На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Криминалистике"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
     Ханты-Мансийский автономный округ  – ЮГРА
     Департамент образования и  науки
     СУРГУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ХМАО
     
     Кафедра уголовного процесса  и криминалистики 
 
 

Контрольная работа
по  дисциплине "Криминалистика"

Почерковедческая  экспертиза

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Выполнила: студентка 31 гр. _ курса
                         Зороглян  Ани Усиковна
                         Проверил: Терновский Роман Борисович 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

СУРГУТ, 2007 
 

ПЛАН
    Введение
      Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи
      Объекты криминалистического исследования
      Содержание и форма криминалистического исследования
    Цели  и задачи почерковедческой экспертизы
    Понятие, классификация и  информационное содержание признаков почерка
    Характеристика  современной типовой прописи
    Степень и характер сформированности почерка
    Заключение
    Литература: 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.Введение
       Освоение  письма связано с развитием двух взаимообусловленных навыков: интеллектуального  навыка письменной речи и двигательного  навыка почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.
       При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку его исполнитель.
       Возможность установления автора и исполнителя  рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков. Их проявление в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.
       Формирование  письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается  человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей личности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень  его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка.
       Сохранение  привычного стереотипа проявляется  и при попытках преднамеренного  искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.
       Автоматизм  письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных  условиях. Резкое их изменение (физические или психические перегрузки, преднамеренное искажение письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается 

       Индивидуальность  и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и  графических навыков позволяют  идентифицировать личности автора и  исполнителя документа.
       Под письменной речью понимается отражение  в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.
       Объекты криминалистического  исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя. 

       В письменной речи различают  содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о себе.
       Содержание  документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в  нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
       В частности, по содержанию документа можно определить:
какую цель преследовал автор при его  составлении;
причину, побудившую к составлению анонимного документа;
наличие в тексте сведений о малоизвестных  фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям.
      Форма документа внешнее выражение его содержания характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками.
      Грамматические  признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.
      Орфографические особенности письменной речи это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.
      Под синтаксисом криминалисты понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами, и др.
      Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.
      Авторы  документов, как правило, по-разному  пользуются знаками препинания одни расставляют их грамотно, другие допускают  незначительные ошибки, третьи пишут  с грубыми нарушениями правил даже в примитивных предложениях.
      Привычный способ построения предложений, а также  стабильность грамматических ошибок или  отсутствие таковых все это в  совокупности с другими особенностями  письма способствует идентификации  автора письменной речи.
      В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий: низкий присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных; высокий отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, обоснованная расстановка знаков препинания.
      Лексические признаки это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности их использования пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.
Лексика рассматривается как словарный  запас, совокупность слов, активно употребляемых  автором. Она может быть бедной или богатой.
       Фразеология это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа "сломя голову", "ловить рыбу в мутной воде", "плясать под чужую дудку" можно считать присущими любому русскому человеку, в то время как "геркулесовы столпы", "лебединая песня", "сизифов труд" типичны для лиц образованных и начитанных.
       Изобразительно-выразительные  средства это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления речи, придания ей образности. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.
       Стилистические  признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.
       Стиль в определенной степени отражает личность автора текста, характер его  мышления, производственный опыт, глубину  познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.
       Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-газетным), официально-документальным (канцелярским), производственно-техническим, художественно-беллетристическим и  эпистолярным (бытовым). Стиль соответствует  индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям автора.
       На  основании анализа признаков  письменной речи может быть высказано  предположение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др1. 

