На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Основные средства и анализ эффективности их использования (на примере ЧУП "Калинковичское зверохозяйство")

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение                                                                                                                           5
1 Экономическая сущность основных средств                                                            7
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств                                           7
1.2 Нормативно-правовая  документация по учету основных  средств  15
1.3 Значение  и задачи учета и анализа  основных средств   17
2 Бухгалтерский  учет основных средств ЧУП "Калинковичское  зверохозяйство"   19
2.1 Краткая  организационно-экономическая характеристика  ЧУП   "Калинковичское зверохозяйство" 19
2.2 Документальное  оформление  и учет поступления  основных средств   23
2.3 Документальное  оформление  и учет выбытия  основных средств  28
2.4 Документальное  оформление и учет ремонта,  реконструкции,  модернизации основных  средств            32
2.5 Учёт  и порядок расчета амортизации  основных средств    39
2.6 Инвентаризация  и переоценка основных средств и отражение их   результатов в учете              42
2.7 Пути  совершенствования учета основных  средств на предприятии  46
3 Анализ  эффективности использования основных  средств ЧУП "Калинковичское  зверохозяйство"          50
3.1 Анализ  обеспеченности основными средствами  50
3.2 Анализ  движения и технического состояния  основных средств 58
3.3 Анализ  фондоотдачи                            65
3.4 Анализ  фондорентабельности      72
3.5 Резервы  роста эффективности использования  основных средств   78
Заключение     85
Список  использованной литературы           90
Приложения                                                  93
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Переход субъектов хозяйствования Республики Беларусь к рыночной экономике требует  дальнейшего совершенствования организации бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, процесса формирования финансовых результатов и их отражения в бухгалтерском учете. Рыночные отношения требуют изменения организации бухгалтерского учета, приближения ее к международным стандартам.
     Современный этап экономической реформы характеризуется  развитием форм собственности и  хозяйствования, расширением самостоятельности  организаций, переходом к рыночным отношениям.
     В этих условиях необходимо постепенно осуществлять техническую реконструкцию национального хозяйства и укрепить его важное звено - материально-техническую базу.
     Неотъемлемым  условием осуществления хозяйственной  деятельности является обеспечение  организации, наряду с материальными  и трудовыми ресурсами, необходимыми основными средствами - зданиями, сооружениями, оборудованием, транспортными и другими средствами.
     Стоимость основных средств часто составляет существенную часть общей стоимости  имущества организации, а ввиду  долгосрочного их использования в деятельности организации основные средства в течение длительного периода времени оказывают влияние на финансовые результаты деятельности.
     Переход к рыночной экономике и требования к конкурентоспособности продукции  предполагают техническое перевооружение организаций разных отраслей, обновление и реконструкцию основных средств, улучшение использования действующих мощностей, ускорение замены устаревшей техники и освоение вновь вводимых мощностей, уменьшение внутрисменных простоев и повышение производительности машин и механизмов. Это предъявляет новые требования к качеству учетной информации о формировании, движении, использовании и сохранности основных средств. Такую информацию получают из данных бухгалтерского учета и она необходима для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами.
     В вопросах эффективного использования  основных производственных фондов большая роль отводится анализу хозяйственной деятельности, главной задачей которого является выявление и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов, способствующих улучшению деятельности предприятия (организации).
     Несмотря  на  имеющиеся современные научные разработки  по вопросам совершенствования организации учета  основных средств и методик их анализа, все еще остается много нерешенных проблем. Не в полной мере решены вопросы оценки основных средств, отдельные вопросы организации бухгалтерского учета и другие.
     Все вышеперечисленные факты свидетельствуют  об актуальности темы исследования данной дипломной работы на современном этапе развития экономики.
     Целью дипломной работы является исследование организации аналитического и синтетического учета основных средств и порядка проведения анализа эффективности их использования.
     Для достижения цели дипломной работы необходимо решить ряд задач:
    Раскрыть экономическую сущность основных средств в рыночных условиях.
    Изучить порядок организации учёта основных средств на примере конкретного хозяйствующего субъекта Республики Беларусь.
    Изучить методики проведения анализа эффективности использования основных средств на примере конкретного хозяйствующего субъекта Республики Беларусь.
    Наметить пути совершенствования учёта основных средств и выявить
              резервы повышения эффективности  их использования.
     Дипломная работа выполнена на основании материалов Частного производственного унитарного предприятия «Калинковичское зверохозяйство Белкоопсоюза», расположенного по адресу: Калинковичский район Гомельской области, д.Новая Антоновка, предметом деятельности которого является выращивание норок клеточного содержания для производства пушно-мехового сырья.
     Теоретической и информационной базой для выполнения данной дипломной работы послужили труды белорусских и российских экономистов и специалистов в области организации бухгалтерского учёта основных средств, в частности, таких как: Пономаренко П.Г., Ладутько Н.И., Стражева Н.С., Сафронов Н.А., Чуев И.Н., Чуева Л.Н., Савицкая Г.В., Гиляровская Л.Т.; а также действующие нормативные документы по вопросам учета, анализа и отчетности основных средств в Республике Беларусь; международные стандарты по бухгалтерскому учету.
     В исследовании использованы методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, регистрации, итогового обобщения, экономического анализа, а также приёмы документации, инвентаризации, двойной записи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 

