На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Педагогическое руководство и самоуправление в ученическом коллективе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Содержание 

   Введение 

1.Педагогическое управление ученическим коллективом 

      Педагогическое  руководство коллективом
      Педагогическая характеристика коллектива
 
    Ученическое самоуправление в системе воспитательной работы
 
      Сущность  ученического самоуправления
      Принципы построения и развития ученического самоуправления
      Основные модели организации ученического самоуправления
      Создание и развитие самоуправления в ученическом коллективе
 
Заключение 

Список  использованной литературы  

Приложение  А 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.Педагогическое управление ученическим коллективом 

      Педагогическое  руководство коллективом
 
   Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В школьных коллективах  процессы развиваются так интенсивно и быстро,  что даже специалисты  не успевают  за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим  – процесс развития коллектива отнюдь не стихийным, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит  от того, в какой мере исследованы  закономерности его развития, насколько  правильно воспитатель диагностирует  ситуацию и выбирает средства педагогического  воздействия.
   Управлять ученическим коллективом – это, значит, управлять процессом его  функционирования, использовать коллектив  в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом  осуществляется как два взаимосвязанных  и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом  коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию  воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого  отдельного ученика (А.Т. Куракин).
   Важнейшие условия оптимизации – интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая  интеграция  достигается путём: 1) использование комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни; 3) создание таких ситуаций в жизни  коллектива, которые способствуют его  положительному влиянию на отдельных  членов; 4) расширение функций  ученического самоуправления; 5) объединение усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.[1,c17]
   Важнейшими  признаками коллектива являются сплочённость, общая организация деятельности, высокая личная ответственность  за результаты совместных усилий. Педагогически  эффективный ученический коллектив, кроме названных признаков, обладает и другими очень важными особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения  между членами коллектива. В хорошо организованных коллективах проявляются  взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.
   Развитие  коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом  и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Однако эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации. В результате разрешения противоречий возникают некоторые объективные условия (сформировавшееся общественное мнение, общая доброжелательная атмосфера, развитие чувства «мы – коллектив» и др.) для развития и проявления творческой индивидуальности, активно используются знания и опыт каждого ребенка в жизнедеятельности коллектива, что очень ценно для обоих субъектов взаимодействия: как индивида, так и коллектива.
   Управление  ученическим коллективом – это  управление процессом его развития, использование возможностей коллектива для воспитания школьников. Анализ работ И.П. Иванова, Ф.Я. Шапиро, Ю.М. Цейтлина, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой  и др., позволяет сформулировать следующие правила педагогического  управления процессом воспитания в  коллективе. [2 c.31]
   1. Зависимость стиля педагогического  руководства от степени развития  ученического коллектива. На первой  стадии формирования коллектива  отношения «учитель – ученики»  имеют субъект-объектный характер, по мере развития коллектива  ученики становятся более активными,  отношения между педагогом и  воспитанниками постепенно приобретают  субъект-субъектный, сотрудничающий  характер.
   2. Всестороннее воздействие на  коллектив. На коллектив оказывается  воздействие не только самим  воспитателем (классным руководителем), но и его коллегами, другими  коллективами, общественностью, семьями  учащихся.
   3. Внимание личностным потребностям  членов коллектива. Личность не  должна цениться ниже интересов  коллектива.
   4. Сочетание контроля (педагогом) и  самоконтроля (активом и членами  коллектива) в коллективе.
   5. Сочетание руководства со следованием  естественным потребностям воспитанников. («Не подавлять, а направлять!»).
   6. Формирование общих взглядов, интересов,  переживаний. В коллективе каждым  воспитанником должен актуализироваться  не только свой опыт, но и  опыт товарищей. 
   7.     Слияние персональных (межличностных)  отношений (отношений друг к  другу) с отношениями партнёрскими (к совместной деятельности) и  мотивационными (к предмету деятельности) в дружеское единение членов  коллектива. («Я охотно берусь  за это дело, потому что со  вместе мной им заняты мои  лучшие друзья».)
   8. Избегание формализма. Дело не  должно быть «для галочки», «потому  что так надо непонятно, кому  и для чего». Оно должно быть  осознано воспитанниками как  личностно и общественно значимое.
   9. Учёт и контроль факторов, определяющих  положение личности в коллективе. Для этого педагогу необходимо  постоянно изучать коллектив  и личность воспитанников. 
   10. Гибкость и своевременность разрешения  конфликтов внутри коллектива. Педагог  должен обеспечить всем чувство  защищённости, не допустить появления  в коллективе «изгоев», «людей  второго сорта», «козлов отпущения».
   11. Постоянные и временные поручения  внутри коллектива.
   12. Учёба актива. Актив необходимо  готовить к соуправлению коллективом,  учить, как осуществлять планирование  и анализ, как создать идею  и разработать проект, как сделать  деятельность привлекательной для  членов коллектива и т.д. 
   13. Коллективные планирование, выбор  и анализ деятельности.
   14. Смена характера деятельности. Деятельность  не должнанадоедать. Если она  превращается в скучную рутину, необходимо либо по-другому распределить  поручения внутри коллектива, либо  освоить новый вид деятельности, либо придать знакомой деятельность  новую направленность (умножить  её количественно, направить на  новые объекты).[3 c.56] 
 
