Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая природа заработной платы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства РФ
Федеральное Государственное Образовательное  Учреждение
Высшего профессионального образования
МГАУ  имени В.П. Горячкина
Кафедра: экономической теории 

Курсовая работа
Экономическая природа заработной платы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:                                                                                       студентка 1курса
                  15 группы Дьячкова О.А.
                  факультета: ИЭФ
                  Проверил: Юшина Н.Н. 
                   
                   

            Москва 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические особенности определения заработной платы……………..5
      Сущность определения заработной платы………………………………...6
      основные функции заработной платы……………………………………..9
Глава 2. Регулирование заработной платы  в рыночной экономике……………….14
    2.1 Рыночные  регуляторы заработной платы………………………………...14
    2.2 Государственное  регулирование заработной платы……………………..17
    2.3 Регулирование  заработной платы на предприятиях……………………..24
Глава 3. Система оплаты труда ……………………………………………………...27
Глава 4. Особенности заработной платы  в России………………………………… 31
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список  использованной литературы……………………………………………...…40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Актуальность  исследуемой темы определяется тем, что заработная плата была и остается для большинства членов общества основой их благополучия, а значит, заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результативности труда и производства в целом.                                 Низкооплачиваемый труд дорого обходится обществу. Он малопроизводителен, не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не развивает инициативу, консервирует низкий уровень организации и условий труда. Однако при повышении заработной платы необходимо учитывать возможности экономики страны удовлетворить возрастающий платежеспособный спрос населения. В противном случае неизбежно произойдет раскручивание инфляции со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.                              Стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных благ, которые работник приобретает на вознаграждение, полученное за результаты своего труда. Конкретной формой цены рабочей силы в денежном выражении и является заработная плата. Заработная плата как форма цены рабочей силы – это основная часть фонда жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным вкладом и зависящая от конечных результатов работы предприятия. Уровень заработной платы напрямую зависит от эффективного функционирования экономики. Как социально-экономическая категория, заработная плата имеет большое значение, как для работника, так и для его работодателя. Исходя из того, что в новых экономических условиях работник должен самостоятельно (и практически в полной мере) оплачивать все потребляемые им и членами его семьи блага и услуги, которые надо еще и создавать, причем эффективно, проблема установления соответствующего уровня оплаты труда и определяющих его критериев приобретает значение, которое трудно переоценить. Однако размер заработной платы зависит не только от индивидуальной производительности труда работника. Он зависит и от того, как тот, кто выплачивает эту заработную плату, сумел (захотел) определить ее величину, какую систему стимулов к производительному труду он разработал и насколько умело эта система направляет возможности и потребности работника на достижение стратегических и тактических целей предприятия. Другими словами, как работодатель управляет оплатой труда своих работников.       Условия изменения конъюнктуры торговли, внедрения новых форм обслуживания, является целесообразным увеличение расходов, а оплату труда в целях повышения прибыли предприятия. Уровень оплаты труда оказывает существенное влияние на поведение и работника, и работодателя.
Цель курсовой работы: проанализировать теоретические особенности определения заработной платы.                                                                            
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
    изучить литературу по исследуемому вопросу.
    понять сущность и содержание заработной платы
    рассмотреть основные функции заработной платы
    проанализировать регулирование заработной платы в рыночной экономике
    рассмотреть особенности заработной платы России
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические особенности определения заработной платы
В истории  экономической науки сложилось  представление о заработной плате  как о сумме средств, которую  предприниматель (работодатель) платит наемному работнику.                                                                                                                       Однако на вопрос о том, чем определяются уровень и динамика заработной платы, за что она выплачивается работнику, однозначного ответа наука и практика не дают. История рабочего движения XIX-XX вв. свидетельствует о постоянной борьбе объединений наемных работников - профсоюзов за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, охрану труда, страхование рабочих за счет предпринимателей на случай безработицы, болезни, инвалидности, увечья, старости. Историей убедительно доказано, что заработная плата не может быть независимой от уровня цен на товары и услуги, налоговой, демографической, культурной политики, а также политики социальной защиты, проводимой государством.                                                                                                                         В отечественной экономической литературе трактовка сущности заработной платы существенно изменялась в соответствии с развитием экономики и характером общественных отношений.                                                                   Долгие годы, до середины 60-х гг., господствовало соответствовавшее теории экономики социализма представление о природе заработной платы как о доле работника в общественном фонде потребления, выделяемой социалистическим государством на оплату труда. Переосмысление этой точки зрения началось в связи с подготовкой и проведением хозяйственной реформы 1965 г. К этому времени относится развитие целого ряда положений, по-новому ставящих проблему сущности заработной платы. Сформировалась концепция, суть которой состояла в том, что заработная плата представляет собой долю в доходе предприятия или одновременно долю работника в доходе предприятия и в доходе общества.  

