На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

 
Инновация: сущность, признаки, классификация 

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.
Инновация (нововведение) представляет результат  комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.
Схематически  нововведение может быть представлено в виде системы, имеющей прямые и  обратные связи (рис.). 


Технический прогресс включает следующие основные фазы: инвенция, инновация, имитация и модификация. Данные понятия являются базовыми для инновации – области знаний, охватывающей вопросы методологии и организации инновационной деятельности.
Под инновацией можно понимать любые процессы, приводящие к появлению новшеств. Действительная новизна продукта или процесса должна всегда приводить к росту экономического эффекта от его использования. Новизна бывает:
    абсолютная – если отсутствуют аналоги конкретному новшеству;
    относительная – касается новшества, впервые внедряемого на данном предприятии, но уже применявшегося на других предприятиях;
    частичная – это обновление какого-либо элемента, узла изделия.
К инвенциям  относятся новые научно-технические знания, технологии, процессы, изобретения и другие факторы, полученные в результате проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ. Наличие у предприятия инвенции не означает, что осуществлена инновация; в этом случае можно говорить лишь о необходимых, но недостаточных предпосылках для реализации инновационного процесса.
Имитация  – копия апробированной на рынке инновации.
Модификация – физические изменения в объекте нововведения, которые не связаны с расширением базиса научно-технических знаний. В качестве примеров модификации можно назвать изменение формы продукта, качества, упаковки и т. п. Благодаря модификации можно сдвинуть вправо последнюю стадию жизненного цикла продукции.
Инновационный процесс – совокупность этапов и действий по достижению цели и результатов инновации. Предложенное определение инновационного процесса предполагает четкое разграничение понятий цели и результатов инноваций.
Цель  – как сформулированное желание в определенной сфере деятельности предприятия – может достигаться за счет разработки и внедрения различных видов конкретных продуктов и технологий материального и нематериального характера, которые нами определяются как результат инновации. Цели инновации обязательно корреспондируются с целями предприятия и могут достигаться с помощью различных видов новых продуктов и технологий. Следует заметить, что поставленная цель могла быть достигнута за счет других результатов инновации. Корректировка цели инновации, как правило, приводит к корректировке результатов.
Инновационный процесс можно представить в  следующей очередности этапов (табл.)Таблица
Характеристика  этапов инновационного процесса
Этапы инновационного процесса Характеристика  этапов инновационного процесса
Идея Более или менее  осознанное решение заняться предметом  исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую выгоду
Открытие Установление  существования ранее неизвестных  явлений, материалов, зависимостей, связей и т. п.
Исследование Теоретическое обоснование и экспериментальная  проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров
Разработка Превращение результатов  исследования и наблюдений в схему, конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей
Изобретение Выявление свойств  и признаков инновации, пригодных для патентирования или публикации
Внедрение Продвижение нового продукта или услуги на рынок либо новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке
Текущая реализация Серийное производство, создание сбытовой сети, вытеснение существующих видов продукции и т. п.
Инновационная деятельность предполагает выполнение paбот и этапов, которые до сих пор не имели места на предприятии. Объем и содержание этих работ зависят от вида инновации и имеющегося потенциала предприятия. Рассмотрим основные признаки инноваций, позволяющие отнести ее конкретному виду, что определяет в значительной мере подход к управлению инновационным процессом на предприятии.
Новизна. Этот признак в наибольшей степени характеризует процесс изменений. Чем выше уровень новизны, тем больше величина инвестиций в материально-вещественные и человеческие ресурсы.
Неопределенность  и риски. Уровень новизны определяет также степень неопределенности, которая объясняется недостаточным опытом и опасностью провала в реализации новых идей. Риск состоит, прежде всего, в том, что результаты либо вообще не достигаются, либо достигаются с опозданием, что в первую очередь влияет на имидж предприятия. Возможна ситуация, когда результаты достигаются с существенным превышением фактических затрат (выплат) над плановыми, что в конечном итоге снижает уровень конкурентоспособности продукции и ведет к потере позиций на рынке.
Комплексность. Инновации нельзя рассматривать как изолированные мероприятия. Необходимость координации различных участников и отдельных этапов инновационного процесса является признаком комплексности, что требует самостоятельной организационной структуры по управлению) инновационными процессами.
Конфликтность. Перечисленные выше признаки инноваций являются с высокой степенью вероятности причинами межличностных и деловых конфликтов. Практически всегда возникают конфликты, когда сотрудники предприятия в результате реализации нововведения кроме своей paботы должны будут выполнять новые функции и иметь дополнительные обязанности.
Существуют  различные подходы к классификации  инноваций.
Классификация инноваций по степени новизны:
    базисные инновации – реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники;
    улучшающие инновации – связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
    псевдоинновации – направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.
Классификация инноваций по причинам возникновения:
    реактивные инновации направлены на выживание фирмы, появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.
    стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.
Классификация инноваций по характеру применения (направленности) различают:
    продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг;
    рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;
    инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управление;
    социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;
    комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений.
Классификация инноваций по функциональным областям деятельности предприятия:
    инновации в производство;
    инновации в закупки, сбыт, персонал и т.д.
По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируют на потребительские и инвестиционные, по степени сложности (или масштабу) – на сложные (синтетические) и простые инновации.
Целесообразно классифицировать инновации по уровню инновативности, оцениваемому уровнем неопределенности и риска инновации, а также потребной суммы инвестиций, тесно коррелируемой с размерами предприятия. По сути дела выделяются зоны инноваций.
Уровень неопределенности и риска оценивается  эмпирически: низкий, средний, высокий. Аналогично оценивается потребная сумма инвестиций на реализацию инновации: малая, средняя, большая. Если быть точным, то надо было бы говорить об относительной сумме инвестиций, так как большая сумма для мелких предприятий может перейти в разряд малых для крупных предприятий, и наоборот. По уровню инновативности выделяют три вида инноваций: модификация, имитация и собственно инновация.
Модификации существующих продуктов, технологий или систем управления характеризуются, как правило, низким уровнем рисков и малыми затратами.
Имитации  относятся к инновациям со средним уровнем рисков, так как в большинстве случаев реализуются уже апробированные на других предприятиях новшества. Потребная сумма инвестиций обычно гораздо выше, чем у модификации, так как зачастую необходимо вкладывать средства на освоение новых рынков. Зона имитации по горизонтальной оси существенно шире по сравнению с зоной модификации. Это объясняется тем, что имитации в области управления или схем организации не требуют больших инвестиций.
Модификации целесообразно осуществлять в рамках существующей на предприятии системы управления текущей деятельностью, используя для оценки точные методы количественной оценки эффективности инвестиций: статические и динамические.
Реализация  имитации будет более успешной в  рамках специально выделенного подразделения  из имеющихся в структуре предприятия, например, отдела научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР), отдела учета и анализа, отдела персонала и т.д.
 

