На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Природа лидерства и руководства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ
     Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое  количество исследований и публикаций. Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях  должны быть разными. Признается, что  лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек  может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером. Лидерство  – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение  людей.
     Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается  как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто  успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
     Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с руководством. Быть менеджером и быть лидером в  организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации.
Актуальность  выбранной темы обусловлена следующими факторами:
- наличием  довольно скупых исследований  в некоторых сферах лидерства;
-низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение  проблемы лидерства необходимо для  выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель  должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в  значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением  коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и  лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому  большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.
При написании  работы были поставлены следующие задачи:
1 определить  и изучить понятие лидерства
2 определить  понятие лидера в управлении  организацией
3 определить  и изучить понятие руководства
4 изучить  проблему соотношения лидерства  и руководства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА И ЛИДЕРА
Понятие “лидерство” происходит от английского  “leader”, что означает ведущий, управляющий другими людьми. Смысл данного слова достаточно отражает предназначение человека - лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Если же говорить о данном понятии более конкретно, то следует отметить, что для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности - от небольших групп людей до сообществ государственного уровня. Иными словами, лидер - “авторитетный член социальной группы, чья власть и полномочия добровольно признаются другими участниками группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним”.
       Авторами  разных теорий лидерства предложены различные определения лидера.
   Лидер – член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий (Р.Л. Кричевский).
   Лидер – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы (Л.И. Уманский).
   Лидер – это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя, при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группы при решении групповых целей.
   Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом (А.А. Ершов).
Лидер может быть назначен официально, а  может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом  в силу своих организаторских  способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается  “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а  последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности  лидера оцениваются людьми всегда значительно  выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи  следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что  порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может  иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером  становится тот человек, который  при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для  оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях  группа выдвигает разных людей в  качестве лидера. Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.
         В различных исследованиях выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности .
Лидер может быть Основание для типологии
    ·        Формальный (официальный)
    ·        Неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций)
    ·        Смешанный
Сфера взаимоотношений
    ·        лидер по определению путей к достижению групповой цели
    ·        лидер по оптимальному решению технических задач
    ·        лидер по установлению психологического климата
    ·        лидер по содержанию групповой атмосферы
Признак формирования межличностных отношений и распределение  функций в группе
    ·        лидер-инициатор
    ·        лидер-организатор (деловой лидер)
    ·        лидер-эрудит
    ·        лидер-генератор эмоционального настроя (эмоциональный лидер)
    ·        лидер-умелец
Функции, реализуемые  лидерами
    ·        инструментальный лидер (функциональный лидер)
    ·        эмоциональный лидер
    ·        универсальный (сочетает оба типа в определенных пропорциях)
Типы групповой  деятельности: инструментальная и экспрессивная
    ·  лидер-организатор (лидер-созидатель)
    ·  лидер-дезорганизатор (лидер-разрушитель)
С позиции организованности
    ·        универсальный лидер (лидер в любой обстановке)
    ·        ситуативный лидер
Характер деятельности
    ·        авторитарный лидер
    ·        демократический
    ·        смешанный
По стилю  руководства
   
С понятием “лидер” тесно связано другое понятие - “лидерство”.
     Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в  организации – это не одно и  то же. Менеджер в своем влиянии  на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти  и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим более высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения “начальник – подчиненный” заменяются отношениями “лидер – последователь”.
     
