На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Образование в РФ, как социальный институт

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: Социология

на тему: «Образование в РФ, как социальный институт».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание:
Введение…………………………………………………………….3
1. Понятие образования, система образования…………………..5
2. Функции образования в РФ……………………………………..8
3. Данные образования
 по основным  показателям статистики…………………………...12
4. Актуальные проблемы образования в России………………...16
5. Заключение……………………………………………………...23
6. Список используемой  литературы……………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Социальный  институт – это организованное объединение  людей, выполняющих определенные социально  значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
     Социальный  институт – совокупность норм и  учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Социальный институт – это организованная система  Связей и социальных норм, которая  объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
     B процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны      без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование – обучение человека c целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.
     Каждый  социальный институт имеет как специфические  особенности, так и общие признаки с другими институтами.
     Признаками  института образования являются:
     1. установки и образцы поведения  - любовь к знаниям, посещаемость
     2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
     3. утилитарные культурные черты  - классы, библиотеки, стадионы
     4. кодекс устный и письменный - правили  учащихся
     5. идеология - академическая свобода,  прогрессивное образование, равенство  при обучении
     Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как  социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
     Объект  работы – образование в РФ, кок  социальный институт.
     Предмет – виды, функции образования в  РФ.
     Цель  – виды, функции образования в РФ как социального института.
     Задачи - выявить функции образования, его виды,  проблемы социологии образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие образования, система образования.
Образование – “активное” зеркало общества. Оно не только отражает то, что происходит в обществе, но и активно воздействует на общественные процессы. Представляется, что сегодня образование в  большей степени выступает как  фактор дифференциации, нежели интеграции.
И это  несмотря на то, что закон об образовании  вроде бы направлен на ограничение  неравенства: в нем декларируется  создание дополнительных возможностей получения образования для некоторых  категорий граждан - инвалидов, их детей, участников боевых действий и т.п. Но с помощью только закона не удается  заблокировать влияние на образование  обострившегося в стране социального  неравенства.
В Законе РФ «Об образовании», в статье 8, указано, что система образования в  РФ представляет собой совокупность взаимодействующих1:
– преемственных  образовательных программ и государственных  образовательных стандартов различного уровня и направленности;
– сети реализующих их образовательных  учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
– органов  управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
  Понимание того, что есть образование, как оно осуществляется, какие цели преследует и какие задачи решает, при каких условиях бывает эффективным, когда оказывается не только бесполезным, но и вредным актуально для каждого человека, ибо на протяжении всей своей жизни он постоянно оказывается то воспитанником (учеником), то воспитателем (учителем).
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как  социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс, как вид социокультурной деятельности. Социологи под образованием понимают процесс передачи обществом знаний, навыков, ценностей от одного человека или группы другим людям.
Наиболее  существенными особенностями современной системы образования являются:
   1. Превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование);
   2. Решающее воздействие на личность (по существу образование является  основным фактором ее социализации);
   3. Предопределение в значительной  степени возможностей карьеры,  достижения высокого социального  положения.
Система образования структурирована и  по иным принципам, она включает ряд  звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое  образование, среднее специальное  образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения  квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности  человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются  еще в раннем детстве.
В целом  значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень  в жизни человека, на которой закладывается  первооснова личностных качеств  человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или  удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, — не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись  с новыми для себя проблемами —  организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально  входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки  зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности  общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей  прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики  этой формы образования особо  значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
В отличие  от дошкольного образования и  воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная  школа нацелена на подготовку к жизни  всего без исключения подрастающего  поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась  реализация принципа всеобщности полного  среднего образования с целью  обеспечения молодежи «равного старта»  при вступлении в самостоятельную  трудовую жизнь. В новой Конституции  РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное  завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу, что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.
Но и  в этой ситуации социология образования  по-прежнему нацелена на изучение ценностей  общего образования, на ориентиры родителей  и детей, на их реакцию на внедрение  новых форм образования, ибо окончание  общеобразовательной школы оказывается  для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник  школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального  образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и  как он изменяется в течение жизни  — это одна из важнейших проблем  социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования  — профессионально-технического, средне специального и высшего.
