На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предварительное следствие - его сущность и актуальные проблемы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал  государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
Байкальского  государственного университета
экономики и права в г. Братске
Кафедра юриспруденции 

                            Специальность «Юриспруденция»
                            Дисциплина «Уголовное процессуальное право» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ - ЕГО 
СУЩНОСТЬ  И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель курсовой  работы:
 
К. и. н., доц. В. Б. Русаков
Студент:  
 
 
 
Братск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ  РАССЛЕДОВАНИЕ……………………………………5
1.1 Понятие  предварительного расследования……………………………….……5
1.2 Формы  предварительного расследования  в российском уголовном процессе……………………………………………………………………………………....7
2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ………………………………………………………….………………………..9
2.1 Понятие  предварительного следствия………………………………………….9
2.2 Общие  условия предварительного следствия,  связанные с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением………….10
2.2.1. Подследственность  уголовных дел, ее признаки………………………….10
2.2.2 Принятие  уголовного дела к производству.....……………………………..11
2.2.3. Взаимодействие  органов предварительного следствия………………...…12
2.3 Общие  условия предварительного следствия………………………………...18
2.3.1 Соединение  уголовных дел………………………………………………….18
2.3.2 Выделение  уголовного дела…………………………………………………21
2.3.3. Начало, срок и окончание предварительного  следствия……………….....24
2.3.4. Недопустимость  разглашения данных предварительного следствия……26
2.3.5. Общие  правила производства следственных  действий, обеспечивающие всесторонность, объективность и полноту расследования……………………...29
2.3.6. Восстановление  утраченных уголовных дел…………..…………………..32
2.3.7. Установление  обстоятельств, способствовавших совершению преступления…………………………………………………………………………………...33
2.4 Общие  условия предварительного следствия  связанные с обеспечением прав  и законных интересов его участников………………………………………….…34
2.4.1. Обязательность  рассмотрения ходатайства………………………….…….34
2.4.2. Меры  по защите потерпевшего, его представителя,  свидетеля, их близких родственников и близких лиц……………………………………...……………...35
2.4.3. Участие  переводчика………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….....39
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..41 

ВВЕДЕНИЕ
      В большинстве случаев суд не может  сразу рассмотреть уголовное  дело, так как его для этого  надо подготовить. Если в гражданском  процессе предварительная подготовка по делу имеет относительно несложный характер и ведется сторонами и судом, который будет его рассматривать по существу, то в уголовном судопроизводстве (по крайней мере, по делам публичного и частно-публичного обвинения) этому препятствует ряд факторов.
      По  уголовным делам установление фактической истины часто осложнено ввиду неочевидного характера многих преступлений, запирательства и противодействия со стороны обвиняемых и т. п. Поэтому, в отличие от истца в гражданском процессе, обвинитель не может сразу окончательно сформулировать свои требования и обратиться с ними к суду. Именно для этого необходимо проводить предварительное расследование, назначение которого состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства или его прекращении.
      Существует 2 формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие. При этом предварительное следствие, в отличии от дознания, является наиболее полной формой предварительного расследования, обеспечивающей максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса.
      Объектом  изучения данной курсовой работы является предварительное расследование. Предметом изучения – предварительное следствие.
      Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что от того, насколько грамотно проведено предварительное следствие – зависит во многом исход дела.
        Цель данной курсовой работы – охарактеризовать предварительное следствие и выделить его особенности.
      Для того чтобы достигнуть поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    охарактеризовать предварительное расследование, а также выделить его формы;
    дать понятие предварительному следствию;
    осветить особенности предварительного следствия;
    выделить актуальные проблемы предварительного следствия.
      При написании данной курсовой работы автором  были использованы нормативные документы, периодические издания, судебная практика, а также учебные пособия по уголовно-процессуальному праву. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ  РАССЛЕДОВАНИЕ
1.1 Понятие предварительного расследования
      В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи. Предварительное расследование – вторая стадия досудебного производства по уголовному деле, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда – и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Однако в целом предварительное расследование играет в уголовном процессе подчинительную роль по отношению к судебным стадиям. Оно названо предварительным, потому что производится до суда и для суда. Этим объясняется, почему суд не ограничен подготовительным материалом расследования и не может принять «на веру» выводы следователя. Окончательное значение будет иметь судебное следствие, результаты которого составят непосредственную основу приговора или иного судебного решения.
