На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Филиал  Российского государственного социального

    университета
    в г. Каменске-Шахтинском
    Кафедра _________Финансов и кредита     
 

    Курсовая работа

 
          По дисциплине:    Финансы    
          На тему: Налоговое регулирование инвестиционной 
       деятельности            
 
 

        Выполнила студентка:
        заочной  формы обучения
        специальности   ФИН
        специализации  финансовый менджмент
        3 курса    группы
                                            О.А. Шевырева
               (личная подпись)   (инициалы, фамилия) 
     

        Руководитель  работы
        ___________________
        ___________________     ___________     _____________
              (ученая степень, звание)        (личная подпись)            (инициалы, фамилия) 

    2011 г.
    Содержание:
    Введение 3
        Глава 1. Теоретические основы и понятия инвестиционной деятельности
5
      Инвестиции. Виды инвестиций и инвестиционных рисков
5
      Принятие инвестиционных решений и учет факторов риска 
8
      Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
10
        Глава 2. Методические аспекты формирование и совершенствование правовой базы инвестиционного процесса
14
        2.1. Нормативное и правовое  регулирование  инвестиционной деятельности
14
        3.  Государственное и налоговое  регулирование инвестиционной деятельности. Анализ эффективности инвестиционной деятельности и финансовых вложению в Российской Федерации.
22
    3.1. Механизм привлечения и контроля за инвестиционной деятельностью.   22
    3.2. Инвестиционная деятельность Ростовской области, ее анализ. 32
    Заключение 37
    Список  литературы 39
    Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение  

     Актуальность  темы: В рыночной экономике применяются различные методы стимулирования инвестиционной деятельности. В современных условиях преодоление инвестиционного кризиса и существенное увеличение инвестиций в реальный сектор экономики являются одними из важнейших задач Российской Федерации. При этом инвестиционная политика со стороны государства - это не только осуществление прямых капитальных вложений, но и налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности в целом. Налоги как инструмент косвенного воздействия государства на экономику играют важную роль. Определяя объем взимаемых налогов, государство влияет на величину чистой прибыли, амортизационных отчислений организаций, и, тем самым, определяет объем потенциальных источников финансирования инвестиционных программ.
     Инвестиционная активность в реальном секторе экономики имеет большое значение для повышения производственного потенциала страны и формирования доходной базы бюджета. Наиболее выгодными сферами предпринимательской деятельности в переходной экономике России, к сожалению, оказались не производственная, а торговая и финансовая сферы, в которых более быстрый оборот капитала и выше норма чистой прибыли. Однако, благосостояние государства с большой численностью населения и территорией, каким является Россия, зависит от состояния всех отраслей экономики.
     Вопросы налогового регулирования инвестиционной деятельности нуждаются в более  глубокой теоретической и методологической проработке. В них должны учитываться не только крупные потенциальные инвесторы, но и более мелкие. Основа исследования воздействия налогов на инвестиционный процесс была заложена еще в 30-х годах XX века английским экономистом Дж.М. Кейнсом. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность вопросов налогового регулирования инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики обуславливает актуальность темы, предопределяет цель и задачи исследования.
       Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплекса теоретических и методологических положений по налоговому регулированию инвестиционной деятельности, научное  
обоснование практических рекомендаций, обеспечивающих  
максимальное сочетание интересов государства и инвесторов в реальном секторе экономики.  
 Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:  
        - выявить специфику инвестиционного процесса в Российской Федерации на современном этапе, в частности на примере Ростовской области;

