Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Представления студенческой молодежи о браке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Содержание
    Введение…………………………………………………………………………... 3
    Возраст вступления в брак……………………………………………………….. 3
    Национальность будущего супруга……………………………………………....7
    Соотношение уровня образования ……………………………………………… 8
    Соотношение  желательного заработка супругов……………………………….9
    Необходимые условия, предшествующие браку……………………………….10
    Отношения к материальной помощи своих родителей………………………..12
    Репродуктивные установки……………………………………………………...13
    Установки на единобрачие………………………………………………………13
    Заключение………………………………………………………………………..14
    Список используемой литературы………………………………………………15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение
Социокультурная  и  экономическая  трансформация,  происходящая в России начиная с 1990–х годов, отразилась и на формировании семьи.
В 80-е годы ХХ века происходил «бум» разводов, в 90-е  – рост внебрачной рождаемости и  добрачных зачатий детей, снижение брачности. Так, если в 1980 г. было заключено 10.6  браков на тыс. населения, в 1990 г. ? 8.9, в 1994 г. – 7.4, то в 2004 г. ? 6.8217
Что будет происходить  с институтом брака в  начале XXI века? Ответ на этот вопрос в значительной мере  определяется  планами  сегодняшней  молодежи  и,  в  частности,  студентов как более передовой  ее составляющей.  В 2002  году  в  секторе  социологии  семьи  и  гендерных  отношений было проведено  предварительное исследование представлений  студентов о браке в г. Москва и г. Чебоксары.
Впоследствии  в 2004–2005 гг. оно продолжалось. В конечном итоге выборка (после отбракованных  анкет)  составила 500  студентов. Из  них  девушек – 263, юношей – 237, Москва  ? 240  человек,  Чебоксары – 260.  В  выборке  представлены студенты всех курсов как гуманитарных, так и технических ВУЗов. Для  сбора информации использовались анкеты,  составленные отдельно для юношей и девушек. Почти все вопросы имели открытый или полуоткрытый вид, что важно при изучении молодежи – носителей инновационных  представлений.  В  работе будут  изложены  окончательные данные опроса, а также результаты фокус-группы со студентами в 2005 г
    Возраст вступления в брак
 Итак,  первый блок  вопросов  исследования  касался  намерений  студентов  в  отношении юридического  брака,  возраста  вступления  в  брак, необходимых для этого условий.  Выяснилось, что большинство студентов  собираются вступать в брак («В перспективе собираюсь вступить в брак» – 87% юношей и 82% девушек). В отличие от советского времени, когда  студенческие  браки  были  широко  распространены,  только 1% юношей и 4% девушек уже состоят в браке.  Вопреки ожиданиям незначительное число студентов – 3% юношей и 8%  девушек  живут  вместе,  т.е.  сожительствуют («Живем  вместе,  но наши отношения не оформлены юридически»). При обсуждении вопроса «пробного  брака»  участники «фокус–группы»  были  единодушны  в  высказываниях:  «своего жилья  у  нас  нет,  снимать  дорого,  надо  копить на свою квартиру, встречаемся в квартире его бабушки», «жить с родителями  мы  с  моей  девушкой  не  хотим,  поэтому  каждый  живет  у своих  родителей,  а  встречаемся,  когда  есть  возможность». 
То  есть возможности  студентов редко позволяют им «сожительствовать» и вести совместное хозяйство. При этом многие участницы  и участники  группы говорили о  том, что хотели бы независимо от наличия  или отсутствия партнера проживать  отдельно от родителей. Причины указывались  разные: «Не выношу постоянного контроля», «У нас разные мнения даже в том, что купить из еды», «Не люблю  каждый день убираться», «Хочу сам  тратить свои деньги, как мне нравится», «Мне не разрешают поздно сидеть за компьютером» и т.д.
В перспективе  незначительное число студентов, вопреки  своеобразной «моде», планирует не оформлять отношения юридически ? только 8% юношей и 4 % девушек. Причем 38% юношей и 36% девушек хотят оформить только юридический брак, а 47% и 51% соответственно, кроме того, планируют венчаться в церкви. Те из участников  группы,  которым хотелось бы венчаться объясняют, например, этот так: «Я хотя и неверующий, но мне нравится этот обряд», «Думаю, что венчание ? это какая-то клятва друг другу в верности», «Люди, которые венчались, возможно, берут на себя больше ответственности, а я хочу, чтобы мой брак был крепким, не такой как у моих родителей».                         
Таблица 1
Распределение вступающих в брак по возрастным группам
(в % от  всех вступивших в брак в  РФ ) 

