На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Свобода и ответственность личности в современных условиях

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра философии 
 
 
 

Реферат на тему: «Свобода и ответственность  личности в современных условиях» 
 

Выполнила: студентка 1-го курса
Специальность «Финансы и кредит»
Подпись: _____________ 
 
 

                                                            
 

2011 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Понятие  свободы…………………………………………………………….5
      §1.1 Позитивная и негативная свобода………………………………7
§2. Понятие  ответственности……………………………………………………9
      §2.1. Ответственность - явление социальное………………………..11
§3. Свобода и ответственность личности в современных условиях……….14
      §3.1 Классификация форм свободы. Соотношение свободы и ответственности……………………………………………………………........17
Заключения………………………………………………………………………18
Использованная  литература…………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Диалектическая  взаимосвязь и взаимодействие свободы  и ответственности еще более  усиливаются в условиях грандиозных  социальных преобразований и трансформаций. Сегодня, когда само существование  человечества стало проблематичным, его духовные и аксиологические  перспективы зависят от трансформации  форм бытия каждого отдельного человека как уникального социального  «атома», и проблема свободы и  нравственной целостности личности, а также свободы и ответственности  в рамках общества приобретают новые  познавательные горизонты.
     В европейской культуре свобода, нормативность  и ответственность всегда своеобразным образом были связаны друг с другом. Стремление к свободе и созиданию  соседствовало с бессознательной  тягой к разрушению и бунтарству в связи с чем, поиск сущности, истоков и меры свободы является одним из лейтмотивов философской  рефлексии. Вся история развития общества, совершенствование самосознания личности является непрерывным процессом  эволюции их свободы, расширение ее сферы. На пути расширения своей свободы  каждый социальный субъект - от индивида до всего человечества в 
целом сталкиваются с некоторыми серьезными проблемами и глубокими конфликтами, когда он вступает в противоречие с самим собой и с другими людьми, с характером и способами социальной организации общества, а также с естественной средой своего обитания. В наш век усиливается господство человека над природой и, как ни странно, увеличивая свое преобразующее воздействие на природу, человек все больше отдаляется от нее, поэтому возникает реальная угроза подчинения природы человеку.

     Само  существование человечества является глобальной проблемой, так как его  будущее зависит от радикального изменения форм бытия не только стран  и народов, но и каждого человека. Проблема свободного бытия личности и общества важна сегодня еще  и потому, что люди не просто существуют в мире, но способны глобально влиять на мир и на самих себя, способны познавать собственное бытие, осознавать значимость своей ответственности  перед нынешним и последующими поколениями.
     Итак, я поставила несколько целей, которые я хочу отразить в своем  реферате:
     - понять, что такое свобода;
     -понять, что такое ответственность;
     - как свобода  и ответственность  личности отражается в современных  условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§.1 Что такое «Свобода»?
     Свобода — это: 
— отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности; 
— сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления; 
— способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости; 
— реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач; 
— не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности; 
— степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей; 
— наличие прав и их гарантированность; 
— один из основополагающих принципов правового государства.