    - раскрыть особенности налогового регулирования инвестиционной деятельности в Ростовской области;
    - проанализирован действующий механизм налогообложения с целью выявления потенциальных возможностей усиления его воздействия на увеличение объема инвестиций.
     Объект  и предмет исследования. Объектом исследования является система налогообложения организаций реального сектора экономики, осуществляющих инвестиционную деятельность в Российской Федерации. Предметом исследования является механизм формирования налоговой базы наиболее значимых налогов как фактор усиления налогового регулирования инвестиционной деятельности. Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные исследования в области совершенствования налогового регулирования инвестиционного процесса.  
Методологической основой проведенного исследования является конкретное приложение теории научного познания к проблемам налогового регулирования инвестиционной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава 1. Теоретические основы и понятия инвестиционной деятельности
      Инвестиции. Виды инвестиций и инвестиционных рисков
     Инвестиции  – это денежные средства, целевые  банковские вклады, акции и другие ценные  бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии,  в том  числе и на товарные знаки, кредиты,  любое другое имущество  или имущественные  права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности для получения доходов (прибыли) и достижения позитивного результата.1
          Инвестиционная деятельность представляет собой вложения инвестиций (инвестирование)  и совокупность практических действии по  реализации инвестиций.  При этом инвестирование в создание и производство основных фондов производится в виде  капитальных вложений.  Экономика переходного периода ведет к постепенному изменению структуры капитальных вложений по видам собственности. Тем не менее, часть инвестиций в государственную собственность по прежнему остается максимальной.
          Субъектами инвестиционной деятельности  являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а так же поставщики, юридические лица (банковские,  страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды)  и другие участники инвестиционного  процесса.  Субъектами инвестиционной деятельности могут  выступать физические и юридические лица, в том числе иностранные, а так же государства и международные организации. Инвесторы совершают вложения собственных, заемных и привлеченных  средств в виде инвестиций и обеспечивают их целевое назначение.
          Пользователями объектов  инвестиционной деятельности являются инвесторы, а так же другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы,  иностранные государства, международные организации,  для которых формируются объекты инвестиционной деятельности. В ситуации, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не выступает инвестором, отношения между ним и   инвестором обусловливаются  контрактом (решением) об инвестировании.
          Участники инвестиционной деятельности, реализующие соответствующие виды занятий, должны иметь лицензию или сертификат на право исполнения такой деятельности.   Номенклатура работ, подлежащих лицензированию,  порядок выдачи лицензий и сертификатов установлены Правительство РФ.
          Главным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные  и другие отношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Подписание договоров, выбор партнеров, установление обязательств, любых других условий хозяйственных отношений, является исключительной  компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.
     Инвестиционная  деятельность – совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проект, а также  обеспечение отдачи вложений.