      Сущность  и содержание заработной платы
Особая, центральная роль в структуре  доходов работника принадлежит  заработной плате. Она и в настоящее  время и в ближайшие годы остается для подавляющего большинства трудящихся основным источником доходов, а значит заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результатов труда и производства в целом. Об этом убедительно свидетельствует исследование, проведенное на предприятиях РФ. Так, на вопрос: «Какой доход Вы считаете основным в настоящее время?» более 95% респондентов назвали заработную плату. В перспективе также, по их мнению, она останется основной частью совокупного дохода работника. В США доход от трудовой деятельности составляет примерно 65% от общего дохода работника и лишь 35% – дивиденды от акций, ценных бумаг, собственности, предпринимательской деятельности и т.д. 
Составной частью рыночной экономики является рынок труда. Среди основных его компонентов (спрос и предложение на рабочую силу; конкуренция между работниками, работодателями, работниками и работодателями) особое место занимает стоимость рабочей силы, с которой органически связана ее цена и экономическая природа заработной платы. При этом стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства работника. Это вполне естественная взаимосвязь, поскольку затраты в процессе труда (мускулов, нервов, мозга и т.д.) должны быть возмещены, иначе человек не сможет при прежних физиологических условиях также активно участвовать в производственной деятельности. Однако, объем и структура физиологических потребностей человека, а следовательно, и размеры средств для их удовлетворения, зависят не только от интенсивности труда, физических и умственных затрат работника, но и исторических условий формирования рабочей силы: уровня социально-экономического развития страны и ее отдельных регионов, природно-климатических особенностей, культурных и других традиций. Известно, например, что объем потребностей людей в развитых странах (США, Франции, Англии и т.д.) намного больше, чем в развивающихся (Вьетнаме, Лаосе, большинстве государств Африки и др.). Конечно, жизненные средства, необходимые для возобновления способности к труду и воспроизводства рабочей силы, не сводятся только к товарам и услугам, удовлетворяющим физиологические потребности человека в пище, одежде, жилище. У работника есть и духовные запросы, которые также зависят от исторических условий. Расходы на их удовлетворение входят в стоимость рабочей силы. Таким образом, определение стоимости рабочей силы включает в себя исторический и моральный аспекты. 
Сумма жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, включает в себя и затраты на содержание членов семьи работника, образование, медицинское обслуживание, повышение профессионального уровня. Чем выше квалификация работника, тем больше стоимость его рабочей силы. Нельзя не учитывать и объективный рост потребностей трудящихся и членов их семей в новых товарах и услугах, который также приводит к увеличению стоимости рабочейсилы. 
Итак, стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных благ, которые работник приобретает на вознаграждение, полученное за результаты своего труда. Конкретной формой стоимости, цены рабочей силы в денежном выражении и является заработная плата. На величину и динамику заработной платы влияют те же факторы, что и на стоимость рабочей силы. Однако размер заработной платы может отклоняться от стоимости рабочей силы. Решающее влияние здесь оказывает состояние рынка труда. В чем это проявляется? 
Прежде всего, резко снижают уровень реальной заработной платы рост цен на товары и услуги, их дефицит, а также инфляция, которая в значительной степени сокращает покупательную способность денег. При этом под реальной заработной платой понимается то количество товаров и услуг, которое может приобрести работник за полученную им номинальную (в денежном выражении) заработную плату. Для того, чтобы в условиях возможной инфляции заработная плата в большей мере соответствовала стоимости рабочей силы, в масштабах государства используется индексация доходов населения. 
На размер заработной платы может влиять занятость, соотношение спроса и предложения на рабочую силу. Здесь следует иметь в виду три возможных варианта. Первый (идеальный вариант) – на рынке труда спрос на рабочую силу соответствует предложению. В данном случае цена рабочей силы, определяемая заработной платой, будет равна ее стоимости. Второй вариант – спрос на рабочую силу превышает предложение. При такой ситуации работодатели, собственники, предприниматели, конкурируя на рынке труда между собой, могут предлагать заработную плату работникам (прежде всего, высокой квалификации, дефицитных профессий) значительно выше ее стоимости. Наконец, третий вариант, достаточно распространенный в условиях рыночной экономики, – предложение на рабочую силу превышает спрос на нее. Теперь уже работники конкурируют между собой за получение рабочих мест. Возникает тенденция к снижению цены рабочей силы и размеров заработной платы, создаются условия для установления заработков ниже стоимости рабочей силы. Государство в данном случае может законодательно «блокировать» такие возможности, официально устанавливая уровень минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума). При этом минимальная заработная плата не должна быть ниже уровня физиологического прожиточного минимума. 
Прежние определения заработной платы в большой мере отражают этап экстенсивного развития экономики, когда на оплату труда централизованно выделялись значительные средства из государственного бюджета, без точного учета их связи с результатами труда конкретного трудового коллектива. 
Необходимость уточнения источника заработной платы, а также ее определения в целом связана с переходом трудовых коллективов на самофинансирование и рыночные отношения. Сейчас особенно видно, что отмечаемые ранее признаки заработной платы в новых условиях хозяйствования не совсем адекватно и глубоко отражают сущность данной категории. В определениях заработной платы, как части совокупного общественного продукта, национального дохода, других средств, формируемых на уровне общества, как бы нивелируются связи заработной платы с непосредственным источником ее образования, с общими результатами работы трудового коллектива в целом. Все они слишком удалены от действительного, прямого источника, формирование которого не должно выходить за пределы конкретного предприятия, а создаваться именно здесь. Такой подход соответствует новым формам и методам хозяйствования, когда источником формирования фонда оплаты труда должно быть непосредственно данноепредприятие. 
Учитывая все выше сказанное, можно предложить следующее определение: заработная плата, как форма цены рабочей силы, занятой в производственной сфере, – это основная часть жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и зависящая от конечных результатов работы предприятия. Данная формулировка в большей мере характерна для производительного труда.

