На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Научно-техническая продукция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Тема: Научно-техническая продукция

Содержание:
Введение………………………………………………………….…..2
Основная  часть:
    Рынок инновационной продукции…………………….….…..3
    Научно-техническая продукция и ее состав………….,.……11
    Источники правового регулирования инновационной деятельности………………………………………….……….18
    Зарубежный опыт инновационной политики……………….21
Заключение…………………………………………………….…….30
Литература…………………………………………………….……..31 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение
  В качестве научно-технической продукции  выступают сами результаты научных  исследований и опытно-конструкторских  разработок (НИОКР). Поэтому ее отличают, как правило, высокая степень  новизны и адекватный уровень  наукоемкости. Перечень научно-технической  продукции достаточно широк и  разнообразен. К ней относятся  теоретические и прикладные знания, полученные в процессе исследований, научно-техническая документация, подготовленная в результате разработки новой техники  или технологии, опытные образцы  новых орудий труда и материалов. В состав научно-технической продукции  включают также научно-технические  услуги и консультации. В развитых странах инновационный бизнес к 80-ым годам был признан одним из важнейших компонентов инновационного механизма и объектом инвестирования, от которого зависит процветания экономики в долгосрочной перспективе.
  В России вплоть до последнего времени  инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных  учреждениях, управляемых посредством  волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.
  Спрос на научно-техническую продукцию (НТП) в мире постоянно растет, поскольку она непосредственно связана, с одной стороны, с совершенствованием и развитием действующих производств с целью повышения их технического уровня и экономической эффективности, а с другой стороны - с обновлением выпускаемой продукции, с постановкой на производство новых высококонкурентных изделий. И хотя разработка и создание научно-технической продукции осуществляются чаще всего в рамках договоров, заключаемых между производственными предприятиями (фирмами) и научными организациями, а также в рамках государственных заказов, тем не менее значительный объем научно-технической продукции попадает на внешний рынок.

Актуальность, социально-экономическая значимость и недостаточная степень научной разработанности ряда аспектов рассматриваемой проблемы определили выбор темы, цели и задач моей курсовой работы.

Цель  исследования заключается во всестороннем изучении механизма HТП, выявлении присущих данному явлению противоречий и тенденций развития НТП.

Поставленная  цель предполагает выполнение следующих задач:

    дать понятие  и рассмотреть сущность НТП и  инноваций;
    определить  особенности и значение НТП и  развития инноваций;
    определить  источники регулирования правовой деятельности;
    выявить проблемы, касающиеся развития НТП на современном этапе;
    изучить зарубежный опыт инновационной политики;
    определить  методы регулирования НТП государством и инновационным сектором.
 
 
 
 
 
 
 
