На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные виды государственных ценных бумаг и их характеристика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические  основы ценных бумаг  в России………………………5
1.1.Исторические аспекты возникновения и развития ценных бумаг в России….5
1.2.Общая характеристика и классификация облигаций………………………….9
1.3.Причины выпуска ценных бумаг……………………………………………….14
Глава 2. Анализ государственных  ценных бумаг в  России…………………..17
2.1. Облигации федерального займа………………………………………………..17
2.2.Государственные краткосрочные облигации………………………………….22
2.3.Облигации внутреннего валютного займа…………………………………….25
Глава 3. Государственные ценные бумаги в системе финансового регулирования российской экономики………………………………………….28
3.1. Государственные ценные бумаги как рыночный инструмент государственных заимствований……………………………………………………………………….28
3.2. Перспективы восстановления и развития рынка государственных долгосрочных облигаций…………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………….45
Список  использованных источников…………………………………………...48
Приложение А
Приложение Б
Приложение В 
 
 
 
 
 
 

  

Введение
     Переход нашей страны к рыночной экономике  определил собой начало нового этапа  в развитии рынка ценных бумаг. В  настоящее время в обществе сформировалось устойчивая потребность в знаниях  в области ценных бумаг, рынка  ценных бумаг. Возникновение и обращение  капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием  рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа  материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной  стороны, существует реальный капитал, представленный производственными  фондами, с другой - его отражение  в ценных бумагах.
     Рынок государственных ценных бумаг –  важнейший элемент фондового  рынка любой страны. В странах  с развитой рыночной экономикой рынок  государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий  и населения.
     Различные государственные ценные бумаги активно  используются при проведении Центральным  Банком Российской Федерации денежно-кредитной  политики.
     Ценные  бумаги, будучи надёжными и ликвидными активами, применяются для поддержки  ликвидности баланса финансово-кредитных  учреждений.
     Средства, полученные от реализации государственных  ценных бумаг, позволяют безинфляционно покрыть дефицит государственного бюджета.
     Основная  цель выпуска займов в сегодняшней  России – покрытие переходящего из года в год дефицита бюджета и  рефинансирование предыдущих займов. Обычно для этих целей выпускаются  среднесрочные и долгосрочные обязательства, но в России в последние годы удерживалась высокая инфляция, и потому для  финансирования дефицита бюджета используются преимущественно краткосрочные  бумаги и отчасти средние с  минимальным сроком погашения.
Важнейшей задачей эмитента государственных  ценных бумаг является конструирование  эмиссии разнообразных видов  обязательств, приспособленных к  меняющейся ситуации на денежном рынке и удовлетворяющих интересы различных инвесторов, включая население, и размещение их на финансовом рынке с использованием высоких технологий, позволяющих поддерживать их ликвидность.
     Поэтому данная тема весьма актуальна в наши дни, так как в течение многих лет облигации считались достаточно примитивным и негибким способом вложения капитала, способным лишь обеспечить текущий доход и практически  ничего сверх того. Однако такое  положение сохранялось недолго; сегодня облигации относятся  к одному из наиболее конкурентоспособных  инвестиционных инструментов, обладающих потенциальными возможностями обеспечения  привлекательной доходности в виде текущих процентов и/или прироста капитала. Инвестор обязательно должен знать, во что он собирается вкладывать деньги, поскольку множество представляющихся незначительными моментов может  оказывать чрезвычайно большое  воздействие на судьбу выпуска и  на доход от конкретных инвестиций. Поэтому целью написания данной курсовой работы является раскрытие  основных видов государственных  ценных бумаг, а также перспектив развития рынка государственных  ценных бумаг в России.
     Задачами  курсовой работы являются: рассмотреть  историю возникновения государственных  ценных бумаг, общую характеристику и классификацию облигаций. Детально изучить ОФЗ, ГКО, ОВВЗ, а также рассмотреть государственные ценные бумаги в системе финансового регулирования российской экономики. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы ценных бумаг  в России 

   1.1. Исторические аспекты возникновения и развития ценных бумаг в России    
   История развития рынка ценных бумаг берет  свое начало в далеком прошлом, поскольку  прообразом первой ценной бумаги можно  считать долговые расписки Римской  империи, Древнего Китая и других стран древнего мира, где была довольно четкая система документального  оформления долговых обязательств. Если должники не отдавали долгов, они жестоко  карались, в Риме, например, зачастую продавались в рабство. Еще в  XVIII-XIX вв. существовала долговая яма, в России в начале XX в. существовали долговые тюрьмы.
     Когда государству требовались денежные средства, оно выпускало различные  виды долговых обязательств, размещало  их внутри страны (среди населения  и юридических лиц), а иногда продавало  зарубежным инвесторам. Такие ценные бумаги стали называться государственными ценными бумагами и были всегда наиболее надежными, так как по ним ответственность  должно было нести государство всеми  имеющимися ресурсами. Чаще всего выпускаются  государственные облигации различных  типов: в США – казначейские векселя  Федерального правительства, в Росси  – ГКО.