      Предварительное расследование преследует следующие  цели1:
    раскрыть преступление;
    изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать виновного;
    сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства;
    обеспечить личное участие обвиняемого в суде;
    гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.
      Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи:
    поиск, собирание и расследование доказательств по делу;
    обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;
    применение (при необходимости) мер процессуального принуждения;
    передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.
      В ходе предварительного расследования защитник подозреваемого или обвиняемого обязан оказывать ему юридическую помощь при производстве по уголовному делу, а судья – разрешать процессуальные вопросы, отнесенные к его компетенции. Также происходит определение предмета доказывания (того круга обстоятельств, которые надо установить для разрешения дела) и его предварительное исследование с тем, чтобы суд мог всесторонне и полно установить картину совершенного преступления и решить вопрос об уголовной ответственности и возмещении причиненного преступлением ущерба. Из этого следует, что, во-первых, в ходе предварительного расследования необходимо собрать как обвинительные (уличающие), так и оправдательные доказательства. Во-вторых, хотя все собранные здесь доказательства и называются судебными, но являются лишь исходным материалом для судебного следствия и подлежат всесторонней проверке и оценке.
      Получение необходимых доказательств порой  находится под угрозой их сокрытия или уничтожения, поэтому для того, чтобы гарантировать их собирание, иногда возникает необходимость применения правового принуждения. Кроме того, такое принуждение гарантирует и одно из главных условий уголовного судопроизводства – личное участие обвиняемого в деле, ибо уголовно-правовой спор имеет, прежде всего, личный, а не имущественный характер. Принудительные действия обеспечивают также возможность исполнения будущего приговора (например, наложение ареста на имущество, которое может быть взыскано по решению суда).
      Однако, собрав необходимые доказательства и обеспечив участие в деле обвиняемого, предварительное расследование не может быть закончено, так как к судебному разбирательству нужно подготовить еще и стороны. Обвиняемый должен получить возможность заблаговременно реализовать свое право на защиту, а потерпевшие – право на участие в уголовном преследовании.
      Предварительное расследование заканчивается либо передачей дела в суд, либо прекращением дела или уголовного преследования. Передача дела в суд происходит через прокурора и оформляется тремя различными решениями:
    обвинительным заключением, если по делу проводилось предварительное следствие;
    обвинительным актом, если по делу производилось дознание;
    постановлением о направлении дела в суд для принудительное меры медицинского характера.
      Таким образом, стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела или уголовного преследования. 

1.2 Формы предварительного
расследования в российском уголовном  процессе
      Процессуальная  форма как совокупность оснований, условий, процедур и гарантий имеет свойство дифференцироваться, т. е. разделяться на различные составляющие в зависимости от характера уголовных дел. Дифференциация процессуальной формы возможна в сторону ее усложнения или упрощения (добавление или исключение отдельных гарантий, институтов, увеличение или сокращение сроков и т. п.). Процессуальная форма дифференцируется по материально-правовому и процессуальному основаниям. Материально-правовым основанием для разделения процессуальной формы является степень общественной опасности преступления, которая определяется уголовно-правовой квалификацией по конкретной норме Особенной части УК. Это основание выражено в таких процессуальных институтах, как предметная подследственность и подсудность. Чем выше общественная опасность преступления, тем сложнее должна быть процессуальная форма производства по нему.
      Процессуальное  основание для дифференциации юридической формы судопроизводства представляет в виде представления законодателя о сложности производства по тем или иным категориям уголовных дел. Эта сложность может быть связана с очевидным или неочевидным характером преступлений, трудоемкостью собирания и проверки доказательств, а иногда – и позицией по делу, занимаемой обвиняемым.
      Стадия  предварительного расследования также  обладает своей процессуальной формой, которая может дифференцироваться в сторону усложнения (предварительное следствие) или в сторону упрощения (дознание).
