На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль и функции эмоций

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 4. Роль и функции  эмоций
Ильин Е.П. "Эмоции и чувства" 

4.1. Целесообразность  эмоций 

Обсуждая вопрос о значении эмоций для существования  животных и человека, П. В. Симонов (1966) пишет: «Трудно допустить, чтобы  их (эмоций. — Е. И.) наличие было биологически  бессмысленным, хотя определить значение эмоций в приспособительном поведении  живых существ гораздо труднее, чем может показаться на первый взгляд. Внесению ясности в этот действительно  трудный и спорный вопрос немало мешает существующая терминологическая  неразбериха. Многие авторы склонны  отождествлять эмоции с разнообразными потребностями живых организмов. Менее всего повезло термину  «мотивация» (влечение, побуждение, желание). Этот термин совершенно произвольно  употребляется то как синоним  потребности, то как слово, почти  совпадающее с понятием «эмоция». Особенно запутана эта проблема в  физиологии, хотя, казалось бы, именно физиологи должны строго и последовательно  классифицировать изучаемые явления. С точки зрения некоторых физиологов, «эмоция», «инстинкт», «безусловный (врожденный) рефлекс» — практически совпадающие  понятия. Все ясно и просто: пищевой  рефлекс — пищевая эмоция, голод. Оборонительный рефлекс — оборонительная эмоция, агрессия, страх, ярость. Половой  рефлекс — половое влечение… 

К сожалению, вся  эта схема далека от действительности и крайне непродуктивна в теоретическом  отношении» (с. 8-9). С этим нельзя не согласиться. 

К. Изард (2000) полагает, что человеческие эмоции возникли для  закрепления взаимной привязанности  матери и ребенка. «По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным — им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того чтобы ребенок  выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем (обычно это мать), должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Мы не знаем, каким образом  она возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь  на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка  являются эмоции» (с. 19). Читая это, хочется  повторить приведенные выше слова  П. В. Симонова: к сожалению, вся эта  схема тоже далека от действительности. Почему все эмоции сведены только к привязанности и только между  людьми? Разве нет привязанности  у животных к человеку и разве  эта привязанность нужна животным, чтобы научиться выживать? 

Функции и роль эмоций. 

Говоря о том, для  чего человеку и животным нужны эмоции, следует, с моей точки зрения, различать  их функции и роль. Функция эмоций —- эхо узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) —  это характер и сдьепень участия  эмоций в чемлибо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный  продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может  быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они  появились и закрепились? Можно  возразить, что эмоции могут оказывать  на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно  выраженными сопутствующими эмоциям  физиологическими изменениями в  организме, связанными не с качеством  регулирования (эмоциональным), а с  его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция. Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию  или отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мещает возникшая эмоция или  ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д. 

Именно о роли эмоций, а не об их функции, спорили  еще стоики и эпикурейцы, обсуждая вопрос об их полезности или вредности. Спор этот продолжается и в наше время, так как имеются данные как за, так и против каждой точки  зрения. 

4.2. Роль «положительных»  и «отрицательных» эмоций 

«Отрицательные» эмоции, по мнению Б. И. Додонова, играют более  важную биологическую роль по сравнению  с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует  у ребенка с первых дней появления  его на свет, а «положительные»  эмоции появляются значительно позднее (Макарова, 1968). «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности  для организма. «Положительная»  эмоция — это сигнал возвращенного  благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать  долго, поэтому эмоциональная адаптация  к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех  пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться  только «отрицательные» эмоции. При  этих условиях здоровье человека действительно  страдает. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что  превышает Имеется и книжное  понимание функции как роли, значения, однако, в отличие от книжного понимания, я буду различать понятия «функция»  и «роль». Различия между функцией и ролью отчетливо можно проиллюстрировать  на двигательном аппара те, функцией которого является перемещение человека и  животных в пространстве, а роль этого перемещения определяется познанием окружения, приближением к источнику питания и овладением им и т. д., т. е. тем, что человек  или животное приобретает в процессе выполнения двигательным аппаратом  своей функции. норму (в том числе  и положительные аффекты). Страх, гнев, ярость повышают интенсивность  обменных процессов, приводят к лучшему  питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям  и т. д. (Лукьянов, 1966). 

О полезности «отрицательных»  эмоций умеренной интенсивности  свидетельствуют опыты на крысах, проведенные В. В. Фролькисом (1975): из трех групп подопытных крыс дольше всего жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздействиям средней  силы — пугали, брали в руки и  т. д. 

Опираясь на положение  Э. Гельгорна и Дж. Луфборроу (1966) о динамическом равновесии парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «положительными» эмоциями, и симпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «отрицательными» эмоциями, Б. И. Додонов заключает, что  «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных  состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной  для данного индивида интенсивности» (1978, с. 82). 

В то же время имеются  данные (Янкина, 1999), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с  преобладанием «положительных»  эмоций и ниже — с преобладанием  «отрицательных». Правда преобладание «отрицательных» эмоций и средний  уровень интеллекта по тесту Д. Векслера был у детей с эмоциональными нарушениями. Как обстоит дело у  детей с нормальным развитием  эмоциональной сферы, остается неясным. 

С точки зрения П. В. Симонова, нервные механизмы положительных  эмоциональных реакций более  сложные и тонкие, чем отрицательных. Он считает, что «положительные»  эмоции имеют самостоятельное приспособительное  значение, т. е. роль «положительных»  эмоций отлична от роли «отрицательных»  эмоций: «положительные» эмоции побуждают  живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание»  с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций — активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого  «уравновешивания организма с внешней  средой»» (1970, с. 52). 

«Отрицательные эмоции, — пишет Симонов, — как правило, обеспечивают сохранение того, что  уже достигнуто эволюцией или  индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют  поведение, побуждая искать новые, еще  не удовлетворенные потребности, без  которых немыслимо наслаждение. 

Это не свидетельствует  об абсолютной ценности положительных  эмоций. Они могут быть обусловлены  примитивными, эгоистическими, социально  неприемлемыми потребностями. В  подобных случаях мы несомненно отдадим  предпочтение таким отрицательным  эмоциям, как тревога за судьбу другого  человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни» (1970, с. 63). 

