Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы государственного регулирования экономики.Их классификация

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство РФ по образованию 

     Государственное образовательное учреждение
     Высшего профессионального образования
     Псковский государственный политехнический  институт 
 

Кафедра  организации строительства и управления недвижимостью 
 
 

РЕФЕРАТ 

Тема: Методы государственного регулирования экономики.
Их классификация. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Псков
2010 

     Оглавление 

Введение. 3
1. Методы государственного  регулирования. 4
2. Классификация методов  государственного  регулирования экономики. 8
3. Органы государственной  власти, регулирующие  экономику. 16
4. Правовые основы  государственного  регулирования экономики. 21
5.Проблемы  государственного  регулирования в  России. Пути решения. 24
Заключение. 28
Список  использованной литературы: 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Экономика является основой, базисом, определяющим все стороны жизнедеятельности общества.
     Развитие  экономической системы осуществляется под воздействием сил как государственного, так и рыночного регулирования. Но только государственное регулирование привносит в экономическое развитие элемент упорядоченности, т.к. субъекты государственного регулирования руководствуются установленными государством правовыми актами, а не только собственными интересами.
     Вопросы государственного регулирования экономики  очень актуальны в современном  обществе. Так как рынку свойственна неспособность уравновешивать совокупный спрос и предложение, тенденция к монополизации, несправедливому распределению. Неограниченная свобода в сфере экономики может обернуться безвозвратными потерями и непоправимыми последствиями для общества и окружающей среды. В качестве противодействия этим явлениям общество должно использовать государственное регулирование.
     Целью данного реферата является рассмотрение методов государственного регулирования экономики.
     Задачи:
     - определить понятие и сущность методов государственного регулирования экономики.
     - рассмотреть классификацию методов  государственного регулирования экономики.
     - определить систему органов государственной власти, занимающихся регулированием экономики.
     - рассмотреть правовую основу методов государственного регулирования экономики
     - рассмотреть проблемы и пути их решения в области государственного регулирования экономики.

     1. Методы государственного  регулирования.

