На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные формы и методы государственного регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Сущность и теории государственного регулирования………………6
   1.1 Сущностные свойства государственного регулирования……………..6

   1.2. Государственное регулирование экономики в России……………….13

   1.3. Теории государственного регулирования…………………………… .17
Глава 2. Основные формы и методы государственного регулирования……..21
   2.1 Методы государственного регулирования……………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список  литературы………………………………………………………………30
Рецензия…………………………………………………………………………..31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
      Во  всех экономических системах, без  исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование  осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной  системе, но экономическая роль государства  все-таки велика.
Государственное регулирование экономики -- это система  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.
   Как известно, возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
   Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта.     Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.
   Наиболее развитыми механизмами государственного регулирования экономики считаются механизмы регулирования в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям Второй мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции. Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.
   Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
   Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
    Как известно, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два различных аспекта. Во-первых, это необходимое для самого рынка, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется при формировании в государстве свода правил и ограничений рыночной деятельности, и контроле за их соблюдением. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Во-вторых, государственное влияние на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли и дохода, с помощью действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для нужд государства определённым образом распределяя их, правительство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
    Макроэкономическая теория объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих проявлениях:
1. Несовершенство  конкуренции, выражающееся в том,  что на некоторых отраслевых  рынках могут возникать (и возникают)  монополии, которые, если этому не противодей-ствует государство, наносят ущерб благосостоянию общества.
2. Существование  многочисленных товаров, необходимых  обществу, которые либо не предлагаются  рынком, либо, если и предлагаются, то в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры и др.
3. Наличие  внешних эффектов, типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
4. Неполнота  рынков, типичным примером которых является рынок медицинских и пенсионных страховых услуг.
5. Несовершенство  информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который не может быть произведен без активного участия государства в более или менее достаточном количестве.
6. Безработица,  инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.
7. Неравномерное  перераспределение доходов, которое,  если государство не принимает  мер, ставит под угрозу общественную  стабильность.
8. Существование  товаров и услуг обязательного  плана (например, начальное образование), потреблять которые индивидов может заставить только государство, а никак не рынок.
   Из указанных выше, а также других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но еще и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.
   Государственное регулирование экономики -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.
   В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.
Далее рассмотрим государственное регулирование  экономики более подробно. 

 


Глава 1.Сущность и теории государственного регулирования.
1.1Сущностные  свойства государственного  регулирования
   Вопрос о роли государства в регулировании экономических отношений носит весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считают необходимым жестокое государственное регулирование всех отношений в сфере экономики, другие же – отбрасывают необходимость такого регулирования вообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулирования государством экономических отношений, так и полного невмешательства его в сферу экономики.
   Мировой опыт экономической практики доказывает, что нет, и не может быть эффективной социально ориентированной рыночной экономики, основывающейся на современных научно-технических достижениях, без активной регулирующей роли государства. Реальная рыночная экономика никогда, даже на первых этапах ее становления не обходилась без вмешательства государства. Менялись лишь задачи, формы, инструментарии такого вмешательства и его масштабы.
     Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.
     Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
    В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.
    К основным объектам ГРЭ относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
   Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.
   Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.
    Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Объекты государственного регулирования экономики  различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов  решений. Это следующие иерархические  уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства  в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой - вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.
    Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.
    К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).         Границы вмешательства государства в экономику определяются пржде всего правильной организацией денежного обращения .Не менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять практически все потребности, которые выражаются в денежной форме, то есть, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: оборона государства, государственное управление, система энергетики, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, контроль экологии и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
    Последствия внешних эффектов также могут быть устранены только посредством государства. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неэффективное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
    Перечисленные выше функции, которые выполняет государство по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, образуют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Следовательно, нерегулируемого рынка вообще не может быть, поскольку в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже самый совершенный свободный рынок.
     Если рассмотреть реальный конкурентный рынок более подробно, обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику.                                                                                                                              Регулирование внешнеэкономических связей предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и т.д                                                                                                                                                                                         Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов
Основные  инструменты государственного регулирования:
    Фискальная политика
Важный  инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать  деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий  экономику.;
    Денежная политика
Денежно-кредитная  политика состоит в воздействии  государства на денежное обращение  и объем денежной массы. Государство  через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую  денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму  резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать  облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем  самым оказывать воздействие  на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.;
    Политика регулирования доходов
Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание»  цен и зарплаты).;
    Государственное регулирование ценообразования ;
Государственные мероприятия по регулированию цен  бывают трех типов: законодательного, административного и судебного. Принятые парламентами законы создают  правовую основу отношений между  хозяйственными субъектами, а также  между ними и государством в сфере  ценообразования. Комплекс этих законов  представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен  осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.
    Внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики. Отдельным  самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства - это:
    Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке
    Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

1.2.Государственное регулирование экономики в России.

   Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи повышение уровня жизни населения:
1. обеспечение национальной безопасности
2. обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.
   Для выполнения первой стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.
Вторая стратегическая задача предполагает сохранение государственной целостности сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уровня обороноспособности.
    Обеспечение относительной самодостаточности российской экономики предполагает создание самостоятельной экономической системы рыночного типа, способной развиваться с опорой на внутренние ресурсы и развитый внутренний рынок этих ресурсов. Особо важным является постепенное снижение зависимости развития страны от внешней конъюнктуры, а также обеспечение развитости отраслей и бизнес-структур в необходимых для удовлетворения внутренних потребностей страны размерах.
Тесная  взаимосвязь экономического роста  должна проявляться прежде всего  в том, что рост экономики должен сопровождаться ростом уровня жизни, укреплением  безопасности страны и упрочнением  ее позиций на мировой арене. В  этом случае экономический рост приобретает  особую практическую значимость для  всего общества. И в таком случае он может выступить определяющим элементом консолидирующей национальной идеи.
   Для реализации долгосрочного экономического роста России необходимо основное внимание уделить развитию факторов производства: человеческому, природному, финансовому. Важно стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка и расширять возможность ее реализации на внешнем рынке. Основным способом расширения спроса на внутреннем рынке является, помимо повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке необходима активизация протекционистской политики государства.
   Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами на поставку сырья должно быть связано с определением доли поставок высокотехнологичной продукции.
  Обеспечить экономический рост можно только при условии повышения уровня производства товаров и услуг, роста производительности и труда, внедрения в производство и управление новых технологий. Нельзя решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации наемных работников.
    Государство, как общественный институт в рыночной системе хозяйствования, должно взять на себя определяющую роль в обеспечении экономического роста. Оно должно вырабатывать только эффективную долгосрочную стратегию такого роста, но и обеспечить реализацию конкретных, тактических задач. Главнейшими направлениями деятельности государства являются:
1. Достижение  сплоченности общества вокруг  национальной идеи экономического  роста;
2. Стимулирование  прироста населения;
3. Развитие  предпринимательства и на этой  основе увеличение роста занятости  и снижение уровня безработицы;
4. Стимулирование  обновления производства, развития  производственной инфраструктуры.
Государственные институты просто обязаны повысить качественную составляющую законодательной  базы для ведения бизнеса, убрать нецивилизованные методы сотрудничества с предпринимательством, снизить  уровень административного капитала.
Проблема  экономического роста, равно как  и проблема экономического развития страны, весьма противоречива. Но при  этом важно, чтобы рост и положительная  динамика развития были устойчивыми. Это  предпочтительнее, чем процесс спада  и деградации. Также важно, чтобы  каждый гражданин России ощутил на себе положительное воздействие  экономического роста страны. 
 
 
 
 
 
 
 

 


1.3.Теории государственного регулирования

   Как известно, отношение к вмешательству государства в экономику на разных этапах становления экономики было различным. Я привожу несколько ключевых теорий такого вмешательства.

  Меркантилисты. История государственного регулирования восходит к концу средневековья, когда основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. Именно поэтому они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

    По оценке многих экономистов,  система меркантилистов «была  системой практической политики, системой, которая в основном  отвечала на вопрос, каким должно  быть народное хозяйство и  как должна вести себя в  отношении его государственная  власть». Данная оценка вполне  увязывается с озвученными М.  Блаугом мировоззренческими принципами  меркантилистов, как-то:
1) золото и сокровища  любого рода как  выражение сути  богатства;
2) регулирование внешней  торговли с целью  обеспечения притока  в страну золота  и серебра;
3) поддержка промышленности  путем импорта  дешевого сырья;
4) протекционистские  тарифы на импортируемые  промышленные товары;
5) поощрение экспорта, особенно готовой  продукции;
6) рост населения  для поддержания  низкого уровня  заработной платы.
 Классическая  теория.
   Основоположником классической теории стал Адам Смит с работой "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство.
   В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, словом, делать то, что индивид либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Кейнсианская  теория.В 30-е года прошлого века, после  глубочайшего спада экономики США, Джон Мейнард Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды  классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как, по сути, он рассматривает  экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику  по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики  из кризиса. Кейнс считал, что государство  должно воздействовать на рынок в  целях увеличения спроса, так как  причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
  Он предлагал несколько инструментов.
Это гибкая кредитно-денежная политика, стабильная бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет  перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег  в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать нвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики, Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными  чертами кейнсианской модели регулирования  являются:
· доля национального дохода высока и перераспределяется через госбюджет;
· создается  обширная зона государственного предпринимательства  на основе образования государственных  и смешанных предприятий;
· широко используются бюджетно-финансовые и  кредитно-финансовые регуляторы для  стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста  и высокого уровня занятости.
Данная  модель позволила ослабить циклические  колебания в экономике в течение  более чем двух послевоенных десятилетий. Однако, в последствии проявилось ее несовершенство. Примерно с начала 70-х гг. 20-го века стало проявляться  несоответствие между возможностями  государственного регулирования и  объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального  дохода создавали возможность перераспределения  без ущерба накоплению капитала.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.