       В России рынок ценных бумаг начал  функционировать  во второй половине XIX в., особенно активно в 1870-1880 гг., в период интенсивного строительства железных дорог. В то время широкое развитие получило акционирование, а позже, в начале XX в. – и государственные заимствования через ценные бумаги (в основном облигации). В 1890-1914 гг. в России достаточно активно функционировали фактически все инструменты фондового рынка (прирост национального дохода достигал 14% в год). В 1914 году по величине оборота ценных бумаг фондовый отдел Петербургской биржи вышел на 5-е место в мире, уступая лишь фондовым биржам Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Рима. В 1916 году известный экономист В.В.Половин писал: «…к 1914 г. Россия достигла той степени экономического развития, когда биржа, а значит и рынок ценных бумаг в целом становится центром хозяйственной жизни, а не ее придатком…» [4, 75].
              В этот период (вторая половина  XIX – начало XX в.) можно выделить две волны появления финансовых инструментов, которые в значительной степени изменили экономическое положение России. Первая волна (выпуск акций) была связана с массовым строительством железных дорог, которое невозможно без акционирования, т.е. привлечения огромных финансовых ресурсов. Интересно отметить, что в акционировании принимали участие достаточно широкие слои населения и иностранный капитал. Все понимали, что строительство железных дорог – проект перспективный, а значит, ожидается высокая прибыль, которая в свою очередь гарантирует высокие дивиденды по акциям и значительный рост их курсовой цены. В связи с этим акции железнодорожных компаний приобретать было очень выгодно, поэтому их покупали активно.
              Таким образом, акция в тот  период стала главным финансовым  инструментов, который способствовал  привлечению свободных денежных  ресурсов различных социальных  групп общества в наиболее  важную и перспективную отрасль  экономики.
              В начале XX в. в России был осуществлен выпуск государственных облигаций. С их помощью руководство страны проводило широкую компанию заимствований. Эффект от использования этих государственных ценных бумаг на первом этапе имел положительную динамику, так как значительная часть заимствований пошла на развитие производства, но, начиная с 1914 года, когда Россия вступила в первую мировую войну, деньги от заимствований, естественно, тратились на военные нужды и экономическому росту страны не способствовали.
              Как следует из сказанного  выше, дореволюционный российский  фондовый рынок был достаточно  развит и функционировал довольно  эффективно, учитывая объемы операций  с финансовыми инструментами,  уступая лишь рынкам ценных  бумаг нескольких наиболее развитых  государств Европы и США.
              В дальнейшем произошло событие,  которое практически не имеет  аналогов в истории развития  рынка ценных бумаг, а именно, законодательное запрещение такого  сегмента рынка, каким является  рынок ценных бумаг. Это было  сделано почти сразу после  прихода к власти большевиков.  Уже в декабре 1917 г. в числе первый шагов советского государства было решение о ликвидации рынка ценных бумаг. По Декрету Совета Народных Комиссаров от 23 декабря 1917 года «все сделки с ценными бумагами воспрещаются, виновные в совершении таких сделок подлежали суду и конфискации всего их имущества». Согласно декрету ЦИК от 23 января 1918 года «акционерные капиталы бывших частных банком полностью конфискуются, а все банковские  акции аннулируются и всякая выплата дивидендов по ним безусловно прекращается». Огромное количество жителей России лишилось своих сбережений в банках и вложенных в ценные бумаги [8, 32]
              По мнению многих, это было  совершенно неприемлемо с правовой  точки зрения и оказалось грубейшей  экономической ошибкой, которая  фактически сразу привела к параличу перелива финансовых ресурсов в экономике.
     После окончания гражданской войны  страна приступила к восстановлению народного хозяйства, проводя «новую экономическую политику». В целях  максимального привлечения свободных  средств для восстановления экономики правительство попыталось перейти к активному использованию ценных бумаг на новых политических и экономических условиях. В течение 1922-1926 гг. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами размещения и т.д.
     Для обеспечения высокой ликвидности  ценных бумаг этого периода государство  проводило определенную политику: облигации  займов характеризовались низким курсом и высокой доходностью (6,6, 8 и даже 12%), выпускались облигации с выигрышами в тиражах, держатели облигаций займов имели ряд дополнительных льгот (возможность получения ссуд банков под залог облигаций, использование облигации при уплате налогов). Это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг.
     Выпуск  ГЦБ имел существенное значение для  преодоления бюджетного дефицита. К  концу восстановительного периода  государственный бюджет сводился с  положительным сальдо. Значение ГЦБ  не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита. Они были использованы при  проведении денежной реформы в 1922-1924 гг.
     В начале 90-х гг. Россия встала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Становление современного рынка ценных бумаг также можно разделить на этапы.
     1. 1988 – 1990 гг. – законодательство  СССР и РСФСР, разрешающее выпуск  ценных бумаг и создание акционерных  обществ. 
     2. 1991 – 1992 годы – законодательство  СССР и РСФСР (Российской Федерации), направленное на закрепление  института ценных бумаг.
     3. 1993 – 1994 годы – законодательство  Российской Федерации, регулирующее  отдельные вопросы рынка ценных  бумаг (в основном с целью  защиты интересов инвесторов, и  акционеров в частности).
     4. 1995 – 1997 годы – законодательство России, направленное на цивилизованное регулирование рынка ценных бумаг [4, 88].
