На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Создание регулярного военно-морского флота

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 3
Глава 1. Военная реформа
      Реформа вооруженных сил 4
      Реформирование стрелецкого войска 9
      Рекрутские  наборы 12
      Военное обучение 15
      Офицерский состав армии 19
      Управление армией 21
Глава 2. Создание регулярного военно-морского флота 24
Заключение 29
Список литературы 30
 

Введение
    Начало  реформирования вооруженных сил  относится ко второй половине XVII в. Уже тогда создаются первые рейтарские и солдатские полки нового строя  из даточных и “охочих” людей (т.е. добровольцев). Но их было еще сравнительно немного, и основу вооруженных сил все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки. Хотя стрельцы и носили единообразную форму и вооружение, но денежное жалование, получаемое ими, было ничтожно. В основном они служили за предоставлявшиеся им льготы по торговле и на занятие ремеслом, поэтому были привязаны к постоянным местам жительства. Стрелецкие полки ни по своему социальному составу, ни по своей организации не могли явиться надежной опорой дворянскому правительству. Не могли они также и всерьез противостоять регулярным войскам западных стран, а, следовательно, быть достаточно надежным орудием решения внешнеполитических задач.
    Поэтому Петр 1, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной  военной реформы и формирования военно-морского флота.
 

Глава 1. Военная реформа 

1.1 Реформа вооружённых  сил 

       В ходе Северной войны в  стране были созданы мощная  армия и военно-морской флот, оснащенные  передовым для того времени  вооружением, артиллерией. Допетровская армия обладала плохой выучкой, слабым вооружением, отсутствием дисциплины, это порождалось тем, что войну – держателю поместья не было резону рисковать собой во имя своего государя и государства. «Пётр видел причину неудач русской армии в XVII веке, а также под Нарвой в отсутствии «распоряжения» - чёткой организации, «регулярства» (понятие, охватывающее и выражающее смысл и цель реформы армии)».
       «С 1705 года правительство делает  следующий шаг – прекращает  приём в «вольницу» и переходит  к набору в так называемые рекруты непосредственно с крестьянского населения, чего не было раньше. Это было вызвано острой нехваткой людей в армии потребности, которой уже не могли удовлетворяться за счёт волонтёров и «даточных». Рекрутская система полностью отвечала особенностям социальной и экономической структуры страны. Если рекрутская система комплектования сложилась в течение 5 лет, то устройство всей армии вырабатывалось примерно лет десять, вплоть до Полтавы, когда Пётр окончательно убедился в правильности выбранных решений.
     Регулярная  армия содержалась полностью  за счет государства, одета была в  единообразную казенную форму, вооружена  стандартным казенным оружием (до Петра  Первого оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами. Ведь ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали. Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям.
     Общая численность полевой армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ были образованы ландмилиция (территориальные войска, набираемые на время) в составе нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.
     Радикально  изменилась система военного управления. Вместо многочисленных приказов, между  которыми ранее было раздроблено  военное управление, Петр 1 учредил  военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и военно-морским  флотом. Таким образом, военное управление было строго централизовано. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. при императрице Екатерине II был создан Военный совет, осуществлявший общее руководство войной. В 1763 г. образован Генеральный штаб как орган планирования военных операций. Непосредственное управление войсками в мирное время осуществляли командиры дивизий. Во второй половине XVIII в. в русской армии было 8 дивизий и 2 пограничных округа. Общая численность войск к концу XVIII в. возросла до полумиллиона человек, и они полностью обеспечивались вооружением, снаряжением и боеприпасами за счет отечественной промышленности (она производила в месяц 25-30 тыс. ружей и несколько сот артиллерийских орудий).