      Понятие, классификация и оценка основных средств
 
     Для того чтобы осуществлять хозяйственную  деятельность, организация должна обладать определенным имуществом. Часть этого  имущества, обладающая определенным сроком службы, именуется основными средствами.
     В экономической литературе понятия  основных средств трактуются по-разному.
     В современном экономическом словаре  под редакцией Райзберга Б.А. даётся следующие определение основных средств : «основные средства, фонды  — основной капитал, длительно используемые средства производства, участвующие  в производстве в течение многих циклов, имеющие длительные сроки амортизации». [31, с. 354].
     Тришкина  Н.А. даёт следующее определение  основных фондов: «Основные фонды  — это материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длительного периода (более года) и утрачивающие свою стоимость по частям. [27, с.41]
     С точки зрения Сафронова Н.А., основные производственные фонды предприятия  – это средства труда, участвующие  во многих производственных циклах, сохраняющие  свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемый продукт частями, по мере износа [26, с.187].
     Н.С. Стражева считает, что основные средства – это орудия труда, которые используются продолжительное время, сохраняя при  этом свою натуральную форму, и переносят свою стоимость на готовую продукцию, товары, услуги, по мере износа [32, с. 128].
     С точки зрения Н.И. Ладутько основные средства предприятия представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной  форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере [20, с.28-29].
     Предлагается  определение: основные средства - это те ресурсы организации, которые задействованы в производстве на длительное время. Их внешняя форма остается неизменной на весь срок их "жизни", а стоимость свою они переносят, присоединяют к производственному продукту частями.
     Инструкцией по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённой Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 12.12.2001г. №118 ( в ред. постановлений Минфина от 29.12.2007г., от 30.10.2009г.№132), определено, что активы имеющие материально-вещественную форму, организацией принимаются к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:
     - активы предназначены для использования  в производстве продукции, при  выполнении работ или оказании  услуг, для использования во  вспомогательных, обслуживающих  производствах и хозяйствах, для  управленческих нужд организации  либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
     - активы предназначены для использования  в течение срока продолжительностью  свыше 12 месяцев;
     - активы способны приносить организации  экономические выгоды (доход) в будущем;
     - активы не предполагаются на  момент приобретения для последующей  перепродажи. [7, с.156].
     В учёной политике организации устанавливается  лимит стоимости за единицу (инвентарный  объект) основных средств. Активы, стоимостью в пределах лимита, установленного в учётной политике организации, в отношении которых выполняются одновременно ранее указанные условия, но имеющие стоимость не выше 30 базовых величин за единицу организация может не относить к основным средствам и учитывать в бухгалтерском учёте в составе средств в обороте. [7,с.157].
     Таким образом, основные средства имеют стоимость  свыше 30 базовых величин за единицу (инвентарный объект).
     Учет  основных средств в международных  стандартах финансовой отчетности регулируется стандартом «МСФО 16. Основные средства». Этот стандарт дает определение основным средствам и нормирует порядок их первоначальной оценки и последующей переоценки.
     Согласно  этого стандарта , основные средства - это материальные активы, которые:
     -используются  компанией для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим компаниям или для административных целей; и
     -предполагается  использовать в течение более  чем одного годового периода. [14, с.1].
       В экономической литературе основные  фонды принято классифицировать на производственные и непроизводственные.
     Основные  производственные фонды — это  средства труда, функционирующие в  сфере материального производства, которые, постепенно изнашиваясь, переносят  свою стоимость по частям на создаваемый  продукт.
     Непроизводственные основные фонды — это объекты культурно-бытового назначения. Они не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на производимый продукт. [27, с.42].
     В свою очередь, машины, оборудование и  другие элементы, непосредственно участвующие в производственном процессе, составляют активную часть основных производственных фондов.
     Здания, сооружения, инвентарь и другие элементы, обеспечивающие нормальное функционирование активной части и самого производственного  процесса представляют пассивную часть основных фондов.
     Соотношение активной и пассивной частей основных фондов представляет собой их производственную структуру и имеет большое  значение при анализе капиталовложений в воспроизводство основных фондов. 

     Экономическая классификация основных фондов организации схематически представлена на рисунке 1.1.
 

Рисунок 1.1 – Экономическая классификация основных фондов организации 
 

     Кроме того, в настоящее время при  классификации основных средств  следует руководствоваться Общегосударственным  классификатором Республики Беларусь «Основные средства и нематериальные активы» (ОК РБ 020-2002),утвержденном постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете министров Республики Беларусь  от 27.09.2002г. № 48. [15]
     В зависимости от вида деятельности организации основные средства относятся к определенным отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля, общественное питание, связь, материально-техническое обеспечение и другие).
     По  функциональному назначению основные средства делятся на средства основного вида деятельности, основные средства других отраслей, производящих товары, и основные средства других отраслей, оказывающих услуги.
     В свою очередь средства основного  вида деятельности по своему натурально-вещественному составу учитываются по следующим группам: здания; сооружения; передаточные устройства; силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование; транспортные средства; инструменты; производственный и хозяйственный инвентарь; прочие основные средства.
     Здания  включают в себя строения, в которых  происходят процессы основных, вспомогательных  и подсобных производств (административно-бытовые, хозяйственные, механические мастерские, кладовые, склады и другие).
     Сооружения - это инженерно-строительные объекты, горные выработки (стволы шахт, штольни, квершлаги), нефтяные и газовые скважины, очистные и другие сооружения, туннели, мосты.
     Передаточные  устройства - это линии электропередач, кабельные линии, телефонная и телеграфная  сеть, трансмиссии, радиосвязь, магистрали трубопроводов, нефтепроводы, воздухопроводы и другие.
     Рабочие машины и оборудование в промышленной организации представляют собой  группу, включающую самые разнообразные  виды оборудования, применяемого для  производства продукции - станки, прессы, прокатные станы, подъемно-транспортное оборудование, вентиляторные установки, экскаваторы, лебедки и другие. К этой группе основных средств относится также вычислительная техника (электронно-вычислительные, управляющие, аналоговые и другие машины и устройства, используемые для управления промышленным производством).
     В группу транспортных средств входят передвижные средства железнодорожного, автомобильного и путевого транспорта, предназначенные для перемещения  грузов и работников: локомотивы, вагоны, автомашины, электрокары, автокары, автопогрузчики, железнодорожные вагоны, тепловозы и другие.
     К инструментам относятся все виды механизированных и немеханизированных орудий ручного труда или приспособления, прикрепляемые к машинам, служащие для обработки предметов труда (электросварка, манипуляторы, отбойные молотки, тиски, патроны и другие).
     Производственный  и хозяйственный инвентарь и  принадлежности включают предметы производственного  назначения, служащие для облегчения производственных операций во время работы (рабочие столы и верстаки и другие), оборудование, способствующее охране труда и др.
     К прочим основным средствам отнесены технические библиотеки, противопожарный  инвентарь и другие.
     Значение  каждой из перечисленных групп основных средств в производстве и повышении его эффективности неодинаково. Активными основными средствами, непосредственно влияющим на уровень технической вооруженности труда на промышленном предприятии, являются рабочие машины, оборудование, транспортные средства и инструмент, то есть орудия производства. От их качества, степени использования зависят объем производства и его эффективность.
     Другие  элементы производственных основных средств  принимают косвенное участие  в процессе производства (передаточные устройства), они создают необходимые условия для использования машин и оборудования, при помощи которых осуществляется процесс производства (здания, сооружения). Поэтому уровень материально-технической базы предприятия определяется прежде всего количеством и качеством активной части основных средств.
     Соотношение стоимости отдельных групп производственных основных средств в общей стоимости  определяет его структуру. Каждая организация  имеет свою структуру основных средств, отражающую их производственно-технические  особенности.
     В зависимости от того, как используются объекты в производственной и хозяйственной деятельности, различают действующие, находящиеся в запасе и бездействующие основные средства. Такое деление необходимо для получения информации о загрузке и эффективности использования основных средств, возможности замены износившихся средств, принятия мер к передаче или реализации другим предприятиям ненужных средств, а также правильного расчета амортизации для включения в издержки производства.
     К действующим основным средствам относятся основные средства, используемые в производственной и хозяйственной деятельности.
     Находящиеся в запасе предназначаются для  замены действующих во время ремонта, модернизации или полного выбытия.
     Бездействующие - это такие, которые по различным  причинам не используются.
     По  принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные.
     Собственные полностью принадлежат данной организации, а арендованные являются собственностью других организаций и в соответствии с договором аренды используются в данной организации.
     Классификация основных средств по вышеперечисленным  группировочным признакам схематически представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Классификация основных средств организации по основным группировочным признакам 
 

