На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История древних городов Казахстана

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


История древних  городов Казахстана
Исторические факты, произошедшие на земле казахского народа 

Небольшая история  Казахстана 

 Республика Казахстан  расположена в центре Евроазиатского  континента. В силу определённых  обстоятельств этот регион был  малодоступен для внешнего мира и поэтому интерес к нему со стороны заметно возрастает в последние годы. Для туриста, для путешественника здесь интересно всё: история, культура, быт, природа, потому что общение с первозданной, почти нетронутой материей и наполнение всех своих клеток, всего существа этим сокровищем приближает человека к познанию истины.  

 Территория Казахстана  была заселена в глубокой древности,  о чём говорят найденные следы  стоянок первобытного человека  при археологических раскопках  в долине реки Бухтармы и окрестностях Семипалатинска на востоке Казахстана, в Баянаульском районе Павлодарской области, в горах Каратау, вблизи Тараза. Все эти стоянки относятся к каменному веку, который пришёл на смену ледникового периода и длился почти 100 тысяч лет.  

 На смену палеолиту  пришёл новокаменный век (неолит). В Казахстане известно более  двухсот неолитических стоянок,  когда появляется земледелие, скотоводство, люди создают орудия охоты,  что облегчает добычу пропитания, охотясь на животных. Стоянки  человека времён неолита обнаружены почти во всех регионах республики.  

 В век бронзы  в Центральной части Казахстана  занимались добычей руды и  плавкой металла. В конце бронзового  века, в первом тысячелетии до  новой эры население Казахстана  переходит к кочевому образу жизни. В это время возникают племенные союзы, начинается разложение первобытнообщинного строя. Сведения о племенах и племенных союзах, обитавших на территории Казахстана, относятся к середине первого тысячелетия до новой эры. В древнеперсидских источниках они назывались саки, они занимали территорию современного Семиречья и бассейна Сырдарьи, на северо-западе Казахстана жили племена савроматы, на восточном побережье Каспийского моря племена каспии. Племена занимались скотоводством и земледелием. Примерно в это время на юго-западе региона существовали государства Согд, Бактрия с их высочайшей для того времени культурой. В конце IV века и начале III века до нашей эры на территории Казахстана образовывались новые племена усуней, кангюй и аланов, которые жили между озером Балхаш и отрогами Тянь-Шаня, кангюй населяли предгорья Каратау, а аланы, потомки савроматов расселились на западе в степях Казахстана. 

 В первой половине  первого тысячелетия новой эры  первобытный строй этих мест  пришёл в упадок, и на смену  ему в регионе с VI века складываются феодальные отношения, которые продолжались в регионе свыше полутора тысячи лет. Особое место в развитии региона принадлежит "Великому шёлковому пути", который проходил через регион Казахстана и связывал Китай с Византией. Главным предметом торговли здесь были шёлковые ткани. Много городов возникло на северном пути маршрута в бассейне реки Сырдарьи. Вот некоторые города, возникшие на этом маршруте. 

Древние города Казахстана  

 Отрар
 Отрар расположен  в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Интересен тот факт, что Фараб является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля - Абу Наср ал-Фараби. 

 В 1219-1220 годах  город штурмовали монгольские  отряды Чингис-хана, в 1405 г. здесь  умер великий завоеватель Тимур.  Географическое положение оазиса  совпадает с территорией современного  Отрарского района Южно-Казахстанской  области. С запада оазис ограничен Кызылкумами, занимающими пространство между двух великих среднеазиатских рек - Сырдарьи и Амударьи. Часть правобережья Сырдарьи, входящая в оазис, - плоская или слегка холмистая степь с бедной однообразной флорой. Она заканчивается у горного хребта Каратау, из ущелий которого вытекают Бугунь, Боролдай, Чаян, Арыстанды и другие речки. Отрарский оазис всегда занимал в Южном Казахстане удобное стратегическое положение. Через Отрар проходил Великий Шелковый путь, поэтому город упоминают почти все средневековые арабо- и персоязычные авторы. 

