На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этикет делового человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ВолгГТУ) 
 
 
 
 
 
 

Реферат
по этике.
Тема: «Этикет  делового человека». 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр. ЭЗБ 191-с
Щеколдина Т.С. 

Проверил: преподаватель
Жаворонкова О.М. 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2011г. 

СОДЕРЖАНИЕ
    Введение……………………………………………………….………………. стр. 2
    Общие сведения об этической культуре……………………………………... стр. 3
    Деловой этикет …………………...………………………………………….... стр. 6
    Внешний вид делового человека. Жесты и движения…………………….... стр. 9
    Деловая переписка………………………………………………………….... стр. 13
    Культура телефонного общения…………………………………………….. стр. 16
    Деловая беседа……………………………………………………………….. стр. 19
    Визитная карточка в деловой жизни………………………………………... стр. 21
    Заключение…………………………………………………………………… стр. 23
    Список  литературы………………………...   ………………………………. стр. 24
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1
    ВВЕДЕНИЕ
     Кто же создал правила человеческого поведения? Почему одно поведение одобряется обществом, а другое - осуждается? На эти вопросы отвечает этика. Этика - это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности).
     Как известно, человек в течение  жизни вступает в деловые отношения  с другими людьми. Одним из  регуляторов этих отношений является  мораль, в которой выражены наши  представления о добре и зле,  о справедливости и несправедливости. Если же он не учитывает  моральные нормы в общении  или искажает их содержание, то  общение становится невозможным  или вызывает трудности.
     Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет и к чему надо стремиться. Человек может сделать общение эффективным, достичь определенных целей, если он правильно понимает моральные нормы и опирается на них в деловых отношениях. Одно из первых в истории правил нравственности формулируется так: «поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях.
     Мораль учит нас делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо людям, которые находятся рядом.
     Актуальность данной темы не вызывает сомнения, в связи с отсутствием в современной России государственной идеологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.
     Первоначально термины «этика» и «мораль» совпадали. Но позже, с развитием науки и общественного сознания, за ними закрепилось различное содержание.
     Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в личных, семейных и международных отношениях.
     Термин «этика» происходит от  греческого слова «ethos» («этос») - обычай, нрав. Термин «этика» был  введен Аристотелем (384-322 гг. до  н.э.) для обозначения учения о  нравственности, причем этика считалась  «практической философией», которая  должна дать ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы  совершать правильные, нравственные  поступки?»
     Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг».
     «Добро» и «зло» - показатели нравственного поведения, именно через их призму происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Этика рассматривает «добро» как объективное моральное значение поступка. Оно объединяет совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал, образец для подражания. «Добро» может выступать как добродетель, т.е. являться моральным качеством личности. «Добру» противостоит «зло», между этими категориями с основания мира идет борьба. Часто мораль отождествляется с добром, с положительным поведением, а зло рассматривается как аморальность и безнравственность. Добро и зло - противоположности, которые не могут существовать друг без друга, как свет не может существовать без тьмы, верх без низа, день без ночи, но они, тем не менее, не равнозначны.
Действовать в соответствии с моралью - значит выбирать между добром и злом. Человек стремится построить свою жизнь таким образом, чтобы уменьшить зло и умножить добро. Другие важнейшие категории морали - долг и ответственность - не могут быть правильно поняты и тем более не могут стать важными принципами в поведении человека, если он не осознал сложность и трудность борьбы за добро.
     Нормы морали получают свое идейное выражение в заповедях и принципах о том,
      3
как должно себя вести. Одно из первых в истории  правил нравственности формулируется  так: «поступай по отношению к  другим так, как бы ты хотел бы, чтобы  они поступали по отношению к  тебе». Это правило появилось  в VI-V вв. до н. э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах - Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Впоследствии оно стало именоваться «золотым», так как ему придавалось большое значение. В наши дни оно также остается актуальным, и всегда надо помнить, что человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях. Потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других и составляет основу морали и нравственности.
     Нравственная жизнь человека и общества разделяется на два уровня: с одной стороны, то, что есть: сущее, нравы, фактическое повседневное поведение; с другой стороны, то, что должно быть: должное, идеальный образец поведения.
     Нередко в деловых отношениях мы сталкиваемся с противоречиями между сущим и должным. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, как говорят, должным образом, с другой - желает удовлетворить свои потребности, реализация которых часто связана с нарушением нравственных норм. Эта борьба между идеальным и практическим расчетом создает конфликт внутри человека, который острее всего проявляется в этике деловых отношений, в деловом общении. Поскольку этика делового общения является частным случаем этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики, то под этикой делового общения понимается совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение и отношения людей в профессиональной деятельности. Поэтому при изучении курса «Деловая культура и психология общения» мы будем говорить о том, как должно поступать в деловых отношениях, для того чтобы вы об этом знали, постарались принять и действовали соответственно.
     Нормы и правила поведения, действующие в обществе, предписывают человеку служить обществу, согласовывать личные и общественные интересы. Моральные нормы опираются на традиции и обычаи, а мораль учит нас делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо людям, которые находятся рядом.
     Одним из основных элементов культуры делового общения является нравственное  