2 вопрос.
Жизненный цикл инновации и  инновационная деятельность предприятия. 

Период  времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций. Жизненный цикл инноваций охватывает четыре этапа, последовательность которых представлена на рис. 

 
 

Рис. Функциональная последовательность инновационного процесса 

На первом этапе осуществляются фундаментальные исследования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания.
Для второго  этапа характерны прикладные и экспериментальные  исследования, имеющие практическую направленность. На данном этапе велика вероятность получения отрицательных результатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер.
На третьем  этапе подготавливается конструкторско-технологическая  документация, а промежуточные результаты инноваций представляются опытными образцами новых изделий, опытным использованием новых технологий.
Четвертый этап – коммерциализация новшества  – продолжался от момента запуска  его в производство до появления  на рынке в качестве товара.
Жизненный цикл товара завершается исчезновением  этого товара с рынков сбыта. Зависимость объема продаж от жизненного цикла товара графически представлена на рис.
Для успешной деятельности предприятия при разработке бизнес-планов чрезвычайно важно учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится производимая продукция, с тем чтобы, упреждая действия конкурентов, осуществить инновации и обеспечить дальнейшее увеличение объема продаж более совершенных моделей или принципиально новых изделий.

На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют. В группе экономических и технологических факторов влияние на инновационную деятельность предприятия оказывают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.
Инновационная активность в современных условиях непосредственно зависит от научно-технического потенциала предприятия, включающего:
    научно-технические и инженерные кадры;
    материально-техническую базу научно-технической деятельности, т.е. совокупность средств труда в области научных исследований, в том числе научное оборудование и установки и технику в экспериментальных цехах, лабораториях, вычислительных центрах и т.д.;
    информационное обеспечение – отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых продуктов;
    систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и управление ими на предприятии.
Научно-технический  потенциал предприятия выступает  составной частью инновационного потенциала, т.е. способности предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.
Предприятие-инноватор  разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант.
Предприятие-инноватор  заключает с инновационным предпринимателем контракт (договор) на осуществление  инновационных разработок. Инновационный предприниматель для выполнения заказа за соответствующую плату приобретает необходимые материалы, арендует (или покупает) основные средства, привлекает научно-технические кадры. Завершенные разработки передаются заказчику для дальнейшего использования.
Финансирование  инноваций осуществляется из тех  же источников, что и финансирование любых инвестиций, т.е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней. 

