На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа современные взгляды на функции права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
    Введение                                                                                                  2
    Глава 1. Понятие  права, функций права                                               4
      Естественное право                                                                      5
      Позитивное право                                                                         8
      Психологическая школа права                                                  10
    Глава 2. Понятие  современного права                                                12
    Глава 3. Классификация  функций права                                             16
    Глава 4. Юридические  функции права                                                20
    Глава 5. Социальные функции права                                                   22
    Заключение                                                                                             28
    Список используемой литературы                                                       30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.
     В данной работе я хотел бы рассмотреть понятие права и его функции.
     Понятие «право» является одним из сложных  вопросов в юриспруденции. Для полного  раскрытия феномена права необходимо отметить, что право как социальный феномен и регулятор общественных отношений появляется еще до государства. Поэтому термин «право» ассоциируется  со словами «правда», «справедливость». И такое совпадение не случайно, поскольку основой права является общечеловеческие идеи и ценности справедливости, гуманизма, равенства, свободы.
     В юридической науке термин «функция»  употребляется для характеристики социальной роли государства и права.
      Таким образом, термин «функция» многозначен. Он приемлем для характеристики любых динамических структур, что обусловлено спецификой познавательных задач тех наук, в которых используется этот термин (математика, биология, социология, юриспруденция). Но, так или иначе, в большинстве случаев с функцией связывается направленное избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды.
     Актуальность  этой темы обуславливается тем, что  всегда важно понимать характеристику предмета, его назначение и суть. Теория государства и права - это изучение государства и права, их взаимосвязи и содержания. С помощью выяснения функций права, можно выяснить социальное назначение права. Таким образом, через раскрытие функций норм права мы рассмотрим социальное назначение такой категории теории государства и права, как «право».
      Что же обозначает термин «функция» применительно  к праву? Что такое функция  нормы права, и какие функции  норм права выделяют? На эти и на ряд других вопросов я отвечу в своей курсовой работе: Функции права.
      Целью данной курсовой работы является раскрытие  современных взглядов на функции  права.
      Для достижения поставленной цели был сформулирован  ряд задач:
      - рассмотреть понятие функции  права;
      - охарактеризовать функции права;
      - проанализировать отдельные функции  права;
      - показать проблемы функций права  в современном российском государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие права, функций права.
      Право играет важнейшую роль в обществе, так как устанавливает одинаковые для всех правила поведения, наделяет людей правами и обязанностями, защищает общество от вредных посягательств.
      Понятие права – основная категория правоведения, так как в зависимости от того как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а так же отраслевые понятия  юридических наук.
      Таким образом, выделим несколько понятий  «права»:
Право – это  правила поведения, установленные  и охраняемые государством.
Право – это  система общеобязательных формально  – определенных норм, установленных  и охраняемых государством и регулирующих общественные отношения.
Право – это  совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются государством, выражают волю экономически господствующих классов или народа и выступают  в качестве регуляторов общественных отношений.
     Так же рассмотрим следующие признаки права:
    Общеобязательность (нормы права обязательны для всех);
    Формальная определенность ( нормы права закреплены, в каких либо актах);
    Нормативность ( право представляет собой систему норм, правил поведения);
    Право устанавливается и охраняется государством;
    Регулятор общественных отношений ( право устанавливает права, обязанности и запреты для граждан и юридических лиц, а так же устанавливает наказания для тех, кто нарушает нормы права).
   Под функциями  права понимаются основные направления  воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей. Право, прежде всего, выполняет регулятивную и охранительную функцию.
         Регулятивная  функция – появляется в способности  воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами.
         Охранительная функция – призвана охранять положительные  общественно полезные отношения  и вытеснять вредные.
         Существуют  и другие функции права:
      Политическая  функция – право является регулятором, организующим политическую систему  общества, устанавливает правила  взаимоотношений между ветвями  власти и государственными организациями.
      Воспитательная  функция – формирует политика – правовую культуру и политика – правовое сознание, воспитывает  граждан в целях соблюдения закона.
      Теоретическая функция – выражается в ее способности  описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.
      Методологическая  функция – оказывает прямое влияние  на процесс исследования путей и  способов познания предмета права.
      Идеологическая  функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось  как общественное отношение или  как правовое отношение.
    1.1 Естественное право.
     Естественное  право – это совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или не признания их в конкретном государстве. Естественное право, одно из широко распространенных понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Естественное право выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений. В концепциях апологетического плана этот строй, и действующее право объявлялись соответствующими естественному праву и естественной справедливости. В концепциях, требовавших социальных преобразований, существующий порядок отношений и право объявлялось несоответствующим естественному праву и справедливости. За многовековое существование естественного права его содержание варьировалось в зависимости от исторических условий, а так же социально – политических позиций его выразителей. Ф. Энгельс отмечал, что естественное право и естественная справедливость представляют собой «… идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны».