4
поведение людей. Оно опирается на общечеловеческие моральные принципы и нормы - уважение человеческого достоинства, честь, благородство, совесть, чувство долга и другие.
     Совесть - это моральное осознание человеком своих действий, благодаря чему мы контролируем свои поступки и даем оценку своим действиям. Совесть самым тесным образом связана с долгом. Долг - это осознание добросовестного исполнения своих обязанностей (гражданских и служебных). Например, при нарушении долга, благодаря совести, человек несет ответственность не только перед другими, но и перед собой. Для морального облика человека огромное значение имеет честь, которая выражается в признании моральных заслуг человека, в репутации. Честь офицера, честь бизнесмена, рыцарская честь - именно она требует от человека поддерживать репутацию социальной или профессиональной группы, к которой он принадлежит. Честь обязывает человека добросовестно трудиться, быть правдивым, справедливым, признавать свои ошибки, быть требовательным к себе.
     Достоинство выражается в самоуважении, в осознании значимости своей личности; оно не позволяет человеку унижаться, льстить и угодничать ради своей выгоды. Однако чрезмерное чувство собственного достоинства не очень украшает человека. Способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью. Человеку, который чего-то стоит, нет нужды выставлять напоказ свои достоинства, набивать себе цену, внушать окружающим представление о собственной незаменимости.
     Неотъемлемой частью культуры делового общения является благородство. Благородный человек верен своему слову, если даже оно дано врагу. Он не позволит грубость по отношению к малоприятным для него людям, не будет злословить о них в их отсутствии. Благородство не требует огласки и благодарности за помощь и сочувствие. 
 
 
 
 
 

5
    ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ.
     Приличие - это наименее важный  из всех законов общества и  наиболее чтимый. Ф.Ларошфуко (1613-1680), французский писатель-моралист.
     Деловой этикет - это свод правил  поведения в деловых, служебных  отношениях. Он является важнейшей  стороной морали профессионального  поведения делового человека.
     Хотя этикет и предполагает  установление лишь внешних форм  поведения, но без внутренней  культуры, без соблюдения этических  норм не могут сложиться настоящие  деловые отношения. Джен Ягер  в своей книге «Деловой этикет»  отмечает, что каждая проблема, связанная  с этикетом, начиная от хвастовства  и кончая обменом подарками,  должна решаться в свете этических  норм. Деловой этикет предписывает  соблюдение правил культурного  поведения, уважительного отношения  к человеку.
     Джен Ягер сформулировала шесть  основных заповедей делового  этикета.
1. Делайте все вовремя (будьте во всем пунктуальны). Опоздания любого сотрудника мешают работе, кроме того они свидетельствуют о том, что на такого человека нельзя положиться. Для делового человека очень важно умение рассчитывать время, необходимое для выполнения того или иного задания. К тому же всегда оказывается, что на работу вам требуется больше времени, чем вы предполагали; и главное, как только вы наконец-то принялись за работу, всегда найдется какая-нибудь другая, которую надо сделать раньше. Кроме того, полезно держать в уме еще один закон: если дела идут слишком хорошо, значит, скоро что-то должно случиться. Из всего этого можно сделать простой вывод: на выполнение заданий надо выделять время с запасом, учитывая проблемы, которые могут возникнуть.
2. Не болтайте лишнего. Смысл этого принципа в том, что любой сотрудник обязан хранить секреты учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни. 
 

