На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Факторы, благоприятно влияющие на инвестиционный климат и повышение интереса инвесторов к Египту. Крупные западные инвесторы в АРЕ. Главные статьи египетского импорта. Признаки роста интереса российских компаний к продвижению египетской продукции.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 22.02.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Анализ современного состояния и перспектив развития российско-египетских отношений

Интеграционные и глобализационные процессы, происходящие на современном этапе развития мировой экономики, являются результатом многовекового установления и упрочения внешнеэкономического сотрудничества, которое особенно активизировалось в последние десятилетия XX века.
Сравнение динамик прироста таких важнейших составляющих международного экономического сотрудничества, как внешняя торговля и прямые иностранные инвестиции (ПИИ), явно доказывает, что внешнеэкономическая деятельность как отдельно взятых государств, так и региональных экономических группировок играет все более значительную роль в развитии мировой экономики. Так, если до середины 80-х гг. объемы международной торговли и инвестиций возрастали примерно на 7% в год, то после 1985 г. годовой рост мировой торговли составлял уже около 10%, а ПИИ ежегодно возрастали почти на 19%.
Играя определяющую роль в развитии мировой экономики в целом, международное экономическое сотрудничество во второй половине XX века стало едва ли не главным фактором экономического подъема большой и постоянно пополняющейся группы государств, в которую входят как промышленно развитые страны, так и государства, находящиеся на периферии мирового хозяйства.
Согласно расчетам, проведенным В.А. Мельянцевым, заметную роль в процессе ускорения экономического развития развивающихся стран сыграло повышение темпов прироста как раз физического объема экспорта. Так, если в довоенный период расширение внутреннего спроса обеспечивало 91-93%, а увеличение экспорта - 7-9% прироста ВВП стран третьего мира, то в последние четыре десятилетия соответствующие показатели составили уже 85-87 и 13-15%.
Развивающиеся страны Арабского Востока, в том числе и наиболее экономически продвинутые из них, по существу, только по каналам международного обмена получили доступ к новейшим технологиями источникам сырья, передовому управленческому опыту, дефицитным валютным ресурсам и, наконец, рынкам сбыта значительной части производимых товаров и услуг - тем составным процесса воспроизводства общественного продукта, без которых сегодня вряд ли возможно само существование национальных экономик.
Страны Северной Африки имеют длительную историю развития международного экономического сотрудничества, как на межарабском экономическом пространстве, так и с такой мощной экономической силой, как Европейский Союз, с другими членами мирового сообщества. Причем отдельные важные показатели такого сотрудничества (доля внешней торговли в ВВП, величина валютных поступлений в национальном доходе и др.) вполне сопоставимы с соответствующими данными промышленно развитых стран. Так, в начале 90-х годов доля внешней торговли в ВВП - показатель достаточно явно свидетельствующий о той роли, которую играет внешнеэкономическая деятельность в национальной экономике государства, - в странах ЕС и Северной Африки равнялась 47,1% и 33,7% соответственно. А если в качестве сравнения мы рассчитаем аналогичный показатель в одном из наиболее развитых государств арабского мира - Египте, то эта доля в ВВП за 1991 и 1995 годы составила 49,3% и 61,3% соответственно, что, как мы видим, даже превышает общеевропейский уровень.
Столь относительно высокий уровень вовлеченности Египта в международную торговлю не случаен. Египет - одно из первых государств на Арабском Востоке, которое осознало необходимость проведения широкомасштабных либеральных экономических реформ, направленных на создание благоприятных условий для активного развития внешнеэкономических связей. Такая задача была поставлена уже в 70-е гг., когда под руководством президента Садата стала проводиться политика реформ, получившая название «инфитах».
На современном этапе развития активизация внешнеэкономических связей по-прежнему является одним из наиболее приоритетных направлений в системе преобразований и реформ, проводимых в Египте. Столь большое внимание, уделяемое этой проблеме, связано с тем, что такие составляющие внешнеэкономической деятельности, как внешние заимствования, иностранная экономическая и финансовая помощь, товарооборот с другими государствами и иностранные инвестиции, - во многом определяют состояние экономики страны.
Внешние заимствования. Программа структурных преобразований в АРЕ в 90-х гг. не смогла бы осуществиться, если бы она не получила широкую поддержку со стороны многочисленных международных и региональных организаций, таких как МВФ, МБРР, Парижский клуб, Африканский банк развития, а также отдельных стран-доноров, в первую очередь США и стран-членов ЕС. Как известно, в 1991 году египетский внешний долг равнялся 50 млрд. долл. В то время стране приходилось тратить на его обслуживание почти 3,5 млрд. долл., что соответствовало 116% экспортной выручки (1989 г.). Такие расходы, конечно же, значительно тормозили экономическое развитие страны. И в этом отношении начало реализации программы реформ, согласованных с МВФ, явилось выходом из сложившейся критической ситуации. Так, в результате проводившихся с 1991 г. переговоров в рамках Парижского клуба и с отдельными странами-кредиторами Египту, доказавшему свою верность избранному курсу на поэтапные рыночные преобразования, удалось добиться постепенного списания 24,5 млрд. долл. внешней задолженности и переноса срока погашения оставшейся ее части в рамках Парижского клуба на 25 лет.