     Таким образом, к основным средствам относятся такие активы, как здания и сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструмент, инвентарь и принадлежности; рабочий скот и животные основного стада; многолетние насаждения; капитальные затраты в улучшение земель; прочие основные средства.
     Лимит стоимости имущества, относящегося к основным средствам, свыше 30 базовых  величин за единицу и срок службы - свыше двенадцати месяцев. Сохраняя первоначальную натуральную форму, они переносят свою стоимость на изготовляемую или добываемую с их участием продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги частями в сумме начисленной амортизации
     Организация бухгалтерского учёта основных средств  предполагает экономически обоснованную их оценку. Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» предусмотрено отражение объектов основных средств  в учёте – по первоначальной стоимости, а в бухгалтерском балансе – по первоначальной и остаточной стоимости. [1, ст.11].
     Для оценки основных средств применяются натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показатели используются для составления графиков планово-предупредительных ремонтов, определения состава и технического уровня основных средств и других количественных величин, для чего на предприятии проводится инвентаризация и паспортизация оборудования, учет его ввода и вывода.
     Стоимостные (денежные) показатели используются для  установления износа, начисления амортизации, определения стоимости, динамики, расчета налога на недвижимость и др. Различают следующие виды стоимостной оценки основных средств (рисунок 1.3):
        
 
 

      

      
 

Рисунок 1.3 – Виды стоимостной оценки основных средств 
 

     Первоначальная  стоимость – это сумма фактических затрат на строительство или приобретение объекта основных средств, включающая расходы по доставке и установке, т.е. это стоимость объекта в момент ввода его в эксплуатацию. [18, с.55]
     Первоначальной  стоимостью основных средств признается:
     – сумма фактически произведенных  затрат по возведению (сооружению) или приобретению объектов основных средств, включая расходы по доставке, монтажу, установке и пусконаладке; для объектов, изготовленных (созданных) на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц;
     – денежная оценка экспертной комиссии для объектов основных средств, внесенных в счет вкладов в уставный капитал предприятия;
     – текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету  для объектов, полученных по договору дарения;
     – при невозможности установить стоимость ценностей, полученных предприятием по договорам обязательств, основные средства учитываются исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты;
     – объекты основных средств, стоимость  которых при приобретении определена в иностранной валюте, оцениваются в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Национального банка Республики Беларусь, действовавшему на дату приобретения.
     В состав фактических затрат на покупку  и изготовление объектов основных средств включаются:
     – стоимость самого объекта основных средств;
     – стоимость услуг сторонних организаций, связанных с приобретением основных средств, включая регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
     – таможенные платежи;
     – расходы по страхованию при перевозке;
     – проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам);
     – курсовые разницы от переоценки кредиторской задолженности перед поставщиками (подрядчиками), суммовые разницы по этой же задолженности;
     – расходы, связанные с покупкой валюты для расчетов с поставщиками (подрядчиками);
     – погрузочно-разгрузочные работы;
     – налоги, если иное не предусмотрено законодательством;
     – стоимость строительно-монтажных  работ, выполненных собственными силами, в т. ч. стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов. В стоимость изготовления включаются и общехозяйственные расходы, если они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением объектов;
     – иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию.
     Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, за исключением случаев:
     а) завершения: модернизации оборудования; технического перевооружения; дооборудования; реконструкции; частичной ликвидации; достройки; восстановления по результатам проведенного технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, на сумму соответствующих затрат;
     б) проведения переоценки основных средств  по решению Правительства Республики Беларусь;
     в) других в соответствии с законодательством.
     Наряду  с этим первоначальная стоимость  объектов основных средств изменяется в связи с включением в конце отчетного периода в их стоимость затрат, обособленно учитываемых в течение отчетного года в качестве капитальных вложений, после ввода объектов основных средств в эксплуатацию, в том числе:
     1) процентов по кредитам и займам (за исключением процентов по  просроченным кредитам и займам);
     2) суммовых разниц, возникающих при  погашении кредиторской задолженности перед поставщиками (подрядчиками) в рублях по обязательствам в валюте;
     3) курсовых разниц от переоценки  кредиторской задолженности перед  поставщиками (подрядчиками);
     4) расходов, связанных с покупкой  валюты для расчетов с поставщиками (подрядчиками).
     Восстановительная (рыночная) стоимость представляет собой стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (по действующим ценам). Обычно вновь поступающие основные средства, например оборудование, имеют стоимость иную, чем такие же объекты, приобретенные несколько лет назад, поэтому в учете одинаковые объекты получают разную оценку. Такой разнобой затрудняет правильное образование источников финансирования воспроизводства основных средств (начисление амортизации) и в конечном итоге искажает себестоимость продукции, а также результаты анализа их использования. [18 с.56]
     В связи с этим периодически проводят переоценку основных средств по восстановительной стоимости, в результате чего достигается единообразие в оценке одинаковых объектов, введенных в действие в разное время. Целью переоценки основных средств является приведение их балансовой стоимости в соответствие со складывающимся уровнем цен.
     Переоценка  основных средств в 2010 году осуществлялась согласно Указа Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 100 «О некоторых вопросах переоценки на 1 января 2010 г. основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования». [2]. Переоценка основных средств в 2011 году производилась согласно Указа Президента Республики Беларусь 30 сентября 2010 г. N 512 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г . № 622» [3].
     После переоценки основные средства отражают в учете по восстановительной  стоимости.
     В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, т.е. их первоначальная стоимость постоянно уменьшается.
       Остаточная стоимость представляет собой первоначальную стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации. Амортизация основных средств отражается в бухгалтерском  учете обособленно от их первоначальной стоимости.
     Рыночная  стоимость представляет собой вид оценки, отражающий сложившееся соотношение спроса и предложения на данный вид основных средств. Для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости основных фондов.
     Оценочная стоимость – стоимость основного средства сформированная исходя из цены аналогичного основного средства на момент оценки с учетом его технического состояния.
     Таким образом, в современной экономической литературе существует много формулировок понятия «основные средства». По мнению автора дипломной работы, основные средства - это те ресурсы организации, которые задействованы в производстве на длительное время. Их внешняя форма остается неизменной на весь срок их службы, а стоимость свою они переносят, присоединяют к производственному продукту частями.
     Лимит стоимости имущества, относящегося к основным средствам -  свыше 30 базовых  величин за единицу; срок службы - свыше двенадцати месяцев. Сохраняя первоначальную натуральную форму, они переносят свою стоимость на изготовляемую или добываемую с их участием продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги частями в сумме начисленной амортизации.
     Существует  также несколько классификаций основных средств в зависимости от группировочных признаков.
     Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском  учёте и отчётности» предусмотрено  отражение объектов основных средств  в учёте – по первоначальной стоимости, а в бухгалтерском балансе – по первоначальной и остаточной стоимости.  
 