Инвестиции  и их классификация
Инвестиционная  политика предприятия. Одна из важнейших сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия – сохранение и развитие своего производственно-экономического потенциала. Деятельность предприятий в этом плане называется инвестиционной деятельностью. Особенностью инвестиционной политики в современных условиях является увеличение доли зарубежных инвестиций, вложений в техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий (производств) и соответственно их снижение на новое строительство; направление инвестиций преимущественно в базовые отрасли машиностроения, сельского хозяйства; улучшение структуры капитальных вложений в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющее отрасли (в пользу последних); увеличение доли долговременных вложений в активную часть основных фондов.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности должно осуществляться экономическими методами через механизм налогообложения, амортизационную политику, предоставление бюджетных ассигнований на финансирование инвестиций. Реализации намеченных направлений инвестиционной политики должны способствовать новые типы отечественных организаций, работающих в области экономической, информационной и управленческой поддержки проектов, включая и соответствующие министерства; формирование новых рыночных структур, строящих свою работу на проектной основе; активное привлечение к реализации отдельных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, широко использующих мировую практику; реорганизация планово- распределительной системы финансирования инвестиционных проектов.
Инвестиции  – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения другого полезного эффекта.
   Различают реальные (капиталообразующие) инвестиции – вложения в создание новых, реконструкцию или техническое перевооружение существующих предприятий, производств и финансовые (прямые и портфельные) вложения в покупку ценных бумаг государства, предприятий, инвестиционных фондов. В первом случае предприятие-инвестор, вкладывающее средства, увеличивает свой производственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства. Во втором случае инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды – доход на ценные бумаги. Вложения денежных средств в создание производств при этом осуществляют другие предприятия и организации, выпустившие акции для привлечения финансовых средств на осуществление их инвестиционных проектов.
Инвестиции, вкладываемые в создание новых и  воспроизводство действующих основных фондов без вложений в оборотные  средства, имеют форму капитальных  вложений. Капитальные вложения составляют преобладающую часть всех средств, обеспечивающих простое и расширенное воспроизводство основных фондов. К ним относятся все вложения в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, их капитальный ремонт, модернизацию, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Признаки классификации
Виды Инвестиций
Цели классификации
бъект инвестирования 
Производственные:
    вложения в основные фонды;
    инвестиции в запасы товарно-материальных ценностей;
Финансовые (вклады):
    в сберегательные банки;
    в облигации, акции и другие ценные бумаги;
    в валюту;
    в депозиты;
Человеческий  капитал:
    в образование;
    в повышение квалификации;
    в социальную сферу
Направленность  инвестиций позволяет определить предпочтения инвестора и сформировать соответствующий  рынок предложений 
Фаза  инвестиционного цикла
Начальные Текущие
Дополнительные 
Характеризуют стадии жизненного цикла предприятия, на которых делаются инвестиции: создание, текущая деятельность, рост
Область инвестирования 
Снабжение Производство 
Сбыт 
Управление 
Характеризует инвестиции на различных стадиях производственно- сбытового цикла
Форма собственности
Государственные Частные
Иностранные
Совместные 
Характеризует степень развитости рыночных отношений (на государственном и региональном уровнях) или инвестиционную привлекательность объекта (на уровне предприятия)
Региональный  аспект инвестиций Внутренние  Региональные 
За рубежом 
  
Степень подверженности влиянию других инвестиций Независимые Требующие сопутствующих инвестиций
Чувствительные  к принятию конкурирующих инвестиционных решений
Дает возможность  оценить инвестиционную стратегию  предприятия 
Форма эффекта  Экономический Социальный 
Технический
Экологический
 
Источники финансирования Собственные средства Привлеченные  средства
Характеризуют возможности предприятия инвестировать за счет собственных средств