 Отрар был на  стыке различных географических  ландшафтов, буквально в узле  многих дорог, в том числе  тех, что шли по Сырдарье  на юг в Шаш, Согд и далее  к Мерву, Нишапуру, Рею, на север  и запад через Хорезм в Приаралье, Повольжье, Причерноморье и на Кавказ. Трудно найти в Средней Азии более выгодное и более опасное положение. 

 Тысячелетия,  наполненные завоевательными войнами,  сделали свое дело: сейчас на  месте некогда цветущего города  остались заросшие травой руины. Человек, впервые попавший сюда, невольно останавливается, потрясенный видом застывших развалин городов и селений, замков и сторожевых башен. Высохшие поля пересекают глубокие магистральные каналы, растрескавшиеся от жары, русла которых вот уже сотни лет не получали ни капли воды. Этот своеобразный музей под открытым небом "говорит" нам о жизни наших далеких предков. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969 г. Раскапывались городища Отрар, Куйруктобе, Кок-Мардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. На Отраре вскрывались городские кварталы XVI-XVIII вв., XIV-XV и XI-XII вв; квартал гончаров XIII-XIV BB; баня XIII-XV вв; кирпичеобжигательная мастерская XIII-XIV в.; мечеть и дворец конца XIV-XV вв.  

 Интереснейшим сооружением Отрара конца XIV - начала XV вв. является соборная мечеть. Ее постройка связана с именем Тимура, по приказу которого были воздвигнуты на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба в Отрарском оазисе. Такой крупный архитектурный ансамбль, каким является комплекс мечети в Отраре, вскрыт в средневековом городе Казахстана впервые. 

 Согласно историку  Шараф ад-дину Иезди, "отправившись  от берегов Сейхуна, Тимур остановился  в среду 12 раджаба в Отрарском  дворце Бердибека; все царевичи, эмиры и близкие из придворных заняли каждый отдельную комнату". Дворец правителя пока еще не раскопан, это дело будущего, но известно, что в нем был зал приемов - "куриншихана". О нем можно судить из следующих строк того же историка: "В это время прибыл к Тимуру от Тохтамыша, который уже давно скитался бесприютным бродягой в степях Дешти Кыпчака. В тот же день Тимур торжественно вошел в приемный зал и уселся на высоком троне". 

 На Отраре в  2001-2004 гг. осуществлялся международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей и должен стать своеобразными казахстанскими Помпеями. 

Испиджаб (Сайрам)
 Испиджаб - крупнейший, центральный город на Великом  Шелковом Пути. Впервые он упоминается  в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: "Сайрам - название белого города (Ал-Мединат ал-Байда), который называется Испиджаб. Про него говорят также Сайрам". Этимология топонима Испиджаб в значении "белая вода" предложена исследователями на основе согдийского языка. Город под названием Сайрам дожил до настоящего времени, и нет сомнения в том, что городище на его территории соответствует средневековому Испиджабу. Городище Сайрам датируется I - XIX в.в. н.э. Оно включено как один из приоритетных историко-археологических объектов в государственную программу "Культурное наследие". В Сайраме огромное изобилие мазар (святых могил). Следующие мазары существуют до сих пор: родители выдающегося поэта и религиозного мистика X. А. Яссави Карашаш ана (XVIII в.), Ибрагим ата (XIII-XIX в.в.), Абдел Азиз Баба (XV-XIX в.в.), Ходжа Талиг (XIII-XIX в.в.), Мирали Баба (конец ХГХ-ХХ в.в.), Средневековый минарет Хызр (XIII-XIX в.в.)  

Сюткент
 В X в. о городе  Сюткент сообщает географ ибн-Хаукаль. Он пишет: "Сюткент лежит к западу от реки Шаша (Сырдарья), в нем есть мечеть и в нем собираются тюрки из племен огузов и карлуков, которые уже приняли ислам, они храбры и воюют с тюрками и недоступны для них". В XI в. Махмуд Кашгарский называет Сюткент в числе городов огузов. (Филолог Махмуд Кашгарский, родом из Кашгарии, жил в ХI веке, написал "Словарь тюркских наречий" в трёх томах, который содержал богатейший материал по языку, культуре, истории этнографии племен и народностей Казахстана и Средней Азии). 