     1.2 Нормативно-правовая документация  по учету основных средств 

     Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими  вопросы учета основных средств  в Республике Беларусь являются следующие:
     1. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII “О бухгалтерском учете и отчетности" с изменениями и дополнениями.
     Определяет  правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые  к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
     2. Инструкция о порядке начисления  амортизации основных средств  и нематериальных активов, утверждена  Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009г. № 37/18/6 30.09.10 №141
     Регулирует  порядок начисления амортизации  основных средств и нематериальных активов в Республике Беларусь. [8]
     3. Инструкция по бухгалтерскому  учёту основных средств, утверждённая  Постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь 12.12.2001г. №118 (в ред. постановлений Минфина  от 29.12.2007г., от 30.10.2009г.№132) [7]
     Устанавливает единый порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления для коммерческих и некоммерческих организаций, имеющих текущий счет в учреждениях банка и ведущих бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета. Инструкция регулирует вопросы учета поступления, оценки и выбытия основных средств, вопросы учета восстановления объектов основных средств, вопросы амортизации объектов основных средств и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
     4. Инструкция о порядке бухгалтерского  учета основных средств, утвержденная  постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь от 20 декабря  2001 года № 127 (с изменениями  и дополнениями от 09.07.2004 N 110). [9]
     Определяет  порядок организации учета основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных  операций в коммерческих и некоммерческих организациях. Данная Инструкция применяется  с учетом Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2001 года № 118. На основании настоящей Инструкции и иных нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь, регламентирующих учетную политику, организации разрабатывают локальные правовые акты, необходимые для организации учета основных средств и контроля за их использованием. Данный документ также регулирует вопросы бухгалтерского учета поступления, восстановления и выбытия основных средств.
     5. Указ Президента Республики Беларусь  от 1 марта 2010 г. № 100 «О некоторых  вопросах переоценки на 1 января 2010 г. основных средств, не завершенных  строительством объектов и неустановленного  оборудования». 
     Разработан  в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. с изменениями и дополнениями, внесёнными 30.09.2010 г. Указом Президента Республики Беларусь № 512. [4]
     Применяется в отношении юридических лиц, занимающихся на территории Республики Беларусь предпринимательской деятельностью  в различных отраслях экономики  независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при переоценке основных средств, незавершенного строительства и не установленного оборудования.
     6. Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств  Министерства финансов Республики  Беларусь от 5 декабря 1995 г. № 54. [12]
     Устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятий (учреждений) и оформления ее результатов.
     7. Положение о лизинге на территории  Республике Беларусь, утвержденное  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2010 № 865. [11]
     Регулирует  общие экономические и правовые условия и порядок осуществления  деятельности по заключению, исполнению, прекращению действия договоров  финансовой аренды (лизинга), в том  числе хозяйственных операций в связи с исполнением этих договоров.
     8. Временный республиканский классификатор  амортизируемых основных средств  и нормативных сроков их службы, утвержденный постановлением Министерства  экономики Республики Беларусь  от 21 ноября 2001 года № 186 (с изменениями и дополнениями от 09.09.2004г. №208). [16]
     Разработан  на основе Единых норм амортизационных  отчислений, утвержденных постановлением Совета Министров Белорусской ССР  от 3 января 1991 года, Годовых норм износа по основным фондам учреждений и организаций, обоснованных предложений министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь. В данном документе приведены состав и группировка основных средств.
     9. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12.2003 года № 168 «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов» (с изменениями и дополнениями от 10.01.2009 N 3). [6]
     Утверждает  типовые унифицированные формы  первичной  учетной
     документации  по учету основных средств и нематериальных активов первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов. Типовые унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов, утвержденные Положением подлежат применению всеми организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальными предпринимателями.
     10. Типовой план счетов бухгалтерского  учета и Инструкция по его  применению: постановление Министерства  финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. №89 (в ред. постановлений Минфина от 13.11.2003 N 153, от 11.12.2008 N 187, от 26.03.2009 N 33) .
     Устанавливает для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских финансово-кредитных  организаций; организаций, финансируемых  из республиканского и / или местных  бюджетов на основе бюджетной сметы, имеющих текущий счет в учреждениях банка и ведущих бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета) и индивидуальных предпринимателей (далее - организации) единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них. Предназначены для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. 
 