Классификация инвестиций

Классификация инвестиций 
 

Под инвестиционным объектом понимается объект предпринимательской деятельности, на который направлены инвестиции. Инвестиционный объект существует исключительно в процессе проведения инвестиционной деятельности и представляет для инвестора интерес только в той мере, в которой обеспечивает удовлетворение его целей. Поэтому инвестиционный объект представляет для инвестора временный интерес: объект продается или ликвидируется, как только перестает соответствовать поставленным целям.
Инвестиционная  деятельность подразумевает наличие множества участников. В качестве ее субъектов выступают, с одной стороны, банки, финансовые компании, а также частные инвесторы, государство и другие инвестиционные институты, т.е. участники, обладающие свободными инвестиционными ресурсами, с другой – предприятия и организации, испытывающие потребность в этих ресурсах.
Инвестиционная  политика предприятия представляет собой одну из составляющих его финансовой стратегии. Суть инвестиционной политики заключается в формировании комплекса мероприятий по привлечению и мобилизации инвестиционных ресурсов – с одной стороны, и оптимизации инвестиционных целей и инвестиционного процесса для обеспечения экономического развития предприятия – с другой.
Совокупность  инвестиционных проектов или предложений  с определенной целевой направленностью  представляет собой инвестиционную программу. Инвестиционная программа представляет собой план реализации совокупности инвестиционных проектов на предприятии. Содержание инвестиционной программы определяется инвестиционной политикой предприятия, которая, в свою очередь, зависит от стратегии предприятия в рассматриваемом периоде.
Инвестиционная  программа предприятия предусматривает определение величины и структуры капитала, необходимого для реализации входящих в нее инвестиционных проектов.
Выбор формы финансирования и селекция инвестиционных проектов (или проекта) для включения в инвестиционную программу имеет принципиальные значения для ее оптимизации. Оптимальной следует считать такую инвестиционную программу, которая наилучшим образом обеспечивает достижение стратегических целей предприятия при соблюдении существующих ограничений по времени и ресурсам. На рис. приведен алгоритм формирования инвестиционной программы предприятия. 

Инвестиционный  проект и инвестиционный процесс на предприятии 

Инвестиционный  проект – планируемый и осуществляемый комплекс мероприятий по вложению капитала в различные отрасли и сферы экономики с целью его увеличения. По форме он представляет собой комплекс документов по обоснованию экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами). Создание и реализация инвестиционного проекта включает в себя следующие этапы:
    формирование инвестиционного замысла (идеи);
    исследование инвестиционных возможностей;
    технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;
    приобретение или аренда и отвод земельного участка;
    подготовка контрактной документации;
    подготовка проектной документации;
    осуществление строительно-монтажных работ, включая пусконаладочные;
    эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей.
Инвестиции  предприятия могут охватывать как  полный научно-технический и производственный цикл создания продукции, так и его  элемент (стадии): научные исследования, проектно-конструкторские работы, расширение и реконструкция действующего производства, создание нового производства, организация выпуск новой продукции.
Формирование  инвестиционного замысла (идеи) предусматривает: рождение и предварительное обоснование замысла; инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники, ресурса, услуги), организация производства которого предусмотрена намечаемым проектом.
Предпроектное исследование инвестиционных возможностей состоит из: предварительного изучения спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта; оценки уровня базисных, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги); подготовки предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников; оценки предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительной оценки их коммерческой эффективности.
Технико-экономическое  обоснование (ТЭО) проекта включает в себя: проведение полномасштабного маркетингового исследования; подготовку программы выпуска продукции; сметно-финансовую документацию, в том числе: расчет капитальных затрат, оценку издержек производства, расчет годовых поступлений от деятельности предприятия (производства), расчет потребности в оборотных средствах, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта, предполагаемые потребности в иностранной валюте, источники и условия инвестирования, выбор кредиторов, оформление соглашений; оценку рисков, связанных с осуществлением проекта; планирование сроков осуществления проекта; оценку коммерческой эффективности проекта; анализ бюджетной и (или) экономической эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций); формулирование условий прекращения реализации проекта.
Подготовка  контрактной документации включает: подготовку тендерных торгов и подготовку по их результатам контрактных соглашений; проведение договоров с потенциальными инвесторами.
Подготовка  рабочей документации включает: подготовку проектно-сметной документации на стадии рабочих чертежей; определение изготовителей и поставщиков технологического оборудования.
На этапе осуществления производства строительных и монтажных работ помимо непосредственного их выполнения производятся: наладка оборудования; обучение персонала; подготовка контрактной документации на поставку сырья, комплектующих и энергоносителей; подготовка контрактов на поставку продукции.
На этапе эксплуатации объекта и мониторинга экономических показателей проводятся: сертификация продукции; создание дилерской сети; создание центров сервисного обслуживания и ремонта; текущий мониторинг экономических показателей созданного предприятия, производства, объекта.
Инвестиционные  ресурсы предприятия и финансовые источники инвестиций. Под инвестиционными ресурсами предприятий и организаций принято понимать форму и величину капиталов, которые они могут вложить в осуществление различных инвестиционных проектов и программ. К ним относятся:
    денежные средства;
    права владения или распоряжения земельными участками;
    существующие здания и сооружения с коммуникациями к ним;
    установленное и неустановленное технологическое и другое оборудование, силовые установки, транспортные средства;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.