На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Диалектика

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение 

    Диалектика (от греч. - искусство вести беседу, спор) имеет различные смысловые оттенки. Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений.
    Платон  рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, «роды».
    В марксистской философии диалектика определялась как учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом через борьбу, противоположных начал.
    В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю.
    Различные  варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния.
    Однако  практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии – человека.
    В философии Канта диалектикой  называется логика видимости, которая  не приводит к истине. Когда общая  логика из канона превращается в органон  для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.
    По  Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные  свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность, метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий.
    Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.
    Открытые  Гегелем и мистифицированные  им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что «…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Диалектика  как всеобщий (универсальный) метод познания 

    Принципы  диалектики
    Принцип – это сложная концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух».  К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.
    Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем  принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение можетбыть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и  старого), направленность, цикличность.
    Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как  основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.
    Принцип тождества (единства)  диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики  объективной,  диалектики  природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным» существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем:
    - диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного;
    - логика изучает особенности развития в человеческом мышлении;
    - теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.
    Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное»  имеют несколько значений.
    Чаще  всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности,в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями.
    Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены.
    Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.
    Принцип единства логического  и  исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.
    Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития.
    Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория –
это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования общего («логического») в нашей жизни.
    Научный анализ избирает путь, противоположный  объективному развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновения этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта – это достижение полной выявленности его структуры, доступности, «прозрачности» его внутренних связей. Предмет как бы сам «показывает» себя, открывает нам-то общее, «логическое», что является законом его развития. Для своих прошлых состояний высшая стадия предмета становится своеобразной «целью».
    Логическое  помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее («логическое») начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории.
    Другой  нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического –  обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях - возможностях. Судить можно только о прошлом, когда  мы  уже  имеем  путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего  своего  предельного  смыслового  развития. Попытка предвидения будущего на основе наших  знаний еще не развившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления.  Такой  вывод никак не согласовался с пафосом обращенности материалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая  система «притягивала» диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью материального мира.
    Категории современной диалектики.
    Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности.
    Можно сказать, что философские категории  воспроизводят свойства и отношения  бытия в максимально общем  виде. Регулируя реальный процесс мышлений они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.
    В современной диалектике к базовым  категориям относят:
    Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.
    Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.
    Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.
    Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.
    Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.
    Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.
    Современная диалектическая философия – современная  актуализация философии в бытии, постижение в новой сфере познания. Современная диалектическая философия (после диалектической философии Гегеля) есть второй (и последний) этап развития диалектической философии в бытии (когда завершение приходит к бытию). Современная диалектическая философия - вневременное знание, объективна и имеет определенное предназначение, в отличие от бездуховных и безценностных наук. Современная диалектичная философия – современная профессиональная и целенаправленная актуализация диалектической философии, начатая Гегелем в связи с объективными предпосылками этого и её предназначениями.
    Основанием  современной диалектической философии  является воспроизведение, как область познания, которое базируется не на феноменологии духа, а на феноменологиях идеи (согласно Гегелю, «дух всегда есть идея», а обратное – неверно). Можно сказать, что современная диалектическая философия есть синтез, тезисом которого является диалектическая философия Гегеля, а антитезисом – воспроизведение.
    С другой стороны, можно сказать, что  современная диалектическая философия  является средним термином, существенным в двух крайних – Воспроизведение и Новейшая философия. Диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия, используя известное определение Гегеля относительно бытия и ничто, суть одно и то же, но они различны, ибо непрестанно соотносятся друг с другом, создавая новые знания в Новейшей философии (которая, поэтому, отлична от философии Гегеля). Современная диалектическая философия, включающая Воспроизведение, служит познанию Мира, исследованию феноменологий идеи, духа и общественного сознания и созданию областей познания и отраслей познания, а также истинных философских наук (реальных и диалектических) и осознанию гуманного развития общества.
    Отличительным признаком современной диалектической философии, как непосредственного  представления философии в бытии, является наличие внутреннего собственного движения (познания), обусловленного ее областью и, в первую очередь, диалектикой (собственно в силу действия последней  и имеется название «диалектическая  философия»). Иными словами, современная  диалектическая философия непосредственно  обладает внутренним движением (по определению  Гегеля, «движет себя вперед»), и, поэтому, используя выражение Гегеля, ее «познание  катится вперед от содержания к содержанию». И нет мистики в самостоятельном  движении и развитии современного диалектического  познания, более того, оно не спонтанно  и не  синтезируется, как науки, а само проявляется, выявляется, в частности, в результате развития диалектических методов познания (точнее – в силу диалектики – высшего разумного движения).