     Под отдачей от инвестиций принимается  разность между доходами в течение  срока использования инвестиционных ресурсов и затратами денежных средств в том же периоде. Можно сказать, что основная задача инвестиций – принести инвестору предполагаемый доход при минимальном уровне риска, который достигается путем формирования диверсифицированного инвестиционного портфеля.
     По  объекту инвестирования выделяю:
     - Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):
     1. в форме материальных активов  (основных фондов, земли), осплата  строительства или реконструкции.
     2. капитальный ремонт основных  фондов.
     3. вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования,  авторские права, товарные знаки,  ноу-хау, человеческий капитал  (воспитание, образование, наука).
     - Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):
    ценные бумаги в том числе через ПИФы.
    предоставленные капиталы.
    лизинг (для лизингодателя).
     - Интеллектуальные инвестиции – долгосрочные вложения в поддержание и развитие научного  потенциала, разработку технологий, подготовка специалистов на курсах, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки и прочее.
     Все три вида инвестиций подразделяются на:
     - высокодоходные, но высокорискованные; 
     - среднедоходные, но среднерискованные;
     - низкодоходные и низкорискованные.
     Инвестирование  во всех его формах сопряжено с многочисленными рисками, степень влияния которых на его результаты существенно возрастает с переходом к рыночной экономике. Возрастание этого влияния связано с высокой   изменчивостью экономической ситуации в стране, колеблемостью конъюнктуры инвестиционного рынка, появление  новых для нашей практики видов реальных инвестиционных проектов и форм их финансирования.
     В наиболее общем виде инвестиционный риск можно определить как возможность  полной или частичной потери инвестируемого капитала, вследствие как их бы то ни  было причин.  Инвестиционные риски, возникающие при совершении  операций с ценными бумагами, являются производными  (вторичными) по отношению к базовым предпринимательским рискам.
     Сталкивая с рисками, присущими  неорганизованному рынку ценных бумаг на ранних этапах  его развития, такими как риск неисполнения обязательств контрагентом, риски сохранности и подлинности ценных бумаг, отсутствия достоверной информации манипулирования ценами и тому подобное, инвестор  осознает потребность  в создании системы профессиональных участников  фондового рынка,  берущих на себя ответственность за минимизацию этих рисков и защиту интересов инвестора.
     Риски, возникающие у портфельного инвестора  при совершении операций на организационном вторичном рынке ценных бумаг, то есть рынке, обслуживаемом развитой системой финансовых посредников, определенной выше как финансовая инфраструктура.  Для данного уровня делегирования функций по управлению рисками базовым можно считать системный или инфраструктурный риск, заключающийся в возможности потери инвестируемого капитала вследствие непредвиденных изменений или неэффективности функционирования финансовой инфраструктуры. Стремление инвестора  к его исключению ведет, в свою очередь, к возникновению потребности в органе (или системе органов),  отвечающих за надежность или эффективность функционирования системы финансовых посредников в целом. Данную функцию, возлагаемую, как правило, на государственные учреждения или на коллективные представительные органы профессиональных участников фондового рынка, определили как регулирование.
     Аналогичным образом, на следующем уровне развития системы   управления рисками  инвестор сталкивается с необходимостью управления политическими,  макроэкономическими, микроэкономическими рисками. Таким образом, инвестор как бы возвращается  к рассмотрению базовых предпринимательских рисков,  но это уже происходит  на качественно новом уровне.  

