Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие о профессии. Классификация профессий

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Существует  такое понятие, “как возраст самоопределения”. Это когда заканчивается беззаботное  детство и начинается юность –  пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема – Кем быть?
Да, очень  трудно сделать выбор сразу и  на всю жизнь. Но в 14-15 лет еще не обязательно его делать, а вот  задуматься об этом всегда полезно.
Первым  делом всмотритесь в себя: кто  вы есть, что для вас важно, чего вы хотите от жизни.
Оглянитесь, как живут ваши близкие, друзья, какие  у них проблемы, чем вы можете им помочь.
Подумайте о своих родителях, учителях, часто  ли вы конфликтовали с ними, в  чем помогали им, советовались.
Подумайте о России, как ей тяжело сейчас, в  чем вы можете ей пригодиться.
Профессиональное  самоопределение – это выбор  профессии и последующее формирование человека как профессионала.
Процесс профессионального самоопределения  длится на протяжении всей трудовой деятельности человека. Но в начале всех начал  – обучение. Это первая ступень, первый шаг к выбору профессии.
Существует  несколько уровней профессиональной подготовки: начальная, средняя, средне-специальная и высшая.
Начальный уровень: общеобразовательные школы, учебно - продовольственные комбинаты, учебно - курсовые комбинаты, производства.
Средний уровень: профессиональные училища, частные  профессиональные школы.
Средне - специальный уровень: техникумы, педучилища, колледжи, специальные средние школы  и училища.
Высший  уровень: государственные и частные  ВУЗы.
А ниже рассмотрим понятие профессия более  подробно. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общее представление о профессии.
 Задумаемся  над вопросом: «Что такое профессия?»
Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий  особой подготовки и обычно являющийся источником существования.
Зеер  Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую  ему получать взамен затраченного труда  необходимые средства для существования  и развития.
Понятие профессия многозначно и означает следующий ряд:
1) общность  людей; 2) область приложения сил; 3) деятельность и область проявления  личности; 4) исторически развивающуюся  систему; 5) реальность, творчески формируемую  самим субъектом.
Нередко наряду с понятия «профессия»  как синонимичное используется понятие  «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной  профессии.
В самом  широком смысле профессии — это  исторически возникшие формы  деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек  должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности  и профессионально важные качества.
Профессиональная  деятельность — род труда, следствие  его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум  две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:
• заказчик выполнения общественно значимых видов  деятельности;
• организатор  условий такой деятельности
• источник ее материального финансирования;
• регулятор  правовых отношений между участниками  профессиональной деятельности;
• эксперт  качества деятельности, осуществляемой работником;
• источник формирования социального отношения  к профессии (ее значимость, престиж  и т.п.).
Все эти  функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы психолога в государственной  общеобразовательной школе) или  частично переданы частным лицам (функции  организации условий, финансирование и др.). Однако даже при передаче функций  частным лицам органы государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную  аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а учебные программы  в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОС)).
С точки  зрения, общества профессия — это  система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.
С точки  зрения конкретного человека, профессия  — это деятельность, которая является источником его существования и  средством личностной самореализации. По мнению А.К. Марковой, профессия —  это «социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область  приложения физических и духовных сил  человека, дающая ему возможность  получать взамен затраченного труда  необходимые средства его существования  и развития». Для осуществления  профессиональной деятельности человек  должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления  человека как профессионала и  степень успешности его профессиональной деятельности.
Существующее  сегодня многообразие профессий  является следствием исторически сложившегося разделения труда.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Классификация  видов труда.
Для каждого  этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление  новых и отмирание старых видов  трудовой деятельности. Этот процесс  в значительной степени обусловливается  и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик  субъекта труда (самосознания, самоопределения  молодежи и т. д.) и людских ресурсов (численность, качественный состав и  т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.
Для более  ясного и системного представления  о современных типах профессий  вообще и конкретных профессиях в  частности обратимся к вариантам  классификации их по различным основаниям.
В зависимости  от основания классификации профессии  объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации  вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется  особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто  его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.
При характеристике объекта труда профессии делят  на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и  составу действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также делят  на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.
Любая профессия, таким образом, может  быть комплексно описана, так как  она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.
Разнообразие  характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов  по различным классификационным  признакам. В качестве примера можно  привести один из фрагментов такой  классификации.
1. По  характеру рабочей нагрузки субъекта  труда и его усилий по реализации  трудовых задач выделяют физический  и умственный труд.
2. По  характеристикам цели труда, рабочей  нагрузки, организации трудового  процесса умственный труд подразделяется на:
— оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный —  научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);
— динамический и статический;
— однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.д.)
3. В  зависимости от условий деятельности  выделяют труд в комфортных  условиях (гигиенические параметры  среды в пределах нормативных  значений), в необычных условиях  при постоянном воздействии неблагоприятных  факторов (повышенное давление —  водолазные работы, низкие температуры  — полярники, информационные  перегрузки — диспетчерская работа  и т. д.), в экспериментальных  условиях (при повышенной ответственности  за успех в работе, здоровье  людей и сохранность техники,  а также при опасности для  жизни, вредности для здоровья  и т. д.).
4. По  форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:
— регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным  распорядком), смешанный (пересмена, вахта);
— индивидуальный и коллективный (совместный).
Совместная  деятельность — это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством  мотивов и целей деятельности, ее                  пространственно-временных условий, управлением и согласованием  составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно  только условно рассматривать как  изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура  совместной деятельности включает такие  ее компоненты, как общая цель и  конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат. 

