На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления повышения эффективности производства и реализации молока

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                       Содержание.
Введение
    Теоретические основы эффективности производства и реализации молока………………………………………………………………..4
      Сущность, виды и показатели эффективности производства молока в рыночной экономике…………………………….4
      Состояние внутреннего рынка молочной продукции Республики Казахстан……………………………………………………..10
      Проблемы и перспективы развития молочного животноводства        нашей области……………………………………………….18
2      Экономическая оценка состояния  производства и реализации молока на примере крестьянского хозяйства «Билик»……………………….20
      2.1  Анализ производства молока……………………………..20
      2.2  Анализ реализации молока………………………………...22
      2.3  Оценка эффективности при производстве молока....25
    Основные направления повышения эффективности производства и реализации молока………………………………………………….28
      3.1 Государственное регулирование повышения эффективности производства предприятий молочной отрасли…….28
      3.2 Кластерный подход к решению проблемы рентабельности производства молока……………………………………..31 

Выводы и предложения
Список использованной литературы 
 
 
 
 
 

Введение
     Производство  молока является одной из важнейших  отраслей агропромышленного комплекса. Молоко и молочная продукция служат источниками полноценных белков, жиров, молочного сахара, а также  разнообразных минеральных веществ, витаминов, ферментов. Молоко легко усваивается организмом человека. Оно может использоваться как в натуральном виде (цельное молоко), так и в виде разнообразной продукции: кисломолочные продукты, сыры, творог, сливки, масло и т.д.
     Рынок молока и молочных продуктов в  Казахстане относится к числу  тех сегментов рынка, где формирование ресурсов осуществляется как за счет собственного производства, так и  импорта молочных продуктов, доля которого значительна. Ведущими импортерами  являются Австралия, страны Прибалтики, Польша, Германия, Россия и другие.
     В молочной отрасли Казахстана сложился специфический тип воспроизводства, который характеризуется неустойчивостью  основных финансовых и производственных параметров, нестабильным развитием производства, увеличением издержек. Социально-экономические процессы, происходящие в агропромышленном комплексе, требуют научно-обоснованной организации управления производством, рационального использования производственных ресурсов, основанного на комплексном подходе к развитию отраслей агропромышленного комплекса, их интенсификации. Это обуславливает необходимость изучения экономических явлений на основе соответствующих критериев и показателей, отражающих сущность данных процессов.
     При анализе эффективности важно, чтобы выбор системы показателей объективно характеризовал состояние хозяйственной деятельности предприятий. Следовательно, речь должна идти по существу о наиболее рациональном использовании производственного потенциала в условиях рынка.
     Одной из основных причин создавшегося положения на рынке молока и молочной продукции является отсутствие эффективного экономического механизма, а также самоустранение государства от регулирования этих процессов. Мировая практика показывает, что роль государства в регулировании рынка сельскохозяйственной продукции усиливается, т.к. сельское хозяйство из-за своей специфики становится особенно уязвимым в условиях резкого диспаритета цен на аграрную и промышленную продукцию.
     Ужесточение конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынке, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм трансформаций запросов потребителей, появление новых возможностей для развития бизнеса, непредсказуемость некоторых элементов внешней среды (экономических, политических и др.) - далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения факторов эффективного производства в национальной экономике Казахстана. 
     Целью курсовой работы является изучение экономической  эффективности производства молока в сельскохозяйственном предприятии и выявление путей повышения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы эффективности производства и реализации молока
      Сущность, виды и показатели экономической эффективности производства молока