 В начале XV в., сообщают источники, через Сюткент  проходило войско Тимура. Название  города сохранилось до сих  пор в имени современного села. Рядом находятся два городища, одно из них датируется VIII-XII вв., а второе - XIII-XV вв.. Они соответствуют средневековому Сюткенту, менявшему свое место. 

Сыгнак
 Сыгнак впервые  упомянут в источниках X в., а в  XI в. он назван Махмудом Кашгарским  в числе городов огузов. В XII в. Сыгнак становится столицей  кыпчакского государственного объединения.  У историка XIII в. Джувейни имеется описание разгрома города монголами в 1219 г. в отместку за оказанное сопротивление. Он пишет, что отряд Джучи, двигаясь вниз по Сырдарье, брал один город за другим. Джучи сопровождали два местных купца - Хасан-ходжа и Али-ходжа. Хасан-ходжа был послан в Сыгнак уговаривать жителей сдаться, но жители убили купца и оказали сопротивление. Лишь после семидневного штурма Сыгнак был взят, население целиком вырезано. Надолго приостановилась жизнь в городах Сырдарьи, часть из которых так и осталась в развалинах. Плано Карпини, который проезжал через разрушенные города низовьев Сырдарьи спустя двадцать пять лет, записал в своем дневнике: "В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений". Однако Сыгнак сумел возродиться и достичь былого величия. Как знать, может быть, свободолюбие и презрение к врагам, которое проявили сыгнакцы, способствовали этому? Ведь недаром в одном из стихотворений говорилось:
В прошлом страна эта была свободной от забот,
 Местопребыванием  людей знания она была,
 Родом из нее  был автор сочинения "Нихая";
 Происходил из  нее толкователь трудных мест "Хидая".
 Если бы нам  на долю пришлось еще пожить,
 Мы и второй  раз стали бы сыгнакцами. 

 В середине XIII в. Сыгнак под именем Сгнах упоминается только один раз в списке городов, которые посетил армянский царь Гетум I. Во второй половине XIV в. город становится Столицей Ак-Орды. В Сыгнаке правят ханы Эрзен, его сын Мубарек-ходжи, Урус хан, Тохтамыш. Здесь был монетный двор, и велось интенсивное строительство. После неудачной борьбы Тохтамыша с Тимуром город захватил внук Тимура Улугбек, который пытался утвердиться на Сырдарье, однако потерпел поражение в 1423 г. и был отброшен в Среднюю Азию войсками Барака, внука Урус хана. 

 Из сказанного  ясно, какое важное значение играл  Сыгнак, расположенный на границе  с постоянно бурлящей, неспокойной  степью. Господствовать здесь можно  лишь при условии обладания  Сыгнаком и плодородной равниной  вокруг города, обжитой и ухоженной  земледельцами. Не только стратегическим, но и крупным экономическим и политическим центром был Сыгнак. 

 В XVI-XVIII вв. Сыгнак  принадлежал казахам и был  самым крупным городом в низовьях  Сырдарьи. На его базарах ежедневно  продавали товары с 500 верблюжьих  вьюков, в окрестностях возделывали поля, орошаемые выведенными из Сырдарьи каналами Ордакент, Кызылтал, Бузгул-Узяк, Тюмень-Арык и другими. "Гавань Дешти Кыпчака" - так называли Сыгнак в то время. Среди многочисленных товаров славились "самые лучшие луки и стрелы", привозимые степняками, которые закупали здесь зерно, ткани, предметы роскоши. Историк Рузбихан пишет, что жители Сыгнака, кроме земледелия, ремесел и торговли, занимаются охотой. "Степи вокруг Сыгнака покрыты травой и деревьями, где подобно овцам, пасутся стада диких коз, баранов и других животных. Жители в летнее время охотятся на них и заготавливают на зиму мясо; дичь здесь чрезвычайно дешевая".  

 Сейчас вокруг  городища сухая степь, поросшая  саксаулом и колючим кустарником.  Невысокие бугры с развалами обожженного кирпича и изразцов указывают на остатки архитектурных сооружений, которых было, видимо, немало в окрестностях Сыгнака. 