      Принятие  инвестиционных решений  и учет факторов риска 
     С    инвестиционной   деятельностью    так    или    иначе    связаны     все предприятия.  Для   организаций   и    предприятий   принятие     решений     по                 инвестированию            осложняются          следующими            факторами: 
     1. Ограниченность финансовых ресурсов для инвестирования;
     2. Множество доступных вариантов  вложения капитала;
     3. Риск при принятии того или  иного решения по инвестированию.
     Необходимость в инвестировании обуславливается   рядом причин, которые по своей  сути различны, но в целом их можно объединить по принципу получения дохода:
     1.  Финансовые инвестиции осуществляются  с целью получения дохода от  дивидендов или курсовой разницы;
     2. Реальные инвестиции осуществляются  с целью снижения затрат на  производство продукции.
     Размер  предполагаемых инвестиций, имеет немаловажное значение,  от этого зависит глубина аналитической проработки экономической стороны инвестиционного проекта предшествуя принятию решения.
     Решения должны приниматься в альтернативных условиях или взаимно независимых  инвестиционных возможностей.  В данном случае, придерживаясь принятых критериев необходимо сделать выбор того или иного варианта, или нескольких ввиду такой возможности, хотя чаще всего вероятность выбора нескольких вариантов, как правило, меньше единицы. 
     Возможностей  для инвестирования  в условиях рыночной экономики довольно много. Каждое предприятие, от малого до большого, имеет ограниченные свободные  финансовые ресурсы, доступные для инвестирования, отсюда и вытекает задача оптимизации инвестиционного портфеля. Так же стоить помнить о существовании финансовых рисков связанных с инвестиционной деятельностью, которая зачастую осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьироваться.
     Отправной точной для деятельности является определение инвестиционных возможностей, связанной с инвестированием. В конечном счете, это может стать началом мобилизации инвестиционных средств.
     Учет  риска инвестора осуществляется путем увеличения используемого  банками реальной процентной ставки на величину "премии за риск".
     Рисковые  инвестиции или как их еще называют на языке экономики «венчурный капитал» - термин, применяемый для обозначения капиталовложений, для которых трудно оценить возможные доходы и сопутствующие расходы. Как правило, венчурный капитал инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств, то есть представляет собой инвестиции в новые сферы деятельности, связанные с большим риском. Венчурные вклады являются высокорискованными и направлены на получение максимального дохода без учета риска. Единственным способ снижения риска является высокая диверсификация проектов.
     Существующие  на сегодняшний день факторы риска, влияющие на достижение конкурентных преимуществ в борьбе за инвестиции можно подразделить, и обязательно учитывать при принятии инвестиционных решений,   на: политические; макроэкономические, микроэкономические и инфраструктурные.
     К политическим факторам можно отнести  стабильность государственного устройства,  наличие развитой законодательной базы,  сопоставимой с принятыми в различных странах системами прав и обеспечивающей эффективную защиту прав инвестора, профессиональное правительство,  проводящее неизменную или , по крайней мере,  предсказуемую инвестиционную политику, направленную на создание условий  для долгосрочного привлечения прямых и портфельных инвестиций в национальную экономику, наличие государственных органов, осуществляющих  эффективное и последовательное регулирование рынка ценных бумаг,  их информационную открытость для отечественных и иностранных инвесторов и гласность проводимой ими политики.
     Макроэкономические  факторы характеризуют общее  состояние экономики,  темпы ее роста и прогноз их и изменения на ближайшие годы, фазу экономического цикла,  на которой находится  экономика страны. К этой группе факторов  относятся уровень инфляции, безработицы,  средние доходы на душу населения, стабильность национальной валюты,  состояние государственного бюджета и платежного  баланса, ставки рефинансирования,  уровень налогообложения различных видов доходов,  а также структурные пропорции развития экономики,  такие как относительные доли промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики в валовом внутреннем продукте. Немаловажна и динамика  вышеуказанных показателей. К макроэкономическим факторам можно отнести и общие характеристики развития  фондового рынка, такие как отношение капитализации рынка ценных бумаг или отдельных его сегментов к размеру ВВП,  доля иностранных прямых и портфельных инвестиций  в общем объеме инвестиций  в экономику и отношение этих двух видов инвестиций между собой;  уровень и темпы развития  финансового сектора, в частности, коммерческих банков,  брокерских компаний,  инвестиционных банков и бирж.
     К микроэкономическим факторам относятся показатели, характеризующие финансовое положение, уровень развития менеджмента, производственную и маркетинговую политику, перспективы развития крупнейших предприятий, ценные бумаги которых общаются на национальном рынке. К показателям,  в частности, характеризующим эту группу факторов можно отнести доходность активов и капитала, отношение цены акции к доходу на одну акцию.
     Инфраструктурные  факторы,  влияющие на привлекательность  национального рынка ценных бумаг  и инвестиций,  представляют собой  данные об  уровне и направлении развития инфраструктуры  рынка ценных бумаг, то есть его элементов и принятой на данном рынке системы отношений между ними в процессе совершения операций с ценными бумагами. 2
     Анализ  инвестиционных рисков и способ управления ими  являются основой для принятия  квалифицированным инвестором решения об инвестировании. Инвестиционные решения в большинстве случаев принимаются  на основе детального анализа вышеописанных групп факторов  и порождаемых ими рисков. Немаловажно и то, что  анализ инвестиционных рисков проводится при принятии решения об инвестировании,  но и в течение всего «жизненного цикла» уже совершенных инвестиций. 