     Важнейшим событием следует признать подписание 22 апреля 1996 года Президентом РФ Федерального закона « О рынке ценных бумаг», принятого 20 марта 1996 года Государственной  Думой. Оно означало, что государство  окончательно приняло и закрепило  важность фондового рынка как  средства инвестирования, регулирования  инвестиционного процесса и сбережений частных накоплений населения и  юридических лиц.
     На  сегодняшний день выпуск и оборот ценных бумаг определяется следующими нормативными актами: Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный  закон «О рынке ценных бумаг» и  другими нормативно-правовыми актами.
     Также можно отметить, что на сегодняшний  день рынок ценных бумаг в России развивается недостаточно эффективно, прежде всего, в связи с отсутствием доверия к нему со стороны потенциальных инвесторов – домашних хозяйств, свободные средства которых пока успешно и на неконкурентной основе аккумулирует Сберегательный банк РФ, не перекрывая процентными начислениями по вкладам сложившиеся темпы инфляции. Целям расширения объемов национального рынка ценных бумаг могут служить также появление новых инструментов финансового рынка и соответствующие изменения в законодательстве, способные снизить риски инвесторов. 

     1.2. Общая характеристика и классификация облигаций
     Согласно  Федеральному закону РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года N39-ФЗ под  облигацией понимается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателей на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству РФ.
      По  сути, облигация является контрактом, удостоверяющим: факт предоставления ее владельцем денежных средств эмитенту; обязательство эмитента вернуть  долг в оговоренный срок; право  инвестора на получение регулярного  или разового вознаграждения за предоставленные  средства в виде процента от номинальной  стоимости облигации или разницы  между ценой покупки и ценой  погашения.
      Облигация может предусматривать иные имущественные  права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. В отличие от держателей обыкновенных акций владельцы облигаций не имеют прав собственности или доли в капитале фирмы или институте, выпустившем облигацию. Это обусловлено тем, что облигации являются кредитными обязательствами, держатели облигаций всего лишь дают в долг свои деньги эмитенту; при таком характере отношений они не получают доли в собственности или каких-либо других прав и привилегий, которые могут сопровождать участие в собственности [8, 69].
      Облигации являются постоянным (по величине) требованием  к прибыли эмитента (определяемым размерами периодически выплачиваемых  процентов), а также фиксированным  требованием к активам эмитента (равным величине суммы погашения). Как правило, проценты на облигации  выплачиваются каждые шесть месяцев. Однако из этого правила существуют исключения: в некоторых случаях  интервал выплаты процентов сокращается  до одного месяца, и совсем редко  выплата осуществляется один раз  в год.
      Покупатель  облигаций выбирает надежность и  предсказуемость. Облигации обычно имеют строгое расписание выплат процентов и определенную дату погашения, что позволяет инвестору достаточно точно планировать свои доходы. При  формировании инвестиционного портфеля, состоящего из различных ценных бумаг (голубых фишек, акций второго эшелона), облигации обычно используют для максимальной защиты основной суммы инвестиций. Облигации это хороший инструмент для накопительного инвестирования, когда инвестор постепенно копит деньги, например, для будущего обучения детей, покупки дома, или для обеспечения дополнительного пенсионного капитала.
           Облигации классифицируются: 
      1. По субъекту прав: именные и на предъявителя.
      Именные облигации обычно выпускаются для  определенных владельцев, а имена  держателей официально регистрируются эмитентом, который обслуживает  счета владельцев ценных бумаг и  автоматически выплачивает проценты владельцам путем выписывания именных  чеков. В противоположность этому  держатели или владельцы облигаций  на предъявителя считаются их собственниками, а эмитент этих облигаций не ведет  официального списка собственников.
      2. По характеру обеспечения: обеспеченные и необеспеченные.
      Обеспеченные  облигации имеют реальное обеспечение  активами. Их можно разбить на три  подтипа:
    облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом предприятия (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом;
    облигации залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другого предприятия (но не компании-эмитента) - как правило, ее филиала или дочерней компании;
    облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются транспортными предприятиями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и т.п.).
      Смысл залогового обеспечения заключается  в том, что в случае банкротства  компании или ее неплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций  могут претендовать на часть имущества  компании.
      Необеспеченные  облигации не обеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляются  добросовестностью компании-эмитента, иначе говоря - ее обещанием. В случае банкротства компании держатели  таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации  менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставка процента по ним более высокая.
      3. В зависимости от эмитента, выделяют: государственные, муниципальные (местных органов управления), корпоративные (предприятий и акционерных обществ) и иностранные (зарубежных заемщиков) облигации.
      4. По физической форме выпуска облигации делятся на: документарные (т.е. отпечатанные типографским способом, в виде бланков, сертификатов и т.д.) и бездокументарные (существующие в электронной форме, в виде записей компьютерных файлов на магнитных носителях).
      5. По сроку обращения различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет) и бессрочные облигации.
      6. По форме выплаты дохода облигации делятся на: купонные (с фиксированной или плавающей ставкой) и дисконтные (без периодических выплат доходов). Последние также часто называют облигациями с нулевым купоном (zero coupon bond). В ряде развитых стран имеют хождение облигации с выплатой процентов в момент погашения [9, 123].
      Купон – это свойство облигации, определяющее величину годового дохода в виде процентов, но существуют также бескупонные облигации.
      К ним прилагаются специальные  купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон - своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, предприятие не регистрирует, кто является их собственником.