2. Цели  и задачи почерковедческой экспертизы 

      Согласно  федеральному закону "О государственной судебно-экспертной деятельности Российской Федерации" Статье 10. из объектми исследований судебной экспертизы выступают вещественные доказательства, документы, предметы, образцы для сравнительного исследования2,
       Особенностью  документа как источника доказательств  является то, что содержащаяся в  нем информация выражена знаками: рукописными  или печатными буквами, цифрами, символами. Если содержащаяся в документе информация выражена не только знаками, но и материальными признаками, например смывание, подчистка, травление, переделка, признаками, характеризующими исполнителя рукописи, и т.п., документ является одновременно и вещественным доказательством. В этом случае на документ распространяются правила обращения с вещественными доказательствами.
       Различают три вида криминалистического исследования документов:
Криминалистическое  исследование почерка (почерковедение).
Криминалистическое  исследование автора текста (автороведение).
Технико-криминалистическое исследование документов.
       Задача  криминалистического  исследования почерка состоит в установлении исполнителя либо в установлении свойств и состояний исполнителя (пол, возраст, физические и профессиональные особенности, состояние опьянения и др.).
       Предметом почерковедческого  исследования являются факты и обстоятельства, которые эксперты устанавливают на основе специальных знаний в области судебного почерковедения.
Типичной  сегодня является ситуация, построенная  на подделке:
подписей  в завещании;
документов  при проведении мошеннических операций (объявление в газете: "Поможем  отсудить неприватизированную квартиру после смерти родственников");
документов  при "захвате" предприятий;
подписных листов;
документов, представляемых в суд в качестве доказательств по делу, и т.д.
       Идентификационные задачи, предполагающие установление конкретного исполнителя рукописи (текста, подписи, цифровой записи).
       Значительное  место среди идентификационных почерковедческих экспертиз занимают исследования подписей. Это малоинформативные объекты, при исследовании которых зачастую невозможно ответить на поставленные вопросы.
       При решении задач идентификационного характера перед экспертом обычно ставятся следующие вопросы.
- Кем  из числа определенных лиц  исполнен рукописный текст либо  его часть?
- Не  исполнена ли подпись от имени  определенного лица этим же  или другим определенным лицом?
- Кем  из числа конкретных лиц выполнены  цифровые записи?
- Исполнены ли тексты разных документов или разные части одного документа одним лицом?
- Исполнены  ли текст документа и подпись  в нем одним лицом?
      Классификационные задачи предполагают установление по почерку свойств личности. Необходимость в психолого-почерковедческой экспертизе возникла давно для определения типа и свойств нервной системы (особенно темперамента), патологических ее особенностей, черт характера. Полученные данные о зависимостях между физиологическими свойствами личности и почерком, установление конкретных признаков почерка, отображающих эти зависимости, позволяют в настоящее время решать ряд классификационных почерковедческих задач, которые можно сформулировать в виде вопросов к эксперту:
- Лицом  какого пола написан текст  документа?
- Каков  возраст исполнителя рукописи, подписи?
      Диагностические задачи состоят в распознавании времени и условий выполнения конкретной рукописи. Следует заметить, что решению экспертных диагностических задач, связанных с установлением условий рукописного документа, в настоящее время уделяется значительное внимание. К числу таких диагностических задач относятся: установление факта выполнения рукописи искаженным почерком, вид искажения; выполнение рукописи с подражанием почерку другого лица; выполнение подписи в необычных условиях, не связанных с намеренным изменением почерка; исследование рукописей, выполненных в состоянии опьянения, стресса, состоянии повышенного нервного возбуждения и торможения, и т.п.
      При решении диагностических задач  перед экспертом-почерковедом могут быть поставлены следующие вопросы.
- Не  выполнена ли рукопись в необычных  условиях, в необычном состоянии  писавшего?
- Обычным  или измененным (скорописным, печатным, непривычной рукой) почерком выполнен  документ?
- Выполнен  ли текст или подпись с подражанием почерку, подписи конкретного лица, от имени вымышленного лица? Данный перечень стоящих перед экспертом вопросов может быть расширен
       Кем из числа определенных людей выполнен текст исследуемого документа? Выполнен ли текст или отдельные фрагменты  исследуемого документа данным человеком? Одним или разными людьми выполнены тексты всех исследуемых документов? Все это идентификационные вопросы.
       Весь  ли рукописный текст выполнен в данном документе одновременно? Какой рукой (правой или левой) выполнен текст? Не выполнен ли текст или запись с подражанием почерку другого человека, не выполнена ли подпись с подражанием подписи другого человека? Это диагностические вопросы.
       Почерковедческой  экспертизой в нашей стране занимаются три структуры: экспертно-криминалистические центры МВД, Российский федеральный центр судебной экспертизы Министерства юстиции и Центральный научно-исследовательский институт судебной экспертизы. К слову сказать, никаких намеков на дорогостоящую графологию в этих структурах нет.3
      Еще одной тонкостью назначения почерковедческой экспертизы является надлежащий процесс отбора сравнительных образцов, которые должны быть предоставлены в распоряжение эксперта. При оценке почерковедческой экспертизы в случае спора о подлоге документов суд в первую очередь должен оценить, насколько правильно были отобраны образцы почерка для эксперта и достаточно ли было графического материала для его категоричных выводов4.