Без «положительных»  эмоций, отмечает Симонов, трудно себе представить те формы освоения действительности, которые не продиктованы непосредственным утилитарным эффектом: игру, художественное творчество и восприятие произведений искусства, теоретическое познание. Он полагает, что в этих областях деятельности человека побуждающее  влияние «отрицательных» эмоций ничтожно, если оно вообще имеется. 

Думается, что это  заявление излишне категорично. Ему противоречит проявление экстрапунитивной формы фрустрации как стремление доказать себе и другим случайность  творческой неудачи. А разве люди воспринимают произведения искусства  только ради положительных переживаний? Почему же тогда зрители плачут на спектакляхи в кино? 

Говоря о роли эмоций в жизни человека неправомерно ставить вопрос, для чего, с какой  целью некто переживает эмоции, как  это имеет место у Л. М. Аболина (1987). Такие вопросы правомерны в  отношении сознательно ставящихся целей. Эмоции же возникают чаще всего  непроизвольно. Поэтому по отношению  к ним можно поставить только вопрос: какая польза или вред может  быть человеку от возникновения той  или иной эмоции (исходя из предназначенных  им природой функций)? 

Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что положительная  роль эмоций не связывается прямо  с «положительными» эмоциями, а отрицательная  роль — с «отрицательными». Последние  могут служить стимулом для самосовершенствования  человека, а первые — явиться  поводом для благодушия. Многое зависит  от целеустремленности человека и условий  его воспитания. Мнения ученых о  значении эмоций и выполняемых ими  функциях расходятся. Однако несомненна главная функция эмоций — их участие  в управлении поведением человека и  животных. 

4.3.Роль и функции  эмоций в управлении поведением  и деятельностью 

История вопроса. 

Участие эмоций в  управлении поведением и деятельностью  человека обсуждалось еще мыслителями  Древней Греции. Например, Аристотель, рассматривая причины познания, пришел к выводу, что ее побудителем является чувство удивления: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает  людей философствовать, причем вначале  они удивляются тому, что непосредственно  вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более  значительном, например, о смене  положения Луны, Солнца и звезд, а  также о происхождении вселенной» (1976, с. 69). 

Роль эмоции удивления  в управлении познавательной деятельностью  рассмотрена и Р. Декартом. Вообще он рассматривал значение эмоций в  более широком аспекте. Так, он отмечал  роль «страсти» в запоминании: «Сколько бы раз неизвестный нам предмет  не появлялся в поле нашего зрения, мы совершенно не храним его в нашей  памяти, если только представление  о нем не укрепилось в нашем  мозгу какой-нибудь страстью» (1950, с. 632). Декарт, а затем и Спиноза  создали учение об аффектах как побудителях  активности человека. «…Главное действие всех людских страстей заключается  в том, что они побуждают и  настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело», — писал Декарт (с. 615). 

Голландский философ  Б. Спиноза в середине XVII века тоже считал главной побудительной силой  поведения аффекты, к которым  он относил в первую очередь влечение. Он писал: «Желание, возникающее вследствие неудовольствия или удовольствия, ненависти  или любви, тем сильнее, чем больше эти аффекты» (1957, с. 489). Спиноза также  отметил двойственный характер эмоций, которые могут благоприятствовать способности тела к действию или  ограничивать ее. 

Позднее 3. Фрейд (Freud, 1894) приравнивал аффекты к психической  энергии как источнику мотивации. 

Несколько иной аспект роли эмоций (чувствований) в управлении поведением отметили Н. Я. Грот (1879-1880) и  Г. Мюнстерберг (1997). 

Грот разработал четырехзвенную классификацию психической  деятельности, в которой чувствование и эмоции поставил на второе место  как следствие ощущений и представлений  и как один из этапов управления жизнедеятельностью организма (табл. 4.1). 

Таблица 4.1ее моменты первоначальные психические явления осложненные психические явления
 объективная восприимчивость  ощущения  представления и понятия (идеи вообще)
 субъективная  восприимчивость  чувствовать удовольствия или страдания  чувства и волнения
 субъективная  деятельность  стремления  желания и хотения
 объективная деятельность  движения  действия и поступки 

Грот полагал, что  «ощущения сами по себе еще не способны регулировать отправлений организма, к какой бы области — обмена вещества или обмена впечатлений  — они ни относились. Ощущения служат только показателями того, что происходит в различных наших органах под влиянием разнообразнейших действий внешней среды. Они, следовательно, представляют только первый шаг к регулированию процессов организма, т. е. снабжают сознание основаниями для такого регулирования и дают ему первый толчок. Настоящим регулятором взаимодействия организма с окружающей средою является только весь психический оборот в совокупности, и каждый момент этого оборота есть новый шаг к окончательному регулированию такого взаимодействия» (1984, с. 72). И далее Грот задается вопросом — какая роль в этом акте регулирования принадлежит чувствованиям (эмоциям)? «Чувствования, — пишет он, — как продукт субъективной оценки ощущений, очевидно, отвечают на вопрос: какое значение в экономии целого организма имеет это нечто, происходящее в какомнибудь нашем органе и открытое нами при содействии ощущения? Ответом на этот вопрос служат чувствования удовольствия и страдания. Отсюда мы можем уже с полною достоверностью утверждать, что чувствования служат продуктом оценки внутренних отношений» (Там же, с. 72-73). 
 

Представленные в  таблице этапы психической деятельности Грот считал универсальными, имеющими место даже при безусловнорефлекторном реагировании. Выпадение же средних  звеньев (чувствований и стремлений, желаний) он связывал с тем, что интенсивность  процесса такова, что между ощущением  и действием не успевает наступить  оценка, либо с тем, что действия из-за частых повторений превращаются в автоматические. Однако он считал, что это выпадение только кажущееся: например, в первом случае оценка проходит так быстро, что субъект не успевает отдать себе отчета в ней, не успевает осознать ее. Выпадение одного из средних  звеньев Грот объяснял слиянием этих двух звеньев в одно звено, поглощением  одного звена другим. Таким образом, он объяснял инстинкт, в котором  момент чувства, т. е. субъективного  восприятия, поглощается стремлением  — субъективным движением. 