     Во  второй половине XVIII в. армия переходила на казарменное содержание, т.е. стали в массовом масштабе строиться казармы, в которые поселялись войска. Ведь в начале этого века казармы были только у гвардейских полков, а основная масса войск располагалась в домах обывателей. Постойная повинность была для податных сословий одной из наиболее тяжелых. Армия, которая комплектовалась путем рекрутского набора, отражала социальную структуру общества. Солдаты, выходя из крепостной зависимости от помещика, становились крепостными государства, обязанные пожизненной службой, сокращенной позже до 25 лет. Офицерский корпус был дворянский. Хотя русская армия и носила крепостнический характер, она была все же национальной армией, чем резко отличалась от армий ряда западных государств (Пруссии, Франции, Австрии), где армии комплектовались из наемников, заинтересованных лишь в получении платы и грабеже. Не случайно в Полтавском сражении шведский король Карл XII, обращаясь к солдатам, говорил, что впереди их ждут слава, грабеж, вино и женщины. Петр 1 перед этой же битвой сказал своим воинам, что они сражаются “не за Петра, но за Отечество, Петру врученное”.
     Основу  армии составляла пехота. Наряду с  пехотными полками были созданы  гренадёрские полки, солдаты которых, помимо обычного вооружения, были оснащены гранатами. Не меньшие изменения претерпела кавалерия. Она состояла из драгунских полков, укомплектованных кавалеристами, которые были обучены ведению боя в пешем строю.
     Гордостью русской армии стала быстро восстановленная  после нарвского поражения артиллерия, делившаяся на полковую, полевую и осадную. К артиллерии были приписаны и созданные Петром инженерные части. Они сторожили опасные южные границы. Детально и глубоко была разработана система организации и управления армии. В течение первой четверти XVIII века были созданы центральные учреждения, ведавшие нуждами армии: Военный, Адмиралтейский, Провиантский приказы, на смену которым в 1718 – 1719 годах пришли Военная и Адмиралтейская коллегии.
     Высшей  тактической единицей, как и раньше, оставался полк. Полки объединялись в бригады, бригады – в дивизии.
     Действия  армии направлялись её мозгом –  полевым (генеральным) штабом во главе  с генерал-фельдмаршалом. Было введено, согласно европейской практике, командование отдельными родами войск: пехотой командовал генерал от инфантерии, кавалерией - генерал от кавалерии, артиллерией – генерал-фельдцейхмейстер. Непременным атрибутом управления армией было функционирование военного совета – совещания всех высших генералов по важнейшим вопросам ведения военных действий.
     Соответственно  новым стратегическим и тактическим принципом была изменена концепция подготовки войск к боевым действиям. На смену прежним смотрам раз в год, редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка, которая не кончается с превращением рекрута в «правильного» солдата. Эта подготовка ориентирована на активные военные действия.
         В основе тактического обучения  войск Петра лежали не только  одни чисто технические приёмы, но и воспитание ответственности,  инициативы, сознательной дисциплины, то есть всего того, без чего  не может существовать армия.
        Особое значение в этих условиях  приобретали воинские уставы, регламенты  – одним словом, кодекс военного  права. Пётр уделял их составлениям  много внимания, введя в них  основу жизни армии, да и  всего общества. На смену «Учению и хитрости ратного строю» Алексея Михайловича в начале XVIII века пришли новые уставы: «Строевое положение», «Учреждение к бою» и др.
        В 1716 году был издан знаменитый  «Устав воинский», которым определялись  не только организация и устройство армии, обязанности военнослужащих, основы строевой и полевой службы, но и военно-уголовные, административные законы».
        Петр оставил после себя военную  организацию, доказавшую свои  блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг преобразователя. Важное значение для организации армии имел табель о рангах, но он имел значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель предусматривал постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключал возможности обратного движения.
         Табель был объявлен 24 января 1722года. Указ о табеле не допускал  каких-либо нарушений в порядке прохождения службы. 

Чины  военные   Штатские  чины Классы
Морские Сухопутные  
Канцлер
 
I
Генерал-адмирал Генералиссимус
Фельдмаршал
 
 
 
Адмирал
Генерал по артиллерии  
 
Ответственный тайный советник
II
генерал от кавалерии
генерал от инфантерии
Вице-адмирал Генерал-лейтенант Тайный советник  
III- IV
 
Контр-адмирал
 
Генерал-майор
Действительный  статский советник
 
Капитан-командор
 
Бригадир
 
Статский  советник
V
 
Капитан I ранга.
 