     В различной литературе понятию экономической  эффективности производства даются похожие определения. Так, профессор И.А. Минаков определяет эффективность производства – как экономическую категорию, отражающую сущность процесса расширенного воспроизводства.
     Тем самым экономическая эффективность  определяется путем сопоставления полученного эффекта с использованными ресурсами или затратами. Профессор Малышев считает, что эффективность производства характеризуется нормой прибыли, т.е. отношением прибыли к капиталу, авансированному на покупку средств производства и рабочей силы. В.А. Добрынин считает, что экономическая эффективность показывает конечный полезный эффект от применения средств производства и живого труда, отдачу совокупных вложений. В сельском хозяйстве это получение максимального объема продукции с 1 га земли, от 1 головы скота при наименьших затратах живого и овеществленного труда.
     Н.Я. Коваленко считает, что в основе экономического прогресса любого общества лежит повышение эффективности  общественного производства. Специфическое  содержание эффективности производства в каждой системе хозяйства определяется общественной формой производства, целевой направленностью производства, своеобразием присущей данной системе факторов и результатов производства.
     Высшим  критерием эффективности является полное удовлетворение общественных и личных потребностей при наиболее рациональном использовании имеющихся ресурсов.
     Повышение эффективности сельскохозяйственного  производства является одной из актуальнейших  проблем, успешное решение которой  открывает дальнейшие возможности  для ускорения темпов его развития и надежного снабжения страны сельскохозяйственной продукцией.
     В.А. Добрынин считает, что экономическая  эффективность сельского хозяйства  проявляется как увеличение производства продовольствия и сырья в необходимом  ассортименте и качестве в расчете на душу населения.
     В сельском хозяйстве различают следующие  виды экономической эффективности:
     - народнохозяйственную,
     -отраслевую,
     - отдельных отраслей сельского  хозяйства,
     - производства в различных формах  хозяйствования,
     - внутрихозяйственных подразделений: звеньев, бригад и т.д.,
     - производства отдельных видов  продукции: зерна, овощей, молока  и т.д.,
     - отдельных хозяйственных мероприятий:  агротехнических, зоотехнических, ветеринарных, экономических, организационных.
     Все эти виды экономической эффективности неразрывно связаны между собой. Конечный экономический эффект в целом по сельскому хозяйству зависит от рационального использования всех ресурсов, систематической борьбы за экономию и бережливость, снижения себестоимости продукции и повышения производительности труда.
     Народнохозяйственная  эффективность сельскохозяйственного производства оценивается с точки зрения удовлетворения потребности населения в продуктах питания, промышленности – в сырье, а также финансового вклада отрасли в решение народнохозяйственных задач.
     Отраслевая  эффективность отражает результативность использования ресурсного потенциала и потребленных ресурсов в сельском хозяйстве.
     Другие  виды эффективности аналогичны отраслевой, но характеризуют результативность различных форм организации производства, внутрихозяйственных подразделений, производства отдельных видов продукции и мероприятий, проводимых в сельском хозяйстве путем сопоставления полученного эффекта с ресурсами или затратами.
     Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей. Повышение продуктивности животных отвечает главной задаче сельского хозяйства. Однако натуральные показатели отражают лишь одну сторону достигнутой эффективности. Для выявления экономического эффекта необходимо также знание совокупных затрат труда, которые обеспечили получение данной продуктивности животных.
     Стоимостные показатели имеют не только учетное, но и экономическое значение.
     При определении показателей экономической эффективности на уровне предприятия производится расчет и анализ следующих результатов:
    Производственных результатоввыручки от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные нужды;
    Социальных результатов в части, относящейся к работникам предприятия и членам их семей.
     При определении экономической эффективности  сельскохозяйственных предприятий  производится расчет следующих показателей:
    Отношение валовой продукции к затратам живого и овеществленного труда:
 
