На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Духовная и материальная культура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


     Содержание:
    Введение ………………………………………………………………………3
    Духовная культура …………………………………………………………...6
    Материальная культура………………………………………………………9
    Список литературы…………………………………………………………..15
 


     Введение
     Культура  представляет собой целостный системный  объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает  как единый процесс, который можно  разделить на две сферы: материальную и духовную.
     Определения материальной и духовной культур. Материальная и духовная культуры – два фундаментальных  вида, две стороны культуры, находящиеся  в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопосредования и взаимоперехода.
     Материальная  культура – это культура, которая  включает в себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) одновременно социально-производственную, социально-бытовую, потребительскую (в  узком смысле слова) и информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.
     Духовная  культура – это культура, которая  включает в себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) сугубо информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.
     Материальная  культура содержит материально-техническую, экономическую (и предпринимательскую), материально-бытовую и физическую культуры. Духовная культура, в свою очередь, включает в себя правовую, нравственную, религиозную, интеллектуальную (научную и философскую) культуры.
     Существуют  также промежуточные виды и разновидности  материальной и духовной культур, складывающиеся и обнаруживающие себя в сфере  их взаимного пересечения. Имеются в виду, прежде всего, следующие культуры: политическая, управленческая, демографическая (воспроизводства человеческого рода, семейная), эротическая (утверждающая единство тела, души и ума), экологическая (устанавливающая достигнутые обществом уровень духовно-практического отношения к природе, качество «гомеостаза» живого и неживого), художественная (эстетически гармонизирующая остальные основные и производные виды, разновидности культуры, стимулирующая развитие их разнообразных форм). 

     Материальная  культура подразделяется на:
     — производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
     — воспроизводство человеческого  рода, включающего в себя всю сферу  интимных отношений между мужчиной и женщиной.
     Следует заметить, что под материальной культурой  понимается не столько создание предметного  мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого  существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных  человеческих потребностей, позволяющих  людям адаптироваться к биологическим  и социальным условиям жизни.
     Понятие духовной культуры:
     — содержит в себе все области духовного  производства (искусство, философию, науку  и пр.),
     — показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
     Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших  ценностных абсолюта человеческой духовности:
     — теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
     — этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
     — эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное  переживание.
Обозначенные  выше стороны духовной культуры нашли  свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового  развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы  благодаря такой специфической  форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.
     Деятельность  — это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности.
     Существует  два вида деятельности:
     — практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы  и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая  и самого человека);
     — духовная (содержанием которой выступает  изменение сознания людей).
     Взаимосвязь видов материальной и духовной культур. Материальная культура вместе с цивилизацией образуют основу духовной. Существенные изменения в видах духовной культуры коренятся в фундаментальных  структурных преобразованиях видов  материальной культуры, трансформациях цивилизации. При этом подвижные  промежуточные виды материально-духовной культуры передают через себя, «трансмутируют» импульсы указанных преобразований на «верхние этажи» духовной жизни. Так, смена базовых художественных стилей зарождается, как правило, первоначально в изменяющейся инфраструктуре непосредственной социальной среды, отображается в показательных формообразованиях культурного (художественного) быта, проходит стадию архитектурных перевоплощений, прежде чем проявиться в областях живописи, скульптуры, других разновидностей духовного художественного творчества. [2,52] 
 

 


