На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Тема "Горячего сердца" в творчестве А.Н. Островского

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                            Введение
    А.Н.Островский начал свой творческий путь в 40-ые годы XIX века, когда русский театр переживал острый кризис, и создал самобытную национальную драматургию. Он стал драматургом, с именем которого связано появление подлинно национального демократического театра. В качестве излюбленного жанра писатель выбрал именно пьесу, потому что, как он сам отмечал, «драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа… Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать» (Островский 1941: 64).
    В произведениях Островского представлены люди разных сословий и характеров в самых разнообразных жизненных проявлениях. Драматургии Александра Николаевича присущ разноплановый подход: за сатирой мы можем увидеть глубокий психологизм, а за повседневным бытом – лиризм и романтику.
    А.Н.Островский заботился о том, чтоб его герои  выглядели правдиво, и действительно, в его пьесах мы видим реальных людей, взятых из истории или из газетных заметок, а не абстрактные образы. Драматург не рассказывает о характерах своих героев, а показывает их в действии. Главной точкой опоры в произведениях Островского является конфликт. Наличие конфликта делает произведение более интересным, потому что там происходят столкновения убеждений и характеров, через которые открываются проблемы борьбы добра и зла. Через исследование конфликта можно постичь мотив, стоящий за словами и поступками героев, выявить своеобразие авторского замысла, нравственной позиции писателя. В центре пьес Островского стоят конфликты разного характера: это и социальные конфликты, и столкновения поколений, и даже борьба с самим собой, когда конфликт развивается не вокруг героя, а в нем самом (такое мы можем встретить в психологических драмах).
    В качестве главного противника «темного царства» А.Н.Островский выбрал женщину, угнетенную, униженную, но наделенную стойкостью характера и горячим  сердцем: это нежная и беззащитная Катерина («Гроза»), отчаянная Аксюша («Лес»), дерзкая Параша («Горячее сердце»), наконец, безрассудная Лариса Огудалова («Бесприданница»). Героини пьес А.Н.Островского отличаются по складу характера от всех тех, кто окружает их: они честны, искренни, принципиальны и неспособны на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царит лицемерие, обман и фальшь, их жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается иногда трагично. Происходит это потому, что горячее сердце героинь Островского не подвластно рассудительному уму. Эти женщины подчиняются только закону собственной совести и способны, по словам Гончарова, «думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами» (Гончаров 1955: 177).
    Жертвы хищников в пьесах А.Н.Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. Естественно, все симпатии драматурга были на стороне тех, кто восстает против деспотизма и лжи и попрания человеческого достоинства.
    Все героини пьес Островского находятся в разных общественных положениях: Катерина – жена богатого купца, Аксюша – бедная девушка, живущая в доме своей богатой тети, Параша – дочь богатого помещика, а Лариса вообще принадлежит к новой буржуазии. Однако, несмотря на принадлежность к разным социальным классам, у них много общего. Прежде всего, это желание быть свободной от оков «темного царства», иметь право на собственный выбор и счастье с любимым человеком.
    В своем творчестве А.Н.Островский рассматривает  проблемы, касающиеся разных сторон жизни. В данной работе мы будем рассматривать проблему женской доли, места женщины в русской действительности XIX века, ориентируясь на пьесы А.Н.Островского, а также проблемы нравственности и любви как одной из составляющих протеста «горячего сердца» против «темного царства».
    Объектом  исследования нашей работы является драматургия А.Н.Островского, его произведения, общим лейтмотивом которых является конфликт между женщиной с «горячим сердцем» и обществом, где нет места свободной мысли и права личности, где царят насилие и произвол.
    Цель  исследования – проанализировать действия героев пьес А.Н.Островского, дать оценку их поступкам и определить предпосылки, явившиеся причиной конфликта между главными героями и окружающим их миром, а так же определить характер конфликта, при этом мы прибегаем к сравнительному анализу характеров героев пьес. 
      Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка использованной литературы.
      Во  введении рассматривается общая  характеристика пьес А.Н. Островского, в которых наблюдается конфликт «горячего сердца» с окружающим миром, ставится проблема и цель работы, определяется объект исследования.
      В первой главе мы обратились к анализу  образа главной героини вершинного произведения Островского «Гроза».
      В трех последующих, меньших по объему главах мы рассмотрели развитие образа героини с «горячим сердцем», соответственно, в пьесах «Лес», «Горячее сердце», «Бесприданница».
