На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Теоретические основы управления жизненным циклом товара

Информация:

Тип работы: автореферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Год: 
2007
Автор: 
Беседина, Юлия Александровна 
Ученая cтепень: 
кандидат экономических  наук
Место защиты диссертации: 
Белгород 
Код cпециальности ВАК: 
08.00.05
Специальность: 
Экономика и  управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация  и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика  труда; экономика народонаселения  и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.)
Количество cтраниц: 
244
Оглавление: 
Введение 
Глава 1. Теоретические  основы управления жизненным циклом товара
1.1. Роль товара  в структуре комплекса маркетинга 
1.2. Жизненный  цикл товара: сущность, структура  и закономерности развития 
1.3. Специфика  управления жизненным циклом  товара в организациях потребительской  кооперации на основе маркетинга 
2. Исследование  товарного рынка организаций  потребительской кооперации 
2.1. Тенденции  развития организаций потребительской  кооперации и их позиционирование  на товарном рынке 
2.2. Оценка динамики  производства и реализации товаров  организациями потребительской  кооперации 
2.3. Исследование  влияния маркетинговых факторов  на формирование товарного портфеля  организаций потребительской кооперации 
3. Совершенствование  процесса управления жизненным  циклом товара на основе маркетинговых  факторов 
3.1. Направления  развития маркетинговой деятельности  организаций потребительской кооперации  на основе мониторинга жизненного  цикла товара 
3.2. Совершенствование  товарной политики организаций  потребительской кооперации на  основе внедрения товарных инноваций 
3.3. Имитационная  модель жизненного цикла товара 
Введение: 
Актуальность  темы исследования. Динамичность потребительского рынка обусловлена изменчивостью  спроса на товары массового производства, формирующегося под влиянием покупательной  способности населения. Как следствие, каждая организация для обеспечения  доходности функционирования вынуждена  включать в свой продуктовый портфель товары, находящиеся на разных стадиях  жизненного цикла.
Проблемы формирования товарного ассортимента в организациях потребительской кооперации усложняются  тем, что они обслуживают сельское население, имеющее крайне низкую платежеспособность.
Это актуализирует  задачу поиска и внедрения таких  маркетинговых инструментов, которые  позволили бы без существенных затрат повысить эффективность управления товарной политикой кооперативных  организаций и обеспечить устойчивость занимаемых на потребительском рынке  конкурентных позиций.
Одним из таких  инструментов выступают маркетинговые  факторы управления жизненным циклом товара. Однако, как свидетельствует  практика, в кооперативных организациях им не уделяется должного внимания, что препятствует оптимизации товарного  ассортимента и снижает качество товарного обслуживания сельского  населения.
Степень разработанности  проблемы. Значительный научный вклад  в теорию развития отечественной  школы маркетинга внесли Г.Г. Абрамишвили, Г.Л. Азоев, Г.Л. Багиев, Г.А. Васильев, Е.П. Голубков, П.С. Завьялов, Д.И. Костюхин, И.И. Кретов, H.A. Нагапетьянц, Р.Б. Ноздрева, Б.А. Соловьев, O.A. Третьяк и др.
Маркетинговым аспектам отдельных отраслей и сфер деятельности, в частности, в области  управления жизненным циклом товара, посвящены труды В.Г. Брагина, Н.П. Ващекина, Г.П. Данько, А. Дейли, В.П. Ершова, Ф. Котлера, Ж-Ж. Ламбена, Р. Морриса, В.В. Никишкина, В.Н. Самочкина, В.П. Синенко, А.ГТ. Панкрухина, Т.Н. Парамоновой и др.
Отдельные проблемы формирования товарной политики в организациях потребительской кооперации исследовались  в работах И.Д. Барчука, Е.В. Исаенко, З.А. Капелюк, О.И. Клименко, О.П. Матвеевой, Ю.В. Морозова, В.К. Памбухчиянца, Т.Н. Прижигалинской, И.В. Роздольской, В.В. Салия, Л.Т. Снитко, Е.Е. Тарасовой, В.И. Теплова и др.
