На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Общество и социальные институты

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОБЩЕСТВО  И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
1.Понятие  «общество» и его  система. Типы  обществ и их  эволюция .
Современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».
При всей тесной взаимосвязи таких важнейших  и широко употребимых понятий, как «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать. Страна -- это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. Государство -- понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории, прежде всего политологии. Общество -- понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
Разработка общей  теории общества сопровождалась формированием  различных концептуальных подходов к определению общества .
Существует, например, «атомистическая» теория, согласно которой  общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений  между ними. Все обществе, в конце концов, -- считает Дж. Дэвис, -- можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно -- со всем миром .
Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля, который полагал, что общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические желания, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, с другим, против другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, т. е. к оказыванию воздействий и, в свою очередь, к их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, «общество» .
В современной  социологии эта концепция известна как «сетевая» теория, основные принципы которой были сформулированы Р. Бертом. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Или в более общей форме: эта теория и ее разновидности в центр внимания объяснительной концепции общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.
Если в «атомистической», или «сетевой», концепции существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых»  теориях -- человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции, по существу, отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».
Существует группа дефиниций категории «общество», согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество -- большая совокупность людей, совместно осуществляющих социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.
Функциональная  концепция трактует общество как  группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия.
На основе различных  концептуальных определений в социологии сложилась еще одна (аналитическая) дефиниция -- общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, характеризуемое «внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством». В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия «самообеспечение», «организация», «культура» и др. и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.
Социологические категории (более низкого порядка, чем категория «общество», такие  как «группа», «объединение»), которые  включаются представителями различных  социологических школ, как в аналитическую, так и концептуальную дефиниции  общества, имеют существенное значение для понимания его природы  и характера.
Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение  отвечает следующим признакам (по Э. Шилзу):
1) объединение  не является частью какой-либо  более крупной системы (общества);
2) браки заключаются  между представителями данного  объединения;
3) оно пополняется  преимущественно за счет детей  тех людей, которые уже являются  его признанными представителями;
4) объединение  имеет территорию, которую считает  своей собственной;
5) у него есть  собственное название и своя  история;
6) оно обладает  собственной системой управления;
7)объединение  существует дольше средней продолжительности  жизни отдельного индивида;
8)его объединяет  общая система ценностей (обычаев,  традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют  и современные державы, насчитывающие  сотни миллионов граждан, и древние  племена, умещавшиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровнородственные  системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное -- они не являются частью другого целого.
Марш также  пытался определить условия, при  которых социальное объединение  следует считать обществом:
1) постоянная  территория -- например, Франция в своих государственных границах;
2) пополнение  общества главным образом благодаря  деторождению, хотя иммиграция также  играет некоторую роль в этом;
3) развитая культура -- модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;
4) политическая  независимость -- общество не является субсистемой (элементом) какой-то другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере. (В соответствии с данным критерием такие колониальные общества, как бельгийское Конго, до получения независимости нельзя считать таковыми.) Как отмечал Марш, даже такое обстоятельное определение общества кажется несколько спорным.
В общем и  целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи, как в прошлом, так и сегодня  нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной  общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как  «коллективном сознании», противостоящем природному эгоизму; М. Вебер -- в ориентированных на других (т. е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон -- в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз -- в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии .
А вот определение  понятия общества, которое даёт «Социологическая энциклопедия» -- устойчивая группа людей, проживающая на общей территории и совместно решающая проблемы своей  жизни; исторически развивающаяся  система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями .
Очевидно, что  во всех этих определениях в той  или иной степени выражен подход к обществу как к целостной  системе элементов, находящихся  в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных  знаний по поводу общества в целостную  систему, которая могла бы стать единой теорией общества.
 Общество  как систему рассматривали многие  видные социологи. Однако сопоставление  их исследований и выводов  ставят в недоумение из-за слишком  разноречивости и разноплановости. Главная же причина разноголосицы -- в неоднозначности методологии. Известно, система -- это такое целое, которое не сводимо к. сумме своих элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Во многом исследование системы начинается с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия, определяя выбор основного системообразующего элемента лежащего в основе теоретической конструкции .