     
где ВП – стоимость валовой продукции, произведенной сельскохозяйственными  предприятиями за анализируемый  период,
     С – текущие производственные затраты,
     ОС  – среднегодовая стоимость основных производственных средств,
     Ен  – коэффициент эффективности основных средств.
    Отношение реализованной продукции к затратам живого и овеществленного труда:
 
      где РП – стоимость реализованной  продукции.
     Иногда  этот показатель называют еще отношением валового дохода к затратам труда. От предыдущего он отличается тем, что более точно отражает финансовые, а не производственные результаты деятельности.
    Отношение чистого дохода к затратам живого и овеществленного труда:
 
      ,
     Где ЧД – чистый доход предприятия (денежное выражение стоимости прибавочного продукта) разность между стоимостного валовой или реализованной продукции затратами на ее производство.
     Различают созданный и полученный чистый доход. В первом случае речь идет о соотношении  размера всей произведенной продукции  и затрат на ее производство, а во втором – только реализованной, т.е. во втором случае речь идет о прибыли от реализации.
     Прибыль от реализации продукции считается  показателем полученного эффекта, то есть абсолютным показателем. Однако уже саму прибыль фактически можно  считать показателем эффективности, так как в ее расчете участвуют и затраты и эффекты в виде выручки от реализации.
     Тем не менее, гораздо больший интерес  представляют показатели, являющиеся производными от прибыли – показатели рентабельности. Вообще само понятие  рентабельности предполагает, что в числе тем соответствующей формулы должна находится прибыль (для убыточных предприятий это может быть снижение уровня себестоимости). Использование в качестве знаменателя различных данных позволяет выявить влияние разных факторов на величину полученной прибыли. Общее количество показателей рентабельности, используемых при различных расчетах, достигает двух десятков. Но основными считаются три:
    Рентабельность продукции:
     Рп = П/С * 100% , где 
     С – себестоимость сельскохозяйственной продукции,
     П – прибыль.
     2. Рентабельность основных средств  и нормируемых (материальных) оборотных  средств.
     Каждый  показатель может рассчитываться от балансовой прибыли (общая рентабельность) и от чистой, за вычетом обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и т.п. (расчетная рентабельность).
     На  практике бывает полезным рассчитать показатель рентабельности чистых активов  – отношение прибыли к сумме  чистых активов предприятия. Кроме  того, в качестве показателя использования  собственного капитала часто применяется норма прибыли – отношение прибыли к авансированному капиталу. От показателей рентабельности этот показатель отличается тем, что прибыль соотносится не со стоимостью имущества, а с источниками их приобретения.
     В некоторых случаях показатели рентабельности и нормы прибыли численного могут быть равны. Но их экономический смысл остается различным.
     Минаков считает, что рассчитать показатели экономической эффективности можно  двумя способами: эффективность  выразить дробью, в числителе которой  указать эффект (результат), в знаменателе – ресурсы, вычесть из эффекта затраты на его достижение.
     Учитывая, что экономическая эффективность  определяется в одном случае путем  сопоставления эффекта и ресурсов, в другом – эффекта и затрат, все показатели, характеризующие ее уровень можно разделить на 2 группы. Одна группа 1) показателей характеризует экономическую эффективность использования применяемых ресурсов, 2) другая – текущие производственные затраты. К первой группе относятся землеотдача, фондоотдача, производительность труда, ресурсоотдача и т. д, ко второй – себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, уровень рентабельности и др. В зависимости от цели и объектов изучения могут быть одновременно использованы показатели как первой, так и второй группы. К частным показателям эффективности применения ресурсов относится землеотдача, фондоотдача и т.д., к обобщающим – ресурсоотдача, а среди показателей эффективности использование затрат к частным относится себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, к обобщающим – уровень рентабельности.
     Эффективность использования производственных ресурсов определяется отношением результатов  производства к ресурсам.
     Обобщающими показателями экономической эффективности  использования всех производственных ресурсов является ресурсоотдача (Роп) и ресурсоемкость (Ремк):
     Ротд= ВП/РП
     Ремк = РП/ВП,
     Рп  – величина ресурсного потенциала, рубли.
     Обобщающий  показатель эффективности применения производственных ресурсов Эо, можно  также рассчитать по формуле:
     Эо = ВП/Н,
     ВП  – фактически полученная валовая продукция сельского хозяйства на 1 га сельскохозугодий, тг;
     Н – нормативный уровень производства валовой продукции, отражающий производственный потенциал сельскохозяйственного  предприятия, тг/ га.
     Прибыль от реализации продукции и услуг (П) рассчитывают вычитанием из денежной выручки (В) полной (коммерческой) себестоимости (ПС):
     П= В-ПС
     Если  производство продукции убыточно, вместо уровня рентабельности с отрицательным  знаком может быть использован другой показатель – уровень окупаемости затрат (Оз), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой себестоимости (ПС), %:
     Оз = В/ПС * 100%
     Показателем рентабельности производства является также норма прибыли (N), под которой понимают процентное отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных (Фо) и оборотных (Фоб) фондов.
     Этот  показатель характеризует размер прибыли, получаемой на единицу производственных фондов.
     Рассмотренная система показателей позволяет  всесторонне охарактеризовать экономическую  эффективность сельскохозяйственного производства. 