6
3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы. Ваши клиенты, заказчики,
покупатели, сослуживцы или подчиненные могут  сколько угодно придираться к  вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя вежливо, приветливо и доброжелательно.
4. Думайте о других, а не только о себе. Нельзя успешно вести дела, не учитывая мнения и интересов партнеров, клиентов, покупателей. Часто причинами неуспеха в делах становятся проявление эгоизма, зацикленности на своих интересах, стремление навредить конкурентам, даже сослуживцам, чтобы выдвинуться в рамках собственного предприятия. Стремитесь всегда терпеливо выслушивать собеседника, учитесь уважать чужое мнение и понимать его, избавляйтесь от нетерпимости к инакомыслию. Никогда не унижайте оппонента, имейте в виду, что рано или поздно вы столкнетесь с человеком, который будет вынужден поступить с вами также.
5. Одевайтесь, как положено. Главное - одеваться соответственно вашему окружению на службе, не выбиваясь из контингента работников вашего уровня. Ваша одежда должна демонстрировать ваш вкус.
6. Говорите и пишите хорошим языком. Все, что вы говорите и пишите, должно быть
изложено  хорошим языком, грамотно. Умение человека грамотно говорить влияет в целом  на его образ. От умения общаться часто  зависят ваши шансы заключить  тот или иной контракт. Деловому человеку, для того чтобы преуспеть, надо овладеть и искусством риторики, то есть мастерством красноречия. Очень  важно следить и за своей дикцией - произношением и интонацией. Никогда  в деловом общении не употребляйте жаргонных словечек и оскорбительных выражений; учитесь слушать других и при этом показывать, что вам  интересно.
     Правилам поведения людей на  рабочем месте придается огромное  значение в мире бизнеса. Регламентация  делового общения позволяет экономить  ресурсы - как денежные и временные,  так и человеческие. Следование  правилам делового этикета - залог  успеха в бизнесе. Одни из  главных постулатов следующий:  пунктуальность, сдержанность, тактичность,  вежливость. На работе принято  приветствовать всех коллег, здороваться  достаточно один раз - в начале  дня. В офисе действуют те  же правила хорошего тона, что  и везде: во главе угла уважение  к окружающим.
     Этикет является одним из главных  «орудий» формирования имиджа. В  современном бизнесе лицу фирмы  отводится немалая роль. Те фирмы,  в которых не 
7
соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где  присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.
     Нужно запомнить, что этикет  помогает нам только тогда,  когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать  по правилам этикета то, что  раньше мы никогда не делали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА. ЖЕСТЫ И ДВИЖЕНИЯ.
     По одежке встречают, по уму  провожают. Русская народная мудрость.
     С древних времен люди стремились  к совершенству. Умение сделать  себе имидж (образ), создать у  себя и окружающих уверенность  в собственной привлекательности  и яркой индивидуальности - это  искусство, которое постигалось  веками. Человек учился создавать  свой образ при помощи одежды, макияжа, прически. Умение красиво  одеваться в соответствии с  жизненными ситуациями - это талант. Нелепо смотрится вечерний туалет  в дневное время, а уж если  в таком наряде явиться на  службу, до которой добирались  на общественном транспорте, - это  гротесковая ситуация.
     В деловом мире правит бал  дресс-код. Самая распространенная  одежда для деловых людей - костюм. Серый, синий или коричневый для мужчины и более демократичный, но все же строгих цветов брючный или юбочный комплект для женщин. Надев деловую одежду, нужно помнить о гармонии: не следует привносить в наряд спортивные или праздничные элементы. Для мужчин обязателен галстук, для женщин - закрытая обувь на классическом каблуке и чулки даже в жару. Совершенно недопустимы в офисе сандалии, футболки, джинсы. Не принято надевать на работу дорогие украшения. Допустимы обручальные кольца, скромные серьги или цепочка, качественная бижутерия. Но украшений не должно быть очень много. Мужчины следует быть выбритыми и аккуратно подстриженными. Офисным дамам деловой этикет предписывает строгую прическу, носить волосы распущенными - дурной тон. Как и обувь, сумки, портфели и папки не должны выбиваться из общего делового стиля.
     Главной ошибкой, по словам  признанного специалиста в области  деловой одежды Дж.Т.Моллой, является  слишком преувеличенное значение  своей привлекательности и усердное  следование моде. Действительно,  люди, особенно молодежь, забывают, что мода предлагает общее  направление, безликий стандарт, который не подчеркивает индивидуальность. В выборе одежды важно уметь  подобрать гардероб в соответствии  со своей внешностью, возрастом,  вкусом и ситуацией, а не  слепо идти за модой. Человек  должен выработать свой стиль  в одежде, поскольку мода переменчива,  а стиль остается. Вы, наверное, замечали: одежда модная, хорошо  