Г. Мюнстерберг, отмечая  побудительную и усиливающую (энергетическую) роль эмоций, писал: «…Эмоция должна направлять весь организм к действию какого-нибудь одного определенного рода. Подобно  тому, как внимание дает концентрацию представления против всех мешающих, соперничающих представлений, точно  так же эмоция дает концентрацию реакции  и задерживает все остальные  возможные деятельности. …Эмоция  — это органическая волна, которая  проходит через всю центральную  нервную систему, подавляя и устраняя все, что не имеет отношения к  источнику эмоционального возбуждения» (с. 200). Нетрудно заметить, что, по существу, речь идет об участии эмоций в создании доминантного очага, направляющего  поведение человека и животного. 

Надо отметить, что  в истории изучения эмоций был  и другой период, когда эмоции рассматривались, как отметил Л. С. Выготский, «как побочные явления, никак не участвующие  в реальной жизни человека, как  простое осознание периферических изменений» (1984, с. 264). Так, У. Мак-Дугалл определил эмоции как аффективный  аспект инстинкта, а Г. Спенсер и  Т. Рибо объявили эмоциональные состояния  человека пережитками его животного  прошлого. Ж.-П. Сартр (Sartre, 1960) считает, что эмоции приводят к «деградации  сознания». Была высказана и противоположная  точка зрения, что под натиском прогрессирующего интеллекта деградируют  эмоции (Т. Рибо). 

Эта позиция ряда английских и французских ученых была отвергнута. Участие эмоций в  управлении поведением и деятельностью  человека было признано большинством психологов, что нашло отражение  в «мотивационной» теории эмоций, которая отстаивает функциональное единство эмоциональных и мотивационных  процессов. Из отечественных ученых еще в начале XX века этой позиции  придерживался Л. И. Петражицкий (1904, 1908). Во второй половине XX века эта теория окончательно оформилась и получила широкое распространение среди  западных психологов (Leeper, 1948, 1965,1970; Arnold, Gasson, 1954; Young, 1961; Bindra, 1969; Tomkins, 1970). 

Признается она  и отечественными учеными, притом часто  даже излишне категорично. Так, С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что эмоции являются субъективной формой существования  мотивации (потребностей): «Выступая  в качестве проявления потребности, — в качестве конкретной психической  формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности… Возникая…  в деятельности индивида, эмоции или  потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности» (с. 460). То же пишет  и Г. X. Шингаров (1974): «…Эмоции можно  рассматривать в качестве конкретной психологической формы существования  потребностей» (с. 220). В. К. Вилюнас (1986), говоря о биологической мотивации, доказывает близость понятий «мотивация»  и «эмоции» и чуть ли не отождествляет  их. Вслед за С. Л. Рубинштейном он определяет эмоции как субъективную форму существования  мотивации. Практически, отождествление эмоциональных и мотивационных  феноменов имеет место у Г. М. Бреслава (1984), когда он пишет об «эмоциональной децентрации», понимая  под ней способность представить  желания другого человека. В словаре  «Психология» (1990, с. 461) говорится, что  «эмоции — субъективная форма  выражения потребностей», которые  предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Близка к этому и позиция В. В. Бойко (1986), который считает, что «эмоции  — это генетические программы  поведения, обладающие энергетическими  свойствами — способностью воспроизведения, трансформации, динамикой, интенсивностью, побуждающим влиянием» (с. 33). Эмоции в качестве первичной движущей силы — мотивационной системы, лежащей  в основе структурализации инстинктивных  влечений, рассматриваются Г. Ловальдом (Loewald, 1978) и О. Кернбергом (Kernberg, 1982). Конечно, нельзя отрицать связь эмоций с потребностями  и мотивацией, но нельзя их и отождествлять  и связывать неразрывными узами. Во-первых, субъективной формой биологических  потребностей является эмоциональный  тон ощущений, а не эмоции. Во-вторых, не каждый мотивационный процесс  сопровождается возникновением эмоции (например, в стереотипныхситуациях). 

Чувства тоже связывают  с потребностями и мотивами. Так, Р. С. Немов (1990) полагает, что количество и качество потребностей человека, в целом, соответствует числу  и разнообразию эмоциональных переживаний  и чувств, причем чем выше потребность  по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее соответствующее  чувство. Получается, что к каждой потребности «прикреплена» специфическая  эмоция или какое-либо из чувств. В  словаре «Психология» (1990) о чувствах говорится, что они открывают  личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждают к деятельности по их удовлетворению, и что «чувства представляют собой конкретно-субъективную форму существования» потребностей (с. 445). И далее: «самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек им руководствовался; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности» (с. 446). 

Связи мотивации  с эмоциями уделяли внимание многие психологи. Давая общий обзор  их работ В. К. Вилюнас (1984) отмечает, что решение этого вопроса  во многом определяется тем, что включают авторы в класс эмоциональных  явлений, входят ли в него специфические  переживания, имеющие побуждающий  характер — влечения, желания, стремления и т. п. Вилюнас указывает на наличие  мотивационной теории эмоций, начало которой положил еще Б. Спиноза. В соответствии с одной из рассматриваемых  позиций, желания являются разновидностью эмоций, а эмоции выполняют побуждающую  поведение функцию. Вилюнас полагает, что такая позиция сформировалась потому, что человеку трудно распознать подлинные причины своего поведения, в то время как эмоции, сопровождающие процесс мотивации, отчетливо переживаются и именно ими человек реально  руководствуется в жизни. Эта  позиция единой интерпретации эмоциональных  и мотивационных процессов была определяющей вплоть до конца XIX — начала XX века (Петражицкий, 1908), но не утратила своих сторонников и по настоящее  время (Липер, 1948; Duffy, 1948; Arnold, Gasson, 1954; Young, 1961; Bindra, 1969; Tomkins, 1970). 

Действительно, подчас бывает довольно трудно выделить эмоциональное  в мотиве. Поэтому одно и то же явление разные авторы рассматривают  то как проявление воли, то как мотивацию, то как эмоцию. Такое произошло, например, с изучением влияния соревновательного  мотива (личного и командного) на успешность деятельности человека. Для  Ю. Ю. Палайма (1968) соревновательный мотив  является силой воли, а для А. В. Ильина (1960) — эмоциональным состоянием. И оба они правы. Соревновательный мотив усиливает эмоциональные  переживания человека, а последние  усиливают энергетику мотива и волевого усилия. 