1.2 Состояние внутреннего рынка молочной продукции Республики Казахстан
В условиях рыночной экономики эффективность  деятельности предприятий молочной отрасли определяется тем, насколько  предприятие мобильно реагирует  на любое изменение внешней и внутренней среды.
     Для оценки влияния среды на экономическую  эффективность предприятий молочной отрасли, предлагается структурировать  факторы по следующим основным направлениям (рисунок 1):  

Рисунок 1 – Классификация факторов, влияющих на эффективность молочной отрасли
     
     
     
     
     
       

       

       На развитие предприятий молочной отрасли оказывают влияние  множество экономических факторов: подъемы и спады  цен на сырье и готовую продукцию; покупательная способность населения; темпы инфляции; процентные ставки по заемным средствам; уровень налогообложения и т.д., которые обеспечивают эффективное и гибкое развитие предприятия.
     Основу  группы политико-правовых факторов составляет государственное регулирование  деятельности предприятий отрасли. Существующая в настоящее время нормативно-правовая база в Республике Казахстан не позволяет в полном объеме органам исполнительной власти в рамках правовых норм эффективно решать вопросы, связанные с развитием молочной отрасли. В то же время стабильная политическая и правовая среда обеспечивает: конкуренцию;  поддержку  жизненно важных отраслей и предприятий; развитие инфраструктуры. Особое место в этой группе факторов занимает оценка влияния государственного регулирования на производство молочной продукции.
     На  развитие предприятий молочной отрасли существенное влияние оказывают технологические факторы. Исследования технологических факторов особенно актуально, так как пренебрежение изменениями в технологиях могут поставить предприятие отрасли в безнадежное положение в условиях конкуренции. Для предприятий молочной отрасли важно следить за внедрением на предприятиях-конкурентах новых технологий, а также за применением оборудования для производства новых видов молочной продукции, изменением в технологии сбора и первичной переработки молока-сырья, в средствах развития внутренней инфраструктуры и т.д. Предприятия, характеризующиеся передовыми технологиями, обладают, при прочих равных условиях, большими возможностями для повышения роста эффективности.
     Ресурсные факторы включают: инфраструктурные составляющие общие для села – дороги, вода, электроэнергия; характерные для отрасли – ветеринарные службы, кормовая база, племенное поголовье, селекция; ресурсное обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.
     Для оценки деятельности предприятий молочной отрасли используются различные методические подходы, основу которых составляют математические расчеты эффективности молочного производства. В целом нами были обобщены и выделены следующие методы:
    метод определения экономической эффективности капитальных вложений;
    метод определения экономической эффективности производства;
    метод определения прибыльности молочного производства;
    оценка эффективности стратегии бизнеса с помощью анализа финансового состояния предприятия;
    оценка эффективности производства по показателю гибкости развития.
     Практические  рекомендации по обеспечению эффективности  и конкурентоспособности предприятий  по производству молочной продукции  заключаются в том, что в Республике Казахстан в настоящее время  основной задачей в целях обеспечения продовольственной безопасности является стабилизация отечественного агропромышленного производства на основе роста производительности и доходности отраслей аграрного сектора при эффективном государственном регулировании. Сегодня достигнуты определенные положительные результаты в контексте создания условий для обеспечения продовольственной безопасности, заметно улучшилась общая ситуация в аграрном секторе. Вместе с тем достичь полного обеспечения продовольственной безопасности в республике пока не удается. Во многом это обусловлено тем, что вопросы продовольственной политики рассматривались изолированно применительно к сельскому хозяйству и пищевым отраслям. В современных условиях возникает необходимость комплексного рассмотрения аграрной политики, политики доходов населения, развития продовольственной инфраструктуры и т.д.
     Молочное  производство – одна из стратегических отраслей экономики, обеспечивающих продовольственную  безопасность страны и призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми молочными продуктами.
     Динамический  рост цен на молочную продукцию в  Республике Казахстан еще раз  доказывает необходимость проведения комплексного и научного анализа  современного состояния молочной отрасли  Республики Казахстан, а также определения основных проблем этой отрасли. Молочная отрасль занимает основную долю в пищевой промышленности страны, что отражено на рисунке 2. Как свидетельствуют статистические данные на производство молочной продукции в 2003 году приходилось 31,2% и в 2007 году соответственно 32,4% от всего производства пищевых продуктов. 

