На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Формирование рыночной экономики в Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 5 —— 
ФОРМИРОВАНИЕ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
5. /. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике.
    Перспективная модель национальной экономики Беларуси.
    Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь.
    Проблемы развития предпринимательства в Беларуси.
    Структурная трансформация экономики Республики Беларусь.
5.1. Проблемы перехода  от плановой к  рыночной экономике
  Переходная  экономика - это переход экономики  в новое состояние в связи  с кардинальными реформами экономической  системы. Переходная экономика характеризует  промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике - это изменения развития, а не функционирования.
  Необходимость реформирования экономики бывших стран  социализма обусловлена неспособностью административно-командной экономики  обеспечить устойчивые темпы экономического развития, неэффективностью функционирования данной системы. Неэффективность функционирования определена следующими предпосылками:
    отсутствие гибкости, неспособности данной системы к быстрой реакции на изменения;
    формальное существование товарно-денежных отношений и невозможность проявления в связи с этим преимуществ конкуренции;
    подавление хозяйственной инициативы директивным планированием;
- низким уровнем производительности;
  - неспособностью эффективно реализовать научные достижения.
Переходный  период в экономике отражает ее особое состояние, характеризующееся неустойчивостью, неравновесностью и выражающее переход к новому типу экономической сис- темы. Основными факторами переходного периода являются следующие:
    экономические (устаревшие, тормозящие экономическое развитие производственные отношения);
    технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на новую научно-техническую ступень);
- организационно-управленческие (кризис управления);
    мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы);
    социальные (падение уровня жизни, конфликтность общества);
    внешние (сдерживающие или разрушительные воздействия внешних условий).
Признаками  наступающего переходного периода  являются:
- разнотипность, несовместимость экономических форм;
  - неустойчивость экономического развития, явления спада и кризиса;
    нарастание новых экономических отношений;
    конфликтность экономических отношений.
Главная функция переходного периода - сформировать основу новой экономической системы. Следует иметь в виду, что переходная экономика сама по себе не представляет экономическую систему, поскольку не обладает свойствами системы - устойчивостью, целостностью, целеполаганием, интег-ративностью структуры и др. Это особое состояние экономики, отличающееся промежуточностью и неустойчивостью.
Переходный  период от централизованно регулируемой к рыночной экономике включает три  этапа:
    первый - ситемно-кризисного состояния экономики, деформации старого экономического порядка, требующего ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы;
    второй - относительной стабилизации и становления нового экономического порядка, целью которого является создание новых структур и механизмов, институциональной среды, обеспечивающей экономическую деятельность в условиях рынка;
    третий - структурной перестройки и утверждения основных характеристик национальной модели экономики, целью которой является создание воспроизводственной, отраслевой, региональной и технологической структуры, адаптированной к требованиям внутреннего и внешнего рынков.
 
 
 
  В трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие этапы:
1991-1995 гг. - период глубокого затяжного  кризиса;
  1996-2000 гг. - этап выхода экономики из  кризиса и развития рыночных реформ;
2001 и  н.в. - переход на путь устойчивого  развития.
  Создание  новой системы экономических  отношений в Республике Беларусь потребовало решения ряда сложнейших проблем:
  • ликвидации негативных последствий экономического кризиса на первом этапе преобразований;
• обоснования перспективной модели экономики страны;
  • создания благоприятных условий развития предпринимательства, конкуренции;
• обеспечения равноправия всех форм собственности;
  • формирования развитой системы рыночной инфраструктуры;
• проведения структурной перестройки системы
  • реализации эффективной системы социальной защиты населения;
• изменения методов государственного регулирования и т. д.
  Все элементы преобразований мо
  г
  ут  быть систематизированы по трем основным блокам: институциональные преобразования, либерализация, макроэкономическая стабилизация.
  В первый блок включаются институциональные преобразования, к числу которых относятся следующие:
  - изменение роли государства в экономике, состоящее в переходе от централизованного управления экономикой к гибкому сочетанию методов прямого и косвенного регулирования, в пересмотре функций государства;
- разгосударствление и приватизация собственности;
  - становление предпринимательства и институтов рыночной инфраструктуры;
- формирование системы рынков;
- создание правовой базы новой системы хозяйствования. Второй блок составляют меры по либерализации экономики.
Наиболее  существенными в ней являются следующие меры:
    либерализация рынков;
    либерализация внутренних цен;
    либерализация внешнеэкономических связей;
 
