На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Ответственность в международном праве

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

      Конец ХХ столетия поставил множество проблем  перед всем человечеством. Вооруженные  конфликты, этнические чистки и террористические акты предопределили целостность и  взаимозависимость мира.
      Нарушения гуманитарного права и увеличение числа вооруженных конфликтов вынудили мировое сообщество принимать меры для обеспечения более строгого соблюдения норм этого права, создавать  органы, привлекающие к ответственности, вводить санкции для пресечения нарушений.
      Проблема  международной ответственности  стала актуальной в современных  условиях. Международной ответственность  является фактором международной безопасности и стабильности в мире.
      В международном праве сложился общий  принцип, согласно которому международно-правовое деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.
      История международных отношений свидетельствует  о его постоянном практическом применении и совершенствовании. Однако, правовые нормы этого института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.
      Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а  также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.
      Международно-правовая ответственность - один из древнейших институтов международного права, является юридической обязанностью субъекта международного права ликвидировать  вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права  в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.
      Целью данной работы является раскрытие в  более широком спектре понятия  международно-правовой ответственности, предусмотренной для субъектов  международного права, а в частности  государств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 
  В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность  в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.
  Институт  ответственности базируется на некоторых  принципах, являющихся основополагающими  во всех без исключения отраслях современного международного права.
  1. Государство не может быть  освобождено от международно-правовой  ответственности путем ссылки  на внутреннее законодательство. Этот принцип применим только  в международном публичном праве,  так как в частном праве  международно-правовая ответственность  отрицается именно путем ссылок  на национальное законодательство. В этом суть коллизионных норм  международного частного права. 
  2. Принцип ответственности государства  за издание законов, находящихся  в противоречии с общепризнанными  нормами международного права,  так и ответственность за не  издание законов, необходимых  для выполнения международно-правовых  обязательств субъектов права. 
  3. Принцип ответственности субъектов  международного права за принудительное  удержание под своей властью  или зависимостью других, за любые  проявления насилия. 
  4. Принцип ответственности перед  международным сообществом за  подготовку, планирование и совершение  актов агрессии.
  5. Принцип применения международно-правовых  санкций в отношении субъекта  права, нарушившего обязательства,  а также вменение в обязанность  возместить причиненный ущерб. 
  Характерным для международно-правовой ответственности  является:
    Ответственность предполагает применение к правонарушителю международно-правовых санкций.
    Ответственность наступает за совершение международного правонарушения.
    Конечной целью для института ответственности является обеспечение международного правопорядка.
    Означает наличие определенных отрицательных последствий для правонарушителя.
  Нормы о международно-правовой ответственности  государств «разбросаны» по отдельным  отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др. В настоящее время Комиссией международного права ООН ведется работа по кодификации института ответственности.
  Основаниями международной ответственности  являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.
  Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.
  Юридическими  основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).
  Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.
  Процессуальные  основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел  о правонарушениях и привлечения  к ответственности. В одних случаях  эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других — ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности. 
 

  2. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

  Субъектами  международно-правовой ответственности  являются только субъекты международного публичного права. Физические и самостоятельные  юридические лица не несут такой  ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность  является гражданско-правовой.
  На  практике поведение субъектов международного права выражается в действиях  их органов и должностных лиц, выступающих именно в этом качестве.
  Государство за их действия отвечает в принципе всем национальным достоянием, а физические и юридические лица - лишь в пределах своего имущества. При этом не имеет значения, принадлежит ли орган или должностное лицо к системе законодательной, исполнительной, судебной или иной конституционной власти, а также является ли этот орган нижестоящим или вышестоящим в рамках структуры государства, носят ли функции органа международный или внутренний характер.
  Государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных  лиц даже в случае, когда последние  превысили свои полномочия, установленные  внутригосударственным правом, или  нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Например, если дипломатический представитель  совершил действия, представляющие собой  вмешательство во внутренние дела государства  пребывания, ответственность за это  несет представляемое государство. К органам государства приравниваются подразделения его вооруженных  сил.
  Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается  как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц  фактически действовали от имени  данного государства или осуществляли прерогативы государственной власти в случае отсутствия соответствующих  возможностей для официальных властей  и при обстоятельствах, которые  оправдывали осуществление таких  прерогатив. 
 