Учитывая значимость выполненных работ для теории и практики маркетинга, следует признать, что проблема управления жизненным  циклом товара применительно к специфике  деятельности организаций потребительской  кооперации разработана не достаточно. Требует уточнения содержание процесса управления жизненным циклом товара, необходима конкретизация маркетинговых  факторов формирования товарного портфеля организации, нуждаются в корректировке  функции подразделений организации  в области управления маркетинговой  деятельностью. Кроме того, организации  потребительской кооперации при  разработке товарной политики не используют новые технологии маркетинга, что  не позволяет прогнозировать величину доходов от реализации товаров на различных стадиях жизненного цикла.
Этим обстоятельством  обусловлен выбор темы, формулировка цели и задач диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка отдельных теоретических  положений и конкретных методических рекомендаций по использованию маркетинговых  факторов управления жизненным циклом товара в системе потребительской  кооперации для повышения ее конкурентоспособности  на рынке.
В соответствии с целью исследования в диссертации  поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- конкретизация  сущности, структуры и закономерностей  развития жизненного цикла товара;
- выявление специфики  управления жизненным циклом  товара в организациях потребительской  кооперации;
- оценка динамики  производства и реализации товаров  в кооперативных организациях;
- исследование  влияния маркетинговых факторов  на формирование товарного портфеля  организаций потребительской кооперации;
- формулировка  основных направлений развития  управления маркетинговой деятельностью  кооперативных организаций на  основе мониторинга жизненного  цикла товара;
- обоснование  мероприятий по совершенствованию  товарной политики организаций  потребительской кооперации;
- разработка  имитационной модели жизненного  цикла товара для выбора ассортиментной  стратегии организаций потребительской  кооперации.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются маркетинговые факторы  управления жизненным циклом товара. Объектом исследования выступают отдельные  потребсоюзы Центрального федерального округа РФ, кооперативные организации Белгородского областного союза потребительских обществ.
Область исследования. Тема диссертации соответствует  области исследования п. 3.14. Паспорта специальностей ВАК (экономические  науки) -маркетинговые факторы управления жизненным циклом продукта.
Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектический и системный подходы, экономические  законы, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, прогнозирования  экономических процессов, отдельные положения экономической теории, теорий маркетинга и менеджмента.
В ходе исследования изучены законодательные и нормативные  акты РФ, решения Правительства РФ, постановления Совета и Правления  Центросоюза РФ, а также научные  труды по различным аспектам данной проблематики.
Для решения  прикладных задач, рассматриваемых  в диссертации, использовались методы и приемы экономического и статистического  анализа: сравнительный анализ, ряды динамики, аналитических группировок, корелляционно-регрессионный анализ, а также отдельные маркетинговые инструменты, такие как: сегментация, опрос и матричные методы.
Информационную  основу исследования составили данные Федеральной службы государственной  статистики (Росстата), статистическая и бухгалтерская отчетность кооперативных  организаций разных уровней управления, результаты выборочных обследований, выполненных автором в ходе проведения исследования.
Научная новизна  исследования заключается в следующем:
- исходя из  ориентации маркетинга на товары  или услуги, выделены и раскрыты  параметры сравнения ресурсов-операндов  (сырьевых ресурсов для производства  товаров) и ресурсов-оперантов (технологии производства и реализации товаров): базовая единица обмена, роль товаров, роль покупателя, определение и смысл ценности, взаимодействие организации и покупателя; источник экономического роста;
- обоснована  приоритетная роль товара в  структуре комплекса маркетинга, выделены факторы привлекательности  окружения товара; построен алгоритм  изучения рыночных характеристик  товара и определены параметры  формирования спроса на товар; 
- проведено исследование  генезиса подходов к трактовке  сущности и структуры жизненного  цикла организации; установлено,  что жизненный цикл организации  представляет собой уникальную  конфигурацию организационных переменных  на стадиях возникновения, становления,  роста, внедрения инноваций во  внутрисистемные процессы, стабилизации  развития, экономического кризиса;  конкретизированы факторы, влияющие  на продолжительность жизненного  цикла организации; 
