На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетное устройство Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по сельскому хозяйству
ФГОУ  ВПО Самарская государственная  сельскохозяйственная академия 

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы» 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Финансы и кредит» 

на тему: «Бюджетное устройство Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Выполнил: студент  IV курса 3 гр.
     Экономического  факультета
                                                   Шнайдер В.А.
                                     Проверила: Ст. преподаватель
                                                   Еремина И.М. 
 
 

Кинель, 2007
Содержание
Введение  ………………………………………………………………………3
Основная  часть 
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное  устройство    Российской Федерации. …………………………………………………………………….5
1.1. Бюджет. Сущность и роль бюджета. ……………………………………5
1.2. Факторы, влияющие на организацию бюджетной системы страны…..8
2. Бюджетная система Российской Федерации. ………………………..…..13
2.1. Принципы  бюджетной системы. ………………….……………………15
2.2. Федеральный бюджет Российской Федерации. ……………………….18
2.3. Бюджеты субъектов Российской Федерации. ………..………………..23
2.4. Местные бюджеты. …………………………………………...…………28
2.5. Внебюджетные фонды. …………………………………………………32
3. Бюджетная политика Российской Федерации и бюджетный контроль..38
Заключение. ……………………….…………………………………………43
Список  литературы. …………………………………………………………45     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

           На мой взгляд, ведущую и определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
       Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.
      Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
       Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени и от того, кто в будущем будет руководить страной.
        Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. На мой взгляд, в связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
       Целью настоящей работы является анализ бюджетного устройства Российской Федерации, изучение основных звеньев и принципов бюджетной системы РФ, а также рассмотрение факторов влияющих на организацию бюджетной системы страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
1.1. Бюджет. Сущность и роль бюджета 

    Центральное место в любой финансовой системе  занимает бюджетная система. Госбюджет выступает как ведущее звено. Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
    Через государственный бюджет и местные  бюджеты распределяется около 70% национального  дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи  и налоги от предприятий государственной  формы собственности.
    Сущность  государственного бюджета любой  страны определяется ее социально-экономическим  строем, природой, задачами и функциями  государства.
    Использование средств государственного бюджета  осуществляется путем бюджетного финансирования государственных расходов – планового, целевого, безвозмездного и безвозвратного отпуска денежных средств на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, содержание социальной сферы, обороноспособности и управления государством, с соблюдением режима экономии, при постоянном осуществлении контроля
    В определении отражены три существенных признака бюджета:
    Централизованный фонд государства и различных государственных структур.
    Как экономическая категория - совокупность экономических отношений.
    Финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.
 
    Бюджет – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики. Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.
    Бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
    Бюджет  представляет собой финансовый план государства. Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.
    Отмеченные  признаки характеризуют бюджет главным  образом с точки зрения его  экономического содержания.
    Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которой состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения.
    В составе государственных расходов примерно около двух третей составляют расходы государственного бюджета.
    Государство, при выполнении всех своих функций все основные затраты покрывает за счет средств государственного бюджета.
    Юридическая природа бюджета состоит в  том, что он выступает как государственный  плановый акт, принимаемый в установленном законом порядке [7, c. 11]. 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Факторы влияющие  на организацию бюджетной системы страны 

    Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Под которым понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
    По  форме государственного устройства страны подразделяются на  две группы: простые (унитарные) и сложные (федеративные).
    Простое или унитарное государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т.д.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Т.е. в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно).  Примером унитарных государств являются – Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.
    Сложные – это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя. Наиболее распространенной формой является федерация. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена – государственный федеральный бюджет (иногда его называют бюджетом центрального правительства), бюджеты субъектов федерации (штатов – в США, земель– в ФРГ, провинций -  в Канаде, республик, областей и др.), и местные бюджеты. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а бюджеты членов федерации не включаются  в федеральный бюджет, т.е. все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.  Примером федеративных государств являются – РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.
    Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности  и сыграл исторически прогрессивную  роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как  наиболее распространенная форма государственной организации. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.
    Можно выделить следующие особенности  унитарного государства.
    - Во-первых, структурными единицами такого государства являются районы, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция). В децентрализованном государстве структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония). В ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер). Испания кроме национальных автономий (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автономий. Объем полномочий автономий в простых государствах, как правило, значительно меньше, чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.
    - Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-территориальных образований органам центральной власти зависит от степени централизованности унитарного государства.
    В отличие от унитарного государства  федерация характеризуется следующими чертами.
    - Во-первых, она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление.
    - Во-вторых, предполагается существование двух систем высших органов власти: федеральных органов и соответствующих органов членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов федерации – лишь в пределах своей территории. Разграничения предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции. Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов; в других (Россия, Индия, германия) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении экономических полномочий между центром и конкретным субъектом федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и ассиметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных  федерациях – нет (Россия).
    - В-третьих, субъекты федерации могут иметь свою конституцию (конституционный устав), систему законодательства, иногда – судебную систему (в России не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.
    - В-четвертых, государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.
    - В-пятых, федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак, например территориальный (США, ФРГ) или национальный (СССР), так и их совокупность (Российская Федерация). Эти черты определяют структуру и особенности функционирования бюджетной системы страны.
    За  бюджетами различных уровней  закрепились и свои источники  доходов. В государственный бюджет традиционно направляются крупнейшие налоги – подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (кроме США), таможенные пошлины, средства от государственных займов, доходы от использования объектов государственной собственности.
    Доходы  местных бюджетов формируются, как  правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов, а также за счет отдельных акцизов и сборов. Неналоговые поступления традиционно складываются из доходов от эксплуатации муниципальной собственности, от различных административных сборов и выдачи местных налоговых лицензий. В бюджетах субфедерального уровня в различных странах преобладают те или  иные виды налогов – косвенные налоги в бюджетах штатов США (налог на продажи, налог на валовую выручку), прямые налоги в бюджетах земель ФРГ (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства).
    Определились  взаимоотношения различных уровней  бюджетной системы. Модели их также  разнообразны. Традиционно вышестоящие  бюджеты поддерживают бюджеты нижестоящих  уровней и соответственно направляют средства в виде субсидий и субвенций (США); субсидий и дотаций (Франция) [2, c. 23]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Бюджетная система  Российской федерации 

          Финансовый год в Российской  Федерации продолжается с 1 января  по 31 декабря соответствующего года. Соответственно и бюджеты, как правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Но в условиях инфляции, трудностей в принятии бюджетов может приниматься бюджет на более короткий срок (квартал и т.п.). Так как сейчас ситуация  в стране стабилизировалась, экономическое положение улучшилось - в следующем году будет принят трехлетний план государственного бюджета.
        Законом предусмотрено понятие  консолидированного бюджета, который представляет собой сводный бюджет, включающий как бюджет соответствующего уровня, так и нижестоящие бюджеты. Так, например, в федеральный консолидированный бюджет входят собственно бюджет Российской Федерации, а также бюджеты субъектов РФ.
      Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов района, городских, поселковых бюджетов и бюджетов сельсоветов. Консолидированные бюджеты используются для расчета нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, являются основанием для предоставления дотаций и субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
        Федеральное Собрание РФ обладает  правом вводить чрезвычайный бюджет и режим чрезвычайного расходования бюджетных средств. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является чрезвычайное положение на территории Российской Федерации, требующее иной схемы расходования бюджетных средств, а основание для введения режима чрезвычайного расходования - увеличение дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Расходование средств в рамках таких форм бюджета происходит с использованием механизма секвестирования. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т. д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года, за исключением защищенных статей, т.е. тех, которые в любом случае должны финансироваться в полном объеме. Обычно такими признаются заработная плата, стипендии, социальные пособия и т.п.
        Существует также понятие муниципального  бюджета, т.е. расчетного объема  доходов соответствующего бюджета,  покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. Дело в том, что нижестоящие бюджеты (особенно местные) в значительной мере зависимы от решений вышестоящих органов власти. В таких условиях эти органы определяют перечень расходов, которые должны осуществляться в любом случае, и соответственно гарантируют поступление средств на эти расходы.
        Бюджетная система - это основанная  на экономических отношениях  и юридических нормах совокупность  бюджетов государственных и муниципальных образований, существующих на территории страны. Как видно из определения, структура бюджетной системы государства зависит от государственного и административно-территориального устройства страны. Одно дело, если это унитарное государство, другое - если федеративное.
        Российская Федерация является  федеративным государством, признающим  права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ  можно определить как основанную  на экономических отношениях  и юридических нормах совокупность  республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
        Каждый субъект РФ и муниципальное  образование самостоятельно устанавливают  свою бюджетную систему исходя  из государственного и административно-территориального устройства своей территории.       Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе второго элемента бюджетного устройства РФ - принципов построения бюджетной системы [4, c. 125]. 
 

2.1. Принципы бюджетной  системы 

       Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
·     единства бюджетной системы Российской Федерации;
·     разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
·     самостоятельности бюджетов;
·     полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
·     сбалансированности бюджета;
·     эффективности и экономности использования бюджетных средств;
·     общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
·     гласности;
·     достоверности бюджета;
·     адресности и целевого характера бюджетных средств. 