      В заключении представлены основные выводы, сделанные на основании проведенного исследования.  
 
 
 
 
 

                            Глава первая
                Протест против «темного царства»
    В своих произведениях Островский вывел галерею образов, полных индивидуального  своеобразия. Это и дворяне, придерживающиеся старых домостроевских законов и  ведущие обывательский и паразитический образ жизни, и торгово-промышленная буржуазия, как правило, без души и сердца, без стыда и совести, для которой брачно-семейные отношения подчинены интересам предпринимательства и наживы, и обычные артисты, служители искусства, однако великодушные и обладающие богатым внутренним миром, и многие другие образы. Гончаров отмечал, что Островский исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь московского, т.е. великороссийского государства (Гончаров 1955: 179).
      Но особенно волновала драматурга  судьба женщины в русском обществе, т.к. именно женщина была в тех условиях наиболее угнетенной, загнанной и забитой. Русские писатели часто раскрывали неравноправное положение женщины в обществе. Писали на эту тему и Чернышевский, и Толстой, и Чехов, и многие другие. Но наиболее полно раскрыл трагедию женской души А.Н.Островский в своих пьесах. Прежде  всего, он выражал в них свои мечты, свои надежды и сравнивал их с предрассудками и заблуждениями всего общества. Многие пьесы Островского написаны в жанре психологической драмы, в которой можно найти ответы на вопросы души и сердца. Драматург не остается созерцателем в описанных  им событиях, а проникает в души своих героев и через диалоги и монологи раскрывает их чувства и переживания.
         Родившись в Замоскворечье, писатель хорошо знал быт и нравы тех мест и обращал внимание читателя в своих пьесах на семейно-бытовую тему. Но главным лейтмотивом таких произведений, является тема человеческой души. Как писал В.Нестеров о творчестве Островского, «все «бытовое» в его картинах было необходимой ему внешней оболочкой «внутренней драмы», кроющейся в недрах, в глубинах, изображаемого быта» (Нестеров 1959: 41).
        Главные героини пьес Островского – это женщины с тяжелой судьбой, находящиеся под гнетом старого патриархального порядка, который строился по домостроевским законам, семья зиждилась на зависимости младших от старших. А традиционные формы народного быта, хранителями которого было старшее поколение, потеряли свой смысл и обесчеловечились. Дети могли не любить родителей, но были обязаны почитать и подчинятся им; жена могла и не любить мужа, но обязательно должна была бояться его. Традиции, потерявшие свое значение и превратившиеся в чистую формальность, и требование соблюдать их – вот в чем сила и власть таких, как Кабанова, Курослепов и Гурмыжская. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего», - упрекает Кабаниха Катерину, еще раз доказывая, что обязательно нужно соблюдать порядки, даже бесполезные (Островский 1974: 2; 223).1
      Судьбы главных героинь очень похожи: они вынуждены находиться в мире, который Добролюбов назвал «темным царством».2 Это «темное царство» живет замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Жители провинциальных городов, описанных Островским, считают, что есть земля, где «все люди с песьими головами», а Литва им на голову с неба упала (Островский 1974: 2; 226). Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. Но за внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. «У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтобы люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят», – с большим недовольством и болью описывает Кулигин в «Грозе» жестокие нравы своего города (Островский 1974: 2; 241).
        В 1860 году отдельным изданием  вышла пьеса «Гроза». История создания и замысел пьесы очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Кострома в 1859 году. Ранним утром костромская мещанка Александра Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами, семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотичной свекрови, задержки части приданого. Естественно, что костромичи нашли произведение Островского точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. Однако последующие исследования доказали, что при создании «Грозы» Островский не знал и не мог знать о «клыковском деле», потому что пьеса была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, ровно за месяц, до происшествия в семье Клыковых. Этот случай свидетельствует о том, что такие события имели место и были типичны для русского общества того времени.
        Главная героиня «Грозы» Катерина – это один из самых совершенных персонажей пьес Островского, женщина, стремящаяся к свободе и борющаяся за естественное право любить. Добролюбов отмечал, что сильный и цельный характер Катерины, ее внутренняя свобода и нежелание покоряться власти Домостроя говорят о том, что в народе есть силы способные сокрушить «темное царство» старой России (Штейн 1973: 7).