     Регулирование экономики  является важнейшей функцией государства в условиях рыночного  хозяйствования. Целью государственного регулирования экономики является организация экономической деятельности в масштабах всей страны, с учетом реализации общенациональных интересов и приоритетов, способствуя тем самым возрастанию общественного богатства, повышению производственной, финансовой, социальной, экологической эффективности экономики.[10]
     Государство обеспечивает правовую основу экономических  решений, защищает национальные экономические  интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает сектора экономики, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности, или которые не затрагивает частный бизнес.
     Государственное регулирование характеризует равные условия хозяйствования, стабильность правил экономического поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и ограничивает их негативные последствия.
     Таким образом, государственное регулирования  предполагает установление общих правил и порядка, ответственности за их соблюдение и исключает прямое вмешательство в деятельность экономических структур. Они базируются на выбранной хозяйственной стратегии, механизме правового принуждения, экономических интересах хозяйствующих субъектов. [13]
     Механизм  регулирования экономики включает ресурсы, объекты, субъекты, формы, методы, концепции и инструменты регулирования.
     К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы, государственный сектор в экономике, денежная масса под контролем центрального банка, законодательное право, возможность сбора и обработки информации.
     Объектами государственного регулирования экономики  являются: экономические циклы; совокупный спрос; совокупное предложение; денежное обращение; уровень цен; занятость; доходы населения; инвестиционная активность; условия конкуренции; внешнеэкономические связи; платежный баланс; окружающая среда и др.
       Субъектами регулирования являются  органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическим принципам. При этом ведущую роль в формировании и реализации макроэкономической политики играют так называемые фискальные (министерство финансов) и монетарные (центральный банк) власти. [4 c.35-36]
     Государственные органы используют  целый арсенал  инструментов, рычагов и других средств  воздействия на экономическое развитие страны, которые в совокупности и составляют методы государственного регулирования экономики. Они не являются раз и навсегда данными, их набор изменяется, совершенствуется в зависимости от выбираемой стратегии, модели развития, состояния общества и органов управления.      [10 с.199]
     Под методом государственного регулирования  экономики понимается совокупность приемов, способов, посредством которых  государство воздействует на участников экономических отношений. [2]
     В широком же смысле методы государственного регулирования включают те или иные действия, начиная прогнозированием и планированием и заканчивая принятием решения по преобразованию, совершенствованию функционирования экономики в целом и ее отдельно взятых отраслей и предприятий. Однако в каждый конкретный момент государственное регулирование решает какие-то определенные локальные задачи присущими для этого методами.[10 с.199]
     Административные  методы государственного регулирования  – это методы воздействия, предполагающие регламентацию деятельности хозяйственного звена сверху, т.е. базируются на силе и авторитете государственной власти. [11 с.28]
     Административные  методы используются в целях фиксирования юридического и хозяйственного статуса предприятий, трансформации форм собственности, финансового оздоровления, контроля над различными сторонами деятельности субъектов рынка. Административные методы отличаются высокой действенностью, оперативностью, неотвратимостью, так как опираются на аппарат принуждения, который обязан действовать в случаях несоблюдения установленных норм и правил.[10 с.200]
     Они оказывают, как правило, конкретно адресное воздействие на товаропроизводителей, существенно ограничивая свободу их экономического выбора либо вообще её игнорируя – в случае выхода администрирования за экономически обоснованные границы.
     Степень применения административных методов  различна в зависимости от сферы народного хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, а также в области социальной зашиты и поддержки отдельных слоев населения.[11 с.27]
     Жесткость административных норм усиливается  в сложных и острых ситуациях. Эффективность их выше при наличии вертикали управления, действенного хозяйственного права. Недооценка административных мер ведет к активизации сил, заинтересованных в неправовом государстве, хаосе, а также вмешательству чиновников в экономику вне правового поля, бюрократизации аппарата управления.[10 с.201]
     Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло.[11 с.29]
     К ним относят механизмы финансовой и денежно-кредитной политики, используются для достижения макроэкономического равновесия, регулирования спроса и предложения на товарных, денежных, валютных и других рынках, ориентирования деятельности субъектов хозяйствования в русле государственной экономической стратегии. Прямые методы регулирования предполагают непосредственное использование государственных ресурсов для реализации экономических проектов и удовлетворения общественных потребностей. Косвенные методы регулирования предоставляют субъектам хозяйствования свободу выбора поведения и воздействуют на их интересы с помощью экономических рычагов и регуляторов. Основными экономическими регуляторами являются налоговые ставки и пошлины, цены, тарифная система, процентные ставки, нормы амортизации, курс рубля.[10 с.201]
     Для управления современной экономикой государству необходимы, безусловно, и административные и экономические  методы, что соответственно, требует их обязательного присутствия и тех и других в хозяйственном механизме. Приоритет, однако, судя по опыту развитых стран, отдан экономическим методам, т.е. управлению через систему стимулов и антистимулов. Они гибко вписываются в структуру рыночных взаимосвязей, т.к. исходят из самостоятельности хозяйствующих звеньев, нисколько не сужают свободы их выбора, воздействуют на материальную заинтересованность и ответственность субъектов собственности, усиливая тем самым эффективность функционирования хозяйственного механизма.
     Вместе  с тем административные мероприятия  не требуют расходования государственных  средств, тогда как экономические  мероприятия связаны с использованием государственных финансов, денег и кредита, но являются более действенными и эффективными по сравнению с административными.[11 с.28-29] 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Классификация методов  государственного  регулирования экономики.