Кок-Кесене
 В 1901 г. член  туркестаского кружка любителей  археологии В. Каллаур обследовал  и сфотографировал остатки прекрасного мавзолея XIV-XV вв. Кок-Кесене. В 1914 г. здание рухнуло, и когда в 1927 г. востоковед А. Ю. Якубовский обследовал городище, от мавзолея сохранился лишь устой портала южной арки и груда развалин. "Достаточно было прибегнуть к нескольким ударам теши, - пишет А. Ю. Якубовский, - как открылось большое количество голубых, синих, белых изразцов. Полива на них очень высокого качества... Голубой цвет поливы, будучи отличным по своему тону от самаркандских и бухарских образцов, не уступает лучшим из них... Найден был и большой кусок, весь выложенный изразцовой мозаикой, в котором даны голубые, белые, синие, желтые и красные вставки. Наконец, найден на поверхности и кусок резного неполивного терракотового кирпича. Беглого осмотра было достаточно, чтобы сказать, что Кок-Кесене была великолепной по изразцовому убранству постройкой". 

 Очень своеобразным  было архитектурное решение мавзолея: квадратная в плане портальная  постройка венчалась стройным  голубым коническим куполом с  переходом от квадрата к восьмиграннику и затем шестнадцатиграннику. В мавзолее был склеп, а над ним гробница, на куполе имелись арабские надписи. 

 По мнению исследователей, мавзолей был построен над  могилой известного степного  хана Абулхаира, внук которого  хан Шайбани в начале XVI в. сокрушил державу тимуридов. 

 Город окончательно  запустел, как и многие другие  сырдарьинские города, к началу XIX в., но до сих пор народные  предания и легенды хранят  воспоминания о нем как о  крупном торговом центре на  трассе Великого Шелкового пути. 

Сауран
 Согласно письменным  источникам, город Сауран (Савран) находился  в однодневном переходе от  Шавгара. Сауран был пограничным  городом, основанным племенами  огузов и кимаков. В Сауран  огузы приходили торговать и  заключать мирные договоры. Город  был укреплен. Сауран был могущественной крепостью, благодаря специальным конструкциям и независимой подаче пищи и воды был готов продержаться несколько месяцев длительной осады.  

 В маршрутнике  середины XIII в. Гетума I город назван  Савран, "который очень велик". В XIV столетии город становится столицей Ак-Орды и на этот период приходится расцвет керамического производства. В источниках XVI-XVII вв. Сауран характеризуется как большой и богатый город, вокруг которого находились земледельческие селения, сады и посевы. Люди продолжали жить в крепости до середины XVII в. 

 Остатки Саурана  с сохранившимися, но сильно разрушенными  стенами находятся в 40 км западнее  Туркестана. Исследователи считают,  что Саурану IX-XII вв. соответствует  городище Каратобе, расположенное  в 3 км восточнее и датируемое I в. н.э. - XII в. С 2004 г. городище Сауран исследуется по государственной программе "Культурное наследие". Со временем здесь будет археологический парк Сисан. 

 От Астура, согласно  ал-Идриси, "до Сисана 12 дней пути  в восточном направлении по суше, а по реке меньше этого". Город находился в долине реки Иртыш. Точное месторасположение неизвестно. 

Тараз
 Особое место  на дорогах "Великого шёлкового  пути" отводится Таразу (См. " Города  Казахстана"). 

Суяб
 Городские поселения  были и на плодородных землях Семиречья, как Суяб. Наиболее известный средневековый город Семиречья - Суяб. Он был столицей Западно-тюркского, Тюргешского и Карлукского каганатов. 

 Самые ранние  сведения о Суябе, относящиеся  к первой половине VII-VIII вв., содержат  китайские источники. В 629 г. буддийский паломник Сюань Цзянь по пути в Индию проехал через Семиречье. На реке Суй-е он нашел город. "В окружности он имел 6-7 ли. В нем жили купцы из разных стран и хусцы (согдийцы). Земли пригодны для возделывания красного проса и винограда. Прямо от Суй-е на запад находилось несколько десятков одиночных городов, независимых друг от друга". Далее Сюань Цзянь характеризует жителей городов Семиречья, их нравы, одежду, обычаи и заключает рассказ сообщением, что в городах живут земледельцы и торговцы. В 677 году, сообщают источники ("Старая Танская история"), китайцы совершили поход на западных тюрок, захватили кагана Дучжи в плен и отправили его в город Суй-е (Суяб). 