Полковник
 
Коллежский  советник
 
VI
 
Капитан II ранга
 
Подполковник
 
Надворный советник
 
VII
Флота капитан-лейтенант
 
 
Майор
 
 
Коллежский  асессор
 
 
VIII
Артиллерийский капитан. III ранга
Флота лейтенант  
Капитан или
ротмистр
 
Титулярный  советник
 
Артиллерийский  капитан
 
Артиллерийский  лейтенант
 
Штабс-капитан  или штабс-ротмистр
 
Коллежский  секретарь
 
Х
     
Сенатский секретарь
 
ХI
 
Флота мичман
 
Поручик
Губернский  секретарь  
ХII
Артиллерийский  констебль  
Поручик
Сенатский регистратор  
ХIII
  Прапорщик или  корнет Коллежский  регистратор  
ХIV
 
 
        «Создание регулярной армии было  частью задачи, которую ставил перед собой Пётр, получив нарвский урок. Пётр не мыслил без флота могущества своего государства, не представлял без кораблей своей жизни. Создание флота было для него первейшим долгом после создания армии, естественным продолжением дела, некогда начатого его отцом, царём Алексеем Михайловичем, при котором в Дединове на Оке был спущен первый русский корабль «Орёл».
 

1.2 Реформирование стрелецкого  войска.
    До  взятия Азова петровские нововведения в армии не были всеобщими, не касались всей армии в целом. И только с 1698-1699 гг. непосредственно начинается всеобъемлющая полномасштабная военная реформа.
    Стрельцы  участвовали в обоих петровских походах на Азов. В первом походе – 12 стрелецких полков, во втором – 13 полков. В походах стрельцы участвовали и раньше, но тогда дело ограничивалось летними месяцами, а на зиму они возвращались в Москву к привычным занятиям торговлей и промыслами. После взятия Азова в крепости были оставлены 6 солдатских и 4 стрелецких полка. Общая численность стрельцов: 2659 урядников и рядовых, 8 полковников и подполковников и 30 капитанов. На них возлагались обязанности не только отражать возможные попытки османов вернуть крепость, но и восстановить ее бастионы и построить новые.
    Летом 1697 года стрельцам, перезимовавшим в  Азове, было велено идти к Москве. Но уже в пути случилось новое распоряжение: полкам надлежало отправиться на польскую границу – в Великие Луки. Вместо встречи с семьями предстояли новые испытания – жить в малонаселенной местности, терпеть голод и нужду. «А в Луцком уезде для прокормления хлеба по миру многие просились, и нас не отпускали; а которые наша братья ходили кормиться именем Христовым, и те от нас многие батоги биты перед Разрядом», - писали челобитчики-стрельцы в июне 1698 года.
    Среди стрельцов разносятся слухи о том, что их навсегда вывезли из Москвы и что стрелецкому войску грозит гибель. Виновниками своих бед стрельцы считают бояр и иностранцев (Петр I  в это время в составе «Великого посольства» был в Европе). Стрельцы самовольно идут в Москву. Но по дороге их встретили и разбили регулярные войска под командованием Шеина, Гордона, Кольцова-Мосальского (всего 3700 ратников и 25 пушек). После этого Шеин проводит расследование и казнит 722 бунтовщика. Потом в Москву вернулся Петр, было казнено еще более 1.000 стрельцов. Жизнь сохранили только стрельцам в возрасте от 14 до 20 лет – их били кнутом.
    Этот  последний стрелецкий бунт еще больше усилил настоящую ненависть и  страх Петра к стрельцам. Поэтому  царь решает раз и навсегда уничтожить «воров и изменников и крестопреступников и бунтовщиков». Всего за участие в бунте было казнено более 1.700 стрельцов, остальных разослали по разным городам и записали в другие полки.
    Таким образом, некогда знаменитое имя  стрельцов жило еще около трех лет («… стрельцов, которые уже 3 раза 19 лет бунтовали и воистинно только пакостники, а не воины были, которых мы при возвращении своем иных казнили, иных наказанием смирили, прочих же с двадцать тысяч принуждены были отставить, опасаясь впредь смятения, и по отставке оных новых лутчайших в службу, выбирать, которых уже ныне нарочитое число при помощи Божией имеем, и едва сего году в доброе состояние привести возмогли», - писал Петр летом 1700 года). А позже и верные царю стрелецкие полки получили новые названия. Стрелецкое войско прекратило существовать.
    Вместо  него в конце 1699 года были сформированы сначала 2 дивизии – Автомона Головина и Вейде (состоявшие из 18 пехотных и 2 драгунских полков). Позже создали  еще 1 дивизию – под командованием  Никиты Репнина. На укомплектования этих дивизий были направлены офицеры и солдаты расформированных рот полков нового строя (в основном 1-го и 2-го Московских выборных полков). Они составили костяк создаваемых дивизий. Остальная часть солдат пополнялась путем набора даточных людей (с 1705 года их стали называть «рекрутами»).
    Сам уклад жизни стрельцов, склонных более преуспевать в хозяйских  заботах, нежели в военных, способствовал  выполнению ими полицейских функций  в столице. Но даже в качестве полицейской  силы стрельцы показали себя ненадежными – потому что превратились в орудие дворцовых интриг. Именно поэтому замена стрелецких полков новыми военными частями представлялась Петру I мерой неотложной. Стрелецкий бунт 1698 года только ускорил «раскасование» стрелецких полков и их замену. В это же надо понимать, что стрельцы принимали незначительное участие в активных военных действиях (А.В. Чернов, изучавший вооруженные силы России XVII века, считал: «в походах участвовало 5-10% всех стрельцов, которые составляли от 4 до 12% общей численности войска») и их расформирование вряд ли ослабило обороноспособность страны.
 