 

   1.2 Педагогическая характеристика  коллектива
  
       Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
   Развитие  и формирование личности можно успешно  осуществлять только в коллективе и  через коллектив, что является одной  из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих  положения.
   Первое  из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
   Второе  положение связано с тем, что  воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого  воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство  нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив  и умело использовать его для  разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. [1 c.31]
   Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский  означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование  между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском  объединении можно выделить отношения  деловые и отношения личные. Деловые  отношения основываются на совместной деятельности по решению социально- значимых задач, на соблюдении установленных  в том или ином объединении  организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения  основаны на личных привязанностях, симпатиях  и антипатиях и охватывают главным  образом сферу узколичной деятельности.
   Личные  отношения могут существовать параллельно  с деловыми отношениями. Деловые  отношения также не исключают  личных симпатий.
   Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых  отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и  всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые  симпатии и антипатии, считаются  антиподом коллектива и коллективизма.[2 c.52,56]
   Детально  определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который  потому и организм, что он имеет  органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого  нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”. [8 c.229]
   Таким образом, воспитательный коллектив- это  такое объединение учащихся, жизнь  и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют  органы самоуправления, а межличностные  отношения характеризуются высокой  организованностью, ответственной  зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений  и интересов, что обеспечивает свободу  и защищенность каждой личности.
   Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается  отношение коллектива к предъявляемым  педагогическим требованиям.
   Первая  стадия в развитии коллектива характеризуется  тем, что в качестве сплачивающего  средства выступают требования педагога к учащимся. “Требование, высказанное  в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.
   Вторая  стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли  первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые  сознательно хотят поддерживать дисциплину.
   И наконец, третья стадия развития этого  требования, когда требует коллектив. Это- тот результат, который вознаграждает  вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда  коллектив сбился в известном  тоне и стиле, работа воспитателя  становится математически точной, организованной работой” [8 c.152].
   В школе обычно все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация  и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.
   В общешкольный коллектив входят первичные  коллективы (классы). Для выполнения работ на непродолжительное время  могут создаваться временные  коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности и  т.д.).
   В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления (ученический комитет, старосты в классах и т.д.).
   Эти органы в ученических коллективах  принято считать формальными. Кроме  этих формальных структур в коллективах  существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и  не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение.
   Если  формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных групп лежат  отношения психологические- личная симпатия и антипатия, узкогрупповые  интересы и стремления.
   А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие педагоги подчеркивали, что в органы самоуправления коллектива должны входить авторитетные и уважаемые школьники. Появление  так называемого неформального  лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие  не соблюдается.
   Методика  создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во- первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во- вторых, необходимо организовывать и стимулировать  эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный  коллектив.
