На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нравственное воспитание в многодетной семье

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
       ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
       САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУР  И ИСКУССТВ 
 

       Кафедра педагогики 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА
        

       Тема: Нравственное воспитание в многодетной семье

 
 
 
                                                       Выполнила:
                   студентка 2-го курса
                    психолого-педагогического 
                                                         факультета
                   группы ___________
                   Пустовит Любовь Владимировна 

                                                     Проверил:
       ________________________
       ________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Санкт-Петербург
2007 г. 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………................3 

Глава 1. Нравственное воспитание и многодетная
семья…………………………………………………………………6 

1.1.   Многодетная семья как основа нравственного воспитания в дореволюционной России…………………………………………………….6 

1.2.   Психолого-педагогические основы проблемы нравственного  воспитания в многодетной семье………………………………………….....9 
 
 

Глава 2. Специфика нравственного воспитания в
многодетной семье в современных условиях…………………….12 

2.1.    Потенциальные возможности воспитания нравственных
качеств у детей из многодетных семей……………………………………...12 

      Проблемы  многодетной семьи, влияющие на нравственное
воспитание детей……………………………………………………………...15 
 

Заключение.......................................................................................................18 

Библиография..................................................................................................20 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Проблема  нравственного воспитания в многодетной семье остается актуальной на сегодняшний день, так как многодетная семья является опорой государственной политики в области семейного воспитания.
      Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший институт общества, который меняется под влиянием различных процессов. В семье все связано общностью быта, эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.
      В зависимости от того, в какой семье  воспитывается ребенок, строятся его  отношение к окружающим людям, к себе, формируются взгляды. И здесь состав семьи играет немаловажную роль. Мы считаем, что единственный ребенок  в семье и ребенок из многодетной семьи получают совершенно разное воспитание. И в первую очередь это касается воспитания нравственных качеств ребенка. В данной работе мы предпримем попытку раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько многодетная семья влияет на нравственное воспитание.
        Раскрытие проблемы нравственного воспитания имеет широкое распространение в философской и педагогической литературе. Мы находим раскрытие вопросов, связанных с нравственным воспитанием у Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гебарта, а также у отечественных  педагогов - В.Г.Белинского, А.И.Герцена, К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафта, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, А.Н.Островского. Их сочинения обогатили педагогическую литературу ценными теориями нравственного воспитания.
      И.Г.Песталоцци писал: «В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Отчий дом - ты школа нравов» (17, с.314) и с его мнением нельзя не согласиться.
        П.Ф.Лесгафт был уверен, что семье следует с уважением относиться к личности ребенка и действия родителей должны быть строго продуманными (18,с.86)
Вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения в многодетной семье рассматриваются современными исследователями (Захарова, Т.С.Зубкова, А.и Б.Никитины, Ф.С.Махов и др.)
       Существует  как положительное влияние многодетной  семьи на специфику воспитания, так  и отрицательное. Положительное  влияние заключается в воспитании разумных потребностей, у детей нет привилегированного положения, нет почвы для эгоизма. Воспитываются такие нравственные качества как человечность и уважение к людям. Дети легче преодолевают семейные конфликты. Отрицательное воздействие заключается в том, что родители утрачивают чувство справедливости и по -разному относятся к детям. Поэтому у них возникает или неуверенность в себе, или повышенная агрессивность. Процесс воспитания затрудняется также материальными проблемами.
       Многие  авторы сходятся во мнении, что многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому уделяется мало внимания. Естественно, это не может не сказаться на его воспитание.
       Объектом  нашего исследования является воспитание в многодетных семьях.
          Предмет – воспитание нравственных качеств у детей в многодетной семье.
        Цель нашей работы состоит в исследовании роли многодетной семьи в процессе нравственного воспитания.
      Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
        рассмотреть психолого-педагогические основы проблемы нравственного воспитания детей в многодетных семьях;
        определить потенциальные возможности воспитания в нравственных качеств в многодетных семьях;
        исследовать возможности воспитания и влияние многодетной семьи на формирование нравственных качеств.
    Структура курсовой работы определена целью и  задачами исследования.
    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   Глава 1. Нравственное воспитание и многодетная семья 

    1.1. Многодетная семья как основа нравственного воспитания в дореволюционной России 