     1.3 Значение и задачи учета и  анализа основных средств 

     Целью бухгалтерского учета основных средств является обеспечение потребностей разных уровней управления в своевременной, полной и объективной бухгалтерской информации о наличии и изменениях в составе и размещении основных средств в процессе использования во взаимосвязи с источниками формирования этих средств.
     Исходя  из целей бухгалтерского учета основных средств определяется содержание и  важность решаемых им задач.
     Основными задачами учета основных средств  в условиях рыночной экономики являются:
     -правильное  и своевременное отражение поступления, выбытия и перемещения основных средств, контроль за их наличием и сохранностью в местах эксплуатации;
     -своевременное и полное исчисление амортизации  основных средств и правильное ее отражение в учете;
     -достоверное и полное определение результатов реализации и прочего выбытия основных средств;
     -полное определение затрат, связанных с проведением всех видов ремонтов и поддержанием основных средств в рабочем состоянии, а также затрат на проведение модернизации, дооборудования, технического перевооружения оборудования и реконструкции, достройки объектов основных средств, которые не включаются в издержки, а относятся на увеличение первоначальной стоимости основных средств после окончания работ;
     -контроль за сохранностью основных средств, принятых к учету;
     -выявление  неиспользуемых, лишних объектов основных средств; 
     -контроль за эффективностью использования,  нахождение резервов повышения эффективности работы машин, оборудования, транспортных средств, других объектов, а также использования производственных площадей для увеличения выпуска продукции;
     -оперативное обеспечение необходимой информацией руководства предприятия о состоянии основных средств путем автоматизации учетно-вычислительных работ на базе средств вычислительной техники. [5]
     Для обеспечения выполнения задач учета  основных средств в организации  должна быть разработана рациональная система документооборота, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств.
     Бухгалтерский учет основных средств на предприятии  имеет большое значение, так как  позволяет обеспечить их сохранность, учет амортизационных отчислений и контроль за их состоянием и движением.
     Задачами  анализа основных средств являются:
     -установление обеспеченности организации и её структурных подразделений основными средствами;
     -установление соответствия величины, состава и технического уровня основных средств, потребности в них;
     -изучение выполнения плана роста, обновления и выбытия основных средств;
     -изучение технического состояния основных средств и особенно их активной части;
     -определение степени использования основных средств и влияющих не неё факторов;
     -установление полноты использования парка оборудования и его комплектности;
     -выявление  резервов роста фондоотдачи; 
     -увеличение объема продукции и прибыли за счет эффективности использования основных средств. [25, с.297]. 
 
 
 

     2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
       ЧУП «КАЛИНКОВИЧСКОЕ ЗВЕРОХОЗЯЙСТВО» 

     2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика 
     ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» 
 

     Частное производственное унитарное предприятие  «Калинковичское зверохозяйство Белкоопсоюза»  расположено на территории Калинковичского района Гомельской области, в д.Новая Антоновка на расстоянии 2 км на северо-западе от городской черты г.Калинковичи.
     Как самостоятельная единица, хозяйство  образовано на основании постановления  Правления Гомельского Облпотребсоюза (протокол №21 от 09.10.1961 г.).
     Калинковичское  зверохозяйство расположено на территории площадью 44,0 га.
     Частное производственное унитарное предприятие  «Калинковичское зверохозяйство Белкоопсоюза»  зарегистрировано решением Гомельского  областного исполнительного комитета от 25.02.2004г. в реестре общереспубликанской регистрации за №400061746.
     Согласно  Устава, вышестоящей организацией и собственником имущества ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» является Белорусский республиканский союз потребительских обществ - Белкоопсоюз.
     Зверохозяйство  имеет самостоятельный баланс, расчётный  и иные счета в отделении ОАО  БВЭБ г.Мозыря.
     Главной целью деятельности ЧУП «Калинковичское зверохозяйство», согласно Устава, является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
     Основной  производственной деятельностью ЧУП  «Калинковичское зверохозяйство»  является выращивание норок клеточного содержания для производства пушно-мехового сырья.
     В хозяйстве в настоящее время  имеется одиннадцать цветов норки.
     Выращивание норки для получения пушно-мехового сырья носит сезонный характер.
     В соответствии с целью деятельности ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» осуществляет, среди прочих, следующие не лицензируемые и лицензируемые виды деятельности:
     - разведение прочих животных;
     - предоставление услуг по выращиванию  сельскохозяйственной продукции;
     - Распиловка и строгание древесины;
     - производство столярных изделий;
     - снабжение паром и горячей  водой;
     - оптовая торговля живыми животными;
     - оптовая торговля шкурами и  кожей;
     - ветеринарная деятельность;
     - деятельность по заготовке и  переработке древесины;
     - производство спецодежды. 

     ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» имеет линейно-функциональную организационную структуру управления, которая схематически представлена в Приложении А.
     Органом управления ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» является директор, который назначается на должность Собственником и ему подотчётен.
     Директор  осуществляет руководство деятельностью  зверохозяйства на основании контракта, условия которого определяются Собственником.
     ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» осуществляет оперативный и бухгалтерский учёт результатов деятельности, представляет статистическую отчётность в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.
     Бухгалтерский учёт ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
     Согласно  Положения по учётной политике организации на 2010 год, на ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» применяется мемориально-ордерная форма ведения бухгалтерского учёта в соответствии с постановлением Правления Белкоопсоюза №60 от 08.10.92г., частично автоматизированная форма учёта на базе программ «Гедымин», «Анжелика», «1:С Предприятие» (основные средства, заработная плата, учёт материалов, расчёты с поставщиками).
     Первичные учётные документы составляются по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной  учётной документации.
     ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» применяет план счетов предприятий и организаций потребительской кооперации (приложение№1 к Постановлению Правления Белкоопсоюза от 30.12.2003г. №515), разработанный на основании Типового плана счетов бухгалтерского учёта, утверждённого постановлением Минфина РБ от 30.05.2003г. №89. [10]   
     Определение выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных активов  и прочих активов, и признание  прибыли, соответствующей полученной выручке, производится по мере отгрузки.
     На  основании Положения по учётной политике основными средствами ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» признаётся имущество, используемое в течение периода, превышающего 12 месяцев, и имеющее стоимость свыше 30 базовых величин на дату ввода его в эксплуатацию.
     Начисление  амортизации объектов основных средств осуществляется линейным способом. Индексация амортизационных отчислений не производится.
     Основные  показатели производственно-финансовой деятельности ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» за 2009-2010гг. приведены в таблице 2.1. Для составления таблицы 2.1 использовались данные из:
    пояснительной записки к бухгалтерскому отчёту за 2009г. [приложение Б];
    пояснительной записки к бухгалтерскому отчёту за 2010г. [приложение В];
    бухгалтерского баланса на 01.01.2010 г. [приложение Г];
    бухгалтерского баланса на 01.01.2011 г. [приложение Д];
    приложения к балансу на 01.01.2010г. «Отчёт о прибылях и убытках за 2009г.» [приложение Е];
    приложения к балансу на 01.01.2010г. «Отчёт о прибылях и убытках за 2009г.» [приложение Ж].
 
     Таблица 2.1 – Основные показатели производственно-финансовой деятельности ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» за 2009-2010гг. 

Показатели 2009 г. 2010 г. Отклонение, +/- Темп  роста, %
1 2 3 4 5
1. Наличие основного стада на  начало года:        
1.1 голов 32868 34620 1752 105,3
1.2 млн.руб. 2520 2604 84 103,3
1.3 в т.ч. самок, голов 27390 28850 1460 105,3
2. Деловой выход молодняка- всего,  голов 142901 145503 2602 101,8
2.1 на 1 самку, голов 5,3 5,4 0,1 101,9
3. Падёж основного стада:        
3.1 голов 944 968 24 102,5
3.2 процент падежа, % 2,87 2,80 -0,07 97,4
4. Объём реализации- всего, млн.руб.  13348 18641 5293 139,7
4.1 в т.ч. на экспорт, млн.руб. 10354,3 16718,5 6364 161,5
5. Выручка от реализации, млн.руб. 13348 18641 5293 139,7
6. Налоги, включаемые в выручку  от реализации , млн.руб. 457 320 -137 70,0
7. Выручка от реализации без  налогов, млн.руб. 12891 18321 5430 142,1
8. Себестоимость реализованных товаров,  продукции, работ, услуг, млн.руб. 12670 12131 -539 95,7
9. Прибыль (убыток) от реализации, млн.руб. 221 6190 5969 2800,9
10. Операционные доходы, млн.руб. 147 224 77 152,4
11. Операционные расходы, млн.руб. 90 70 -20 77,8
12. Прибыль (убыток) от операционных  доходов и расходов, млн.руб. 57 154 97 270,2
13. Внереализационные доходы, млн.руб. 1487 981 -506 66,0
14. Внереализационные расходы, млн.руб. 1598 2968 1370 185,7
15.Прибыль  (убыток) от внереализационных доходов  и расходов, млн.руб. -111 -1987 -1876 1790,1
16. Прибыль (убыток), млн.руб. 167 4357 4190 2609,0
17. Налоги и сборы из прибыли,  млн.руб. 59 143 84 242,4
1 2 3 4 5
18. Чистая прибыль (убыток), млн.руб. 108 4214 4106 3901,9
19. Списочная численность работников  в среднем за год, чел. 225 220 -5 97,8
20. Среднегодовой фонд оплаты труда, млн.руб. 2664,9 2725,0 60,1 102,3
21. Производительность труда, млн.руб./чел. (стр.4/стр.19) 59,3 84,7 25,4 142,8
22. Рентабельность по хозяйству, % 0,85 34,7 33,9 4082,4
23. Среднегодовая стоимость основных  средств, млн.руб. 18783 21577 2794,0 114,9
Продолжение таблицы 2.1 