    Годы До 18 лет 18-24  года 25-34  года
    муж. жен. муж. жен. муж. жен.
    1980 0,3 2 62 68 25 19
    1990 1,0 5 52 59 30 21
    1994 0,8 6 54 59 27 19
    1999 0,4 4 47 58 33 22
    2004 0,2 2 38 53 39 28
 
Рассчитано по: Демографический ежегодник России. 2005: Стат.сб./Росстат. ? М., 2005. ? С. 158.
Данные  таблицы 1 свидетельствуют, что возраст вступления в брак в целом по России постепенно увеличивается (поэтому, нуждается в пересмотре и понятие «молодая семья»). К сожалению, официальная статистика  дает  разбивку  возраста  вступления  в  брак  без  учета  первых  и последующих браков и по укрупненным возрастным группам. Хотя, можно  видеть,  что  в  младшей  возрастной  группе (18?24  года)  доля  вступающих  в  брак  уменьшается, причем  более  интенсивно  среди мужчин, чем среди женщин. Можно предположить, что велико число браков, в которых  женихи  старше  невест.  Очень  мало  сверхранних браков,  как у мужчин,  так  и  у  женщин.  И  неясно,  чем  были  вызваны  общественные дискуссии о возможности законодательного снижения возраста вступления в брак до 14 лет. 
Таблица 2
Предпочтительный  возраст вступления в брак
(в % от студентов, планирующих вступать в брак)
 
«Я  бы хотел(а) жениться (выйти замуж) в возрасте…» Девушки N=237
Юноши N=213
18-20 9 2
21-24  58 21
25-29 31 60
30 и старше  2 12
Пока  не знаю  0 5
 
В  исследовании  студентам  задавался  открытый  вопрос  о предпочтительном возрасте вступления в брак, затем ответы были сгруппированы (см.  табл.2). Оказалось,  что девушки, в большинстве своем,  хотели бы вступить в брак в возрасте от 21 до 24 лет (58%), в то время как подавляющее большинство юношей ? от 25 до 29 лет (60%). Таким образом, планы студентов в какой-то мере согласуются с данными статистики. Однако студенты – юноши, в отличие от основной массы  населения, планируют вступать в брак позже, что, вероятно,  связано  с их профессиональными планами, а также желанием приобрести отдельное жилье, куда они и  хотят пригласить будущую  супругу. Один из  участников фокус-группы  сформулировал этот  так:  «Годам  к тридцати,  я,  надеюсь, буду  состоятельным  женихом,  сделаю карьеру,  буду  зарабатывать. Куда спешить?». Еще одна причина, которая была упомянута молодыми людьми: «Я еще не нагулялся! Вот  годам  к 28  уже буду думать о семье». Как было установлено ранее, среди не учащихся в вузах мужчин распространен мотив брака «пришел из армии ? пора жениться». Такой сценарий поведения распространен, вероятно, и поныне, что влияет на  общероссийскую  статистику. Что же  касается  студенток,  то  учеба  в Вузе не связана, вероятно, с отсрочкой брака. «Я хочу пораньше выйти замуж и родить ребенка, может быть даже двоих, а потом уж совершенствоваться в своей профессии» ? так сформулировала достаточно распространенный сценарий одна из участниц фокус-группы. Несколько девушек высказали мнение, что работодатели более охотно принимают на работу женщин с ребенком, полагая, что им не придется уже уходить в декретный отпуск по беременности и уходу за ребенком.  

Таблица 3
Предпочтения  возраста будущего супруга (в %)
«Я  бы хотел(а), чтобы будущей(му) супруге(у) было…»  Девушки N=237
Юноши N=213
той же возрастной группы 44 39
смежной старшей возрастной группы 51 2
более старшей возрастной группы 5 -
смежной младшей возрастной группы  - 40
более младшей возрастной группы - 19
 
