На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы налоговой системы в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Содержание  
 

Введение 3
Глава 1. Налоговая система Российской Федерации: прошлое и настоящее. 5
      Опыт реформирования налоговых систем в России 5
1.2. Особенности современной налоговой системы России 7
1.3.  Принципы построения налоговой системы России. 9
Глава 2. Анализ налоговой системы в Российской Федерации 11
2.1.  Структура и классификация   налогов 11
2.2. Функции налоговой системы. 16
2.3.Показатели  эффективности налоговой системы. 20
Глава 3. Проблемы налоговой системы в России. 22
3.1.Недостатки  налоговой системы России. 22
3.2. Пути оптимизации налоговой системы  России. 24
Заключение 27
Список  использованной литературы 29
Приложение ……………………………………………………………..….……30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ
     Реформирование  экономики России, нацеленное на переход  к рыночным отношениям,  обусловливает  возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны  жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая  бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России.
     Актуальность  выбранной темы характеризуется  тем, что одним из важнейших условий  стабилизации  финансовой системы  любого государства является обеспечение  устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
     Таким образом, актуальность изучения налогообложения  в принципе, в теоретическом аспекте  и на практике, в действующей в  России системе обуславливается  важностью и необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов  и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным  условиям развития отечественной экономики  и обеспечили реализацию социально-экономической  политики и условия для экономического роста России.
     Степень разработанности проблем. Проблемы налогообложения широко представлены в научной и специальной литературе. Основы современной теории налогов, построения налоговой системы и  налогового механизма заложены в  трудах таких экономистов, как Л.А.Дробозина, С.В.Барулин, А.Ю.Казак, Л.П.Павлова, В.Г.Пансков, М.В.Романовский, Б.М.Сабанти, Р.Г. Самоев, Т.Ф.Юткина и др. Вопросы налогового реформирования на субфедеральном уровне, в дополнение к уже названным  экономистам, рассматривались в  работах С.С.Артемьевой, Т.М.Ковалевой, Н.М.Сабитовой, В.И Самарухи и др. Проблемы налогового контроля поднимаются в трудах А.В. Макрушина, Д.С. Черника, других ученых и налоговиков-практиков.
     Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для  достижения этой цели поставлены следующие  задачи:
     -дать  определение понятию налоговая  система;
     -рассмотреть  структуру налоговой системы  РФ;
     -определить  роль и значение налоговой  системы РФ в системе государственного  регулирования;
     -выявить  недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.
     Объект  исследования – налоги как инструмент государственного регулирования экономики.
     Предмет исследования – совокупность теоретических  и практических вопросов, связанных  с формированием налоговой системы  Российской Федерации.
     Теоретико-методологическую основу исследования составляют теории финансов и налогов как финансовой категории, налоговой системы, налогового механизма и налогового контроля, а также труды ведущих отечественных  экономистов в области налогообложения, налогового реформирования и совершенствования  налогового контроля в России, также законодательные акты Правительства России и Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, материалы исполнительных органов власти и органов налогового контроля.
           Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Первая глава описывает историю становления налоговой систему в Российской Федерации, во второй главе анализируется налоговая система, ее структура, функции. И в третьей главе определяется специфика налоговой системы РФ ее недостатки и пути оптимизации.
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
      . Опыт реформирования налоговых систем в России
 