    3.Понятие,  классификация и  информационное содержание  признаков почерка

     Для установления лица, выполнившего рукопись, необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица. Сравнение проводится по признакам, дающим возможность различать почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и практики почерковедческих экспертиз эти признаки были выделены, систематизированы и получили название идентификационных признаков письма5. Признаки письменной речи,    в   которых   проявляются    особенности   выражения   мыслей   в письменной форме, дополняют совокупность признаков почерка.
     Как было уже отмечено признаки письменной речи - это манера изложения текста, общий уровень грамотности, стилистические и грамматические особенности языка, словарный запас. Стилистические признаки характеризуют манеру изложения мыслей, язык, архитектонику текста. Лексические признаки характеризуют общий словарный запас, употребление терминов, свойственных лицам определенных профессий, местности и т.п. Грамматические признаки отражают знание исполнителем грамматических правил письма. В соответствии с ними общий уровень грамотности исполнителя определяется как низкий, средний и высокий.
     Совокупность  только признаков письменной речи не может служить основой вывода об исполнителе текста. Во-первых, в  рукописных текстах, поступающих на криминалистическую экспертизу, не всегда полно отражены признаки письменной речи из-за ограниченности объема рукописей по их специфическому целевому назначению (расписки, накладные, договоры, справки, удостоверения, бюллетени и пр.). Во-вторых, только совпадения признаков письменной речи не могут быть основанием для вывода о выполнении текста документа определенным лицом, так как практике известны случаи, когда составителем содержания текста документа является одно лицо, а непосредственным техническим исполнителем - другое. По этим причинам признаки письменной речи в большей мере характеризуют автора рукописи, а не исполнителя6, и служат дополнением к характеристике исполнителя.
     В процессе исследования рукописей устанавливаются  общие и частные признаки почерка, комплекс которых составляет совокупность, достаточную для идентификации исполнителя рукописи. По идентификационным признакам производится сравнение, результаты которого (совпадение или различие признаков) являются основанием для экспертного вывода. Система признаков почерка состоит из общих и частных признаков. В основе такого деления признаков почерка лежит степень их общности, соподчиненности, уровень их познания7.
     Общие признаки характеризуют письменно-двигательный навык исполнителя рукописи, их идентификационная значимость определяется отклонением от норм прописей: чем реже встречаются, тем значимость их выше. Например, левонаклонный почерк менее распространен, чем правонаклонный, а потому идентификационная значимость проявления этого признака более высокая, нежели правого наклона
     Более глубокое изучение общих признаков  почерка позволяет выделить в  них другие структурные образования. Например, в выработанных почерках -установить степень совершенства системы движений8. Данные признаки сужают  круг  подозреваемых лиц,  а  результаты  анализа почерка могут служить основанием для выдвижения экспертных версий.       Частные   признаки  почерка -   это материализованные   в рукописи свойства     письменного     зрительно-двигательного     навыка     человека, проявляющиеся в особенностях написания отдельных букв, их частей и межбуквенных соединений.
     Характеристика  типовой прописи дается исходя из построения почерка, признаки которого делят на четыре группы:
     1. Геометрическое построение элементов  букв (наклон, размер, нажим и т.п.) характеризует структуру движений по их траектории и будет подробно рассмотрено в соответствующем параграфе данной главы.
       Типовая пропись, как учебная, правонаклонная и крупная по размеру. Высота заглавных  букв равна 12,5 мм, основных штрихов  строчных букв - 5-7 мм. Типовая пропись характеризуется наличием отчетливых оттенений штрихов. Толщина основных штрихов букв составляет 0,5-0,7 мм, соединительных - 0,3-0,4 мм. Следы нажима отчетливей заметны  на  левых  боковых  частях  овалов  и   полуовалов букв  и на  основных штрихах, особенно - при выполнении нисходящих движений.