      Дисконтные  облигации выпускаются с большой скидкой (дисконтом) по отношению к номинальной стоимости, а затем с течением времени их стоимость растет (с учетом сложного процента), так что к моменту установленного погашения они стоят намного дороже, чем стоили в момент первоначального инвестирования.
    По характеру погашения: облигации с единовременным погашением и возможностью погашения сериями.
    По возможности досрочного погашения: без такой возможности и с такой возможностью, но с согласия владельца.
    По характеру требований к активам эмитента: старшие и младшие.
      Старшие облигации — это обеспеченные ценные бумаги, так как они опираются на юридически обоснованное право требования к активам эмитента (в виде закладной). Такие выпуски включают облигации с залогом недвижимости, обеспеченные реальной недвижимостью; облигации с финансовым залогом, обеспеченные ценными бумагами других компаний, которыми владеет эмитент облигаций, но которые находятся в доверительном управлении у третьего лица; сертификаты под закупку оборудования, которые обеспечиваются специфическими видами оборудования; наконец, облигации с комбинированным залогом, в которых сочетаются облигации, обеспеченные первой (старшей) закладной, и младшие облигации, обеспеченные закладной на иное имущество компании (т.е. облигации обеспечены частично первыми закладными на определенные активы эмитента, а частично вторыми или третьими закладными на другие активы, поэтому подобные выпуски являются менее надежными, а следовательно, не должны смешиваться с облигациями, обеспеченными первой закладной).
      Младшие облигации основаны только на обещании эмитента платить проценты и вернуть основную сумму долга в соответствии с установленным временным графиком. Существует несколько классов младших облигаций, наиболее известными из которых являются необеспеченные облигации. Помимо этого, к младшим облигациям также относят второстепенные необеспеченные облигации; ценные бумаги этих выпусков имеют требования к прибыли эмитента, носящие вторичный характер по отношению к другим долговым необеспеченным облигациям. Доходные облигации являются, пожалуй, самыми младшими, обладая минимальными из всех требованиями к прибыли и активам эмитента, и представляют собой необеспеченные долговые обязательства, по которым процентный доход будет выплачен только при условии, что эмитент получает достаточную сумму прибыли; не существует каких-либо юридических оснований требовать выплаты процентов по этим облигациям в установленные сроки или на регулярной основе, если определенная сумма прибыли не будет получена. Такие выпуски во многих отношениях аналогичны муниципальным доходным облигациям [9, 150].
      Конвертируемые облигации обычно по очередности погашения уступают другим видам долговых обязательств. Они имеют все описанные выше характеристики облигации, но у них есть одно существенное отличие от других облигаций — они могут быть обращены (конвертированы) в определенное число акций того же эмитента. Такая конвертируемость «вынуждает» цену облигации вплотную следовать за изменениями цены акций, лежащих в основе этой обратимости. Поэтому, несмотря на то что конвертируемая облигация обеспечивает относительную надежность возврата основной суммы займа и выплаты процентов, присущую так называемым «прямым», или неконвертируемым, облигациям, цена их обычно колеблется более резко и в более широком диапазоне, что обусловлено именно возможностью их конвертации. В этом смысле выгода инвестиций в конвертируемые облигации напрямую зависит от благополучия их эмитента. 

        Причины выпуска государственных ценных бумаг
      Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления  инвестиционного кризиса России должно стать становление рынка  ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в  покрытии бюджетного дефицита, перераспределении  собственности и получении спекулятивной  прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.
     Государственные ценные бумаги занимают важное место  среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства, органы местной власти, а также  учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.
     Выпуск  государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой  заимствования средств в Банке России или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Банки России ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств, что связано с инфляцией и расстройством денежного обращения страны.
     Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и  в связи с потребностью погашения  ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.
     Другой  причиной выпуска государственных  ценных бумаг может послужить  то, что в течении года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно по времени.
     Выпуск  некоторых видов государственных  ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых  поступлений, устраняя тем самым  причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенностью обращения таких  обязательств является то, что их владельцы  могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства  обратно, либо использовать их при уплате налогов.
     В ряде стран краткосрочные государственные  ценные бумаги используются в целях  обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки помещают в выпускаемые правительством ценные бумаги часть своих средств, главным  образом резервных фондов, которые  благодаря этому не отвлекаются  из оборота, более того эти средства приносят доход.
     Государственные ценные бумаги могут выпускаться  для финансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В таких  случаях Государство может выпускать  не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
     Финансирование  государственного долга посредством  выпуска государственных ценных бумаг обходится меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают меньше затруднений при их реализации на вторичной рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги во многих странах являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга [11, 136].
     Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется при посредничестве определенных субъектов. Среди них  главенствующее положение занимают центральные банки, которые организуют работу по распространению новых  займов, привлекают инвесторов, а в  ряде случаев приобретают крупные  пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняются министерством  финансов, либо относительно самостоятельными подразделениями по управлению государственным  долгом. Во многих странах допускается  участие в качестве посредников  при первичном размещении государственных  ценных бумаг частных финансово-кредитных  учреждений и организаций. Однако в  ряде государств накладываются определенные запреты на участие коммерческих банков в подобной деятельности. Например, в Японии долгое время коммерческим банкам было запрещено осуществлять посреднические функции по размещению новых выпусков ценных бумаг и лишь в 1981 году им было разрешено выполнять подобные операции с государственными облигациями на внебиржевом рынке. Во Франции коммерческим банкам законодательно запрещено членство в фондовых биржах. В Канаде длительное время коммерческим банкам не разрешалась деятельность на фондовом рынке. В США по большинству государственных ценных бумаг заявка на приобретение подается непосредственно в Финансовое управление Казначейства, либо в любое отделение банка, входящего в Федеральную резервную систему, которая выступает агентом Казначейства, однако и коммерческим банкам разрешено вкладывать средства и организовывать выпуски государственных ценных бумаг, облигаций штатов и местных органов власти . В Германии коммерческим банкам разрешены все виды операций на рынке ценных бумаг.
Глава 2. Анализ государственных  ценных бумаг в  России 

     2.1.  Облигации федерального  займа
     Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным  ценным бумагам в соответствии с  Федеральным законом "О рынке  ценных бумаг", удостоверяющих право  их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости  от условий эмиссии этих ценных бумаг  иного имущества, установленных  процентов от номинальной стоимости  либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
     Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации  выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции  в порядке, установленном законодательством  субъекта Российской Федерации.
     В случае выпуска именных государственных  ценных бумаг в документарной  форме с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных  ценных бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в глобальном сертификате  указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием  против его наименования реквизита "депозитарий". Указание в глобальном сертификате наименования депозитария  не влечет за собой перехода к депозитарию  прав на ценные бумаги выпуска, оформленного данным глобальным сертификатом [14, 125].
     Эмиссия государственных ценных бумаг может  осуществляться отдельными выпусками. В рамках выпуска государственных  ценных бумаг могут устанавливаться  серии, разряды, номера ценных бумаг.
     Отдельный выпуск государственных ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг  только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный  регистрационный номер существующего  выпуска (дополнительный выпуск). Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных ценных бумаг в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.
     Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов  Российской Федерации, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.
     Государственные ценные бумаги, удостоверяющие право  на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие  право на получение при погашении  вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего долга  и должны быть выражены в валюте Российской Федерации. 
     К основным видам российских государственных  ценных бумаг можно отнести: государственные  краткосрочные облигации (ГКО), государственные  долгосрочные облигации (ГДО), облигации  внутреннего валютного займа (ОВВЗ), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ), бескупонные облигации  банка России (БОБР), золотые сертификаты (ЗС). Рассмотрим основные виды.
     14 июня 1995 года семейство государственных  ценных бумаг пополнилось новым  членом - облигациями федерального  займа с переменным купоном  (ОФЗ). Это произошло на фоне  совершенно новой финансовой  ситуации в России. Доходность  валютных вложений стала отрицательной,  резко снизились ставки рублевых  инструментов с фиксированным  доходом. Все это привело к  образованию избыточной рублевой  денежной массы, связывание которой  является основной целью выпуска  ОФЗ. При этом Министерство  финансов находится перед дилеммой: либо выпуск “короткого” инструмента с доходностью, ориентированной на текущие ставки рынка, либо выпуск “длинного” инструмента с удорожанием внутреннего заимствования (и это на фоне падающей инфляции). Разрешить это противоречие стало возможным благодаря выпуску ОФЗ: стоимость их обслуживания определяется текущей конъектурой рынка ГКО, однако срок погашения новых бумаг превышает год.
     Облигация федерального займа – это государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигаций, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении ОФЗ.
     Эмитент ОФЗ - Министерство финансов РФ от имени  Российской Федерации. Эмиссия ОФЗ  осуществляется периодически в форме  отдельных выпусков в соответствии с «Генеральными условиями выпуска  и обращения облигаций федеральных  займов», утвержденными Постановлением Правительства РФ (15 мая 1995). Общий  объем эмиссии ОФЗ определяется Минфином РФ в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральными законами о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый год [15, 178].
       ОФЗ выпускаются в бездокументарной  форме. Учет отдельных облигаций  и соответственно их собственников  осуществляется в виде записей  по счетам депо. Каждый выпуск  оформляется глобальным сертификатом  в 2-х экземплярах, имеющих равную  юридическую силу, один из которых  хранится в Минфине РФ, второй - в депозитарии. В глобальном  сертификате указывают: объем  выпуска, размер купонного дохода  либо порядок его расчета, дату  размещения, дату погашения, даты  выплаты купонного дохода и  ограничения на долю объема  выпуска, приобретаемую нерезидентами. 
     Минфин  РФ по согласованию с Банком России утверждает условия отдельных выпусков ОФЗ:
- ОФЗ-ПК (с переменным купоном);
- ОФЗ-ПД (с постоянным доходом);
- ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом);
- ОФЗ-АД (с амортизацией долга).
     В 1995 Минфин РФ приступил к выпуску  облигаций федерального займа с  переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). Величина купонного дохода, определяемая на основе доходности по ГКО и рассчитываемая отдельно для каждого купонного  периода, объявляется по одному купону не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по последующим купонам - не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.
     Банк  России выступает генеральным агентом  по обслуживанию выпусков ОФЗ и регламентирует по согласованию с Минфином РФ вопросы  размещения и обращения ОФЗ, в  т.ч. осуществляет выплату купонного  дохода и погашение облигаций  за счет средств эмитента. Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через Банк России и его территориальные  учреждения, а также иные кредитные  организации в порядке, определяемом Банком России по согласованию с Минфином РФ.