     В Российской Федерации, как и в  других странах Содружества Независимых  Государств, в начале 90-х годов  проведена и продолжает развиваться  кардинальная реформа налогообложения, вытекающая из необходимости усиления регулирующей роли налогов, соответственно изменившимся в новых экономических  и политических условиях задачам  государства. При этом широко использован  опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, в результате чего налоговая система России получила ряд общих с налоговыми системами  этих стран черт, что имеет значение для активизации и повышения  роли России в мировом сообществе, расширения и углубления ее экономических  связей со странами мира.
     Это не первая налоговая реформа в  стране. Значительные преобразования в области налогообложения производилось  и прежде. Так важное значение для  развития плановой экономики имела  налоговая реформа, проведенная  в 1930 году. К моменту ее проведения в систему государственных доходов  СССР входило множество платежей. Эта система сложилась в период НЭПа и на первом его этапе отвечала особенностям многоукладной экономики  и оправдывала себя, однако в последствии  она пришла в противоречие с ростом и укреплением обобществленного сектора и формировавшейся плановой экономикой. Множественность платежей, в которой не было четкого разграничения  между платежами предприятий  обобществленного сектора и частного хозяйства, и существовавшая тогда  многократность обложения торгово-промышленного  оборота в различных его звеньях, усложнили процесс взимания платежей и контроль за их уплатой, увеличили  расходы на эту деятельность, в  результате они затрудняли проведение плановой политики цен и, в конечном итоге, - планирование отдельных отраслей и народного хозяйства в целом [18, с.10].
     В результате налоговой реформы система  платежей упростилась: было введено  по два основных платежа для государственных  предприятий:  налог с оборота  и отчисления от прибыли, а для  кооперативных предприятий были введены также налог с оборота  и, в отличие от государственных, - подоходный налог. Одновременно проводилась  и реорганизация системы налоговых  платежей населения.
     Налоговая реформа 1930 года сыграла решающую роль в концентрации и направлении  финансовых ресурсов государства на развитие отраслей народного хозяйства, особенно промышленности.
     Установленная в ходе налоговой реформы система  платежей предприятий просуществовала  до середины 60-х годов, когда в  стране были намечены меры по коренному  повышению эффективности работы предприятий, усилению роли прибыли  как экономической категории. Необходимость  таких мер была обусловлена слабыми  сторонами системы платежей в  бюджет, взимавшихся с предприятий. Комплекс мер в этом направлении  был разработан. Одной из них явился перевод министерств на нормативный  метод распределения прибыли.
     Новый этап в развитии обязательных платежей государственных предприятий в  бюджет и приближении их к налоговой  форме связан с принятием Закона СССР '' О государственном предприятии '' от 30 июня 1987 года, направленного на углубление централизованных начал  в развитии народного хозяйства  как единого целого, на усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях [18, с.14].
     В 1988 году  на государственные, кооперативные  и другие общественные предприятия  и организации был распространен  взимавшийся прежде только с граждан  налог с владельцев транспортных средств. В 1991 году был введен косвенный  налог с продаж, Вносимый юридическими лицами и взимавшийся в конечном итоге с потребителей через соответствующую надбавку к цене товара. В этот период был закреплен принцип самостоятельности республиканских и местных бюджетов.
     Таким образом, реформирование налогообложения  проходило одновременно с решением проблем федерализма и местного самоуправления и в связи с  ним. Оно было увязано также с  изменениями финансовой системы  и системы финансово-кредитных  органов, их функций. 

      .  Особенности современной налоговой системы России.
     Переход к рыночным отношениям потребовал усиления значения налогов как одного из главных  инструментов государственного регулирования  экономики при замене метода прямых директивных воздействий на нее, а также  регулирующей функции  в области социальной политики, культуры, науки, других сферах жизни общества.
     Все это выразилось в существенном изменении  правовых норм, регулирующих налогообложение  физических и юридических лиц, в  круге субъектов налоговых правоотношений, в статусе налогоплательщиков, в  их ответственности за налоговые  правонарушения, а также в структуре  налогового права, действующего в Российской Федерации в современных условиях.
     Отметим наиболее значительные из этих изменений.
     Прежде  всего, была реформирована сама система  налогов. Из прежней системы в  нее было включено значительно большее  число платежей. Но в настоящее  время в налоговой системе  явно преобладает фискальная направленность, хотя это и не привело к достаточности  средств в государственной казне, а регулирующая  и стимулирующая  функции налогов проявляются все еще недостаточно [18,с.23].
     При формировании российской налоговой  системы был широко использован  опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.
     Разнообразились и выросли численно налоги с населения, увеличились их поступления в  государственную казну. Появились  новые налоги, взимаемые с граждан, - налоги с различных видов имущества: налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налоги, исчисляемые в дорожные фонды  и другие. Расширена сфера применения сохранившегося налога на доходы физических лиц, она охватила разнообразные стороны деятельности граждан, в том числе развивающуюся предпринимательскую деятельность.
     Унифицирована система налогов, установленных  для предприятий. Она теперь не зависит  от формы собственности, на которой  основано предприятие.
     В связи с появлением в финансовой системе России новых звеньев  в виде государственных и муниципальных  целевых фондов (внебюджетных и бюджетных) установлены налоговые платежи  специально для зачисления в эти  фонды – дорожные, экологические  и другие.
     Установлен  ряд налогов в качестве общих  для физических и юридических  лиц (земельный налог, налог с  владельцев транспортных средств и  другие).
     Новое законодательство разграничило налоги по трем уровням, выделив налоги федеральные, субъектов Федерации и местные. Они находятся в распоряжении органов власти соответствующего уровня и по принадлежности обеспечивают формирование самостоятельной финансовой базы бюджетов.
     Механизм  системы налогообложения, позволяющий  регулировать народное хозяйство экономическими, а не административно-командными методами, требует еще существенной отработки, учета особенностей переходного  к рыночным отношениям периода, своеобразия  хозяйственных связей в стане, и  будет проверен временем.  
 

      . Принципы построения налоговой системы России
 
          Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.
     Принципы  российской налоговой системы можно представить следующим образом [12, с.61-64].
    Налоги и сборы, носящие налоговый характер, в отличие от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер.
    Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься: 
- на рынке товаров или факторов производства;
-  с продавцов товара или покупателей;
     -с домашних хозяйств или компаний;
     -с источника дохода или со статьи расходов.
    Налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.
    При использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения.
    Налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны.
    Налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам.
     Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для  оценки качества налоговой системы  страны.
     Существенным  моментом при оценке эффективности  налоговой системы страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные издержки составляют небольшую долю в налоговых доходах  государства, а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.
     Общие принципы построения налоговых систем в различных странах находят  конкретное выражение в общих  элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу  обложения, ставку, льготы и налоговый  оклад.
     Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов  построения принципов налоговой  системы применительно к особенностям развития государства федеративного  типа. Основные недостатки структуры  налогообложения в стране обусловлены  ее неприспособленностью к современным  условиям.  
 