    1.3 Рекрутские наборы.
    В 1699-1700 гг. Петр I провел централизованный набор рекрутов для пехоты, что явись предпосылкой окончательного перехода к рекрутской системе (введенной в 1705 году). Новая система комплектования армии явилась закономерным итогом развития национальных особенностей русского военного искусства. Ее появление было исторически подготовлено наборами даточных людей еще в XVII веке.
    Юридически  начало регулярной армии Петра I положено было указами царя от 8 и 17 ноября 1699 года, где были определены источники формирования новых полков:
    первый  источник – «охочие люди» из числа  лично свободных подданных разных званий, служивших за высокое звание – 11 рублей в год (это почти вдвое выше бывшего стрелецкого жалования). Это высокое денежное жалование должно было позволить заниматься только военной службой;
    второй  источник – «даточные люди», т.е. собственно сами рекруты. По указу от 17 ноября от монастырских крестьян надо было поставлять 1 рекрута с 25 дворов; дворяне, находившиеся на гражданской службе, поставляли 1 рекрута с 30 дворов; с 50 дворов 1 рекрута давали дворяне, служившие в армии.
    Для проведения наборов, комплектования частей, обучения рекрутов в селе Преображенское была учреждена комиссия («Генеральный двор») во главе с Федором Головиным и Вейде (вместе с ними работал и Иван Суворов – дед будущего полководца). В штатах «Генерального двора» числилось 76 дьяков и подьячих. В итоге из охотников и даточных людей было создано 27 пехотных и 2 драгунских полка (общая численность – 32.000 человека). Их свели в 3 дивизии (командиры – Автомон Головин, Никита Репнин, Адам Вейде). 25 июня 1700 года в селе Преображенском состоялась торжественная передача первых 14 полков командирам дивизий – это день принят русской военно-исторической наукой как дата учреждения регулярной армии России (это официально было подтверждено даже при Николае I в «Хронике Российской Императорской армии 1852 года»).
    Заметим, что реформа на этом этапе не коснулась конницы: она, как и прежде, состояла из дворянского ополчения.
      «Теперь он (Петр I) весь ушел в дело организации своей армии; свою инфантерию он желает довести до 50.000 человек кавалерию – до 25.000», - писал в 1700 году датский посол Пауль Гейнс.
    С 1705 до 1713 года (разгар Северной войны  на суше) было проведено 10 рекрутских наборов, которые дали армии 337.196 человек, что  полностью удовлетворяло потребности  армии в рядовом составе. До 1709 года рекрутские наборы проводились  ежегодно – шла изматывающая Северная война. Распространение воинской повинности на самый многочисленный слой населения – крестьянство – необычайно расширило базу комплектования армии. Одновременно служба становится пожизненной и постоянной.
    Новая система комплектования давала большое преимущество русской армии перед западноевропейскими, основанными на базе наемно-вербовочной системы (как правило, вопрос о том, что это преимущество достигалось путем насилия в расчет не принимался – дескать «Россия – страна огромная и люди в ней никогда не кончатся»).  Она позволила создать армию с однородным национальным составом.
      Рекрутские наборы забирали из  народного хозяйства лучшие кадры,  ведь набирались только здоровые  мужчины в возрасте от 15 до 32 лет,  не опороченные никакими преступлениями.
    Новая система комплектования позволила  в ходе Северной войны создать  не только большую регулярную армию, но и подготовить обученный людской  резерв для ведения долгой кровопролитной войны. Так, перед Полтавской битвой, когда Карл XII испытывал сильные удары русской армии (Лесная, Веприк), в крупных городах России проходило обучение 40.000 рекрутов для пополнения регулярных полков.
    Для руководства государства и армии  рекрутская система была более удобной, чем наемно-вербовочная. Однако рекрутские наборы ежегодно безвозвратно забирали до 40.000 трудоспособных молодых мужчин.
    Судьба  рекрутов была тяжелой. В народе возникло сопротивление рекрутским наборам. Поэтому новобранцев заковывали в колодки как преступников, строили  для них станции (места сосредоточения войск, мало чем отличавшиеся от этапных тюрем), клеймили специальными наколками, которые староверы называли «печатью антихриста»:
    «А  для знаку рекрутам значить на левой руке накалывать иглою кресты и натирать порохом. И сказать  всем губерниям, в уездах явственно, в городах и по церквам, и на торгах, кто, где увидит такого человека, который имеет на левой руке назначенный крест, чтоб их ловили и приводили в городы. А кто такого человека увидит и не приведет, и за такое противление оной непослушник истязан будет, яко изменник и беглец и может потерять все свое имение, и написан будет сам в рекруты. А для образца послать в губернии начертанные руки с назначенными крестами, каков образец вложен в сем письме», - говорилось в правительственном предписании.
 