1.2 Основные функции заработной платы

Определение сущности заработной платы создает исходную базу для анализа и уяснения значения ее функций. Этот вопрос среди экономистов также пока являетсядискуссионным.  
Можно выделить четыре основные функции заработной платы: 
1. воспроизводственная – обеспечение возможности воспроизводства рабочей силы; 
2. стимулирующая (мотивационную) – повышение заинтересованности в развитиипроизводства; 
3. социальная, способствующую реализации принципа социальной справедливости; 
4. учетно-производственная, характеризующую меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства. 
Итак, заработная плата многофункциональна. Все функции представляют диалектическое единство и лишь в совокупности позволяют правильно понять сущность заработной платы, противоречия в ней и проблемы, возникающие в процессе совершенствования организации оплаты труда. Это важно подчеркнуть потому, что нередко противопоставление указанных функций, переоценка одних и недооценка других приводят к нарушению их единства и, как следствие, к односторонним, а подчас и неверным теоретическим и практическим выводам, касающимся организации заработной платы. Необходима научная классификация функций, что в экономической литературе еще не сделано в полной мере. 
В этом отношении важно понять, что каждая функция – это часть единого целого – заработной платы, и каждая функция предполагает не только существование других функций, но и содержит в себе их элементы. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль. В свою очередь, в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная функции заработной платы. Вместе с тем, при общем единстве одна из функций (или несколько) в определенной степени противоположна другой, а то и исключает другую, снижает результат ее действия. 
Наиболее значительным противоречием функций является то, что одни из них ведут к дифференциации заработков, другие, наоборот, – к их выравниванию. Чем сильнее выравнивание, тем слабее дифференциация, тем слабее стимулирующее воздействие заработной платы. Это вполне нормальное явление, отражающее внутреннее единство и борьбу противоположностей, не свидетельствует о неточности выделенных функций. 
При регулировании заработной платы надо умело использовать объективное единство и противоположность ее функций, своевременно усиливать одни или ослаблять другие, чтобы организация заработной платы отвечала ее объективному содержанию и особенностям развития общества. 
Сейчас важнейшей задачей выступает усиление стимулирующей функции заработной платы в общей совокупности всех ее функциональных назначений. Возможность достижения высокого уровня стимулирующей роли заработной платы обосновывается, в первую очередь, тем, что в структуре доходов трудящихся и их семей она составляет, как уже отмечалось, преобладающую часть доходов по сравнению с другими их источниками. 
Стимулирующая роль заработной платы может повышаться только на основе более глубокого познания ее стимулирующей функции. 
Поскольку именно заработная плата пропорционально связана с непосредственно затраченным трудом, ее стимулирующее воздействие на развитие общественного производства является определяющим. Умелое использование этой функции превращает заработную плату в один из важнейших рычагов повышения результативности производства и экономического роста. 
«Стимулирующая функция» и «стимулирующая роль» – понятия однопорядковые, но не тождественные. Стимулирующая функция заработной платы – ее свойство направлять интересы трудящихся на достижение требуемых результатов труда (большего его количества, более высокого качества и т.д.) за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада. Стимулирующая роль заработной платы проявляется в обеспечении взаимосвязи размеров оплаты труда с конкретными результатами трудовой деятельности работников. Таким образом, стимулирующую роль можно представить как своеобразный «двигатель» стимулирующей функции. Работает «двигатель» – значит реализуется стимулирующая функция, «пробуксовывает» – отсутствует тесная связь размеров оплаты труда с его результатами, соответственно, и заработная плата не обеспечивает должной заинтересованности работников в достижении высоких конечных результатов. Можно сказать, что степень реализации стимулирующей функции пропорциональна уровню стимулирующей роли заработной платы. Именно в этом заключается принципиальное отличие и органическая взаимосвязь этих понятий. Данный подход к определению содержания «стимулирующей (мотивационной) функции» и «стимулирующей роли» заработной платы можно распространить и на другие виды доходов работника. 