 Во времена  господства в Семиречье тюргешей  в Суябе находилась главная орда их кагана. В первом десятилетии VIII в. город упоминается в связи с междоусобицами. Так, в 740 г. один из тюргешских князей Мохэ-дагань в союзе с ферганским и ташкентским владетелями разбил при Суябе сына тюргешского кагана Сули и сам стал во главе тюргешей. Однако правление его было непродолжительным: в 748 г. наместник Восточного Туркестана Ван Чжень-сунь предпринял военную экспедицию на запад, разрушил городские стены и поставил в городе буддийский храм. 

 Вмешательство  китайцев в дела Западного Туркестана закончилось после поражения, нанесенного им в 751 году при Атлахе арабским полководцем Зиядом б. Салихом. Главенство в Семиречье захватили карлуки, и в 766 г. они заняли Суяб, сделали его своей столицей. К середине VIII в. относится первая мусульманская информация о городах Семиречья, в частности, о Суябе. У Ибн Хордадбеха и Кудамы Суяб фигурирует в числе городов на Великом Шелковом пути. В анонимном сочинении "Худуд ал-Алем" и в сочинении Гардизи "Зейн ал-Акбар" сведения, которых также взяты у информаторов, живших не позднее середины VIII в., содержится такая характеристика Суяба: "Это было большое селение, откуда выходят 20 тысяч человек. Владетелем города был брат джабгу".
 Затем Суяб  исчезает со страниц письменных  источников. Исследователи отождествляют Суяб с городищем Акбешим, расположенным вблизи города Токмак на территории Республики Кыргызстан. Раскопками здесь вскрыты цитадель Х-ХII вв., два буддийских храма VIII-IX вв., несторианский монастырь VIII-X вв. и церковь. Датируется городище VII-XII вв. и является одним из ярких историко-археологических памятников эпохи средневековья. 

Баласагун
 Впервые он  упоминается в рассказе сельджукского  везира Низам ал-Мулька (XI в.) о  завоевании Баласагуна неверными  тюрками незадолго до 943 г. Захватив Баласагун, тюрки (караханиды) приняли ислам. Баласагун был столицей одного из уделов Караханидского государства. В конце X в. Баласагун, согласно ал-Макдиси, представлял собой "большой населенный пункт, обильный благами". Махмуд Кашгарский приводит другие названия города: Куз-Улуш и Куз-Урду. Он же сообщает о том, что жители Баласагуна говорят по-согдийски и по-тюркски, и о том, что "сугдаг - люди, живущие в Баласагуне. Они из Согда, но выглядят как тюрки и приняли их обычаи". 

 Около 11ЗО г.  Баласагун завоевали каракитаи, которые в 1210 г. были разбиты хорезмшахом Мухаммадом, чем воспользовались жители Баласагуна: они отказались пустить в город разгромленное войско каракитаев. Однако после осады город был взят штурмом и разграблен. По сведениям источников, число убитых составляло 47 тысяч человек. В 1218 г. Баласагун был занят монголами без боя и получил название "Гобалык" - "Хороший город". 

 При монголах  письменные источники о Баласагуне  не упоминают, нет известий  о нем и в описаниях походов  Тимура в Моголистан. Автор географического сочинения "Бахр ал-асрар" ("Море тайн"), живший в XVII в. Махмуд ибн Вали писал: "Баласагун - из городов Туркестанзамина, известного (под названием) Моголистан, до монгольского нашествия был с чисто мусульманским населением. Из него вышло много ученых. Мустауфи говорит: "Баласагун - страна обширная и природная; из шестого - седьмого климатов. Климат его очень холодный". В некоторых летописях сообщается, что "ширина его крепостной стены была в два с половиной (гяза). Баласагун имел сорок соборных и двести будничных мечетей. Двадцать ханака и десять медресе..." После нашествия монголов до тех пор, пока обычаи монголов не повредили ему, был он благоустроенным и цветущим. И с тех времен до сегодняшнего дня он находится в опустошенном и заброшенном состоянии. Некий путешественник-кашгарец во время составления сей книги в Балхе рассказывал: "Однажды правитель Кашгара вторгся в Моголистан, чтобы осудить и наказать калмыков. Спустя два месяца, следуя направлению с востока на север, дошли до какой-то местности, где из-под песка на четыре-пять зира выступали крыши высоких зданий: минаретов, дворцов, арок, медресе, и приметы их были видны с расстояния четырех фарсангов. Недалеко от той местности мы настигли калмыков, между нами состоялось сражение. Схватили из числа этих неверных много пленников и при возвращении, когда дошли до того места, где раньше мы увидели остатки зданий, у пленников спросили название этой местности. Они сказали: "Нам известно то, что здесь в прошлом был город под названием Баласагун"... Словом, этот город в прошлом был одним из лучших городов этого края. 