  3. ВИДЫ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

  Существует  два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая.
  Политическая  ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер  в отношении государства-правонарушителя  и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются средством применения санкций.
  Санкции - это принудительные меры, применяемые  к государству-нарушителю. Они могут  быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или  отдельными организациями. Объем и  виды санкций зависят от степени  тяжести правонарушения и нанесенного  ущерба. Например, к государству-агрессору  могут быть применены следующие  принудительные меры:
    временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация;
    полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь или иной вид вооруженных сил или вооружений;
    ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений.
  Санкции за посягательство на международный  мир и безопасность предусмотрены  статьями 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. Практически все виды санкций, перечисленных выше, были применены  к Германии, Италии и Японии после  Второй мировой войны. При этом высшей формой политической ответственности  государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так бы в отношении Германии и  Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.
  Санкции как форма принуждения применяются  только в случае совершения тяжкого  международного преступления. Применение таких санкций в других случаях  нельзя считать правомерным, потому что по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба.
  Реторсиями  считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего  интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства  на определенные недружественные действия другого государства с целью  восстановления нарушенных прав.
  К реторсиям относятся:
    отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;
    выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;
    запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства.
  В 1995 году Литва отозвала своего посла  из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом  западных компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться  разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства. В августе 1987 года Канада выслала  и объявила персоной нон грата 19 советских граждан. Те же меры были приняты СССР в отношении 13 канадских  дипломатов.
  Репрессалии (невооруженные) - это правомерные  принудительные действия одного государства  против другого государства. Репрессалии  применяются в ответ на неправомерные  действия другого государства с  целью восстановления нарушенного  права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.
  Репрессалии могут выражаться в приостановлении  или разрыве дипломатических  отношений, введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.
  Так, в 1994 году Президент США подписал билль об ужесточении санкций  против Кубы в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских  самолетов антикастровской эмигрантской организации, в результате которой  погибли четыре летчика. В числе  санкций - приостановление чартерных  авиарейсов между США и Кубой, новые барьеры для кубинских  дипломатов, отказ иметь дела с  иностранными компаниями, занимающимися  бизнесом на Кубе, запрет ввозить в  США продукты, произведенные с  использованием кубинского сахара.
  Репрессалии должны быть прекращены по получении  удовлетворения. Современное международное  право запрещает вооруженные  репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это  никоим образом не затрагивает право  государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со статьей 51 Устава ООН, на обращение в Международный  суд ООН или арбитраж.
  Сатисфакция (удовлетворение) - это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.
  Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения; выражения сожаления  или сочувствия; заверения в том, что подобные неправомерные акции  не будут иметь место в будущем; оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его  гимна в соответствующей торжественной  обстановке. Например, в октябре 1994 года на Восточном вокзале Варшавы  российские граждане подверглись ограблению рэкетирами, а полиция в ответ  на жалобы избила ограбленных и травила  их газом.
  Во  время визита в Москву министр  внутренних дел Польши принес официальные  извинения премьер-министру и министру внутренних дел России. По этому  поводу было принято совместное коммюнике, где польская сторона признала вину полицейских, а российская сторона  сочла инцидент исчерпанным.
  Сатисфакция может потребоваться только в  тех случаях, когда реституция или  компенсация не обеспечивают полного  возмещения.
  Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который  представляет собой нанесенное государству  оскорбление. Такие виды вреда, как  правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения  обязательства независимо от его  материальных последствий для соответствующего государства.
  Сатисфакция не должна носить карательного характера  или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать  формы, унизительные для ответственного государства.
  Таким образом, сатисфакция преследует три  цели:
    принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;
    наказание виновных;
    принятие мер к предотвращению повторения нарушения .
  Ресторация  как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем  прежнего состояния какого-либо материального  объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).
  Особой  формой политической ответственности  государств является приостановление  прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение  права голоса, права на представительство  в главных органах, права на получение  помощи и обслуживание), и как  крайняя мера - исключение из Международной  организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному Договору между СССР и Финляндией о ненападении СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 году.
  Материальная  ответственность наступает в  случае нарушения государством своих  международных обязательств, связанных  с причинением материального  ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и  субституции.
  Репарации представляют собой возмещение материального  ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма  репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 году репарации с Германии составили  всего20 миллиардов долларов, что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 года обязывало  США лишь внести "свой вклад в  залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая" (статья 21). Необходимо отметить, что правительство ФРГ (после включения в ее состав ГДР.) приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, угнанным в Германию во время Второй мировой войны.
  Реституция - это восстановление положения, которое  существовало до совершения противоправного  деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим  государством с территории противника. Например, в соответствии со статьей 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 года, Италия обязалась вернуть "в  возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций".
  Объектом  реституции может быть также возвращение  неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, то есть вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания.
  В судебно-арбитражной практике нередко  употребляется термин "юридическая  реституция". Этот вид реституции требует или предполагает изменение  юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственного государства, либо в его правовых отношениях с  потерпевшим государством. Такие  случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого  в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр  административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении  какого-либо лица или имущества иностранца. В некоторых случаях может  применяться как материальная, так  и юридическая реституция. Например, Постоянная палата Третейского суда ООН в 1993 году постановила, что Чехословакия "обязана вернуть королевскому Венгерскому будапештскому университету им. Петера Пазмани требуемое им недвижимое имущество без какой-либо переуступки, принудительного управления или секвестра и в том со состоянии, в каком оно было до применения данных мер".
  Компенсация. Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку  такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая  упущенную выгоду, насколько она  установлена.
  По  сравнению с сатисфакцией роль компенсации  заключается в возмещении фактических  убытков, понесенных в результате международно-противоправного  деяния.
  Компенсация, как правило, представляет собой  денежную выплату. Денежная выплата  должна соответствовать размеру  ущерба, понесенного потерпевшим  государством в результате правонарушения.
  Проценты. Они начисляются тогда, когда  это необходимо для обеспечения  полноты возмещения вреда. Ставка и метод расчета процентов определяются таким образом, чтобы достичь этого результата. Проценты исчисляются с даты, когда должна была быть выплачена основная сумма, на дату выполнения платежного обязательства.
  Субституция - это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного  имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного  имущества и т.п. 
 

