На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Наукограды, научные парки и инновационно-технологические центры России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 3
Глава 1. Наукограды России 4
    1.1 Понятие «наукоград» и его виды 4
    1.2 История и предпосылки образования наукоградов 7
    1.4 Союз развития  наукоградов России 15
Глава 2. Российские научные парки 17
        2.1 Научные парки: определение и характеристика 17
    2.2 История создания и особенности развития 19
    2.3 «Технопарк» ИрГТУ 22
    Глава 3. Инновационно-технологические центры 24
    3.1 Сущность инновационно-технологических центров 24
    3.2 Союз Инновационно-Технологических Центров России 26
Заключение 30
Приложение 31
Список литературы 32 
 

 

      Введение
      Любое государство заинтересовано в выравнивании (в лучшую сторону) экономического положения  входящих в него территорий, поскольку  благодаря этому обеспечивается большая однородность общества и  политическая стабильность. Однако далеко не каждое федеральное правительство имеет возможность выделить на нужды регионального развития необходимые и часто весьма немалые финансовые и материально-технические ресурсы. Сказываются как экономические трудности и наличие крупных проблем государственного масштаба, так и влияние сильного политического лобби со стороны более развитых регионов, интересы которых могут пострадать в результате необходимого для подобного выравнивания перераспределения ресурсов.
      Актуальность данной темы заключается в следующем: создание наукоградов, научных парков, технопарков, инновационно-технологических центров позволяет выравнивать экономическое положение территорий, входящих в состав РФ.
      Цель  работы заключается в изучении научного потенциала России: наукоградов, научных парков, технопарков, технополисов и инновационно-технологических центров.
     Задачи  работы:
     1. Изучить сущность и виды наукоградов;
     2. Дать понятие «научный парк» и рассмотреть особенности их развития;
     3. Рассмотреть сущность российских ИТЦ.
 

       Глава 1. Наукограды России 

1.1 Понятие «наукоград»  и его виды
     Наукоград Российской Федерации  – это муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.
     Научно-производственный комплекс наукограда – это совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.
     Инфраструктура  наукограда – это совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения. [1]
     Наукограды  — это преимущественно моноориентированные  городские (а иногда и сельские по официальному статусу) поселения, градообразующими предприятиями которых являются научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием государства. В них сосредоточен мощный научно-технический потенциал по самым современным и перспективным направлениям современности. Появившиеся в течение 30—80-х годов города и поселки науки, привыкшие находиться в несколько привилегированном положении, в последнее десятилетие оказались в нелегкой ситуации, связанной с общим экономическим кризисом в стране.
     Большинство наукоградов — комплексные, в  них проводятся научные исследования и разработки по широкому спектру направлений. Тем не менее для каждого из них можно выделить одно—три основных направления специализации. Есть моноспециализированные города, которые ориентированы на исследования по одному направлению, и города полиориентированные, основная специализация которых затрагивает несколько направлений научно-технического прогресса.
     Можно выделить семь основных специализаций  наукоградов России:
     — авиаракетостроение и космические  исследования;
     — электроника и радиотехника;
     — автоматизация, машино- и приборостроение;
     — химия, химфизика и создание новых  материалов;
     — ядерный комплекс;
     — энергетика;
     — биология и биотехнология.
     Наиболее  распространены научно-исследовательские  организации, работающие в области  авиации и космоса, ядерных исследований, а также автоматизации и приборостроения. Количество центров, специализирующихся на электронике или биологических науках, исчисляется единицами.
     Каждый  наукоград имеет свое лицо, которое  отражает направления его специализации. Например, говоря о г. Сарове, мы подразумеваем ядерную физику, при упоминании электроники как направления развития города первым делом вспоминается г. Зеленоград.
     Совокупность  наукоградов, расположенных в одном  регионе, дает представление о специализации  региона в целом. Например, Урал, который всегда являлся крупным промышленным районом страны, можно охарактеризовать как регион, где проводятся исследования в первую очередь в области ядерной физики и сопутствующих ей направлениях научно-технического прогресса. Сибирь также связана с атомным проектом, хотя важную роль в ее научном развитии занимают Академгородки, где проводятся крупные исследования по всем отраслям науки и т.д.