Профессионально-техническое  образование самым непосредственным образом связано с потребностями  производства, с оперативной и  сравнительно быстрой формой включения  молодых людей в жизнь. Оно  непосредственно осуществляется в  рамках крупных производственных организаций  или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское  ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое  образование прошло сложный и  извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.
Что касается среднего специального и высшего  образования, для социологии важны  выявление социального статуса  этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей  взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность  подготовки.
Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы  качество и уровень современной  их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и  исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой  устойчивость профессиональных интересов  молодых людей. По исследованиям  социологов   до 60% выпускников  вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в  Москве, только 28% из них спустя три  года после получения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Функции образования в РФ
В результате радикальных преобразований российского  общества реформированию подвергаются все социальные институты, в том  числе и институт образования. Оно  обеспечивает непрерывный процесс  обучения на протяжении всей жизни. Образование  призвано выработать у человека готовность и умение ориентироваться в нестандартных  ситуациях, способность к самостоятельному выбору. Оно служит базой будущего развития общества.
Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.2
Функции бывают присущими различным институтам общества. Итак, первой и важнейшей  миссией любого социального института  является удовлетворение важнейших  жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может  существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюркгейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это  значит исследовать, какой потребности  она соответствует».
Список  универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив  в него функцию закрепления и  воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции. Но это функции, присущие всем институтам.
Институт  образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие основные функции:
1. Гуманистическая (человекообразующая) функция проявляется в единстве противоположных, но органически связанных процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек усваивает общественные отношения, превращает их во внутреннюю сущность собственной личности, на собственные социальные качества. Тем не менее, это происходит индивидуально для каждого человека. Поэтому образование — это особенный социальный институт, который обеспечивает социализацию и в то же время приобретение личностью индивидуальных качеств.
Связь образования со всеми сферами  общественной жизни реализуется  непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование  является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция  которой совпадает с целью общества.
Если  различные сферы и отрасли  хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его  интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.
Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизирует социальные отношения, в таком обществе человек превращается в рабочую машинку, а в старости уже не нужен.
К сожалению, в настоящее время ситуация в  этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации  общества как реальном процессе, где  утратилась уже и ценность труда. Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что  с наибольшей полнотой гуманистическая  функция призвана реализовываться  в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших  классах. Именно здесь закладываются  основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как  показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект  человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Увы, как раз  эти звенья в самой системе  образования рассматриваются как  не основные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование.
2. Социальный  контроль. Образование в конечном  итоге определяет позицию человека  в обществе, его возможности, цели, достигаемые в обществе и способы  вознаграждения за труды, сам труд, мировоззрение и т.д.
3. Трансляция и распространение культуры в обществе. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии. Из неё исходит такая функция образования как генерирование, сохранение культуры общества.
4. Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы,  благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих  объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой.
5. Инновация в сфере культуры осуществляется через образование избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций,  даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.
6 .Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и   социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще  Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система   образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель — не просто передача знаний и развитие личности, но   интеллектуальное сопровождение развития общества.  Мировые   лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные   технологии или иные модели, специально разработанных для других стран.
7. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему люди учатся понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны.  Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии.
8. Воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Школа должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной.
9. Обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.
10. Социализация личности, особенно молодёжи, и её интеграция в общество. Именно образовательные учреждения (и не только они) готовят определённые навыки у человека для выполнения им определённой социальной роли при определённом статусе.
2.1.11 Гомогенизация  общества через организованную  социализацию индивидов — привитие  сходных социальных   характеристик  во имя целостности общества.
В целом  основные функции образования можно условно поделить на:
- социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.
- социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;
-  социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы; 