Здесь вы можете видеть самые распространенные определения понятия «свобода». Я согласна с каждым из них, но стоит  разобраться в этом более подробно.
     Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять намеченный выбор в рамках конкретных условий, ответственности и сознательности. В философии свобода - деятельность, не обусловленная внешними по отношению к субъекту деятельности причинами. К пониманию свободы в философии существуют различные подходы. С позиций онтологического подхода свобода рассматриваете как основополагающий, субстанциональный принцип. Так понимаемая свобода определяет возникновение мира, его сущность, место человека в мире. В рамках гносеологического подхода к проблеме свободы исследуются возможности и границы осознания человеком своей собственной деятельности, анализируется проблема соотношения средств и целей деятельности, проблема предпосылок целеполагания. Этико-психологический подход рассматривает свободу как свободу волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею (властвовать). В рамках социологического подхода свобода сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого. На ранних этапах развития человеческой мысли (напр., в Древней Греции) свобода чаще всего рассматривалась как возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. Этот этап в понимании свободы отличает нерасчленённое единство различных принципов её понимания. В философско-религиозной традиции средних веков свобода - это неотъемлемая характеристика Бога, это способность творения мира "из ничего", направляемая доброй волей. Человек как образ и подобие Божие в определённых пределах наделён этой способностью. Интерпретация свободы в христианской средневековой философии была фундаментальной для понимания человека, его деятельности, взаимоотношений с Богом, людьми, природой. "Люби Бога и делай что хочешь" - это положение Августина Блаженного во многом явилось определяющим для последующего обсуждения проблемы свободы. На этом этапе развития философской мысли нарушается единство онтологического, гносеологического, этического подходов к пониманию свободы. Появляется разрыв между свободой действия и возможностью его осознания, между свободой Божественного творения и человеческой творческой деятельностью.
     Свобода - это тот "мостик", который связывает  различные стороны изначально конфликтной человеческой природы, соединяет особым образом существование человека и его сущность. Свобода, свободное действие - это самодетерминированность, самоопределение, способность быть и оставаться причиной самого себя. Попытка представить абсолютно свободное, ничем и никем не определяемое действие сталкивается с парадоксами.
      Свобода -  в  истории  это  понятие  претерпело  длительную  эволюцию  -  от отрицательной (свобода «от») до "положительной" (свобода  «для»)  трактовки. Философия свободы  человека  была  предметом  размышлений  Канта  и  Гегеля, Шопенгауэра и  Ницше,  Сартра  и  Ясперса,  Бердяева  и  Соловьева.  Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная  необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон  понимания этого понятия чрезвычайно широк - от  полного  отрицания  самой  возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма)  до  обоснования  «бегства  от свободы» (Э. Фромм)1, в условиях современного цивилизованного общества. Философы давно поняли, что  в  природе  личности  заключена  некая  тайна  - тайна, связанная с сознанием, памятью и жизнью психики. Утверждение Локка, что личности не просто человеческие животные, в  ХХ  веке в  той  или  иной  форме  признавали  едва  ли  не  все  философы,  даже  не разделяющие других его взглядов.
      Проблема  свободы воли связана с проблемой  причины  и  действия,  а  также  с проблемами философии религии и моральной философии. Свобода действительно «сладкое» слово, не зря филологи  полагают,  что  этот термин  восходит  к  санскритскому  корню,  означающему   «любимый».    

§1.1 Позитивная и негативная свобода 

Некоторые философы пытались провести различение между  позитивной  свободой, или свободой делать (поступать), и негативной  свободой,  свободой  «от».  В послании Рузвельта упоминаются две позитивных свободы  (свобода  говорить  и поклоняться) и две негативных свободы (свобода от страха  и  нужды).  Однако различие  между  свободой  делать  и  свободой  «от»   не   имеет   большого философского значения. Ведь свобода делать и свобода «от» зачастую лишь две стороны одной  медали.  Так, в социальном или политическом контексте свобода от цензуры означает  то  же, что  свобода  говорить  и  писать  то,  что  считаешь  нужным,  свобода   от преследования за вероисповедание означает то же,  что  свобода  поклоняться, кому считаешь нужным, или не  поклоняться  вовсе.  Короче  говоря,  основное различие между свободой делать и свободой «от» имеет обычно чисто  словесный характер. Поэтому  мы  не  будем  учитывать  предполагаемое  различие  между позитивной и негативной свободой. 

