На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополия в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Экономический факультет
     Кафедра экономической теории и мировой  экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа 

     Монополии в современной рыночной экономике
 

      Введение 

     Монополии – это крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.
     Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный  развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.
     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения. Отношения общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы – монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
     Изучение  монопольных рынков актуально для  принятия экономических решений  по разным вопросам.
     Объектом  исследования данной работы является монополия, как крайняя форма  несовершенной конкуренции.
     Цель  данной работы – осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной  политики Российской Федерации в  современных рыночных отношениях.
     В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
    рассмотреть понятие конкуренции: совершенной и несовершенной;
    сформулировать понятие «монополии» в экономике;
    описать виды, формы, причины возникновения монополий;
    определить экономические предпосылки и обосновать необходимость государственного регулирования субъектов монополий ;
    проанализировать основные направления антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов.
     В течение написания курсовой работы наиболее активно использовались труды таких авторов, внесших большой вклад в исследование данной проблемы, как Б.А. Райзберга, И.В. Липсица, А.Г. Грязновой и других. Также были использованы Федеральные Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях». Проанализирована учебно-методическая литература, статьи журналов и газет, касающиеся данной темы.
 

    Монополия: сущность, виды
 
     На  современном рынке часто встречается  ситуация, когда одна фирма полностью контролирует предложение одного товара, поскольку для покупателя не существует более или менее близкого, взаимозаменяемого с ним товара.
     Монополия – (от греч. mono – один, poleo – продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
     Как экономическое явление монополии  были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом  в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.
     В данной главе мы рассмотрим основные черты монополии и причины возникновения, её формы и виды, а также попытаемся провести сравнение двух, на первый взгляд взаимоисключающих понятий, - «монополия» и «конкуренция».

     1.1 Монополия и конкуренция

     Важнейшим фактором эффективного развития рыночной экономики  страны является конкуренция.

     Конкуренция (concurrentia – столкновение, от concurrere - сталкиваться) – экономическое состязание на рынке за покупателя, за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа [Николаева, 559].

     В Федеральном законе «О защите конкуренции» в статье 4 дается следующее определение:

     Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [ФЗ о защите конкуренции];

     Австрийский экономист Й.Шумпетер определял конкуренцию как борьбу нового со старым. Нобелевский лауреат Ф. Хайек трактовал конкуренцию как процедуру открытия. Он считал, что в процессе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые ранее недоступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях.

     Рассматривая  конкуренцию с точки зрения ее характера, различают совершенную  и несовершенную конкуренцию

     Совершенная конкуренция – это экономическая  ситуация, в которой никакая отдельная  единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара [ Николаева, стр.133].

     Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

    число фирм на рынке очень большое;
    тип производимого продукта стандартизированный;
    контроль над ценами отсутствует;
    условия вступления легкие, препятствий нет.
     В условиях совершенной конкуренции  ни одна из фирм не имеет возможности  влиять на уровень рыночных цен, так  как любое решение фирмы о  повышении или понижении цены не сказывается на цене рыночного равновесия. В реальной экономике число фирм может быть невелико, а большая часть рынка обслуживается несколькими крупными фирмами. Сокращение количества рыночных субъектов приводит к возможности отслеживания поведения конкурентов и различных соглашений между ними. Такие соглашения могут касаться совместной ценовой политики или раздела рынков. Контроль над ценами может быть обеспечен за счет сговора этих фирм между собой с целью поддержания определенного уровня цен в течение договоренного срока. Подобные действия противоречат условиям свободной конкуренции и ущемляют интересы покупателей.
     Несовершенная конкуренция – это экономическая  ситуация, в которой не соблюдается  хотя бы один из признаков несовершенной конкуренции. Фирма в роли несовершенного конкурента обладает определенной властью над ценой. Таким образом, основное отличие совершенной конкуренции от несовершенной касается характера ценообразования, отсутствия или наличия определенной власти над ценой.
     Рынки, на которых не выполняются условия  совершенной конкуренции и производители  могут воздействовать на рыночные цены, называются рынками несовершенной конкуренции [Николаева, 162].
     Такие рынки неоднородны и состоят  из трех типов:
    рынок чистой монополии,
    рынок олигополии,
    рынок монополистической конкуренции.
     Противоположностью  совершенной конкуренции является рынок чистой монополии.
     В условиях монополии фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Как правило, при чистой монополии существуют непреодолимые барьеры для вхождения в отрасль. Монополия, будучи единственным продавцом, лишает потребителя возможностей выбрать продавца с наилучшими условиями продажи.
     Разновидностью  монопольного рынка является рынок  монопсонии, когда монополистом является покупатель1.
     Например: Производством военной техники  может заниматься несколько независимых  предприятий, единственным потребителем продукции которых выступает  государство. В этом случае продавец не имеет возможности лучшего выбора покупателя.
     Кроме того, может существовать и двухсторонняя  монополия, когда каждый субъект  торговой сделки – как продавец, так и покупатель – является монополистом.