     Московский  регион представляет собой крупнейший ареал сосредоточения научных и  научно-производственных комплексов. Здесь представлены наукограды всех выделенных направлений, многие из которых являются всемирно известными центрами науки: Дубна, Жуковский, Королев, Троицк и др. Их размещение по территории области имеет две основных закономерности. Основная часть наукоградов (около половины), градообразующей базой который служат крупные научно-производственные комплексы, расположена в непосредственной близости от столицы. Наукограды, в которых находятся «чисто» научные центры, занимающиеся фундаментальными теоретическими разработками, сосредоточены преимущественно в межрадиальных пространствах и во внешнем поясе региона.
     Перспективы развития наукоградов России связаны, во-первых, с сохранением их научных  и научно-производственных функций. Во-вторых, в целях «выживания» в условиях практически отсутствия финансирования научной деятельности, наукоградам необходима диверсификация их функциональных структур. Формирование новых форм научной деятельности желательно проводить в рамках имеющихся направлений специализации наукограда, тем самым, сохраняя сложившийся образ города науки. В последние годы в нашей стране активно проводятся попытки создания подобных структур научные парки на базе вузов, технополисы на базе научно-производственных комплексов малых и средних городов, а также образовательных учреждений на базе научных комплексов. Трудности в реализации подобных проектов связаны, в том числе, с разделением сфер влияния между органами местной власти и руководством предприятий научно-производственного комплекса, что тормозит внедрение новых организационных форм.
     Россия  все еще сохраняет значительный научный и научно-производственный потенциал, существенная часть которого сосредоточена в особых территориальных  образованиях – наукоградах. Необходимость их сохранения и развития не подлежит сомнению, т.к. наука для своего развития требует особой, благоприятной для интеллектуальной деятельности среды, которая в высокой степени обеспечивается в наукоградах.
 

1.2 История и предпосылки  образования наукоградов
     Строительство крупных научно-технических комплексов началось в советский период индустриализации (с середины 1930-х годов) и продолжалось до 1970-х годов. Комплексы создавались  для решения приоритетных задач  в сфере государственной безопасности в условиях конкуренции двух мировых цивилизаций, лидером одной из которых был СССР.
     К концу 1980-х годов в этих поселениях благодаря административно-финансовой и кадровой поддержке со стороны  центральных органов государственной  власти СССР был накоплен уникальный интеллектуальный и научно-производственный потенциал. Этот потенциал был способен обеспечить разработку технологий и сложных технических объектов на самом высоком мировом уровне и осуществлять их надежную эксплуатацию. В начале 1990-х годов за этими поселениями закрепилось название "наукоград", которое стало родовым понятием для всех специальных поселений, образовавшихся или преобразовавшихся вследствие строительства крупных научно-технических объектов.
     Что касается наукоградов, то в зависимости  от политики государства эти городские поселения могут иметь три основных сценария развития (с позитивным итогом в отношении преодоления кризисного состояния).
     Первый  сценарий - развитие в направлении многофункционального города с широким спектром занятости населения. Этот сценарий реализуется за счет объективных социально-экономических процессов. Он связан с утратой городом своей качественной определенности как наукограда. Наукоград трансформируется в обычный город. Именно по этому сценарию в настоящее время идет развитие большинства городов науки.
     Второй  сценарий - сохранение города в прежнем качестве (как наукограда) за счет сохранения прямой государственной поддержки (как в финансовом отношении, так и в отношении подготовки кадров). В этом случае объективные процессы диверсификации производственной сферы города замедляются, что и обеспечивает возможность искусственно (за счет государственного бюджета и специальных мер государственной поддержки) обеспечить сохранение наукограда в прежнем качестве. Представляется, что реализация этого сценария в современных условиях маловероятна.
     Третий  сценарий связан с переходом на режим устойчивого развития с сохранением качественной определенности города за счет внутренней реструктуризации его социальной инфраструктуры и производственной сферы. Под словами "качественная определенность" здесь понимается сохранение прежней структуры занятости населения - производство наукоемкой и высокотехнологичной (инновационной) продукции. Основное отличие настоящего сценария от предыдущего заключается в том, что только часть инновационной продукции, произведенной жителями наукограда, будет производиться по заказу государства, а другая часть будет реализовываться на свободном рынке.
     Этот  сценарий также предполагает государственную  поддержку, но вместе с тем он связан с разработкой и подключением внутренних механизмов развития, опирающихся на инициативу и предприимчивость жителей, в том числе в части создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции и продвижения ее на рынок. Часть прибыли от реализации должна идти на финансирование опережающих научных исследований. Следуя этому сценарию, город должен превратиться в научно-производственную корпорацию - своеобразный "холдинг", в котором производственные и социальные процессы составляют единое целое. За рубежом подобного рода поселения получили название "технополисы".