- дана авторская  трактовка жизненного цикла товара  как совокупности последовательных  состояний товара на рынке,  каждое из которых с течением  времени характеризуется определенным  состоянием внешней среды; конкретизированы  элементы процесса управления  жизненным циклом товара и  обоснованы математические модели  его описания, исходя из закономерностей  развития кривой жизненного цикла  товара;
- выявлена специфика  управления жизненным циклом  товара в организациях потребительской  кооперации, обусловленная выполняемой  ими миссией, приоритетной ориентацией  на потребности обслуживаемого  населения, наличием конкурентных  преимуществ; выделены и раскрыты  маркетинговые факторы управления  жизненным циклом товара: маркетинговые  исследования, коммуникационная политика, упаковка товара, сервисное обслуживание, ценовая политика;
- выявлены тенденции  развития организаций потребительской  кооперации, обусловленные их позиционированием  на товарных рынках и динамикой  производства товаров; проведено  исследование влияния маркетинговых  факторов на формирование товарного  портфеля организаций на основе  методов сегментации рынка, матричного  анализа, расчета частного коэффициента  эластичности; выделены направления  развития управления маркетинговой  деятельностью кооперативных организаций  на основе мониторинга жизненного  цикла товаров, включающие конкретизацию  функций подразделений организации  в области управления маркетинговой  деятельностью и рекомендации  по активизации реализации товаров  с учетом стадий их жизненного  цикла; 
- обоснована  необходимость использования инновационного  подхода к формированию товарной  политики организации потребительской  кооперации; построена схема процесса  разработки инновации товара  и предложен комплекс мероприятий  по его реализации, основанный  на методах активизации поиска  идей нового товара;
- разработана,  обоснована и апробирована имитационная  модель жизненного цикла товара, позволяющая прогнозировать размер  дохода кооперативной организации  от реализации товара на каждой  стадии его жизненного цикла  (разработки, роста, зрелости, спада)  для выбора оптимальной ассортиментной  стратегии. 
Практическая  значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней рекомендации по совершенствованию процесса управления жизненным циклом товара позволят кооперативным  организациям строить маркетинговую  политику на системной основе, что  будет способствовать повышению  их конкурентоспособности на потребительском  рынке.
Алгоритм изучения рыночных характеристик товара позволит кооперативным организациям сформировать информационную базу о покупательских предпочтениях с учетом полезности и ценности товара для потребителей.
Комплекс рекомендаций по развитию управления маркетинговой  деятельностью организации потребительской  кооперации на основе мониторинга жизненного цикла товара будет способствовать повышению эффективности разработки и реализации ассортиментной и ценовой  стратегий организации.
Применение имитационной модели жизненного цикла позволит кооперативным  организациям прогнозировать величину будущего дохода от реализации товара на разных стадиях их жизненного цикла.
Апробация и  внедрение результатов исследования. Результаты диссертации приняты  к внедрению и практическому  использованию в системе Курского (акт внедрения от 17.10.2006г.), Белгородского (акт внедрения от 7.11.2006г.) облпотребсоюзов; Чернянского (акт внедрения от 9.10.2006г.) и Прохоровского райпо (акт внедрения от 8.09.2006г.) Белгородского облпотребсоюза. Результаты исследования используются в учебном процессе
Белгородского университета потребительской кооперации (акт внедрения от 7.12.2006г.).
Основные результаты проведенного исследования обсуждались  на международных и региональных научно-практических конференциях в  Белгородском университете потребительской  кооперации, Белгородском государственном  технологическом университете им. В.Г. Шухова в 2003-2006 гг.
Автор являлся  исполнителем НИР «Управление жизненным  циклом товара в организациях потребительской  кооперации» по заказу Белгородского  областного союза потребительских  обществ.
Публикации. По теме исследования опубликовано 8 научных  и учебно-методических работ общим  объемом 38,14 пл., в том числе авторских 34,44 п.л.
Структура диссертации  определена избранным направлением, целью и задачами, поставленными  и решенными в ходе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 33 таблицы, 35 рисунков и 34 приложения. Список использованных источников включает 213 наименований.