Для  выяснения  того,  как  студенты представляют  будущее соотношение  возрастов  при  вступлении  в  брак,  задавался открытый  вопрос, затем  ответы  были  сгруппированы (см. табл.3).  Результаты  подтверждают общую российскую закономерность (см. табл.1). Юноши предпочитают в качестве невесты либо девушку младше себя, либо значительно  младше.  В  среднем  такие  ожидания  отчасти совпадают и с ожиданиями девушек,  которые  хотят жениха постарше, но, обычно, лишь незначительно старше. Никто из девушек не указал возраст жениха младше  своего. Это  связано  часто  с  установкой  на  то,  что мужчина старше нее  будет  более  надежен,  более  обеспечен,  чем  ее  ровесник. Вот  высказывание одной из  участниц фокус-группы: «Я бы  хотела выйти  замуж за человека, который будет старше меня хотя бы лет на 5-7. С ним  мне  будет  спокойнее –  он,  скорее  всего,  уже  будет  серьезный, взрослый, изменять ему уже не захочется в таком возрасте. В конце концов, с ним всегда будет о чем поговорить!». Что же касается мужчин, то они, вероятно, хотят невесту по моложе, скорее всего, из соображений  престижа,  что  в  свою  очередь,  диктуется  гендерными  стереотипами. Немаловажный фактор также ? большая потенциальная  уступчивость  в  отношениях  младшего  старшему.  Вот как это сформулировал участник фокус-группы, с которым согласились многие юноши. «Я не хочу,  чтобы  жена  мной  командовала,  как моя мать  отцом.  Хочу  быть хозяином  и,  чтобы  она меня  слушалась». Юноши  также  говорили,  что устали  от  давления  своих  мам,  и  хотели  бы  веселую, «управляемую» жену».  

    Национальность  будущего супруга
Таблица 4
Предпочтения  национальности будущего супруга (в %)
«Заключили  бы Вы брак с человеком другой национальности?» Девушки N=237
Юноши N=213
Нет, никогда  14 12
Да, для  меня не важна национальность 67 81
Затрудняюсь ответить    9 3
Другое 10 4
В современную  эпоху глобализации такие характеристики будущего супруга  уже  не  имеют  прежнего  значения  при  выборе  супруга.  Число межнациональных,  межконфессиональных  и  международных  браков увеличивается, по крайней мере, в западных странах. В США, например, растет число браков между представителями различных расс. В Европе  заключаются  браки  не  только  между  представителями  стран  Европейского союза, но и с мигрантами, в частности, из стран Африки.  В России также растет число браков с иностранцами, выходцами из дальнего и ближнего  зарубежья. Статистики мне не  удалось найти, но, очевидно, что многие такие браки являются фиктивными с целью получения российского гражданства. Что же касается Москвы, то в 2002 году.
Управлением ЗАГС были предоставлены данные о числе браков, в которых москвичкой была только невеста, и, наоборот, москвичом был только  жених.  Таких  браков  оказалось  поровну 72%  и 72 %. То  есть,  не смотря  на  бытующие  стереотипы,  в  столице  достаточно  много  браков между москвичами и иногородними.  Как видно из табл.4, большинство студентов не имеют предубеждений против супруга другой национальности. Правда, девушки чаще, чем юноши выбирали ответ «другое». Здесь они отметили тот факт, что они бы «вышли за человека другой национальности, но только в том случае, если бы они оба принадлежали к одной религии».  Один из участников фокус–группы  так сформулировал свое  мнение:  «Я  не  знаю – как получится, так и получится. Я еще не задумывался об этом. Вот мой брат  говорил,  что  женится только  на  русской,  а  полгода  назад  женился на грузинке и очень ее любит. Не хочу загадывать – все может в жизни произойти».
 К религиозной  принадлежности будущего супруга большинство студентов проявило толерантность, причем, как и в отношении национальности, юноши оказались менее категоричны, нежели девушки.  С чем это связано?  Одна  из  девушек,  участница  фокус-группы,  сказала следующее:  «Нет,  за  мусульманина  я  не  выйду никогда,  в гареме  жить  не мечтаю, они в любом случае хотят иметь жену своей веры». Вероятно, у юношей таких опасений нет. Среди ответов, опрошенные студентки (10%)  указывали  условие,  что  им  не  придется  менять  свою религиозную принадлежность на религию будущего мужа.   Другой блок вопросов, связанных с  гетерогенностью брака, касался образования и  заработка  супругов. Так,  студентам был  задан  вопрос о том,  как  они  представляют желательное  соотношение уровней образования супругов.
    Соотношение уровня образования
Таблица 6
Представления о желательном соотношении уровня
образования супругов (в %) 

«Насколько  важно в браке, чтобы у супругов был одинаковый уровень  образования?» Девушки N=237
Юноши N=213
Важно, чтобы был одинаковый  48 50
У мужа должен быть выше  25 26
У жены должен быть выше 4 4
Не  важно 23 30
 