 
   1.Рынок  инновационной продукции
      Одной из причин низкого уровня  состояния инновационной сферы  является неразвитость рынка интеллектуальных и инновационных продуктов. Формирование рыночных отношений в этой сфере осложняется трудностями, связанными, с одной стороны, со спецификой научно-технической продукции, как товара и, с другой стороны, слабостью отношений, определяющих инновационный характер общественного развития.
    Научно-техническая  продукция воплощает собой логичный результат
интеллектуальной  деятельности. Научно-техническая продукция  признается
товаром, если она выступает средством  углубления, расширения и получения
новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на его основе.
    При этом рынок научно-технической продукции представляет собой
форму экономических отношений между  владельцами интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.
     Субъекты инновационного рынка - государство, предприятия,
учреждения, фонды, физические лица (ученые, специалисты).
     Объекты рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:
    в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов и образцов, технологических линий и т.д.);
    в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно- конструкторских, технологических работ в виде аналитического отчета,обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);
    в виде знаний, опыта, консультирования в виде консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.
   Общепринятым  в мировой практике является обобщение всего спектра
экономических отношений по поводу купли-продажи  результатов научной,
инновационной деятельности и оказания услуг в  этой сфере в понятии
“технологический  обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего экологических).
    Технология  (обобщающее понятие объекта инновационного рынка) становится товаром лишь при определенных условиях и на определенной стадии продвижения идеи.
    Технологическое предложение, не обладающее достаточным  потенциалом трансфера и коммерциализуемости, отсеиваются в процессе внутренней и внешней экспертизы.
    Рынок инноваций характеризуется рядом  отличительных особенностей:
1) он традиционно  является новым для входящей  на рынок фирмы: в силу новизны разработанного товара приходится иметь дело с незнакомыми потребителями;
2) он является  малоэластичным, вследствие ограниченного  влияния ценовой
политики на объем сбыта;
3) он характеризуется  ограниченным количеством покупателей  и продавцов.
Спрос на инновационную продукцию может  исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании. Во многих случаях создание не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной  и технологической неопределенности.
     Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации
относительно  характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.
     Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у
производителя уверенности в том, сможет ли продукция  удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей.
В настоящее  время все высокотехнологичные  фирмы развитых стран вырабатывают и тщательно соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые даже приобретают характер технологической стратегии. Можно выделить две ориентации, которых может придерживаться фирма - производитель:
а) ориентация на продукт, основанная на технологическом  предложении;
б) технико-рыночная ориентация, основанная на изучении рыночного  спроса.
     Продуктовая ориентация имела широкое распространение в тот период,
когда позиции потребителя по отношению  к производителю были достаточно слабы, и он вынужден был принимать продукцию в том виде и такого качества, какими для себя представлял их производитель.
    Распространенным  недостатком подобной ориентации является неадекватная оценка  потребностей сферы потребления и собственного производства со стороны фирмы.
    Она, как правило, не обладает (и не стремится  обладать) достаточной
информацией о потребителях, их предпочтениях, а  также о наиболее острых
проблемах собственного производства.
    Такая оценка характерна, как правило, для  идей, разработок и продуктов, инициируемых и осваиваемых самими авторами инноваций, будь то отдельные ученые или исследовательские группы. Авторы обычно переоценивают практическую полезность имеющегося у них исследовательского результата, исходят их заведомо оптимистического взгляда на значимость своих исследований они, будучи учеными, получают не столько от сферы потребления, сколько от процесса саморазвития науки и научных знаний.
    Смещение  на макроуровне в 50-х годах нашего века баланса сил в сторону потребителя обусловило усиление внимания к его требованиям.
В рамках технико-рыночной ориентации процесс нововведения
рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в
сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт  при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после согласования самой технологии и удовлетворяемой потребности.
    Такое поведение важно и по той причине, что имеются многочисленные
свидетельства того, как по словам Дж. Брайта “наиболее  значимое применение новой техники и технологии не всегда осуществлялось там, где оно впервые наблюдалось; научно-технические нововведения часто служат наиболее эффективно тем целям, о которых и не помышляли в момент зарождения нововведения”.