      Дознание  – это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Основаниями для упрощения формы и условиями для производства дознания являются:
    небольшая опасность преступления (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести – ч. 3 ст. 150 УПК РФ);
    невысокая сложность расследования (выраженная в наличии уже на момент возбуждения дела подозрения против конкретного лица – ч. 1 ст. 223 УПК РФ).
      Предварительное следствие является наиболее полной формой предварительного расследования, обеспечивающей максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Более подробно предварительное следствие как форма предварительного расследования будет рассмотрена во второй главе данной курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ
УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
2.1 Понятие предварительного следствия
      Как уже было сказано ранее, предварительное следствие – это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Предварительное следствие – это и основная форма расследования, так как оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК РФ), и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения (ст. 318 УПК РФ). Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты. При этом надо иметь в виду, что процессуальная форма предварительного следствия может быть еще более усложнена по делам о применении принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетних и лиц, обладающих служебным иммунитетом.
      Предварительное следствие осуществляется следователями  прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ2.
      В российском уголовном процессе все  три этапа предварительного следствия, выделяемые в законодательстве других государств, выделяются предельно отчетливо, хотя осуществляются преимущественно розыскным порядком, при котором суд не принимает непосредственного участия в движении дела, ограничиваясь лишь контролем за применением мер процессуального принуждения и рассмотрением жалоб3. Этап общего следствия осуществляется от момента возбуждения уголовного дела до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Процессуальное содержание этапа общего следствия составляет, как правило, производство первоначальных следственных действий, а также (при наличии к тому оснований) задержание подозреваемого. Суммарный этап совпадает с процедурой предъявления обвинения, после чего следует специальное следствие, которое завершается вынесением обвинительного заключения.
      В российском уголовном процессе существует и четвертый этап досудебной подготовки – деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением. Этот этап формально считается частью предварительного следствия, однако он имеет относительную самостоятельность – для него установлены специальные задачи, сроки, форма деятельности прокурора и итоговые решения. 

2.2 Общие условия предварительного следствия, связанные с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением
2.2.1. Подследственность уголовных дел, ее признаки
      Подследственность – это совокупность признаков  уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. Органом предварительного следствия является следователь. Однако правом проводить предварительное следствие наделены также прокурор и начальник следственного отдела.4
      Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) и территориальную (местную).
      Предметная (родовая) подследственность определяется категорией преступления и разграничивает компетенцию органов следствия различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. Предварительное следствие производится по тяжким и особо тяжким преступлениям.
      Большинство преступлений, по которым производится предварительное следствие, расследуются следователями органов внутренних дел. К предметной подследственности следователей прокуратуры, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убийство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др.). Следователи федеральной службы безопасности  производят предварительное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям.5.
      Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152 УПК РФ). Это место определяется территорией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной стороной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных последствий. Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-территориального деления.
      Однако  далеко не во всех случаях следы  преступления, свидетели и сам  обвиняемый находятся в том районе, где совершено преступление. Поэтому  в целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования  предусмотрены исключения из общего правила территориальной подследственности. Для этого прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган предварительного следствия по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей. 

2.2.2 Принятие уголовного дела к производству
      С помощью правил подследственности  определяется надлежащий орган предварительного следствия, однако его полномочия по данному делу должны быть правильно  оформлены (ст. 156 УПК РФ). Факт принятия дела к своему производству отражается либо в постановлении о возбуждении уголовного дела (когда его вынес тот, кто и продолжает расследование, либо об этом выносится отдельное постановление (когда поручается расследование уже возбужденного другим органом дела). Расследование дела лицом, не принявшим его к своему производству, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет ничтожность полученных результатов расследования.
      По  смыслу процессуального закона должен приниматься акт, указывающий на прекращение полномочий конкретного следователя на производство по данному делу. Таким актом следует считать постановление о направлении дела прокурору для передачи по подследственности, передача дела другому следователю (которая должна быть оформлена письменно) или постановление о принятии дела к производству другим следователем. Иначе в одном деле могут оказаться несколько лиц, уполномоченных вести расследование, которые не образуют следственной группы. 

2.2.3. Взаимодействие органов предварительного следствия
      Взаимодействие органов предварительного следствия означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования. Прокурор осуществляет надзор над деятельностью органов следствия и с процессуальной точки зрения руководит ими (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Он сам направляет ход расследования, принимает процессуальные решения и в некоторых случаях даже вправе приостановить исполнение указаний прокурора при несогласии с ними.