Заключение: 
На обычном  рынке товар определяет судьбу. рыночной и всей
хозяйственной политики предприятия-производителя. Уже в силу итого 
обстоятельства  вся совокупность мер, связанных  с товаром, т.е. его создание,
производство  и совершенствование, реализация на рынках, сервисное и 
предпродажное обслуживание, разработка рекламных  мероприятий, а также 
снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей
деятельности  товаропроизводителя. Весь этот комплекс мероприятий 
производителя и называется товарной политикой. Некоторые  авторы считают, что понятия «товар»  и «продукт» дублируют 
друг друга. Однако мы не можем согласиться с данной позицией, так как, на наш
взгляд, продуктом  является изделие, созданное в результате производственного
процесса и  подготовленное к реализации. Продукт имеет себестоимость, в то
время как товар - это изделие в процессе реализации, имеющее цену. Содержание термина  «жизненный цикл организации» неразрывно связано с
категорией «развитие  организации». Под организационным  развитием понимается
управленческая  деятельность, имеющая своей целью  изменение основных
аспектов организации, направленная на повышение ее эффективности. Теории организационного развития стали одним из направлений поиска
таких закономерностей, стимулами к развитию которых послужили работы
И. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева, Э. Пенрос и других авторов. Результатом
дальнейших исканий  в этой области стала разработка моделей жизненного цикла 
организаций, основная идея которых состоит в построении аналогии между
развитием организаций  и живых организмов. В этой области  существует
достаточно большое  количество исследований, среди которых  необходимо
отметить труды  таких ученых, как И. Адизес, Л. Грейнер, Р. Альстром
Содерлннг, Хэнке и другие исследователи. Практически все модели, предложенные различными исследователями,
имеют сходные  черты. Но, что естественно, каждая обладает своими
особенностями. Однако, мы считаем, что при анализе жизненного цикла
организации потребительской  кооперации с позиции системного подхода 
целесообразно будет оперировать моделью жизненного цикла, включающей в
себя следующие  стадии, которые разработаны нами: возникновение организации,
становление, рост, стадию внедрения инноваций во внутрисистемные  процессы,
стадию стабилизации развития, стадию экономического кризиса. Концепция жизненного цикла организации  у различных
исследователей  тесно связана с концепцией жизненного цикла товара, который
имеет примерно такую же цикличность. На наш взгляд, жизненный цикл товара (ЖЦТ) - это  совокупность
последовательных  состояний товара на рынке, каждое из которых с течением
времени характеризуется  определенным состоянием внешней среды. Другими 
словами, жизненный  цикл товара на рынке представляет собой концепция в
теории маркетинга, которая пытается описать сбыт продукта, прибыль,
потребителей, конкурентов  и стратегию маркетинга с момента  поступления 
товара на рьшок и до его снятия с рынка. Теория жизненного цикла товара выделяет общую для всех товаров
закономерность, которая выражается в виде S-образной кривой изменения объема
продаж с течением времени. Динамика изменения объема продаж характеризуется 
сначала медленным, затем бурным ростом, далее объем  постепенно
стабилизируется, а затем падает. Традиционная кривая включает периоды введений товара на рынок, роста,
зрелости, спада. Мы считаем, что жизненный цикл товара должен состоять из пяти этапов,
включающих: этап разработки, введений товара на рынок, роста, зрелости, спада. Продолжительность  жизненного цикла колеблется сильно для разных
товаров. Определенные резервы в удлинении жизненного цикла товара заложены
в производстве и реализации не одного, а нескольких товаров. Причем эти товары
могут в различных  сочетаниях располагаться на различных  рынках сбыта. Наиболее рациональными  в этом случае являются решения по размещению на
рынках сбыта  не одного, а совокупности товаров  с заранее запланированным
сдвигом стадий их жизненных циклов. Формирование такого продуктового
портфеля организации  позволяет ей осуществлять сбалансированную
производственно-сбытовую деятельность, которая обеспечивает постоянное
получение прибыли  и создает условия для маневренного использования капитала
при осуществлении  инновационной деятельности. Потребительская  кооперация представляет собой социально 
ориентированную систему рыночной экономики. Подтверждением этому является
главная цель - социальная миссия потребительской кооперации. В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в
Российской Федерации» рассматривается определение системы 
потребительской кооперации как системы потребительских  обществ и их союзов
разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных
потребностей  их членов. Таким образом, удовлетворение потребностей пайщиков как основная цель
деятельности  кооперативных организаций является первостепенной задачей,
требующей немедленного практического решения. При построении жизненного цикла товаров организации потребительской
кооперации учитывают  некоторую специфику, исходя из необходимости  учета 
следующих положений:
1. Определение  предмета анализа: отрасль, класс  товаров, товарная марка. Отрасль  - это несколько классов товаров,  конкурирующих и неконкурентных 
между собой. С  другой стороны, отдельные формы  и марки товара представляют