     2. Графика отдельных букв. Все строчные буквы алфавита состоят из небольшого числа однородных или весьма сходных элементов К ним относятся:
      а) части письменного знака, выделяемые и оцениваемые относительно строки либо центра буквы, цифры:
    строчная, надстрочная (включает вертикальные, горизонтальные, петлевой, дуговой элементы, точки) и подстрочная (включает петлевой и прямо-линейный элементы) части;
    левая и правая части;
    верхняя, средняя и нижняя части; 
      б) элементы письменного знака - это  такие отдельные части графического изображения, без которых буква  или цифра теряет свою информативность  как письменный знак. К элементам  относят:
    овальные элементы, в том числе - левоокружные и правоокружные;
    полуовалы: левоокружные и правоокружные, верхние и нижние;
    петлевой строчный элемент;
    соединительный элемент;
    наклонный элемент; 
    извилистый элемент.
     в) штрихи - это небольшие по протяженности  движения в письменных знаках. В  зависимости от местоположения в письменном знаке штрихи могут быть начальными, заключительными, надстрочными, подстрочными, прямолинейными (вертикальными и горизонтальными) и дуговыми.
      Цифры и прописные (заглавные) буквы типовой  прописи состоят в основном из аналогичных элементов.
      Связи между буквами. Связь между буквами в большинстве случаев не обеспечивает непрерывного перехода от предыдущей буквы к последующей Чаще всего связь букв осуществляется путем примыкания штрихов.
      4. Расположение (топография) текста в  документе. Что касается норм типового письма в отношении размещения текста, то здесь регламентация особенно слаба.
      В процессе обучения письму вводятся некоторые  типовые нормы, однако они не выдерживаются строго во всех учебных заведениях, поэтому почерки очень резко различаются между собой по приемам и особенностям размещения текста-9.
      Это относится, в частности, к таким  элементам размещения, как расстояние между словами (в большинстве случаев это расстояние рекомендуется делать размером в одну - полторы буквы), величина отступа красной строки (регламентация при обучении почти отсутствует), величина поля с левой стороны (строгой регламентации нет), расстояние между строками (естественная норма определяется графлением писчей бумаги без наличия каких-либо правил при письме на нелинованной бумаге), размещение дат, заголовков, нумерация страниц (почти полное отсутствие правил) и т.п.
      Критерием для определения частных признаков  почерка служат нормы прописи  К частным признакам почерка относятся:
    а) форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая);
  б) направление   движений   при   написании:   движения снизу вверх,
сверху  вниз, левоокружные, правоокружные;
    в) протяженность движений, характеризующаяся  относительным размером штрихов различных элементов букв;
    г)связность  движений, т.е. вид соединения элементов  в буквах, а также вид соединения букв между собой (слитный или  с интервалами);
    д) относительное размещение точек начала, окончания, пересеченияи соединения движений;
    е) последовательность       движений,       которыми       выполняются различные элементы букв и их соединения;
    ж) сложность    движений    при    выполнении    букв    -    обычные, усложненные и упрощенные движения по сравнению с прописями.
     И все же анализу частных признаков  предшествует изучение общих признаков почерка.
       Общие признаки почерка проявляются в  рукописи в целом и характеризуют:
    степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка;
    структурные характеристики движений по их траектории;
    пространственную ориентацию (размещение) движений на листе бумаги и размещение фрагментов рукописи (топографические признаки)
 
   
    Степень и  характер сформированности почерка
       Первая  по идентификационной значимости группа общих признаков почерка содержит признаки, отражающие степень сформированное почерка. Это:
       1. Степень выработанности почерка,  т.е. владение техникой письма  в соответствии с общепринятой системой скорописи. Показателями степени выработанности почерка являются темп и координация движений пишущего.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.