      В настоящее время отмечается устойчивое снижения доли многодетных семей  в населении России. Имеется негативное и даже отрицательное отношения общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений.
      Общеизвестно, что именно многодетные семьи составляли большинство населения России с древних времен, а также после принятия Русью христианства.
      Многодетные семьи были достаточно распространены во всех слоях общества. Это обуславливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не были распространены аборты (5, с. 20). В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.
      Православной  моралью регулировался не только состав семьи, но и воспитание в ней, в том числе и нравственное воспитание. То, какие отношения преобладали между родителями, оказывало свое влияние на процесс воспитания нравственных качеств.
      В соответствии с христианской концепцией, мужчина в семье оставался  главной фигурой, наделенной властью.
      В российском религиозном мировоззрении  корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами – женским и мужским – на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми.
      Термин  семья в ее современной трактовке  Домострой не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого
        находятся отношениях господства  – подчинения, но являются необходимыми  для нормальной жизни домашнего организма (25, с.105).
      Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе  и нравственности, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием  и знать всю домашнюю работу с  тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовым строительством», муж и жена принимают совместно (25, с.106). Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.
      Роль  жены и матери в Домострое  оценивалось высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями (26, с.16). Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»(26, с.18)
      Любовь  к детям в Домострое рассматривается  как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о нравственном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.
      В традиционной русской семье с  рождением ребенка к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с  близкими родственниками всегда, в конечном счете, несло духовно-психологическую нагрузку. Любые нюансы по отношению родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются детьми. Притворство, сочувствие или равнодушие, щедрость или скупость, доброжелательность или холодность – все откладывается в памяти различными эмоциональными оттенками, влияя соответствующим образом на формирование личности ребенка.
      Семейные  отношения в русской традиции вытекали из принципа соборности одного из главных признаков жизни православных христиан.
      Семья являет собой сложный социокультурный  организм, прошедший в своем развитии стадии от «низшего» группового брака, с нерегулируемыми половыми отношениями, до моногамии, создавшей то, что мы теперь называем ячейкой общества. С развитием общественных отношений внутрисемейный уклад приобретал разнообразные формы.  В зависимости от культуры, религии наблюдались и различные внутрисемейные отношения. Семья несла на себе ответственность за выполнение определенных функций связанных как с удовлетворением личных потребностей каждого члена семьи, так и потребностей общества. Самая главная роль семьи – это воспитание полноценной духовно-нравственной личности, способной к творчеству и созиданию. И на протяжении веков именно к этому стремилось большинство семей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Психолого-педагогические основы проблемы нравственного воспитания в многодетной семье 

      В педагогике вопросы, связанные с  нравственным воспитанием, являются значимыми, актуальными и привлекают внимание исследователей до настоящего времени.
      В зарубежной педагогической литературе одним из первых нравственном воспитании говорил Ян Амос Коменский. Основными  «кардинальными» добродетелями  он считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Кроме этих главных добродетелей, Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, трудолюбие. Одним из средств нравственного воспитания Я.А.Коменский считал пример родителей; таким образом, признавалось, что семья играет немаловажную роль в нравственном воспитании.
      Жан – Жак Руссо в романе – трактате «Эмиль, или о воспитании», напротив, убежден, что нравственное воспитание может быть дано только в обществе (18, с. 160).
      И.Г.Песталоцци полагал, что главная задача воспитания – сформировать гармонически развитого человека. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. «Отчий дом – ты школа нравов»,  - говорил Песталоцци (18, с. 186).
      Система нравственного воспитания И.Ф.Гербарта отличается крайним интеллектуализмом, но главное место в его системе отводится деятельности учителя, а семья занимает второстепенное значение по внедрению в сознание ребенка моральных понятий.
      В отечественной литературе мы встречаем  много взглядов на проблему роли семьи в нравственном воспитании.
      А.Н.Радищев  основной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего  высокими нравственными качествами. Он считал, что это возможно при  отсутствии слепого подчинения детей  воли родителей. Отношение родителей к детям должно быть основано на взаимном уважении, любви и разумной требовательности.
      А.И.Герцен также решительно был против подавления детской воли. «Разумное признание своеволия есть высшее и нравственное признания человеческого достоинства», - писал он. Необходимым условием нравственного воспитания Герцен считал здоровую семейную обстановку, «талант терпеливой любви» у родителей, уважения к ребенку (6, с. 187).
      П.Ф.Лесгафтом  была написана значимая работа «Семейное  воспитание ребенка и его значение». Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей должны быть строго подуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю, и умение преодолевать трудности.
      Много нового и оригинального внес в  проблемы семейного воспитания А.С.Макаренко. В работе «Книга для родителей» он затронул вопрос о структуре семьи и ее роли в воспитании.
      В процессе воспитания нравственных качеств  в семье он считал главным –  условие наличия полной семьи, где  отец и мать живут дружно между  собой и с детьми, где есть взаимное уважение. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основание которого является жизнь и забота родителей, их поведение; требовал, чтобы родители четко и разумно руководили своими детьми. «Каждая семья ведет свое хозяйство, участник семейного хозяйства» (13, с.218). С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей жизни. Именно здесь, в семейных условиях, у детей воспитываются такие нравственные качества как честность, заботливость, бережливость, ответственность. По словам А.С.Макаренко, «большая семья, переживающая борьбу и всякие лишения и неприятности, все-таки очень хороша…В такой большой семье, где 12-13-14 ребят…дети вырастают хорошие, потому что и дружба есть, и коллектив есть» (13, с.355).
      В.А.Сухомлинский, говоря о воспитании нравственных чувств, подчеркивал, что без уважения к  личности ребенка, без искренней, мудрой любви к детям и в семье, и в школе, не может быть разумного и эффективного воспитания.
      Официальным документом, который регулирует образование и воспитание в нашей стране, является «Закон об образовании» статья 2 «Принципы государственной политики в области образования». В этой статье указывается, какие нравственные качества должны воспитываться у детей. «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека любви к окружающей природе, Родине, семье» (7, с.2).
      Обобщая подходы к воспитанию нравственных качеств у детей в семейных условиях, можно сделать вывод, что нравственное воспитание будет успешным, если отношения с ребенком в семье построены на уважении и на положительном примере родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Специфика нравственного воспитания в многодетной семье в современных условиях 