      Взаимодействие  органов предварительного следствия  происходит в процессуальных и организационных формах, в зависимости от закрепления их в УПК РФ или ведомственных нормативных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: обмен информацией, совместное планирование и совместные действия6. Каждый последующий уровень включает в себя элементы предыдущего. Так, совместное планирование имеет своей составной частью и непременным условием обмен информацией между участниками, а совместные действия невозможны без предварительно согласованного совместного плана. В то же время взаимодействие может состояться на любом из указанных уровней.
      На  уровне обмена информацией взаимодействие может осуществляться в следующих  формах:
    передача уголовных дел;
    представление результатов оперативно-розыскной деятельности;
    направление требований, представлений, поручений, запросов и т. п.
      Основной  процессуальной формой взаимодействия здесь является поручение следователя, под которым понимается письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.
      Процессуальный  закон предусматривает два вида поручений следователя:
    поручение органу дознания по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ);
    поручение органу дознания или другому следователю вне места производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152 УПК РФ).
      Поручение процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности исследования доказательств, поэтому его пределы должны быть ограничены. Дача следователем поручений допускается при условии, что не происходит неоправданное переложение им своих функций на другого следователя, могущее существенное затруднить работу последнего, либо возложение на орган дознания несвойственных для него полномочий. В частности, следователь обязан лично выполнить следственные действия, в том числе выехать для этого в другую местность, когда необходимо произвести большой объем следственных действий либо процессуальные действия связаны с оценкой доказательств их совокупности, с принятием решений, определяющих направление расследования. Так, нельзя поручать действия:
    по принятию процессуальных решений (избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание потерпевшим и др.);
    по проведению значимых для формирования позиций сторон действий (допрос обвиняемого, предъявление обвинения);
    связанных с передачей всего уголовного дела прокурору.
      Содержание  поручения следователя составляют предписания о проведении процессуальных или розыскных действий. Принимая решение о поручении производства процессуальных действий, следователь должен учитывать, что, во-первых, в отношении исполнителя не должно существовать оснований для отвода; во-вторых, при производстве порученного процессуального действия должны быть обеспечены права участников процесса. Так, если следственное действие производится по ходатайству потерпевшего, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, защитника, то они имеют право в нем участвовать. Если следственное действие производится с участием подозреваемого (например, допрос подозреваемого), то исполнитель поручения обязан уведомить его защитника о времени и месте производства следственного действия. Нарушение права на помощь защитника является существенным нарушением закона и влечет недопустимость полученных доказательств.
      Следователь вправе поручить производство следующих  процессуальных действий7:
    по собиранию доказательств;
    по ознакомлению лиц с постановлениями о признании их участниками уголовного процесса и разъяснений им прав и обязанностей;
    по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество);
    по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления – это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учебы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя.
      Поручения о производстве розыскных или оперативно-розыскных действий могут преследовать цель установления личности преступника или места его нахождения, установления подлежащего аресту имущества или источников доказательств. Розыскные меры могут осуществляться по поручению следователя путем процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий.
      Следователь не должен поручать производство таких  гласных розыскных действий, которые  он может выполнить лично, например получение сведений из криминалистических учетов.
      Поручение следователя должно быть мотивированным, учитывая общие требования к процессуальным решениям. К поручению могут прилагаться необходимые материалы:
    обеспечивающие обоснованность и законность исполнения поручения (исполнение о задержании, постановление о приводе, постановление о наложении ареста на имущество),
    обеспечивающие тактику выполнения поручения (копии процессуальных документов, планы следственных действий, справки о личности допрашиваемых).
      Срок  выполнения поручения, направленного  в другой орган, составляет 10 суток. (ч. 1 ст. 152УПК РФ). Этот срок может быть изменен или продлен следователем. Исполнение поручения о производстве процессуальных действий должно быть совершено в пределах установленного срока предварительного следствия. За неисполнение или несвоевременное исполнение поручения исполнитель может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.