     В научной литературе выделяют достаточно много различных видов государственного регулирования, формулируемых по различным  основаниям.[2]
     Согласно  одной из классификаций выделяют общие методы, частные и специальные. Общие это совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства.
     В государственном регулировании  процессов социально-экономического развития большое применение находят  частные методы, включающие статистические, экономико-математические и другие.
     К специальным методам, играющим особо  важную роль во всех формах государственного регулирования относятся: балансовый, программно-целевой, нормативный и др.[1]
       Согласно другой классификации  методы государственного регулирования  подразделяются на административные  и экономические. Экономические  в свою очередь можно разделить  на прямые и косвенные.
     Административные:
      Государственная регистрация субъектов рынка
      Государственное лицензирование
      Стандартизация и сертификация
      Приватизация
      Национализация
      Банкротство
      Мониторинг
      Государственный контроль
      Хозяйственное право
      Антимонопольная политика.
     Прямые  экономические:
      Управление государственным сектором
      Государственное инвестирование
      Бюджетные субсидии
      Государственные расходы
      Государственные заказы
     Косвенные экономические:
      Налоговая политика
      Денежно-кредитная политика
      Экспортная политика
      Импортная политика
      Амортизационная политика.[10]
     Иногда  выделяют методы идеологического регулирования, которые включают показательные уголовные процессы, заказы на идеологическую печатную и видеопродукцию, поощрение государственными наградами тех или иных поступков хозяйствующих субъектов и т.д.[12 с.54]
     Административные  методы.
     Административные  методы выполняют разрешительные, принудительные надзорные функции.
     Государственная регистрация. Предприятия, другие юридические лица, индивидуальные предприниматели подлежат государственной регистрации в порядке установленном законодательством.
     Лицензирование. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил.
     Лицензия  является официальным документом, который  разрешает указанный в нем вид деятельности в течении установленного срока. На основании лицензии действуют предприятия всех организационно-правовых форм, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     Стандартизация. С ее помощью устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты потребителя и государства в отношении безопасности продукции, работ, услуг, их качества, надежности измерений, экономии ресурсов.
     К нормативным документам по стандартизации относятся государственные стандарты; международные (региональные) стандарты, правила и нормы; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических обществ и других общественных организаций. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, основываются на достижениях науки и технологии, международных стандартах, прогрессивных стандартах других государств, учитывают условия и режим труда. Нормативные документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на всех стадиях разработки, производства и использования продукции.
     Сертификация. Продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольной сертификации в целях подтверждения соответствия установленным требованиям. В случаях предусмотренных законодательством осуществляется обязательная сертификация. Ее правила устанавливаются с учетом сложившейся международной практики. Уполномоченными государственными органами управления осуществляются государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами) правил  при обязательной сертификации.
     Для производства отдельных видов продукции  предварительно требуется получить гигиеническое заключение. Оно является разрешением на производство (ввоз) продукции, соответствующей установленным требованиям, и служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюдении определенных условий. Гигиеническое заключение обязательно для продукции, способной оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортирования, применения и утилизации.
     Экологическая экспертиза служит средством контроля над состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства с целью предотвращения деградации окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.
     Приватизация. Приватизация как средство государственного регулирования экономики осуществляется как в целях обретения эффективных собственников, активизации фондового рынка, решения бюджетных проблем. В настоящее время приватизация проводится в основном в отраслях ТЭК, АПК, транспорта в форме распродажи государственных пакетов акций. Предприятия как единые имущественные комплексы приватизируются в единичных случаях, так как были приватизированы ранее.
     Национализация. Национализация является процедурой обратной приватизации, т.е. обращением имущества частных лиц в государственную собственность. В мировой практике национализация служит средством утверждения справедливости при распределении национального дохода, а также препятствует ликвидации нужных обществу, но неэффективных с точки зрения частных владельцев производств. В России национализация законодательно не урегулирована. Однако должна быть востребована.
     Банкротство. Этот метод используется как способ юридически корректного возрождения или ликвидации предприятия и удовлетворения требований кредиторов, возврата долгов финансово несостоятельными предприятиями и гражданами. В этой процедуре собственно банкротство составляет только конкурсное производство, остальные процедуры – подготовка к нему.
     Антимонопольная политика. В деловом мире сильна тяга к объединению, поглощению более слабого конкурента, подчинению рынка своекорыстным  интересам отдельных групп и лиц. Ей противостоит государственная антимонопольная политика, призванная защищать интересы общества и малого бизнеса от методов несовершенной конкуренции. В этих целях ведутся реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных, сырьевых, финансовых рынках, а также применяются и другие меры.
     Таким образом, приватизация и банкротство  регулируют порядок смены форм собственности, владельцев предприятия; антимонопольная политика сочетает функции надзора, разрешения и принуждения.
     Экономические методы.
     Экономические методы государственного регулирования  прямого действия обусловлены принятием государства на себя ответственности за обеспечение потребностей в «общественных благах».
     Их  особую природу не отрицает никто,в том числе и монетаристы. Не смотря на распространение либеральных представлений о государственном регулировании, в мире прочно обозначилась тенденция роста государственных расходов, что свидетельствует об усилении прямого участия государства в экономике.
     Финансово-бюджетная  политика. Государство создает финансовую систему, в которую входят федеральные, региональные и местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Бюджеты и фонды обеспечиваются источниками доходов и правом определения направлений их расходования.