     В ходе изучения проблемы лидерства учеными  было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и ОДоннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.
     Лидерство – это тип управленческого  взаимодействия (в данном случае между  лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Природа лидерства  дуалистична. Лидерство, с одной стороны, является положением личности в определенной группе, организации, социальной среде. С другой стороны лидерство – это процесс вовлечения последователей в некоторую деятельность от усилий которых, в конечном счете, и зависит успех той или иной миссии лидера и, собственно, его лидерский статус в окружении, который время от времени нужно и важно подтверждать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ  ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Основой лидерства является специфический  тип отношений управления, или  лидерский тип. Это отношения  “лидер – последователи”. Исторически  лидерский тип отношений возник намного раньше отношений “начальник – подчиненный”.
Начиная с детских лет, следование за лидером  воспринимается  всеми достаточно естественно. Это и родители в  семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые  люди хотят себя ассоциировать.Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.
Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется  в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные  задачи в наименее благоприятных  условиях. Это достигается путем  сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и  слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что  проведение каких-либо организационных  изменений зависит от наличия  у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер  часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах  остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную структуру организации на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.
     В целом лидерские отношения  отличает то, что последователи  признают лидерство составной частью группы,организации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а так же оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.
Неудачи постигают лидеров по различным  причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них  достаточно одинаковых способностей  и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские (рис. 3)
 
Черты эффективного лидерства
Лидер становится привлекательным для  последователей благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.
В передаче последователям видения в такой  форме, чтобы оно вселяло в  них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование  эффективной коммуникации. В современных  условиях людей может побудить к  действиям факт их непосредственного  осознанного участия (через собственность  или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение  их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением  делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми  исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство-это не железная или твердая рука, а высокая  чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую  работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
Эффективное лидерство  предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно  задают себе вопросы типа: Что у  меня хорошо получается? В чем мои  сильные стороны? Чего мне как  лидеру не хватает? Над чем я еще  должен работать, чтобы быть лучше?
Признается, что лидерским способностям и  умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации  или в организациях, помогающий развить  эти навыки и умения.
Сила  лидерского влияния прямо пропорциональна  степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в  работе лидера. Существуют различные  основы и источники власти. Сейчас же рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.  
Экспертная  власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорционально уровню, занимаемому лидером в организации.
      Другая  ситуация наблюдается в случае, когда  лидер пользуется Властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо “найти” своих обожателей, а не наоборот.
      Право на власть приобретается лидером  в ходе его карьеры и исходит  из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер  может пользоваться только до того момента, пока это признается его  последователями и принимается  ими как указание к действию.
      Власть  информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков.
      Принятие  решения как источник власти важно  для лидера на этапе его “последнего  слова”, которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное  лидерство предполагает активное участие  последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень  “решительности” у самого лидера.
      Вознаграждение  и принуждение как источники  власти в рамках эффективного лидерства  больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной “упряжке” с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.
      Власть  над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел.
      Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет Власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