    Познание  в современной диалектической философии  осуществляется в квадрате познания с применением системы диалектического познания и системы методов диалектической философии.
    Современная диалектическая философия использует не только категории, достигнутые гегелевской философией, но и их обобщения, а также совершенно новые категории (напр., определение). Если в диалектической философии Гегеля используются начало, бытие, определенность, понятие, отрицание, снятие, опосредствование, триада, а также тождество «субъект-объект» и понятие единства различности и неразличности, то в современной диалектической философии не в меньшей мере применяются, соответственно, изначальность, миросоздание, значение, определение, негативизация, положенность, средний термин, квадрата, а также тождество «познающее - познаваемое» и определение отсутствия единства различенности и неразличенности. Более того, в современной диалектической философии дополнительно определены противоречие противоречия, воспроизведение, определение, субъективизация и категориальности.
    Особыми достижениями современной диалектической философии считаются определение  отсутствия единства различенности и неразличенности, значений, Изначальности и первополагаемых процессов миросоздания, в системе которого рассматривается все существование, положение теоретической философии и многое другое.
    Современная диалектическая философия служит основанием Новейшей философии, ее диалектическим ядром.
    Именно  на основе современной диалектической философии актуализированы новые  области познания специальные, например, такие как теофилософия (Новейшей философии) и эзотеология.
    Современная диалектическая философия есть основа нового (винтального) познания, отличного от современного рационалистического познания. На базе современной диалектической философии предлагается актуализировать познание нового образа.
    В определенном смысле современная диалектическая философия является познанием, альтернативным современному научному познанию, но не в антагонистическом смысле, а  в смысле предложения новых путей  и методологии познания, а также  гуманного (а не технологического, экономического) осознания общественного развития.
    Однако  главное то, что современная диалектическая философия (как диалектическая философия) есть защита против мракобесия, оккультизма, материализма и атеизма. Ибо  диалектическая философия – путь к Логике, к царству чистой мысли, по словам Гегеля, чье содержание есть изображение Бога, к пониманию Его Провидения, к Нему. Поэтому К. Маркс хотел перевернуть (гегелевскую) диалектику, но загнил советский диалектический материализм (что не случайно). На философию Гегеля всегда были нападки, и клевещут на нее материалистические науки, в лучшем случае, называют идеализмом. Но они отрицают себя, говоря, что развиваются, а диалектическая философия есть, в современном мире диалектика оказывается нужна тем, кто хочет хоть как-то защититься знаниями от окружающего усиливающегося зла. Окончательно главное теперь – спасение. И, в основном, к тем, которые так или иначе внемлют ему, обращена диалектическая философия. Такова ее современная суть.
    Монизм  (греч. Monos. – один, единственный) – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты основой, началом мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т.д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля.
    Плюрализм (лат. Pluralis – множественный) – концепция, противоположная монизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому начало. Точка зрения плюрализма лежала в основе монадологии Лейбница. Склонность к плюрализму выражает стремление современных идеалистов возвыситься над материалистическими и идеалистическими учениями.
    Единое  – центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все  мыслимое и предшествующее ему. Намеченное у Платона, развито Плотином.
    Аксиома (греч. – принятое положение) – исходное утверждение (предложение) какой либо научной теории, которая берется в качестве недоказуемого в данной теории и из которой выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода. Современное понимание аксиоматического метода требует от аксиомы выполнения лишь одного условия – быть исходными положениями. Для вывода с помощью принятых логических правил всех остальных предложений данной теории.
    Всеобщий  и необходимый характер математического  знания казался Декарту вытекающим из природы самого ума. Он отвел в  процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые  аксиомы. Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания и учения о врожденных идеях (идея Бога, духовной и телесной субстанции) оказали влияние  на последующий идеализм и стали  предметом критики со стороны  представителей материализма.
    Антиномия (греч. – противоречие в законе) – появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Разрешение антиномии означает введение новой, более полной формализации, лучше соответствующей отображаемому содержанию. Разработанные в настоящее время различные способы исключения антиномии позволяют глубже характеризовать диалектику познания и роль в нем логической формализации.
Законы  диалектики
    Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.
    На  основе закона возможно достоверное  предвидение течения процесса. Понятие  закона близко к понятию закономерности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию  или направленность в изменениях системы. Вместе с тем закон выражает одну из сторон сущности. Одни законы выражают функциональную взаимосвязь между  свойствами объекта (например – массы  и энергии), другие – взаимосвязь  между самими материальными объектами  в больших размерах системы (например законы гравитационных и электромагнитных взаимодействий) между самими системами либо между различными состояниями или стадиями в развитии системы.