Респонденты  разделились  на  три  группы,  причем  вне  зависимости от пола: большинство и девушек, и юношей считают, что уровень образования должен быть одинаковый (48% и 50% соответственно). Очевидно,  они  ориентированы  на  партнерские  отношения,  когда  оба  супруга равны  в  своих  ролях  и  возможностях. Многие  участники фокус-группы также  говорили, что супругам с одинаковым образованием проще «найти общий язык», «они не будут конкурировать друг с другом», «у них будут одинаковые представления о жизни». Вторая  группа респондентов считает, что уровень образования должен быть выше у мужа ? 25% девушек  и 26% юношей. Эта  группа  скорее  иллюстрирует  патриархатный  тип восприятия  семейных  ролей,  где мужчина «на голову  выше» женщины. Третья группа полагает, что не так уж и важно, у кого из супругов уровень образования выше (23% и 20% соответственно). Вот мнение одной из  участниц: «Главное,  чтобы  человек был  хороший, интересный  и  добрый…  и  деньги  зарабатывал». «В  наше  время женщина может быть образованнее мужчины, может зарабатывать больше… ну  и  что? Какая  разница,  у  кого  больше  дипломов?  Главное –  чтобы она была хорошим человеком, женой и матерью» (мнение юноши).  
    Соотношение  желательного заработка супругов
 
Таблица 7
Представления о желательном
соотношении заработков супругов (в %)
 
«Согласились  бы Вы, чтобы Ваш(а) супруг(а) зарабатывал(а) больше, чем Вы?» Девушки N=237
Юноши N=213
Да 64 52
Нет 2 36
Непринципиально 27 12
Другое 7 -
 
Студентов  также  спрашивали,  готовы ли они к тому,  чтобы их  супруг/супруга зарабатывали больше. Как видно из таблицы 7, большинство девушек  не  возражают  против  того,  чтобы  их  супруги  зарабатывали больше, треть считает, что это не важно. Половина юношей также придерживаются эгалитарных  взглядов.  «Пусть  работает,  я  не  против! Пусть  зарабатывает  больше!  В  современном  мире  женщины  часто много зарабатывают, и что??? Я готов», – так сформулировал свою позицию участник группы. Те юноши, которые против более высокого заработка жены, объясняют свою позицию следующим образом: «Не могу позволить,  чтобы  быть  ниже  и  хуже  по  материальному достатку, чем жена. Мужик это мужик, женщина, даже в наш век эмансипации, как была женщиной, так и должна ей оставаться!».  С  чем  студенты  связывают  вступление  в  брак?  Понятно,  что  не только возраст играет роль в готовности вступить в брак. Как свидетельствуют данные таблицы 8, до вступления в брак девушки и юноши считают необходимым многого достичь. Из предложенных вариантов, чаще всего  отмечались:  иметь  свое  жилье,  завершить  образование  и  найти работу, где будут хорошо платить (ранг выбранных ответов одинаков как для полов, так и для регионов). В графе другое девушки писали – «быть независимой и в состоянии обеспечить саму себя», «завершить образование  за  рубежом», «определиться,  что мне  нужно  в  жизни», «попутешествовать по миру».                                                                     
 

    Необходимые условия, предшествующие браку
 
 
Таблица 8
Представления студентов о необходимых условиях,
предшествующих  браку, в отношении себя (в %)
                  
«До вступления в брак я бы хотел(а)…» Девушки N=237
Юноши N=213
Завершить образование 76 72
Получить  профессию 31 24
Найти хорошую работу по профессии 36 32
Найти работу, где будут хорошо платить 54 58
Иметь свое жилье 62 71
Отслужить в армии 0 7
Другое 9 7
 
Обсуждение данного  сюжета на фокус–группе показало, что в принципе  существуют  две  отчетливые  позиции.  Первой,  более «консервативной» придерживается  меньшая часть участников. Они считают необходимым получить высшее образование и найти работу по специальности. Юноши, помимо этого, иногда предполагают прохождение службы в армии. Т.е. они ориентированы на достижение того, что считалось показателем  взрослости  и  самостоятельности  в  советское  время.  «Я  хочу работать по специальности, чтобы работа доставляла мне радость. Жить только ради денег  скучно, надеюсь, что моя будущая жена будет  меня  понимать».  Вторая  же  позиция  более «современная».  Ее придерживаются те, кто считает, что для вступления в брак, помимо образования, необходимо иметь хорошо оплачиваемую работу, причем не обязательно по профессии, а также свое жилье. «Какая разница, где работать. Главное, чтобы платили. Какой же брак в наше время без денег? Да убежит она от меня сразу. Да и детей сейчас вырастить не просто». Службе в армии не придается значения вовсе.   
 