Кроме того, если стимулирующую функцию нельзя количественно измерить, она может только существовать или отсутствовать, то стимулирующая роль заработной платы измерима. Уровень стимулирующей роли может повышаться или понижаться в зависимости, в первую очередь, от обеспечения связи размеров оплаты труда и трудового вклада работников, их результатов. Следовательно, его можно оценивать, анализировать и сопоставлять через эффективность. По росту эффективности заработной платы можно судить о повышении ее стимулирующей роли. 
Необходимость исследования эффективности заработной платы обусловлена, прежде всего, развитием и расширением предпринимательства и рыночных отношений. Формулу эффективности можно представить как отношение созданного продукта (результата, эффекта) к выплаченной на его производство заработной плате, т.е. как зарплатоотдачу. Такой подход к определению эффективности позволяет раскрыть степень рациональности в расходовании фонда заработной платы при создании общественного продукта и оценить ее стимулирующую роль. Повышение эффективности заключается в том, чтобы увеличение заработной платы сопровождалось улучшением производственных показателей. 
Конечно, такую методику анализа эффективности заработной платы нельзя признать абсолютно точной, так как она не позволяет в полной мере выявить собственный эффект оплаты по труду. Числитель формулы эффективности (эффект) заработной платы является результатом затрат, связанных не только с оплатой по труду, но и с использованием средств и предметов труда .  В последние годы в хозяйственной практике более успешно используются величины, обратные показателю эффективности заработной платы, – коэффициенты затрат на оплату по труду в выпуске конечного общественного продукта: 
 
Кзп—коэффициент зарплатоемкости продукта

ФОТ—фонд  оплаты труда
П –  величина общественного продукта, национального  дохода или ВВП. 
Ошибочно полагать, что стимулирующий потенциал заработной платы определяется в основном и только размерами вознаграждения за труд. Повышение уровня стимулирующей роли заработной платы зависит от ряда факторов. Поэтому важно полнее выявить их совокупность и степень влияния на данный процесс. Целесообразно классифицировать такие факторы по значимости. 
Факторы, от которых зависит стимулирующая роль заработной платы, можно разделить на две группы: внутренние и внешние. 
К внутренним относится организация заработной платы. Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки). 
Из внешних факторов можно выделить, например, преобразование системы управления, организационных структур производства, правовых основ и норм хозяйствования, соответствие спроса и предложения на товары и услуги, устранение приписок, взяток, других видов нетрудовых доходов и др. 
В зависимости от способа, характера влияния внешних факторов на стимулирующую роль заработной платы можно различать следующие: 
– влияющие на действенность организации заработной платы (преобразование системы управления, правовых основ и норм хозяйствования и т.д.); 
– влияющие на структуру доходов трудящихся и долю в них заработной платы (получение доходов от собственности, приватизационных чеков, акций, нетрудовые доходы и т.д.); 
– влияющие на настроение, психологическое состояние человека, его стремление к высокопроизводительному труду с целью получения большего вознаграждения (улучшение микроклимата, в трудовых коллективах и семьях трудящихся, условий труда, быта и отдыха работников, соответствие спроса и предложения на товары и услуги и т.п.).