     Идея  естественного права развивалась  уже в древности, особенно в античном мире; она использовалась греческими софистами. Римские юристы на ряду с  гражданским правом и правом народов  выделяли естественное право (jus natural), как отражение законов природы и естественного порядка вещей.
     Цицерон утверждал, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как  закон.
     В середине века естественное право носило по преимуществу геологическую форму, являясь составной частью религиозных  учений. И в современный период идея естественного права остается составной частью официальной теологической и политической доктрины католической церкви.
     Свое  наивысшее социальное звучание идея естественного права получила в 17 – 18 вв. в качестве основного идеологического  орудия борьбы прогрессивных сил  общества с феодальным строем. Идеологи    Просвещения – Дж. Локк, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, А. Н. Радищев и другие широко использовали идею естественного права для  критики феодальных порядков, как  противоречащих естественной справедливости. В этих концепциях естественное право  выступало в качестве неизменных принципов природы человека и  его разума, которые должны быть выражены в действующих законах, что повлечет замену правления людей (т.е. абсолютизма) правлением законов.
     Идеи  естественного права нашли отражение  во французской Декларации прав человека и гражданина (1789) и других актах. В тот же период (17 – 18 вв.) активизировались попытки оправдания при помощи естественного права феодально –абсолютийских режимов.
     С упрочнением капиталистического строя буржуазные идеологи 19 в. отказались от естественного права, объявив буржуазный строй единственно возможным и справедливым, не нуждающимся в надзаконных критериях. Особенно решительно против идеи естественного права выступает позитивизм.
     В 20 в. происходит процесс возрождения  естественного права. Это связано  с тем, что переход капитализма, а монополистическую, а затем и государственно – монополистическую стадию потребовал переоценки ряда правовых институтов, в том числе и при помощи естественного права, а рост сознательности трудящихся заставил буржуазных идеологов искать популярные лозунги, которые можно было бы обратить против социалистических идей. Теория естественного права оказалась удобной для этих целей. После второй мировой войны 1939 – 1945 года в Западной Германии, Италии и некоторых других странах естественное право использовалось, с одной стороны, для отмежевания от фашисткой идеологии, а с другой стороны – для того, чтобы воспрепятствовать далеко идущим социально – политическим реформам. «Возрожденное естественное право» испытывает сильное влияние клерикализма, а также придает понятию естественное право прагматический характер.
     1.2 Позитивное право.      
      Позитивное  право – это право, действующее  в данный момент.
      Исторически понятие позитивного права сложилось  благодаря школе естественного  права, по концепции которой действующее  право  каждой страны, изменяющееся по воле законодателя в связи с  переменами в жизни общества, противопоставлялось  естественному праву – общему для всех народов, вечному и неизменному, определяемому якобы самой природой человека. Термин «позитивное право» применяется в науки для характеристики действующих правовых норм и их отграничения от норм, отмененных или фактически потерявших силу, а также от представлений о нормах, еще не принятых, но желательных в будущем. В этом смысле для обозначения позитивного права иногда используют термин «de lege lata» (по действующему закону), если же данный вопрос действующим правом не решен, но его решение желательно, употребляют выражение «de lege ferenda» (по будущему, предполагаемому закону).
      То, что принято называть позитивным правом, фактически представляет собой  неопределенное множество различных  официальных документов, в которых  содержится разного рода общеобязательные положения. Эти положения текстуально  выражаются в виде статей, параграфов, пунктов, частей, разделов того или  иного официального документа общего характера или в виде конкретного судебного решения и т. д.
      Весь  этот фактический материал сам по себе – без его научно – юридического осмысления, без его докторальной трактовки – носит, как и все фактическое, весьма хаотичный, неопределенный, фрагментарный характер.
      Одна  из основных задач юриспруденции  в целом и правовой доктрины в  особенности состоит в научной  разработке, упорядочении и систематизации этого фактического официального материала  в качестве определенным образом  согласованного единства и целостности  различных явлений, которые в  своей совокупности именуются «позитивным  правом».
      Для рационального упорядочения этого  официального материала и придания ему системного единства логически  необходимо, чтобы и искомая система  в целом, и ее составные элементы строились по одной и той же регулятивной модели, имели одну и  ту же регулятивно значимую структуру. Такой единой регулятивной моделью, согласно доктрине и догме права, является норма права. Причем норма права как доктринальная юридико-логическая конструкция представляет собой такую систему, внутренняя структура которой состоит из трех взаимосвязанных регулятивно значимых компонентов – диспозиции, гипотезы и санкции.