      Правовые  основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
     Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой.3   Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
     По  форме и юридической силе:
     - законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
     - акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;
     - правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).
     По  характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:
     - административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
     -  гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;
     Однако  наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
     Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:
     - Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон   «Об акционерных обществах»,  система отраслевых актов налогового законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;
     - указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);4
     - постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.
     Ко  второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999  и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.5
     Основу  российского законодательства в  области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
     - Закон РФ «Об инвестиционной  деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
       - Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.6
     Данный  закон направлен на привлечение  и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.  В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов. 
     В основном сложилось два подхода  к регулированию иностранных  инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой  специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов  распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности  национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. 
     Субъекты  Российской Федерации вправе принимать  законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции. 
 
 
 
 

     Глава 2. Методические аспекты формирования  и совершенствования
     государственной правовой базы инвестиционного процесса
      2.1. Нормативное и правовое регулирование инвестиционной
      деятельности
      В России в целом за 90-е годы создана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база инвестиционной деятельности. На федеральном уровне действует более чем тридцать  нормативных актов. Разработана и продолжает дополняться законодательная база привлечения иностранных инвестиций, в целом соответствующая нормам международного инвестиционного сотрудничества.
     Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, являлась  и продолжает является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Действующие законодательные и подзаконные акты, составляющие общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности, можно классифицировать по различным признакам, однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности.7
      В период с 1998 и до 1999 г. был принят ряд законодательных актов, направленных на улучшение инвестиционного климата  в стране для отечественных и  иностранных инвесторов. Нормативно-правовые условия инвестиционной деятельности на территории страны определяет Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В этот период были также приняты законы «О Бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», изменения и дополнения к закону «О соглашениях о разделе продукции».
      Дополнительные  возможности для развития инвестиционной сферы дает Федеральный закон  «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”» от 2 января 2000 г. №22-ФЗ.8 В целях создания правовых основ стабильного осуществления отечественными и иностранными инвесторами инвестиционной деятельности в законе принята так называемая «дедушкина оговорка».9 Российским и иностранным инвесторам, осуществляющим реализацию приоритетного инвестиционного проекта на территории России, предоставляются гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства. В соответствии со стабилизационной оговоркой в отношении инвестора, осуществляющего капитальные вложения в приоритетный инвестиционный проект, до полной окупаемости инвестиционного проекта (не более семи лет) не должно применяться новое законодательство или изменения и дополнения, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки по сравнению с условиями, которые действовали на день начала финансирования проекта.10
      В целях создания благоприятного инвестиционного климата также были намечены меры по упрощению процедуры согласования технико-экономических обоснований инвестиционных проектов.
      Вместе  с тем ряд положений закона требуют уточнений и дальнейшего  развития. В законах об инвестиционной деятельности определено, что государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривается как путем создания благоприятных условий для ее развития, так и прямого участия государства в инвестиционном процессе. Вместе с тем, слабо прописана ответственность государства за развитие инвестиций в реальном секторе экономики. Существенно сужаются права инвесторов различными изъятиями в осуществлении инвестиционной деятельности.
      Стабилизационная  оговорка касается только инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. При этом из поля ее действия выпадает огромный сегмент инвестиционной деятельности, имеющий определенное значение для сбалансированного социально-экономического развития.
      На  привлечение инвестиций в реальный сектор экономики направлен Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (№156-ФЗ).11 В соответствии с законом вводятся единые стандарты регулирования взаимоотношений в области коллективных инвестиций, устраняется ряд препятствий для размещения свободных денежных средств на организованных рынках капитала.
      Формы инвестиций чрезвычайно разнообразны, законодательство, которое оказывает  влияние на их развитие, контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций, включает:
      - корпоративное законодательство,
      - законодательство об иностранных инвестициях,
      - о рынке ценных бумаг,
      - о банковской деятельности,
      - о коллективном инвестировании,
      - бюджетное законодательство,
      - налоговое,
      - уголовное законодательство.