     Наукограды  образовались как казенные города, то есть их формирование стало следствием строительства крупных научно-технических  объектов, которые были призваны решать государственные задачи оборонного характера.
     Следовательно, существенное их отличие от других городов, возникших ранее, заключается  в том, что экономическая составляющая в системе факторов, обусловивших их образование, была несущественной. Комплексы не были экономическими объектами, способными приносить прибыль. Наукограды образованы за счет бюджетных средств, и при их строительстве не предполагалось, что они могут выйти на режим самоокупаемости (в экономическом смысле этого слова). Прямой экономической целесообразности в их появлении не было. Население городов, формировавшееся на первом этапе из выпускников престижных вузов, должно было обеспечить решение задач обороны и конкурентоспособности страны. Жители наукоградов должны были обеспечивать опережающее развитие фундаментальной и прикладной науки, вести разработку новых технологий, а также обеспечивать функционирование сложных технических объектов. Комплексы финансировались государством в том объеме, в каком было необходимо для их развития в интересах национальной безопасности. Благополучие жителей наукоградов целиком зависело от уровня административной и финансовой поддержки центра.
     Исторические  особенности образования и развития наукоградов предопределили и особенности  их кризисного состояния, из которых  как наиболее значимые необходимо отметить следующие.
     Сфера управления. Управление развитием наукоградов осуществлялось центральными органами государственной власти (профильным министерством). Роль местных органов власти была незначительна (в ряде случаев местных органов в традиционном понимании вообще не было) . В условиях действия Конституции России 1993 года управление развитием наукоградов передано населению, которое обязано осуществлять его на принципах самоуправления.
     К настоящему времени подавляющее  большинство наукоградов имеет конституционно-правовой статус муниципальных образований. Сфера занятости населения в наукоградах ориентирована на высококвалифицированные научные и инженерные кадры мирового уровня.
     Социальная  сфера (демография). Население наукоградов наряду с естественным приростом всегда имело значительный искусственный прирост, который поддерживался системой распределения выпускников университетов и престижных технических вузов. Дополнительный прирост населения давала миграция научно-технических кадров из крупных городов, в которых осуществлялась подготовка научных и инженерных кадров высокой квалификации. Эта миграция была обусловлена относительно высоким уровнем жизни в наукоградах.
     Социальная  сфера (занятость  населения). С приходом в трудоспособное состояние новых поколений жителей увеличивалась доля населения, не занятого в научном производстве. В условиях слабой развитости иных (не научно-технических) сфер занятости населения его естественный прирост и миграция способствовали росту напряженности на рынке труда. Поэтому еще до начала перестройки (середина 1980-х годов) многие жители наукоградов вынуждены были работать в поселениях, расположенных в пределах транспортной досягаемости наукограда. При этом часть населения ближайших поселений, тяготеющих к наукограду, по-прежнему продолжала работать в научно-техническом комплексе. Такое состояние системы занятости поддерживало значительную ежедневную встречную миграцию населения.
     В результате резкого сокращения государственного заказа начался процесс свертывания  научного производства и сокращения количества высококвалифицированных рабочих мест, что создало высокую напряженность на рынке труда в наукоградах. До конца 1980-х годов сохранялся определенный кадровый баланс: количество приезжающих в наукоград на работу и количество жителей наукоградов, работающих в других городах, приблизительно было равно. Причем выезжали из наукограда кадры низкой квалификации, а приезжали - высокой. К концу 1990-х годов кадровый состав ежедневной миграции изменился: во-первых, он стал практически односторонним (существенно снизился приезд в наукограды), во-вторых, из города выезжали в основном кадры высокой квалификации. В настоящее время нередки случаи, когда более половины трудоспособного населения наукограда вынуждено искать себе работу за пределами города и даже страны.
     Территориальная основа. Место для строительства научно-технического комплекса выбиралось государством. Для обеспечения повышенного уровня секретности комплексы строились на пустовавших землях вне административно-территориального деления. Управление строительством осуществлялось либо непосредственно из Москвы, либо из ближайшего административного центра. Именно этим объясняется тот факт, что значительная часть наукоградов образовалась в Подмосковье (более половины) и вблизи крупных региональных столиц (Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск и др.), которые представляют собой мегаполисы. Место для строительства, то есть расстояние от мегаполиса, выбиралось с таким расчетом, чтобы обеспечить оперативное управление из административного центра и возможность для высококвалифицированных кадров мегаполиса работать на комплексе. Последнее было особенно актуальным на начальном этапе становления комплекса.