   В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная  и разнообразная внеклассная  работа, трудовая, общественная и культурно- массовая деятельность учащихся.
   В процессе организации деятельности нужно применять специальную  методику, направленную на создание и  воспитание сплоченного коллектива.
   Педагогическую  основу этой методики составляют:
   умелое  предъявление требований к учащимся;
   воспитание  ученического актива;
   организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно- эстетической и спортивно- оздоровительной деятельности;
   формирование  здорового общественного мнения;
   создание  и развитие положительных традиций коллективной жизни.
   Успешность  протекания в коллективе воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Создание коллектива нужно начинать с умелого  предъявления педагогических требований к воспитанникам. Правильное предъявление педагогических требований в самом  начале воспитательной работы со школьниками  организует их поведение, способствует улучшению их работы и таким образом  вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и  единства стремлений. Так закладываются  основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.
   Для того, чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности  и принципиальности.
   Развитие  коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А.С.Макаренко  сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что  коллектив должен постоянно двигаться  вперед, добиваться все новых  и  новых успехов и оказывать  все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Вот почему в системе коллективного воспитания большое значение имеет организация перспективных устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей и увлекательных перспектив.
   В условиях школы перед учащимися  может выдвигаться большое разнообразие перспектив. Прежде всего они должны охватывать учебную работу учащихся. В качестве перспектив в системе  учебной работы могут выступать  подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад и т.д.
   Большое значение имеет положение о том, что перспективы в школе должны носить не только празднично- красочный, но главным образом деловой характер.[4 c.78]
   Существенным  фактором развития зрелости коллектива является формирование здорового общественного  мнения. Благодаря здоровому общественному  мнению в коллективе реализуется  положение А.С.Макаренко о педагогике “параллельного действия”. Суть его  заключается в том, что при  наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает  воспитательное влияние на отдельных  его членов и, наоборот, воздействие  на отдельного ученика влияет на весь коллектив. Иначе говоря, достигается  такая зрелость коллектива, когда  он по- настоящему выступает как  субъект воспитания, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых  интересах. Коллектив начинает функционировать  как хорошо организованная и социально-здоровая ячейка нашего общества.
   В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, -говорил  А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать  традиции, сохранить их- чрезвычайно  важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой, и  лучшие школы, которые я наблюдал...- это школы, которые накопили традиции”[ 5 c.49].
   Большое значение в воспитании придавал традициям  и В.А.Сухомлинский.
   Для воспитания коллектива нужны как  тожественно- праздничные традиции, так и будничные, побуждающие  учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.
   Традиции  развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы  деятельности трудящихся, что оказывает  на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддерживает чувство гордости за свой коллектив.
   При правильной и целенаправленной организации  воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового  общественного мнения в нем формируется  определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма  у трудящихся. Наиболее существенными  психологическими и нравственными  чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство  собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости  и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:
   -организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,
   -нравственно- воспитательная и личностно- развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся,
   -стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Ученическое самоуправлениев системе  воспитательной работы 