     
                                     2003 год                                         2007 год
     Рисунок 2 – Структура производства пищевых  продуктов в Республике Казахстан в 2003 и 2007 годах
       Анализ  рынка молока и молочной продукции  показывает, что в развитии отрасли  прослеживаются как позитивные, так  и негативные тенденции. Наблюдается  рост производства молочной продукции, так темп прироста в 2007 году составил 4,95%. При этом отмечается опережение спроса над предложением.
     Как видно из рисунка 3, наблюдаются региональные различия в объемах производства молочной продукции. Алматинская (лидер  по производству молока), Костанайская, Северо-Казахстанская области производят 67% от общего объема молока по стране (2007 г.).
     
     Рисунок 3 – Объем производства молочной продукции в разрезе областей Республики Казахстан за 2003 и 2007 годы 

     Всего в этих областях, включая г. Алматы, проживает 29% потребителей. Области, расположенные на юго-востоке, - Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, производят 13,6% всего молока. Всего в этих областях проживает 40,5% потребителей. Очень мало молока производят «нефтяные» области – Мангистауская, Атырауская, Кызылординская (хотя в сложной экологической обстановке здесь потребление молока должно быть выше). Именно в этих регионах особенно велика доля импортной продукции. Здесь популярны продукты длительных сроков хранения, а также сухое цельное молоко (доля импорта которого особенно высока в зимние сезоны, когда не хватает сырья).
     Как показывают данные статистики, в молочной отрасли Республики Казахстан наблюдается  неэффективность структуры отрасли, где 90% продукции производят личные подворья (таблица 2). В сложившихся условиях основной прирост предложения сырого молока обеспечивается за счет хозяйств населения, мелких по размерам, обособленных, не имеющих потенциала роста и производства высококачественного сырья, малопривлекательных в качестве партнера для молочной отрасли, а также слабо взаимодействующих с рыночной системой госрегулирования.
     Таблица 2 - Производство молока в Республике Казахстан субъектами отрасли, тыс. тонн 

Наименование Годы
2003 2004 2005 2006 2007 2007 г.     в %  к 2003 г.
Производство, всего 4316,7 4556,8 4749,2 4926,0 5123 118,7
Крестьянские (фермерские) хозяйства 198,5 228,7 258,6 281 305,3 153,8
Личные  подсобные хозяйства населения 3930,2 4151,4 4313,3 4461,8 4615,4 117,4
Сельхозпредприятия  всех форм хозяйствования 188,0 176,7 177,3 183,2 189,3 100,7
 
     Если  рассмотреть состояние внутреннего  рынка молочной продукции в Республики Казахстан, то можно увидеть, что  доля импорта с каждым годом интенсивно уменьшается, что сказывается на росте объемов потребления отечественной молочной продукции на душу населения. 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3 – Состояние внутреннего рынка  молочной продукции Республики Казахстан 

     Показатели      Годы
2003 2004 2005 2006 2007
1.Производство молочной продукции в РК, тонн 223867 243106 280732 342150 380977
2.Производство продукции на душу населения, кг 150,5 162,5 186,2 224,8 247,4
3. Экспорт, тонн 8076,0 5019,3 14409,8 2607,6 2507,8
4. Импорт, тонн 53928,8 62822,2 97840,4 109214,1 118984,6
5. Реализация  на внутреннем рынке, тонн 252359,8 299115,9 365921,7 452305,5 497453,7
6. Доля  импорта на внутреннем рынке, % 21,4 21,0 26,7 24,1 23,9
 
     Из  таблицы 3 видно, что если в период с 2003 по 2005 годы наблюдался рост импорта  молочной продукции, то в последующие  годы  доля импорта в общем  товарообороте снижается. Эта тенденция имеет двоякий смысл. С одной стороны, она показывает возросший уровень жизни населения, с другой стороны, свидетельствует о возможности удовлетворять потребности за счет внутренних источников. 
     Данные  последних лет показывают, что  мировое производство молочной продукции в среднем составляет около 660 млн. тонн, увеличиваясь ежегодно на 2%. При этом экспортный потенциал отрасли достаточно велик: растет  потребление молока в Китае, многие страны также из-за роста внутреннего потребления производят продукт только для удовлетворения собственных потребностей. Лидером на экспортном рынке остается Новая Зеландия с продажами 13 млн. тонн продукции в 2007 году.
     Из  всего вышесказанного можно заключить, что молочная отрасль Казахстана сконцентрирована на более простой переработке (цельномолочная продукция), и наша республика входит в группу основных производителей свежего молока среди стран СНГ. Вся остальная молочная продукция импортируется из ближнего зарубежья – России, Украины, Кыргызстана. Особенно растет импорт и потребление йогуртов, ферментированного молока и сливок, обработанного молока, сливочного масла и мороженного. Из переработанной молочной продукции только немногим более половины приходится на долю отечественных предприятий.  
 