      Совместное  планирование как следующий уровень  взаимодействия органов предварительного следствия имеет самостоятельное значение при проведении координационных совещаний, составлении согласованных планов расследования уголовных дел и оперативно-розыскных мероприятий, планов оперативно-тактических комбинаций в рамках проведения одного или нескольких следственных действий.
      Дальнейшим  уровнем взаимодействия различных органов расследования являются их совместные действия. Здесь используются в основном три процессуальные формы взаимодействия8:
    получение содействия органа дознания при осуществлении следственных действий;
    привлечение к участию в следственном действии должностного лица органа дознания;
    следственная группа или следственно-оперативная группа.
      Содействие  может быть выражено в деятельности обширного круга работников дознания по обеспечению: подготовки, организационных условий (оцепление местности, конвоирование), применения принуждения, безопасности участников следственного действия. К участию в следственном действии обычно привлекаются оперативные сотрудники, например для выполнения поисковых действий во время обыска. При этом если содействующего сотрудника не обязательно указывать в протоколе следственного действия, то каждого участвующего – обязательно (п. 3 ч. 3 ст. 166 УПК РФ).
      Производство  предварительного следствия следственной группой детально регламентировано УПК РФ (ст. 163 УПК РФ). Основанием для создания следственной группы является сложность или большой объем расследования (значительное количество эпизодов, участников совершения преступления, количество пострадавших, обширная территория преступной деятельности, необходимость проверки значительного количества версий, производства трудоемких следственных действий и др.). Решение о создании следственной группы и изменении ее состава принимает прокурор или начальник следственного отдела, о чем выносится либо отдельное постановление, либо указывается в постановлении о возбуждении дела. В этих постановлениях должны быть указаны фамилии всех участников и руководителя следственной группы.
      К работе следственной группы  могут  быть привлечены должностные лица органов дознания, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. В действительности, это означает создание уже не просто следственной, а следственно-оперативной группы, ранее широко известной на практике и предусмотренной ведомственными нормативными актами.
      Практике  известны несколько видов следственных и следственно-оперативных групп, подразделяемых по разным категориям:9
    по целям: дежурная – для осмотра места происшествия, раскрытия преступления «по горячим следам»; следственные бригады или межрегиональные следственные группы – для расследования сложных и трудоемких дел, а также преступлений прошлых лет;
    по составу: следственная группа, включающая в себя следователей одного или различных ведомств, оперативных работников одного или различных органов дознания;
    по времени действия – постоянно действующая (специализированная на расследовании отдельных категорий преступлений) либо временная следственная группа.
      Состав  следственной группы объявляется подозреваемому и обвиняемому, им разъясняется право заявить отвод любому участнику следственной группы. По ходатайству сторон им также предоставляется право заявить отвод любому участнику следственной группы.
      Руководитель  следственной группы принимает дело к своему производству, организует ее работу, направляет деятельность следователей и принимает важнейшие решения по делу: о направлении дела в суд, о выделении, прекращении, приостановлении или возобновлении дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме предъявляемого ему обвинения, о направлении содержащегося под стражей обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар, о возбуждении перед прокурором ходатайства, о продлении срока следствия, о получении разрешений на применение мер принуждения. Эти полномочия никто из участников следственной группы, кроме ее руководителя, осуществлять не вправе.
2.3 Общие условия предварительного следствия
      Действующий УПК РФ не называет установление объективной истины в числе принципов уголовного процесса. Однако, по мнению автора, для предварительного следствия это начало остается одним из важнейших.
      Основные  требования, предъявляемые к предварительному следствию10:
    всесторонность – исследование дела со всех сторон, с позиций версий как обвинения, так и защиты;
    объективности – непредвзятость действий и решений, точное отражение в них действительности;
    полнота – достаточность собранных доказательств и установленных фактов;
    быстрота.
      Эти требования, в свою очередь, обеспечиваются такими общими условиями предварительного следствия, как соединение и выделение уголовных дел, незамедлительное начало и установление сроков предварительного расследования, а также форм его окончания, недопустимость разглашения данных предварительного расследования, общие правила производства следственных действий, восстановление утраченных уголовных дел, установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления. 