9
сидит на фигуре и цвет ваш, но не радует глаз, не греет душу, - это означает, что  одежда не вписывается в ваш стиль, не соответствует вашему образу и  характеру.
     Специалисты в области моды  советуют носить то, что Вас  действительно украшает, то, в чем  вы выглядите элегантно. Важным  условием элегантности является  учет при покрое одежды объемов  тела и пропорций отдельных  его частей. Одежду рекомендуется  подбирать в соответствии с  типом фигуры и лица. Главное - видеть недостатки своего силуэта и умело, при помощи одежды, корректировать их. Одежда является своеобразной визитной карточкой, оказывающей психологическое воздействие на партнеров по общению. Она может многое сказать о нашей личности и положении.
     Для создания внешне привлекательного  образа человек использует макияж, который помогает не только  освежить лицо, но и исправить  небольшие индивидуальные недостатки  его черт. Используя декоративную  косметику, необходимо учитывать  общий облик человека, цвет его  кожи, волос, глаз, одежды, овал лица, возраст, а также время и  место, где находится человек  (повседневная работа, торжественный  вечер, дискотека, театр). Специалисты  в области декоративной косметики  советуют придерживаться правил: «лучше меньше, чем больше»; «лучше  без, чем неумело». Хороший макияж  - это макияж незаметный, который, как говорят профессионалы, должен «хорошо прилегать к лицу».
     Итак, у вас модная одежда, безукоризненный макияж, но неправильно подобранная прическа, и вы уже не производите достойного впечатления. Волосы - это природное украшение, за которым нужно ежедневно ухаживать. Волосы делают человека привлекательным за счет правильного выбора прически. Прическа выбирается с учетом фигуры человека, типа лица и формы головы. Профессионалы парикмахерского искусства разработали рекомендации, как с помощью удачного выбора прически можно отвлечь внимание от сутулости спины и некрасивой шеи.
     Все детали вашего наряда - от обуви до заколки в волосах - должны гармонировать друг с другом.
     Дорого, но неопрятно одетый человек с неприятным запахом и торчащими в разные стороны засаленными волосами вряд ли вызовет симпатию. Опрятность является основным требованием этикета к внешнему виду.
     И всегда надо помнить, что внешняя красота может только привлечь внимание
10
окружающих, а для того чтобы удержать его, необходима духовная красота. Внешне красивый, но грубый, злой, некультурный человек  с вульгарным лексиконом и поведением производит неприятное впечатление.
     Манера держаться – это такой  же способ проявлять уважение  к окружающим людям, как опрятная  одежда, вежливое обращение в  разговоре, тактичность. 
     В манере поведения достаточно  велика роль привычек. Они могут  как подчёркивать достоинства  человека, так и сводить к нулю  самые лучшие черты.
     Иногда человек ведёт себя  неестественно и при этом теряет  не меньше, чем в предыдущем  случае. Быть естественным – одно  из главных условий делового  человека, так как попытка выглядеть  иначе наиболее заметна со  стороны.
     Жесты и движения являются  частью имиджа. Очень часто случается  так, что именно жест показывает  настроение, лицо человека даже  тогда, когда он сам этого  не хочет. Движения не должны  быть резкими и быстрыми. Не  нужно при разговоре опускать  надолго глаза или сидеть в  расслабленной позе. Можно расслабить  в часы досуга, но в рабочее  время подтянутость – неотъемлемая  черта бизнесмена. Если вы находитесь  среди людей, которые старше  вас, то в манере держаться  стоит быть более собранным,  более тактичным, чем среди  людей вашего возраста. Походка  не должна быть вялой. Но  и не стоит размахивать руками  и делать широкие шаги. Наилучший  вариант – размеренные движения, прямая осанка. Сидя на стуле,  не нужно раскачиваться, садиться  на край,   не рекомендуется  облокачиваться на стол. Присаживаться  и подниматься нужно  не  производя шума. Стул не двигают  по полу, а переставляют, взявшись  за спинку.
     Привычки машинально раскачивать  ногой, ёрзать на стуле, периодически  постукивать по нему каблуком  относятся к разряду «неудобных».  Это может быть воспринято  как нежелание продолжать разговор  и др.
     Беседуя, сидеть лучше всего  прямо, не наклоняясь и не  откидываясь назад. Наиболее приемлемая  для деловой женщины посадка:  колени вместе, ступни одна возле  другой, голень повёрнута немного  наискосок.
     Подпирать голову рукой при  разговоре некрасиво. Это может  означать скуку или усталость.
     Скрещивание рук на груди в  принципе допустимо, но этот  жест воспринимается собеседником  как недовольство или желание  прекратить разговор.
      11
     Поднятые плечи или втянутая  голова означают напряжённость,  производят впечатление замкнутости. 
    Для расположения собеседника  нужно склонить набок голову. Наклон головы создаёт впечатление,  что человек внимательно слушает.
    Не стоит делать то, что может  быть рассуждено как затягивание  времени в разговоре (закуривание  сигареты, протирание стекол очков). Это выглядит попыткой уйти  от ответа.
     Если женщина садится в машину, она должна сначала сесть на  сиденье, а затем втянуть ноги. Выходя из машины, женщина сначала  вытягивает ноги, а затем уж  вылезает.  