     Таким образом, территориальную основу наукоградов  составляли земли, ранее входившие в состав какого-либо района (или нескольких районов), то есть город формировался вне существующих границ административно-территориального деления. Причем земли отводились, как правило, не городу, а комплексу. Получалось, что город формировался на территории комплекса, а не наоборот.
     Сфера экономики (ресурсы). Экономической основой наукоградов был государственный заказ. Основным производственным ресурсом был интеллектуальный ресурс, который также обеспечивался государством. В современных условиях очень сильно (в ряде случаев до нуля) сократился государственный заказ. С упразднением системы распределения выпускников дневных вузов практически прекратилась системная подготовка кадров для основной сферы занятости наукоградов.
     Таким образом, традиционная экономическая и ресурсная основа наукоградов, по сути, прекратила свое существование. Для работы в новых экономических условиях научно-технический комплекс наукоградов не был приспособлен, так как его основной продукцией были новые знания и технологии (как правило, засекреченные) либо опытные уникальные образцы новой техники, для которых не существовало рынка. Кроме того, для наукоградов характерно отсутствие иных (в том числе экономических) связей, кроме непосредственного взаимодействия с центральной властью. Поэтому традиционно у наукоградов отсутствовали местные и региональные кооперационные связи. Материально-техническое и даже продовольственное обеспечение наукоградов осуществлялось централизованно.
     Сфера национальной безопасности. Ранее (в условиях СССР) на население наукоградов возлагалась государственная задача обеспечения опережающего развития науки и высоких технологий в интересах повышения конкурентоспособности страны, ее обороноспособности и национальной безопасности. При этом государство брало на себя решение проблем социального развития наукоградов.
     Современная ситуация в корне поменялась: с  начала 1990-х годов на население  возложены задачи социального развития города, а предприятиям научно-технического комплекса предоставлено право  наравне со всеми другими предприятиями иных форм собственности работать в рыночных условиях. Очевидно, что рыночные механизмы, нацеленные на удовлетворение частного интереса, не могут обеспечить необходимый уровень развития фундаментальных научных знаний и финансирование разработок новой техники в целях обеспечения национальной безопасности.
     Вывод:  роль, которую играли наукограды в СССР, с них фактически снята. Другими словами, с наукоградов снята задача обеспечения национальной безопасности. Какой из этого следует основной вывод? Наукограды были созданы под решение государственных задач. Они с этой задачей в целом справились, обеспечив за короткие исторические сроки переход СССР в категорию индустриально развитых стран. Однако после снятия с наукоградов государственной задачи и отказа государства в их поддержке население наукоградов, по существу, оказалось перед необходимостью разработки новой стратегии развития поселения.
     Основные  этапы становления  государственной  политики сохранения и развития наукоградов:
     Первый  этап связан с процессом осознания проблемы и поиском подходов к ее решению. Этот этап характеризуется тем, что основным субъектом развития идеи выступило общественное движение - Союз развития наукоградов. Он начался в начале 1990-х годов и завершился подготовкой проекта концепции государственной политики сохранения и развития наукоградов. Конец этого этапа совпал с политическим кризисом и принятием в 1993 году новой Конституции России.
     Второй  этап связан с разработкой подходов к решению проблемы развития наукоградов в условиях действия новой Конституции России. Этот этап характеризуется проявлением внимания со стороны органов государственной власти к проблеме сохранения и развития наукоградов. В этот период были приняты основные законодательные и нормативные акты, положившие начало специфической сфере законодательства - законодательства о наукоградах. В частности был принят Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации". Названный документ заложил основы государственной политики сохранения и развития наукоградов и обеспечил правовые основания для присвоения ряду городов статуса "Наукоград Российской Федерации". Первым наукоградом Российской Федерации в соответствии с новым федеральным законом стал город Обнинск Калужской области. Произошло это 6 мая 2000 года.
     Третий  этап связан с реализацией государственной политики сохранения и развития наукоградов. В этот период в городах, претендующих на статус наукограда Российской Федерации, разворачивается подготовка программ их развития в качестве наукоградов. Одновременно идет экспериментальная отработка механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в первом наукограде Российской Федерации - Обнинске. К настоящему времени (к моменту подготовки настоящей статьи) статус наукограда Российской Федерации присвоен подмосковным городам Королеву и Дубне.