     Государственные инвестиции.  Для выполнения функций управления, сбалансированного развития экономики необходимо оптимальное сочетание государственных и частных инвестиций. Идеальным считается следующее соотношение: на 1 рубль государственных вложений должно приходиться 3 рубля частных. Регулирующая роль государственных инвестиций проявляется в том, что они в полной мере отвечают общенациональным интересам, реализуют через федеральную инвестиционную программу и федеральные и региональные целевые программы. Федеральная инвестиционная программа включает перечень наиболее эффективных проектов, финансируемых с привлечением средств бюджета, и имеет адресный характер.  Государство или указывает с помощью предпочтений и льгот, куда надо вкладывать средства частным инвесторам, или вкладывает собственные средства, если частный капитал ведет себя не активно.
     Государственный заказ. Госзаказ является общепринятой эффективной формой регулирования экономики. Он  способен вызывать мультипликаторный спрос; с его помощью государство не только удовлетворяет общественные потребности, но и воздействует на масштабы и структуру производства, рынки сбыта, способствует укреплению плановых начал в экономике.
     На  основе госзаказа осуществляются закупки  продукции для федеральных и региональных государственных нужд. К федеральным государственным нуждам относятся потребности Российской Федерации в продукции для жизнеобеспечения страны, обеспечения безопасности, реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. Потребности в продукции, необходимой для решения задач регионов, реализации региональных целевых программ, определяются и обеспечиваются органами государственной власти субъектов РФ.
     Налоговая политика. Среди методов государственного регулирования экономики косвенного действия наиболее важное место занимают налоги. Налоговая система выполняет фискальные, регулирующие (распределительные, стимулирующие) и стабилизирующие функции. Налоги на 80% обеспечивают доходную часть государственного бюджета. Фискальная их функция реализуется посредством изменения ставок налоговых платежей и расширения налогооблагаемой базы на основе роста доходов предприятий. Фискальная политика становится особенно мощным оружием в периоды кризисов или депрессий. Правильно построенные налоговые стабилизаторы могут действовать в автоматическом режиме.
     Амортизационная политика. Она непосредственно связана с налоговой политикой и призвана регулировать накопление основного капитала. Управление нормами амортизации широко используется в качестве средства воздействия на хозяйственный цикл, темпы экономического роста. Изменяя законодательно нормы амортизационных отчислений, государство создает более благоприятный режим налогового обложения прибыли, что увеличивает сумму средств, направляемых на финансирование воспроизводства основных фондов.
     Денежно-кредитная  политика. Эта политика базируется на монетарном регулировании экономики, т.е. регулировании с помощью изменения объема денежной массы в обращении. В зависимости от складывающейся ситуации в экономике денежная политика ужесточается или ослабляется, объем денежной массы в обращении сжимается или расширяется. Сжатие денежной массы используется для принуждения к снижению цен и уровня инфляции, поскольку на рынке не может быть длительное время дефицита денег.
     Экспортная  и импортная политика. Внешнеэкономическая политика страны определяется общенациональными стратегическими задачами и является производной от них. Используя рычаги экспортной и импортной политики, государство обеспечивает реализацию субъектами хозяйствования права на внешнеэкономическую деятельность, защищает их позиции на мировом рынке, нейтрализует приемы недобросовестной конкуренции иностранных фирм на внутреннем рынке.
     Государство в интересах эффективного регулирования  экономики должно использовать разнообразные  методы с учетом складывающихся конкретных обстоятельств, уметь своевременно отказываться от инструментов, не оправдывающих надежд, и искать новые решения, в том числе и кажущиеся на первый взгляд малообоснованными. Должны присутствовать и воля и смелость, оригинальность и неожиданность.
     Государственное регулирование экономики распространяется на сферу материального производства и обращение капитала на фондовом, кредитном и валютном рынках. В свою очередь, финансовые рынки оказывают самостоятельное влияние на темпы и пропорции развития производства.[10]
     Также существует классификация, согласно которой  выделяют статические и динамические методы государственного регулирования экономики. Статические методы представляют собой организационное и экономическое воздействие на саму возможность заниматься экономической деятельностью. К таким методам, в частности, относятся государственная регистрация, лицензирование, техническое, санитарно-эпидемиологическое  и противопожарное регулирование. Статические методы обязательных правоотношений не образуют.
     Динамические  же методы предполагают непосредственное воздействие на имущественный интерес  участников экономических отношений, например государственная закупка  товаров и услуг, дотации и  субсидии, налоговые льготы, экспортные субсидии.
     Что касается методов, подобных антимонопольному регулированию, то они образуют совокупность статических и динамических методов.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Органы государственной власти, регулирующие экономику.

     В целом компетенция федеральных  органов управления в сфере регулирования экономики сводится к следующим направлениям: формирование и преобразование экономических служб и институтов, замена устаревших новыми, установление правовых основ единого рынка, федеральные энергетические системы, транспорт и связь, федеральный бюджет, финансовое, кредитное, валютное, таможенное регулирование, ценовая политика, денежная эмиссия.[13]
     В Российской Федерации управление экономикой и его основа – управление собственностью разделены в предметном и функциональном плане.
     В предметном плане федеральной собственностью управляют федеральные органы власти, собственностью субъектов РФ – их органы, а муниципальной собственностью соответственно органы муниципальных образований.
     В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств, департаментов в субъектах федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях.
     Высшими федеральными органами государственного управления РФ в сфере экономики  является парламент, Президент РФ, правительство  РФ, центральные органы отраслевого управления – министерства РФ, а также многочисленные федеральные службы и агентства, входящие в состав министерств.
     Парламент осуществляет управление экономикой, прежде всего путем целеполагания. Он определят общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимая государственный бюджет.
     Глава государства тоже активно участвует  в управлении экономикой. В России Президент создает министерства и ведомства, осуществляет дополнительное регулирование экономических отношений, а также издает распоряжения частного характера.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.