       При размещении выпуска ОФЗ  Банк России может приобретать  их на основании отд. соглашения  с Минфином РФ. Размещение ОФЗ  и заключение всех сделок по  ним осуществляется через организации,  уполномоченные Банком России  на осуществление депозитарной  и дилерской деятельности с  ОФЗ. С 1 апр. 1998 функции депозитария  по ОФЗ выполняет Национальный  депозитарный центр. Размещение  облигаций и заключение всех  сделок с ОФЗ на вторичном  рынке осуществляется через торговую  систему Московской межбанковской  валютной биржи.
     Например, за 2010 год показатели бескупонной доходности уменьшились в среднем на 161 б.п., при этом наиболее существенное понижение кривой бескупонной доходности (рис. 2.1.) произошло по выпускам ОФЗ со сроками до погашения менее 1 года.
     

     Рисунок 2.1. Кривая бескупонной доходности рынка ОФЗ, % годовых
       Информация об очередном выпуске  ОФЗ объявляется не позднее,  чем за 7 дней до даты его  размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в процессе размещения  было продано не менее 20% количества  предполагавшихся к выпуску ОФЗ.  Банк России по указанию Минфина  РФ может дополнительно продавать  ОФЗ, не проданные в период  размещения отд. выпуска, и  досрочно выкупать ОФЗ на вторичном  рынке (в течение торговой сессии). ОФЗ - первые среднесрочные ценные  бумаги, которые появились в Российской  Федерации. Они выпущены сроком  на один год и две недели, что объясняется особенностями  российского законодательства (нужен  срок более года, чтобы бумага  считалась среднесрочной), так и  удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге  доходы выплачиваются раз в  квартал, причём доход привязан  к доходу на рынке ГКО: берутся  четыре последних выпуска ГКО,  исчисляется средняя взвешенная  и по этой величине ОФЗ продаётся  (в безбумажном виде) на аукционе  на ММВБ. Как и цены на ГКО,  цену на эту бумагу ставят  сами инвесторы. А роль Минфина  сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли министерство эта  цена или нет. Это называется  ценой отсечения: Министерство  финансов отсекает те предложения,  которые ему невыгодны, и принимает  те, которые выгодны.
     Оценивая  ОФЗ с точки зрения инвестора, следует учесть, что благодаря  плавающему купону эти бумаги имеют  дополнительную степень свободы. Сравнивая  годовые выпуски ГКО и ОФЗ: если после размещения выпуска ГКО  ставки рынка долговых обязательств возрастают, единственным возможным  поведением этого выпуска будет  падение цены в целях повышения  рыночной привлекательности (и наоборот). В случае с ОФЗ колебания цены нивелируется за счет изменения величины купона, что для инвестора означает меньший риск колебания цены и  как следствие риск потери части  капитала при инвестировании.
     Купонный  доход в виде процента к номинальной  стоимости по облигациям федерального займа с переменным купоном не облагается налогом на прибыль у  юридических лиц и подоходным налогом у физических лиц в  соответствии с действующим законодательством.
     Прибыль в виде положительной разницы  между ценой продажи и ценой  покупки облигации (без учета  сумм накопленного купонного дохода) подлежит налогообложению в общем  порядке.
     Само  по себе появление ОФЗ и для  Минфина, и для всей финансовой системы  имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть всё дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30% - это краткосрочные заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70% делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями. 

    2.2. Государственные краткосрочные облигации
    Общие принципы функционирования российского  рынка государственных краткосрочных  облигаций были разработаны в  рамках Российско-американского банковского  форума. Для их реализации в Банке  России было создано Управление ценных бумаг, занимающееся размещением гособлигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле 1992 г. Банк России провел конкурс среди российских бирж, победителем которого была признана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Ей было поручено создание и поддержание технологической части рынка ГКО – торговой, расчетной и депозитарной систем [16, 46].
    Основными документами, регулирующими рынок  ГКО, являются постановление Совета Министров – Правительства РФ № 107 (5, 6, 7), постановление Верховного Совета РФ от 19.02.93 г. (8) и приказ Центрального банка РФ от 06.05.93 г., утвердивший  Положение об обслуживании и обращении  выпусков государственных краткосрочных  бескупонных облигаций (9, 10).
    Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. При принятии решения о выпуске оно определяет его предельный объем, период размещения и ограничения на потенциальных покупателей. Банк России проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение выпущенных облигаций. Эмиссия осуществляется в виде отдельных выпусков на срок до одного года (3, 6 и 12 месяцев). Номинал облигаций, выпущенных до 27 сентября 1994 г., составлял 100 тыс. рублей. С 27 сентября 1994 г. номинал облигаций равен 1 000 000 рублей (7). Размещение их происходит в виде аукциона с дисконтом от номинальной цены. Облигации на имеют купонов.
    Выпуск облигаций осуществляется на безбумажной основе и виде записей на счетах “депо”. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух подлинных экземплярах, хранящихся вечно в Министерстве финансов РФ и Банке России.
    Владельцами ГКО могут быть российские юридические и физические лица, а также нерезиденты, с учетом ограничений, устанавливаемых отдельно от каждого выпуска.