     Духовная  культура
     Культура  духовная - одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно-физический мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества и объекты), то в качестве духовной культуры выступают те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической деятельностью человека — язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п. Такое понимание духовной культуры пришло в отечественную практику из немецкой литературы в XIX в. Среди англ. и франц. эволюционистов того периода подобное деление на материальную и духовную культуру было также широко распространено. Так, Тейлор в работе “Первобытная культура” в одних случаях перечисляет “промышленную, умственную, политическую, нравственную области культуры”, в других — более отчетливо подразделяет культуру на две части — “материальную” и “умственную”, подразумевая под последней идеи, обычаи, мифы, воззрения и верования.
             Отечественные философы, социальные аналитики в дореволюционный период, а также в послереволюционные годы в зарубежном изгнании широко обращаются к понятию “ Культура духовная ”; оно у них тесно соотнесено с духовной основой обществ, бытия. В работах русских авторов конец 19 — первая половина 20 в. (в последнем случае, если они работали вне России) термин “ Культура духовная ” переплетается с такими понятиями, как “духовная жизнь”, “сфера духа”, “духовное обновление” и другими. Во всех указанных понятиях сфера и сущность духовного связывается с объективной, над индивидуальной реальностью, которая одновременно укоренена также в сердце человека, открываясь ему через внутренние усилия и мистический опыт. Это — реальность Добра, Красоты, Истины и в конечном итоге реальность Бога. Такое понимание природы духовного позволяет дифференцировать его не только на фоне материальных, но и на фоне социальных аспектов культуры, признавая вместе с тем, что материальное и социальное выступают как бы внешним выражением и воплощением духовного.[4, 86]
       Советская социальная и гуманитарно-философская мысль могла обращаться к результатам исследований западных авторов в основном в критическом ключе. Только через критику отечественная аудитория имела возможность составить определение, далеко не полное представление, в каком направлении шел анализ проблем, обозначенных тематикой “Культура духовная” в западной культурологии, социальной и культурной антропологии. Через подобное опосредствованное влияние зарубежной научной мысли в советских социальных науках (психологии, социологии, педагогике, теории пропаганды и др.) разрабатывается понимание сложной структуры феноменов духовной культуры, которые содержат различные аспекты умственной и психол. деятельности человека.
        К этому периоду в рамках  зарубежной мысли использование  понятия “ Культура духовная ” сводится на нет. Здесь противопоставление понятий “культура материальная” и “ Культура духовная ” теряет свою остроту. Признается, что онтология культуры базируется на материальной, социальной и ценностно-смысловой основе.
        Т.о., духовный аспект в зарубежной  культурологии, в социальной и культурной антропологии оказался репродуцированным к ценностно-смысловым, информационно-познавательным аспектам культуры (в англояз. литературе он определяется как идеациональный аспект культуры от idea — идея, мысль, понятие, образ). Этот аспект исследуется в разных направлениях и с разных познавательных позиций — признания наличия объективированного знания, научного объяснения, с позиций мифологии, религии или какого-либо иного типа ценностного сознания, как установка на действие и т.п. Тот или иной смысл в культуре изучается в рамках анализа знаков и символов, с позиций семиотического или герменевтического анализа. Т.о., понятие “ Культура духовная ” или “умственная культура” в западноевропейском знании 20 в. расчленилось на множество областей, аспектов, элементов умственно-волевой деятельности и эмоционально-психологической активности человека.
        В наст. время отечественная социальная и филос. аналитика продолжает широко обращаться к понятию “ Культура духовная ”. Однако содержание и смысловой объем этого понятия в некоторых важных аспектах продолжают оставаться такими, какими они формировались в советский период. Хотя современные авторы уже не связывают его понимание с политико-идеологическими элементами, а скорее склоняются к тому, чтобы наделить К.д. нравственным, а порой и религиозным содержанием, это понятие остается в отечественной научной практике достаточно размытым, оно заметно отличается от того, что понимали под “ Культура духовная ” Франк, Ильин, Федотов, Степун и др. аналитики русской культуры дореволюционного и послереволюционного времени. Например, современные аналитики включают в К.д. все формы и виды активности, которые функционально связаны с развитием обществ, сознания (деятельность СМИ, искусства, образования и др.), тогда как для отечественных аналитиков прошлого было бы невозможно отнести к “ Культура духовная ” многие явления массовой культуры, порнографическую печатную продукцию, атеистическое воспитание молодежи и т.п.
        Наконец, в отечественной научной практике заметно выступает стремление добиться освоения аналитического аппарата современной зарубежной культурологии, отказавшись, в частности, от использования “ Культура духовная” и сходных с ним понятий как от устаревших или неточных. В наст. время ряд отечественных авторов даже в учебных материалах по культурологии не прибегают к понятию “ Культура духовная ”, раскрывая ее тематизм посредством более эксплицитных понятий и аналитических процедур (образ мышления, ментальность, понимание, идеалы и ценности, установки и др.).[3, 56] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Материальная  культура
     Материальная  культура – важнейший компонент  культуры человеческого общества в  целом. Основная функция материальной культуры заключается в адаптации  человека к природным и социальным условиям своего существования. Материальная культура возникла на самых ранних этапах антропогенеза, когда появилась  необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей в пище, жилище, простейших орудиях труда, развивалась  последовательно и постепенно в  рамках общего культурно-исторического  процесса.
Для каждой отдельной  эпохи в длительной истории человечества характерен свой тип материальной культуры, отражающий в основных чертах уровень  развития общества и его насущные потребности. На каждом историческом этапе  были свои закономерности и особенности, свои достижения в области материальной культуры. Материальная культура человеческого  общества, культурных ареалов и отдельных  народов чрезвычайно многообразна, что отражает богатство конкретного  исторического опыта.
       Материальная культура первобытного общества формировалась в ходе процесса «очеловечивания» человека параллельно с его биологической и социальной эволюцией. Материальные потребности первобытного человека были очень ограничены и сводились, главным образом, к созданию и поддержанию важнейших условий жизнедеятельности. К основным потребностям относились: потребность в пище, потребность в жилье, потребность в одежде и потребность в изготовлении простейших инструментов и орудий, необходимых для обеспечения пищи, жилья и одежды. Историческая эволюция человека как биологического вида и социального существа нашла отражение и в динамике его материальной культуры, которая, хотя и медленно, но все же изменялась и совершенствовалась с течением времени. В материальной культуре первобытного общества ярко выражена ее приспособительная (адаптивная) функция – древнейшие люди были крайне зависимы от окружающей их природной среды и, не умея еще изменять ее, стремились оптимальным образом вписаться в нее, сжиться с внешним миром, будучи неотъемлемой его частью. [5, 186]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.