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций  достаточно высоко.3 

3. Данные образования по основным показателям статистики.
  1970 1980 1990 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число дошкольных образовательных учреждений, тыс. 65,0 74,5 87,9 68,6 51,3 47,8 47,2 46,5 46,2 45,7 45,6
В них  детей:                      
тыс. человек 5666 8149 9009 5584 4263 4321 4423 4530 4713 4906 5105
в процентах  от численности детей 
   соответствующего возраста
... 64,9 66,3 54,3 55,0 57,6 57,7 57,3 58,3 59,2 59,4
Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек 105 109 108 83 81 88 92 95 99 105 105
Число общеобразовательных учреждений (без  вечерних (сменных) общеобразовательных  учреждений), тыс. 96,9 68,8 67,6 68,9 67,0 64,5 63,2 61,5 59,4 56,4 54,3
в том  числе:                      
государственных и муниципальных 96,9 68,8 67,6 68,4 66,4 63,8 62,5 60,8 58,7 55,7 53,6
негосударственных - - - 0,5 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7
Численность обучающихся в общеобразовательных  учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), тыс. человек 23235 17638 20328 21567  
20074
17323 16168 15185 14362 13766 13436
в том  числе:                      
в государственных  и муниципальных 23235 17638 20328 21521 20013 17254 16098 15113 14291 13695 13363
в негосударственных - - - 46 61 69 70 72 71 71 73
Охват детей программами начального и  основного общего образования (удельный вес численности обучающихся 1-9 классов  в численности детей в возрасте 7-15 лет), процентов ... 89,8 92,0 90,1 90,8 92,3 92,7 93,3 95,0 96,7 98,8
Число вечерних (сменных) общеобразовательных  учреждений, тыс. 6,9 6,0 2,1 1,8  
1,7
1,7 1,7 1,7 1,6 1,6 1,5
В них  обучающихся, тыс. человек 2049 2578 523 472 480 475 463 446 425 408 389
Число учреждений начального профессионального  образования 3257 4045 4328 4166 3893 3798 3686 3392 3207 3194 2860
В них  учащихся1), тыс. человек 1406 1947 1867 1689 1679 1649 1604 1509 1413 1256 1115
Численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования1) на 10 000 человек населения 108 140 126 114 115 114 112 106 99 89 79
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования 2423 2505 2603 2634 2703 2809 2805 2905 2847 2799 2784
в том  числе:                      
государственных и муниципальных 2423 2505 2603 2612 2589 2627 2637 2688 2631 2566 2535
негосударственных - - - 22 114 182 168 217 216 233 249
Численность студентов в образовательных  учреждениях среднего профессионального  образования, тыс. человек 2606 2642 2270 1930  
2361
2612 2600 2591 2514 2408 2244
в том  числе:                      
в государственных  и муниципальных                       
всего, тыс. человек 2606 2642 2270 1923 2309 2502 2504 2473 2389 2288 2136
на 10 000 человек населения 199 190 153 130 158 174 174 173 168 161 151
в негосударственных - - - 7 52 110 96 118 125 120 108
Принято студентов в образовательные  учреждения среднего профессионального  образования, тыс.человек 780 818 754 669  
867
906 890 854 799 771 703
в том  числе:                      
в государственные  и муниципальные 780 818 754 665 842 862 852 811 756 730 670
в негосударственные - - - 4 25 44 38 43 43 40 33
Выпущено  специалистов из образовательных учреждений среднего профессионального образования, тыс. человек 596 721 637 474  
580
702 703 684 700 699 671
в том  числе:                      
из  государственных и муниципальных                      
всего, тыс.человек 596 721 637 473 568 671 675 651 658 657 632
на 10 000 человек населения 46 52 43 32 39 47 47 46 46 46 44
из  негосударственных - - - 1 12 31 28 33 42 42 39
Число образовательных учреждений высшего  профессионального образования 457 494 514 762 965 1044 1071 1068 1090 1108 1134
в том  числе:                      
государственных и муниципальных 457 494 514 569 607 652 662 655 660 658 660
негосударственных - - - 193 358 392 409 413 430 450 474
Численность студентов в образовательных  учреждениях высшего профессионального  образования, тыс. человек 2672 3046 2825 2791  
4742
6456 6884 7064 7310 7461 7513
в том  числе:                      
в государственных  и муниципальных                       
всего, тыс. человек 2672 3046 2825 2655 4271 5596 5860 5985 6133 6208 6215
на 10 000 человек населения 204 219 190 179 292 388 408 419 431 437 438
в негосударственных - - - 136 471 860 1024 1079 1177 1253 1298
Принято студентов в образовательные  учреждения высшего профессионального образования, тыс. человек 537 614 584 681  
1292
1644 1659 1641 1658 1682 1642
в том  числе:                      
в государственные  и муниципальные 537 614 584 629 1140 1412 1384 1373 1377 1384 1363
в негосударственные - - - 52 152 232 275 268 281 298 279
Выпущено  специалистов из образовательных учреждений высшего профессионального образования, тыс. человек 360 460 401 403  
635
977 1076 1151 1255 1336 1358
в том  числе:                      
из  государственных и муниципальных                       
всего, тыс. человек 360 460 401 395 579 860 930 978 1056 1109 1125
на 10 000 человек населения 28 33 27 27 39 60 65 68 74 78 79
из  негосударственных - - - 8 56 117 146 173 199 227 233
Охват молодежи программами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального  образования (удельный вес численности  студентов (учащихся) образовательных  учреждений начального, среднего и  высшего профессионального образования, аспирантов и докторантов в численности  населения в возрасте 15-34 года), процентов ... 16,4 17,0 16,1 20,5 24,0 24,6 24,8 25,1 25,1 24,8
4 
 
 

4. Актуальные проблемы образования в России.
Глобальные  социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:
- утрате  привычных целей школьного образования;
- остром  недостатке финансирования;
- инертности, присущей всем образовательным  системам и обществу в целом.
Но если бы кризис сводился только к данному  ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного  устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:
- проблема  оптимизации взаимодействия личности  и социума как поиск баланса  между социально-нормативным давлением  и стремлением личности к социально-психологической  автономии, преодоление противоречивости "потребностей" социального заказа  и интересов личности (ученика,  учителя, родителя);
- проблема  преодоления дезинтегрированности содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира;
- проблемы  согласования и интеграции педагогических  технологий;
- проблема  развития проблемного мышления  у учащихся через постепенный  отход от монологического общения  к диалогичекому на уроке;
- проблема  преодоления несводимости результатов  обучения в различных типах  образовательных учреждений через  разработку и введение единых  образовательных стандартов на  основе комплексного систематического  анализа образовательного процесса
а) Проблема социальной дифференциации и качества образования
Молодежь  вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее  образование. Однако образование на данный момент серьезно различается  по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем в сельских. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования. Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование — такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.