На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реализация социальной защиты населения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Российское  общество за последние десятилетия  претерпело множество изменений, которые  в первую очередь связаны со сменой власти и переходом к рыночной экономике. В наше современное время  особенно четко прослеживается появление  новой структуры общества, которая  дала толчок таким мировым проблемам  как проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии.
     Этот  процесс совпал с профессионализацией  социальной работы в России, ставшей  феноменом цивилизованного общества. Именно проблемы реализации социальной защиты создают огромный пробел в социальной политике страны, не позволяя вовремя реагировать на проблемы, возникающие в её сферах. Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству.
     Важной  проблемой становится защита всего  населения от прогрессирующего обнищания. Важно своевременно реагировать на все негативные изменения в обществе, анализировать и незамедлительно решать их. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».
     Тема  исследования в настоящее время  очень актуальна, так как необходимость  специализации форм, совершенствования  методов социальной защиты, возникающие  вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес  к разрешению проблем многих специалистов.
     Согласно  Конституции Российской Федерации, наша страна является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни населения. На деле же существует множество недочетов, вопросов и проблем в социальной сфере.
     Цель  проведенной  работы – анализ реализации социальной защиты на муниципальном  уровне на примере МО ГО «Город Южно-Сахалинск».
     Задачами  курсовой работы являются:
     1) исследование теоретических основ социальной защиты;
     2) исследование реализации социальной защиты в городе Южно-Сахалинске;
     3) разработка предложений по совершенствованию реализации социальной защиты.
     Объектом  исследования является Управление социальной защиты города Южно-Сахалинска министерства социальной защиты Сахалинской области.
     Предмет исследования - реализация социальной защиты населения на муниципальном уровне.
     Курсовая  работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
     В первом разделе раскрываются такие теоретические основы социальной защиты, как понятие социальной защиты, его роль в социальной политике, законодательное обеспечение социальной защиты населения и его финансовое обеспечение.
     Во  втором разделе дана краткая характеристика управления социальной защиты города Южно-Сахалинска, проведен анализ мероприятий  по реализации социальной защиты и  выявлены проблемы в ходе этих мероприятий.
     В третьем разделе выдвинуты предложения  по совершенствованию механизма  реализации социальной защиты малоимущих граждан, ветеранов Великой Отечественной войны и несовершеннолетних.
     В заключении сделаны выводы по всей курсовой работе. 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

    1.1  Социальная защита населения - одно из приоритетных направлений   социальной политики Российской Федерации 
     

     Социальная  защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.
     В мире сложилось в основном две  модели социальной защиты:
     1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;
     2) неолиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в социально- экономические процессы. 
     В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы  социальной защиты:
     1) государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности( она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
     2) частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование) [1, с. 431].
     Центральный субъект социальной защиты – государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты. Объектами  социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем    (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно- оздоровительного комплекса) [там же, с. 432].
     Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической  жизни страны, обусловив появление  многих социально незащищенных слоев  населения – безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов  и т. д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении  различных проблем на протяжении всей его жизни  приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой [2, с. 345]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации от 1993 года, Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [3, с. 4].
     Социальная  политика является сферой практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей [2, с. 253], а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект. Социальная политика осуществляется через систему мер, опирающихся на этику и мораль. Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан [4, с. 315].
  Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
     1) поощительности – властным структурам с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально- значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов;
     2) заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, предоставляющего его интересы;
     3) патернализма – обозначающего государственную опеку по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения [1, с. 432].
     Система социальной защиты населения на современном  этапе включает в себя: социальное обеспечение; социальное страхование  и социальную поддержу(помощь) [5, с. 315].
     Осуществляется  социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных  фондов.
         Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности [6, с. 29].
     Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом  к рыночным отношениям в обществе.
     Основные  цели социальной защиты населения сводятся к следующим:
     1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный  доход семьи ниже прожиточного  минимума;
     2) оказание материальной помощи  населению в экстремальных условиях;
     3) содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики [7, с.316].
        Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
     1) денежные выплаты (социальные  пособия, субсидии, компенсации и  другие выплаты);
     2) натуральная помощь (топливо, продукты  питания, одежда, обувь, медикаменты  и другие виды натуральной  помощи) [6, с. 25].
     На  сегодняшний день в Российской Федерации  осуществляется 4 вида обязательного  государственного социального страхования:
     1) пенсионное страхование;
     2) социальное страхование на случай  временной нетрудоспособности;
     3) социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;
         4) медицинское страхование [8, с.34].
       Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий» [2, с.255].
       В настоящий момент в Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты населения.
     Первое  направление социальной защиты - это  социальная защита детей, детства и  отрочества, которая ориентирована  на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности  для сохранения здоровья, материального  благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного  воспитания, гармоничного духовно-нравственного  развития, реализации своих способностей.
     Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения  прав ребенка; государственной поддержки  семьи в целях обеспечения  полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной  жизни в обществе; установления и  соблюдения государственных минимальных  социальных стандартов основных показателей  качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему  вреда; государственной поддержки  органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Соответственно, социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков.
     Особое  значение для социальной защиты детей  на современном этапе приобретает  создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые  призваны оказывать помощь той категории  подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь правоохранительные органы в связи с совершением  противозаконных действий [9, с. 432].
     Второе  направление социальной защиты –  это социальная защита трудоспособного  населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к  экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан  и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся» [2, с. 346].
     Третье  направление социальной защиты - это  социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию  всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно  дольше сохранять желание и возможность  проживать в семье, активно участвовать  в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми  его благами и, по возможности, их приумножать [там же, с. 347].
     Реализация  названных направлений социальной защиты населения определяется нормативно-правовыми основами социальной защиты населения в Российской Федерации. 
 