 Вообще, по мнению  исследователей, Баласагун известен  уже в середине VIII в. В сочинениях  средневековых географов в числе  селений Семиречья названо "Беклиг" ("Беклелиг"), которое по-согдийски звучало, как "Семекна". Владетель селенья носил титул Бадан-Сангу, или по-тюркски Иинал-тегин; у него было 3000 воинов, кроме того, город выставлял 7000 воинов. Селение Беклиг (Беклелиг или Семекна) соответствует Баласагуну, и вот почему. Обратимся к значению "Беклиг", сопоставив его со словом "балык", которое употребляется в тюркских языках в значении "город". Анализ слова "балык" дан С.П. Толстовым. "Баласагун", по мнению С. П. Толстова, как и монгольская форма "Balgasun" означает "город", и то, и другое произошло от тюркского слова "балык" - город. Возможно и другое толкование топонима: "баласагун" - слово, состоящее из двух - "бала" и "сагун", где "бала" - усеченная форма "балык-беклиг", а "сагун" - военно-административный титул, распространенный как среди тюркской знати, так и у других народов Средней Азии. Особое значение играет тот факт, что владетель города Беклига носил титул Бадан-Сангу, в котором "Бадан" является именем, известным в среде согдийской и персидской аристократии. Ученый С. Г. Кляшторный убедительно показал: титул "Сенгун" ("Сангу") был наследственным, поскольку в 731 г. посольство городов согдийцев Семиречья, приехавших на похороны Кюль-тегина, возглавлял Нек Сенгун и Огул-Тархан. Первый был предшественником Бадан-Сангу. 

 Напрашивается  вывод о тождестве Беклига  и Баласагуна. Первое название  означает "просто город", второе  осмысливается как "город Сенгуна". По-согдийски "Беклиг" назывался  "Семекна", и В. В. Бартольд  считал его согдийской колонией. В пользу такого мнения свидетельствует также анализ 52-53 строк рунической надписи в честь Кюль-тегина (VIII в.), где говорится о посольстве согдийских городов, одним из руководителей которого был Нек Сенгун, и он, видимо, являлся владетелем именно Беклига - Семекны - Баласагуна. Согдийское население в Баласагуне сохранялось еще в XI в., и, не случайно, Махмуд Кашгарский писал, что "сугдак - люди, живущие в Баласагуне". Это еще одно подтверждение в пользу тождества согдийского города Беклига - Семекны и города Баласагуна, где проживали согдийцы. 

 Баласагун отождествляется  с городищем Бурана, которое находится  недалеко от Токмака в Кыргызстане.  Оно исследуется кыргызскими  археологами. Здесь открыты мусульманские  мавзолеи, баня, которые подтверждают  вкупе с сохранившимся минаретом соборной мечети Х-ХП вв. столичную роль располагавшегося на этом месте города Баласагуна. 

Дженд
 В 115 км к  западу от Кызылорды, на правом  берегу старого русла Сырдарьи (Жанадарьи) хорошо сохранились  развалины древнего Дженда - городища  Джан-кала. Площадь четко спланированного города около 40 га. Хорошо видна главная улица, от которой под прямым углом отходят переулки. В северо-западном углу - квадратный бугор цитадели, застроенной большими домами. Крепостная стена со следами башен сохранилась высотой до 8 м. Посредине восточной стены - вход. Он был защищен двумя башнями, благодаря чему враги попадали под двусторонний обстрел. Вокруг Дженда были найдены остатки небольших укреплений, усадеб, следы средневековой ирригации. Рядом с городищем располагался садово-парковый комплекс с трапециевидной оградой. Здесь находился загородный дворец правителя. Несомненно, Дженд был центром обширного густо заселенного района в Приаралье, и не случайно Аральское море иногда называли "Джендским". 