1.3 Проблемы и перспективы развития молочного животноводства нашей области
     Одно  из перспективных направлений сельского  хозяйства Акмолинской области  – молочное животноводство. Потенциал роста тут большой: пока что (по показателям 2008 года) средний удой с одной коровы в области составил 2,6 тыс. кг, что ниже среднереспубликанского на 21%. Основная причина – неорганизованность мелкотоварного производства, низкая доля племенного скота в общем поголовье коров молочного направления. В среднем по стране элитный скот составляет 6,5% от поголовья, здесь – 3,5%. При этом, например, в Канаде при доле племенного скота 40% надои составляют 7,3 тыс. кг. Ранее сбор сырого молока в районах области позволял загрузить перерабатывающие мощности лишь на 31%, и значительная часть собранного сырого молока реализовывалась вне области (Северо-Казахстанская, Костанайская, Карагандинская и Астана). Помимо этого 32,7% (около 137 тыс. тонн) от общего объема производства молока в Акмолинской области закупалось у населения, в ЛПХ (личных подсобных хозяйствах). Но на передвижных заготовительных пунктах очень сложно проследить соответствие закупаемого молока санитарным нормам. Нужны стационарные пункты, где можно провести экспресс-анализ качества сырья, очистить его и хранить в охлажденном виде до приезда молоковоза. Теперь ситуация изменилась. За каждым заводом закреплен свой район сбора молока. Акимат области предлагает мягкие кредиты малому и среднему бизнесу на организацию стационарных пунктов. В прошлом году их уже было организовано 60, в наступившем планируется столько же добавить.
     Однако  для того, чтобы выполнить задачу по полному собственному обеспечению потребностей области и столицы в молочной продукции, необходимо увеличивать поставки не менее чем на 50 тыс. тонн ежегодно. Для этого нужно развивать крупные молочно-товарные фермы, на которых за счет современных технологий можно достичь и отличного качества, и солидной прибавки в количестве. Первым таким проектом в Акмолинской области было создание высокопродуктивного молочного стада на основе канадских «голштинов» в ТОО «Родина» Целиноградского района. До завоза канадских буренок на родинских молочно-товарных фермах содержалось 2,5 тыс. голов черно-пестрого скота со средним удоем 4600 килограммов молока. Но, по словам директора ТОО Ивана Сауэра, новый комплекс перевернул представления о молочном животноводстве и пришлось осваивать новые технологии содержания.
     В стадии разработки бизнес-проекты по созданию современных молочных комплексов на базе ТОО «Поиск» в Аршалынском, ТОО «Аграрий» в Щучинском, ТОО «Заречный» в Есильском, ТОО «Енбек» в Аккольском районах, что позволит увеличить дойное стадо области на 5800 высокопородных коров. При достижении продуктивности восемь тысяч килограммов на корову валовой объем молока возрастет почти на 47 тыс. тонн. 

2 Экономическая оценка состояния производства и реализации молока на примере крестьянского хозяйства «Билик». 

2.1 Анализ производства молока
     Исходным  моментом для определения экономической  эффективности в молочном скотоводстве является продуктивность коров. Для  достижения высокой продуктивности необходимо достаточно полно обеспечивать животных кормами, то есть хозяйство должно обладать достаточно высокой кормовой базой.
     Таблица 1.
     Использование кормовой базы в хозяйстве
     Показатели      Молоко
2006 г. 2007 г. 2008 г.
1.Среднегодовое  поголовье, гол. 183 127 103
2.Выход  продукции, ц. 973 952 897
3.Расход кормов – всего, ц. к. ед. 653 712 665
4.Расход  кормов на 1 голову, ц. к. ед. 20,4 25,8 29,9
5.Расход  кормов на 1 ц. молока, ц. к. ед. 0,8 1,06 1,03
6.Расход  кормов по плановым нормам  на фактическую продуктивность 1066,5 808,8 727,2
7.Экономия (-). Перерасход (+), ц. к. ед. -682,5 -383,8 -195,2
8.Использование  кормов, % 61,2 88 80,4
 