     Третий  этап продолжается, но в его недрах формируется следующий этап, связанный  с совершенствованием законодательства о наукоградах на основе опыта  развития первых наукоградов Российской Федерации
     Вывод: подводя итоги прошедшему периоду  развития идеи сохранения и развития наукоградов, следует отметить, что:
     * государство признало необходимость  формирования государственной политики  в отношении наукоградов и  приняло ряд соответствующих решений;
     * принятые государством решения  позволяют органам местного самоуправления  поселений, претендующих на статус  наукограда Российской Федерации,  разрабатывать и принимать программы  социально-экономического развития, направленные на сохранение интеллектуального и научно-производственного потенциала;
     * городские поселения, которым  присвоен статус наукограда Российской  Федерации, получили дополнительные  возможности для социального  развития.
     Таким образом, сделаны первые шаги по формированию государственной политики в отношении наукоградов. Очень важным положением этой политики является фактическое признание ключевой роли органов местного самоуправления в процессе управления развитием уникальных поселений.
 

1.3 Союз развития наукоградов России
     Союз  развития наукоградов России — общественная организация, созданная по инициативе администраций ряда городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала — наукоградов.
     Целью Союза является содействие объединению усилий органов местного самоуправления городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического   потенциала  -  наукоградов и академгородков, научных, образовательных,  производственных  и  иных организаций и предприятий, ученых и специалистов для обеспечения устойчивого  развития этих городов и поселений, формирования и реализации их роли как точек роста российской экономики на локальном,  региональном и федеральном  уровнях  на  базе науки,   образования и высоких технологий, содействие расширению цивилизованных интеграционных процессов России со странами ближнего  и дальнего зарубежья.
     Основные  задачи Союза:
    Содействие сохранению и развитию  интеллектуального  и научно-технического потенциала наукоградов и академгородков, эффективному использованию этого потенциала в интересах городов, регионов, России в целом.
    Содействие развитию нормативно-правовой базы  деятельности наукоградов,  а также функционирования науки,  наукоемких производств, образования в целом на основе опыта наукоградов.
    Содействие в создании,  экспертизе и продвижении  программ развития наукоградов на федеральном, межрегиональном, региональном и локальном уровнях.
    Организация выставок, конференций, совещаний, ориентированных на решение общих и частных проблем наукоградов, а также по вопросам, связанным с развитием и использованием их потенциала.
    Развитие международного сотрудничества наукоградов, в т.ч. по  вопросам  международной кооперации городов науки и высоких технологий.
    Содействие   развитию   инновационной  деятельности в наукоградах, привлечении инвестиций в наукограды, развитию  информационной  базы  наукоградов
    Содействие  в  решении  вопросов  развития  образования в наукоградах, включая подготовку и переподготовку кадров.  [4]
 

Глава 2. Российские научные  парки 

     2.1. Научные парки:  определение, характеристика
     Наряду  с понятием "научный парк" нередко встречаются термины "технологический парк", "исследовательский парк", "инновационный центр", "технополис". Хотя все они подразумевают создание вокруг1 какого-то ядра, например университета, определенной зоны с особой инфраструктурой, обеспечивающей необходимые условия для передачи новых технологий в промышленность, каждый из этих терминов несет свою специфическую нагрузку.
     Термин  "научный парк" употребляется как в широком, так и в узком смысле. В первом случае он относится к рассматриваемому явлению в целом. Во втором случае речь идет о специально выделяемых относительно больших территориях, на которых размещаются наукоемкие компании с производством, основанным на научно-технических разработках университета или любого другого местного исследовательского центра.
     В отличие от научных парков исследовательские парки не предусматривают возможности создания производственных мощностей, позволяющих наращивать производство за пределами технических прототипов.
     Инновационные центры ориентируются преимущественно на образование в регионе новых наукоемких предприятий. Что касается французского термина "технополис", то он объединяет научно-производственные центры различного типа и поэтому тяготеет к термину "научный парк" в широком смысле. [2]
     Общие черты научных  парков:
     Это, во-первых, наличие университета или другого высшего учебного заведения, выполняющего роль ядра научного парка. В его задачи входит генерация новых перспективных идей для коммерческого использования; подготовка специалистов, которые представляют интерес для промышленных фирм или способны начать собственное дело; проведение квалифицированных консультаций или НИОКР по заказам заинтересованных компаний.
     Во-вторых, наличие инкубатора малого бизнеса, позволяющего ученым, инженерам, начинающим предпринимателям, избегая на первых порах больших материальных затрат, апробировать новые идеи и получить квалифицированную помощь в оценке их перспективности.
     В-третьих, наличие венчурных фондов или иных источников для финансирования перспективных предпринимательских проектов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.