конкурентное  развитие отрасли как бы изнутри  жизненного цикла товара. Поэтому  анализ отдельной фирмы или марки  является более надежным. Этот
уровень отражает совокупный эффект межфирменной конкуренции  и продление 
стадий жизненного цикла за счет новых продуктовых  форм. 2. Определение и анализ факторов, влияющих на товар на разных стадиях 
его жизненного цикла:
а) факторы спроса: рыночный потенциал — сумма перспективных
потребителей  товара, адаптация потребителей, чувствительность потребителей к
различным рыночным факторам (цене, качеству, доставке и  т. д.);
б) факторы предложения: количество конкурентов и структура  рынка,
скорость их появления на рынке, размер, форма  и направления их инвестиций
(они, в свою  очередь, зависят от ожиданий  относительного рыночного потенциала 
и стремления захватить  и укрепить свои позиции);
в) факторы внешнего окружения: развитие науки, которое  дает толчок
развитию товара и технологии, общая структура  экономики, инфраструктура,
внешние законодательные  регуляторы. 3. Роль цены. Величина цены и ее динамика характеризуют положение 
продукта на товарном рынке и отражают его  качественные характеристики:
потребительские свойства, удобство использования, технологию производства
(например, пищевых  продуктов), длительность использования,  дизайн, упаковку,
доставку, послепродажное обслуживание и т. д. Организации  потребительской кооперации используют различные 
маркетинговые инструменты, позволяющие разработать  товар, востребованный
на рынке, добавить ему качества, выгодно отличающие его от товаров 
конкурентов, правильно  его позиционировать, увеличить  объем сбыта, вовремя 
убрать с рынка, помогая, тем самым, грамотно управлять  его жизненным циклом. В настоящее  время предприятия потребительской  кооперации вытеснены с
рынка частными предпринимателями. Однако потребительская  кооперация
продолжает свою деятельность, адаптируясь к новой  среде хозяйствования. Значительная часть кооперативных организаций  находится сейчас в
тяжелом финансовом положении, работает в убыток. Для выхода из создавшейся ситуации требуются новые подходы в
организации деятельности как всей системы в целом, так  и в отдельных ее
подразделениях. Потребительская кооперация должна более четко определяться
со своей корпоративной  миссией. В 2005 году по сравнению с 1990 годом в структуре потребительской 
кооперации увеличилось  число городских потребительских  обществ, которое 
составляет в  настоящее время 145 единиц. Значительно  сократилось число 
районных и окружных потребсоюзов, число которых в 2005 году составляет 1185
единиц по сравнению  с 595 единицами в 1990 году. В 2005 году большой
удельный вес  в структуре потребительской  кооперации занимают акционерные 
общества и  общества с ограниченной ответственности - 1294 единицы. В 1990
году данная структура отсутствовала в составе  организаций потребительской
кооперации. За последние годы наблюдается стабильный прирост объемов деятельности
в таких отраслях, как торговля, общественное питание, заготовки,
производственная  деятельность. Самый высокий темп роста в 2005 году наблюдается по отрасли  сфера услуг -
141,78 %, что в  сумме составило 4522,7 млн. руб.  Также высокий темп роста 
характерен для розничной торговли (125,04%), что в сумме составило увеличение
за отчетный период на 9924 млн. руб. Следует заметить, что изменение 
экономических условий хозяйствования создало  предпосылки к изменению 
структуры совокупного  объема деятельности потребительской  кооперации за
2003-2005 годы. По  выделенным нами облпотребсоюзам Центрального федерального
округа наблюдалось  сокращение их удельного веса в совокупном товарообороте 
территорий. Наименьшее снижение за 1990-2005 годы наблюдается  в Липецкой и
Белгородской областях на 22,1% и 29,7% соответственно. В последнее время также прослеживается тенденция сок'ращения доли
потребительской кооперации в торговле территорий, что характерно и для
Центрального  федерального округа. Так, в 2005 году по сравнению с 2004 годом 
эта тенденция  прослеживается во всех выделенных нами кооперативных 
организациях. Основными причинами такого резкого уменьшения доли
потребительской кооперации в торговле территорий являются, по нашему
мнению, рост конкуренции  со стороны торговых предприятий  других форм
собственности, в первую очередь частной, а также  сокраш;ение торговой
деятельности  в связи с тяжелым экономическим  положением. Лидерами по объему товарооборота  в системе Белгородского 
облпотребсоюза в первом полугодии 2006 года являются Прохоровское райпо
(139995 тыс.руб.), Ракитянское райпо (104640 тыс.руб.) и Томаровское сельпо
(103652 тыс.руб.). Аутсайдером в данном списке является Борисовское ПО
«Заготовитель», розничный оборот которого составляет 10120,2 тыс.руб. По результатам анализа производственной деятельности по Белгородскому
ОПС можно сделать  вывод о том, что план производства в 2005 году выполнен
лишь по товарам  швейной промышленности на 1,1% и полуфабрикатам на 160%. Это связано с тем, что  большинство организаций потребительской  кооперации
решило увеличить  объем выпуска полуфабрикатов, в  связи с растущим спросом 
на данный вид  товара. По остальным группам товаров  в 2005 году наблюдается снижение объемов 
производства  и реализации. Существенно снизилось  производство муки (91,8%),
макаронных изделий (69,7%), рыбной продукции (65,6%), безалкогольных
напитков (40,6%), что  в значительной мере снизило показатель финансового
результата по Белгородскому ОПС.