Глава 2. Регулирование заработной платы в рыночной экономике

2.1 Рыночные регуляторы заработной платы
Рыночное  регулирование заработной платы  предполагает наличие адекватного  механизма, одним из важных звеньев  которого является рыночная самонастройка, осуществляемая под воздействием изменяющегося  соотношения спроса и предложения на рынке труда. Закон спроса и предложения в рыночной экономике оказывает решающее воздействие на уровень и динамику заработной платы. 
Чтобы обеспечить эффективную работу предприятия, важно регулировать заработную плату с учетом спроса и предложения на рынке труда. 
Формирование заработной платы на основе цены труда, выступая важным фактором развития экономики страны, создает более эффективную систему стимулов для работников. Установление уровня заработной платы под воздействием изменяющейся конъюнктуры на рынке труда стимулирует работников к освоению тех профессий, на которые возрастает спрос под воздействием структурной перестройки и требований научно-технического прогресса. При этом наличие свободного рыночного выбора той или иной профессии разрешает противоречие между общественной целесообразностью и личным интересом работников в использовании своих способностей. 
Определяющая роль спроса и предложения на рынке труда при регулировании заработной платы признается большинством экономистов. Например, Дж. С. Милль пишет, что «размер заработной платы зависит в основном от спроса на рабочую силу и ее предложения...». И далее он продолжает: заработки «при господстве конкуренции ... не могут возрасти иначе, чем вследствие увеличения совокупности средств, затрачиваемых на найм работников, или сокращения численности людей, конкурирующих за работу по найму; не могут заработки и снизиться иначе, чем вследствие сокращения средств, предназначенных на оплату рабочей силы, или увеличения численности работников, которым следует заплатить».  
Современные экономисты, по существу, таким же образом определяют заработную плату. Например, Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. пишут, что равновесная ставка заработной платы определяется на пересечении кривых спроса и предложения. В учебном пособии «Курс экономической теории» российские экономисты пишут, что «цены на производительные услуги, т.е. услуги труда, капитала и т.д., определяются на основе закона спроса и предложения». 
Если цена труда на конкурентном рынке окажется выше равновесного значения, то возникнет избыток предложения данного вида труда, что приведет к снижению уровня его цены. И наоборот, при занижении цены труда по сравнению с конкурентной возникнет недостаток наемных работников под намеченные работодателем объемы производства, в результате чего будет повышаться уровень цены труда до рыночного равновесия. 
Однако важно учитывать, что в реально функционирующей рыночной экономике рынок труда не является совершенным. Согласие наемного работника, предлагающего свои услуги на рынке труда, получать заработную плату ниже цены труда не обязательно приведет к тому, что работодатель уволит с работы человека, обладающего такими же способностями. Как правило, существуют гарантии по заработной плате, установленные государством или соглашениями между работодателями и профсоюзами, которые не позволяют устанавливать заработную плату ниже определенного уровня, даже если предложение значительно превышает спрос на труд. Установление работодателем ставок заработной платы чуть выше равновесной цены труда еще не означает, что предприятие получит столько работников, сколько пожелает. Подтверждением несовершенства конкуренции на рынке труда является проведение предприятиями определенной политики заработной платы. 
В то же время несовершенство конкуренции на рынке труда не означает, что отсутствует влияние спроса и предложения на уровень цены труда. Если предприятие неадекватно реагирует на изменяющиеся спрос и предложение на рынке труда, устанавливает необоснованно низкие ставки заработной платы тем или иным категориям персонала, то оно, хотя, возможно, и не сразу, но обязательно столкнется с проблемой роста текучести кадров и трудностями набора новых работников.