         Островский сделал предметом трагедии частную жизнь и частных людей. Несмотря на то, что Островский назвал свое произведение драмой, его также можно считать трагедией. Потому что для трагического жанра характерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни. А смерть главного героя является не поражением, а победой и разрешением этого конфликта.
    Катерина  отдалась свободному чувству, впервые посетившему ее. Причиной смерти стал внутренний конфликт ее сердца. Мир патриархальной жизни, а точнее ее пережитки, потерявшие всякий смысл и превратившиеся в оружие в руках Кабанихи, в Катерине сам вызвал внутренний протест, потому что из него ушла свобода, т.е. сама жизнь. Получается, что своей смертью Катерина дает решение собственному, внутреннему конфликту, так как другого выхода у нее не было.
       Персонажем трагедии должна быть  крупная личность, свободная в  своих действиях и поступках,  воплощающая большой общественный принцип целого мира. Герои же «Грозы», в отличие от героев старых трагедий, купцы, мещане. Из этого следует, что «Грозу» можно назвать «народной, бытовой трагедией».
           В образе своей героини Островский изобразил самоотверженную девушку, рискнувшую восстать против ненавистного ей царства. «Крепки запоры в доме Кабанихи, велика удушающая власть старины в городе Калинове, сильны его предрассудки, но, как трава к солнцу, рвется человек к воле, к выражению своих естественных желаний. Катерина не разумом, не сознанием, а непосредственным ощущением жизни, всей своей цельной натурой не приемлет сковывающих человека косных начал деспотического строя и сквозь все препятствия, готовая на любые муки, стремится к свободе» (Ревякин 1974: 118).
    В окружающем ее мире, в «мертвом, темном царстве» Катерина живая: она нуждается в полноте человеческих чувств, любви и счастье. Но не было рядом с ней человека, который мог бы осчастливить ее. Любовь для нее – мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. «Кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись», – открывает она свою душу Варваре, так представляя себе идиллию женского счастья (Островский 1974: 2; 223). Сердце Катерины рвется к свету, к людям, она не желает покоряться, для нее не приемлемы компромиссы. «Такая уж я зародилась, горячая!» – говорит она (Островский 1974: 2; 227). Ее вольнолюбивая натура, не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Выражая рвущееся из глубины ее существа чувство свободы, она говорит Варваре: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» (Островский 1974: 2; 228). Когда-то в детстве Катерину чем-то обидели дома, и она «выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять» (Островский 1974: 2; 227). Этот случай говорит о том, что стремление к свободе было заложено в ней с детства, что оно естественно, врожденно. Ее разум уступает чувствам, отдавшись которым, она  погубила себя.
    Катерина  очень религиозна, и вера в Бога для нее не просто обязанность  ходить в церковь, а, действительно, настоящее, неподдельное, идущее от сердца чувство,  которое является для нее единственной отрадой и в котором она ищет утешение. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, и в рай войду, и не вижу никого, и времени не помню, и не слышу, когда служба кончится», – рассказывала она Варваре (Островский 1974: 2; 221). И сны ей снились чистые, воздушные: «или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся» (Островский 1974: 2; 222). Это также свидетельствует о чистоте натуры Катерины.
      Кроме Катерины в пьесе есть еще один образ молодой девушки – это Варвара Кабанова. Варвара полная противоположность Катерины, которая совсем не умеет обманывать. У нее практичный ум, если нужно, она может схитрить. Приспособившись к такой жизни, создавая видимость послушания, Варвара живет философией «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» (Островский 1974: 2; 228). Но и в ней есть чувство справедливости, она видит, что Кабаниха жестоко угнетает невестку, а брат бездействует, поэтому Варвара искренне жалеет Катерину. Как отмечает А.Л.Штейн, «Варвара – веселая, дерзкая и озорная девушка, певунья и плясунья. В ней есть тяга к воле» (Штейн 1973: 34). Она так же, как и Катерина, не приемлет мира Кабанихи и не хочет жить под гнетом, о чем свидетельствует ее бегство из-под власти семейного деспотизма. Катерина же не умеет притворяться, а без этого в семье Кабановых жить невозможно.