     Свобода, таким образом, тесно связана  с осознанием противоречивости, лежащей  в основе человеческой природы; с  невозможностью уклониться от выбора как "жизненного" разрешения этого  противоречия; с постоянными усилиями по поддержанию в себе человеческой сущности. Свобода неотделима от сущности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Что такое «Ответственность»?
     Часто люди, говоря слово «Ответственность», подразумевают слово «Обязательность». Обязательность — это некоторые  функции, обязанности, которые человек  взял на себя сам, либо ему вменили. И как правило, обязанности и  обязательства, это некий позыв  извне к человеку, а ответственность  — это то, что он сам на себя берет. Есть очень хорошая на мой  взгляд фраза о том, что ответственность  нельзя дать, ее можно только взять.
     Так вот, если обязательства — это  некоторый процесс, то ответственность, она всегда за результат. Скажем, я  начальник отдела продаж какой-нибудь компании, в мои обязанности входит организовывать процесс, а отвечаю я за выполнение плана продаж.
     Можно быть человеком обязательным, но безответственным. Скажем, я работаю уборщицей, в  мои обязанности входит мыть пол, я, действительно, обязанности свои выполняю — мою пол с утра до вечера, а ответственность моя — пол должен быть чистый. Могу я мыть пол так, чтобы он чистым не был? Могу. Вобщем-то быть обязательным и безответственным можно запросто.
     Можно быть ответственным, и, при этом, необязательным. Скажем, получила я этот пол в  чистом виде и должна его в таком  же виде сдать. И я никого не пускаю в комнату или заставляю людей  надевать бахилы — обязанности свои не выполняю, но за результат ответственна, правда, с превышением полномочий.
     Поскольку слова «ответственность» и «обязательность» — разные, то можно предполагать, что и понятия они обозначают тоже разные. Итак, обязательность имеет  отношение к процессу, а ответственность  привязана к результату. Очень  часто, когда люди называют себя или  кого-то ответственными имеют в виду обязательность, исполнительность, пунктуальность, добросовестность выполнения, но ответственность, в первую очередь — это ответственность за то, что мы имеем по факту в результате деятельности.
Ответственность — это когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на работе и в личной жизни — это все результат, это все следствие его поступков, его действий, его способа смотреть на мир.
     В любом случае, любой из нас имеет  дело с последствиями собственных  решений, просто одно дело, когда я  понимаю, что причина того результата, который я имею мои действия и  это следствие моих действий, моего  отношения, моей системы ценностей  — это ответственный подход.
      В   философской   и   юридической   литературе   категория   ответственности рассматривается в двух аспектах - активном  (позитивном)  и  ретроспективном (негативном). Ответственность в ретроспективном смысле  есть  ответственность  за  прошлое поведение, но не за всякое, а лишь за поступки, противоречащие  определенным социальным нормам.
      Как писал  в  одной  из  своих  работ  Фефелов  П.А.,  специфика  негативной ответственности в том,  что  «она  предусматривается  социальными  нормами». Если нарушаются нормы морали, нормы общественных организаций,  то  указанная реакция  выражается  в  общественном  осуждении.  Если  нарушаются  правовые нормы,  то  наряду  с  таким   осуждением   органы   государства   применяют принудительные меры (взыскание, наказание).
      Активная (позитивная) ответственность есть осознание личностью своего  долга и обязанностей перед обществом,  понимание  в  этом  смысле  значения  своих поступков. Например, по мнению Строговича М.С., ответственность - это «осознание  лицом необходимости  неуклонно  и  добросовестно  исполнять   свои   обязанности». П.П.Осипов в своей работе  «Теоретические  основы  построения  и  применения уголовно-правовых санкций»  говорит  о  позитивной  ответственности  как  «о соблюдении социальных требований и следовании общественным  ожиданиям».   

§2.1. Ответственность - явление социальное 

      Проблема   свободы   воли   тесно   связана   с   вопросами   о    моральной ответственности, и потому она встает перед  многими  людьми.  Например,  они спрашивают: «Могут ли преступники  не  делать  то,  что  они  делают?»  Ведь кажется, что подлинная нравственность возможна только в том случае, если  мы действуем свободно. Если мы не  свободны,  то  не  можем  отвечать  за  свои поступки, а значит, по отношению к нам неуместны ни обвинения, ни похвала. Что  же  такое  ответственность  и  откуда  такой  фатализм   неотвратимости наказания?
      Ответственность  как  социальное  явление  зародилась  вместе  с  появлением человеческого  общества.   Становление   общества   означало   возникновение взаимных прав и обязанностей его  членов,  прежде  всего  в  сфере  трудовой деятельности. В процессе общения складывались в  виде  обычаев  определенные правила отношений, обладавшие большим авторитетом и поэтому соблюдавшиеся  в большинстве  случаев   добровольно.   Нарушения   их   рассматривались   как посягательства  на  интересы  рода,  племени  и  подвергались   немедленному осуждению. Уже тогда имела место ответственность индивида.
      Ответственность в ретроспективном смысле  следует  за  нарушение  социальных норм. В данном случае речь  идет  о  формальном  основании  ответственности. Материальным  ее  основанием  является  причинение  вреда  тем  общественным отношениям, которые урегулированы соответствующими нормами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.