       Принцип единства бюджетной системы  означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.
      Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы означает закрепление  соответствующих видов доходов  (полностью или частично) и полномочий  по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
      Принцип самостоятельности бюджетов  означает:
- право  законодательных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- наличие  собственных источников доходов  бюджета каждого уровня;
законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
- право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
- недопустимость  компенсации за счет бюджетов  других уровней потерь в доходах  и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
       Принцип полноты учета бюджетных  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению .в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
      Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
      Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
      Принцип общего (совокупного) покрытия  расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
        Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
       Принцип достоверности бюджета  означает: надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
      Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства  выделяются в распоряжение конкретных  бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей [1, c. 29]. 

2.2. Федеральный бюджет Российской федерации 

     Государственный бюджет создается для финансового  обеспечения функций государства.
      Экономическую базу образования бюджета составляет многообразие форм собственности, а его условиями выступают товарно-денежные отношения общества. Непосредственной причиной служит государственное устройство, предполагающее государственную собственность, когда государство выступает субъектом (владельцем) жизненных ценностей.
      Механизм бюджета – это система  формирования и использования  государственного денежного фонда.  Поступление бюджета складываются  из совокупности различных платежей  экономических субъектов. Расходы  бюджета составляют инвестиции денежных средств на финансирование государственных нужд. Соотношение доходов и расходов  принимает одну из трех форм: баланса, дефицита и профицита. Баланс отражает равенство доходной и расходной частей бюджета. Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит. Если доходов больше, чем расходов, образуется остаток (профицит) денежных средств. В обоих случаях решаются проблемы устранения несоответствия. В первом варианте применяются антидефицитные меры, во втором – излишек используется на государственные потребности.
      Все основные характеристики находят отражение  в законодательных актах органов  государственной власти о бюджете  и часто даются в процентном соотношении  к внутреннему валовому продукту. Так показатели, в частности, федерального бюджета РФ за последние годы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные  характеристики федерального бюджета РФ
за 1999 – 2006 гг., млрд. руб.
Показатель 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г.
Доходы, % к ВВП
616 15,9
1591 17,6
2586 18,5
3326 17,8
5046 20,7
Расходы, % к ВВП
667 17,3
1226 14,7
2385 17,2
3048 16,3
4270 17,5
Дефицит (-), профицит (+),
% к ВВП 
-51 
1,4
+265 
2,9
+228 
1,3
+278 
1,5
+776 
3,2
 
      Доля доходов и расходов федерального бюджете в ВВП неуклонно растет. Если в 1999 г. федеральный бюджет был исполнен с  дефицитом в 51 млрд. руб. (1,4 % к ВВП), то начиная с 2000 г. наблюдается только профицит.
      Бюджетный период – это время, в течении  которого реализуется конкретный бюджет. На практике наибольшее распространение  получил годовой бюджет государства. Начинаться бюджетный год может с любого числа и месяца. Так, в США бюджетный год длится  с 1 октября по 30 сентября, в Японии, Канаде – с 1 апреля по 31 марта, в Швеции, Норвегии – с 1 июля по 30 июня.
      В  РФ бюджетный год приравнивается к календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
      Основная  функция государственного бюджета  – перераспределение финансовых ресурсов от субъектов, обладающих значительными  жизненными ценностями, к неимущим субъектам- потребителям. Реализуется  она через механизм формирования использования  бюджетного фонда.
Таблица 2
Субъекты  перераспределения  финансовых
ресурсов  государственным  бюджетом
Субъекты  - источники аккумуляции денежных средств Субъекты  - потребители денежных средств 
1  1. Производители жизненных ценностей: - наемные работники
- предприниматели
1 1. Государственные  органы: - управления
- правопорядка
- вооруженных  сил
2. Владельцы  движимого и недвижимого имущества 2. Неимущие и  нетрудоспособные       граждане
3. Высокодоходные  сферы экономики 3. убыточные и малоприбыльные       сферы экономики
4. Высокодоходные  регионы и административно-территориальные  образования страны       4. Малодоходные и убыточные       регионы и территориальные образования страны
 5. Субъекты  сферы услуг
5. Зарубежные  состоятельные субъекты  6. Зарубежные  нуждающиеся субъекты
 