Внешняя задолженность в 1999-2000 финансовом году снизилась на 441 млн. долл. США по сравнению с предыдущим годом и по состоянию на 30 июня 2000 г. составила 27,8 млрд. долл. США. Из общей суммы внешнего долга 89,3% приходилось на средне- и долгосрочные кредиты, примерно 5,8% - на краткосрочные ссуды, 3,5% - на кредиты поставщиков и 1,4% - на негарантированные долги частного сектора.
Десятка основных кредиторов АРЕ по состоянию на конец сентября 1998 г. выглядела следующим образом (в млн. долл.): США - 5497, Франция - 5539, Япония - 3102, Германия - 2919, Италия - 1138, Великобритания - 397, Кувейт - 248, Австралия - 218, Канада - 210, Дания - 166.
Египет продолжает привлекать иностранную экономическую и финансовую помощь, за счет которой частично покрывается бюджетный дефицит, обеспечивается импорт ряда потребительских товаров и строительство большинства крупных объектов промышленности и инфраструктуры. Например, в 1998 г. США выделили 181 млн. долл. на выполнение работ по модернизации системы управления распределением электроэнергии, вырабатываемой на Высокой Асуанской плотине, доля которой в общем объеме производства электроэнергии страны составляет 15%. Тем не менее, необходимо отметить, что в последнее время объем иностранной экономической и финансовой помощи Египту, составлявший ранее около 3 млрд. долл. США в год, начал сокращаться.
Иностранные инвестиции. Приступая в 1991 г. к реализации программы либерализации экономики, правительство АРЕ поставило перед собой задачу создать благоприятный климат для привлечения иностранных инвестиций. В результате внесения соответствующих изменений в регламентацию деятельности иностранных компаний роль участия прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в инвестиционных проектах на территории Египта в 90-е годы заметно возросла. Так, доля ПИИ увеличилась с 22,3% в 1980 г. до 31,0% в 1994 г.
В настоящее время проблеме привлечения иностранных инвестиций также уделяется большое внимание, что находит свое отражение в принятии законов и нормативных актов, предоставляющих дополнительные гарантии и стимулы для иностранных инвесторов. По данным МБРР, опубликованным в 1998 г., АРЕ относится к 20 странам с наиболее благоприятным инвестиционным климатом, а по объему привлеченных ПИИ, который в этом же году составил 1,8 млрд. долл., опередил все арабские страны. Для сравнения, этот же показатель в 1991 г. (начало реформ) и 1997 г. равнялся 290 и 1027,5 млн. долл. соответственно, что подтверждает тот факт, что роль иностранных инвестиций в экономике Египта возрастает, причем относительно высокими темпами.
Всего по состоянию на 30 июня 2000 г. в рамках закона об иностранных инвестициях и свободных зонах действовало 3122 предприятия (2541 - на территории страны, 581 - в свободных зонах) с капиталом 56,6 млрд. ег. ф. (соответственно 44,5 и 12,1 млрд.) и капиталовложениями 90,9 млрд. ег. ф. (соответственно 42,9 и 26,4 млрд.). Представляется интересным сравнение этих данных с аналогичными показателями по состоянию на 30 июня 1998 г. Так, к указанному моменту в рамках этого закона действовало 2170 предприятий (1698 - на территории страны, 472 - в свободных зонах) с капиталом 39,9 млрд. ег. ф. (соответственно 29,2 и 10,7 млрд.) и капиталовложениями 65,8 млрд. ег. ф. (соответственно 42,9 и 22,9 млрд.). Таким образом, только за два года численность иностранных и совместных предприятий, функционирующих в Египте, выросла почти на 45%, а объем их капиталовложений - приблизительно на 40%.
Наиболее привлекательной отраслью для иностранных инвестиций в 2000 г. оставалась нефтегазовая промышленность, в которую они вкладывались на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). С 1973 г., когда было создано Министерство нефти, по настоящее время было заключено около 260 СРП примерно с 50 компаниями. За это время в нефтегазовую промышленность Египта ими было инвестировано около 24 млрд. долл. США и открыто свыше 400 месторождений нефти и газа. Для того чтобы поддержать интерес иностранных инвесторов к этой отрасли промышленности, Египетская генеральная нефтяная корпорация в 2000 г. разработала новые, по заявлению ее представителей, более привлекательные для нефтяных и газовых компаний условия СРП.