     Анализируя  данную таблицу, заметим, что в хозяйстве  в 2006, 2007 и 2008 годах наблюдается экономия кормов, а использование кормов в 2008 году составило 80,4 %, что на 19,2 % больше по сравнению с 2006 и на 7,6 % меньше, чем в 2007 году, что составило относительно небольшой процент.
     Расход  кормов наибольшего значения достиг в 2007 году (712 ц/ед), а затем произошло  его стремительное сокращение и  к 2008 году он составил 665 ц/ед. В 2007 году экономия кормов составила 195,2 ц/ед, снизившись на 188,60 ц/ед. по сравнению с 2007 и на 487,3 ц/ед по сравнению с 2006 годом.
     Что касается затрат на основное стадо, то они оказывают существенное влияние  на экономическую эффективность  производства и реализации продукции молочного скотоводства.
     Таблица 2
     Влияние отдельных статей затрат на изменение  себестоимости 1 ц. молока
     Показатели Производственные  затраты, тыс. тг. 2008г. в % к
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2006 г. 2007 г.
Оплата  труда с отчислениями 1205 900 470 39,0 52,2
Корма 2660 2125 1920 72,1 90,4
Содержание  основных средств 2545 3145 1155 45,4 36,7
Прочие  затраты 15 19 19 126,7 100,0
Всего затрат. В т. Ч. 2710 2835 2555 94,3 90,1
Отнесено  на молоко 1835 1765 1570 85,6 89,0
Среднегодовой надой на 1 корову. кг. 1506 1283 1436 95,4 111,9
Себестоимость 1 ц.молока,тг. 681,35 757,4 884,05 129,7 116,7
              Из данной таблицы видно, что наибольшие затраты на основное стадо хозяйство произвело в 2007 году, этому свидетельствует и наибольшая себестоимость 1 ц молока, которая составила 681,35 тг.
     Производственные  затраты по всем показателям, кроме  прочих затрат, в 2008 году уменьшается. В связи с этим увеличилась и себестоимость 1 ц молока на 126,5 тг. по сравнению с прошлым годом.
     Среднегодовой надой на 1 корову в 2008 году составил 1436 кг, что на 11,9 % больше, чем в 2007 году и на 4,6 % меньше, чем в 2006 году.  

2.2. Анализ реализации молока.
     В современных условиях деятельности предприятия реализуется не вся  полученная продукция. Часть ее используется на производственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой – рост товарности производства.
     Рассмотрим  уровень товарности молока за анализируемый период (таблица 3).
     Таблица 3
     Уровень товарности молока
     Показатели Годы Изменения (+/-) 2008 г. год к 2006г.
2006 г. 2007 г. 2008 г.
Валовой надой, ц 973      952      897      -76
Количество  реализованного молока, ц 846      808      790      -26
Уровень товарности, % 86,9      84,9      88,1      4,5
                 Из таблицы видно, что уровень товарности за анализируемый период увеличивается. Так в отчетном году он составил 88,1%, что на 1,2 % выше, чем в 2006 году.
     Изменение уровня товарности в основном связано с изменением валового надоя и количества реализованного молока. На протяжении 2006-2008 годов происходило уменьшение количества реализованного молока, так как в 2007 г. валовое производство уменьшилось, следовательно, и уменьшилось количество реализованного молока. В 2008г. резко сократилось поголовье коров, следовательно, это привело к уменьшению валового надоя, но, все же предприятие старалось продать как можно больше молока (уровень товарности составляет 88,1%). Количество реализуемой продукции находится в прямой зависимости от валового производства молока.
     На  товарность молока, немаловажное значение оказывает качество производимой продукции: содержание белка, жира, кислотности, бактериальной  обсемененности, механической засоренности, сортам, абсолютным выходом масла и белка, наличием ингибирующих и нейтрализующих веществ.
     На  следующем этапе данной работы рассмотрим экономическую эффективность производства и реализации молока (таблица 4).
     Таблица 4
     Эффективность производства и реализации молока
     Показатели      Годы Изменения (+\-) 2008г. года к 2007 г.
2006 г. 2007 г. 2008 г.
Количество  проданного молока, ц 846 808 790 -18
Средняя цена реализации 1 ц, тг. 2317,5 2353 2393 40
Выручка от реализации, тыс.тг 1960 1900 1890 -10
1 2 3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.