    1.4 Военное обучение.
    Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по  «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», которое уже под названием «Краткое обыкновенное учение и т.д.» служило официальным строевым уставом до 1716 года. Так была сделана первая попытка создания единых строевых правил:
    во-первых, были введены две категории обучения – для старослужащих и новобранцев;
    во-вторых, было значительно уменьшено количество перестроений и ружейных приемов;
    в-третьих, были выработаны простые, четкие команды  и доходчивый командный язык. 

    В 1699-1700 гг. Автомоном Головиным и  Вейде, по поручению Петра, были составлены еще два уставных документа: «Ротные  пехотные чины» и  «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии  себя держать, в строю и учении как обходиться».
    «Ротные чины» отражали идею, несвойственную многим западноевропейским вербовочным армиям, а именно: офицер должен «о солдатах иметь не малое попечение». Одновременно они требовали от офицера, чтобы он во всем был примером для солдат, «доброго жития и смелого сердца», «себя при знамени дать в части изрубить, нежели знамя оставить, потому что вся рота по нем поступает». «Ротные чины» требовали также от офицеров всех рангов строгой дисциплины и беспрекословного подчинения независимо от знатности происхождения.
    «Статьи воинские» коротко и ясно формулировали основные требования к солдату. Главное требование – «служить с прилежанием». Дисциплинарные взыскания, устанавливаемые статьями, предусматривали не только физические, но и моральные меры воздействия на солдат.
    Этот  первый русский строевой устав и положения, регламентировавшие внутреннюю жизнь армии, в ходе войны против шведов были дополнены тактическими указаниями: в 1704 году Меншиков составил «Статьи во время воинского похода» (трактовались вопросы тактики конницы, организации марша и боевого охранения), фельдмаршал Шереметев составил «Уложение»…
    Соответственно  с изменением стратегии и тактики  была изменена и концепция подготовки войск к боевым действиям. Рекрутов сразу же начинали обучать ратному  делу, стремясь превратить вооруженные толпы в воинские подразделения, легко управляемые и дисциплинированные. На смену прежним смотрам раз в год и редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка, ориентированная на активное ведение боевых действий.
    Большое значение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержанию твердой дисциплины. «Всякий начальный человек и солдат должен и обязан быть имеет товарища своего от неприятеля выручать, пушечный снаряд оборонять и прапорец и знамя свое, елико возможно, боронить так, коль ему люб живот и честь его», - говорится в «Воинских статьях».  Особо указывалось на строгое соблюдение дисциплины. Солдаты должны беспрекословно исполнять приказы офицеров. Дисциплина поддерживалась очень сурово: мучительные наказания – шпицрутены (гнали сквозь строй и били); отрезание ушей и носа; каторга.
    В регулярной армии Петра I служба стала пожизненной. Отставка давалась только больным и увечным. Военная служба тяжким бременем легла на население и уклонение от нее было обычным явлением. Можно считать, что десятая часть рекрутов постоянно была в бегах. Был случай, когда от 23.000 драгун через несколько месяцев осталось только 8.000, остальные – разбежались.
    На  «станциях» постоянно находилось от 500 до 1.000 рекрутов. Молодые солдаты  поступали под начальство капралов, ефрейторов или старослужащих. Многие раненые офицеры посылались властями на рекрутские «станции», где они передавали молодым солдатам свой боевой опыт. Занятия по Уставу позволяли достичь единообразного обучения солдат.