1.2 Законодательное обеспечение социальной защиты населения 
 

     Основные  права, свободы и обязанности  граждан находят юридическое  закрепление и гарантируются  государством в главном его законе - Конституции. Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В статье 38 Конституции Российской Федерации записано:
     1) каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
     2) устанавливаются пенсии и пособия.
     В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права [3].
      Так же был принят Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122 - ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения. Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан.
     Этот  закон, по существу, является базовым  для института социального обслуживания, т.к. регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп  населения - граждан пожилого возраста и инвалидов [10].
     Федеральный закон «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995года №195-ФЗ закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность; конфиденциальность; профилактическая направленность [11].
     Другим  кодификационным законом стал Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования [12].
     Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий  граждан, это, например, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [13] и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [14].
     Большое практическое значение в реализации социальной защиты различных категорий  населения имеет принятый целый  ряд социальных программ, большим  преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и, в конечном счете - целей программ. На сегодняшний  день в Российской Федерации действуют  следующие социальные программы:
     1) Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов» на 2010 – 2011 год;
     2) Президентская программа «Молодежь России» на 2011 – 2015 год и другие [15].
         Таким образом, в России выстроен действенный механизм социальной защиты и помощи населению, чему способствует ныне действующая нормативно-правовая база. Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека.
     Действие  и действенность этого механизма  непосредственно связаны с деятельностью  людей и в значительной мере зависят  от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко именно такая недобросовестность, некомпетентность и непрофессионализм чиновника приводит к тому, что правовые нормы защиты населения и его интересов не срабатывают. 
 