  4. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ 

  Как правило, всякое противоправное деяние государства влечет международную  ответственность этого государства. Однако в действительности могут  иметь место обстоятельства, которые  препятствуют на данном этапе выполнению государством своих обязательств, в  том числе выполнению их в срок. Эти обстоятельства могут исключить  международно-правовую ответственность  государств. Наряду с такими обстоятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие ответственность государства  за невыполнение своих обязательств.
  Статьи  об ответственности государств за международно-противоправные деяния, подготовленные Комиссией международного права и одобренные (точнее, "принятые к сведению") LVI сессией Генеральной  Ассамблеи ООН 12 декабря 2001 года, содержат перечень обстоятельств, исключающих противоправность. Ответственность государств исключается при следующих определенных условиях:
  1. В случае достижения государствами  взаимного согласия относительно  действий, которые противоречат  ранее принятым ими обязательствам  или соответствующим нормам международного  права. Например, ввод иностранных  войск на территорию государства  обычно рассматривается как серьезное нарушение суверенитета государства, а зачастую как акт агрессии. Однако подобная акция не может быть признана таковой, если она осуществляется по просьбе или с согласия государства.
  Исключение  ответственности государства в  данном случае наступает при наличии  следующих условий:
    согласие государства должно быть международно-правомерным;
    согласие должно быть ясно выраженным (а не подразумеваемым);
    согласие должно предшествовать совершению действий.
  Согласие  может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния только в тех пределах, которые  имеет в виду государство, дающее такое согласие (речь идет о сфере  действия и сроках). Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права.
  2. В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства-правонарушителя, или, иными словами, когда имеется вина самой потерпевшей стороны. Такие меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организации (например, ООН, соответствующей региональной организацией).
  3. Если деятельность государства  была вызвана непреодолимой силой или не поддающимися контролю непредвиденными внешними событиями. Причем предполагается, что оба указанных события не позволили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его проведение не соответствует этому обязательству. В частности, речь может идти о ситуациях, вызванных явлениями природы (наводнение, землетрясение, эпидемия) или деятельностью людей, и обозначаются они терминами "форс-мажор", или "непредвиденный", "непреодолимый" случай. Форс-мажор как основание для освобождения государства от ответственности предусмотрен, например, в статье 41 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, статье 18 Конвенции ООН по морском управу 1982 года.
  Однако  государства не освобождаются от ответственности, если форс-мажорная ситуация обусловлена - либо целиком, либо в сочетании  с другими факторами - поведением ссылающегося на нее государства  или государство приняло на себя риск возникновения такой ситуации.
  4. Если субъект поведения, представляющий  данное государство, в ситуации  крайнего бедствия не имел  иной возможности спасти свою  жизнь или жизни вверенных  ему людей. На практике случаи  бедствия были в основном связаны  с воздушными или морскими  судами, которые оказывались на  территории государства из-за  плохих погодных условий, технической  неисправности или выхода из  строя навигационного оборудования.
  Бедствие  как обстоятельство, исключающее  ответственность государства, предусмотрено, например, в статьей 14 Конвенции  о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, статьей 98 Конвенции ООН  по морскому праву 1982 года, приложении 1 Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов1973-78 годов, статьей 5 Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов  и других материалов 1972 года.
  Государство несет ответственность, если оно  само содействовало возникновению  ситуации крайнего бедствия или если поведение, о котором идет речь, могло  вызвать более тяжкое бедствие.
  Например, подводная лодка с ядерной  силовой установкой, потерпевшая  серьезную аварию, может вызвать  ядерный взрыв в порту, в котором  она пытается укрыться и произвести необходимый ремонт. В этом случае будет поставлена под угрозу жизнь  гораздо большего числа людей, и  государство, чей флаг несет подводная  лодка, не может освобождаться от ответственности.
  5. Если государство было вынуждено  нарушить принятые на себя  обязательства при наличии крайней  необходимости. Однако ссылка  на крайнюю необходимость правомерна  лишь при наличии ряда одновременно  действующих условий, в частности  абсолютно-исключительного характера  ситуации, на которое ссылается  государство; неизбежности характера  опасности, угрожающей жизненно  важным интересам государства  и его населения; невозможности  устранить такую опасность другими  средствами; непременно временный  характер действия, ограниченный  рамками периода опасности. 
  Государство не может ссылаться на состояние  крайней необходимости еще, по крайней  мере, в следующих двух случаях:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.