На рынке организации  Белгородского облпотребсоюза позиционируют свои
товары как  доступные по цене, ориентируясь тем  самым в первую очередь на
уровень доходов  потребителей. Поэтому основным признаком  сегментации 
является социально-демографический. Нами сформулированы характеристики потенциальных покупателей
товаров организаций  Белгородского облпотребсоюза: пол - женский; возраст -
свыще 41 года; уровень дохода - до 5 тыс.руб,; род занятий - пенсионеры и
рабочие. Организации  потребительской кооперации в 2005 году значительно 
увеличили объем  производства колбасных изделий  и безалкогольной продукции 
(за исключением  Яковлевского потребительского общества), что связано с
растущим спросом  на данный товар. По остальным видам  товара наблюдается значительное сокращение объемов 
выпуска, что  связано с высоким уровнем  конкуренции среди товаров данного 
вида на рынке  районов, а также незначительным спросом на них. Почти все 
организации прекратили выпуск макаронных изделий (за исключением 
Красногвардейского  райпо). Пачиная с 2004 года Прохоровское райпо выпускает различные
полуфабрикаты (котлеты, пельмени, блинчики и т.д.), которые пользуются на
рынке большим  спросом, т.к., по мнению потребителей, товар качественный, у
него высокие  вкусовые показатели и приемлемая цена. Производство данного
вида товара в 2005 году возросло в среднем на 22,36%. Каждая организация потребительской  кооперации имеет свою нишу на
рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий. Поэтому работники
службы маркетинга в организациях потребительской  кооперации должны четко 
представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной
обстановке предстоит  вести работу и др. Для этой цели, на наш взгляд, можно 
применять АВС-анализ, основой которого является проранжированная структура
производства  и прибыли. При использовании  данного метода для анализа 
ассортимента  товаров в магазине "Продтовары" Прохоровского райпо нами
выявлено, что  группу «А» формируют три товарные группы, в которые входят 12
наименований  видов товаров, что составляет 9,23% от общего количества. Явное 
лидерство небольшой  группы товаров снижает значимость остальной группы
ассортимента. В  группу «В» входят всего две товарные группы, включающие И видов
товаров, что  составляет 8,46% от их общего числа. Данные отклонения приводят к
тому, что группа «С» включает в себя наибольшее количество наименований
товаров - 82,31% и  совокупный убыток товаров, входящих в  эту группу
составляет - 3,42%. Ассортимент магазина перенасыщен  товарами, приносящими 
ему убыток либо имеющими небольшую прибыль. Прохоровскому райпо необходимо и далее продолжать гибкую товарную
политику, планирование и учет затрат, прибыли, так как  при исключении из
производственной  программы «убыточных» видов  товара постоянные затраты,
падающие на их долю, непременно перейдут на ту часть товара, которая сейчас
является высокорентабельной. Под маркетинговыми факторами управления жизненным циклом товара
нами понимаются основные элементы маркетинга, оказывающие  влияние на
продолжительность стадий жизненного цикла товара. К  числу таких факторов мы
относим:
- позиция товара  на рынке относительно конкурентов; 
- особенности  производства и распределения  товаров на различных рынках 
с учетом их специфики;
- условия конкуренции; 
- цена товара  и прибыль от его реализации;
- поведение покупателя;
- особенности  рекламных кампаний. С помощью  предложенных нами факторов руководители  кооперативных 
организаций могут  разрабатывать стратегии для  продления определенных этапов
рыночного цикла  товара, обеспечивать плавный переход  из одной стадии в
другую, контролировать уровень конкуренции на рынке и т.д. По результатам анализа частного коэффициента эластичности можно
сделать вывод  о том, что все товары, производимые в Прохоровском райпо,
находятся либо на стадиях роста, зрелости или спада, т.к. Э > О, следовательно,
данные группы товаров могут окупить затраты  на производственный потенциал, а 