    
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12
    ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА.
     Деятельность делового человека  невозможно представить без работы  с документами. Подсчитано, что  на составление служебных документов  и работу с ними у некоторых  категорий работников аппарата  управления тратится от 30 до 70 % рабочего  времени.
     Служебная переписка является важной частью делового этикета, «общением в миниатюре». Она способствует установлению прочных связей с потребителем, улучшению взаимосвязи различных служб, а также увеличению оборота предприятия, фирмы.
     Джен Ягер в своей книге «Деловой этикет» отмечала, что качество делового текста складывается из четырех составляющих: мысли, внятности, грамотности и корректности.
     При составлении делового письма необходимо соблюдать следующие требования:
-   исполнитель должен отчетливо представлять себе сообщение, которое хочет передать, и точно знать, как это выразить в понятной, сжатой и доступной форме;
- письмо должно быть простым, логичным, конкретным и не допускать двусмысленностей. Лаконичные письма, написанные односложными словами, характеризуют пишущих как хороших собеседников, владеющих искусством общения. Фразы должны легко читаться, нежелательно использование большого количества причастных и деепричастных оборотов;
-  письмо должно составляться только по одному вопросу, при этом его текст надо разбить на абзацы, в каждом из которых затрагивается лишь один аспект данного вопроса;
- письмо должно быть убедительным и достаточно аргументированным;
- письмо должно быть написано в нейтральном тоне, нежелательно употребление метафор и эмоционально-экспрессивных фраз;
- объем делового письма не должен превышать двух страниц машинописного текста;
- с точки зрения грамматики деловое письмо должно быть безупречным, так как орфографические, синтаксические и стилистические ошибки производят плохое впечатление и действуют на адресата раздражающе;
- деловое письмо должно быть корректным, написано вежливым тоном. 

13
     При деловой переписке следует помнить, что восприятие письма зависит не только от содержания, но и от конверта и бланка фирмы. Почтовая бумага должна быть хорошего качества, а цвет бумаги - светлым: белым, светло-серым, кремовым и т.п. Вверху или сбоку листа небольшими буквами должно быть напечатано название организации, возможно, ее эмблема или логотип (словесная форма товарного знака), а в некоторых случаях - имя и фамилия сотрудника и, может быть, его должность. Кроме того, деловые письма могут быть выполнены и на обычной почтовой бумаге. Вопрос о том, целесообразно ли дать сотруднику право пользоваться бумагой, где указаны не только название фирмы, но и фамилия и должность сотрудника, решается руководством организации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.