Задача социологии состоит в том, чтобы исследовать  общество как систему, его структуру, функции, подсистемы и элементы. Социология исходит из понимания общества как  сложноорганизованного системного объекта, используя при этом общенаучную  методологию общей теории систем. «Общая теория систем, -- утверждает Л. фон Берталанфи, -- дает нам угол зрения, позволяющий увидеть предметы, которые раньше не замечались или обходились, и в этом состоит ее методологическое значение». Общая теория систем представляет собой своего рода «организмический» подход, в котором основное внимание уделяется проблемам целостности, организации и направленности развития сложных систем. Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин «системный подход». В философском аспекте системный подход означает формирование системного взгляда на мир, базирующегося на идее целостности, сложной организации и самодвижения исследуемых систем.
Чтобы разъяснить суть системного подхода к обществу, мы должны прежде всего уточнить значение термина «система».
Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных  элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Существует целая иерархия систем: одна система может быть элементом  системы более высокого порядка; элементы любой системы, в свою очередь, выступают как системы более  низкого порядка. Система обладает особыми системными качествами: порядок, организация системы как целого выше, чем ее отдельных элементов. Любая система « от атома до общества » всегда представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов и подсистем. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в интегральных свойствах системы: механические часы или телевизор, к примеру, обладают особыми свойствами, которые отсутствуют у частей (деталей, из которых они состоят). Каждый системный элемент, свойство и отношение зависят от места внутри целого. Важными системными принципами также являются структурность -- возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы, обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Существует взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой).
Всем этим признакам  отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему  высшего «органического» типа, суперсистему, или социальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией .
Существенными чертами любой системы являются целостность и интеграция. Первое понятие (целостность) фиксирует объективную  форму существования явления, т. е. его существование как целого, а второе (интеграция) -- процесс и механизм объединения его частей. Целое больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживает некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные или интегральные качества.
Специфика социальной системы состоит в том, что  она складывается на базе той или  иной общности людей (социальная группа, социальная организация и т. д.), а  ее элементами являются люди, чье поведение  детерминируется определенными  социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными  социальными функциями (ролями), которые  они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные (верования, представления и т. д.) и случайные элементы .
В основе социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы. Для поддержания устойчивости социальных систем в меняющихся условиях внешней  среды необходимо внутреннее регулирование  самых различных процессов, которое  приводит к взаимной подстройке этих процессов и их подчинению единому  порядку. Все социальные системы  способны к саморегуляции и являются самоорганизующимися системами высокой функциональной сложности .
 Типы обществ:  традиционное, индустриальное, постиндустриальное
Человеческое  общество постоянно изменяется и  развивается, т.е. на каждом историческом этапе добавляет себе не только новое, но и лучшее, добывая прежде неизвестные  и более сложные научные знания, разрабатывая невиданные раньше орудия труда и технологии, готовя все  более квалифицированные кадры  специалистов. Как же ориентироваться  во всем многообразии обществ, существовавших раньше и существующих теперь? Американский социолог Даниел Белл (р. 1919) подразделили всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Стадии отличаются технологической основой, формами собственности, доминирующими социальными институтами, культурой, численностью населения, образом жизни, социальной структурой общества. Каждой стадии соответствует определенный тип общества.
В доиндустриальном обществе (его называют также традиционным) определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, а главными социальными институтами были церковь и армия. Помимо аграрного сектора в традиционном обществе развиваются такие привязанные к природному сырью отрасли, как добыча металлов, рыболовство, простейшая лесообработка. Продукт производится небольшими партиями, как правило, для собственных нужд натуральных хозяйств или для малых локальных рынков. Во всей деятельности люди опираются на привычку, традицию, "здравый смысл", передаваемый из поколения в поколение опыт. Общество состоит из множества относительно изолированных локальных структур. Основная часть населения проживает вне городов. Образование и использование культурных достижений являются уделом тонкого слоя элиты.
Индустриальное  общество своим определяющим фактором имеет промышленность, прогресс которой  стимулирует социальные перемены, связанные  с освоением новых профессий  и видов занятий. Исходным ресурсом являются уже не земля и природное  сырье как в традиционном обществе, а материалы, обработанные человеческими  руками. Машинное производство вытесняет  ручной труд и повышает производительность труда. Система начального и среднего образования становится всеобщей. Производство продукции приобретает массовый и стандартизированный характер. Оно ориентировано на рынок, который, разрастаясь, выходит за национальные границы. Во всей своей деятельности люди все меньше опираются на традицию, все больше полагаются на эксперимент, используют метод проб и ошибок. Укрепляется ориентация на экономический рост, интенсивно формируются демократические институты. Индустриализация требует все больше и больше работников, к тому же хорошо подготовленных. Поэтому неотъемлемым спутником индустриализации является урбанизация как расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни. Индустриальное общество утверждается в результате промышленной революции, начавшейся в XVIII в. в Англии.