И все-таки, несмотря на действие рыночного закона спроса и предложения, уровень заработной платы в значительной степени зависит от стоимости воспроизводства рабочей силы. Еще Д. Рикардо писал: «Цена товаров регулируется в конечном счете издержками производства, а не, как это часто утверждали, отношением между предложением и спросом. Конечно, отношение между предложением и спросом может временно повлиять на рыночую стоимость товара, пока он не будет предложен в большем или меньшем количестве соответственно возрастанию или уменьшению спроса. Но это влияние будет носить временный характер.[1]
А. Маршалл  также отмечает, что «когда не происходит резких изменений в технике производства или в общем экономическом положении общества, предложение каждого фактора довольно основательно регулируется издержками его производства»[2].
Стоимость воспроизводства рабочей силы определяется фондом жизненных средств, который дифференцирован и зависит от потребностей работника, определяемых затратами физического и умственного труда в процессе его деятельности. При этом должны быть реализованы потребности в питании, одежде, обуви, жилище, отдыхе, образовании, охране здоровья, поддержании общекультурного и профессионального уровня через общение и средства коммуникации. 
В свою очередь, стоимость воспроизводства рабочей силы зависит не только от потребностей работника, но и уровня валового национального продукта. Говоря о стоимости воспроизводства рабочей силы, А. Маршалл отмечает, что «при этом следует принимать в расчет те традиционные средства, потребление которых неизменно расширяется по мере того, как возрастающий объем национального дохода выделяет одному слою населения за другим все больший избыток над одними лишь насущными жизненным средствами для обеспечения производительности». Причем, рост заработной платы происходит независимо от того, какой фактор производства – труд или капитал – обеспечил повышение национального дохода.

В рыночной экономике основная ставка заработной платы, установленная работнику  с учетом цены труда, является гарантированной  при условии выполнения должностных  обязанностей и выплачивается независимо от результатов деятельности предприятия. В определенном смысле цена труда устанавливается аналогично ценам на потребляемые в процессе производства материалы, топливо, электроэнергию и др. Но труд наемного работника выступает активным фактором производства, который в значительной степени определяет размеры вновь создаваемой стоимости. Это означает, что создаваемая трудом наемных работников добавленная стоимость, как правило, не совпадает с ценой их труда.
Рыночная  ставка заработной платы и условия  формирования ее размеров в зависимости от результатов деятельности предприятия зависят не только от спроса и предложения на рынке труда, но и от соотношения сил между работодателями и профсоюзами.
Интересы  наемного работника, которые призваны защитить профсоюзы через соглашения и коллективные договоры, заключаются в том, чтобы за свой труд получить достойную заработную плату, обеспечивающую семье нормальный уровень жизни и отражающую его социальный статус. Работодатель заинтересован в выплате такой заработной платы наемным работникам, которая бы составляла наименьшую долю во вновь созданной стоимости и обеспечивала максимальную прибыль.

2.2 Государственное регулирование заработной платы в рыночной экономике

В механизме  регулирования заработной платы  особую роль играют меры государственного воздействия. Экономист Л. Малкерн отмечает, что «для любой ведущей страны не может быть ничего хуже, чем неправильно определить роль государства в экономике» . На наш взгляд, это в полной мере может быть отнесено и к вопросам регулирования заработной платы.
В мировой  экономической теории разработаны  различные подходы к формированию механизмов государственного регулирования  в условиях рыночной экономики. Эти  подходы экономисты обычно объединяют в два основных направления. Первое является классическим и основано на признании способности рыночной системы к автоматическому саморегулированию. Второе опирается на теорию Кейнса, в соответствии с которой государство должно воздействовать на уровень заработной платы в стране. Кейнс исходил из того, что заработная плата, установленная в договоре на определенный период, равно как и цены на товары, движется к равновесному положению под воздействием изменяющегося спроса и предложения на рынке труда в замедленном темпе. 
Отсутствие гибкости заработной платы Кейнс объяснил наличием фиксированных в коллективном договоре на определенный срок ставок заработной платы, покупательная способность которых снижается в связи с ростом потребительских цен. В результате движение заработной платы становится неадекватным изменениям рыночной конъюнктуры, что может привести к кризисным явлениям вэкономике. 
В своей теории Кейнс обосновал возможность избежать кризиса путем регулирования рынка труда государством через механизм воздействия на совокупный спрос. Он писал: «Я рассчитываю на то, что государство, которое в состоянии взвесить предельную эффективность капитальных благ с точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод, будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций»[3]. В свою очередь, инвестиции обеспечат увеличение валового национального продукта и будут способствовать повышению занятости и уровня реальной заработной платы. Таким образом, Кейнс отстаивал тезис о том, что государство должно воздействовать на уровень занятости и заработной платы в рыночной экономике. 
Исторический опыт развитых стран подтверждает целесообразность, а на определенных этапах и необходимость, государственной корректировки механизмов регулирования экономики, в том числе влияющих на формирование заработной платы. При этом необходимо учитывать, что страны с рыночной экономикой проводят различную государственную политику в области оплаты труда в зависимости от уровня экономического развития, политической ситуации, особенностей исторического этапа.