Другие психологи, вслед за Н. Гротом (1879-1880) и В. Вундтом (1912), отделяют побуждающие переживания  от эмоциональных. В результате мотивация  и эмоции рассматриваются современной  классической психологией как две  самостоятельные проблемы, связи  между которыми, как полагает В. К. Вилюнас, сопоставимы, например, со связями  между восприятием и вниманием  или памятью и мышлением. Р. Лазарус (Lazarus, 1968) выступил с критикой теорий, трактующих эмоцию как мотивацию, мотиватор  или побуждение (драйв). Он считает, что этим теориям свойствен ряд  общих недостатков. 

Эмоции не рассматриваются  как реально существующие явления  со своей качественной спецификой. Исследуются приспособительные  последствия эмоций, а сами они  трактуются как быстро исчезающая промежуточная  мотивационная переменная. 

Не исследуются  предшествующие причины и условия  возникновения эмоций. Этот недостаток проистекает из первого, поскольку  недооценка эмоций как самостоятельных  реакций делает не обязательным выяснение  причин их появления. 

Эти теории включают ограниченный круг эмоций — тревогу, страх, реже — гнев. В то же время  включение в них других отрицательных  эмоций, не говоря уже о положительных, вызывает большие затруднения. 

В критикуемых теориях  эмоции изолируются от приспособительных  форм поведения, следующих за ними и  ими побуждаемых.Р. Лазарус же считает  это поведение фундаментальным  компонентом целостного эмоционального события. 

Теории, рассматривающие  эмоцию как мотивацию, являются, по мнению Р. Лазаруса, не «предсказующими», а описательными. Эмоция и поведенческая  реакция связаны между собой  в этих теориях случайным образом, в зависимости от той или иной истории научения и подкрепления индивида, а так как эта история  не подконтрольна исследователю, то предсказать различные формы  поведения становится невозможным. 

М. Арнольд (Arnold, 1969), подводя итог обсуждению вопроса  о мотивирующей функции эмоций в  зарубежной психологической литературе, пишет, что «отношение между эмоциями и мотивацией, изображаемое в теоретической  литературе, остается совершенно не ясным. Хотя снова и снова утверждается, что эмоции мотивируют, едва ли кто-либо смог выступить и недвусмысленно объяснить, как именно это происходит» (р. 1041). В. К. Вилюнас считает это  обвинение психологов в неспособности  дать такое объяснение несправедливым. При этом он ссылается на высказывание С. Л. Рубинштейна, что эмоции являются субъективной формой существования  потребностей (мотивации). «Это значит, — пишет Вилюнас, — что мотивация  открывается субъекту в виде эмоциональных  явлений, которые сигнализируют  ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить  на них деятельность. Эмоции и мотивационные  процессы при этом не отождествляются: являясь субъективной формой существования  мотивации, эмоциональные переживания  представляют собой лишь итоговую, результативную форму ее существования, не отражающую всех тех процессов, которые  подготавливают и определяют появление  эмоциональных оценок и побуждений» (с. 12-13). 

Мне представляется, что это только иллюзия объяснения. Во-первых, нельзя согласиться с  утверждением, что эмоция является итоговой формой мотивационного процесса. Неудовлетворение потребности из-за сознания невозможности сделать  это сейчас тоже вызывает эмоции, хотя мотивационный процесс так и  не развернулся. Во-вторых, не каждый мотивационный  процесс пробуждает к жизни эмоциональные  переживания (хотя переживание потребностного состояния как ощущения нужды  тоже является субъективной формой существования  потребности). 

В. К. Вилюнас (1976) приписывает  эмоциям также и функцию организатора нестереотипного целенаправленного  поведения. По мнению автора, эмоция обладает способностью к координации и сочетанию ряда единичных процессов чувствительности в целенаправленный поведенческий акт. 

Поэтому, очевидно, не случайно в последнее время все  чаще в психологической литературе используется термин «эмоциональнаярегуляция». Н. В. Витт (1981,1986) уделила этому понятию  пристальное внимание, особенно в  отношении регуляции речемыслительных процессов. Эмоциональную регуляцию  она рассматривает в двух планах — осознанном и неосознанном. Первый является результатом проявления стабильного  эмоционального отношения человека к объектам и отражает индивидуальные особенности управления «сверху» (т. е. самим субъектом) внешней выраженностью  этого отношения и его флуктуации, вызываемых и ранее пережитыми, и  актуальными эмоциональными состояниями. Второй (неосознаваемый) план эмоциональной  регуляции, обусловленный первичной  пристрастностью человека и его  актуальными эмоциональными состояниями, получает непосредственную выраженность в эмоциональной окраске процесса и результатов деятельности. 

Я полагаю, вряд ли стоит  говорить об эмоциональной регуляции  как самостоятельном виде регуляции (управления). Как справедливо отмечает К. Изард, эмоциональная система  редко функционирует независимо от других систем. Некоторые эмоции или комплексы эмоций практически  всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и  двигательной системами. И эффективное  функционирование личности зависит  от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных  систем. 

Очевидно, что эмоциональные  реакции являются спутником и  советчиком как мотивационного процесса, так и всего процесса произвольного  управления. Однако для того чтобы  понять, какое место занимают эмоциональные  явления в управлении поведением и деятельностью человека, нужно, во-первых, учитывать, какой своей  стороной (субъективной, физиологической  или экспрессивной) они участвуют  в этом управлении и, во-вторых, на какой  стадии управления (на стадии мотивации, инициации, мобилизации, оценке результата) происходит их вмешательство. Этим определяется и различная роль эмоционального реагирования в управлении: отражательно-оценочная (сигнальная), побудительная и энергетическая. 

Отражательно-оценочная  роль эмоций 

Еще Ч. Дарвин писал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. Эта роль эмоций проявляется за счет субъективного  компонента эмоционального реагирования (переживания) и в основном на начальном  этапе произвольного управления (при возникновении потребности  и развертывании на ее основе мотивационного процесса) и на конечном этапе (при  оценке достигнутого результата: удовлетворении потребности, реализации намерения). 

Отражательная функция  эмоций признается не всеми учеными. В. К. Вилюнас (1979) считает, что «эмоции  выполняют функцию не отражения  объективных явлений, а выражения  субъективных к ним отношений» (с. 7). И он, пожалуй, прав. Для отражения  реальности у животных и человека имеются анализаторы и мышление. Они выполняют роль зеркала, которое  отражает то, что есть. Нравится человеку то, что он видит в зеркале или  нет — это не зависит от зеркала, оно не дает оценку отражаемому. Оценка (отношение) зависит от субъективного  восприятия видимого, которое сопоставляется с эталонами, желаниями, вкусами  человека. 