     В период реализации жесткой централизованной системы управления экономикой вложения средств, на выполнение неких работ, улучшение сфер производства и технической базы и оснащения, имело форму планируемых вложений.  Это вело к созданию плановых предпосылок и проектированию. С развитием рыночной экономики  инвестиционная деятельность приобретает новый характер, появляется многообразие форм собственности, равных условий хозяйствования, что создает для инвестирования и правового  регулирования  этих процессов новые условия.
     Для разумного вложения инвестиционных средств  в высокотехнологические программы необходимо значительно улучшить  производство товаров, спрос на них, условия труда и   позволить всему  обществу, в целом,  интенсивно развиваться  и осваивать наукоемкие технологии.  Инвестиционные вложения в эту сферу дадут  представление  о качественно новом уровне инвестиций, а соотношение качественного и количественного уровня инвестирования  дают представление о проводимой  государством инвестиционной политике,  целью которой  стал поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, иностранных и национальных инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в:
     - определении признаков субъектов; 
     - установлении организационно-правовых  форм ведения инвестиционной  деятельности;
     - выделении специальных требований  к отдельным направлениям инвестиционной  деятельности;
     - регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров;
     - установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.
     Инвестиционная деятельность реализуется в правовых формах – договорах порядка, которые подписываются между сторонами, путем приобретения акций, патентов, прав пользования по лицензионному договору, приобретение товарного знака и прочее подобное.
     Инвестиционную  деятельность осуществляют  инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, привлеченных или заемных средств в форме инвестиций  и обеспечивающие их целевое  использование.  Инвесторами могут быть: - граждане, предприятия, объединения предпринимателей  и другие юридические лица;  - органы уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами (КУИ); - иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации. 
     Инвестор, как главная фигура инвестиционного  проекта, обладает правом самостоятельно определять объёмы, характер и эффективность  инвестиций; контролировать их целевое  использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.  В случае «Заказчик и Инвестор», заказчик, не является инвестором, то он наделяется  правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, которые оговариваются в инвестиционном договоре.
     Инвестиционный  договор определяет взаимоотношения  собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской  деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.
     В РФ объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
     Законом запрещено инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. 
     Государство одновременно выступает и как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. Регулирование инвестиционной деятельности государством, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РФ, обеспечивается государственными органами РФ, республик в составе РФ в пределах их компетенции и осуществляется:
      прямым управлением государственными инвестициями;
      в соответствии с государственными инвестиционными программами;
      введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
      проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
      предоставлением финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, субвенций, отраслей, производств;
      контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)12
      в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории РФ, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;
      антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
      экспертизой инвестиционных проектов.
      Решения по государственным инвестициям  принимаются  высшим представительным органом, глава третья ФЗ «Об инвестиционной деятельности», на основе прогнозов  экономического и социального развития РФ. Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, субъектов участвующих в реализации этих программ. Источниками инвестиций могут служить банки, выдающие кредиты под государственные гарантии.13 Согласованный  объем государственных капиталовложений устанавливается Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. На основании предварительных, согласованных, объемов, они разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчетами. Данный перечень утверждается и является основанием для проведения торгов подряда, результатом которых считается заключение государственных договоров (контрактов), в которых уточняются нюансы из проектно-сметной документации.
      Разные  получатели инвестиций, разные формы собственности инвесторов, разное происхождение инвестиций, разные способы взаимодействия инвестора и реципиента инвестиций — все это исключает возможность создания единого режима инвестиций в рамках и средствами какой-либо одной отрасли законодательства. Этим объясняются многочисленность и разнообразие правовых норм и актов российского законодательства, регулирующих инвестиции и инвестиционный процесс.
      Для нормального развития экономики  и для обеспечения воспроизводства  необходим постоянный приток средств (инвестиций)14. В значительной степени на количественный рост инвестиций  их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики.
      Государственное регулирование инвестиций, начиная  с федерального уровня, направлено на создание для них благоприятных условий и осуществляется путем совершенствования системы налогов; установления специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов, то есть лиц, вкладывающих средства в строительство (они в данном случае и являются ключевыми фигурами в инвестиционном процессе); предоставления льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер и тому подобное. 
 Сложность внутренней структуры правового обеспечения инвестиционной деятельности связана также с ее многоуровневостью. Следует иметь в виду несколько уровней — федеральный, региональный (субъекты РФ), местный (местное самоуправление), корпоративный и локальный (в рамках хозяйственных объединений, предприятий).