    Со  временем «станции» стали своеобразными центрами подготовки резерва для действующей армии. Они вооружались оружием, которое было и в регулярной армии (так указ от 22 марта 1711 года говорит о сборе на «станциях» 25.000 рекрутов, о вооружении их и обучении строевой службе). Рекрутов, прошедших предварительную подготовку, направляли на пополнение существующих полков и формирование новых.
    Петровская  система подготовки солдат устанавливала  принцип последовательности и наглядности  в обучении. Инструкция «Учреждении к бою» требует раздельного обучения новобранцев и старослужащих. Молодой солдат должен был уметь зарядить ружье и произвести выстрел в 12 темпов; а старослужащий солдат «когда гораздо знати станет…» этот же прием проделывал в 3 темпа.
    Устав 1716 года требовал беспощадно наказывать за воинские проступки во время боя, но в то же время запрещал бить солдат за незнание строевых артикулов (приемов). Петр предписывал исправлять ошибки наглядным примером, а не битьем. «…А ежели кто из солдат погрешит, то сержант пошлет капрала, который возьмет свое ружье под нижний конец, и подошед, исправит его, и по прежнему в свое место приступит».
    Обучение  проходило в условиях, близких  к бою, в поле и обязательно  офицерами, причем процесс обучения солдат являлся одновременно проверкой подготовки самого офицера. За незнание своего дела предписывалось снижать в должности: «Надлежит каждого офицера и унтер-офицера главным генералом в выше писанных делах искушать и на поле оном велеть так делать порознь, якобы к самому делу, а ежели который в том неискусен явится, а нижний лучше учинит, то верхнего сводить на низ, а нижнего – наверх, через которую юстицию охота и страх прирастет».
    К офицерам предъявлялись высокие  требования. По Уставу офицер был носителем  воинской чести. Личная храбрость должна была быть обязательным свойством офицера. В то же время он был обязан «учиться и примечать, что во время кампании случилось». Боевой опыт необходимо было дополнять регулярным изучением военного дела. Пехотный офицер должен знать не только Строевую службу, но и артиллерию и фортификацию.
    Петр  понимал важность знания военных  наук и всегда отдавал предпочтение тем, кто имел военное образование. Поэтому вместе с армией создаются  первые военные школы для подготовки офицеров.
    В 1700 году при бомбардирской роте Преображенского полка была учреждена первая военная школа. Будущие офицеры-артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии, правилам стрельбы, фортификации (причем теория стрельбы дополнялась практическими занятиями).
    В январе 1701 года в Москве основана школа «математических и навигационных наук». В 1712 году открылась первая русская военно-инженерная школа, а в 1715 году военно-морская академия в Петербурге.
 

    1.5 Офицерский состав  армии.
    Готовясь  формировать регулярную армию, Петр уделил большое внимание созданию офицерских кадров. Основной базой для организации офицерского корпуса стали командные кадры гвардейских и солдатских полков.  В 1697-1698 гг. значительно расширились штаты офицерского состава Преображенского, Семеновского, 1-го и 2-го Московских выборных полков. Перед отъездом Петра за границу Автомон Головин получил приказ: «Чинить смотры и учения начальных людей и солдат, пополнять полковые припасы, вновь набирать младших офицеров». К 1699 году унтер-офицерский и офицерский состав намного превышал штатные нормы: так в Преображенском полку было 120 офицеров, в Семеновском – 90 (и это при норме в 40 офицеров!).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.