      Тихон, муж Катерины, живет умом маменьки. «Многое из того, что говорит Тихон и как он оценивает окружающее, подсказано ему маменькой» (Штейн 1973: 35). «Муж у нее дурак», – говорит о Тихоне Кудряш (Островский 1974: 2; 224). И не только дурак, но и пьяница, ничтожный человек с довольно пошлыми замашками – таков Тихон на первый взгляд. Но у него есть и свое отношение к происходящему в доме, и, как ни странно, оно совсем не совпадает с мнением маменьки. И то, что Тихон загулял, едва освободившись от надзора Кабанихи, вызвано его стремлением к воле, желанием вырваться из-под гнета. Человек с сердцем Тихона понимает страдания Катерины и Бориса и где-то даже считает себя виновным в случившемся. «Тихон – русский характер. В нем привлекает доброта и душевность» (Штейн 1973: 36).
    Вероятно, изобразив в пьесе таких героев, как Кулигин, Варвара, Тихон и их слабый бунт, Островский пытался показать, что фундамент, на котором держалось «темное царство», разрушается, что близок конец старого мира. Но начало этому концу поставила, конечно же, Катерина.
      Личность Катерины очень противоречива, она всегда оказывается среди двух противоположных чувств: религиозный долг, боязнь согрешить, т.е. изменить мужу и невозможность продолжения прежней жизни, любовь к Борису. После долгих размышлений о том, что общество никогда не простит ей такого поступка, что она сама не сможет вернуться к прежней жизни и, наконец, что измена мужу – это великий грех, Катерина все же следует за своим чувством; ее разум больше не контролирует горячее сердце, которое жаждет свободы, искренней любви.
    «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова», – отмечал Добролюбов (Добролюбов 1939: 6; 340-341).3 И дело не только в нравственности, это еще и индивидуальный бунт против устоев общества. Естественно, Катерина не могла получить поддержки этого общества. Даже человек, которого она любит, связан с миром «темного царства» и принимает его условия, поэтому он не может пойти с ней до конца. В прощальной сцене с Борисом Катерина просит его взять ее с собой, на что Борис отвечает: «Нельзя мне, Катя, не по своей воле еду: дядя посылает» (Островский 1974: 2; 261). Этим он сбрасывает с себя груз ответственности. Вообще избранники героинь Островского почти всегда находятся на более низкой ступени духовного развития.
    Будучи  гениальным драматургом, Островский не дает нам готовых ответов, не оправдывает и не осуждает свою героиню, а дает читателю возможность самому понять, что иного выхода у Катерины не было. «Что могла она придумать? Уйти от мужа было нельзя, т.к. он имел право вернуть ее через полицию. Кабаниха непременно заставила бы Тихона сделать это. К тому же этот уход явно не встретил бы сочувствия у ее родителей. Вероятнее всего, что они, если бы Катерина убежала к ним, вернули бы ее немедленно в ненавистный дом Кабанихи», – поясняет А.И.Ревякин (Ревякин 1974: 118). Катерина все это прекрасно понимала. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне, что домой, что в могилу – все равно. И люди мне противны, и стены противны! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, как темно стало!.. Умереть бы теперь…», – рассуждает она в своем последнем монологе (Островский 1974: 263-264).
      Добролюбов в своей статье  «Луч света в темном царстве» говорит о натуре Катерины: «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве... Мы видим уже возмужалое из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни» (Добролюбов 1939: 6; 215).
    Итак, Катерина погибла, но, покончив с жизнью, она не сдалась, а бросила своеобразный вызов всему обществу города Калинов. Ее смерть потрясла даже такого забитого человека, как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены. Значит, поступок Катерины стал началом падения абсолютной власти «темного царства». 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 

                            Глава вторая
                Хозяева и жертвы «темного царства»
    Нетрудно  отметить, что в  целом в творчестве Островского преобладают семейно-бытовые  конфликты, в которых доминирующую роль играет не мужчина, а именно женщина. Основополагающим мотивом здесь зачастую является противостояние старого и нового. Обычно оно выражено конфликтом между сильной, деспотичной женщиной старшего поколения и юной, социально беспомощной девушкой. Такая ситуация характерна, как для драмы «Гроза», так и для комедии «Лес». «Интересно, что в центре комедий Островского, посвященных помещичьему быту, всегда не помещик, а женщина-помещица. Помещица – существо более взбалмошное, непрактичное, живущее чувствами. В ее поведении меньше логики, сильнее элемент комического» (Штейн 1973: 73). Таковой является богатая помещица Раиса Павловна Гурмыжская. Она предстает перед читателем в образе благодетельницы, тратящей свое состояние на помощь бедным родственникам и всем нуждающимся. Но на самом деле это жадная, скупая и безнравственная женщина. Гурмыжская – характерный тип героини представляющей собой дворянский вариант «самодурного» начала, так полно раскрытого Островским в «Грозе».