в перспективе  принести определенную прибыль. Максимальную выгоду Прохоровскому райпо приносит реализация таких
групп товаров, как кондитерские изделия, хлебобулочные  изделия, колбасные 
изделия и полуфабрикаты. Это связано с широким ассортиментом  этих групп 
товаров. На этом рынке следует реализовывать  наибольшую долю продукции. Безалкогольные напитки реализуются на рынке, на котором конкурентный
статус фирмы  оставляет желать лучшего, поэтому  Прохоровскому райпо
необходимо искать новые рынки сбыта для данного  вида товара. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что товарами со
стабильным уровнем  спроса являются хлебобулочные изделия  и колбасные 
изделия, находящиеся  в данный момент на стадии роста  спроса. А вот такая 
группа товаров, как макаронные изделия на данный момент находится на стадии
снятия с рынка, т.к. на данном рынке очень высок  уровень конкуренции, а 
качество данного  товара заставляет желать лучшего. В 2004 году на рынок были
внедрены полуфабрикаты  различного вида, высокого качества и  по доступной
цене, спрос на которые растет. В принятии решений, касающихся управления жизненным циклом товара в
организациях потребительской кооперации, на наш взгляд, в соответствии с той
или иной стадией  должны быть задействованы следующие  службы организации 
потребительской кооперации: отдел сбыта, отдел маркетинга, планово экономический отдел, лаборатория, а также высшее руководство, которое 
определяет ключевые направления управления жизненным  циклом товара. В организациях системы  потребительской кооперации мы рекомендуем 
ввести должность  менеджера по товару, который бы координировал 
маркетинговые усилия в отношении тесно связанных  между собой товаров или 
товарных марок  в пределах одной ассортиментной группы. В компетенцию 
менеджера по товару необходимо включить две зоны ответственности. Во первых, работа по планированию товара или группы товаров, предполагающая
анализ рынка, в том числе потребителей, конкурентов  и внешней среды, а также 
разработку на основе этого анализа маркетинговых  целей и стратегий по данному
товару. Во-вторых, менеджер по товару должен добиваться того, чтобы в
организации потребительской  кооперации, в которой он работает, поддерживали
рекомендованные в разработанном им плане маркетинговые  программы. В связи с
этим необходима координация деятельности менеджера  по товару с другими 
подразделениями и службами организации такими, как  научно-исследовательской 
и опытно-конструкторской  работы, производства, финансов, маркетинговых 
исследований. Менеджер по товару организации потребительской  кооперации должен
внимательно отслеживать  каждый из этапов ЖЦТ. Сложность этой работы
заключается в  том, что необходимо обрабатывать большую  массу статистических
данных, относящихся  к определенным товарам на многих рынках. Однако, на наш 
взгляд, в настоящее  время наибольшую значимость приобретает  этап зрелости и 
момент его  перехода к этапу спада. Для выявления  динамики процессов этой
важнейшей точки  перехода необходима большая аналитическая  работа
статистиков, математиков, маркетологов, аналитиков, их опыт и  интуиция. В обязанности менеджера  по товару, на наш взгляд, должно входить 
постоянное проведение мониторинга жизненного цикла товара. Концепция мониторинга включает осушествление наблюдений, оценки и
прогноза состояния  любого объекта, унификации измерений, единое определение 
приоритетности  при наблюдениях, выработки оценки критериев, оценки
состояния объекта  и т. п. В условиях рынка, на наш  взгляд, особое значение имеют собственно
товарные (продуктовые) нововведения. Именно этот вид инноваций  является
определяющим в современной модели инновационной деятельности. Это модель
рыночного вызова в том смысле, что большинство  разрабатываемых инноваций 
является ответом  на требования, предъявляемые рынком к конкурентоспособно сти организаций. Инновационная деятельность организации потребительской кооперации, на
наш взгляд, должна состоять из ряда мероприятий, объединенных в одну
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.