Таким образом, основным реципиентом иностранных инвестиций является промышленность, доля которой в совокупном объеме привлеченных ПИИ выросла в 90-х гг. по сравнению с 80-ми гг. на 10%. В 1998 г. на промышленность пришлось 36% иностранных инвестиций, на сектор услуг - 18,6% и на туризм - 4%. Остальная часть приходится на строительство, сельское хозяйство и проекты свободных зон.
Наиболее крупными западными инвесторами в АРЕ являются США, Германия, Франция, Швейцария, Италия и Великобритания. Многочисленные компании из этих стран, а также из Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии, Австралии и других государств активно предлагают свои услуги и капиталы на инвестиционном рынке Египта. Американская «Амоко» и итальянская «Аджип» доминируют на рынке нефтегазовой промышленности, строительства объектов нефтехимии. Французские фирмы, реализующие «Программу Мубарак-Ширак», ведут строительство метро в Каире и Александрии, участвуют в модернизации алюминиевых предприятий, создании системы телекоммуникаций. Немецкие компании по «Программе Мубарак-Коль» осуществляют проекты профтехобразования, являются ведущими фирмами и консультантами при строительстве объектов энергетики. Японские организации участвуют в строительстве объектов инфраструктуры, автосборочных производств, ирригационных сооружений. Даже менее крупные фирмы из Дании, Люксембурга, Голландии, Бельгии, а также из Китая, Индии, Турции и других стран находят свою нишу на инвестиционном рынке Египта.
Значительное место в экономическом развитии АРЕ занимают также инвестиции и из соседних арабских стран, которые выросли с 7,3 млрд. в 1996 г. до 11,3 млрд. ег. ф. в 1997 г. (в 1500 проектах по сравнению с 1314) и в основном направляются в развитие туристического и гостиничного бизнеса. Среди арабских капиталовложений преобладают инвестиции из Саудовской Аравии (36,1%), Кувейта (24%) и ОАЭ (11%).
К факторам, которые благоприятно влияют на инвестиционный климат и повышают интерес потенциальных инвесторов к Египту, можно отнести следующие:
- тенденция к либерализации экономики, поддерживаемая развитыми государствами;
- макроэкономическая стабилизация, рост ВВП в расчете на душу населения, снижение инфляции и бюджетных дефицитов, увеличение внутренних инвестиций, преодоление несбалансированности системы платежей по текущим операциям;
- диверсифицированная структура экономики, относительно крупные размеры внутреннего рынка;
- возможность свободного проведения операций с иностранной валютой, стабильность валютного курса;
- устойчивая внутриполитическая обстановка;
- наличие значительного спроса на капиталовложения, новейшие технологии, современные средства производства. (Так, по оценкам некоторых экспертов, в 1999 г. рынок Египта был способен принять и разместить до 3 млрд. долл.).
Тем не менее, необходимо отметить, что в 90-е гг. наблюдается уменьшение доли Египта в притоке ПИИ в развивающиеся страны. Эта доля сократилась с 18% в 1986 г. до 1,8% в 1998 г.
Отчасти это явление можно объяснить факторами, негативно влияющими на приток инвестиций в АРЕ, среди которых можно выделить следующие: несовершенство налогового и инвестиционного законодательства, сложная таможенная система, низкая покупательная способность египтян, затянутость судебных разбирательств, наличие чрезмерно большого числа государственных структур, занимающихся иностранными партнерами, некомпетентность многих чиновников, работающих в этих ведомствах и др.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на благоприятный в целом инвестиционный климат, в Египте существует целый ряд проблем, решение которых может позволить заметно увеличить приток иностранного капитала из других государств.
Внешняя торговля. В настоящее время наиболее серьезной проблемой внешнеполитических связей Египта является наличие крупного дефицита торговли, составившего в 1999/2000 гг. 11,4 млрд. долл. Покрытие импорта (17,8 млрд. долл.) экспортом (6,4 млрд. долл.) составило всего 36%, что, тем не менее, значительно выше аналогичного показателя за 1998/99 гг. (26,1%).
Как признает в своем обзоре, изданном в январе 1999 г., авторитетный египетский Центр политических и стратегических исследований, на фоне обнадеживающих темпов агрегированных показателей экономического роста «экспортная стратегия», разработанная в рамках программы реформ, потерпела полный провал. Не только не удалось сбалансировать внешнюю торговлю, но ее общий оборот относительно ВВП рос медленнее, чем в других арабских странах, проводящих аналогичные реформы и продвигающихся к намеченному на 2010 г. приему во Всемирную торговую организацию, а также к более тесной интеграции с ЕС. Как сообщается в обзоре, по сравнению с 1980 г. египетский экспорт в стоимостном выражении и неизменных ценах возрос к 1996 г. всего на 16%, при этом в Сирии - почти на 89%, в Марокко - на 97% и в Тунисе - на 147% за тот же период. Подобная картина сохранилась и в дальнейшем.