    «Лес» по праву называют «театром в театре», где у каждого заранее отведенная роль. ««Лес» – «театр в театре», потому что основные участники интриги стремятся достичь своих целей, задумывая и ставя каждый свой спектакль» (Журавлева, Макеев 2001). «Играешь – играешь роль, ну и заиграешься», – признается Гурмыжская (Островский 1974: 3; 299).
    Будучи  очень хитрой по своей натуре, Гурмыжская замышляет план, распуская слух, что хочет выдать замуж Аксюшу, свою бедную родственницу, за Буланова, гимназиста – недоучку, который живет в доме Раисы Павловны. Однако эта затея не вызывает доверия у хорошо знающей ее прислуги: «и Карп, и Улита предвидят, что роль, отведенная Буланову переменится» (Журавлева, Макеев 2001). «Я ведь не выйду за него, так к чему же эта комедия?» – спрашивает Аксюша. «Комедия? – подхватывает ее благодетельница, – как ты смеешь? Да хоть бы и комедия, я тебя кормлю, одеваю и заставлю играть комедию» (Островский 1974: 3; 265). Потом Гурмыжская разрушает несуществующую помолвку племянницы и Буланова и с радостью принимается за новую роль мученицы, которая якобы выходит замуж лишь для того, чтобы сохранит усадьбу. На самом же деле она просто потакает своей прихоти.
        Сопоставляя двух представителей  «темного царства» в пьесах  Островского, Раису Павловну Гурмыжскую  и Марфу Игнатьевну Кабанову, можно сказать, что Гурмыжская страшнее, поскольку дворянская свобода позволила развиться в помещице порокам, чуждым калиновцам. Раиса Павловна прекрасно понимает преступность своей страсти к Буланову и сознательно прячется за показной добродетелью, в то время как Кабанова свято верила в праведность защиты старых устоев.
    Комедия «Лес» – одно из самых совершенных и самых сложных произведений Островского. Это отразилось в конструкции пьесы. «Эта пьеса вобрала в себя черты трех типов комедий А.Н.Островского – народной, сатирической и комедии с высоким героем» (Журавлева, Макеев 2001). Любовная линия Аксюши и Петра не выдвигается здесь на первый план, хотя развитие действия и драматическая борьба сосредоточены именно на судьбе этих героев. Можно сказать, что участь Аксюши становится поводом для развертывания другой линии действия – борьбы между сатирически обрисованным миром помещичьей усадьбы, центром которой является Гурмыжская, и Несчастливцевым, племянником Раисы Павловны, который стал бродячим артистом. А.Л.Штейн вывел основные сюжетные линии пьесы, которые, переплетаясь, составляют единое целое: первая линия –                  Гурмыжская хочет сделать гимназиста своим любовником, а пока держит его при себе под видом жениха Аксюши; вторая линия – Аксюша и Петр любят друг друга. Их счастью мешает прижимистость Восьмибратова и намерение Гурмыжской выдать Аксюшу за Буланова; третья линия – «Пешие путешественники» Несчастливцев и Счастливцев ищут трагическую актрису (Штейн 1973: 69). Мастерство Островского здесь проявилось в том, что он органически сочетал эти три сюжетные линии и включил одну в другую.
    Молодые влюбленные в «Лесе», Аксюша и Петр, стремятся соединиться и преодолеть препятствия, стоящие на их пути. Своим порывом к свободе, к любви Аксюша напоминает нам Катерину. Вообще в пьесах «Гроза» и «Лес» явно прослеживаются параллели: Аксюша так же, как и Катерина живет под покровительством властной, деспотичной женщины, так же влюбляется в молодого человека, находящегося под начальством отца и целиком и полностью зависящего от него (трудно не вспомнить Бориса и Дикого), наконец, она так же стремится к личной свободе, к независимости.   Однако Аксюша – это образ более упрощенный, лишенный глубокого психологического самоанализа, свойственного Островскому в «Грозе». Аксюша уступает Катерине в духовном богатстве. Об этом свидетельствует ee признание: «Слез у меня нет, и тоски большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто тут у сердца» (Островский 1974: 3; 308). Аксюша и Петр любят друг друга, но Аксюша более решительна в своих действиях: Она готова на все лишь бы быть с любимым, быть свободной. Она даже просит деньги у человека, которого видит впервые в жизни, этот поступок дается ей с трудом, но все же ради любимого, она идет и на это, а Петр, боясь отца, не может принять собственного решения, всю ответственность взваливая на хрупкие плечи Аксюши. «Петр – личность заурядная, и только любовь к Аксюше возвышает его и делает на какое-то время интересным персонажем» (Штейн 1973: 77).