Подчеркнем, что  в отличие от традиционного общества, внутренне статичного и развивающегося за счет внешних толчков в виде угрозы завоевания или изменения  природных условий, индустриальное общество уже использует "внутренний мотор", поскольку появляются стимулы, заключенные в недрах самого производства. Зарождается предпринимательский  дух, подталкивающий общество к непрерывному и интенсивному развитию. Это движение продолжается и в постиндустриальном обществе, но двигателем уже становится познавательно-теоретический процесс. На передний план выдвигаются наука  и культура, а центром общественной жизни становятся университеты. Основными  ресурсами становятся человеческое знание и информация. Бурно развивается  производство, основанное на новейших компьютерных технологиях, позволяющих  создавать, хранить и обрабатывать гигантские массивы данных.
Сильные изменения  переживает структура хозяйства: объем  производства и численность занятых  в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности падает в относительном, а иногда и в абсолютном выражении. Резко сокращаются масштабы производства и численность занятых в добывающих отраслях, металлургии, сельском хозяйстве. Опережающими темпами растет сфера услуг: развиваются производственные услуги (финансовые, банковские, страховые, торговые, научно-консультационные) и непроизводственные (наука, образование, здравоохранение, культура, туризм). Дезиндустриализация сопровождается оттоком жителей из крупных городов в пригороды и сельскую местность - дезурбанизацией. Компьютеризация позволяет работать "на дому", что как-то восстанавливает одну из черт традиционного общества: место жительства и место работы соединено. Вспомним, где и как приходилось трудиться, например, крестьянину, ремесленнику, владельцу небольшой мастерской или торговой лавки. В индустриальном обществе работник отделен от места проживания. Отсюда возникли такие явления, как маятниковая миграция, проживание на квартирах, проживание в заводских общежитиях, что порождало свои формы социальности, свои проблемы для людей и для общества.
Итак, всемирная  история предстает как продвижение  человечества от доиндустриального общества к индустриальному и постиндустриальному. В современных условиях, когда начинается становление постиндустриального общества, возрастает значение научных знаний, информации, интеллектуального труда, досуга и творчества. Иначе постиндустриальное общество называют обществом досуга, что подчеркивает существенную характеристику - возросшую степень свободы действий человека.
Даже элементарное знакомство с историей формирует  представление об изменчивости, развитии общества. У социолога это представление  перерастает в потребность вскрыть  основные тенденции социальной эволюции, разобраться в причинах, определить основные этапы. Так складывались и  складываются различные социологические  интерпретации изменения и развития общества.
В ХIХ веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял эволюционизм, система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Если эволюция общества - естественноисторический процесс, то роль ученого виделась в выявлении основных параметров происходящих трансформаций, в поиске того решающего звена, модификация которого влечет за собой изменение всего облика общества.
О.Конт таким  определяющим фактором считал прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной, научной, считал он, обусловливают переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляющему благодаря человеческому разуму иной уровень производства и удовлетворения потребностей.
Г.Спенсер видел  сущность эволюции в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации, сопровождающейся ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе развития. Движение общества от гомогенности к гетерогенности сопровождается ростом свободы индивидов, общество перестает жестко контролировать своих граждан и начинает все больше и больше обслуживать их интересы. Усложнение общества, ведущее к росту самостоятельности граждан, - таково понимание Г.Спенсером социального прогресса.
У Э.Дюркгейма  содержание эволюции сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов  и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации. Благодаря последнему обеспечивается взаимозависимость людей на принципиально  иной основе, происходит их интеграция в единый социальный организм, формируется  чувство солидарности как высший моральный принцип общества.
Марксизм определяющим фактором социального развития считает  производительные силы, рост которых  ведет к смене способа производства, провоцирующего соответствующие изменения  всего общества и обеспечивающего  смену общественно-экономических  формаций. Эволюционистским по своей  сути был подход сторонников теорий индустриального и постиндустриального  общества. В основе движения к новой  стадии здесь также лежат качественные сдвиги в науке, технике, характере  производства, в социальной структуре, в знаниях и т.д.
Отличительной чертой марксизма стало настоятельное  стремление соединить эволюцию с  революцией, придать последней легитимный характер, то есть доказать ее крайне важное значение для поступательного развития общества. К.Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинального обновления способа производства. Революция должна была выполнить роль повивальной бабки, помочь родиться новым экономическим и политическим структурам. Без нее общество не сможет избавиться от причин, вызывающих гниение. Именно поэтому революция по Марксу - это локомотив истории, обеспечивающий обновление и ускорение общества.