2.3.1. Соединение уголовных дел
      Соединение  уголовных дел представляет в  виде права органа расследования объединить в одном производстве несколько отдельных уголовных дел для обеспечения всесторонности, объективности и полноты расследования( ст. 153 УПК РФ).
      Основаниями для соединения дел являются участие  в одних и тех же преступных деяниях или связь различных преступных деяний с одним и теми же лицами:
    совершение преступлений в соучастии (ст. 32 УК РФ);
    совершение одним лицом нескольких преступлений (реальная ли идеальная совокупность преступлений – 17 УК РФ);
    обвинение лица в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений (ст. 316 УК РФ), которые расследуются по соединенному делу.
      По  общему правилу, для соединения дел необходима доказанность участия определенных лиц в совершении преступлений. Поэтому дела соединяются в отношении обвиняемых. Однако в качестве исключения  закон не запрещает соединять дела и в отношении подозреваемых, и даже в отношении еще не установленных лиц. В последнем случае основание для соединения дел возникает, если есть определенные доказательства того, что преступления совершены одним и тем же лицом или той же группой лиц11.
      Это могут быть доказательства специфического способа совершения преступления, устанавливающие предмет преступления (например, принадлежность к одной партии поддельных денег) и т. п. Не допускается соединение дел по иным основаниям, таким как общность преступных результатов неосторожных деяний лиц, не являющихся соучастниками; небрежное хранение оружия и преступное использование его другим лицом и т. д.
      Условием  соединения дел является наличие  возбужденных и расследуемых дел, поскольку в одном производстве могут быть соединены только уголовные дела, но не какие-либо другие материалы. Из этого условия вытекают следующие правила:
    не могут быть соединены дела, приостановленные и прекращенные, без соответственно возобновления дела или отмены постановления о прекращении дела;
    если в ходе предварительного следствия обнаружено преступление, то необходимо сначала в порядке ст. 146 УПК РФ принять решение о возбуждении нового дела, а затем соединять оба дела в одном производстве;
    если первоначальное дело было возбуждено против определенного лица, а в процессе расследования установлены соучастники, то необходимо сначала возбудить уголовное дело в отношении новых лиц, а затем соединить эти дела в одном производстве.
      Соединение  дел допускается на основании  постановления надзирающего прокурора. Следователь вправе обратиться к прокурору с ходатайством об этом.
      При соединении уголовных дел возникает  проблема исчисления срока предварительного следствия. Согласно УПК РФ срок расследования после соединения определяется сроком расследования по тому делу, у которого он наибольший12. При этом срок предварительного следствия остальных дел поглощается и не учитывается.
      Эти привила, однако, не должны использоваться для манипуляций со сроками следствия в нарушение требования его быстроты. Иллюстрацией подобных незаконных действий может служить, например, такая ситуация: согласно полученным сообщениям, стало известно, что некое лицо совершило три кражи, однако следователь, вопреки закону, не возбуждает дело по всем трем эпизодам краж. Вместо этого он сначала возбуждает дело по факту первой кражи и по истечении двух месяцев, отведенных по закону для проведения следствия, под каким-либо надуманным предлогом приостанавливает его. В тот же день возбуждается дело по факту второй кражи, расследование по которому также приостанавливается. Затем возбуждается третье дело, и перед истечением по нему срока следствия все три дела (расследование по первым двум делам в этом случае возобновлено) соединяются в одно производство, срок по которому  исчисляется в 2 месяца (этот срок является наибольшим), в то время как фактически на производство расследования уже затрачено 6 месяцев. Начальник следственного отдела и прокурор должны незамедлительно реагировать на такого рода нарушения, отменяя незаконные решения и обеспечивая быстроту следствия.
      При этом иногда обвиняемые противятся соединению уголовных дел, так как в этом случае у следователей появляется возможность  более полно и детально изучить обстоятельства дела. В этом случае показательно определение Верховного суда Российской Федерации от 3 сентября 2009 года N 1-033/08. В данном случае М. Х. и М.Р. обвинялись в убийстве П. При этом представители потерпевших ходатайствовали о соединении уголовных дел обвиняемых, так как последние совершили преступление в соучастии. Суд данное ходатайство удовлетворил, сославшись на то, что раздельное рассмотрение этих дел может отразиться на всесторонности судебного следствия, привести к установлению взаимоисключающих обстоятельств. 