Следует отметить, что  по поводу соотношения переживания  и оценки (что первично, а что  вторично) среди ученых бытуют различные  мнения. В. С. Магун (1983) полагает, что  переживание предшествует оценке; М. Арнольд (Arnold, 1960), наоборот, считает, что  оценка предшествует возникновению  эмоции, а В. В. Брожик (1982) пишет о  том, что эмоция может замещать оценку или же сопровождать ее. 

На мой взгляд, это расхождение вызвано тем, что авторы имеют в виду разные классы эмоциональных явлений. При  эмоциональном тоне ощущений сначала  появляется переживание приятного  или неприятного, а потом его  оценка как полезного или вредного. Очевидно, то же имеет место и  при безусловнорефлекторных эмоциях (например, испуге). В случае же возникновения  эмоций сначала оценивается ситуация, а затем может появиться и  переживание (эмоция). Например, когда  человек подходит к окну своей  квартиры, расположенной на третьем  этаже или выше, и смотрит вниз, думая: «А что, если спрыгнуть вниз?», — то у него возникает оценка этой ситуации как опасной, но без  переживания страха. Но вот случился пожар и теперь ему приходится прыгать из окна. В этом случае оценка ситуации будет явно являться причиной возникшего у этого человека страха. Первичность такой оценки экспериментально показала Е. Ю. Артемьева (1980). 

Эмоциональная оценка как процесс. 

Говоря о результативно-оценивающей  роли эмоций, Б. И. Додонов отмечает, что психологи понимают эту роль слишком узко, потому что традиционно  эмоции рассматриваются не как процесс, а как конечный продукт — «аффективные волнения» и сопровождающие их «телесные» (физиологические) изменения. Это уже  вынесенные «оценки-приговоры». В связи  с этим Додонов пишет: «Рассуждая о механизме возникновения эмоций, большинство физиологов, как правило, определяют эмоцию с точки зрения эффекта, произведенного сопоставлением, неправомерно вынося само сопоставление  за скобки эмоционального процесса» (1978, с. 30). В действительности же, считает  ученый, эмоции — это и процесс, который есть не что иное, как  деятельность оценки поступающей в  мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущение и восприятие кодируют в форме его субъективных образов. Поэтому Додонов говорит  об эмоциональной деятельности, которая  заключается в том, что отраженная мозгом действительность сопоставляется с запечатленными в нем же постоянными или временными жизнелеятельности опганизма и личности. 

Согласно этому  автору, эмоции в своих сопоставлениях нередко опираются на продукты своего прежнего функционирования, в качестве которых выступают эмоциональные  обобщения как результат пережитых  ранее эмоций. «У детей и так  называемых «первобытных народов», —  пишет Додонов, — эти обобщения  еще плохо разграничены с понятиями  и часто смешиваются с ними. Когда маленький мальчик, увидев пьяного, с испугом бежит к  матери, крича ей: «бик!» (бык), то он пользуется именно таким обобщением» (Там же, с. 32). Эмоции, по Додонову, отражают соответствие или несоответствие действительности нашим потребностям, установкам, прогнозам. 

Такая постановка вопроса  правомерна, однако предлагаемое решение  спорно. Очевидно, что процесс сознательного  сопоставления того, что получается, с тем, что должно быть, может протекать  у человека без участия эмоций. Они как механизм сопоставления  не нужны. Другое дело — оценка того, что получилось. Она действительно  может быть не только рациональной, но и эмоциональной, если результат  деятельности или ожидавшаяся ситуация являются глубоко значимыми для  субъекта. Однако при этом не надо забывать, что эмоция — это реакция на какое-то событие, а всякая реакция  — это ответ постфактум, т. е. на то, что уже воздействует или уже  прошло, закончилось, в том числе  и на закончившееся сопоставление  информации. Конечно, эмоциональная  оценка может подключаться к процессу рационального (словесно-логического) сопоставления информации, окрашивая  в положительные или отрицательные  тона ту или иную парадигму и тем  самым придавая им больший или  меньший вес, но можно ли это принимать  за эмоциональное сопоставление, понимаемое Додоновым как эмоциональная  деятельность познания? 

Вообще, сделав оценку главной характеристикой эмоций (по мнению автора, ради этого эмоции и возникли в процессе эволюции), Додонов на этом основании зачисляет  в эмоциональное переживание  и желание как оценку степени  соответствия какого-либо объекта нашим  потребностям. Назначение этих оценок он видит в презентации в психике  мотива деятельности. С моей точки  зрения, хотя в желании и присутствует эмоциональный компонент, свести желание  только к нему неправомерно хотя бы потому, что понятие «желание»  может обозначать не только потребность, но и целиком мотив как сложное  мотивационное образование (см. об этом: Ильин, 20006). Кстати, и сам Додонов  пишет, что хотя эмоциональные явления  «несомненно, включены в мотивацию  нашего поведения, но сами по себе мотивами не являются, как не определяют единолично принятия решения о развертывании  той или иной деятельности» (1978, с. 46). 

Оценочная роль эмоционального реагирования вместе с развитием  нервной системы и психики  живых существ видоизменялась и  совершенствовалась. Если на первых этапах она ограничивалась сообщением организму  о приятном или неприятном, то следующей  ступенью развития явилась, очевидно, сигнализация о полезном и вредном, а затем — о неопасном и  опасном и, наконец, более широко — о значимом и незначимом. Если первая и отчасти вторая ступень  могли обеспечиваться только таким механизмом эмоционального реагирования, как эмоциональный тон ощущений, то третья ступень требовала другого механизма — эмоции, а четвертая — чувств (эмоциональных установок). Кроме того, если эмоциональный тон ощущений способен давать только грубую дифференцировку раздражителей и связанных с ними ощущений (приятные — неприятные), то эмоция обеспечивает более тонкую, а главное — психологическую дифференцировку ситуаций, событий, явлений, показывая их значимость для организма и человека как личности. Немаловажным оказалось и то обстоятельство, что эмоция возникает условнорефлекторно и тем самым дает возможность животному и человеку заблаговременно отреагировать на дистантные раздражители, на складывающуюся ситуацию. Ярость уже при виде врага, издали, при звуках, запахе противника дает возможность животному вступить в схватку с врагом с максимальным использованием всех силовых ресурсов, а страх — спастись бегством. 