    У Островского именно женщина играет ведущую роль в отношениях, причем возлюбленный не всегда соответствует глубокой внутренней порядочности героини. Эта ситуация наблюдается как в «Грозе», так и в «Лесе». Любовь героинь к своим возлюбленным является частью протеста против нарастающего гнета «темного царства», кратковременным утешением. Не найдя понимания и поддержки в возлюбленных и окончательно запутавшись в сложившейся ситуации, они обе ощущают необходимость освобождения и, будучи в душе идеалистками, видят его только в смерти, и только по счастливой случайности Несчастливцев спасает Аксюшу. Он предлагает ей стать драматической актрисой, рассмотрев в ней натуру с «горячим сердцем». «Ты знаешь больше других; ты знаешь бури, знаешь страсти – и довольно! Здесь на твои рыдания, на твои стоны нет ответа; а там за одну слезу твою заплачет тысяча глаз», – говорит Несчастливцев Аксюше, и она только от безысходности соглашается на предложение актера (Островский 1974: 3; 313). Именно женщина, пережившая большую душевную трагедию и способная чувствовать сильно, может стать трагической актрисой, но в жизни ее страдания могут не находить отклика, а на сцене на страдания актера откликаются тысячи зрителей.
    Несчастливцев разыгрывает отставного офицера, Гурмыжская притворяется благодетельницей, Аркашка Счастливцев играет роль слуги, Буланов разыгрывает страстного любовника – все герои пьесы играют какую-то роль, и лишь Аксюша настоящая, чувства ее неподдельные, «страдания ее – не бумажные, не театральные, это подлинные человеческие страдания» (Штейн 1973: 85). Островский видел, что идеальные порывы Несчастливцева не могут удовлетворить обыкновенную, земную женщину, такую, как Аксюша. И в самый последний момент Аксюша отказывается от романтических скитаний с Несчастливцевым, ради замужества.
    Несчастливцев. А что ж в актрисы то, дитя мое? С твоими чувствами…
    Аксюша. Братец… чувство… оно мне дома нужно (Островский 1974: 3; 329).
    Жизнь сильнее романтики, а реальная страсть  для Аксюши сильнее выдуманной, театральной, ее идеал – идеал обыкновенной женщины: муж, дети.
    «Аксюша не посягает на существующий порядок, но в рамках этого порядка имеет намерения чистые, справедливые, естественные» (Штейн 1973: 77). У Аксюши есть только два пути – или подчиниться законам поместья «Пеньки», что противоречит ее взглядам на жизнь, или броситься в омут, утопиться от несчастной любви. «В этом поступке тоже протест, в нем тоже проявляется сила характера. Но сила, выражающаяся не в борьбе с этой жизнью, а в уклонении от нее», – считает Штейн (Штейн 1973: 77).
    Островский  с мастерством раскрывает  тему угнетенной, униженной женщины, и не только женщины, а всех тех, кто вынужден находиться под гнетом власть имущих, кто находится в плену «темного царства». Человек, обладающий деньгами, имеет власть, и от того, каков этот человек, зависит судьба окружающих. В пьесе «Лес» Иван Восьмибратов и Раиса Павловна препятствуют счастью Петра и Аксюши.
    В отличие от «Грозы», которая по своему жанру является драмой, «Лес» – комедия, следовательно, развязкой в пьесе должно быть торжество добра над злом, но Островский не наказывает своих героев: Раиса Гурмыжская воплощает в жизнь свое задуманное, она выходит замуж за Буланова, Восьмибратов получает приданое за Аксюшу, а влюбленным ничто не мешает быть счастливыми. Здесь можно было бы поставить точку, если бы Островский не преследовал иной цели. Писатель не ставит задачи наказать героев, а желает показать нравственное торжество над «темным царством».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.