристики, обусловленные свойствами нервной  деятельности.
  К  свойствам  темперамента можно отнести те отличительные  индивидуальные  признаки  человека,  которые определяют  собой  динамические  аспекты  всех   его   видов   деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более  или менее  устойчивый  характер,  сохраняются  в  течение  длительного  времени, проявляясь вскоре  после  рождения  (после  того,  как  центральная  нервная
система  приобретает  специфически   человеческие   формы).   Считают,   что
свойства темперамента определяются в  основном  свойствами  нервной  системы
человека.
    Советский   психофизиолог  В.М.  Русалов,  опираясь  на  новую  концепцию
свойств нервной  системы, предложил на ее основе более  современную  трактовку
свойств  темперамента.  Исходя  из  теории  функциональной  системы  П.   К.
Анохина, включающей четыре  блока  хранения,  циркулирования  и  переработки
информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия  решений),
исполнения и  обратной  связи),  Русалов  выделил  четыре  связанные  с  ними
свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного  синтеза
(степень   напряженности  взаимодействия  организма  со   средой),   легкость
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.