      Правовое  обеспечение инвестиционной деятельности включает законы (нормативы), регулирующие инвестиционную сферу, нормативные блоки, регулирующие перспективы развития и структуру народного хозяйства, финансовую сферу, контрактную деятельность, занятость и доходы населения. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики связано, в первую очередь, с формированием целостной системы правового обеспечения. Однако именно целостной правовой системы пока не создана, российское инвестиционное законодательство имеет раздробленный и внутренне противоречивый характер.
      Данная  ситуация в инвестиционной сфере обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. Во-первых, осуществление радикальных рыночных реформ началось в условиях нормативно-правового вакуума и отсутствия законодательной базы в инвестиционной сфере. За последние годы было предпринято немало усилий по формированию нормативно-правовой базы инвестиционного процесса. Приняты базовые и частные правовые акты на федеральном и региональном уровнях, затрагивающие вопросы стратегического и регламентного характера в области инвестиций.
      Однако  к быстрому устареванию и обесцениванию принятых нормативных документов приводят изменение хозяйственной среды, непрерывная смена тенденций во всех областях, в том числе и в инвестиционной сфере, а также возникновение принципиально новых задач, увеличение их числа. В связи с этим без согласования с уже принятыми законами было издано значительное число нормативных актов, носивших временный ситуационный характер (постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации, регламентирующие отдельные вопросы инвестиционной деятельности).
      Новые правовые нормы часто вступают в  силу без должной огласки. Поэтому  даже специалисты не всегда имеют  возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование инвестиционной деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают в действие с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу. В результате усиливается неопределенность и инвестиционный риск.15
      Следует признать, что федеральная законодательная база во многом пока остается непрозрачной и противоречивой, ряд аспектов деятельности инвесторов неоправданно регламентированы, регулируются множеством подзаконных актов, другие — остаются за рамками правового поля, что препятствует притоку капитала в производство. Для улучшения инвестиционного климата необходимо принять законодательные акты, направленные на дерегулирование и дебюрократизацию предпринимательской деятельности, упрощение процедуры регистрации юридических и физических  лиц, порядка введения в хозяйственный оборот земельных участков несельскохозяйственного назначения для осуществления строительства новых объектов, то есть на снижение очень высокого уровня трансакционных издержек бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Государственное и налоговое регулирование инвестиционной       деятельности. Анализ  эффективности инвестиционной деятельности и    финансовых  вложений  в Российской Федерации
      Механизм привлечения инвестиций и контроля за инвестиционной деятельностью.
     Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях.
     Гарантия  прав и ответственность субъектов  инвестиционной деятельности и защиту инвестиций можно с полным правом считать частью процесса регулирования инвестиционной деятельности государством.
    В настоящее время идет формирование нового этапа инвестиционного развития, который связан с активизацией инвестиционной деятельности. Для обеспечения этого  процесса, закрепления положительных тенденций необходимо существенное обновление работы производственного  аппарата всех отраслей экономики, поддержка инвестиционных процессов и привлечение инвестиций на всех уровнях управления. Эта поддержка может осуществляться посредством предоставления и обеспечения гарантий прав инвесторов, а также создания льготного режима инвестиционной деятельности. Формирование инвестиционной политики и как следствие – разработка мер регулирования инвестиционного процесса происходит на всех уровнях. Причем акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности в последнее время были смещены именно на региональный уровень. Это связывается с усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сфере, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах. При этом в разработке регионального законодательства следует соблюдать принципы непротиворечивости и компетенции, чтобы не было расхождений с федеральным законодательством.
    В настоящее время к основным принципам  инвестиционной политики субъектов Федерации наряду с созданием организационных структур по содействию инвестициям, разработкой и экспертизой инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования относится предоставление инвесторам различных льгот и применение к ним стимулов финансового и нефинансового характера.
    Стимулы финансового характера (привилегии) – это создание льготного режима инвестиционной деятельности.
    На  региональном и местном уровнях  должно действовать законодательство, обеспечивающее благоприятные условия работы организаций в период реализации инвестиционных проектов.
      В настоящее время в России осуществляется масштабная налоговая реформа, направленная на упрощение налоговой системы  путем отмены части неэффективных налогов и значительное снижение общей налоговой нагрузки на предприятия для стимулирования инвестиционной активности. Одной из ее задач выступает также формирование равных условий для законопослушных налогоплательщиков путем уменьшения количества и упорядочивания налоговых льгот. Сумма различных льгот в нашей стране оценивается в 200 миллиардов рублей в год, и зачастую они предоставляются произвольно, в зависимости от возможностей лоббирования их получателей.