Для других представителей эволюционизма революции были лишь эпизодом, кровавым и жестоким, в  развитии обществ, причем эпизодом скорее случайным, возникающим под воздействием экстремальных факторов, чем закономерным. А. де Токвиль, говоря о Великой французской революции, отмечал, что все, что революция сделала, было бы сделано и без нее.
Значение эволюционизма  заключается прежде всего в признании объективности развития. Ход истории неотвратим, и общество изменяется во времени. Последовательно, но неуклонно преобразуются социальные структуры, институты, нормы, ценности, а, следовательно, и сам индивид со своими интересами, идеалами и ориентациями. И наоборот, возвышение потребностей, активизация мышления, приращение знаний толкают человека к целенаправленным действиям по изменению своей социальной среды.
2.Общество  и индивид.
 Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, к которой можно отнести социальную группу, социальную организацию и т.д. Ее элементами являются люди, чье поведение обусловлено определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе.
Индивид осуществляет свою деятельность не  изолированно, а взаимодействуя с  окружающей средой в целом, и с  другими индивидами, в частности. Социальная среда систематически влияет на индивида, а он, в свою очередь, оказывает обратное влияние на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, обладающей системными качествами, то есть качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.
Социальная  система может быть представлена в пяти аспектах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимодействие, имеющее  своим следствием становление социальных отношений и образование социальной группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат те или  иные общие обстоятельства (место  жительства, трудовой коллектив); 4) как  иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы, и социальных функций (ролей), которые  они выполняют на основе данных социальных позиций; 5) как совокупность норм и  ценностей определяющих характер и содержание деятельности (поведение) элементов данной системы.
Первый  аспект, характеризующий социальную систему связан с понятием индивидуальности, второй – социальной группы, третий – социальной общности, четвертый  – социальной организации, пятый  – социального института и  культуры.
Общество  является социальной суперсистемой, так  как включает в себя названные  аспекты во всем многообразии их взаимосвязей и взаимодействий.
В широком  смысле термин “общество” означает часть  материального мира, который в  свое время обособился от природы. Следствием этого явилась исторически сложившаяся  форма жизнедеятельности людей.
В узком  смысле под “обществом” можно  понимать:
а) общество – это исторически конкретный тип социальной организации, соответствующий  определенному этапу человеческой истории, например, феодальное, капиталистическое  и другие общества;
б) общество – это конкретный социальный организм, имеющий определенные пространственно-временные  координаты, например, российское, американское общества;
в) общество – это самое большое объединение  людей, живущих на общей территории и взаимодействующих друг с другом, например, империя.
Для понимания  специфики общества необходимо установить каким образом люди выделяются из природы. Этому способствуют три фактора:
1) общественно-историческая  практика, или труд, с помощью  которого человек приспособился  к окружающей среде, изменил  ее и создал искусственную  среду, так называемую “вторую  природу”. Осуществленные преобразования  создали дополнительные средства  для жизни людей;
2) коллективный  характер деятельности людей.  Человек является существом общественным, не способным в одиночку обеспечить  свою жизнь. Поэтому каждый  индивид стремится к общению,  взаимодействию с другими индивидами. Это не исключает формирование  в коллективе неповторимой личности, ее индивидуальных качеств;
3) сознание, интеллект, духовность, которые создают  основу самосохранения общества. К ним относятся нормы, идеалы, лежащие в основе той или  иной цивилизации. Если духовная  культура разрушается, то изменяются  и общественные отношения, что  ведет к изменению самой цивилизации. 
Таким образом, общество отличается от космически-природных  явлений тем, что обладает социальным началом, фундаментом которого является организованный сознательный труд и  взаимодействие людей с целью  создания условий, необходимых для  их жизни и развития.
Структуру общества определяют исходя из разных основополагающих факторов. Если за основу берут уже указанные факторы – совместный труд, общение, духовность, то выделяют три основные сферы жизни общества: экономическую, социально-политическую (правовую, нравственную), духовно-культурную (религия, наука, искусство).
Природный фактор разделяет людей по полу, возрасту, расовым признакам. Социально-территориальный  фактор делит людей на жителей  города и села. Социально-демографический – на мужчин, женщин, детей. Социально-этнический – на род, племя, народность, нацию, этнос.
К признакам  общества целесообразно отнести:
1) территорию, то есть географическое пространство, на котором складываются социальные  связи, отношения, взаимодействия  между людьми;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.