      На  основе такого юридико-логического  понимания нормы права доктрина права трактует весь официальный  материал общеобязательного характера  как определенное системно – регулятивное целое, как право, представляющее собой  систему норм права.
      Трактовка права как системы норм права, по существу, означает и вообще логически  допустима лишь при условии, что, прежде всего само право в целом  мыслится как единая норма права  и именно как позитивно-правовая норма. Понимание права в целом  как единой позитивно-правовой нормы логически предшествует пониманию отдельной нормы права в качестве системного элемента права. Понятие права в целом как единой нормы права составляет юридико-логическую основу понимания права как системы.
1.3 Психологическая  школа права.
      Психологическая теория права возникла в середине 19 в. широкое распространение получила в конце 19 первой половине 20 в. Ее наиболее крупный представитель русский  государствовед и правовед Л. Петражицкий (1867 – 1931 гг.).
      Суть  данной теории состоит в утверждении  психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а так же в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что право есть следствие психологических закономерностей развития человека.
      Суть  психологической теории заключается  в том, что она пытается объяснить  возникновение правовых явлений  и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями  людей.  Какие это переживания  и потребности? Это потребность  властвования у одних и потребность  подчинения у других. Это осознание  необходимости потребность повиновения  определенным лицам в обществе. Потребность  следовать их указаниям.
      В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (интуитивное) и позитивное. Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.
      По  Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественную функцию. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.
      Несмотря  на известную теоретическую сложность  и «замкнутость» на психологической  стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Понятие современного права.
     Право – это система общеобязательных формально-определенных норм, установленных  и охраняемых государством и регулирующих общественные отношения.
     Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая  наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают  праву качество государственного регулятора общественных отношений:
А) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера;
Б) неразрывная  связь с государством, так как  нормы права исходят от государства  и охраняются в необходимых случаях  его принудительной силой;
      Сущность  права ведется в «обеспечении»  или «разграничении» жизненных  интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного  порядка общественной жизни. Имеются  и другие научные взгляды на сущность права.
      Новый подход к праву состоит в попытке  установить различие между правом как  объективном явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового  закона.
      Такой тип правопонимания исходит из того, что право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права как объективного мерила человеческой свободы. Последнее подтверждают примеры недавней истории: фашистская Германия, сталинский период в Советском государстве, расистские режимы в странах Африки. Несмотря на обилие законов, нормативных предписаний исполнительной власти в этих странах, нельзя даже с приблизительной вероятностью говорить об их правовом характере. Это были антиправные законы, не имеющие не чего общего с правом, справедливостью, свободой человека.
      Концепция современного правопонимания исходит  из естественно-правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в  праве специфический принцип  регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений (морального, религиозного, уравнительного, властно-приказного). В рамках историко-матереалистической концепции права таким специфическим принципом признается принцип формального равенства. Правовое равенство означает формальную независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Право – это всеобщий масштаб и равная мера свободы. Конечно, объем и конкретное содержание правового равенства изменялось: от деления на свободных и рабов до всеобщего формального равенства для всех; но главное, же состоит в том, что принцип равенства заложен в самой природе права и выражает присущую ему справедливость.
      Принцип правового равенства, безусловно, является абстрактным выражением справедливости, о чем писали основоположники  марксизма-ленинизма. Однако наличие  в нем именно правовых начал объективно позволяет обеспечивать равные возможности  людей в сфере правового регулирования, утверждать равное для всех значение справедливости, осекая произвол в  общественной жизни. Если же всеобщее и равное для всех значение справедливости подменяется какими-либо частными эгоистическими интересами, происходит разрыв границ между правом и произволом. В таком случае закон, как форма выражения права, лишается правового смысла и соответствующего критерия справедливости. В силу только лишь властной принудительности закон начинает выдаваться за исходное выражение того, что есть право и справедливость.
      Смысл различения права и закона обусловлен двумя взамосвязаными факторами:
    Необходимостью разграничения и противопоставления права и произвола;
    Необходимостью установления соответствия закона объективным требованиям права.
    Представители же традиционного правопонимания, отождествляющие  право и закон, считают, что право  есть продукт влостно-принудительного  нормотворчества. При таком понимании права последние обязательно лишь для подвластных. Сама же законодательная власть в своей деятельности руководствуется только процедурными нормами.  Провозглашая идею господства закона и законности, сторонники традиционного правопонимания не учитывают главного: объективного критерия правомерности и справедливости этих законов и законности, соответствия их требованиям права, отличие их от произвола властей и несвободы подвластных.