   В качестве правил, которыми необходимо руководствоваться  при разработке инновационных решений целесообразно выделять:
      тщательное изучение потребностей рынка перед выходом на него с продукцией;
      сотрудничество с потенциальными потребителями, для которых качествопродукции, готовность предоставления услуг и отклик на спрос важнее самих технических разработок;
      оперативный отбор момента выхода на рынок, широкое использование дифференциации, стремление к тому, чтобы разработки опережали, а не догоняли спрос.
    Передача  технологии может осуществляться в  различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной.
    Формы передачи технологии на некоммерческой основе:
       информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники;
       конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы;
        обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов,
    осуществляемые  на паритетных основах университетами, фирмами, организациями;
      миграция ученых и специалистов;
      перекрестное лицензирование на паритетной основе.
    Основной  поток технологии в некоммерческой форме приходится на
некоммерческую, непатентоспособную информацию -фундаментальные  исследования, научные открытия и незапатентованные изобретения.
Некоммерческие  формы передачи технологии, в т.ч. внутрифирменный трансфер, осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и регламентации.
    Основными формами коммерческой передачи информации являются:
      продажа технологии в материализованном виде - станков, оборудования, технологических линий;
       прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация, модернизация предприятия, фирм, производств;
       портфельные инвестиции, в т.ч. современные предприятия, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров, а также лизингом;
       продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков, знаков обслуживания;
       продажа лицензий на запатентованные виды промышленной собственности -“ноу-хау”, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные к передаваемым оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты, а также обучении специалистов, консультационное сопровождение, экспертиза;
    совместное проведение ОКР, научно-производственная кооперация;
    инжиниринг.
     По направлению передачи технологий выделяют вертикальную и горизонтальную
передачу.
     Вертикальная передача - это межорганизационный процесс, осуществляемый по стадиям цикла “исследование - производство”.
     Горизонтальная передача - внутриорганизационный процесс передачи
информации  из одной научной области в  другую.
На практике эти формы могут взаимодополнять  друг друга.
     По количеству участников и степени их участия различают активные и
пассивные виды передачи.
   При активной передаче посредником между передающими обязательно
выступает какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя его технологии.
    При пассивной - производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации.
В данном случае трудно обойтись без специализированных услуг проектно-  и бизнес- консультирования, т.к. разработчики сами не обладают необходимыми умениями и знаниями.
Существуют и  другие формы передачи технологии:
·     имитационная - ведущая к поддержке процесса производства без
его коренного  изменения;
·     адаптивная - приспосабливающая производство к новой технике
без его существенного  изменения;
·     инновационная, требующая полного изменения производства.
   Современный инновационный менеджмент как вид  управленческой деятельности основан на принятии решений. Для повышения эффективности целей менеджмента необходимо иметь доступ к необходимой и достаточной информации, своевременно получать и обрабатывать огромное количество непрерывно изменяющихся данных.
    Но  эффект будет достигнут лишь при  условии поступления своевременной, регулярной, полной, адекватной, наглядной и достоверной информации. Информация может быть первичной, добытой в ходе “полевых исследований”, и вторичной, полученной в ходе “кабинетных исследований”.
Базы  знаний и банки данных (объединенные одним способом получения, хранения и обработки базы данных) - основа информационных услуг и информационного обеспечения инновационной деятельности.
   Для принятия обоснованного решения  инновационному менеджеру, работающему  с большими объемами информации, не обойтись без использования экспертных систем, в основе создания которых лежат современные тех. Средства обработки данных и выработанные приемы формализации ситуаций.
    Компьютерная  экспертная система - это программа (пакет программ), способная вырабатывать рекомендации для различных поведенческих ситуаций, используя информацию из различных баз данных фирмы, а также информацию, полученную от пользователя. Экспертные системы базируются на диалоге между человеком и машиной, поэтому позволяют моделировать различные ситуации для принятия решений, что очень важно при разработке, планировании и реализации нововведения.
   Хорошо  разработанная экспертная система  состоит из подбора альтернативных решений, системы критериев для оценки этих решений, соотношения между критериями, выраженного в весах критериев и содержит решающие правила для многокритериальных оценок альтернативных решений. 