    Выпуск  ГКО считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее двадцати процентов от количества облигаций, предлагавшихся к выпуску.
    Участники рынка ГКО подразделяются на две  категории: Дилеры и Инвесторы. Дилерами быть только инвестиционные институты  и банки, заключившие договор  с Банком России на выполнение функций  по обслуживанию операций с ГКО. Их количество ограничено. Дилер может  совершать следки от своего имени  при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению Инвесторов. Под Инвесторами при этом подразумеваются  любые юридические и физические лица, приобретающие облигации и  имеющие право на владение ими.
    Для организации первичного размещения и вторичных торгов облигациями  на ММВБ создана Торговая система. Она  организует проведение торгов, регистрацию  сделок, составление расчетных документов по совершенным сделкам и представление  их в Расчетную систему и Депозитарий. Торговой системе также запрещено  выполнять функции Дилера или  Инвестора.
    Размещение  ГКО осуществляется в форме аукциона, проводимого Банком России по поручению  Министерства финансов Российской Федерации. Дата аукциона, предельных объем выпуска, место и время проведения объявляется  Банком России не позднее чем за 7 календарных дней до его проведения.
    Погашение облигаций происходит по следующей  схеме. Банк России переводит в Депозитарии  со счетов “депо” Дилеров на “торговые” субсчета вне облигации, подлежащие погашению, и выставляет от имени  Дилеров в Торговой системе заявки на продажу по номинальной цене. В свою очередь, Банк России выставляет заявку на приобретение всего объема погашаемых облигаций также по номинальной  цене. Приобретенные таким образом  Банком России ГКО зачисляются на его счет [12, 86].
    Со  времени первого аукциона (18 мая 1993г. ) рынок ГКО, успешно миновав стадию становления, вступил в пору стабильного существования. Об этом свидетельствуют показатели по первичному и вторичному рынкам.
    Эволюция  рынка привела к тому, что ГКО  при первичном размещении в известном  смысле играют определенную макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии Банка России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занять заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны Банка России. Приобретая или продавая облигации, Банк тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность либо изымать избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО станет важнейшим денежным ориентиром денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между валютными, кредитными и облигационными секторами денежного рынка в пользу последнего.
    Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению  к погашению действующих выпусков – учетной ставке. 

    2.3.  Облигации внутреннего  валютного займа
     Облигации внутреннего государственного валютного  облигационного займа – это государственные  ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в валюте.
       Облигации внутреннего валютного  займа были выпущены в обращение  14 мая 1993 г. Минфином РФ с  целью погашения внутреннего  валютного долга, который образовался  в связи с банкротством Внешэкономбанка.  Учитывая, что данный банк; являлся  государственным, правительство  России признало его долги  перед клиентами и вкладчиками  и в качестве долговых обязательств  эмитировало облигации внутреннего  валютного займа (ОВВЗ). В результате  банкротства банка на его счетах  оказались «замороженными» средства  физических и юридических лиц.
     Процедура погашения задолженности перед  гражданами, у которых счета находились во Внешэкономбанке, предусматривала  прямое погашение задолженности  в полном размере начиная с I июля 1993 г., а задолженнос ть банка перед предприятиями была покрыта облигациями на общую сумму $7885 млн.
     Форма выпуска ОВВЗ - документарная, на предъявителя. Организация учета первичного размещения и обращения на вторичном рынке  ОВВЗ осуществляется Минфином РФ через  Внешэкономбанк на территории Российской Федерации по рыночным ценам через  уполномоченные банки и финансовые организации, купившие облигации у эмитента.
     Номинал облигаций составляет 1000, 10000 и 100000 долларов США. Они были выпущены пятью сериями  со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. 
Неотъемлемая часть ОВВЗ - комплект из купонов, кол-во которых определяется сроком погашения облигации. На облигациях и купонах имеются подписи двух уполномоченных лиц от имени заемщика и гербовая печать заемщика. Данные облигации являются купонными, т.е. к каждой облигации прилагается комплект купонов, на основании которых выплачивается купонный доход в размере 3% годовых один раз в год. Сумма процентов рассчитывается на базе 360 дней в году (12 мес. по 30 дней). На облигациях и купонах имеются подписи двух уполномоченных лиц от имени заемщика и гербовая печать заемщика.Данные облигации являются купонными, т.е. к каждой облигации прилагается комплект купонов, на основании которых выплачивается купонный доход в размере 3% годовых один раз в год. Поэтому облигации разных траншей имеют разное число купонов. Количество купонов соответствует периоду обращения облигаций. Выплаты по купонам производятся начиная с 14 мая каждого года. Купон может быть предъявлен к погашению в любой период времени в течение 10 лет начиная с календарного года, в котором наступил срок его оплаты. Платежным агентом по ОВВЗ является Центральный банк России, который имеет право назначать дополнительных платежных агентов из числа уполномоченных коммерческих банков. Владелец купона может предъявить его к оплате за 30 дней до даты купонных выплат [15, 79].

     Погашение облигаций производится по номинальной  стоимости. Денежные обязательства, возникающие  в процессе обращения облигаций, могут быть выражены и оплачены в  безналичном порядке, как в рублях, так и в иностранной валюте.