1.3  Финансовое обеспечение социальной защиты населения 
 

     Одной из основных целей экономической  политики современного государства  является полноценное финансовое обеспечение  жизнеспособной системы социальной поддержки населения, ориентированной на всестороннее развитие граждан и социальное выравнивание. Эффективное финансовое обеспечение системы социальной поддержки требует разработки научно-обоснованной методологии и встроенных в рыночную экономику финансовых механизмов в рамках четко определенных приоритетов социальной политики.
     В начале 2000-х годов в сфере государственных  доходов и расходов были проведены  крупные структурные реформы. Сегодня  государство выступает инициатором  социальных общероссийских программ («национальных проектов»), направленных на улучшение жизни широких слоев населения путем укрепления системы здравоохранения, организации рынка доступного жилья, развития агропромышленного комплекса, повышения качества образования. В бюджетах всех уровней предусматриваются значительные финансовые ресурсы на реализацию этих приоритетов [16, с. 36].
     К основным принципам финансирования социальной работы на местном уровне можно отнести следующие:
     1) принцип использования финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов;
     2) принцип социального реагирования в связи с инфляцией, повышением прожиточного минимума, стоимости продовольственной корзины, уровня цен на жилье;
     3) принцип дифференцированного подхода при определении размера ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий;
     4) принципы экономической самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством;
     5) критерии экономической эффективности, с учетом объема социальных расходов;
     6) учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям;
     7) преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов [17, с. 34].
     Сегодня финансирование социальной защиты населения многоканально. Средства на его нужды поступают из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных социальных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Сюда же направляются средства, принадлежащие предприятиям, организациям и учреждениям различных форм собственности, а также средства населения, спонсоров и специализированных доходов, в том числе и международных. Затраты консолидированного бюджета на социальные мероприятия вместе с расходами трех внебюджетных социальных фондов составляют примерно 17-18% ВВП [18, с. 24].
       Формой использования финансовых ресурсов бюджета на нужды сферы социальной защиты является предоставление ее учреждениям и организациям, находящимся на хозрасчете и имеющим самостоятельные доходы, т.е. предоставляющим услуги за плату.
     Такой формой являются различные субсидии и дотации. Как правило, причиной их существования являлись многочисленные и разнообразные льготы для различных слоев и социальных групп населения. Диапазон их необычайно широк - от полной бесплатности до частичного участия в возмещении затрат. Льгота всегда выступает альтернативой повышения индивидуального денежного дохода. Реально существуют два варианта повышения благосостояния: либо путем увеличения индивидуальных денежных доходов, получаемых за счет распределения по труду, а также через систему социального страхования и социального обеспечения, либо путем сдерживания роста денежных доходов и развития системы льгот в приобретении товаров и услуг [19, с. 70].
     Внебюджетные  социальные фонды (Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) в том виде, в котором  они сегодня существуют, представляют собой систему мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих конституционные  права и гарантии граждан России в получении социальной помощи. Однако, несмотря на то, что формально система  внебюджетных социальных фондов функционирует  автономно, все они лишены права  по своему усмотрению, с учетом складывающейся ситуации изменять условия формирования собственной ресурсной базы, прежде всего, пересматривать ставки страховых  взносов.
     В нынешних условиях внедрение в деятельность внебюджетных фондов страховых принципов  затрудняется. Вместе с тем перспектива  развития и финансирования социальной помощи населения на важнейших участках социальной сферы, к которым относятся  различные виды и формы социального  страхования, должна сохраниться за внебюджетными фондами. Следует  отметить, что на выполнение задач, поставленных перед социальными  фондами в первые годы их существования, финансовых ресурсов было достаточно, но впоследствии начались затруднения, связанные с общехозяйственными трудностями и особенностями  функционирования отдельных фондов. Спад производства и рост инфляции, с одной стороны, обусловил затруднения  для предприятий в отчислениях  страховых взносов, а с другой - потребность в дополнительных расходах на периодические индексации выплат пенсий и пособий. Кроме того, дезорганизацию в работу фондов вносили нарушения  финансовой дисциплины как плательщиками  средств в фонды (рост задолженности  страхователей и бюджета, например, в Пенсионный фонд Российской Федерации), так и самими фондами, допускавшими различные финансовые нарушения. Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами своеобразным источником средств, направляемых на цели социального развития, становятся негосударственные пенсионные фонды.
     Дополнительная  негосударственная система пенсионного  обеспечения граждан Российской Федерации строится на иных принципах, отличных от положенных в основу государственного пенсионного обеспечения. Прежде всего это касается принципа добровольности участия. В Указе Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года №1077 «О негосударственных пенсионных фондах» подчеркивается, что предприятия, учреждения и организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения не должны, а лишь могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц [20]. В фондах с установленными выплатами в момент заключения договора определяется фиксированный размер будущей пенсии [21].
     Каждый субъект Российской Федерации, основывается не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строя свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи. Своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования [22, с. 113].
         Ежемесячная выплата индексируется в соответствии с индексом-дефлятором. Но объем средств, которые идут на финансирование закона в полном объеме, уменьшается в силу определенных объективных причин. А так выплаты индексируются ежегодно, с января нового года. Все ветераны Великой Отечественной войны имеют право на бесплатный проезд в областные учреждения здравоохранения на лечение, кроме этого, в рамках программы комплексного развития системы социальной защиты в Сахалинской области, предусмотрено строительство дома для ветеранов. Он будет строиться в Новоалександровске, уже отведен участок и на следующий год заложены средства на инженерно-изыскательские работы. Кроме этого  Сахалинская область входит в десятку лучших регионов России по количеству и качеству предоставляемых льгот и услуг ветеранам [25].
         В рамках программы социальной защиты предусмотрено строительство социально-реабилитационного центра для инвалидов. На сегодняшний день решен вопрос с участком под это строительство и на следующий год у нас порядка 30 миллионов рублей заложено на проектно-сметную документацию.
         В Сахалинской области с января 2010 года есть такой вид поддержки как региональная социальная доплата к пенсии. Суть этой доплаты такая: в области установлен прожиточный минимум, и если пенсионер получает пенсию ниже этого прожиточного минимума, за счет средств областного и федерального бюджетов ему выплачивается разница. То есть, нет пенсионеров, которые получают пенсию  ниже прожиточного минимума. Есть и другие категории граждан, например, ветераны труда, которые тоже получают и ежемесячную денежную выплату и 50% скидку на оплату жилья и коммунальных услуг, а также по доставке топлива. К этой категории относятся и граждане, пострадавшие от политических репрессий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.