  
    демонополизация экономики и введение антимонопольного регулирования;
    введение системы банкротств несостоятельных предприятий;
  - создание благоприятной среды для развития предпринимательства, поддержка национальных производителей.
  Третий  блок — макроэкономическая стабилизация. К ней относятся чаще всего финансовые меры:
- минимизация дефицита государственного бюджета;
    ужесточение денежно-кредитной политики в антиинфляционных целях;
    изменение налоговой политики с целью сокращения льгот, устранения внебюджетных фондов и т. д.
Все элементы преобразований взаимосвязаны и именно в силу этого приобретают характер системных  реформ. Вместе с тем существует проблема последовательности и субординации указанных направлений как в  отношении отдельных сторон (например, вопрос о первичности либо приватизации и демонополизации, или либерализации цен), так и в отношении блоков в целом. Она неразрывно связана с выбором определенной модели преобразований экономики. Модель представляет собой совокупность мер в условиях переходной экономики, характеризующуюся особой субординацией указанных мероприятий и степенью радикализма их реализации (скоростью и глубиной реформ). Как известно, основными моделями являются «шоковая терапия» и градуализм.
В модели «шоковой терапии» основными элементами являются: в институциональных преобразованиях - приватизация, в либерализации - либерализация цен, в макростабилизации — финансовая стабилизация монетарными методами. Для нее характерна крайне высокая степень радикализма (одно-моментность проведения, быстрое разрушение старой системы). Примером могут служить преобразования, проводимые в Польше, России.
  В градуалистской (эволюционной) модели на первый план выходят: в институциональной сфере - пересмотр и обновление функций государства, в либерализации - расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов и стимулирование отечественных товаропроизводителей, в макростабилизации -структурная перестройка и развитие реального производства. Для нее характерны постепенность преобразований, использование элементов прежней системы, в социальном плане -ориентация на принципы партнерства, что не влечет за собой резких социальных потрясений и обнищания народа. Именно этот путь трансформации был избран для Беларуси.
5.2. Перспективная модель  национальной экономики  Беларуси
  Каждая  страна стремится к общим целям  развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути развития, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировоззрения или менталитета народа, а также общей стратегии развития. Зрелая рыночная экономика, которая сегодня является для большинства стран Восточной и Центральной Европы, республик СНГ желаемой целью, сформировалась в течение нескольких веков эволюционного развития. Исторический опыт показывает, что реформы идут успешно, если проводятся последовательно, эволюционно, без попыток методом кавалерийских атак решать сложные проблемы экономической жизни, имеющие огромный инерционный потенциал и требующие концентрации средств и усилий в течение длительного отрезка времени.
  Исходное  состояние системы - это первое, что  определяет, с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с другой - результативность их применения. Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами:
    сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР;
    чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;
    размещение подавляющей части рынков сбыта продукции в республиках СНГ;
    неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества;
    односторонняя привязка к России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам;
    отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы;
 
    доминирование государственной формы собственности;
    «социалистический» менталитет народа;
 
  
    несоответствие  структуры производства потребностям общества;
    чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции;
- глубочайший социально-экономический кризис.
Признание, во-первых, преимуществ эволюционной формы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:
    длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;
    историческая вера в необходимость сильного государства обусловила сохранение ведущей роли государства в рыночных преобразованиях;
    традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рыночным реформам, отказ от «шокового» пути преобразований;
    неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения.
  Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).
  В государственной  собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.). В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повышения эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях необходимо совершенствовать систему управления, направленную на достижение следующих целей:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.