     1.2 Сущность монополий

 
     Монополия представляет собой сложное, многоплановое  явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:
    Рыночная структура, в которой одна фирма является производителем и продавцом товара, не имеющего на рынке близкого заменителя (от греч. ???? (mono) — один и ????? (poleo) — продаю) [ЭТ Николаева, 561];
    исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству [Райзберг словарь, 234];
    крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей [Борисов Словарь, 405].
     Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями:
    на рынке присутствует только одна фирма и множество покупателей её продукции;
    нет товаров, могущих служить конкурентами тем, которые предлагает эта фирма;
    полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
    наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.
     Монополии встречаются на мировом, национальном, региональном и местном уровнях.
     Например: Компания De Beers контролирует поставки алмазов на мировой рынок, в электроэнергетике федеральная сетевая компания будет монопольно владеть магистральными линиями электропередач в нашей стране, только одна местная фирма осуществляет водоснабжение города и т.д.
     Причины возникновения монополии:
    Исключительные права, предоставленные правительством. Например: только «Росспиртпром» имеет право производить и продавать спирт.
    Исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс.
     Например: алюминиевая компания контролирует добычу бокситов, киностудия обладает эксклюзивными правами на уникальный фильм, фирма имеет патент на свой уникальный голос.
    Возрастающая отдача от масштаба – случай естественной монополии.
     Естественная  монополия - это фирма, могущая удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими средними затратами, чем те, которые сложились бы при существовании двух и более фирм [Серяков эк-ка курс лекций 2005 Есть новее?].
     Например: В качестве примера возьмем систему коммунального водоснабжения. Обеспечивающая его компания является монополистом в масштабах города или района. Теоретически возможно провести в квартиры несколько труб с горячей и холодной водой, принадлежащих разным фирмам. Тогда потребитель сможет выбирать, услугами какой фирмы пользоваться, и конкуренция будет обеспечена. Так, однако, не делают, поскольку общие расходы на прокладку труб возрастут ровно во столько раз, сколько фирм примут участие в проекте. Вырастут в результате и затраты на каждый литр воды. Следовательно, конкуренция приведет к увеличению затрат, а поэтому будет неэффективной.
     Таким образом, существование естественной монополии основано не на правительственных  привилегиях, а на преимуществах  в затратах перед более мелкими  фирмами.
     В условиях совершенной конкуренции  доля фирмы на рынке ничтожна (менее 1%), поэтому фирма не может влиять на рыночную цену, воспринимает ее как данность, т.е. выступает на рынке как ценополучатель. Совершенно в другой ситуации находится монополист. Он единственный продавец на рынке, обладающий настолько большим объемом производства, что в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос. В этих условиях фирма становится ценоискателем, т.е. может не только определять объем производства, но и назначать цену, соответствующую наибольшей массы прибыли [николаева, с.173].
     Как и в условиях совершенной конкуренции оптимальный для фирмы объем производства достигается в точке равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=MC), но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (P=MR), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR<P). Поэтому если в условиях совершенно конкурентного рынка равновесие фирмы достигается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции (P=MR=MC), то в условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с условиями совершенной конкуренции (P>MR=MC). В условиях монополии фирма всегда стремится к получению экономической прибыли. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (P>AC), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.
     Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так: 