 
      Аккумулируя часть денежных средств субъектов  производственной сферы общества, государственный  бюджет осуществляет перераспределение  национального дохода и богатства  страны. При этом запросы неимущих субъектов  удовлетворяются в определенной последовательности.
      Сначала производят ассигнования на содержание и нужды государственного аппарата, органов правопорядка и вооруженных  сил, затем на нужды неимущих и  нетрудоспособных граждан, далее нуждающихся  – сфер производства и регионы и, наконец, непроизводственной сферы. Это правило, за исключением первого пункта, в зависимости от тех или иных условий может меняться.   
     Иногда  госбюджет используется для перераспределения  финансовых ресурсов налогоплательщиков в пользу не только малоимущих, но и богатых. В этом  случае применяются следующие специальные инструменты:
     •    государственные закупки;
    • выплаты  процентов банковским структурам, превышающих среднюю рентабельность функционирования капитала, различных гарантий;
    •   предоставление частным компаниям кредитов по процентам ниже учетной ставки  ЦБ;
    •   специальные субсидии, дотации и т.д. 

     Так, в США специальной президентской  комиссией в 1984 г. было установлено, что Пентагон на военные нужды  приобретал винты по 91 долл., а в любом  магазине они стоили 3 цента. Таким образом, частным компаниям было перераспределено 7,3 млрд. долл.
     Масштабы  перераспределительной функции  определяются в абсолютном и относительном  выражении. Более точную картину  дает соотношение расходов бюджета и национального дохода. В России этот показатель составляет 40-50%, что соответствует международной практике. Однако, принимая во внимание крайне низкую долю самого национального дохода в объеме совокупного общественного продукта, мизерную заработную плату, а также специфическую методику расчета ВНП, следует считать его весьма завышенным.
     Назначение  контрольной и регулирующей функций  сводится к улучшению финансовых условий  для функционирования субъектов  имущим субъектам за счет снижения взимаемого с них дохода, а с другой -  конкретным потребителям посредством  выделения им больших денежных средств. Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля, во-первых, образования и движения финансовых ресурсов в обществе в целях полного аккумулирования доходов, во-вторых, хода расходования и использования государственных средств.
     Государственный бюджет – это основной финансовый план государства. Любое современное  рыночное государство базируется на мощной экономической основе, сводящейся к государственному сектору экономики и  государственным финансам . Составляя объект единой государственной  формы собственности, эта сфера  может функционировать  и развиваться только в планомерной  форме  через механизм согласованного принятия решений.
     С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (региона), утверждаемый  соответствующим представительным органом власти. Этот финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
     План  бюджета строится на данных прогнозов  развития экономики, особенностей реализации государственных функций, прежде всего  в области финансовой политики, динамики потребностей членов общества. От того, как будет работать основной финансовый план государства, зависит степень воздействия государственного бюджета на социально-экономическое развитие страны, в том числе на:
     • социально - экономическое положение отдельных категорий населения;   
     • состояние финансового и производственного  капитала государства;    
     • финансовое положение страны;
     •  качество государственного регулирования;
     • международное  финансово-экономическое  положение страны.
       Во взаимосвязях госбюджета с экономикой и обществом традиционно решаются две основные проблемы. Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части  добавленной стоимости и имущества экономических субъектов не лишить их возможностей для различного предпринимательства, простого  расширенного воспроизводства. Производители должны иметь все  необходимые условия для рационального производства, эффективной предпринимательской деятельности. Вторая проблема сводится к обеспечению достаточной социальной  защищенности нетрудоспособного населения [9, c. 241].      
 

2.3. Бюджеты субъектов Российской федерации 

     Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. Бюджеты территорий служат центром, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в  интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально – экономических проблем.
       Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований — республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Федерации, а бюджеты муниципальных образований (административных районов, городов, поселков) — местными бюджетами. Региональные и местные бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе РФ, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты 10 автономных округов и одной автономной области.
В последнее  время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния и использования расширяется.
       Роль  региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.
       Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджетах субъектов Федерации и  местных бюджетах позволяет органам  представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти и органов местного самоуправления — главная роль региональных и местных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно - территориальных  образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
       Во-вторых, формирование региональных и местных  бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения.
       В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др.
       В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные  средства, органы власти регионов могут  увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
       В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы, на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы путем внедрения целевых программ финансирования. В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые). Такие инвестиции будут формировать государственную и муниципальную собственность. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.
       В-шестых, региональные и местные бюджеты  через финансовые ресурсы оказывают  воздействие на оптимальные пропорции  финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.
     Значение бюджетов субъектов РФ заключается также и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста. Другими важнейшими целями региональной финансовой политики, воплощаемой в регионах, в том числе, и через сбалансированный, правильно финансируемый бюджет субъекта РФ, являются:
      обеспечение основ бюджетного федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;
      обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
      выравнивание условий социально – экономического и финансового развития регионов;
      приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
      становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и осуществление федеральных  целевых программ социально –  экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.