Однако для этого  эмоции должны обладать еще одной  функцией: заставлять организм экстренно  мобилизовать свои возможности, энергию, чего эмоциональный тон ощущений сделать не может. 

Мотивационная роль эмоций. 

Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации о возникшей  потребности и оценке ее значимости, при прогнозировании возможности  удовлетворения потребности, при выборе цели. 

Эмоции как оценка значимости внешнего раздражителя. 

На первом (мотивационном) этапе главное назначение эмоций — сигнализировать о пользе или  вреде для организма того или  иного стимула, явления, которые  метятся определенным знаком (положительным  или отрицательным) еще перед  тем, как они будут подвергнуты  осознанной, логической оценке. По этому  поводу П. К. Анохин писал: «Производя почти  моментальную интеграцию всех функций  организма, эмоции сами по себе и в  первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация  воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма» («Психология  Эмоций», 1984, с. 173). 

Эмоции отражают не только биологическую, но и личностную значимость внешних стимулов, ситуаций, событий для человека, т. е. того, что его волнует. Об этом пишет  А. В. Вальдман: «Эмоция — это такая  форма отражательной психической  деятельности, где на первый план выступает  отношение к окружающей информации…» (1978, с. 132). А. В. Запорожец и Я. 3. Неверович (1974) считают, что эмоции опережают  осознание человеком ситуации, сигнализируя о возможном приятном или неприятном ее исходе, и в связи с этим говорят о предвосхищающей функции  эмоций. Выполняя эту отражательно-оценочную  роль, определяя, что для человека значимо, а что нет, эмоции тем самым способствуют ориентированию человека в различных ситуациях, т. е. выполняют ориентировочную функцию. 

Эмоции как сигнал о появившейся потребности. 

Отражательно-оценочная  роль эмоций проявляется и в их связи с потребностями, выступающими в качестве внутренних стимулов. Тесная связь эмоций с потребностями  очевидна, и неудивительно, что П. В. Симонов разработал теорию эмоций, во многом базирующуюся на обусловленности  эмоций потребностями и вероятностью удовлетворения последних, а Б. И. Додонов  создал классификацию эмоций, базирующуюся на видах потребностей (см. раздел 5.1). 

В. К. Вилюнас (1986) указывает, что «субъективное отражение  потребностей необходимо должно осуществляться особыми психическими явлениями, принципиально  отличными от тех, которые отражают объективные свойства действительности. Хотя актуализация потребности тоже является объективным событием, отражаться в психике оно должно не так, как  другие события, поскольку для субъекта оно должно стать не одним из многих, а центральным, всепоглощающим событием, приковывающим внимание, мобилизующим приспособительные ресурсы и  т. п.» (с. 78). 

Эмоции как способ маркировки значимых целей. 

В. К. Вилюнас пишет: «…Дело не только в необходимости  акцентированного отражения потребностей. Для их удовлетворения субъект должен действовать не с самими потребностями, а с теми предметами, которые им отвечают. Это значит, что потребность  должна отражаться не только сама по себе наряду с другими отражаемыми  предметами (например, в виде переживания  голода, жажды и т. п.), но еще спроецированной  в образ действительности и выделяющей в нем необходимые условия  и предметы, которые в результате такого выделения становятся целями. 

Отражаться только познавательными процессами цель не может. Как отражаемый предмет цель — один из многих элементов среды, действующий, как и прочие, на анализаторы, вызывающий соответствующие задержанные  двигательные реакции и в силу этого воспринимаемый в образе. В  этом отношении цель никак не выделяется ни среди других объектов действительности, ни в отражающем ее образе. Объективные  свойства вещи, отражаемые субъектом  в виде возможных с ней действий, не содержат признаков, указывающих  на ее необходимость в данный момент организму… Поэтому в строении образа должно быть нечто такое, что, отражая  состояние потребностей организма, присоединялось бы к отдельным отражательным  элементам среды, тем самым выделяя  их среди прочих именно в качестве целей и побуждая индивида к их достижению. Иначе говоря, для того чтобы психический образ, как  поле потенциальных действий, мог  служить основой для построения и регуляции деятельности, он необходимо должен быть «оснащен» специальным  механизмом, который нарушал бы равновесие между одинаково возможными действиями и направлял бы индивида к выбору и предпочтению некоторых из них» (1986, с. 78-79). 

Эту роль выделения  в образе потребностно-значимых явлений  и побуждения к ним человека и  выполняют многочисленные разновидности  пристрастного, эмоционального переживания. 

Эмоции как механизм, помогающий принятию решения. 

Эмоции, указывая на предметы и действия с ними, которые  способны привести к удовлетворению потребности, тем самым способствуют принятию решения. Очень часто, однако, достижение желаемого не обеспечивается информацией, необходимой для принятия решения. Тогда проявляется компенсаторная функция эмоций, которая, по П. В. Симонову, состоит в замещении информации, недостающей для принятия решения  или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с  незнакомым объектом, эмоция придает  этому объекту соответствующую  окраску (нравится он или нет, плохой он или хороший), в частности, в  связи с его схожестью с  ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит  обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она  все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации. 

Симонов подчеркивает, что «эмоции отнюдь не пополняют  сведений относительно реальных признаков  угрозы и возможностей ее устранения. Ликвидация дефицита информации происходит в процессе поисковых действий и  обучения. Роль эмоций заключается  в экстренном замещении, компенсации  недостающих в данный момент знаний» (1970, с. 82). 

Все это касается случаев, связанных с дефицитом  информации и, следовательно, отрицательных  эмоций. Симонов считает, что компенсаторная функция присуща и положительным  эмоциям (хотя что же здесь замещать, если и так имеется избыток  информации?). Однако автор полагает, что в этом случае компенсаторная функция проявляется не в момент возникновения эмоции, а на более  длительных отрезках приспособительного поведения, добавляя в качестве пояснения  этого тезиса, что даже небольшой  и частный успех способен воодушевить  людей на преодоление трудностей (т. е. положительная эмоция усиливает  потребность достижения цели). Действительно, усиливает, но где здесь проявление компенсаторной функции эмоций? Скорее речь должна идти о стимулирующей  функции. 