 
 
 
 
 

Таблица 9
Представления студентов о необходимых условиях,
предшествующих браку, в отношении будущего супруга (и) (в %)
 
«До вступления в брак я бы хотел(а), чтобы моя (мой) будущая(ий) супруг(а) успел(а)…» Девушки N=237
Юноши N=213
Завершить образование 58 79
Получить  профессию 28 31
Найти хорошую работу по профессии 22 50
Найти работу, где будут хорошо платить 74 29
Иметь свое жилье 63 26
Отслужить в армии 22 -
Другое 4 14
 
Что  касается  ожиданий  от  будущего супруга/супруги,  то  девушки чаще  всего  отмечали:  найти  работу,  где  будут  хорошо  платить,  иметь свое жилье и завершение образования. Для юношей наиболее важным является наличие  у будущей  супруги образования,  хорошей работы  по профессии и профессии как таковой.  В  графе «другое» девушки также указывали: «созрел для семейной жизни», «был морально готов к созданию  семьи», «был  независимым  от  родителей».  Пятая  часть  девушек придает службе в армии важное значение (см. табл. 9). При обсуждении этого вопроса на фокус-группе, девушки говорили о том, что, наверное, после  службы в армии юноши становятся более дисциплинированными, к ним лучше относятся работодатели. Правда, сами юноши спорили, утверждая,  что  армия  это  «зря  потраченное  время,  которое  можно  использовать на то, чтобы заработать деньги». 
                                 
 
 
 

                                                             
    Отношения к материальной помощи своих родителей
 
Таблица 10
Отношение студентов к материальной помощи своих
родителей  (в %) 

«Если бы Вы вступили в  брак, могли бы вы принять финансовую помощь  от своих родителей?»
Девушки N=237
Юноши N=213
Да 38 42
Нет 40 46
Другое 22 12
 
Еще один немаловажный аспект жизни молодой семьи заключается в  том,  какую роль в ней будет играть родительская семья. В советское время молодые супруги во многом зависели от родителей и в плане жилья (получить квартиру можно было только по очереди, а ждать приходилось не менее десяти лет), и в отношении помощи в уходе за детьми, и в материальном отношении (взрослые родители имели более высокий социальный  статус  и  зарплату)
В  современной  России  ситуация  изменилась ? молодежь имеет больше шансов трудоустройства на высокооплачиваемую работу в сравнении со своими родителями, респонденты, вне зависимости от пола, разделились на две основные группы – те, кто хочет и те, кто не намерен принимать материальную помощь от своих родителей (родителей супруга). Удивительно, что довольно много юношей готовы принять и  материальную  помощь  родителей  будущей  супруги,  что  несколько противоречит  стремлению  к  главенству  и  желанию  иметь  молодую  по возрасту  жену.  В  альтернативе «другое»  респонденты  отмечали,  что «готовы принять материальную помощь от родителей только на начальном этапе своей семейной жизни», «зависит от обстоятельств», «готовы принять материальную помощь от родителей, но только в долг», «в  государственные  кредиты не верю, лучше  займу  у родителей». 
 В ходе  групповой дискуссии большинство  молодых людей и девушек говорили, что поскольку семью следует  создавать тогда, когда есть стабильная  материальная  база,  то  обращение  к  родителям  за  деньгами есть проявление пассивности и инфантильности. Выяснилось также, что многие будут рады принять от родителей любого рода нематериальную помощь, в первую очередь, помощь по уходу за ребенком. А вот одно из нетипичных суждений. «Родители не должны влезать в дела молодых, но  должны  помогать  советом,  ну  и  материально  иногда...  в  смысле давать в долг, а не покупать все за молодёжь. Быть совершенно независимыми ? это глупо, все проходили через то, что предстоит молодой семье, так зачем повторять ошибки?».                                                           

    Репродуктивные установки
Каковы репродуктивные установки студентов? На вопрос «Сколько детей Вы бы хотели иметь?» только 10% девушек и юношей хотели бы иметь одного ребенка, около двух  третей ? двоих и 17% ? даже  троих детей. Одна  из  участниц фокус–группы,  например,  так  объяснила  свое желание  иметь  двоих  детей:  «Помимо  радости родителям,  ребенок должен с кем-то общаться. Когда есть братья/сестры, не так сложно  идти  по  жизни...когда  родители  умрут,  тоже есть  к кому  обратиться…».   А  вот мнение юноши:  «Я  хочу,  чтобы  у меня  был  сын  и дочка. Каждому родителю  должно  достаться  по одному ребенку». То есть,  можно  предположить,  что  при  наличии  социальных  и  экономических условий, в стране вполне можно было бы ожидать увеличения рождаемости среди социального слоя специалистов с высшим образованием. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.