2.1.    Потенциальные возможности  воспитания нравственных
      качеств у детей из многодетных  семей 

      Прежде  чем говорить о нравственном воспитании, нам хотелось бы объяснить, что включает в себя понятие «нравственность» и «нравственное воспитание».
      Нравственность  – реальные взаимоотношения между  людьми, соответствующие нормам морали. Нравственное воспитание включает в себя воспитание гуманности, человеколюбие, чувства собственного достоинства, чувства коллективизма, патриотизма и трудолюбия.
      Воспитательный  потенциал многодетной семьи  имеет свои положительные и отрицательные  характеристики, а процесс социализации детей – свои трудности, проблемы.
      С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка – способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.
      Однако  процесс воспитания в многодетной  семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других – повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненных ситуации. Для старших детей многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.
      С другой стороны в развитии ребенка  из многодетной  семьи есть свои преимущества: старшие зачастую перенимают на себя функцию родителей, что при  нормально развитых отношениях подготавливает их к будущему материнству и отцовству, воспитывая в них такие качества как: ответственность, гуманность, великодушие, решительность и в тоже время твердость, силу воли. Зачастую младшим детям старшие сестры и братья становятся идеалом, коим должны быть родители, но не могут в зависимости от постоянной занятости. Если же ситуация обратна и старшие родственники не могут быть идеалом, младшие члены могут воспринимать их как некий стимул к развитию, для того чтобы достигнуть более высоких высот в жизни.
      Однако  если семья благополучная, то в ней существуют крепкие семейные отношения, четкая внутренняя структура, достаточно прочная защита, традиционно уважительное отношение к старшим.
      Как и в обычных семьях, в многодетных  семьях на процесс нравственного  воспитания оказывает стиль взаимоотношений между родителями и детьми. В связи с этим возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимализировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание нравственных качеств. Здесь большую роль играет стиль общения родителей с детьми.
      При авторитарном стиле желание родителей  – закон для ребенка. Такие  родители подавляют своих детей. Дети при этом замыкаются, нарушается их общение с окружающими, и процесс  воспитания нравственности затруднен.
      Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Поэтому без особых усилий ребенок приобретает необходимые нравственные качества: уважение мнения другого, человечность, чувство собственного достоинства. Формирование взрослости, которое у детей из многодетных семей происходит раньше, при демократическом стиле воспитания идет без особых переживаний и конфликтов.
      При попустительском стиле (гипоопека) родители почти не обращают внимание на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. К сожалению, такие многодетные семьи существуют в нашем обществе, причем чаще всего это неблагополучные семьи. Дети из подобных семей не получают нравственного воспитания, у них нет ценностей.
      Ситуация  осложняется, если родители равнодушные  и жестокие люди. Дети тогда редко  относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, нравственные качества у них не сформированы.
      Гиперопека  редко встречается в многодетных  семьях, но родителям следует знать, что чрезмерная забота о детях приводит к формированию у ребенка таких нравственных качеств как эгоизм, несамостоятельность в себе.
      Таким образом, многодетная семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора в нравственном воспитании. Если родители создают благоприятный климат для общения в семье, дети без особых проблем усваивают нравственные нормы поведения. 

2.2. Проблемы многодетной семьи, влияющие на нравственное воспитание детей. 

      В нашей работе мы поставили цель исследовать значимость многодетной семьи в процессе нравственного воспитания.
      С этой целью мы провели анализ научной  литературы по теории и методике воспитания и социальной педагогике и выявили  ряд типичных для всех многодетных  семей проблем, разрешение которых повлечет за собой активизацию процесса нравственного воспитания детей из этих семей.
      В результате анализа нами были выявлены следующие проблемы:
      1) Психолого-педагогические;
      В традиционной многодетной семье  дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, таких как чуткость, человечность, уважение к старшим.
      Но  в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.
      Проблемы  распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи – отец; домашние дела – на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность к себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.
      Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у  сверстников) развивает чувство  зависти, требование невозможного.
      Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.
      Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда – частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в  домашние дела и часто бросают  школу.
      Школу не посещают не только подростки 15-17 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7-14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения.
      В таких семьях сложный психологический  климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.
      Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей  безнадежностью детей. Дети большую  часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации, как  взрослых членах семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.
      Многодетные семьи испытывают дискомфорт в общении с окружающими. Родители – с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях. Дети испытывают негативное отношение со стороны сверстников Многодетные семьи предпочитают создать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.