     P>MR=MC<AC 

     Она характеризует ситуацию, при которой  фирма- монополист выбирает такой объем  производства и цену, при которых  возможно получить наибольшую массу прибыли.
     Экономическая эффективность монополий.
     Считается, что существование монополии (если она не является естественной монополией) снижает экономическую эффективность  отрасли. В доказательство этому  приводятся следующие аргументы:
    Если действие эффекта масштаба при расширении деятельности фирмы невелико (например, в розничной торговле), то объем производства устанавливается ниже, чем в условиях конкуренции, а цена выше. При этом большая часть доходов потребителей расходуется на покупку товара производителя- монополиста за счет сокращения потребления других товаров.
     Эффектом  масштаба называют эффект, связанный  с изменением стоимости единицы  продукции в зависимости от размеров предприятия — его масштаба. Рассматривается  в долгосрочном периоде. Обычно речь идёт о снижении затрат на единицу продукции при укрупнении производства [википедия].
     На  рис.1 показано, что при монополизации  отрасли общий выпуск продукции  сокращается, а цена увеличивается. Так, если в условиях совершенной  конкуренции оптимальный объем производства устанавливается в точке Qc, при этом MR=MC=Pc, а если отрасль монополизируется, условия равновесия меняются: при равенстве предельных издержек предельному доходу объем производимой продукции становится меньше (Qm), а цена выше (Pm).
    Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не так сильно стремится к снижению производственных издержек, улучшению качества продукции. У него также нет стимула для использования более современных технологий. Поэтому монополизированная отрасль медленнее развивается, чем конкурентная.
    В условиях чистой монополии спрос становится неэластичен по цене, монопольная власть фирмы на рынке возрастает. Если фирма пользуется монопольной властью на рынке, устанавливает высокие цены на продукцию и сокращает выпуск, то тормозится развитие смежных отраслей и, в конечной итоге, экономики в целом.
     Эластичность  спроса по цене – мера реагирования спроса на товар на каждый процент  изменения его цены [Николаева].
    Монополия может сама препятствовать вхождению новых фирм в отрасль, используя рычаги нечестной конкуренции, т.е. силовое давление, сговор с деловыми партнерами с целью не допустить на рынок новую фирму-конкурента.
     Однако  существуют и контраргументы, указывающие, что деятельность монополий способствует увеличению эффективности развития экономики. С ростом объема производства вступает в действие положительный эффект масштаба предприятия, ведущий к сокращению средних издержек производства по мере роста его объемов. Следовательно, в отраслях с длительным действием положительного эффекта масштаба объем производства в условиях несовершенной конкуренции становится выше объема производства совершенно конкурентного рынка, а средние издержки ниже.
     Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. По мнению И.В. Липсица [Липсиц] существует три типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:
    Юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Юридические ограничения представлены в форме лицензии, авторского права, товарного знака, патента:
    Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.
     Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и  без получения государственной  лицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например, деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т. д. Итогом лицензирования являются ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.
    Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора; оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников).
    Товарные знаки – это специальные символы, позволяющие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.
    Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента [мамедов соврем экономика распечатка].
    Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Барьеры, порождающие монополии естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.
    Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.
     Добиться  снижения монополизации российской экономики крайне трудно в силу как  раз общеэкономических причин, мешающих появлению тех новых фирм, которые  могли бы потеснить прежних хозяев рынков.
     Основными такими причинами в нашей стране в середине 90-х годов были:
     1) высокий уровень налогов, подрывающий  интерес к любой коммерческой деятельности вообще;
     2) дороговизна нового оборудования, приводящая к росту суммы стартового капитала, без которого предприятия просто не создать;
     3) дефицит качественного сырья,  материалов и комплектующих, возникший из-за спада производства в большинстве отраслей;
     4) отсутствие у населения собственных  накоплений в размерах, достаточных для начала коммерческой деятельности.