      Однако  изменения, из предистории развития инвестиционной деятельность,  происходящие в 2001—2002 годах в российском налоговом законодательстве могут привести к снижению возможностей инвестирования. С 1 января 2002 г. в России вступила в силу глава «Налог на прибыль» второй части Налогового кодекса РФ, регламентирующая налогообложение прибыли (дохода) юридических лиц. Ставка налога на прибыль в соответствии с данной главой снижена с 35 до 24%. Данной главой Налогового кодекса также отменены все налоговые льготы, в том числе льгота по капитальным вложениям.
      В соответствии с общей первой частью Налогового кодекса Российской Федерации  в России действовал ряд льгот, направленных на стимулирование инвестиционного  процесса (статьи 65—68 НК РФ). Предприятия могли получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на свою прибыль на срок от                   1 года до 5 лет в пределах 50% суммы налога, подлежащего уплате за этот налоговый период. Во второй части Налогового кодекса ликвидируются немногочисленные налоговые рычаги, способствующие формированию условий для обеспечения нового качественного роста российской экономики.
      Отмена  в России существовавших инвестиционных льгот принципиально не согласуется  с современными тенденциями налогообложения  в развитых и успешно развивающихся  странах. Льготное налогообложение, и даже освобождение от налогов, отраслей, куда необходимо направить капитал, используется во всем мире и является механизмом межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов из капиталодостаточных в капиталодефицитные сектора экономики. Отсутствие налоговых льгот, отражающих приоритеты государства, свидетельствует о пассивной роли налоговой системы в решении экономических проблем.
      Сейчас  практически невозможно найти  такую  страну в которой бы не содержалось  разветвленной системы льгот, предоставляемых  при налогообложении прибыли для развития высокотехнологических отраслей, реального содействия научно-техническому прогрессу. Для определения эффективности и действенности предоставленных налоговых льгот государство использует следующие принципы:
    - четко и конкретно сформулированный характер цели льготирования;           - крайне ограниченный круг налогоплательщиков, попадающих под льготный режим налогообложения;
    - относительно небольшой срок (не более чем 2—3 года), на который предоставляются льготы;
    - мониторинг результативности льгот, их влияния на экономику.
      Исходя  из этого, Россия для восстановления инвестиционного процесса прибегает к использованию мирового опыта налогового стимулирования инвестиций и начинает внедрять новые эффективные механизмы для модернизации экономики.
      Устойчивый  характер носят льготы, направленные на стимулирование инвестиционной и  научно-технической деятельности компаний в национальных рамках, региональном масштабе и в отдельных сферах (включая льготы по зарубежным инвестициям). Определенные льготы направлены на предоставление помощи компаниям в сохранении устойчивости экономического положения (например, льготы по отчислениям в резервные фонды компаний, по списанию сомнительных долговых обязательств).
      На  примере Веселовского района Ростовской области можно увидеть стимулирование к инвестированию налоговыми льготами. Льготное стимулирование  осуществляется на областном (региональном) уровне. Таким образом рассмотрим данные приложения 1 и проанализируем их. Следует отметить, что каждый субъект, независимо от уровня, в своей деятельности использует законы регулирующие  инвестиционную деятельность, здесь мы видим то же самое. Эти законы определяют  сроки окупаемости инвестиционного проекта, в данном случае не более чем на пять лет предусмотрен проект, так же закон регулирует категорию получателей льгот по инвестированию и условия их предоставления. В данном случае они будут предоставляться, если объем инвестиций превышает:
      -3000000 рублей в год в городах: Ростов-на–Дону,  Таганрог;
      - 500000 рублей в засушливых восточных районах области;
      - 1000000 рулей в остальных районах  и городах.
      Видно, что  законодательство определило определенный суммовой уровень  инвестиций, что  конечно хорошо для крупных предприятий-инвесторов, но что же касается малых – это в значительной степени затрудняет их положение, а следовательно и получение ими налоговых льгот по поводу инвестирования. Так же отметим, что организации обязательно должны заключить  с Администрацией области, или другим субъектом Федерации, в зависимости от  места осуществления инвестиционной деятельности, инвестиционный договор.
      Инвестиционное  законодательство устанавливает  виды налога по которым  будут предоставляться  льготы, предоставляются они, как  правило, в размере процентных пунктов  ставки  определенно налога в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет, а так же по каждому из  видов категорий налогоплательщиков. Здесь тоже есть свои плюсы и минусы. Категория получателей и условия предоставления льгот ограничены, что  сказывается на инвестиционной привлекательности данного района, в частности никак не способствует деятельности малых инвестиционных групп и организаций.
      Инвестиционное  законодательство предоставляет, на основании  Областного закона от 4 октября 2000 года № 106-ЗС «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области», инвестиционный налоговые кредит при получении которого инвестор получает изменение срока по уплате налогов. Срок предоставления  может быть  от 1 до 2 лет и свыше двух лет. В зависимости от сроков инвестиционного кредита  предоставляется и размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период предоставления инвестиционного кредита, но не более 15 процентов годовых.  В течение определенного срока и в определенных пределах  уменьшаются  платежи по налогу с последующее поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.  Инвестиционный кредит предоставляется на следующих основаниях:
    проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения производства (на сумму 100 % от стоимости оборудования);
    осуществление инновационной деятельности или внедренческой деятельности;
    выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.