    1.Частные, или специфические законы выражают связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами тел.
    2.Общие законы выражают связь между универсальными свойствами тел.
    3.Всеобщие законы выражают взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи.
    Все явления в мире подчиняются определенным законам, т.е. все детерминировано, обусловлено  объективными законами. В природе  законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе все  социальные законы реализуются благодаря  субъективному фактору сознательной целенаправленной деятельности людей.
    Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи  в процессах ее движения и развития. Возникновение любых объектов и  систем и изменение их свойств  во времени имеют свои основания  в предшествующих состояниях материи, эти состояния называют причинами, а вызываемые ими изменения –  следствиями. Сущность причинности  – порождение причиной следствия. Диалектический материализм отвергает «диалектическое толкование» причинности как субъективной «упорядочивающей» категории познания, либо как проявления «объективного духа», «идеи». Каузальность (лат – причинный, тоже, что и причинность.
    Связь – взаимообусловленность существования  явлений, разделенных в пространстве и во времени. Связь классифицируют по формам движения материи, по формам детерминизма, по их силе, по характеру, по направлению действия, по типу процессов, по содержанию.
    Статистическая  и динамическая закономерности –  формы проявления закономерной связи  между предшествующими и последующими состояниями систем.
    Динамическая  закономерность – форма причинной  связи, а также связи состояний, при которой данное состояние  системы однозначно определят все  ее последующие состояния, в силу чего знания начальных условий дает возможность точно предсказать  дальнейшее развитие системы. Динамическая закономерность действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов. Она определяет, например, характер движения планет в Солнечной системе.
    Статистическая  закономерность – форма причинной  связи, при которой данное состояние  определяет все ее последующие состояния  неоднозначно, а лишь с определенной степенью достоверности, являющейся объективной  мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.
    Законы  диалектики являются концентрированным содержанием развитой философской системы. Они отражают степень зрелости философии и возможность достоверного отражения ею действительности, как степень соответствия принятых постулатов и вытекающих из них следствий. Не в каждой современной философской системе имеются философские законы, в некоторых философских построениях ввиду отсутствия адекватной философской логики ограничиваются только принципами.
    Философские принципы строятся не менее чем из двух категорий и также являются частным случаем закона. Знание, заключённое в принципах и  отражаемое связью соответствующих  категорий, вычленяет в явлениях устойчивые определённые взаимосвязи  различных сторон действительности – любое явление имеет форму, содержание, свою сущность, качество, количество, и т.д., которые могут влиять друг на друга.
    В отличие от принципов, закон не только строится на базе нескольких категорий, но и подразумевает в своей  формулировке механизм своего осуществления, выражаемого в описании порядка  взаимодействия категорий друг с  другом. Это даёт возможность описать  механизм явления или процесса на универсальном языке философских  категорий. Согласно синкретике, принципы могут строиться из любого набора категорий в любом сочетании. В определённой степени это справедливо и для философских законов, естественным ограничением здесь можно считать соответствие законов практике.
    В древнем Китае конфуцианцы, занимающиеся проблемой государства и этикой, полагали, что судьба человека предопределяется небесами согласно закону «жэнь». Даосы в свою очередь размышляли о Дао – основном законе природы и естественном пути вещей, приходя к заключению, что развитие происходит через противоположность и по кругу, мало завися от каких-либо субъектов. В основе многочисленных натурфилософских концепций, начиная с 3 века до н.э., в дополнение к учению о 5 стихиях или первоосновах – воды, огня, металла, дерева и земли, полярных силах инь и ян, представлению о ци, как о первоматерии, – появилось представление о ли, как о законе, принципе, нормативном начале, разумной творческой силе, находящемся в противоречии с ци. По своей сущности указанные законы ближе к принципам, чем к философским законам в их современном понимании.  

    Основополагающие  законы диалектики:
    - Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
    - Закон отрицания-отрицания,
    - Закон единства и борьба противоположностей.
    Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории закона: «свойство», «качество», «мера», «скачок».
    Свойства  объекта проявляются в ходе его взаимодействия с другими объектами. Каждый материальный объект имеет много свойств, как существенных, таки и менее существенных, внутренних и внешних. Свойства не полностью раскрывают природу объекта, а только одну из его сторон, поэтому свойство можно определить как частичное выражение качества. Только категории качества и количества раскрывают природу объекта и его определенность.
    Качество есть совокупность свойств, указывающих не определенность объекта, при утрате существенных свойств данный объект превращается в другой, отличающийся от первого. Количество есть совокупность свойств, указывающих не размеры и величину объекта. Качество и количество неразрывно связаны друг с другом, предел, до которого это единство существует, образует меру.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.