Соглашаясь с наличием компенсаторной функции эмоций, следует  все же с сожалением отметить слабость примеров, приводимых Симоновым для  раскрытия проявления этой функции  в реальной жизни. Трудно, например, согласиться с тем, что подражательное реагирование, например паника, связано  именно с компенсаторной функцией эмоций. Ведь сам автор, говоря о панике, пишет: «Когда субъект не располагает  данными или временем для самостоятельного и вполне обоснованного решения, ему остается положиться на пример других членов общества, своевременно заметивших надвигающуюся опасность» (1970, с. 83, выделено мною. — Е. И.). Неясен и пример с сомнением человека: «Сомнение, — пишет Симонов, — побуждает вновь и вновь анализировать сложившуюся ситуацию, искать дополнительную информацию, пересматривать ранее накопленный опыт» (Там же, с. 83). Но как же тогда понимать его утверждение, что компенсаторная функция эмоций не заключается в пополнении сведений в процессе поисковых действий (см. предыдущий абзац)? 

Симонов видит проявление компенсаторной функции эмоций и  в их способности служить дополнительным средством коммуникации между членами  сообщества. Например, когда человек  не может убедить собеседника  логическими доводами, он начинает повышать голос, т. е. усиливать экспрессивное  воздействие. Следует, однако, заметить, что повышение голоса — это  способ разрядки возникшего эмоционального напряжения, которое может быть следствием досады, раздражения, злости человека по поводу «глухости» партнера по общению  к приводимым доводам. Повышение  громкости голоса, безусловно, усиливает  воздействие на партнера по общению, но замещает ли оно для него недостающую  информацию? 

Таким образом, включаясь  в процесс вероятностного прогнозирования, эмоции помогают оценивать будущие  события (предвкушение удовольствия, когда  человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться), т. е. выполняют прогностическую функцию. О. К. Тихомиров и Ю. Е. Виноградов (1969), по существу, пишут о том же: эмоции облегчают поиск правильного  выхода из ситуации, в связи с  чем они говорят об их эвристической  функции. Следовательно, эмоции участвуют  не только на первом этапе мотивационного процесса, когда определяется значимость того или иного внешнего или внутреннего  стимула, но и на этапе принятия решения. 

Принятие человеком  решения связано и с санкционирующей (в том числе, переключающей направление  и интенсивность активности) функцией эмоций (идти на контакт с объектом или нет, максимизировать свои усилия или прервать возникшее состояние). П. В. Симонов (1981) пишет, что «переключающая»  функция эмоций обнаруживается как  в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Он полагает, что  наиболее ярко эта функция эмоций проявляется при конкуренции  мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. 

По поводу необходимости  этой функции эмоций Симонов пишет  следующее: «Казалось бы, ориентация поведения на первоочередное удовлетворение той или иной потребности могла  осуществиться путем непосредственного  сопоставления силы (величины) этих потребностей. Но в таком случае конкуренция мотивов оказалась  бы изолированной от условий окружающей среды субъекта. Вот почему конкурируют  не потребности, а порождаемые этими  потребностями эмоции…» (1987, с. 80). Так, в боевой остановке борьба между  естественным для человека инстинктом самосохранения и чувством долга переживается субъектом в виде борьбы страха со стыдом. 

Думается, что нет  надобности заменять борьбу потребностей борьбой эмоций, так как в реальности проявление этих двух феноменов неразделимо. Поэтому более правильной мне  представляется мысль, содержащаяся в  следующем высказывании Симонова: «Вопрос  стоит совершенно в иной плоскости: какие именно потребности, какие  мотивы вступают в конкурентную борьбу «в доспехах» положительных и  отрицательных эмоций» (1987, с. 81). Борются  все-таки потребности, но облаченные в  «доспехи» эмоций. Эмоции помогают этой борьбе, так как обозначают значимость той или иной потребности  в данный момент. 

Зависимость эмоций от вероятности удовлетворения потребности, пишет Симонов, «чрезвычайно усложняет  конкуренцию соответствующих мотивов, в результате чего поведение нередко  оказывается переориентированным  на менее важную, но легко достижимую цель: «синица в руках» побеждает  «журавля в небе»» (Там же, с. 83). 

Осуществление эмоциями санкционирующей функции может  базироваться на защитной функции эмоции страха. Он предупреждает человека о реальной (или о мнимой) опасности, способствуя тем самым лучшему  продумыванию возникшей ситуации, более  тщательному определению вероятности  достижения успеха или неудачи. Тем  самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а  возможно, и от гибели. 

Побудительная роль эмоций. 

По мнению С. Л. Рубинштейна, «…эмоция в себе самой заключает  влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально» (1946, с. 489). Вообще, вопрос о том, откуда в побуждении берется заряд энергии, довольно сложен и дискуссионен. Исключать  присутствие в побуждении к действию энергии эмоций нельзя, но считать, что эмоции сами по себе вызывают побуждение к действию, тоже вряд ли возможно. 

Роль эмоций в  оценке достигнутых результатов. 

А. Н. Леонтьев (1971) пишет: «Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией  отвечающей этим мотивам деятельности» (Психология эмоций, 1984, с. 164). 

Оценивая ход и  результат деятельности, эмоции дают субъективную окраску происходящему  вокруг нас и в нас самих. Это  значит, что на одно и то же событие  разные люди могут эмоционально реагировать  различно. Например, у болельщиков  проигрыш их любимой команды вызовет  разочарование, огорчение, у болельщиков  же ко манды-соперника — радость. Люди по-разному воспринимают и произведения искусства. Недаром в народе говорят, что на вкус и на цвет товарища нет  и что о вкусах не спорят. 

Эмоция как ценность и потребность 

Хотя эмоции сами по себе не являются мотивами (которые  я рассматриваю как сложное образование, включающее в себя потребность, идеальную (представляемую) цель и мотиваторы, т. е. факторы, повлиявшие на принятие решения  и формирование намерения), они могут  выступать в мотивационном процессе не только в качестве «советчика»  или энергетического усилителя  побуждений, возникающих в процессе мотивации, но и самого побудителя, правда, не действий по удовлетворению потребности, а мотивационного процесса. Это происходит в том случае, когда  у человека возникает потребность  в эмоциональных ощущениях и  переживаниях и когда человек  осознает их как ценность. 

Эмоции как ценность. 