2.3.2 Выделение уголовного дела
      Выделение уголовного дела означает изъятие из основного производства части его  материалов в качестве самостоятельного уголовного дела (ст. 154 УПК РФ). Выделение  прямо противоположно соединению. Выделение  обеспечивает13:
    объективность расследования путем создания специального режима производства для отдельных категорий лиц;
    быстроту расследования и его «процессуальную экономию», т. е. возможность продолжать или завершить досудебное производство, несмотря на возникшие препятствия.
      По  общему правилу, выделение уголовного дела допускается в отношении обвиняемых.
      Основания для выделения уголовных дел  можно разделить на две группы: в отношении определенных лиц и в отношении определенных преступлений.
      Основаниями для выделения дела в отношении определенных лиц являются:
    наличие определенных оснований для приостановления уголовного дела в отношении некоторых из установленных соучастников (п. 2-4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ);
    несовершеннолетний возраст обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности за совершение преступления в соучастии со взрослым (ст. 422 УПК РФ);
    отсутствие связи деяний иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не связанных с деяниями, которые вменяются в вину по расследуемому уголовному делу, если об этом стало известно в ходе предварительного следствия;
    невменяемость кого-либо из соучастников или наступление у него психического расстройства после совершения преступления (ст. 436 УПК РФ);
    возражения обвиняемых, не являющихся военнослужащими или гражданами, проходившими военные сборы, против рассмотрения их дела военным судом (когда в отношении других обвиняемых по данному делу оно подсудно военному суду – ч.7 ст. 31 УПК РФ).
      Основанием  выделения уголовного дела в отношении  преступлений служит, во-первых, необходимость завершения расследования по части эпизодов преступной деятельности или в отношении отдельных обвиняемых. Здесь имеются в виду такие ситуации, когда некоторые эпизоды уже полностью расследованы, а другие еще нет.
      Условием для выделения уголовного дела по этому основанию является обеспечение всесторонности и объективности расследования и разрешения дела (ч. 2 ст. 154 УПК РФ).
      Выделение дела оформляется мотивированным постановлением прокурора или следователя, причем без согласования с прокурором.
      Во-вторых, уголовное дело может быть выделено и для расследования нового преступления, совершенного теми же лицами или в  отношении нового лица. При этом в постановлении может решаться вопрос и о возбуждении дела в порядке ст. 146 УПК РФ. Вопрос о необходимости возбуждения дела при его выделении надо решать с учетом того, по какому основанию возбуждалось первоначальное дело. Выделяемое дело надо возбуждать, если оно выделяется в отношении нового события, по которому первоначальное дело не возбуждалось. Например, если дело выделяется по факту изнасилования, но в ходе расследования обвиняемый сознался и в поджоге, то при выделении надо возбуждать новое дело. Если же уголовное дело возбуждено по факту обнаружения сгоревшего трупа, то выделение дела по поджогу не требует его особого возбуждения, поскольку речь в данном случае не идет о новом преступлении.
      Кроме того, необходимо возбуждать дело при  его  выделении в отношении тех лиц, которые не были указаны в постановлении о возбуждении основного дела, начатого в отношении конкретного лица. Так, если дело возбуждено в отношении конкретного подозреваемого, то выявление новых соучастников, в силу прямого требования закона (ч. 3 ст. 154 УПК РФ), требует решения о возбуждении и против них уголовного дела. Напротив, когда уголовное дело возбуждено, например, по факту причинения вреда здоровью неизвестными лицами, то установление соучастников преступления не требует возбуждения нового дела в случае принятия решения о его выделении, поскольку в этом случае нельзя говорить о выявлении новых лиц. При разрешении этих коллизионных вопросов на практике следует учесть, что «избыточное» решение о возбуждении дела не является существенным нарушением закона, в то время как отсутствие необходимого решения о возбуждении дела приведет к недопустимости полученных доказательств и незаконности всех принятых по делу решений. При выделении дела в отношении новых лиц также должно соблюдаться требование всесторонности и объективности расследования. Если это невозможно, то выделение дела не допускается.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.