Глава 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Структура и классификация  налогов

 
     Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты [18, с.225].
         Налоговый кодекс определяет общие   принципы  построения налоговой системы в Российской Федерации,  налоги, сборы, пошлины  и  другие платежи, а также права, обязанности и  ответственность налогоплательщиков  и налоговых органов. В нем в частности говорится, что "под  налогами,  сбором, пошлиной  и   другим   платежом   понимается  обязательный  взнос  в  бюджет соответствующего  уровня   или   во    внебюджетный   фонд,   осуществляемый плательщиками  в  порядке  и  на  условиях,  определяемыми  законодательными актами."[1, с.13].
     Для того чтобы вникнуть в суть налоговых  платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения  любой страны и заключаются в  следующем:
     1.Уровень  налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика,  т.е. уровня доходов (принцип  равнонапряженности).
     2.Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером  осуществления этого принципа  служит замена налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по нарастающей кривой, на НДС,  где вновь созданный чистый  продукт облагается налогом всего  один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты  налога).
     3.Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений  у налогоплательщика в неизбежности  платежа (принцип обязательности).
     4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).
     5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).
     6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  государственной экономической  политики.
     Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения  для классификации налогов используются различные критерии.
     По  механизму формирования налоги подразделяются два вида - на прямые и косвенные.
     Прямые  налоги – это налоги на доходы и  имущество. К ним относятся: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
     Косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Это налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в  цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли [9,с.114].
     Как известно, раньше в финансовой науке  при делении налогов на прямые и косвенные применялись три  критерия: по платежеспособности, способу  обложения и взимания и по признаку переложения. Сегодня, в современных  условиях эти критерии для принятия эффективных управленческих решений  в области налогообложения недостаточны. Более расширенная система классификации  налогов подробно изложена в Приложении 1.
     Вся совокупность налогов, пошлин и других платежей сгруппирована по 12 признакам.
     Различия  в налогах зависят также от характера облагаемых доходов и  расходов. Природа этих доходов и  расходов, следовательно, тоже может  стать признаком классификации  налогов. Особое значение имеет дифференциация (классификация) налогов по источнику  обложения: издержки производства (себестоимость); прибыль; валовая прибыль; совокупный доход; чистый доход, капитал и т.д.
     Налоги  могут взиматься следующими способами:
     -кадастровый  - (от слова кадастр - таблица,  справочник) когда объект налога  дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки  заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена  индивидуальная ставка налога. Такой  метод характерен тем, что величина  налога не зависит от доходности  объекта. Примером такого налога  может служить налог на владельцев  транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
     -на  основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога  приводит расчет дохода и налога  с него. Характерной чертой такого  метода является то, что выплата  налога производится после получения  дохода и лицом получающим  доход. Примером может служить  налог на прибыль.
     -у  источника. Этот налог вносится  лицом выплачивающим доход. Поэтому  оплата налога производится до  получения дохода, причем получатель  дохода получает его уменьшенным  на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
     Виды  налогов различаются также в  зависимости от характера налоговых  ставок.
     Налоговой ставкой называется процент или  доля подлежащих к уплате средств, а  еще точнее - размер налога в расчете  на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
     Налог называется пропорциональным, если налоговая  ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых  налоговых ставках на единицу  объекта.
     При прогрессивном налоге налоговая  ставка  налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта  налогообложения.
     Ставка  регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью  стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.
     Ставка  налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к  какой по размерам группе относится  предприятие, но она не зависит от того, кто именно непосредственно  платит.
     Фиксированный размер ставок и их относительная  стабильность способствует развитию предпринимательской  деятельности, так как облегчают  прогнозирование ее результатов.
     Законом «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» введена  трехуровневая система налогообложения  предприятий, организаций и физических лиц. (Приложение 2)
     Первый  уровень это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета  и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов.
     Второй  уровень налоги республик в составе  Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются  представительными органами субъектов  Федерации, исходя из общероссийского  законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в  определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания [18,с.93].
     Третий  уровень местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. 
     Таким образом, можно сделать вывод, что  с экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения  доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами. Исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания  прямого и косвенного обложения  можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства  и экономическим интересам налогоплательщиков.
     Основная  задача налогового регулирования - сосредоточение в руках государства, местных  бюджетов денежных средств, необходимых  для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом [16,c.102].

2.2. Функции налоговой системы

 
     Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической  деятельности, структурных изменений  в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей [9,с.123].
     Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько  правильно построена система  налогообложения, зависит эффективное  функционирование всей экономики государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.