     Из  таблицы 2.1 видно, что в 2010 г. по сравнению с уровнем 2009г. наблюдается улучшение практически по всем показателям производственно-финансовой деятельности.
     Основное  стадо на начало 2010 г. увеличилось по сравнению с уровнем начала 2009 г. на 1752 головы или на 5,3%. Увеличение поголовья основного стада в денежном выражении составило 84,0 млн.руб. или 3,3%.
     Поголовье самок возросло на 1460 голов или  на 5,3%.
     Деловой выход молодняка норки возрос на 2602 голов или на 1,8%. Деловой выход молодняка в расчёте на 1 самку возрос на 1,9%. Увеличение делового выхода молодняка произошло за счёт ведения успешной племенной работы.
     Процент падежа животных основного стада  снизился на 0,07 п.п. или на 2,6%.
     Объём реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2009г. возрос на 39,7% по отношению к уровню 2008г. Объём реализации на экспорт возрос на 61,5%.
     При этом выручка от реализации возросла на 39,7% по отношению к уровню 2008г. Одной из причин увеличения выручки от реализации явилась успешная маркетинговая работа по продвижению на мировом рынке пушно-мехового сырья.
       Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг снизилась на 4,3%.
     В результате увеличения при одновременном  снижении себестоимости прибыль от реализации возросла более, чем в 28 раз ( а именно – на 2700,9%).
     Кроме того, в 2010г. по сравнению с уровнем 2009г. наблюдается рост прибыли от операционных доходов и расходов (на 170,2%) за счёт того, что операционные доходы возросли (на 52,4%) в то время, как операционные расходы снизились (на 22,2%).
     В 2009г. ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» имело убыток от внереализационных доходов и расходов за счёт того, что внереализационные расходы превышали внереализационные дходы. В 2009г. убыток от внереализационных доходов и расходов увеличился ещё больше и составил 1987 млн.руб. Такой рост убытка от внереализационных доходов и расходов произошёл из-за того, что в 2010 г. внереализационные доходы снизились по сравнению с уровнем 2009г. (на 34,0%), а внереализационные расходы – возросли (на 85,7%).
     Прибыль ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» возросла в 2010г. по сравнению с её уровнем в 2009г. более, чем в 26 раз: на 4190 млн.руб. (или на 2509,0%). Чистая прибыль также возросла в 2010г. (на 4106 млн.руб. или на 3801,9%).
     Списочная численность работников в среднем за год снизилась в 2010г. по сравнению с её уровнем в 2009г. на 5 человек (или на 2,2%). При этом среднегодовой фонд оплаты труда возрос на 60,1 млн.руб. (или на 2,3%).
     В связи с тем, что объёмы реализации продукции, работ, услуг возросли, а списочная численность в среднем за год снизилась, производительность труда работников ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» также имела тенденцию к росту (на 42,8%).
     Рентабельность  хозяйства также резко возросла в 2010 г. по сравнению с её уровнем в 2009г., а именно – на 33,9 %
     Среднегодовая стоимость основных фондов в 2010 г. возросла на 2794,0 млн.руб. или на 14,9%, что было связано не только с приобретением  новых объектов основных средств, но также и с переоценкой.
     Таким образом, на основании данных таблицы 2.1 можем сделать вывод, что в 2010г. по сравнению с уровнем 2009г. производственно-финансовая ситуация ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» значительно улучшилась. 
 