 
Условия эффективного лидерства 
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ РУКОВОДСТВА И РУКОВОДИТЕЛЬ
Руководитель  – это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые  в обязательном порядке должны ему  подчинятся и рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике проблемы.
Руководитель  может успешно управлять исполнителями  только в том случае, если они  будут подчинятся его власти. Власть есть способность одних людей подчинять других своей воле, оказывая на них влияние. Под последним понимается эмоциональное или рассудочное воздействие, которое изменяет поведение в нужную организации сторону, побуждает более эффективно работать, предотвращает возникновение конфликтов.
Одна  из главных задач руководителя –  создание у членов организации мотивации  к работе. Общие принципы этого  заключены в следующем:
- обеспечение творческого характера  содержания работы;
- четкое определение цели и  конечных результатов работы;
- определение способов оценки  результатов работы;
- четкое определение путей достижения  цели;
- вовлечение работников в процесс  планирования работ;
- уважение и доверие в работе  с подчиненными;
- признание и благодарность за  достигнутые результаты;
- делегирование ответственности  за выполняемую деятельность;
- предоставление достаточного количества  прав для самостоятельного принятия  решений;
- выявление и устранение факторов, препятствующих работе, в том  числе, и личных проблем работников;
- обеспечение продвижения по службе.
Руководство – это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется  множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой.
  Под воздействием менеджера возникает  нечто большее, чем его индивидуальный отпечаток в управлении — формируется  стиль руководства предприятием в целом ("Каков поп, таков и  приход"). Различают следующие  типы руководства предприятием.
  Первый - диктатура. В этом случае, как высший руководитель предприятия, так и  все нижестоящие начальники чувствуют  себя полновластными хозяевами своих  подчиненных. Все решения формируются "наверху" и спускаются "вниз" без обсуждения. Главная задача подчиненных  при этом — уловить руководящее  указание и вовремя доложить о  его исполнении. Такой стиль характерен, когда во главе предприятия стоит  плохо подготовленный и интеллектуально  слабый руководитель, которого больше всего устраивает принцип: "Я начальник  — ты дурак". Этому типу обычно сопутствует культ руководителя, "вождизм". Вместе с тем бывают исключительные ситуации, в которых диктаторский, авторитарный тип руководства может оказаться привлекательным. Например, в чрезвычайных обстоятельствах, когда на размышления и обсуждения нет времени.
  Второй  тип руководства — либеральная  автократия. В этом случае начальник  иногда снисходит и выборочно  выслушивает мнения подчиненных (обычно избранных и приближенных к особе  руководителя). При выработке решений  частично учитывается мнение низов. Данный тип руководства на фоне абсолютной деспотии выглядит весьма привлекательно, однако он несет в себе большую  часть пороков самодержавия, в  том числе главный — почти  полное отсутствие обратной связи.
  Третий  тип руководства — демократический  централизм. Руководитель выслушивает  предложения подчиненных, но принимает  решения единолично, основываясь  на мнении большинства, после чего решение  становится обязательным для всех, в том числе и для несогласных с ним. Мнение меньшинства при этом обычно игнорируется. Данный тип руководства — шаг вперед по сравнению с диктаторским, авторитарным. Однако и он подавляет инициативу, смелые новаторские предложения отбрасываются как не собравшие большинства голосов (смелые новации, как правило, поначалу рождаются в головах меньшинства).
  Четвертый тип — последовательно демократический. В этом случае решения готовятся  коллегиально. Каждый член коллектива независимо от его положения на иерархической  лестнице имеет одинаковое право  голоса. По принципиальным вопросам права  меньшинства обеспечиваются путем  соблюдения принципа консенсуса (общего согласия) за счет взаимных уступок, компромиссов.Руководитель выступает здесь в качестве координатора. Данный тип руководства характеризуется наиболее развитой и полной обратной связью, что помогает избежать многих ошибок управления.
  Популярна графическая интерпретация типов  руководителей (рис. 1), которая получила название «решетка менеджмента» и наглядно раскрывает суть этих типов:
  
    «Решетка» менеджмента Блейка
  Первая  «силовая линия» ведёт к максимальному  объему производства предприятия. Постоянными  целями здесь являются максимально  высокие объёмы прибыли, снижение затрат и издержек производства и т.п. Если при этом стремиться повысить производительность труда любой ценой без оглядки  на сотрудников, то это приведет к  плачевным результатам.
  Вторая  «силовая линия» направлена на человека. Она нацелена на то, чтобы условия  труда в наибольшей степени отвечали ею потребностям, хорошее самочувствие и удовлетворённость работой  — вот вторая цель.
  Между этими двумя «силовыми линиями» есть огромное противоречие. При этом образуется некое «поле», которое  может быть разгромлено. Блейк выделил 9 градаций на каждой «силовой линии», что позволило определить 5 характерных  типов управленческих поведений:
  9.1 Административный тип руководства.
  Характерные признаки:
   – жесткий контроль;
   – большую часть  времени поглощают функции надзора;
   – персонал ведет  себя по принципу «кошка—в дверь, мыши - на стол»;
   – отказ от поиска решений, стоящих рядом;
   – нет готовности разделить ответственность;
   – усиление «руководящею давления»;
   – текучка;
   – стресс руководителя.
  1.9 Принцип руководства: «всеобщая  дружба и любовь».
  Характерные признаки:
   – руководитель занимается созданием комфортных условий  для сотрудников;
   – руководитель решает психологические проблемы персонала;
   – конфликты  «под сукном»;
   – сотрудники малоинициативны;
   – нет интереса к творчеству;
   – руководитель пользуется любовью, но не уважением.
  5.5 Принцип руководства: «не хватать  с неба звезд».


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.