   2.1Сущность  ученического самоуправления 

   Управление  любым процессом призвано выполнять  следующие основные функции: анализ ситуации и результатов деятельности, целеполагание, планирование и организация  деятельности, контроль и регулирование  управляемого процесса.
   Под самоуправлением вообще понимается процесс осуществления управленческих функций «изнутри» коллектива. Однако по отношению к ученическому самоуправлению это не совсем точно. Фактически ученическое  самоуправление – это соуправление, при котором управленческие функции  осуществляются совместно школьниками  и педагогами. Таким образом, при  ученическом самоуправлении хотя бы некоторые из управленческих функций (анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование) осуществляются «изнутри» ученического коллектива (лидером, активом, общим  собранием).
   С. А. Шмаков отмечает, что самоуправление в детском коллективе подразумевает  реализацию на практике следующих прав детей:
   - право самим воспитанником планировать  деятельность;
   - право самим реализовывать свои  планы;
   - право регулярно обсуждать и  самостоятельно оценивать результаты  деятельности;
   - право самим выбирать лидеров  и давать поручения друг другу;
   - право критики в любой адрес.
   Участие детей в самоуправлении – это  своеобразная школа приобретения социального  опыта. Участие в самоуправлении способствует социализации личности школьников:
   - повышает социальную активность;
   - развивает самостоятельность, инициативу, творчество, ответственность;
   - формирует навыки коллективного  взаимодействия: лидерства, поиска  согласия в группе, выработки  коллективных целей и путей  их достижения, чёткого выполнения  своей части общего дела, анализа  и самоанализа;
   - способствует формированию гуманных  отношений, терпимости к чужому  мнению, адекватной самооценки и  оценки окружающих;
   - способствует формированию бережного  отношения к общественному достоянию;
   - создаёт условия для приобретения  опыта общественно полезной деятельности.
   Ученическое самоуправление придаёт педагогическому  общению сотрудничающий характер, помогает педагогу в работе, а именно:
   - повышает интерес к школе, активизирует  инициативу и творчество (ученик  чувствует свою значимость, поскольку  его мнение и деятельность  общественно важны, способны заметно  повлиять на школьную жизнь);
   - укрепляет положительные эмоциональные  связи в ученическом коллективе, а также между педагогом и  учениками, улучшает взаимопонимание  между детьми и взрослыми в  школе;
   - «включает» психологические механизмы  самовоспитания и взаимовоспитания (воспитанник даёт себе установку  «я должен стать лучше», потому  что не только педагог, но  и товарищи оценивают его, руководствуясь  одинаковыми (или очень похожими) критериями);
   - расширяет возможности организации  обучения и воспитания в коллективе (деятельность планирует, организует, контролирует и анализирует не  только педагог, но и каждый  член коллектива);
   - повышает интерес педагога к  своей работе (педагог лучше узнаёт  своих учеников, стремится сделать  их пребывание в школе интересней  и полезней, его отношения с  учащимися приобретают более  доверительный характер, он получает  больше возможностей получить  удовлетворение от работы).
   Кроме перечисленных выше воспитательно-организационных  возможностей, самоуправление обеспечивает саморазвитие ученического коллектива, выполняя следующие функции:
   - самоактивизация (вовлечение в  самоуправление всё большего  числа учащихся, привлечение всего  коллектива к решению управленческих  проблем, включение в управление  новой деятельностью);
   - организационное саморегулирование  (способность коллектива из-менять  свою структуру для более успешного  решения организационных задач);
   - коллективный самоконтроль (постоянный  анализ органами само-управления  и отдельными организаторами  своей деятельности и поиск  более эффективных задач и  путей их решения)[3c.63,65]. 

   2.2 Принципы построения и развития  ученического самоуправления 

   Ученическое самоуправление занимает важное место  в современных концепциях внутришкольного  управления. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков  и Н. П. Капустин формулируют следующие  принципы построения и развития школьного  самоуправления2:
   1. Принцип педагогического руководства  применительно к практике означает, что ученическое самоуправление  формируется и развивается, если  им руководит педагог.
   2. Принцип предметной деятельности. Орган ученического самоуправления  создаётся для конкретной деятельности, если нет осуществляемой им  деятельности, фактически нет и  органа самоуправления (или он  есть только «на бумаге»).
   3. Принцип единого планирования  означает, что планирование и  исполнение работы осуществляется  самим органом самоуправления. План  должен составляться при активном  участии учеников, а не даваться  им педагогом в готовом виде.
   4. Принцип выборности и составленности  органов ученического самоуправления. В органах самоуправления есть  некоторые выборные должности,  каждая из которых связана  с выполнением определённых обязанностей. Суть принципа в том, что  в одни органы члены ученического  коллектива избираются, а в другие  – входят согласно положению  о структуре и функциях органов  самоуправления. Например, формальный  лидер избирается голосованием  всех членов ученического коллектива, руководители инициативных групп  избираются членами своих групп  и автоматически входят в совет  класса как заместители лидера  по тем или иным вопросам.
   5. Принцип сменяемости руководства  и подчинения, а также видов  деятельности. Соблюдение этого  принципа позволяет каждому члену  ученического коллектива приобретать  разнообразный социальный опыт, а педагогу – преодолеть «детский  бюрократизм» (ситуацию, когда одни  и те же ученики по несколько  лет занимают в классе одни  и те же выборные должности,  фактически не привнося в коллективную  деятельность ничего своего).
   6. Принцип построения власти снизу  вверх. Самоуправление должно  строиться не сверху, а от основания  «пирамиды власти»: отвечать потребностям  и возможностям учащихся, опираться  на имеющийся у них опыт, вовлекать  в интересную и полезную для  всех деятельность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.