     1.3 Формы и виды монополий

 
     Монополия имеет различные формы: корнер, картель, синдикат, отраслевой холдинг, трест, концерн, консорциум, конгломерат.
     Корнер  – способ, придуманный немецкими  купцами еще в 16 в. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход.
     Например, в 1931г. участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший в свою очередь  резкий рост цен. Добившись этого, участники  корнера год спустя распродали свои запасы металла с огромной прибылью [Липсиц, 198].
     Картель – соглашение предприятий одной  и той же отрасли об объемах  продаж, ценах, рынках сбыта, распределении  прибыли. Однако картельное соглашение не касалось производственной и тем более снабженческо-сбытовой деятельности предприятия. Регулирование такой монополией осуществляется обычно через квоты и определение областей сбыта. Типичным картелем является Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), включающая 14 стран, добывающих около 70% нефти. Она устанавливает не только единые цены на нефть, но и распределяет квоты на ее добычу.
     Синдикат  обычно представлен объединением предприятий, характеризующимся тем, что распределение  заказов, закупка сырья, реализация произведенной продукции осуществляются через единую сбытовую организацию. Участники синдиката производственно независимы друг от друга, но в коммерческом плане свободой действий не обладают. Организационно-правовая форма, в которой действуют синдикаты, - многогранна. Это может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество и т.п.
     Отраслевой  холдинг – метод, заключающийся  в скупке контрольных пакетов  конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
     Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест. Трестом называется объединение, в котором участники лишаются своей производственной и коммерческой самостоятельности. Руководство трестом осуществляется из специально созданного единого центра. Прибыль, получаемая по результатам хозяйственной деятельности данной организации, распределяется в соответствии с долевым участием входящих в него предприятий. При этом обычно различают одноотраслевой и комбинированный, многоотраслевой трест, когда объединение захватывает предприятия другой отрасли. Комбинированный трест, объединяющий предприятия разных отраслей, получает возможность извлекать дополнительную прибыль, во-первых, за счет использования побочных продуктов и отходов другой отрасли, во-вторых, за счет организации вертикального комбинирования, когда одно предприятие перерабатывает сырье, другое изготовляет из него детали, третье превращает их в товары и т.д. В современной хозяйственной жизни данная форма монопольной организации производства встречается крайне редко.
     Одна  из сложных форм монополистических  объединений – концерн. Как правило, в его состав входят предприятия  различных отраслей промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Такое объединение предпринимается для того, чтобы уменьшить межотраслевую конкуренцию путем единого, централизованного руководства производством, снабжением, реализацией товаров, планированием своих действий по внедрению новой техники и перспективной стратегии общих действий в будущем. Важной особенностью деятельности концерна является, с одной стороны, жесткий внутрифинансовый контроль, а с другой – хозяйственная самостоятельность фирм, отделений, филиалов и децентрализация управления по основным группам продукции и территориям. Его цель состоит в том, чтобы специализировать и интегрировать свои предприятия в единый экономический комплекс. Считается, что концерн – наиболее развитая форма объединения предприятий, основанная на общих интересах и осуществляемая посредством системы участий, финансовых связей.
     Консорциум  – временный союз независимых  в хозяйственном и коммерческом плане производителей, целью которых  является выполнение каких-либо конкретных экономических проектов. Консорциум формируется на базе соглашения участников, в котором предусматривают долю каждого из них в затратах, а также формы участия организации проекта, иные условия современной деятельности. Российская практика последних лет показывает, что каждый член консорциума несет имущественную ответственность в пределах 10% от его доли в заказе, а суммы, превышающие эту величину, делятся между другими членами пропорционально их доле участия. Участниками консорциума могут быть юридические и физические лица, частные и государственные организации, само государство. Возглавляет консорциум один из его членов, функции которого оговариваются в соглашении.
     Конгломератом называется слияние фирм, функционирующих  на непересекающихся сегментах рынка. Для такой формы организации  монополии характерен высокий уровень  децентрализации управления, в рамках которого производственные подразделения обладают достаточно широкой автономией. Конгломерат – одна из современных форм монополистических объединений, возникших в США в начале 1960-х гг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.