В России в период кризиса экономики, затянувшего  становление рынка труда и  системы социального партнерства, государство должно проводить активную социально-экономическую политику, в том числе в области регулирования  заработной платы.
Прошедшие годы перестройки экономики показали, что без эффективной государственной инвестиционной политики сама по себе либерализация экономики не обеспечивает подъема производства, на основе которого только и возможно кардинальное повышение реальной заработной платы. Однако фискальная политика государства может обеспечить в России реальный положительный результат – увеличение эффективного спроса и, соответственно, заработной платы (по теории Кейнса) – только в том случае, если государственные инвестиции будут жестко контролироваться и направляться на развитие реального сектора, а не уходить, как это происходит до сих пор, на валютный рынок, или оседать на неопределенное время в банковских и других структурах. 
От органов государственной власти зависит и решение такой важной проблемы, как установление оптимальных соотношений при распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, основным из которых является труд. Необоснованно низка доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте, составившая, по данным Госкомстата РФ, в 1998 г. 48,2% с учетом скрытой заработной платы и отчислений в социальные фонды. 
Политика государства в области регулирования заработной платы и доходов должна строиться с учетом не только особенностей кризисного развития экономики России, но и необходимости динамичного формирования рыночных механизмов хозяйствования. От степени развития рынка труда зависят как уровень цивилизованности отношений между объединениями работодателей и профсоюзами, обеспечивающих достойный гарантированный заработок, так и возможность учета изменяющегося спроса и предложения труда при регулировании заработной платы.

Одной из задач государства является установление таких гарантий в области оплаты труда, которые бы, с одной стороны, обеспечивали социальную защиту наемных работников, а с другой – не допускали ситуации выплаты необоснованно низкого заработка неэффективно работающими предприятиями. 
Поэтому необходимо установление государственного минимума заработной платы, который должен обеспечить нормальные условия для воспроизводства работников, занятых простым, неквалифицированным трудом. Обоснование уровня минимальной заработной платы требует комплексного подхода, предусматривающего использование ряда критериев, среди которых основным является потребность трудящихся и членов их семей. Чтобы минимальная заработная плата не только поддерживала физическую активность, но и воспроизводила способность к труду и обеспечивала развитие людей, она должна соответствовать потребительской корзине, включающей в себя необходимый набор продуктов, товаров и услуг. Минимально допустимые объем и структуру потребления важнейших благ и услуг определяют с помощью минимального потребительского бюджета (МПБ), или прожиточного минимума (ПМ). 
По действовавшим до 17 марта 1999 г. методическим рекомендациям по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации, утвержденным 10 ноября 1992 г. Министерством труда РФ, прожиточный минимум определялся как показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Учитывая крайне жесткие нормы потребления, установленные в действующих на начало 1999 г. Методических рекомендациях по расчету стоимости минимальной потребительской корзины, минимальный уровень заработной платы не должен быть ниже ПМ трудоспособного человека. Однако в действительности минимальная заработная плата гораздо ниже ПМ.