Если обратиться к другому показателю, отражающему степень вовлечения страны в мирохозяйственные связи (доля египетского экспорта в мировом), то он понизился с 0,1% в 1985 г. до 0,07 в 1995-1996 гг. Не состоялась и увязка между расширением экспортной базы и созданием дееспособного национального частного бизнеса, чья доля в вывозе готовых изделий ныне минимальна.
В структурном отношении на долю нефти и нефтепродуктов в египетском экспорте пришлось 52,6%, что говорит о высокой зависимости торгового баланса страны от мировых цен на энергоносители. А такая зависимость в условиях наблюдаемой нестабильности конъюнктуры мирового рынка нефти и нефтепродуктов серьезно препятствует установлению стабильного внешнего товарооборота и приводит к сокращению золотовалютных резервов, росту внешней задолженности и падению темпа роста экономики.
Другими важнейшими составляющими египетского экспорта являются длинноволокнистый хлопок, х/б пряжа, алюминий, эфирные масла и потребительские товары (одежда, обувь, кожизделия и др.).
Главными статьями египетского импорта являются машины и оборудование, сырьевые товары и продукты питания.
В географическом распределении египетского экспорта и импорта в 1998 г. произошли довольно заметные изменения. В результате увеличения египетского экспорта в арабские страны на 49,9%, а импорта из них - на 26,0%, удельный вес этой группы стран в египетском экспорте возрос до 13,9%, а в импорте - до 4,3%, в то время как доля других африканских и азиатских стран повысилась соответственно до 14,5% и 17,6%.
Тем не менее, главным внешнеторговым контрагентом АРЕ продолжали оставаться США, поставившие в 1997/98 финансовом году своих товаров на 3305 млн. долл. (20% всего египетского импорта) и закупившие их на 1741 млн. долл. (36% египетского экспорта). Также, помимо США, важными контрагентами Египта по импорту являются Германия, Франция, Италия и Япония (Россия замыкает вторую пятерку), а по экспорту: Италия, Германия, Великобритания и Румыния.
Что касается перспектив развития внешнеэкономических связей, то в принятых пятилетнем плане на 1997/98-2001/2002 финансового года и Долгосрочной программе социально-экономического развития АРЕ на период до 2016/2017 финансовый год предусматривается увеличить к этому времени процент покрытия египетского товарного импорта экспортом до 120%. Для этого удельный вес экспорта сельскохозяйственных товаров должен достичь 10% объема производства против 4% в 1999 г., а удельный вес экспорта промышленной продукции в объеме производства - 35% по сравнению с 16% в том же 1999 г.
В качестве потенциальных рынков сбыта египетской продукции в будущем рассматриваются арабские и африканские страны, а также страны Восточной Европы и СНГ. Это во многом связано с тем, что западные страны в последние годы обвинили Египет в демпинговых поставках хлопка, постельных принадлежностей, алюминия и некоторых других товаров.
Внешнеэкономические связи Египта с Россией. До конца 80-х годов АРЕ являлась одним из крупнейших торговых партнеров СССР из числа развивающихся стран. С 1991 года объем торговли с АРЕ резко сократился под воздействием ряда причин. Бывшие республики СССР теперь самостоятельно осуществляют торговлю с АРЕ, и наша статистика, естественно, учитывает только поставки между Россией и Египтом. Нарушены ранее четко функционировавшие транспортные связи между регионами бывшего СССР, большая часть портов Черного моря, на которые прежде были ориентированы грузы в торговле с АРЕ, оказалась на территории Украины, в связи с чем возросли транспортные расходы торговых партнеров, а также степень риска в обеспечении сохранности грузов на территории СНГ.
Низкий уровень товарооборота России с АРЕ во многом объясняется и тем, что торговля осуществляется не по клирингу, а в основном в свободно конвертируемой валюте, ресурсы которой у организаций обеих стран ограничены. Кроме того, в условиях свободной рыночной экономики российские организации слабо заинтересованы в осуществлении операций на бартерной основе или с частичной оплатой товаров и услуг египетскими товарами, которые, как правило, по качеству уступают западным стандартам, а по ценам выше предлагаемых аналогичных изделий из других стран (Турция, Пакистан, страны Юго-Восточной Азии и т.д.).
Тем не менее в настоящее время форма расчетов с частичной оплатой за поставки в АРЕ египетскими товарами все еще остается достаточно распространенной наряду с опл и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.