На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ финансовой системы РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  Государственный  Университет Сервиса  и Экономики
Институт  Экономики и Управления Предприятиями Сферы  Сервиса 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по предмету: экономический анализ
Тема: «Анализ  финансовой системы РФ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнил студент 3 курса
Кафедры Финансы и Кредит
Дневного  отделения,очной формы
Группы 0604.2(724)
Жукова  Анна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010
Введение
1 Понятие финансовой  системы страны. Ее  состав и структура
1.1 Понятие финансовой  системы
1.2 Современная структура финансовой системы
2 Анализ и характеристика  элементов финансовой  системы РФ
2.1Финансы субъектов  хозяйствования и их составляющи
2.2 Налоговая  политика РФ: налоговая реформа,  основные направления развития
3 Развитие финансовой  системы России: задачи  и пути решения проблем
3.1 Задачи в  области стабилизации финансовой  системы России в настоящий  момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны.
     В условиях перехода на рыночные отношения  роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, принимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства.
     Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
     -   недостаточные темпы развития  экономики;
     -  диспропорции развития экономической  системы;
     - отставание в адаптации к изменениям  на внешних товарных и финансовых  рынках;
     -  излишнюю социальную напряженность,  отрицательно влияющую на воспроизводственный  процесс;
    низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
     Финансовая  система сегодня является предметом  дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
     Финансовая  система представляет собой сгруппированные  по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как  таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
     Именно  поэтому, сегодня как никогда  важно иметь представление о  финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.
     Актуальность  данной работы определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.
     Целью представленной работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
     Реализация  поставленной цели предопределяет решение  следующих задач:
     - рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
         - проанализировать современную  структуру финансовой системы  РФ и ее состояние;
     - выявить проблемы и перспективы  развития финансовой системы  РФ.
     Объектом  данной работы является финансовая система  РФ. Предметом работы является финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением. 
 

     1 Понятие финансовой  системы страны. Ее состав и структура
1.1 Понятие финансовой  системы
     Финансы являются неотъемлемым элементом общественного  производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот  производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.
     Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в  отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти  сферы и звенья тесно связаны  между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.
     Таким образом, финансовая система – это  совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства (точнее было бы сказать - национальной экономике), мы, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования.
        По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж.Боденом, который в 1755 г. Издал работу «Шесть книг о республике».
     Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. Достаточно емко дана в работе С.Витте. Он пишет: «…с конца XVII века… под словом «финансы»… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства... Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства».
     Иными словами, изначально понятие «финансы»  рассматривалось только в связи  с формированием и использованием денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила отдельное название – «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы.
     Характерными  признаками публичных финансов являются:
        денежный характер отношений;
        безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;
        принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением;
        отношение перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в денежной форме
     Развитие  крупномасштабного товарного производства повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса. Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают движения денежных средств, обособленные от движения товаров (различные формы кредита, распределение и перераспределение стоимости совокупного общественного продукта между различными субъектами, что и является собственно сферой финансовых отношений).
     Сферой  финансовых отношений также является система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения (к примеру, население участвует в формировании централизованных денежных фондов посредством уплаты налогов).
     Отличительным признаком финансовых отношений  является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.
        фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления – централизованные фонды;
        денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов – децентрализованные;
        специальные фонды денежных средств, создаваемые из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов (накоплений амортизационных начислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды и т.п.).
     Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.
     Основным  материальным источником денежных доходов  населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход.
     Совокупность  денежных средств, находящихся в  распоряжении населения, хозяйствующих  субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой  финансовые ресурсы.
     Источниками финансовых ресурсов выступают:
        на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам;
        на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;
        на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
     Так как главной характеристикой  финансовых отношений является их распределительный  характер, то и главной функцией финансов является распределительная функция.
     Финансовый  метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный, местный. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.
     В целом распределительная функция  финансов позволяет:
        создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
        осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
        создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами
     Наряду  с распределительной к главным  функциям финансов относится и  контрольная функция. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса.
     Основу  контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет  возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.
     Существует  необходимость координации в  реализации двух указанных функций, так как если контрольная функция не осуществляется на практике, то и невозможно судить об эффективности распределительной функции.
     Распределительная функция осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми  нормами. Следовательно, можно говорить о третьей функции финансов – регулирующей.
     Регулирующая  функция финансов проявляется не только на уровне государства и хозяйствующих  субъектов, но и в организации  собственно финансовых отношений в  иерархии ее построения. 
 
 
 
 

1.2 Современная структура  финансовой системы
     Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные  потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:
     а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
     б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
     Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку. Сначала рассмотрим общегосударственные финансы. Основой общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование. Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер. А теперь рассмотрим децентрализованные финансы. Финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.
     Рисунок №1. Финансовая система
     
Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные  акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.
     Общегосударственные финансы органически связаны  с другими звеньями финансовой системы. Финансы предприятий связаны также с кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.
     Для решения своих финансово-экономических  проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих субъектов (предприятий, страховых компаний, банков и т.д.).Это может осуществляться разными методами: для того чтобы увеличить свои собственные финансовые ресурсы, прибегают к акционированию, для осуществления займов выпускают облигации, векселя и.т.д.
     Бюджет  в условиях развития рыночной экономики  играет ведущую роль в создании экономических  условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов  государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.
     - Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются государственные  внебюджетные фонды. Это фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.
    Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство в лице его исполнительных органов. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.
     Звеном  финансовой системы являются фонды  страхования, которые обеспечивают возмещение возможных убытков при  наступлении страховых случаев.
     Страхование, с одной стороны, является самостоятельной сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:
     - бюджетами всех уровней бюджетной  системы;
     - финансами предприятий;
     - организациями кредитно-банковской системы.
     Страхование имеет своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, человека от случайных опасностей через  систему страховой защиты.
     От  состояния финансов коммерческих предприятий  зависит обеспеченность общегосударственных  денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, предприятия используют бюджетные ресурсы, иногда государственный кредит, банковский кредит, фонды страхования.
     В условиях рыночных отношений предприятия  осуществляют свою комерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются финансовыми результатами своей деятельности, формирут производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и финансовые ресурсы других звенье финансовой системы.  Финансы некоммерческих организаций принимают косвенное участие в воспроизводственных процессах, так как цель функционирования этих организаций не связана напрямую с получением прибыли. Функционирование некоммерческих организаций направлено на предоставление общественно значимых социальных услуг, потребление которых сопровождается высоким внешним эффектом для общества и каждого конкретного его члена. Например, образование является мощным источником знаний, обеспечивающих культурно-образовательное развитие.
     Из  представленной структуры финансовой системы очевидно, что это понятие  весьма и весьма обширное и всеохватывающее в экономической сфере и не только. В связи с тем, что понятие финансовой системы дефинируется учеными-экономистами неоднозначно, это определяет наличие нескольких вариантов структуры финансовой системы в трудах разных экономистов. 
 
 

     2 Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ
      Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие
     Финансы субъектов хозяйствования занимают определяющее положение в структуре  финансовой системы страны, т.к. именно на уровне предприятий формируется  преобладающая масса финансовых ресурсов государства.
     Финансы хозяйствующих субъектов – это  денежные отношения, связанные с  формированием денежных доходов, поступлений  и накоплений у экономических  субъектов и их использованием на финансирование затрат по расширенному воспроизводству или предоставлению услуг, на материальное стимулирование работающих, выполнение обязательств перед государством, физическими и юридическими лицами.
     Рассмотрим  подробнее отдельные фонды социального  назначения.
     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Страховые взносы – преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются: работодатели российские и иностранные юридические лица; крестьянские (фермерские) хозяйства; общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой; работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход. В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах независимо от финансирования. Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков. В данной таблице можно заметить, что наибольший страховой взнос уплачивают работодатели (28%),  предприниматели (20,6%), предприятия выплачивающие авторские гонорары (26%) и граждане, использующие труд наемных работников (28%).
     Таблица №1. Страховые взносы по категориям налогоплательщиков
Категория населения Страховой взнос
Работодатели (предприятия, учреждения, организации) 28%
Предприниматели, занимающиеся частной практикой 20,6%
Предприятия, учреждения, организации, выплачивающие авторские гонорары 26%
Граждане, использующие труд наемных работников 28%
Все работающие граждане 1%
 
     Так как к настоящему моменту уже  обозначены цели и задачи бюджетной стратегии РФ на 2008 – 2010 г., можно привести информацию о размерах отчислений в ПФР в среднесрочном периоде:
     Таблица №2. Расходы Федерального бюджета  на выплату пенсий
Направление расходов 2006 2007 2008 2009 2010
  (бюджет), млрд. руб (бюджет), млрд. руб. Прирост к 2006 г., % (проект), млрд. руб. Прирост к 2007 г., % (проект), млрд. руб. (проект), млрд. руб.
Межбюджетные  трансферты из Федерального бюджета  в бюджет ПФР
На  выплату базовой части трудовой пенсии 487,9 559,8 14,7 707,7 26,4 876,6 1033,0
Пенсии  по государственному пенсионному обеспечению, дополнительное материальное обеспечение, доплаты к пенсиям, пособия и компенсации 99,2 100,1 0,9 122,4 22,3 151,5     168,3
Покрытие  дефицита бюджета ПФР 75,2 88,2 17,9 184,6 109,3 149,1     251,6
Выплаты пенсий из Федерального бюджета
Пенсии  военнослужащим и членам их семей 127,8 146,6 14,7 173,3 18,2 211,8 245,5
     Рисунок №2. Отношение среднего размера трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера в среднесрочной перспективе.
     

     Ожидается, что средний размер трудовой пенсии за 3 года возрастет в 1,7 раза (рисунок №2), а начиная с 2009 года размер социальной пенсии будет превышать прожиточный минимум пенсионера.
     Рассмотрев  таблицу расходов Федерального бюджета  на выплату пенсий в 2006 – 2010 г. можно  сделать вывод, что средний прирост  выплаты пенсий за 2006 – 2010 г. (базовая часть трудовой пенсии, пенсия по государственному пенсионному обеспечению, пенсия военнослужащим) равен 15 – 17 %, но при учете скрытой инфляции ( в 2007 – 2008 г. она равна 11,8-12,3%) получается, что средний прирост повышается всего на 5 – 6%. Это говорит о неэффективности социальной политики, так как инфляция убирает все прибавки к пенсии. Решением данной проблемы может быть либо снижение инфляции, либо увеличение расходов на выплату пенсий.
     Фонд  социального страхования образуется за счет: страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; доходов от инвестирования части временно свободных у него средств; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям. Работающие в этот фонд ничего не платят.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.