До середины 1995 г. имела место устойчивая тенденция к снижению доли минимальной зарплаты(МЗП)в ПМ (XII.1).
Если  в июне 1992 г. МЗП была установлена  на уровне 55% по отношению к ПМ, то в июле 1994 г. – 22%, а июле 1995 г. –  всего 15%. Начиная с августа 1995 г. и по июль 1998 г. соотношение этих показателей колебалось в пределах 17–21%. Однако после августовского (1998 г.) кризиса цены на потребительские товары резко возросли, и соотношение МЗП И ПМ в декабре 1998 г. составило всего 11,6%. По существу, МЗП перестала быть мерой оплаты труда и устанавливается произвольно, в зависимости от средств бюджетов, отпускаемых на социальные программы. 
Низкий государственный минимум оплаты труда сдерживает повышение минимальной тарифной ставки на предприятиях, особенно в отраслях бюджетной сферы. Так, прожиточный минимум трудоспособного человека в среднем по России в декабре 1998 г. составлял 806 руб., а у работников предприятий отраслей бюджетной сферы размер тарифной ставки I разряда – всего 60 руб., вместе с доплатами – 90 руб., или 11,1% (90 : 806 х 100) от ПМ трудоспособного человека. 
Одним из факторов, который должен учитываться при обосновании МЗП, является ее соотношение со средним уровнем оплаты труда. На необходимость учета средней заработной платы обращается внимание в Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». Зарубежный опыт показывает, что уровень МЗП по отношению к средней составляет, как правило, около 40% или даже больше. Например, в США минимум заработной платы варьируется в пределах 40–50% от средней заработной платы, выплачиваемой рабочим обрабатывающей промышленности. В Литве в 1997 г. при средней заработной плате более 215 долларов США минимальный уровень составлял 100 долларов, или 46,5%. В Латвии и Эстонии соотношение минимальной и средней заработной платы составляло соответственно 28,1% (65,5 и 233 долларов) и 23,1% (59 и 255 долларов). 
Доля минимальной заработной платы по отношению к средней в Российской Федерации в 1994–1998 гг. колебалась от 6 до 11% по месяцам, а в декабре 1998 г. составила 6%. В то же время, в дореформенных 1989 и 1990 гг. эта доля составляла, соответственно, 27 и 24%. Основная причина изменившегося соотношения данных показателей заключается в том, что средняя заработная плата росла за указанный период гораздо более высокими темпами, чем МЗП. 
Среди критериев, которые следует учитывать при обосновании размера минимальной заработной платы, важную роль играет дифференциация сравнительного уровня жизни различных социальных групп. Демократическое общество призвано обеспечить равенство граждан в реализации своих возможностей. Доходы же должны различаться с учетом профессиональной неоднородности, образования, работоспособности, таланта, наличия собственности и т.п. Следовательно, можно считать вполне естественной дифференциацию доходов среди граждан. Государственное регулирование заработной платы включает в себя и организацию оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы и государственных служащих. 
Оплата труда работников отраслей бюджетной сферы регулируется на основе Единой тарифной сетки (ETC), имеющей в начале 1999 г. 18 разрядов и диапазон 1:10,07. Первый разряд ETC, в соответствии с принятым Федеральным законом, повышается с 1 апреля 1999 г. с 60 до 110 руб. Правительство РФ планирует одновременно с увеличением тарифной ставки I разряда уменьшить диапазон ETC, поскольку в бюджете на 1999 г. предусмотрено повышение заработной платы в бюджетной сфере на 50%, а тарифная ставка I разряда увеличена на 83%*. 
Кроме окладов по ETC в заработную плату работников отраслей бюджетной сферы включены также компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии и др.). 
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании государственных служащих» для федеральных государственных служащих с 1 апреля 1997 г. введено денежное содержание, состоящее из должностного оклада по занимаемой должности, надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин или дипломатический ранг), надбавки за особые условия государственной службы, надбавки за выслугу лет и премий по результатам работы государственного служащего. 
В условиях роста потребительских цен важно защитить заработную плату от обесценивания. Необходим такой механизм, который бы не допускал снижения реальной заработной платы низко- и среднеоплачиваемых категорий работников, обеспечивал дифференцированный подход при проведении индексации, не способствовал раскручиванию инфляции.

Индексация  заработной платы – это механизм ее увеличения в связи с ростом потребительских цен. Целью индексации является поддержание покупательной способности заработной платы, а также денежных доходов и сбережений граждан. 
По времени проведения индексация подразделяется на упреждаемую и ретроспективную. Упреждаемая индексация по времени проведения опережает инфляцию и предусматривает повышение заработной платы с учетом прогнозируемого роста потребительских цен. При ретроспективной индексации заработная плата повышается соответственно росту потребительских цен за прошедший период.

Опыт  России и зарубежных стран показывает, что чаще используется ретроспективная  индексация, при которой увеличение тарифных ставок, окладов проводится через заранее определенные отрезки 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.