     Владельцами облигаций могут быть как российские, так и зарубежные предприятия  и организации. Обращение ОВВЗ на вторичном рынке осуществляется свободно с оплатой в валюте или  в рублях. В связи с тем что объем эмиссии достаточно большой и отсутствуют какие-либо ограничения на обращение данных облигаций, по ним сложился устойчивый вторичный рынок. На вторичном рынке облигации котируются в процентах от номинала.
     Круг  операций с ОВВЗ достаточно широк. Они  могут обращаться как между резидентами, так и нерезидентами, вноситься  в качестве оплаты уставного капитала предприятий и организаций, служить  предметом залога и др. Вывоз бланков  облигаций за пределы России запрещен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Государственные  ценные бумаги в системе  финансового регулирования  российской экономики 

     3.1. Государственные  ценные бумаги  как рыночный инструмент  государственных  заимствований
     Государственные ценные бумаги выпускаются правительством или им гарантируются. Хотя они и  не представляют самостоятельного вида фондовых ценностей, специфика эмитента таких бумаг делает необходимым  и возможным объединение их в  особый вид ценных бумаг.
     Основная  масса государственных ценных бумаг  является долговым обязательством, которые  выпускаются с целью аккумуляции  денежных ресурсов путем размещения займов. Займы государства представляют собой кредитные отношения, в  которых заемщиком выступает  государство, а кредиторами юридические  и физические лица.
     Хотелось  бы подчеркнуть, что государство  является именно заемщиком, а не просто должником. Должник и заемщик  близкие, но не одинаковые понятия.
     Экономические субъекты могут, например, держать оплату коммунальных услуг, налогов страховых  платежей, однако никакого кредитного отношения в данном случае не возникает. Кредитор в этих случаях ничего не передает, собственником остается тот  же субъект.
     Долг  более широкое понятие, характеризующий  обязанность вообще. Применительно  к кредитной сделке речь идет не о должнике, а о заемщике. Заемщик  не является собственником ссужаемых  средств, он выступает лишь их временным  владельцем, он пользуется чужими ресурсами  ему не принадлежащими. Кроме того, заемщик не только возвращает стоимость, полученную во время пользования, но и уплачивает при этом больше чем получает у кредитора, является  плательщиком ссудного процента.
     Взаимодействие  кредитора и заемщика носит характер единства противоположностей. Как участники  кредитной сделки кредитор и заемщик  находятся по разные ее стороны. Кредитор заинтересован в более высоком  ссудном проценте, а для заемщика важно получить более дешевый кредит. Объектом передачи выступает ссуженная стоимость.
     Заимствование средств государством приводит к  формированию государственного долга. Думается, для того чтобы определить место и роль госзаймов в экономике, надо, прежде всего, проанализировать долговую проблему [6, 183].
     В отечественной экономической литературе до начала 90-х годов тема государственного долга и бюджетных дефицитов  полностью игнорировалась. Наличие  бюджетного дефицита и растущего  государственного долга рассматривалась, как крайне негативное свойство, присущее исключительно экономикам буржуазных государств. В то же время в экономических  исследованиях зарубежных авторов  проблема государственной задолженности  и ее влияние на экономику занимало одно из центральных мест уже не один десяток лет.
     Спор  о допустимости государственного долга  начался еще в XVIII-XIX вв. Некоторые экономисты были категорически против его существования (Юм, Смит, Сэй и др.) в то время как другие считали возможным и даже необходимым долговое финансирование (Дитцел, Вагнер, Нассе).
     До 30-х годов XX века господствовало представление о необходимости сбалансированного бюджета и о государственном долге как о бремени для будущих поколений.
         Налоги и государственные долги рассматривались представителями классической политической экономии как зло, из которых налоги - зло наименьшее. Растущая государственная задолженность, несет с собой, по их мнению, многократное увеличение потребительского спроса, что в условиях экономики полной занятости неизбежно ведет к инфляционному повышению цен.
     С аргументацией такого рода можно  согласиться, отметив при этом, что  подобный подход к оценке роли государственного дога заостряет внимание только на негативных его проявлениях, умаляя позитивное значение этого финансового  инструмента.
     В целом экономисты немецкой исторической школы конца XIX вв. признавали государственную деятельность как преимущественно продуктивную, а финансирование государственных расходов за счет займов ими не только одобрялись, но и рекомендовались.
     Монетаристы видят в денежном предложении естественный важнейший фактор, который непосредственно определяет уровень производства и занятость. Иными словами именно изменения в кредитно денежной сфере оказывают доминирующее воздействие на общую хозяйственную конъюнктуру.
     Сущность  кредитно-денежной политики состоит  в изменении денежной массы в  целях достижения такого уровня производства, который характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции [7, 22].
     Во  время спада для стимулирования расходов происходит увеличение денежного  предложения, называемое политикой  «дешевых денег» и уменьшение денежного  предложения в случае инфляции для  сокращения расходов и сдерживания  инфляционного давления, называемое политикой «дорогих денег».
     Однако  монетаристы специально проблемы государственного долга не рассматривают. Что касается бюджетных дефицитов, то они, согласно их взглядам, дестабилизируют экономическую систему и не являются стимуляторами экономического роста. Представители монетаризма выступают против исследования государственного долга в качестве инструмента стабилизационной политики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.