2.Научно-техническая  продукция и ее  состав. 

    Непосредственный  продукт науки - понятия, теоретические  конструкции, модели, знаковые системы, наглядные графические образы и другая информация, содержащая новое знание и обеспечивающая его одинаковое понимание и освоение специалистами. Конечный продукт науки - нововведения, точнее фактический эффект от их использования.
Непосредственный  продукт фундаментальной науки  не становится товаром.
    Он является результатом труда не только данного научного коллектива, но и предшествующих поколений исследователей, воплощает общественные затраты на развитие образования, культуры и смежных отраслей науки, а не только расходы данного института. Это продукт по сути дела принадлежит обществу в целом и может быть использован в течение неограниченного времени необозримым кругом потребителей. При окончании фундаментального исследования невозможно предсказать все области, где оно будет использовано и тем более исчислить его экономический эффект. Конечный продукт науки тоже далеко не всегда выступает как товар, поскольку является результатом труда многих коллективов и
реализуется спустя длительное время после окончания  исследования. Поэтому для  того, чтобы включить науку в систему рыночных отношений, ныне учитывается промежуточный результат - научно-техническая продукция - товар особого рода.
    Научно-техническая  продукция - законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических работ, реализуемый по договорным ценам. К ней относятся: научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, программы и т.д.) о результатах законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включая работы по созданию новой техники и других изделии, технологии, материалов, работы в области технико-экономических исследований, информатики, экологии,
эргономики, математического моделирования, дизайна  и т.д.;
экспериментальные и опытные образцы (партии) новой  техники (продукции);
научно-технические  услуги, включая участие в пусконаладочных  работах,
авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области ("ноу-хау"), обучение персонала заказчика (потребителя), научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации; прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.).
    Научно-техническая  продукция, произведенная организациями, входящими в состав предприятий и объединений, учитывается наряду с обычной продукцией в общих итогах их работы. В валовую продукцию объединения (предприятия) включается вся научно-техническая продукция, выполненная как по договорам со стороны, так и для своих нужд. В товарную продукцию включается и при оценке выполнения договорных обязательств учитывается лишь научно-техническая продукция,
реализуемая по договорам со стороны. Таким образом, в принципе результаты научно-технической и производственной деятельности с 1989 г. суммируются. Это означает признание того факта, что научно-техническая деятельность создает новую стоимость и национальный доход (до сих пор наука относилась к непроизводственной сфере).
    В то же время научно-техническая продукция - товар особого рода. В отличие  от обычного материального товара при потреблении она не исчезает. Поэтому возможна многократная реализация одного и того же продукта многим заказчикам (его некоторая модификация не меняет сути дела). Поэтому целесообразно оплачивать полную стоимость товара лишь при первой продаже, а в дальнейшем оплачивать лишь дополнительные услуги и перечислять часть прибыли от использования нововведения. Полностью эквивалентный обмен в сфере НТП невозможен. Затраты на открытие и
его воспроизводство  резко различаются. Продукт умственного  труда - наука -
"всегда  ценится далеко ниже ее стоимости,  потому что рабочее время,
необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с тем
рабочим временем, которое требуется для  того, чтобы первоначально ее
произвести". К науке неприменимы традиционные критерии общественно
необходимых затрат труда. Поскольку каждое подлинно научное исследование уникально и, как правило, выполняется лишь в одном-двух учреждениях, не происходит формирования среднепрогрессивных величин, характеризующих усредненные затраты при господствующих условиях производства. Экономический эффект науки и материальная окупаемость ее затрат относятся лишь к науке или ее отдельным направлениям в целом, но не к каждому исследованию в отдельности.
    Все сказанное вовсе не подвергает сомнению необходимость экономических обоснований в процессе фундаментальных исследований. Законодательство СССР с 1991 г. регулирует отношения по созданию и использованию изобретений, открытий и других объектов интеллектуальной собственности. Это позволило сделать объектом рыночных отношений предметы духовной культуры и результаты их хозяйственного использования - передачу технологии, лицензии на изобретения, аренду оборудования (лизинг), передовой опыт "ноу-хау", технические услуги (инжиниринг).
    Передача  технологии - реализация совокупности материальных (новая техника, продукты, материалы, технология), информационных (техническая документация) и организационных (обучение методам организации производства, труда и управления) результатов НИОКР. Передача технологии происходит в различных формах; поставки готовой продукции, ее совместная разработка и производство (кооперирование), сооружение производственных объектов "под ключ". При этом лицензия продается лишь на те нововведения, которые запатентованы в установленном порядке.
   Аренда  новой техники (лизинг) используется при передаче технологии,
воплощенной в дорогостоящих и уникальных объектах (крупных ЭВМ, измерительных комплексах, сложном оборудовании). Впоследствии они могут выкупаться у арендодателя (банка, посреднической фирмы и т.д.).
Передовой опыт ("ноу-хау") - умение, знания и  навыки, которые не являются
общеизвестными, не защищены патентами и могут  быть эффективно использованы в производственной и хозяйственной деятельности (НИОКР, проектирование и строительство, изготовление и продажа продукции, поиск и добыча полезных ископаемых, освоение нововведений, в том числе экономических, подготовка кадров). С этим связаны и технические услуги (инжиниринг) по подготовке и обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (консультации и экспертиза проектов, оценка технологий и сооружаемых объектов, техническое обучение и инструктаж, передача технической информации). Продажа объектов интеллектуальной собственности становится все более важным элементом современной рыночной экономики. Согласно инвестиционному законодательству интеллектуальные ценности ("ноу хау", опыт, авторские права) приравниваются к имущественным (денежные средства, паи,
акции, движимое и недвижимое имущество  и т.д.) в качестве инвестиций.
Результат фундаментального исследования часто  не принимает материально-
предметную  форму, а персонифицируется, воплощается  в знаниях специалистов.
    Их, как показал опыт, невозможно засекретить  и присвоить. Общечеловеческому достоянию невозможно дать денежную оценку. В то же время продукт прикладных исследований и разработок принимает самостоятельную предметную форму изобретения, технической документации, методик, имеет авторство, принадлежит
определенному физическому или юридическому лицу, отчуждается от трудового процесса после его завершения.
    В чём состоят отличия НТП как  товара?
    Первое отличие состоит в том, что каждая единица этого товара уникальна. Каждое изобретение является новым по определению. Каждый новый научный результат имеет только одну степень свежести. Но это не означает, что научную продукцию можно продать лишь однажды.
    Второе отличие состоит в том, что НТП может быть товаром только при условии, что в её охране участвует государство. Её охрана только силами самого предприятия никогда не может быть достаточна. Предприятие может ввести определённый порядок документооборота, доступа к сведениям, поставить в проходной вооружённую охрану, то есть исключить возможность кражи материальных объектов или интеллектуальной продукции, записанной на материальных носителях. Но соглашение о конфиденциальности, заключаемое с сотрудниками, может быть действенным только если возмещение ущерба, нанесённого разглашением конфиденциальных сведений, будет обеспечено решением суда, то есть государственного учреждения. Любой вид интеллектуальной собственности требует участия государства для обеспечения охраны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.