          Правовой  закон характеризуется следующими признаками:
    Правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей.
    Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства.
    Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных).
    Правовой закон – это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержание права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества.
    Правовой закон – антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.
      Таким образом, заслуга представителей современного правопонимания состоит в том, что  они формальные признаки права и  те объективные факторы, которые  придают праву качество справедливого  регулятора общественных отношений, обеспечивающего  всеобщий масштаб и равную меру свободы  для всех, кто находится в сфере  правового регулирования. Современные  исследователи права наполнили  идеи Руссо, Монтескье, Локка, Гегеля, Маркса, Кельзена и других своих предшественников новым содержанием, которое соответствует  более совершенному уровню развития общества и государства, высказали  собственное видение этой непреходящей научной проблемы.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 3. Классификация функций права.
      Функции права – это основные направления  его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Это  такие направления его воздействия  на общественные отношения, потребности, в осуществлении которых, порождают  необходимость существования права  как социального явления.
      Социальное  назначение права конкретизируется в его функциях.
      Функции права – это определяемые его  сущностью и социальным назначением  основные направления воздействия  права на поведение людей, общественные отношения.
      Функции права имеют свои особенности, а  именно:
    Определяют назначение права в обществе.
    Определяют основные направления воздействия на общественные отношения.
    Определяют сущность, главные черты права.
    Отличаются динамизмом.
    Но при этом относительно постоянны.
    Условно можно  выделить два критерия, которые лежат  в основе классификации права:
      Это внешние, в соответствии с которыми выделяют социальные функции права:
- экономическую  (право упорядочивает производственные  отношения, закрепляет формы собственности  и иное);
- политическую (регламентирует политические отношения,  регулирует деятельность субъектов  политической системы и прочее);
-ценностную (ценностно-ориентационную). Воздействие состоит в том,  что в праве содержится, выражается определенная система ценностей. Право аккумулирует ценности, принятые в данном обществе. У каждого человека складывается своя система ценностей и когда человек сталкивается с правом, то эти две системы взаимодействуют. При этом право ориентирует людей на общепринятые ценности, закрепленные в нем. Право побуждает людей строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями, направляет их поведение на достижение и признание этих ценностей. Также работают иные социальные институты (религия, например, тоже отражает свою систему ценностей).
- воспитательную (отражает определенную идеологию,  оказывает специфическое педагогическое  воздействие на лиц).
- коммуникативную  (обеспечивает связь между объектами  и субъектами управления).
- информационную. Право представляет собой определенную  информацию – о правовом и  внеправовом, законном и незаконном, правомерным и не правомерным,  о содержание неких правовых  категориях и тому подобное. Воздействие  состоит в том, что право  доносит эту информацию до  человека, через определенные источники  – законы, постановления, указы  и иное. Люди получают информацию  о социальных возможностях того  или иного поведения, что помогает  им достигать поставленных целей  в рамках существующего правопорядка.
- культурно-историческая  функция. Право как явление  национальной и мировой культуры  в присущей ему нормативной  форме аккумулирует духовные  ценности и достижения народа, человечества: права человека, демократию, моральные устои общества, социальную справедливость;
     2) внутренние, которые вытекают из  самой природы права. Это регулятивная  и охранительная функции.  
     Регулятивная  функция права – это обусловленное  социальным назначением направление  правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, представлении субъективных прав и  возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях  закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам  общества, государства, личности. Суть регулятивной функции заключается  в главном назначении социального  права – регулировать общественные отношения:
    Фиксировать субъективный состав правовых отношений;
    Определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий;
    Формировать права и обязанности субъектов правоотношений.
    В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие и обязывающие юридические нормы.
    Охранительная функция – это обусловленное  социальным назначением направление  правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и личных отношений, их неприкосновенности, установлении мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. В содержание охранительной функции вкладывается понятие такого правового воздействия, которое направлено на охрану общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. Задача охранительной функции права: вытеснить, устранить из жизни общества все то, что мешает его нормальному развитию. Правовые средства: запреты, санкции норм права, юридическая ответственность. В основе охранительной функции права находятся главным образом запрещающие правовые нормы. Содержание охранительной функции включает установление санкций и составов деяния, образующих основания для юридической ответственности.
          Разграничение охранительных и регулятивных функций  права имеет определенную теоретическую  условность. Все функции права  реализуют основное социальное назначение права – упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость, независимость от внешних  негативных влияний. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 4. Юридические функции права.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.