 Найденная керамика  позволяет определить время существования  города - это первые вв. н.э. - XVI в.  В домонгольское время Дженд  был одной из столиц огузов, а затем кипчаков. 

 Сильнейшим потрясением  в жизни нижнесырдарьинских городов  было монгольское нашествие. В течение 1219 года войска монголов подчинили Сыгнак, Барчинлыгкент (Барчкент), Ашнас, Дженд, Янгикент. В послемонгольское время Дженд смог возродиться и стать крупным центром в Приаралье. Здесь работает монетный двор, чеканится монета. В одном из исторических сочинений про Дженд начала XIV в. сказано: "Город Дженд прежде был значительным местом, а с недавнего времени разрушен, и все же это действующее торговое место, где купцы соперничают в важности и прибыльности своих сделок, и чаши весов на его рынке постоянно колеблются". Дженд дожил до XV-XVI вв. и все это время являлся крупным центром Приаралья на пути в Хорезм.
 Сарайчик
 Сарайчик (Сараджук, Сараджик, Сарайджук) расположен  на правом берегу р. Жайык,  в 55 км севернее современного  города Атырау. Согласно исторической версии, город Сарайчик был основан в середине XIII в. ханом Бату (1227-1256 гг.) в удобном месте, а главное - на узловом участке стыка Европы и Азии. Через него пролегал Великий Шелковый путь из стран Европы и столицы Золотой Орды Сарая Берке на Волге в города Хорезма, Казахстана, Индии, Ирана и Китая. До нас дошли описания многочисленных купцов и путешественников о направлении этого пути. В "Дорожниках" Хамдаллаха Казвини, написанных около 1339 г., приведены пункты переходов на этом пути с указанием расстояний. Подобное встречается и у арабского географа ал-Омари (XIV в.). Трасса торговой дороги от Сарайчика до Ургенча протяженностью "месяц пути" была снабжена колодцами и караван-сараями. Сарайчик был важным политическим центром. Здесь проводилась процедура вступления на ханский престол Золотой Орды Жанибека (1341-1357 гг.), Бердибека (1357-1359 гг.) и других представителей династии Джучидов. 

 Бурному развитию  города способствовало принятие  ислама ханом Берке (1257-1266 гг.) и его братом Тукай-Тимуром, а впоследствии - в качестве официальной государственной религии Золотой Орды Узбек-ханом (1290-1312 гг.). Эти события происходили именно в Сарайчике, что подчеркивает его особую роль как духовного центра всей Золотой Орды. В Сарайчике были похоронены несколько ханов Золотой Орды и другие исторические личности, среди которых Менгу-Тимур (1266-1281 гг.), Токтай (1280-1312 гг.), Жанибек (1342-1357 гг.), Бердибек (1357-1359 гг.), а также казахский хан Касым (1511-1518 гг.). 

 После распада  Золотой Орды с 1391 г. Сарайчик становится центром Мангытского Юрта, окончательно сформировавшегося в самостоятельное государство - Ногайскую Орду к 40-м годам XVI в., бывшую политическим объединением степных племен. 

 Около 1580 года  Сарайчик был взят приступом и разрушен казачьими отрядами. Вскоре город был восстановлен, но это было началом постепенного и необратимого процесса его полного запустения. Этому способствовали экономические, социально-политические потрясения внутри Ногайской орды и неблагоприятные внешние факторы. 

 В результате  археологических исследований 1996-2000 гг., 2002-2004 гг. на развалинах городища  Сарайчик был получен богатый  материал по городской культуре  Казахстана эпохи Золотой Орды, по динамике развития торгово-экономических  и культурных связей города с центрами средневековых цивилизаций Востока и Запада. 

 Городская культура  Сарайчика и его округа имела  свою специфику, отражавшую ее  глубинные степные корни и  тесные контакты с Дешти Кыпчаком, городами Приаралья и Сырдарьи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.