В 70-х годах XX века развернулась дискуссия между Б. И. Додоновым и П. В. Симоновым  относительно того, являются ли эмоции ценностью. На первый взгляд спор этот не имеет отношения к рассмотрению мотивационной роли эмоций. Однако в действительности понимание эмоции как ценности означает не что иное, как осуществление эмоциями функции  побуждения, притягательности для человека. 

Додонов справедливо  считает, что эмоции необходимы для  существования человека и животных, для их ориентировки в мире, для  организации их поведения. «И поэтому  про эмоции-оценки можно сказать, что они имеют для нас большую  ценность, но ценность эта служебная. Это ценность средства, а не цели» (1978, с. 46-47). Однако эмоции, по Додонову, обладают и самостоятельной ценностью. «Этот факт, — пишет он, — достаточно хорошо осознан и вычленен житейской  психологической интуицией, четко  разграничившей случаи, когда человек  что-либо делает с удовольствием  и когда он чем-то занимается ради удовольствия» (Там же, с. 47). Ученый отмечает, что с теоретическим  осмыслением этому факту явно не повезло. С самого начала на него легла тень некоторых ошибочных  философских и психологических  концепций, критика со стороны которых  «выплеснула вместе с грязной  водой и самого ребенка». До сих  пор «весьма распространено мнение, будто любое признание эмоции в качестве ценности или мотива деятельности должно быть априорно отброшено как  давно разоблаченная философская  ошибка» (Там же, с. 47-48). При этом Додонов  ссылается на многие художественные произведения, в которых писатели и поэты отразили мотивационное значение эмоций, представив эмоцию как мотив поведения. 

Потребность в эмоциональном  насыщении. Понимание эмоции как  ценности приводит Б. И. Додонова (1978) к  представлению о том, что у  человека имеется потребность в  «эмоциональном насыщении», т. е. в эмоциональных  переживаниях. Действительно, еще знаменитый математик Б. Паскаль говорил, что  мы думаем, что ищем покоя, а на самом  деле ищем волнений. Это означает, что  эмоциональный голод может прямо  обусловливать мотивационный процесс. 

Для обоснования  этой потребности Додонов ссылается  на известные последствия отрыва ребенка от матери и на феномен  сенсорной депривации. Первое доказательство основывается на том, что отсутствие интимного контакта младенца с матерью  приводит к плохому его развитию, к частым болезням, ущербной эмоциональности, «холодности», низкой способности к  сопереживанию и сочувствию (Обуховский, 1972; Bakwin, 1949; Bowlby, Robertson, 1956). С этим доводом  можно согласиться, хотя этот пример скорее свидетельствует о том, что  для развития эмоциональной сферы  ребенка нужна тренировка этой сферы, которая и обеспечивается контактом  с матерью и связанными с ним  чувствами, переживаниями. Со вторым же примером согласиться трудно. Ведь при сенсорной депривации речь идет об ограничении притока раздражителей, воздействующих на органы чувств (анализаторы), но отнюдь не о чувствах и эмоциях. Возникающие при сенсорной депривации психические нарушения, как утверждает сам Додонов, дают лишь основание  подозревать, что среди причин, вызывающих эти нарушения, может быть и отсутствие разнообразия эмоциональных переживаний. Поэтому он говорит об эмоциональной  депривации, считая, что она является следствием сенсорной депривации. По этому поводу автор пишет: «…если доказана важность чисто сенсорного насыщения для нормального развития и функционирования мозга, то не естественно  ли предположить, что насыщение эмоциями…  является для него еще более необходимым? А раз дело обстоит именно таким  образом, то это означает, что эмоциональное  насыщение организма является его
 важной врожденной  и прижизненно развивающейся  потребностью» (1978, с. 76). 

В этой цитате обращает на себя внимание смелый переход автора от предположения о необходимости  насыщения эмоциями к констатации  этого как уже имеющего место  факта. 

Додонов полагает, что  потребность в эмоциональном  насыщении является физиологической, несмотря на то что сами эмоции несут  в себе психологическое содержание. Он обосновывает это тем, что всякий орган должен функционировать, в  противном случае произойдет его  инволюция, деградация. Следовательно, центры эмоций нуждаются в функционировании, т. е. в проявлении эмоций для того, чтобы сохранить свою реактивность. 

П. В. Симонов не согласен с трактовкой эмоций как ценности, так как в этом случае они сами являются мотивом, «притягивающим»  субъекта к деятельности. Он ссылается  на А. Н. Леонтьева (1971), который утверждал, что эмоции не являются мотивами, и на философа С. Штрессера (Strasser, 1970), который не отождествляет эмоции с влечениями и потребностями. По Симонову, самостоятельная ценность эмоций, их способность мотивировать поведение в любом случае оказываются иллюзией.Стремление к переживанию положительных эмоций не в состоянии объяснить, почему данный человек стремится именно к такому, а не иному источнику удовольствия. 

С последним утверждением можно согласиться. Однако нельзя при  этом не отметить ограниченность понимания  Симоновым (и не только им) мотива. Дело в том, что эмоция-потребность, во-первых, еще не весь мотив, и во-вторых, как  всякая потребность, она может удовлетворяться  разными способами и средствами. Поэтому нельзя требовать от потребности  ответа на все вопросы: почему, для  чего и как. Но это не устраняет  у потребности в эмоциональном  переживании функции побуждения. Просто надо понимать, что это побуждение не к деятельности, а лишь к развертыванию  мотивационного процесса, формированию мотива. Кроме того, ссылаясь на А. Н. Леонтьева, П. В. Симонов не учитывает, что он говорил о «сдвиге мотива на цель», когда деятельность начинает выполняться просто потому, что доставляет человеку удовольствие. 

О потребности человека в положительных эмоциях пишет  Э. Фромм. Действительно, человек делает многие вещи ради получения удовольствия, наслаждения: слушает музыку, читает нравящуюся ему и не раз уже  читанную им книгу, катается на американских горках, чтобы испытать «острые ощущения»  и т. д. Поэтому эмоция выступает  в виде цели (человек делает что-то ради получения желаемого переживания). Осознаваемая же цель является для  человека ценностью или, по Б. И. Додонову, мотивом поведения. 

Характерно, что человек  испытывает потребность не только в  положительных эмоциях, но и в  отрицательных. Вспомним «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: 

Таких две жизни  за одну,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.