     2.2 Документальное оформление и  учет поступления
     основных  средств 

     В бухгалтерском учёте ЧУП «Калинковичское  зверохозяйство» первичной учётной  единицей основных средств является инвентарный объект – законченный  строительством, приобретённый и  смонтированный отдельный конструктивно  обособленный предмет со всеми необходимыми для его самостоятельного функционирования приспособлениями и принадлежностями или обособленный комплекс конструктивно сочленённых предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определённых самостоятельных функций.
     Для учёта и обеспечения контроля сохранности основных средств в  ЧУП «Калинковичское зверохозяйство»  каждому их инвентарному объекту  присваивается инвентарный номер  – регистрационный признак объекта  основных средств, присваиваемый ему в момент принятия к бухгалтерскому учёту. В ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» инвентарный номер наносится на инвентарный объект краской и сохраняется за ним весь период его нахождения в организации.
     Аналитический учёт основных средств в ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» ведётся бухгалтерией по инвентарным объектам в инвентарных карточках учёта основных средств (формы №ОС-6). Они открываются на каждый объект основных средств.
     Основные  средства поступают в ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» в результате:
     1) капитальных вложений (инвестиций);
     2) приобретения за плату у юридических  и физических лиц; 
     3) безвозмездного получения от  юридических лиц; 
     4) субсидий правительственного органа;
     5) внесения учредителем в счет  вклада в уставный фонд;
     6) получения в обмен на другое  имущество; 
     7) оприходования излишков, выявленных при инвентаризации.
     Поступающие в ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» основные средства  документально оформляются, приходуются и закрепляются за материально ответственными лицами.
     Основные  средства, поступившие в ЧУП «Калинковичское зверохозяйство», принимаются специальной комиссией по вводу в эксплуатацию, определению непригодности, невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также отчуждению основных средств, назначаемой директором организации в установленном порядке. В состав комиссии входят: зам. директора, главный инженер, главный бухгалтер, начальник производства, начальник строительного цеха, председатель профкома, материально ответственное лицо, которому передается поступивший объект.
     Для оформления приемки в эксплуатацию поступивших объектов основных средств и их отражения в учете комиссия составляет в одном экземпляре Акт приемки-передачи основных средств по форме № ОС -1 на каждый объект в отдельности, в котором указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, содержание драгметаллов, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта, стоимость приобретения, способ начисления амортизации и другие сведения, необходимые для аналитического учета. Так, например, в декабре 2010 г. ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» был приобретён в ООО «Мипс» ноутбук DELL Inspiron N5010 15,6. При передаче ноутбука в эксплуатацию (30.12.2010г.) был составлен соответствующий акт о приёме-передаче объекта основных средств №32 от 30.12.2010г. [приложение З]. При этом был составлен протокол заседания комиссии по вводу в эксплуатацию, определению непригодности, невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также отчуждению основных средств.
     Для правильной организации аналитического учета основных средств в ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» каждому объекту в момент составления Акта по ф. № ОС-1 присваивается инвентарный номер по серийно-порядковой системе кодирования. Например, ноутбуку DELL Inspiron N5010 15,6 был присвоен инвентарный номер 4043. Инвентарные номера выбывших объектов не могут присваиваться другим, вновь поступающим основным средствам в течение пяти лет, начиная с года следующего за годом списания. Составленный комиссией Акт по форме № ОС-1 утверждается директором ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» и вместе с технической документацией, относящейся к данному объекту передается в бухгалтерию, которая на основании этих документов открывает Инвентарные карточки по форме № ОС-6 в одном экземпляре. В них записываются: наименование и назначение объекта, наименование завода-изготовителя, модель, тип, марка оборудования, инвентарный номер и другие данные, после чего техническую документацию передают в технический отдел организации. Инвентарная карточка учёта объекта основных средств №4043, оформленная на введённый в эксплуатацию 30.12.2010г. ноутбук DELL Inspiron N5010 15,6 представлена в приложении И.
     Для контроля за сохранностью Инвентарных карточек в ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» их регистрируют в описи по форме № ОС-10, которая составляется по видам основных средств в одном экземпляре. Инвентарные карточки хранятся в специальных картотечных ящиках, в которых располагаются по классификационным группам.
     В ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» аналитический учет объектов основных средств по месту их эксплуатации (нахождения) и по материально ответственным лицам ведётся в Инвентарном списке по форме № ОС-13. Инвентарный список составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр списка с распиской материально ответственного лица хранится в бухгалтерии, а второй — у материально ответственного лица по месту нахождения объекта основных средств. Не реже одного раза в полугодие Инвентарные списки, находящиеся в бухгалтерии и у материально ответственных лиц, сверяются. Для сохранности Инвентарные описи формы № ОС-13 брошюруются.
     Аналитический учёт основных средств по инвентарным  объектам в ЧУП «Калинковичское  зверохозяйство» ведётся автоматизировано в программе 1:С Бухгалтерия с составлением документа «Оборотно-сальдовая ведомость» [приложение К].
     Перемещение основных средств внутри ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» оформляется Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме ОС-2 в двух экземплярах. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в Инвентарном списке основных средств по форме № ОС-13.
     Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств №1 от 28.02.2010г. представлена в приложении Л.
     Для синтетического учета основных средств  в ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» используется счёт 01 "Основные средства". Этот счет активный. На нем отражается движение  основных средств, принадлежащих организации на правах собственности, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, полученных в аренду (лизинг), доверительное управление. По дебету этого счета отражается поступление основных средств, а по кредиту — их выбытие. Основные средства учитываются на счете 01 "Основные средства" в оценке по полной (первоначальной или восстановительной) стоимости.
     Учёт  по счету 01 «Основные средства» ведется  автоматизировано в программе 1С:Бухгалтерия  с заполнением документов «Карточка счёта 01» и «Анализ счёта 01» [Приложение М].
     К счёту 01 «Основные средства» открыты  следующие субсчета:
     01-1 "Основные средства в эксплуатации" отражаются объекты основных средств производственного и непроизводственного назначения, используемые в производственной и хозяйственной деятельности ЧУП «Калинковичское зверохозяйство»;
     01-3 "Основные средства в стадии  достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации" учитываются объекты основных средств, подлежащие реконструкции, модернизации, достройке и дооборудованию, направленные на использование по новому назначению этих объектов и предусматривающие изменение их основных технико-экономических показателей;
     01-4 "Основные средства в стадии  ремонта" отражаются объекты основных средств, находящиеся в текущем, среднем и капитальном ремонте, выполняемом хозяйственным либо подрядным способом.
     01-10 "Выбытие основных средств" учитывается выбытие объектов основных средств (продажа, списание, частичная ликвидация, безвозмездная передача и другие случаи) и формируется их остаточная стоимость.
     Большинство объектов основных средств ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» приобретается за плату у юридических лиц, строится либо поступает безвозмездно в качестве спонсорской помощи.
     При этом первоначальная стоимость приобретённого (построенного) объекта основных средств равняется сумме фактических затрат на его приобретение (сооружение). Она формируется путём систематизации затрат на приобретение или строительство объектов основных средств по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затем фактические затраты по приобретённым или построенным и принятым к бухгалтерскому учёту объектам основных средств списываются с кредита счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счёта 01 «Основные средства».
     Согласно  учётной политике ЧУП «Калинковичское  зверохозяйство», при постановке на учёт основные средства оцениваются по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на их строительство, сооружение или приобретение, включая расходы по доставке, установке и монтажу, уплате процентов за кредит (до ввода основных средств в эксплуатацию), пошлин и других расходов.
     По  объектам, бывшим в эксплуатации и  приобретённым за плату или по обмену, в первоначальную (восстановительную) стоимость включается контрактная стоимость объекта и сумма износа, рассчитанная по проценту износа на момент его оприходования от контрактной стоимости.
     К счёту 08 «Вложения во внеоборотные активы» в ЧУП «Калинковичское  зверохозяйство» открыты следующие  субсчета:
     08-3 «Приобретение основных средств за плату»;
     08-4 «Модернизация, реконструкция, строительство основных средств»;
     08-5 «Прочее поступление основных средств».
     Основанием  для отражения стоимости основного  средства по дебету счёта 08 «Вложения  во внеоборотные активы» являются товарно-транспортные накладные, мемориальные ордера [приложение О,П], акты выполненных работ.
     Документы «Карточка счёта 08» и «Анализ  счёта 08» за декабрь 2010 г. представлены в приложении Н.
     В декабре 2010 г. в бухгалтерии ЧУП  «Калинковичское зверохозяйство» для отражения поступления объектов основных средств были сделаны, в частности, следующие бухгалтерские проводки (таблица 2.2.1): 

        Таблица 2.2 – Корреспонденция счетов при отражении поступления объектов                  основных средств в ЧУП «Калинковичское зверохозяйство» в 2010 г.
Дата Содержание  хозяйственных операций Корреспонденця счетов Сумма, руб.
дебет Кредит
1 2 3 4 5
06.12.10 Приобретение  парового котла-1,0-0,9р-з Поставщик: ОАО  Акватермо-Блок
Основание: ТТН  №2136472 от 06.12.2010г.
08.4 60.1 43 900 000
29.12.10 Приобретение  ноутбука DELL Inspiron №5010 15,6 Поставщик: Ультратек  Ритэйл
08.4 60.1 2 195 435
Продолжение таблицы 2.2
1 2 3 4 5
  Основание: ТТН  № 1476427 от 06,12. 2010      
29.12.10 Приобретение  полуприцепа МАЗ-975850-7010-031 Поставщик: ОАО  «Промагролизинг»
Основание: ТТН  №2584143 от 29.12.2010г.
08.4 76.1 109 784 000
28.02.10 Внутреннее  перемещение  Автомашина ДУК  ГАЗ-52 90-20 ГСА
Сдатчик: звероводческая бригада
Получатель: администрация 
Материально ответственное лицо:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.