Основные  признаки совместной деятельности и  свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности  условий жизнедеятельности коллективного  субъекта (группы).
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Классификация  профессий. 
Мир профессий  и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных  и зарубежных справочников насчитывается  от 7 до 35 тысяч их наименований. В  психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и  др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение  по каким-либо профессиональным или  психологическим признакам (сложность  или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность  и т. д.).
Психологическая классификация профессий нужна  для теории психологии труда, для  важнейшего понимания роли психологических  факторов в труде. Она нужна и  для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить  значительно быстрее, если бы уже  была разработана определенная типология  профессий. Но пока нет строгого единого  подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них  состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности. Были предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход.
Были  также попытки дать классификацию  по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация  не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической  точки зрения резко отличаются друг от друга.
Интересно, что еще в XVIII веке известный историк  и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию  видов профессиональной деятельности:
нужные  науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
полезные  науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
щегольские  или увеселяющие науки (литература и искусство);
тщетные науки (алхимия, астрология);
нужные  науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
вредительские науки (колдовство).
Очень любопытный подход был предложен  в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом  С. П. Струмилиным. Он положил в основу классификации профессий, причем не только рабочих, степень самостоятельности  человека в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но, конечно, и здесь  сейчас много устарело. С. П. Струмилин  предложил все профессии делить на пять типов труда:
I тип - автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ, характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня.
II тип - полуавтоматический труд. Сюда он относил такие профессии, как телефонистка, машинистка, где действие не всегда строго регламентированы.
III тип - шаблонно-исполнительный труд. Это, пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.
Следующие два типа, которые он выделил, относятся уже не к рабочим профессиям. Четвертый тип он называл «самостоятельный труд». Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий - это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.
В целом  в этой классификации есть рациональное звено, особенно если подходить к  первым двум разделам. Конечно, для  современного этапа эта классификация устарела.
В настоящее  время классификация профессий  наиболее интересно представлена в  «Информационно-поисковой системе. Профессиография», разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.
Первый  ярус составляют пять типов профессий  по признаку различий их объектных систем:
*  «Человек  – природа»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа «человек – природа» можно выделить профессии, предмет  труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной  и научными исследованиями (биология, география). Определенный интерес к  природе (не основной) должны иметь  психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.
Указанное деление не означает, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную  технику, занимаются вопросами экономической  оценки своего труда. Но все же главный  предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.
При выборе профессии этого типа важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или  как к мастерской, в которой  вы собираетесь отдавать все силы производству.
Особенность биологических объектов труда состоит  в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также  болеют, гибнут. Работнику нужно  не просто очень много знать о  живых организмах, но предвидеть возможные  изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется  инициатива и самостоятельность  в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.
*«Человек  – техника»

Главный, ведущий предмет труда - технические  объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, механик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Труд  работников здесь направлен не только на технику, но и на ведущий предмет  профессионального внимания - область  технических объектов и их свойств.
Среди профессий типа «человек – техника» можно выделить:
профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
профессии по обработке и использованию  неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических  машин, установок, транспортных средств;
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или  оценке технических объектов от работника  требуются точность, определенность действий. Поскольку технические  объекты практически всегда создаются  самим человеком, в мире техники  имеются особенно широкие возможности  для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
*«Человек-человек»

Главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
профессии, связанные с обучением и воспитанием  людей, организацией детских коллективов;
профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
профессии, связанные с информационным обслуживанием;
профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного  труда по профессиям этого типа нужно  научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а  также овладеть знаниями в соответствующей  области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
устойчивое  хорошее настроение в процессе работы с людьми;
потребность в общении;
способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;
умение  быстро разбираться во взаимоотношениях людей;
умение  находить общий язык с разными людьми.
*«Человек - знаковые системы»

Главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Среди профессий типа «человек - знаковые системы» есть:
профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов  или их преобразованием, перекодированием;
профессии, предметом труда в которых  являются числа, количественные соотношения;
профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны  особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем. 
 

*«Человек - художественный образ»

Главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Профессии типа «человек - художественный образ» включают:
профессии, связанные с изобразительной деятельностью;
профессии, связанные с музыкальной деятельностью;
профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;
профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Одна  из особенностей профессий типа «человек - художественный образ» состоит в  том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко  прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
1) гностические (от греч. — знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;
2) преобразующие  профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер  (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;
3) изыскательские  профессии (И) — летчик-наблюдатель  (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель  (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.
На третьем  ярусе каждый из предыдущих трех классов  профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:
1) профессии  ручного труда (Р) — контролер  слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант  химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар  (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;
2) профессии  машинно-ручного труда (М) —  токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;
3) профессии,  связанные с применением автоматических  и автоматизированных систем (А)  — оператор станков с программным  управлением, авиадиспетчер, сменный  оператор АЭС и т. п.;
4) профессии,  связанные с преобладанием функциональных  средств труда (Ф), — актер, акробат и    т. п.
На четвертом  ярусе в каждом из четырех отделов  профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):
1) работа  в помещении с нормальным микроклиматом  (М) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.;
2) работа  на открытом воздухе (О) —  агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;
3) работа  в необычных условиях (Н) —  водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;
4) работа  в условиях повышенной ответственности  (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.
Выделенные  четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий  и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.
Изложенная  классификация предназначена не для того, чтобы разложить все  профессии по своим клеточкам, —  это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий характеризуется  множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве  полезно проводить некоторые  хотя бы ориентировочные различения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:
1. Котелова  Ю. В. Очерки по психологии  труда: Учебное пособие. - М.,2006 С - 256
2. Иванова  Е. М. Основы психологического  изучения профессиональной деятельности: Учебное пособие. - М.,2005 С - 380
3.Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., 2006 С - 221
4. Дружинин  В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. - М., 2008 С - 149

5.Бодров  В.А. Психология профессиональной  пригодности. - М., 2001 С - 210


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.